Подписаться на обновления
18 октябряПятница

usd цб 64.0144

eur цб 70.9023

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Арсений Жиляев   четверг, 17 сентября 2015 года, 19:00

Музеефикация Земли
Выставка как медиум и художник как куратор


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Статья Арсения Жиляева о политической и социальной роли музея в разные эпохи, постапокалиптическом музее будущего и пределе современного искусства.

Более шести лет в качестве художника я занимаюсь концептуальной разработкой идеи «музей и выставка как медиумы». За это время мне удалось выработать определенную практическую творческую методологию работы, а также изучить архив теоретических и исторических материалов, касающихся данной проблематики. Этого должно быть достаточно для того, чтобы сделать приблизительные теоретические заключения в отношении выставки как медиума и роли музея в качестве художественной формы. Я очень надеюсь, что эта статья сможет прояснить специфику моей деятельности для российского контекста и будет полезной для специалистов, занимающихся разработкой сценариев развития современного искусства.

Выставка как медиум и другие пути развития современного искусства

Существует много трактовок современности и современного искусства как одной из форм ее выражения. Исторически к современному принято относить послевоенное западное искусство, продолжающее традиции модернизма (возникшего на рубеже XIX–XX веков) и авангардных экспериментов первой трети XX века. Также является общим местом мнение, что развал СССР привел к серьезным трансформациям в художественной сфере. Современное искусство не исчезло и приобрело глобальный характер, но в то же время его природа претерпела изменения, которые необходимо маркировать. Для удобства я называю искусство после 1991 года «поздним современным искусством», по аналогии с употребляемым чаще всего по отношению к временам постфордистского производства термином «поздний капитализм». Развивая эту аналогию, я сделаю еще одно допущение и буду подразумевать под современным искусством искусство капиталистической системы. Оно может содержать внутреннюю революционную деструкцию в виде модернизма или даже некоторые элементы посткапиталистического общества в виде авангарда, которые все же укладываются в это определение.

Поздний этап в развитии современного искусства отличается всеобщей безальтернативностью, похожей на безальтернативность капиталистической системы (которая до 1991 года такую альтернативу имела). Неудовлетворенность положением дел — это вызов для художников, ориентировавшихся на линейную логику модернизма и художественной инновации. Можно сказать, что незавершенность проекта современного искусства является выражением незавершенности капиталистических отношений на данном этапе. Однако это не отменяет размышлений художников о возможном выходе из современного искусства или же его реформировании. В данном поле я вижу три основные тенденции, закрепившиеся в последнее десятилетие.

Первая тенденция — возвращение к истокам современного искусства, к визуальному словарю модернизма. Обычно такое искусство производится с помощью превращения художественных открытий и инноваций прошлого в реди-мейд. Он, в отличие от постмодернистского прочтения, фиксирует не разочарованность в модернистском проекте, а желание его продолжения в форме ностальгии или оплакивания его неудачи. Таким образом, некогда деструктивная устремленность в будущее превращается здесь в инновативность новых поступлений в «магазин» костюмов для исторических реконструкций.

Вторая тенденция — это поиск альтернативы модернизму не в плоскости современности, а в домодернистской культуре. Выворачивая наизнанку принцип новизны, такое искусство утверждает, что единственной реальной инновацией внутри современного искусства, построенного на бесконечной череде изобретений, является полный отказ от них. Стоит отметить, что в данном случае все равно используется логика модернистского шока, на еще более высоком уровне утверждая тотальность модернистского проекта и современного искусства. Но если логика локальных модернизмов вбирала в себя художественные формы, обусловленные географией, то обращение к домодернистской культуре делает то же самое по отношению ко времени. То есть вторая тенденция лишь дополняет проект современного искусства, не претендуя на его реальное преодоление.

Третья тенденция предполагает доведение до предела тех форм современного искусства, которые есть на данном этапе. Если основной формой предъявления современного искусства является международная музейная выставка или биеннале, то акселерационистской рефлексией на это должно стать художественное высказывание, имеющее в качестве своего медиума такого рода выставки. Выставки, превращенные в художественные — а не кураторские — высказывания, способны идти значительно дальше тех лимитов, которые отводятся художнику сегодня. Такого рода проекты смогут довести до предела противоречивую природу современного искусства, основанную на институциональном и профессиональном ограничении художественного высказывания.

