Подписаться на обновления
14 ноябряЧетверг

usd цб 64.2009

eur цб 70.6724

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера 
Илья Коргузалов, hightech.fm   воскресенье, 5 мая 2019 года, 16:00

Музеи цифрового века
Как AR и VR освободили искусство


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Благодаря современным технологиям образ музея как скучноватого прибежища чопорных интеллектуалов бесповоротно уходит в прошлое. Музеи сегодня — это не только храмы науки и искусства, но все чаще — захватывающие аттракционы, способные увлечь и взрослых, и детей. AR-технологии способны превратить даже улицы в пространство для выставки, а VR возвращает утраченные памятники, переносит зрителя в мастерские художников и позволяет стать их соавторами. Илья Коргузалов, сооснователь компании Arcona, собрал наиболее перспективные технологические тренды и уже разработанные кейсы в музейном деле.

Индивидуальный маршрут

Пожалуй, самый простой и наиболее востребованный вариант использования возможностей современных технологий визуализации — это навигация. Сегодня многие серьезные музеи и галереи уже установили сенсорные терминалы и мультимедийные экраны, разместили в залах QR-коды и маячки-метки, работающие по протоколу iBeacon, организовали прокат многозадачных гаджетов или возможность скачивания собственных мобильных приложений для более детального знакомства с коллекциями.

Так, Лувр предлагает аудиовизуальный гид от разработчиков Nintendo с 3D-изображениями, рассказом об экспонатах и истории музея, а также интерактивной картой, которая поможет не заблудиться в лабиринте залов и проложить самый интересный маршрут от Венеры Милосской до Моны Лизы. Причем программа настраивается под индивидуальные вкусы и предпочтения гостей. На 12-метровой сенсорной стене Gallery One Кливлендского художественного музея можно предварительно познакомиться с тысячами экспонатов коллекции, выбрав наиболее любопытные и составив персональный маршрут. А интерактивный экран, размещенный в зале петербургского Русского музея, где демонстрируется полотно И. Е. Репина «Заседание Государственного совета», позволяет поближе познакомиться с любым из героев картины.

Путешествие во времени

Действительно незабываемое впечатление производит знакомство с иммерсивными технологиями, создающими эффект присутствия и погружения. Если говорить о художественных собраниях, то, как и следовало ожидать, наиболее охотно этот инструмент взяли на вооружение галереи современного искусства. В конце 2017 года лондонская Tate Modern представила VR-выставку, посвященную творчеству Амедео Модильяни. Ее создателям понадобились месяцы кропотливой работы, чтобы посетители смогли перенестись в Париж вековой давности, посетить воссозданную в виртуальной реальности мастерскую художника и даже «прикоснуться» к находящимся в ней предметам. В начале 2018 года московский музей современного искусства «Гараж» организовал выставку «Ставки на гласность», которая рассказывала о единственном в СССР аукционе «Сотбис», состоявшемся в 1988 году. Помимо отдельных работ, проданных на этих торгах, архивных фотографий и видеозаписей, важной составляющей экспозиции стала VR-реконструкция, которая позволила отправиться на 30 лет назад и лично побывать в аукционном зале во время знаменательного события.

Впрочем, сегодня средства виртуальной и дополненной реальности начинают применять даже очень консервативные художественные музеи. Так, на подобный опыт недавно решилась Третьяковская галерея: теперь с помощью VR-гарнитуры можно отправиться в мастерские Натальи Гончаровой и Казимира Малевича, воссозданные по фотографиям и архивным описаниям. Виртуальные пространства интерактивны, так что посетители могут не просто увидеть интерьер рабочих комнат, но и передвинуть вещи на столе или выбрать VR-кисть в мастерской Гончаровой или почувствовать себя соавтором Малевича, «бросая» на холст различные предметы. Для технических и естественно-научных собраний иммерсивность и вовсе стала хорошим тоном. Музей естественных наук MUSE в итальянском Тренто предлагает «полетать» над Альпами и «спуститься» по горнолыжной трассе. Панорамная проекция в Датском национальном морском музее в Хельсингере позволяет «нырнуть» в океанские глубины. В стокгольмском музее Средиземноморья с помощью 3D-технологий послойно отсканировали саркофаг с древней мумией, а в Музее природы и науки Perot в Далласе этим летом «воскресили» редких динозавров.

