Подписаться на обновления
23 маяЧетверг

usd цб 64.4156

eur цб 71.8427

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера 
Айя Рено, te-st.ru   вторник, 30 апреля 2019 года, 16:00

Музеи и цифровые технологии
Как развивается визуальное пространство


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




С развитием технологий музеям, галереям, экспозиционным научным центрам приходится искать пути привлечения и сохранения аудитории в условиях острейшей конкуренции. Им противостоят тысячи развлечений, доступных без отрыва от экрана или необходимости выходить из дома. Они сталкиваются с повышенными ожиданиями со стороны все более технически подкованной молодежи и снижающейся способностью людей концентрировать внимание из-за информационного перенасыщения среды.

На первый взгляд, музеям пока нечего опасаться. Согласно «Отчету о популярности мест развлечений в мире» за 2016 год, дела у них, в частности у первой двадцатки музеев мира, идут довольно неплохо. Падение числа посетителей было отмечено только в Лувре и в музеях британской столицы.

Это обстоятельство большинство связывают со снижением потока туристов из-за террористической угрозы в Лондоне и Париже. В остальном музейная индустрия сохраняет стабильность и даже подросла на один процент.

Тем не менее в музейном сообществе не утихают дебаты о давлении со стороны технологий и необходимости вливаться в цифровой поток, чтобы не растерять актуальность с очередной сменой поколений.

Трансформация музейной среды происходит по всем фронтам: меняются рабочие процессы, инструменты, форма диалога с посетителем. Кроме того, повышается доступность накопленных музеями знаний за пределами их стен.

Открытость данных

Многие музеи присоединились к глобальному движению открытых данных, предоставляя неограниченный доступ к своим архивам, фотографиям и базам знаний. Одна из таких зонтичных инициатив — OpenGLAM (аббревиатура GLAM обозначает галереи, библиотеки, архивы и музеи — англ. galleries, libraries, archives, museums).

Ее цель — открывать доступ к так называемому «цифровому культурному наследию». На сайте организации в частности опубликованы музейные коллекции, доступные для свободного использования.

В 2008 году был инициирован проект Flickr Commons. Первые полторы тысячи снимков без ограничения авторских прав предоставила библиотека конгресса США. К 2008 году проект поддерживали уже более 50 музеев. Сейчас их количество превысило сотню. Некоторые музеи демонстрируют коллекции целиком на собственных сайтах, в том числе амстердамский Rijks.

API — еще один способ для музеев расширить доступ к своим ресурсам. Первым музеем, выпустившим API, стал Бруклинский музей в 2009 году. На сегодня на платформе Europeana опубликованы API, дающие доступ к более чем 50 миллионам объектов 1500 музеев по всей Европе.

Многие музеи прибегают к виртуальным турам. Один из самых масштабных на сегодня проектов в этой области — Google Art&Culture. Сейчас он включает более 32 тысяч произведений искусства из 46 музеев по всему миру.

Платформа позволяет совершать виртуальные путешествия по музею, создавать собственные коллекции и рассматривать произведения искусства в мельчайших подробностях. Так, каждый музей предоставил один экспонат для создания изображения ультракачества — гигапиксельного снимка.

Геймификация

На протяжении последних пяти лет популярным трендом остается геймификация музейного опыта. Квесты, викторины, паззлы сейчас являются непременным атрибутом большинства музейных интерактивных гаджетов-гидов.

Например, MicroRangers — интерактивная игра-квест, созданная для залов американского музея естественной истории.

MicroRangers

Другие игры даже не пытаются заманить посетителя в музей, существуя как независимые приложения для iOS и Android. Lunchball научного музея Лондона — одна из ранних таких игр.

Она представляет собой симулятор физических процессов и конструктор. Игра была запущена в 2007 году как независимый сайт, получила несколько наград и теперь работает уже как отдельное приложение.

В 2012 году Метрополитен-музей в Нью-Йорке запустил пользующуюся большой популярностью интерактивную мобильную игру-детектив «Убийство в Мет».

Убийство в Мет

У лондонской галереи Tate есть игра «Наперегонки со временем». Ее главный герой — хамелеон, спасающий краски мира.

Одно из ярких приложений технически крайне продвинутого семейства музеев Смитсоновского института — игра Meanderthal о доисторических людях.

Игры настолько прочно вошли в арсенал музеев, что для них существуют готовые решения. Например, у платформы Ojoo есть шаблоны квеста и охоты на монстров в стиле Pokemon-GO, разработанные специально для музеев.