Последняя тенденция имеет много общего с реалистическим, миметическим видением искусства, так как осознанно принимает и отражает посредством концептуализации его наличное состояние. Действуя в данном ключе, мы можем вобрать в себя две предыдущие тенденции, если хотим добиться критического высказывания о содержании искусства, или же сосредоточиться на присущих выставкам противоречиях — например, на буржуазной институциональной демократии, которая скрыта в делении на куратора и художника. Переход от одного произведения искусства к их связке в тотальности выставки может быть использован и в конструктивном ключе. В таком случае мы имеем дело с выставкой-блокбастером, созданной художником. Но в отличие от кураторского проекта она не будет ограничена существующими произведениями современного искусства, из которых необходимо сделать выборку. Сегодня работа внутри этой парадигмы уже ведется, но этим в основном занимаются кураторы и институции, что не позволяет ей развернуться в полную силу.

История искусства будущего в карикатурах и не только

При разработке акселерационистской тенденции встает вопрос пределов творчества, или вопрос истории будущего. Предположим, мы в результате аналитической работы выявляем интересующие нас тенденции и хотим их гипертрофировать. Каким образом это можно сделать? Ведь речь идет о формировании потенциального будущего. Осмелюсь утверждать, что краеугольный камень современного искусства — инновация — на самом деле не является настолько серьезной проблемой, какой ее рисует воображение молодых художников. По крайней мере, воображение опытных карикатуристов легко справляется с этой задачей — достаточно посмотреть на реакцию последних на модернизм. Не отягощенное грузом репутационной и прочей ответственности воображение карикатуристов зачастую шло значительно дальше самых смелых профессиональных экспериментов.

Если так обстоят дела, значит, можно представить возможную формализацию истории художественного творчества и, таким образом, ее потенциальное будущее. А если задаться еще более амбициозной целью и составить полную историю будущего современного искусства? Задача решается легко, и для этого не обязательно привлекать бригаду карикатуристов. Как мы знаем, единицей исторического развития в современном искусстве была инновация. Опыт неомодернистских тенденций, список инноваций до сих пор не полон. Значит, достаточно будет хорошего историка искусства, способного к формализации уже известных художественных экспериментов, и суперкомпьютера, который сможет на основе этой базы данных произвести расчет всех возможных формальных комбинаций. Он сможет создать карту истории будущего, понятой в логике модернистского проекта, наследником которого является современное искусство.

Произведенный таким образом архив не будет означать завершение искусства, он лишь укажет формальные границы того понимания искусства, которое превалирует в условиях современного капитализма. Так же, как фотография изменила роль живописи, появление архива истории будущих художественных инноваций должно по-новому определить само искусство как таковое и роль художника. Если мы знаем, что все формальные инновации уже записаны, пределы нам известны, имеет смысл перенести акцент на то, при каких обстоятельствах эти инновации входят в жизнь, в какой форме они в ней существуют; кто субъект, открывающий им путь в актуальную историю, а также какие перспективы открываются нам, смотрящим от этих пределов вдаль. Задачи подобного рода могут быть решены при участии художника-куратора, использующего в качестве своей лаборатории выставку как медиум.

Художник как куратор

Выставки как основной медиум для демонстрации искусства возникли не сегодня. Пожалуй, первое, что приходит на ум, когда мы думаем об инсталляции, рефлексирующей на тему кураторских выставок, это тотальные инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых. Хрестоматийным примером является работа «Альтернативная история искусств», в которой представлены работы вымышленных художников, каждый из которых выражает определенную линию в искусстве СССР. Обращаются к частично вымышленным советским художникам и другие представители московского романтического концептуализма — например, дуэт Елагиной и Макаревича. Дмитрий Пригов построил свою художественную рефлексию на превращении самого себя в персонажа. Наконец, акции группы «Коллективные действия» хоть и не используют выставку и инсталляцию в качестве своего медиума, но занимаются анализом отдельных элементов вроде появления, поля и других составляющих, из которых они состоят. Если говорить о западном искусстве, то здесь ключевой главой истории выставок как медиума является деятельность группы художников, собранных под вывеской институциональной критики. Их практиками фактически была разработана грамматика выставочного проекта, особенно в ее отношении к институции современного искусства, а также политико-экономическому контексту ее существования. Отдельного упоминания заслуживает американский концептуальный художник Фред Уилсон. Его выставка 1992 года «Mining the Museum», критически пересматривающая репрезентацию угнетенных в контексте исторической экспозиции, положила начало новой эпохе в осмыслении музея — в том числе нехудожественного профиля.