Российские музеи также идут в ногу со временем. Например, в Дарвиновском музее в Москве можно сделать селфи с виртуальными зверями. А в петербургском Музее железных дорог России, открывшемся в прошлом году, технологии дополненной реальности демонстрируют процесс заправки паровоза водой и оживляют макет старинного депо, перенося зрителей в прошлое. Кстати, помимо развлекательной функции, инновации вполне могут выполнять и социальную миссию, делая экспонаты доступными для людей с ограниченными возможностями. Показательный пример — весенняя выставка «Прикасаясь к шедеврам» в Национальной галерее в Праге. Здесь слепые и слабовидящие люди могли «ощупать» 3D-модели Венеры Милосской и бюста Нефертити с помощью специальных перчаток.

Диджитализация искусства

Еще один тренд, связанный с развитием компьютерной мысли, — сохранение шедевров искусства в виде цифровых объектов и перенесение их в виртуальный мир, доступный любому человеку. Таким образом те, кто физически не может попасть в тот или иной музей, отправляются в виртуальный тур, чтобы во всех подробностях рассмотреть на сайте оцифрованные экспонаты коллекций. Самым масштабным проектом подобного рода стал Google Arts & Culture, объединивший более тысячи музеев и галерей со всего света. В нашей стране похожую инициативу по размещению в сети музейных коллекций реализуют Департамент культуры Москвы и Московский департамент информационных технологий. К середине сентября 2018 года на сайте union. catalog. mos. ru было представлено уже около 25 тыс. экспонатов из двух десятков столичных музеев, среди которых Музей моды, Мемориальный музей космонавтики, музей-панорама «Бородинская битва» и Биологический музей имени Тимирязева. Поиск предметов искусства осуществляется по запросам, которые могут включать имя автора, материал, страну и дату создания.

Виртуальную жизнь обретают не только музейные собрания, но и памятники архитектуры, в том числе утраченные или труднодоступные, а также знаковые события человеческой истории. К примеру, организация The Arc/k Project запустила проект по созданию цифровой копии сирийской Пальмиры, уничтоженной ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ). Строительство VR-версии древнего города может занять до двух лет. Ученые из Пенсильвании реконструируют другое разрушенное поселение, на этот раз относящееся к цивилизации майя, — город Кахаль-Печ. А вот гробницу древнеегипетской царицы Нефертари можно виртуально посетить уже сегодня благодаря проекту Nefertari: Journey to Eternity от Experius VR. Для полного погружения сквозь время потребуется шлем HTC Vive. Доступны для виртуальных путешественников и археологические объекты приложения MasterWorks: Journey Through History. Совместный продукт компаний CyArk и Oculus детально воспроизводит четыре исторических памятника трех континентов: пещерное поселение в Колорадо и монументальную резьбу по камню на горе Рашмор в Южной Дакоте (США), храм древней индейской цивилизации Чавин-де-Уантар (Перу) и столицу древнего Сиама Аюттхаю (Таиланд). Перспективы тренда по переносу реальных объектов и событий в цифровой мир практически не ограничены, так как реализовывать подобные проекты может самый широкий круг людей. Наглядным примером служит опыт японских школьников, которые создали подробную реконструкцию одного из самых трагических событий ХХ века — сброса атомной бомбы на Хиросиму. VR-пользователи оказываются в городе перед самым авианалетом и успевают увидеть еще мирные улицы, куда в следующую минуту приходит смерть. Эта экскурсия в страшные мгновения истории стала данью памяти всем погибшим при ядерных бомбардировках и предупреждением живущим.

Улицы как новые музеи

Самая захватывающая новация последнего года, которая может перевернуть мир искусства, — это возможность создавать абсолютно новые цифровые произведения и даже целые музеи, чтобы размещать их реальном мире с помощью технологии дополненной реальности. И люди, прогуливаясь, например, по историческому центру Рима или Парижа, смогут не только любоваться красотами архитектуры, но и заглядывать в виртуальные галереи, просто скачав приложение или отсканировав маркер.

Первые вполне удобные инструменты для запуска подобных проектов были представлены летом: это ARCore от Google и ARKit от Apple. Пока еще это достаточно сложные программы, справиться с которыми могут только профессиональные разработчики. Но AR-технология развивается стремительно, и совсем скоро на рынке появятся конструкторы, доступные любому художнику, желающему перенести свои произведения в цифровое пространство. Петербургская компания Piligrim XXI работает над платформой Arcona, которая создает целый слой дополненной реальности на поверхности планеты — Цифровую землю. Это будет глобальная площадка, полностью подготовленная для размещения, причем удаленного, различных виртуальных объектов. То есть находясь в Мурманске, человек может организовать авторскую AR-выставку в Токио или Нью-Йорке.

