Подписаться на обновления
23 маяЧетверг

usd цб 64.4156

eur цб 71.8427

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера 
Илья Коргузалов, hightech.fm   воскресенье, 5 мая 2019 года, 16:00

Музеи цифрового века
Как AR и VR освободили искусство


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Благодаря современным технологиям образ музея как скучноватого прибежища чопорных интеллектуалов бесповоротно уходит в прошлое. Музеи сегодня — это не только храмы науки и искусства, но все чаще — захватывающие аттракционы, способные увлечь и взрослых, и детей. AR-технологии способны превратить даже улицы в пространство для выставки, а VR возвращает утраченные памятники, переносит зрителя в мастерские художников и позволяет стать их соавторами. Илья Коргузалов, сооснователь компании Arcona, собрал наиболее перспективные технологические тренды и уже разработанные кейсы в музейном деле.

Индивидуальный маршрут

Пожалуй, самый простой и наиболее востребованный вариант использования возможностей современных технологий визуализации — это навигация. Сегодня многие серьезные музеи и галереи уже установили сенсорные терминалы и мультимедийные экраны, разместили в залах QR-коды и маячки-метки, работающие по протоколу iBeacon, организовали прокат многозадачных гаджетов или возможность скачивания собственных мобильных приложений для более детального знакомства с коллекциями.

Так, Лувр предлагает аудиовизуальный гид от разработчиков Nintendo с 3D-изображениями, рассказом об экспонатах и истории музея, а также интерактивной картой, которая поможет не заблудиться в лабиринте залов и проложить самый интересный маршрут от Венеры Милосской до Моны Лизы. Причем программа настраивается под индивидуальные вкусы и предпочтения гостей. На 12-метровой сенсорной стене Gallery One Кливлендского художественного музея можно предварительно познакомиться с тысячами экспонатов коллекции, выбрав наиболее любопытные и составив персональный маршрут. А интерактивный экран, размещенный в зале петербургского Русского музея, где демонстрируется полотно И. Е. Репина «Заседание Государственного совета», позволяет поближе познакомиться с любым из героев картины.

Путешествие во времени

Действительно незабываемое впечатление производит знакомство с иммерсивными технологиями, создающими эффект присутствия и погружения. Если говорить о художественных собраниях, то, как и следовало ожидать, наиболее охотно этот инструмент взяли на вооружение галереи современного искусства. В конце 2017 года лондонская Tate Modern представила VR-выставку, посвященную творчеству Амедео Модильяни. Ее создателям понадобились месяцы кропотливой работы, чтобы посетители смогли перенестись в Париж вековой давности, посетить воссозданную в виртуальной реальности мастерскую художника и даже «прикоснуться» к находящимся в ней предметам. В начале 2018 года московский музей современного искусства «Гараж» организовал выставку «Ставки на гласность», которая рассказывала о единственном в СССР аукционе «Сотбис», состоявшемся в 1988 году. Помимо отдельных работ, проданных на этих торгах, архивных фотографий и видеозаписей, важной составляющей экспозиции стала VR-реконструкция, которая позволила отправиться на 30 лет назад и лично побывать в аукционном зале во время знаменательного события.

Впрочем, сегодня средства виртуальной и дополненной реальности начинают применять даже очень консервативные художественные музеи. Так, на подобный опыт недавно решилась Третьяковская галерея: теперь с помощью VR-гарнитуры можно отправиться в мастерские Натальи Гончаровой и Казимира Малевича, воссозданные по фотографиям и архивным описаниям. Виртуальные пространства интерактивны, так что посетители могут не просто увидеть интерьер рабочих комнат, но и передвинуть вещи на столе или выбрать VR-кисть в мастерской Гончаровой или почувствовать себя соавтором Малевича, «бросая» на холст различные предметы. Для технических и естественно-научных собраний иммерсивность и вовсе стала хорошим тоном. Музей естественных наук MUSE в итальянском Тренто предлагает «полетать» над Альпами и «спуститься» по горнолыжной трассе. Панорамная проекция в Датском национальном морском музее в Хельсингере позволяет «нырнуть» в океанские глубины. В стокгольмском музее Средиземноморья с помощью 3D-технологий послойно отсканировали саркофаг с древней мумией, а в Музее природы и науки Perot в Далласе этим летом «воскресили» редких динозавров.