История радикальных кураторских экспериментов (начинающаяся с Харальда Зеемана и продолжающаяся работами кураторов-медиаторов), связанных с расцветом эстетики взаимоотношений, также имеет своим самым частым предметом выставку. Здесь стоит вспомнить множество художников, отрывавшихся от своих профессиональных обязанностей для того, чтобы стать кураторами. Первыми в этом списке идут выставки сюрреалистов, которые в первой трети XX века организовывал Марсель Дюшан. Новый институционализм выводит ту же проблематику на новый уровень, включая в зону ответственности за художественное высказывание институции современного искусства.

Современный этап институционального строительства открывает большие возможности для художественного самовыражения. Одним из самых ярких примеров здесь является деятельность платформы e-flux. Начавшись как инициатива художников Антона Видокле и Джульеты Аранды, проект превратился в одну из главных площадок, экспериментирующих с границами художественного высказывания.

Некоторое время назад оформилась интернациональная сеть концептуальных музеев, являющихся художественными проектами, которые проверяют на прочность общепринятые представления о главной институции современного искусства. Лидерами здесь являются два проекта из США. Первый — Музей технологий юрского периода, организованный более двадцати лет назад Дэвидом Уилсоном в Лос-Анджелесе. Музей имеет постоянное пространство, состоящее из серии независимых экспозиций. Каждая посвящена одной теме, обращающейся к представлению о музейной выставке (в основном домодернистского периода, то есть кунсткамеры). Еще один пример — Музей американского искусства в Берлине, вымышленная музейная институция, занимающаяся созданием концептуальных реплик, ключевых для становления американской идентичности и современного искусства выставок. В России МоАА известен благодаря проекту в рамках исследовательской резиденции музея «Гараж».

О музеефикации всей Земли

В истории экспериментального искусства XIX–XX веков можно выделить три авангардных музейных проекта и, соответственно, три уровня радикальности по отношению к музею как институции. На первом находятся художники исторического авангарда. В целом их отношение к музею можно описать как резко негативное: например, Малевич в целях экономии места призывал к сожжению музея вместе со всем искусством прошлого. Правда, для особо интересующихся оставался шанс, так как из пепла можно было бы сделать «дидактические пилюли», выжимки из художественных новаций, чтобы разместить их на маленькой полке образовательной институции. В случае же с менее критическим отношением речь шла о понимании музея как места, где можно красиво разместить произведения. Безусловно, для этого надо было осуществлять профессиональный контроль над закупками искусства, которое должно было быть только авангардным, и образованием, которое должно было объяснять, почему авангардное искусство — это хорошо. Самым удачным примером здесь можно считать создание Музея живописной культуры, во многих своих установках предвосхитивше

Второй уровень начинается после революции 1917 года и заканчивается сталинскими репрессиями середины 1930-х. Он представлен музеем исторического материализма и его деятелями. Наиболее яркий пример — деятельность Алексея Федорова-Давыдова, который был директором отдела нового искусства в Третьяковской галерее и автором «Опытной комплексной марксистской экспозиции». После революции перед советскими музейными деятелями встала проблема: как показывать искусство прошлого, если почти все оно — искусство эксплуататоров? Можно было либо примкнуть к радикалам, ратовавшим за уничтожение искусства прошлого, либо создать условия для того, чтобы освобожденные смогли его критически впитать, а после сформировать искусство будущего. Федоров-Давыдов разработал экспозицию, которая позволяла концептуализировать историю искусства прошлого, критически противопоставляя ее искусству угнетенных. Под его руководством в Третьяковской галерее впервые выставили то, что прежними буржуазными классами искусством не считалось, а именно рекламу, лозунги, экономические сведения о производстве того или иного произведения и пр. Это был новый «Черный квадрат», но созданный не в плоскости живописного холста, а в плоскости истории искусства и в форме критической тотальной инсталляции. В то время как большая часть авангардистов фетишизировала свой критический метод, советские музеологи предложили метод, который мог бы быть критичным по отношению к самой критике. Так, Федоров-Давыдов включал «Черный квадрат» в одну из своих экспозиций, сопровождая произведение критическими комментариями.