Интерактивность

Наравне с играми другим стандартом стала интерактивность. Каждый уважающий себя музей обзаводится экранами и другими интерактивными девайсами для большего вовлечения посетителей.

В 2012 году Лувр отправил на пенсию свои аудиогиды, заменив их гаджетами Nintendo 3DS. Они выполняют стандартные обязанности экскурсоводов, напичканы 3D-фотографиями и морем дополнительной информации. А еще не дают потеряться, автоматически отслеживая ваше расположение и прокладывая маршруты в желаемом направлении.

Главный аттракцион Cooper Hewitt Smithsonian Design Museum в Нью-Йорке — интерактивные панели для более глубокого изучения коллекции музея. На них можно даже рисовать при помощи специальных стилосов, а потом наблюдать, какие экспонаты система свяжет с вашими рисунками.

Еще стилосы позволяют «закидывать» понравившиеся объекты в собственную виртуальную коллекцию. Для этого достаточно поднести ручку к именной табличке.

Проект Кливлендского музея искусств Gallery One, презентованный в 2012 году, стал абсолютным хитом. В этом году музей представил обновленную выставку ArtLens. Одна из ее составляющих — 12-метровая сенсорная стена, на которой демонстрируются все доступные экспонаты — более 4 тысяч объектов.

Контент обновляется каждые 10 минут. Одновременно стеной могут пользоваться 20 человек: изучать коллекции, создавать свои собственные и сохранять понравившиеся, подключившись к панели через Bluetooth.

В музее Алларда Пирсона действует «умная выставка», на которой посетители взаимодействуют напрямую с предметами экспозиции, таким образом получая более интерактивный опыт знакомства с ней.

Этот демонстрационный проект был разработан инициативой meSch (Material EncounterS with Cultural Heritage — «материальные контакты с культурным наследием»). Ее поддерживают партнеры из шести европейских стран.

Цель meSch — разрабатывать прототипы и инструменты для «нового интерактивного опыта, объединяющего физическое измерение музея иkb экспозиции с подходящей цифровой мультимедийной информацией».

Интернет вещей

Интернет вещей — «концепция сети физических объектов, сделанных с использованием технологий, позволяющих им взаимодействовать друг с другом и внешней средой без участия человека».

Она также уже достаточно активно задействована в музеях. Технология маячков-меток, например, протокол iBeacon, разработанный Apple, позволяет обмениваться данными между беспроводными устройствами с помощью Bluetooth.

В музеях такие маяки автоматизируют доставку контента в зависимости от зоны, в которой находится посетитель. Сотни датчиков, стратегически размещенных в разных точках музейных залов, «общаются» с гаджетами, будь то аудиогиды или смартфоны с установленными музейными приложениями, и активируют определенный контент при приближении к нужному месту в пространстве.

Они также способны собирать данные о том, как посетители взаимодействуют с экспозицией: какими маршрутами ходят, как долго и у каких предметов задерживаются, какое время тратят на тур.

Так, 800 маяков в американском музее естественной истории «сотрудничают» с музейным приложением Explorer, в частности, оказывая логистическую поддержку заблудившимся посетителям. iBeacon задействован в музее Рубенса в Антверпене.

UNMAS, агентство ООН по борьбе с использованием мин, при помощи iBeacon создало виртуальное минное поле, чтобы дать посетителям хотя бы отдаленно почувствовать разрушительную мощь этого вида оружия.

AR и VR

Иммерсия, обеспечиваемая виртуальной и дополненной реальностью, — глобальная тенденция в сфере развлечений, не миновавшая и музеи. Одним из первых экспериментов по использованию дополненной реальности в музейном пространстве стала «лупа» для музея Алларда Пирсона в Амстердаме.

В деревянный кейс в форме лупы был встроен iPhone, позволявший изучать коллекцию музея через дополненную реальность. Прототип гаджета — еще одно творение meSch.

В Нью-Йорке библиотека офиса Института Гете и институт Пратт совместно выпустили приложение виртуальной реальности, посвященное немецкому наследию в этом крупнейшем американском мегаполисе. Когда пользователь направляет камеру смартфона на объект, на экране появляются его архивные фотографии и другая информация, связанная с историей немецкой общины в Нью-Йорке.

Метрополитен-музей в этом году запустил VR-приложение Small Wonders. Оно позволяет «побывать» в XVI веке на церковной службе в готическом соборе.

Google активно продвигает свою платформу дополненной реальности Tango за счет партнерства с музеями. Так, во время визита в Институт искусств Детройта гости получают смартфоны Lenovo Phab 2 Pro, поддерживающие Tango. С их помощью можно, например, «заглянуть» внутрь саркофага или «увидеть» стершиеся краски на экспонатах.