Российские музеи также идут в ногу со временем. Например, в Дарвиновском музее в Москве можно сделать селфи с виртуальными зверями. А в петербургском Музее железных дорог России, открывшемся в прошлом году, технологии дополненной реальности демонстрируют процесс заправки паровоза водой и оживляют макет старинного депо, перенося зрителей в прошлое. Кстати, помимо развлекательной функции, инновации вполне могут выполнять и социальную миссию, делая экспонаты доступными для людей с ограниченными возможностями. Показательный пример — весенняя выставка «Прикасаясь к шедеврам» в Национальной галерее в Праге. Здесь слепые и слабовидящие люди могли «ощупать» 3D-модели Венеры Милосской и бюста Нефертити с помощью специальных перчаток.

Диджитализация искусства

Еще один тренд, связанный с развитием компьютерной мысли, — сохранение шедевров искусства в виде цифровых объектов и перенесение их в виртуальный мир, доступный любому человеку. Таким образом те, кто физически не может попасть в тот или иной музей, отправляются в виртуальный тур, чтобы во всех подробностях рассмотреть на сайте оцифрованные экспонаты коллекций. Самым масштабным проектом подобного рода стал Google Arts & Culture, объединивший более тысячи музеев и галерей со всего света. В нашей стране похожую инициативу по размещению в сети музейных коллекций реализуют Департамент культуры Москвы и Московский департамент информационных технологий. К середине сентября 2018 года на сайте union. catalog. mos. ru было представлено уже около 25 тыс. экспонатов из двух десятков столичных музеев, среди которых Музей моды, Мемориальный музей космонавтики, музей-панорама «Бородинская битва» и Биологический музей имени Тимирязева. Поиск предметов искусства осуществляется по запросам, которые могут включать имя автора, материал, страну и дату создания.

Виртуальную жизнь обретают не только музейные собрания, но и памятники архитектуры, в том числе утраченные или труднодоступные, а также знаковые события человеческой истории. К примеру, организация The Arc/k Project запустила проект по созданию цифровой копии сирийской Пальмиры, уничтоженной ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ). Строительство VR-версии древнего города может занять до двух лет. Ученые из Пенсильвании реконструируют другое разрушенное поселение, на этот раз относящееся к цивилизации майя, — город Кахаль-Печ. А вот гробницу древнеегипетской царицы Нефертари можно виртуально посетить уже сегодня благодаря проекту Nefertari: Journey to Eternity от Experius VR. Для полного погружения сквозь время потребуется шлем HTC Vive. Доступны для виртуальных путешественников и археологические объекты приложения MasterWorks: Journey Through History. Совместный продукт компаний CyArk и Oculus детально воспроизводит четыре исторических памятника трех континентов: пещерное поселение в Колорадо и монументальную резьбу по камню на горе Рашмор в Южной Дакоте (США), храм древней индейской цивилизации Чавин-де-Уантар (Перу) и столицу древнего Сиама Аюттхаю (Таиланд). Перспективы тренда по переносу реальных объектов и событий в цифровой мир практически не ограничены, так как реализовывать подобные проекты может самый широкий круг людей. Наглядным примером служит опыт японских школьников, которые создали подробную реконструкцию одного из самых трагических событий ХХ века — сброса атомной бомбы на Хиросиму. VR-пользователи оказываются в городе перед самым авианалетом и успевают увидеть еще мирные улицы, куда в следующую минуту приходит смерть. Эта экскурсия в страшные мгновения истории стала данью памяти всем погибшим при ядерных бомбардировках и предупреждением живущим.

Улицы как новые музеи

Самая захватывающая новация последнего года, которая может перевернуть мир искусства, — это возможность создавать абсолютно новые цифровые произведения и даже целые музеи, чтобы размещать их реальном мире с помощью технологии дополненной реальности. И люди, прогуливаясь, например, по историческому центру Рима или Парижа, смогут не только любоваться красотами архитектуры, но и заглядывать в виртуальные галереи, просто скачав приложение или отсканировав маркер.

Первые вполне удобные инструменты для запуска подобных проектов были представлены летом: это ARCore от Google и ARKit от Apple. Пока еще это достаточно сложные программы, справиться с которыми могут только профессиональные разработчики. Но AR-технология развивается стремительно, и совсем скоро на рынке появятся конструкторы, доступные любому художнику, желающему перенести свои произведения в цифровое пространство. Петербургская компания Piligrim XXI работает над платформой Arcona, которая создает целый слой дополненной реальности на поверхности планеты — Цифровую землю. Это будет глобальная площадка, полностью подготовленная для размещения, причем удаленного, различных виртуальных объектов. То есть находясь в Мурманске, человек может организовать авторскую AR-выставку в Токио или Нью-Йорке.