Но даже в постреволюционном обществе, свободном от социальных противоречий, а значит, свободном от традиционных проблем понимания искусства, должно было остаться место для живописи и скульптуры. Ведь даже у коммуниста, как указывал теоретик производственного конструктивизма Борис Арватов, оставалось его физическое тело, а значит, противоречия, связанные с его аффектами. Среди них можно выделить два основных — смерть и сексуальные отношения, то есть та же борьба со смертью. В этот момент начинается третий уровень, а именно музейный проект Николая Федорова, одного из родоначальников русского космизма. Согласно его воззрениям, музей должен был стать научной лабораторией, школой и пространством творчества жизни, которое понималось как воскрешение с последующей организацией жизни в космосе. Еще при жизни Федорова был осуществлен ряд художественных шагов в сторону реализации проекта.

Все три музеологических проекта никогда не были полностью реализованы, хотя в том или ином виде каждый из них стал важной вехой в истории искусства и выставочных экспериментов. Правда, из каждого курса были вычеркнуты освободительные и эгалитарные амбиции. При всех различиях в политических взглядах и эстетических предпочтениях все три проекта представляют разные варианты существования музея в посткапиталистическом обществе. При существующих кондициях мы должны признать, что:

а) Музей авангардного искусства, о котором мечтали художники, превратился в гигантские капиталистические фабрики вроде центра Louis Vuitton в Париже и пр. Их образовательные отделы не идут дальше объяснения того, почему некоторые до сих пор называют композицию из геометрических фигур авангардной.

б) Музей материалистической диалектики в своем первоначальном виде не просуществовал дольше советского варианта музея авангарда, частично воскреснув спустя почти полвека в западном современном искусстве в виде критического искусства, институциональной критики и концептуализма и бюрократизировавшись в марксистскую академию от искусства. Правда, социальные противоречия не были окончательно преодолены даже в СССР, и мечты Арватова оказались реализованы лишь в форме повсеместной товарной задизайнированности жизни.

в) Музейный проект Федорова, который должен был освободить человека от последних противоречий физического и социального существования, похоже, может быть частично реализован, но скорее в форме полной базы данных о жизнедеятельности человека и его физиологических данных, таких как ДНК. Все это будет использовано для будущего воскрешения (мы можем представить себе возможность радикального продления жизни и, возможно, даже воскрешения, однако вряд ли эта возможность будет реализована без деления на «праведников» и «грешников», «угнетенных» и «угнетателей», как этого хотел сам Федоров).

Что получится, если мы осуществим мыслительный эксперимент и предложим вариант развития описанных выше тенденций сегодня, учитывая ограничения, накладываемые текущим историческим моментом? Конструирование такого рода проекта означает попытку создания музейной институции, способной акцентировать свои посткапиталистические особенности здесь и сейчас, сохранив при этом их освободительный, эгалитарный потенциал. Начать можно с коррекции системы художественного производства.

Ни для кого не секрет, что, несмотря на растущее в геометрической прогрессии количество художественных произведений и художников, качество их продукции зачастую неубедительно. Причем неубедительность эта заключается не в формальном несовершенстве, а, наоборот, в слишком искусном владении рецептом производства качественного искусства (особенно если речь идет о критическом искусстве — происходит бюрократизация и перепроизводство). Как однажды справедливо указал Борис Гройс, если раньше критическое означало обязательно нечто уродливое, то теперь критическое стало прекрасным и стильным. Более того, его много; возможно, слишком много. Однако вместо того чтобы радоваться открытию и распространению знания, как создавать качественное художественное высказывание, деятели современного искусства поступают как руководители конкурирующих корпораций, патентующих все свои технологические решения и опасающиеся падения прибыли.