Некоторые музеи открывают свои коридоры и залы для полностью виртуальных экскурсий. Так, VR-визит можно нанести галерее Renwick. А New Museum в Нью-Йорке недавно представил исключительно виртуальную выставку. Экспозиция First Look: Artists’ VR доступна в качестве бесплатного приложения виртуальной реальности.

3D печать и сканирование

3D принтеры открывают бездну возможностей для музеев. С их помощью, в том числе, создаются копии экспонатов, которые, в отличие от оригиналов, можно потрогать. Такой опыт делает музейные экскурсии более увлекательными для детей, людей с ограничениями зрения и просто всех тех, кто когда-либо сетовал на табличку «Не трогать». Так, в Бруклинском музее проходят «сенсорные туры», на которых можно потрогать реплики, ощутить их вес и структуру.

В музее Египта в Берлине трехмерные сканирование и печать были использованы для создания точных копий ценных артефактов с тем, чтобы более тщательно подготовить их реставрацию и снизить риск повреждений. Схожий эксперимент был проведен в музее Getty.

Музей de Young в Сан-Франциско использовал 3D-принтер MakerBot, чтобы создать идеальный кейс для французских часов XVIII века, которым предстояло несколько перемещений.

Искусственный интеллект

Если учитывать уровень ажиотажа вокруг машинного обучения, неудивительно, что и музеи посматривают в эту сторону и уже проводят интересные эксперименты. Музей Mauritshuis и IBM вместе работают над проектом, в котором ведущая партия принадлежит когнитивной компьютерной системе Watson.

Участники проекта надеются сформировать «глубокую систему» вопросов посетителей и ответов Watson’а вокруг шедевра Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа».

В прошлом году искусственный интеллект был темой конкурса IK Prize галереи Tate для проектов по использованию цифровых технологий для музея. Его победителем стала команда итальянских и французских исследователей. Они предложили программу имитации Recognition, протягивающую прямые нити между прошлым и настоящим.

Recognition сравнивает искусство мастеров, чьи полотна хранятся в Tate, с фотожурналистикой.

Она анализирует фотографии агентства Reuters — до тысячи в день — и ищет схожести среди 30 тысяч экспонатов галереи.

X Degrees of Separation на основе машинного обучения — зона для экспериментов в пространстве Google Art&Culture. Она позволяет найти связи между двумя совершенно разными и случайно выбранными объектами, формируя с их помощью зрительно последовательные цепочки.

Поиск новых партнерств

Инновационный подход музеев нередко выливается в создание новых неординарных альянсов. Так, в этом году 10 музеев Лондона обменялись своими аккаунтами в Twitter и Instagram, что позволило подписчикам по-новому взглянуть на коллекции.

Все чаще музейные экспозиции — плод усилий не только музейных экспертов, но и армии художников, архитекторов, специалистов по звуку, свету, цифровым проекциям.

Музеи служат идеальными «холстами» для трансмедийного повествования. Например, музей Виктории и Альберта в Лондоне запустил уже несколько проектов с производителем аудиоэлектроники Sennheiser, в том числе экспозицию этого года, посвященную Pink Floyd.

Она включает высоченные интерактивные экраны, голограммы и звуковое сопровождение, в том числе огромную концертную зону. Это иммерсионное аудио- и видеопространство воссоздает последнее совместное выступление всех четырех музыкантов группы.

В национальном музее искусств Каталонии в Барселоне археологи, реставраторы, специалисты по компьютерной графике провели скрупулезную работу по восстановлению фресок церкви Сан-Клементе де-Таулл.

Были изучены глубокие слои камня, созданы цифровые модели фресок, восстановлены оригинальные рисунки и цвета 1123 года, когда были написаны фрески. Сейчас видеорепродукции транслируются на стены проекторами высокого разрешения.

Исключительная экспозиция представлена сейчас в музее искусств Лос-Анджелеса. Ее автор — знаменитый мексиканский режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту, поставивший «Выжившего», «Бердмена», «Вавилон» и «21 грамм».

VR-проект Carne y Arena дебютировал на Каннском кинофестивале. Это комбинация виртуального и физического пространства, в центре которого — пустыня на американо-мексиканской границе. Инсталляция делает зрителя участником группы мексиканцев, стремящихся попасть в США.

По словам режиссера, таким образом зритель получает возможность «испытать на себе долю мигрантов, пройти их путями, проникнуть под кожу и попасть в их сердца». За эту работу Иньярриту была присуждена специальная награда Американской киноакадемии.