Такие технологические решения делают мир искусства гораздо более открытым и общедоступным. Теперь людям творчества не нужно будет договариваться с галереями, арендовать помещения и зазывать публику в какое-то конкретное место. Достаточно создать контент и поместить его в достойные декорации, просто выбрав точку на карте.

Источник: hightech.fm




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Не сразу строится

История проекта «Ноосфера» и глобальные перспективы открытого доступа

Ассоциация интернет-издателей была создана в 2010 году объединением единомышленников, которые считали важным обеспечить русскоязычным пользователям доступ к культуре и знаниям. Ключевыми направлениями работы стали поддержка в России открытых лицензий Creative Commons и привлечение внимания к вопросам общественного достояния и сохранения культурного наследия. Опыт и результаты исследований привели к «Ноосфере» — проекту, вобравшему в себя все теоретические наработки в области авторского права и новомедийных практик.

31.05.2019 21:50


Библиотека по-новому

Современное учреждение культуры — это не только книги, но и мероприятия

Алексей Емельянов, директор Костромской областной универсальной научной библиотеки, рассказал «Частному корреспонденту» о важности цифровизации и модернизации библиотек.

31.05.2019 16:00, Татьяна Струкова



Открытый – значит, нужный

О музеях и библиотеках, открывших доступ к своим архивам для широкой общественности

Все больше организаций культуры предоставляют пользователям возможность безвозмездно использовать материалы своих архивов и экспозиций. Политика открытости помогает музеям и библиотекам интегрироваться в цифровое общество и привлекать новых пользователей. Видимость коллекций при таком раскладе только растет, как и известность организаций культуры.

30.05.2019 16:37


«Главная цель библиотеки — продвижение книг и чтения»

О развитии современных библиотек и оцифровке библиотечных архивов

Заместитель директора по внедрению новых информационных технологий Магаданской областной универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина Николай Бабиченко рассказал «Частному корреспонденту» о сложностях оцифровки произведений, защищённых авторским правом, и о важности присутствия библиотеки в медиа-пространстве.

28.05.2019 16:00, Татьяна Струкова


Исходный код

Как работают сервисы открытого доступа?

Сегодня стала очевидной потребность в открытости не только в области результатов деятельности исследователей и разработчиков, но и в области исходных данных. «Частный корреспондент» рассказывает о десяти успешных сервисах открытого доступа и о моделях их монетизации.

27.05.2019 16:00


«Библиотека должна использовать любые площадки, которые могут повысить эффективность её деятельности»

Какой должна быть современная библиотека

Заместитель директора по библиотечной работе Ставропольской краевой универсальной научной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова Татьяна Москвитина считает, что современная библиотека должна быть удобной, мультиплатформенной и доступной любому пользователю вне зависимости от его географического положения. Но для достижения этого библиотекам еще многому предстоит научиться.

26.05.2019 16:00, Татьяна Струкова


Оцифровка культуры

Как работают национальные проекты по оцифровке культурного наследия в России и за рубежом

С начала года в России должна была развернуться обширная работа государственных структур по цифровизации культурной среды. В планах развития до 2024 года — строительство новых центров культуры, виртуальных концертных залов, улучшение качества культурной среды, проведение фестивалей детского творчества и многое другое.

25.05.2019 16:00, Татьяна Струкова


«Государство должно вывести учреждения культуры из сферы услуг»

О важности библиотек как культурно-просветительских учреждений и их трансформации в современном мире

«Частный корреспондент» поговорил с директором МБУК Иркутская «Централизованная библиотечная система», заслуженным работником культуры РФ Натальей Кустовой и узнал, каким будет будущее библиотечного дела и как на него повлияют государственные реформы.

24.05.2019 14:15, Татьяна Струкова


Надежный доступ

О функциях библиотек в современном обществе и представлении об идеальной электронной библиотеке

Куратор проекта электронной библиотеки, заведующий сектором Центральной городской публичной библиотеки имени В. В. Маяковского Иван Прозоров считает, что библиотека остается идейно прежней и в электронную эпоху. Присутствие в интернете — прямое продолжение «вечных задач» любой библиотеки: создания фонда документов и обеспечения доступа к информации.

15.05.2019 19:00, Татьяна Струкова






 

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.