Можно посмотреть на ситуацию с другой стороны. Если нам известен рецепт хорошего современного искусства, почему бы не начать производить его в промышленных масштабах, сделать его еще лучше и еще доступней? На пути у такого решения лежит вера в священный анархизм художественного творчества и его индивидуальный ремесленный статус. Удивительно, но современное искусство оказывается одним из самых несовременных с точки зрения производственного цикла (наверное, еще более архаична только литература). Совершенно не обязательно, что этот архаизм наносит вред. По-своему в условиях неолиберализма он сохраняет прогрессивное значение. Но этого прогрессивного значения оказывается недостаточно, чтобы представить себе посткапиталистическое искусство.

Выход на новый уровень в организации художественного производства является требованием, которое уже стоит у ворот. Ведь если на одном конце производственного цикла находится анархический творческий жест художника (пусть и отформованного арт-вузами и художественной конъюнктурой), то на другом — сверхструктурированная плановая система крупных международных выставок, ярмарок искусства и пр. В идеале эти полюса должны друг друга дополнить. Творческая анархия может иметь в качестве своей матрицы определенное планирование, а жесткие рамки институциональной (а значит, экономической и политической) организации должны приобрести толику художнической свободы. Требованиям такого рода вполне могла бы соответствовать авангардная музейная институция.

Источник: T&P




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Тяжелые шутки

Разбор нашумевшего «Джокера»

«Это самый тяжелый фильм», «это самые пронзительные шутки», «это жизнь в ее прямом воплощении». Такие отзывы мы слышим от людей, выходящих из кинотеатра после просмотра фильма «Джокер». Ему пророчат «Оскар», он самый обсуждаемый, после него плачут и уходят в депрессию. Посмотрели, что говорят об этом кино пользователи социальных сетей.

15.10.2019 19:00, Редакция "Частного корреспондента"


Инга Кузнецова: «Это антиутопия с прогнозом на завтрашнее утро»

Интервью, посвященное новому роману писательницы

Роман «Промежуток» Инги Кузнецовой — о том, что с нами сегодня происходит и какие формы может принять социальный протест, если запретить не только дело, но и слово. Сможет ли Промежуток, в котором оказались герои, стать Просветом в недалеком будущем? Какую цену стоит заплатить, чтобы построить новую реальность «с нуля»?

15.10.2019 16:00, Игорь Бондарь-Терещенко


Ловушка для Вирджинии Вулф

Дом стал для нее роковым

В 1919 году писательница купила загородный дом — маленький особняк XVIII века Монкс-хаус, «Монашескую обитель». Сейчас этот дом сделали её музеем. «Сказочное место!» — такие записи оставляют посетители. А вот сама писательница так и не смогла ужиться с этой «сказкой». Почему?

14.10.2019 19:00, Дмитрий Воденников, story.ru


Настоящий детектив

Артур Конан Дойль в роли Шерлока Холмса: как писатель расследовал реальное преступление

Конан-Дойль — известный всему свету сочинитель похождений Шерлока Холмса, спустился недавно с высоты фантазии и изобразил лично Шерлока Холмса, чтобы доказать невиновность одного молодого адвоката, Георга Эдальи, осужденного в 1903 году, совершенно несправедливо, к 7 годам тюремного заключения.

13.10.2019 19:00, grandpaper.ru


Ольга Киселёва: «Человек, который входит в лес, должен понимать, что он на территории искусства»

Как искусство связано с экологией

Единственной достопримечательностью французского города Бискаррос на протяжении веков был старый вяз, нежно любимый его жителями. Несколько лет назад дерево погибло, и для создания нового символа мэрия пригласила художницу Ольгу Киселёву. Потратив весь бюджет проекта на исследования, она узнала, что дерево погибло от грибка, но если французскую породу скрестить с устойчивой к нему сибирской, его можно вернуть к жизни. Оживший вяз и есть произведение, созданное Киселёвой, — а художница разрабатывает новые проекты на стыке искусства и науки со священными деревьями разных религий.