Такие технологические решения делают мир искусства гораздо более открытым и общедоступным. Теперь людям творчества не нужно будет договариваться с галереями, арендовать помещения и зазывать публику в какое-то конкретное место. Достаточно создать контент и поместить его в достойные декорации, просто выбрав точку на карте.

Источник: hightech.fm




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Надежный доступ

О функциях библиотек в современном обществе и представлении об идеальной электронной библиотеке

Куратор Центральной городской публичной библиотеки имени В. В. Маяковского Иван Прозоров считает, что библиотека остается идейно прежней и в электронную эпоху. Присутствие в интернете — прямое продолжение «вечных задач» любой библиотеки: создания фонда документов и обеспечения доступа к информации.

15.05.2019 19:00, Татьяна Струкова


Директива о копирайте — угроза свободе слова в Европе

Анализ законопроекта и оценка его влияния

Законодательный акт о защите авторского права накладывает ряд жестких ограничений на использование материалов в интернете без разрешения правообладателей. Мнение общественности разделилось: одни искренне желают получить дополнительные материальные средства за свой труд, а другие опасаются цензуры.

13.05.2019 16:00, Еркнапешян Марианна


Оцифровка музейных коллекций

Как сканируются экспонаты и учетные документы

Музеи сохраняют культурное наследие страны. Оцифровка делает это наследие более доступным широкой публике и значительно упрощает работу сотрудников музея.

06.05.2019 16:00, scan.cnews.ru


12 музеев мирового уровня, которые можно «посетить» в Интернете

Самые красивые виртуальные экскурсии

Спору нет, любой исторический артефакт или произведение искусства лучше всего увидеть воочию. Но не всегда и не у всех есть возможность много путешествовать по миру. К счастью, сегодня, в современную цифровую эпоху появилась возможность посещать ряд известнейших музеев мира, не выходя из собственного дома. В нашем обзоре собраны некоторые из музеев, которые приглашают на виртуальные экскурсии.

04.05.2019 16:00, kulturologia.ru


Музеи и цифровые технологии

Как развивается визуальное пространство

С развитием технологий музеям, галереям, экспозиционным научным центрам приходится искать пути привлечения и сохранения аудитории в условиях острейшей конкуренции. Им противостоят тысячи развлечений, доступных без отрыва от экрана или необходимости выходить из дома. Они сталкиваются с повышенными ожиданиями со стороны все более технически подкованной молодежи и снижающейся способностью людей концентрировать внимание из-за информационного перенасыщения среды.

30.04.2019 16:00, Айя Рено, te-st.ru


«Экспонаты трогать разрешается»

Как 3D-печать трансформирует музеи

За последнее десятилетие музеи и другие культурные учреждения по всему миру стали одним из самых интересных испытательных полигонов для 3D-печати. Скорее всего, это обусловлено природой объектов, которые эти учреждения изучают, собирают и показывают. Учитывая их хрупкость и историческую важность, к ним нельзя прикасаться, и обычно их выставляют за закрытыми стеклянными витринами. Историки Мирсини Самаруди и Карина Родригез Экаварриа рассказали о том, как 3D-печать меняет музеи и галереи.

29.04.2019 13:00, Анна Самойдюк, rb.ru


Эволюция библиотек

Как хранилища знаний меняются под влиянием технологий

Цифровые технологии изменили сущность таких устоявшихся общественных институтов, как библиотеки. Под натиском хай-тек эры они не просто подстраиваются под новые реалии, а в целом переосмысливают свою миссию в обществе.

28.04.2019 13:00, Айя Рено, te-st.ru


Высокие технологии в современных музеях

Музей становится еще ближе и доступнее

В XXI веке инновации перестали быть предметом одних лишь научных изысканий и сделались чем-то бытовым и привычным. Высокие технологии все больше проникают не только в деловую сферу, но в культурное пространство.

27.04.2019 16:00, culture.ru


7 ценных коллекций и онлайн-библиотек

Подборка лучших электронных ресурсов

Полезные коллекции, о которых мы узнали за год: базы данных, архивы и другие незаменимые источники. Больше интересных ресурсов от ведущих институтов культуры ищите в прошлой подборке.

23.04.2019 16:00, edutainme.ru


10 виртуальных коллекций и архивов

Теперь все можно посмотреть, не выходя из дома

Благодаря интернету сокровища мировой культуры стали ближе. Edutainme провели ревизию онлайн-архивов, художественных коллекций, баз данных и других незаменимых источников.

21.04.2019 16:00, Саша Милякина, edutainme.ru






 

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.