По словам ее президента Джона Бейли, Carne y Arena «открывает новые двери кинематографического восприятия», «это больше, чем просто креативный прорыв в зарождающейся форме виртуальной реальности, она интуитивно связывает нас с политическими и социальными реалиями на американо-мексиканской границе».

Источник: te-st.ru




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Надежный доступ

О функциях библиотек в современном обществе и представлении об идеальной электронной библиотеке

Куратор Центральной городской публичной библиотеки имени В. В. Маяковского Иван Прозоров считает, что библиотека остается идейно прежней и в электронную эпоху. Присутствие в интернете — прямое продолжение «вечных задач» любой библиотеки: создания фонда документов и обеспечения доступа к информации.

15.05.2019 19:00, Татьяна Струкова


Директива о копирайте — угроза свободе слова в Европе

Анализ законопроекта и оценка его влияния

Законодательный акт о защите авторского права накладывает ряд жестких ограничений на использование материалов в интернете без разрешения правообладателей. Мнение общественности разделилось: одни искренне желают получить дополнительные материальные средства за свой труд, а другие опасаются цензуры.

13.05.2019 16:00, Еркнапешян Марианна


Оцифровка музейных коллекций

Как сканируются экспонаты и учетные документы

Музеи сохраняют культурное наследие страны. Оцифровка делает это наследие более доступным широкой публике и значительно упрощает работу сотрудников музея.

06.05.2019 16:00, scan.cnews.ru


Музеи цифрового века

Как AR и VR освободили искусство

Благодаря современным технологиям образ музея как скучноватого прибежища чопорных интеллектуалов бесповоротно уходит в прошлое. Музеи сегодня — это не только храмы науки и искусства, но все чаще — захватывающие аттракционы, способные увлечь и взрослых, и детей. AR-технологии способны превратить даже улицы в пространство для выставки, а VR возвращает утраченные памятники, переносит зрителя в мастерские художников и позволяет стать их соавторами. Илья Коргузалов, сооснователь компании Arcona, собрал наиболее перспективные технологические тренды и уже разработанные кейсы в музейном деле.

05.05.2019 16:00, Илья Коргузалов, hightech.fm


12 музеев мирового уровня, которые можно «посетить» в Интернете

Самые красивые виртуальные экскурсии

Спору нет, любой исторический артефакт или произведение искусства лучше всего увидеть воочию. Но не всегда и не у всех есть возможность много путешествовать по миру. К счастью, сегодня, в современную цифровую эпоху появилась возможность посещать ряд известнейших музеев мира, не выходя из собственного дома. В нашем обзоре собраны некоторые из музеев, которые приглашают на виртуальные экскурсии.

04.05.2019 16:00, kulturologia.ru


Эволюция библиотек

Как хранилища знаний меняются под влиянием технологий

Цифровые технологии изменили сущность таких устоявшихся общественных институтов, как библиотеки. Под натиском хай-тек эры они не просто подстраиваются под новые реалии, а в целом переосмысливают свою миссию в обществе.

28.04.2019 13:00, Айя Рено, te-st.ru


Высокие технологии в современных музеях

Музей становится еще ближе и доступнее

В XXI веке инновации перестали быть предметом одних лишь научных изысканий и сделались чем-то бытовым и привычным. Высокие технологии все больше проникают не только в деловую сферу, но в культурное пространство.

27.04.2019 16:00, culture.ru


7 ценных коллекций и онлайн-библиотек

Подборка лучших электронных ресурсов

Полезные коллекции, о которых мы узнали за год: базы данных, архивы и другие незаменимые источники. Больше интересных ресурсов от ведущих институтов культуры ищите в прошлой подборке.

23.04.2019 16:00, edutainme.ru


10 виртуальных коллекций и архивов

Теперь все можно посмотреть, не выходя из дома

Благодаря интернету сокровища мировой культуры стали ближе. Edutainme провели ревизию онлайн-архивов, художественных коллекций, баз данных и других незаменимых источников.

21.04.2019 16:00, Саша Милякина, edutainme.ru


Архивы в цифровую эпоху

Ближе к людям, организациям и Интернету

Руководитель департамента по работе с архивами корпорации ЭЛАР — центра компетенций в сфере автоматизации государственных и муниципальных архивов Александр Владимирович Радченко рассказывает о перспективах развития архивной отрасли России с помощью современных технологий.

16.04.2019 16:00, Александр Радченко, rusarchives.ru






 

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.