13.10.2019 16:00, Ольга Киселева, iskusstvo-info.ru


Подкинуть дров для осенней хандры

Самые пронзительные фильмы

Для человека абсолютно естественно желание испытывать всю гамму чувств — от предельной радости до предельной грусти. Если вы соскучились по фильмам с глубоким смыслом, искренним сюжетом и широкой палитрой эмоций, то эта подборка — для вас.

12.10.2019 19:00, cameralabs.org


«Творчество — прежде всего чувство, а чувства нельзя вечно контролировать»

Джордж Оруэлл. Эссе «Литература и тоталитаризм»

Джордж Оруэлл родился в семье чиновника из опиумного департамента британской Индии, работал в полиции колониальной Бирмы, воевал на стороне ополчения в гражданской войне в Испании. Во время Второй мировой вел антифашистские передачи на BBC. Сегодня Оруэлл наиболее известен как автор слов «мыслепреступление» и «новояз», антиутопии «1984» и притчи «Скотный двор» — аллегории на революцию 1917 года в России. Публикуем эссе Оруэлла о том, как живое слово закономерно умирает при тоталитарных режимах.

11.10.2019 19:00, izbrannoe.com


Непокоренная жена

История музы Евтушенко

В Галину Евтушенко были по уши влюблены все знаменитости 60–70-х: Михаил Луконин, Евгений Евтушенко, Александр Межиров, Василий Аксёнов, Артур Миллер... Но вторую половину жизни она провела в одиночестве, и это был её выбор. Она всегда очень строго судила и неизменно перечила — мужьям, друзьям и властям.

08.10.2019 19:00, Анна Саед-Шах, story.ru


Мэрилин Монро и ее английский роман

Семь дней и ночей с Мэрилин: есть ли в этой истории правда?

В 2000-м году британский писатель и режиссер Колин Кларк выпустил книгу «Моя неделя с Мэрилин»: в ней описывается короткий роман между американской актрисой и им самим. Эта удивительная история об увлечении Монро молодым ассистентом режиссера позже стала сценарием фильма «Семь дней и ночей с Мэрилин». Романтическая мелодрама, которая, как утверждают создатели, основана на реальных событиях, рисует весьма идиллическую картину: хрупкая, одинокая и несчастная Мэрилин находит кратковременное утешение в лице совсем юного, «зеленого» и восторженного Кларка. Их весьма невинный роман, если верить писателю, длился всего лишь около недели и закончился, конечно же, разлукой. Что же действительно произошло за кулисами съемок «Принца и танцовщицы», и была ли Мэрилин Монро увлечена английским юношей?

06.10.2019 19:00, Дарья Александрова, diletant.media


Психология на грани

Подборка фильмов с неожиданным концом

Есть фильмы, которые не собирают полные залы и лежат далеко не в каждой домашней коллекции, но тем не менее заслуживают особого внимания.

05.10.2019 19:00, cameralabs.org






 

Новости

Умер художественный руководитель Ленкома Марк Захаров
Умер художественный руководитель московского театра Ленком, народный артист СССР Марк Захаров.
«Викимедиа РУ» подготовила рекомендации по «Открытому наследию»
В рамках проекта «Открытое наследие», выполняемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, в 2018—2019 годах НП «Викимедиа РУ» совместно с Ассоциацией интернет-издателей проведено исследование причин, препятствующих публикации в открытом доступе культурного наследия России.
Подведены итоги второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019»
Подведены итоги и награждены победители и призёры второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019», проходившего с 1 июня по 14 июля 2019 года. Призовой фонд мероприятия, проводившегося некоммерческим партнёрством «Викимедия РУ» в рамках проекта Ресурсный центр «Открытое наследие» за счёт средств гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, составил 201 000 рублей.
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» про писателя Владимира Сорокина
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» — о русском писателе, драматурге и художнике Владимире Сорокине. Картина появится в прокате с 12 сентября.
Ресурсный центр «Открытое наследие» в Анапе
1 августа 2019 года в стенах Центральной библиотеки города Анапа прошла презентация ресурсного центра «Открытое наследие» для представителей библиотечного сообщества муниципального образования города-курорта Анапа. Пред представителями 29 филиалов Централизованной библиотечной системы выступили представители НП Викимедиа РУ Станислав Александрович Козловский и Дмитрий Александрович Жуков.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.