Подписаться на обновления
25 июняПонедельник

usd цб 63.2396

eur цб 73.7247

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Джадит Терман (Judith Thurman)   понедельник, 21 марта 2016 года, 11:00

Молчаливая спутница
Что скрывают письма Набокова?


© РИА Новости,
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Вера и Владимир Набоковы пробыли мужем и женой 52 года, что, по меркам литературного мира, пожалуй, можно считать рекордом. В их близости было нечто мистическое. Когда они разлучались, он мучительно по ней тосковал. Владимир посвящал ей почти все свои книги. Именно Вера, как известно, спасла «Лолиту» от мусоросжигателя, куда автор хотел ее отправить.

ра и Владимир Набоковы пробыли мужем и женой 52 года, что, по меркам литературного мира, пожалуй, можно считать рекордом. В их близости было нечто мистическое. Когда они разлучались, он мучительно по ней тосковал. Она была его первым читателем, его агентом, его машинисткой, его архивариусом, его переводчицей, его костюмером, его бухгалтером, его пресс-секретарем, его музой, его ассистентом, его шофером, его телохранителем (она носила в сумочке пистолет), матерью его ребенка, а когда он умер, стала непреклонной блюстительницей его наследия. Владимир посвящал ей почти все свои книги. Именно Вера, как известно, спасла «Лолиту» от мусоросжигателя, куда автор хотел ее отправить. До того, как они перебрались из преподавательской квартиры в Итаке, штат Нью-Йорк, в роскошный отель в Швейцарии, она вела его домашнее хозяйство — по ее собственным словам, «ужасно» — и готовила ему пищу. На людях она удерживалась от того, чтобы пробовать его еду, однако она открывала его почту и отвечала на нее.

Как пишет биограф Веры Стейси Шифф (Stacy Schiff), скрытность была ее фетишем и она «испытывала панический страх при виде своего имени в сноске» (здесь и далее цитаты из книги Шифф даются в переводе О. Кириченко, — прим. пер.). Ее любовь даже трудно назвать жертвенной — Набоковы были почти единым существом, двумя клапанами одного сердца. Такую чрезмерную самоотдачу трудно не счесть, в сущности, тем же самомнением, только отраженным и опосредованным. Кстати, книга Шифф получила в 2000 году Пулитцеровскую премию, и имя Веры с тех пор стало нарицательным. В прошлом году The Atlantic писал, что счастливы те писатели, которым удалось найти свою Веру — супруга любого пола, освобождающего их от прозаических повседневных обязанностей. Тем, кому не так повезло, остается только мечтать о Вере, стоя у прачечного автомата. Впрочем, писатель со средствами — или с принципами — всегда может нанять себе такую Веру за деньги.

«Письма к Вере» — первый полный сборник писем Набокова к жене — вышли в этом месяце в издательстве Knopf. Чтобы составить этот толстый том, переведенный с русского и отредактированный Ольгой Ворониной и главным биографом Набокова Брайаном Бойдом (Brian Boyd), потребовалась огромная исследовательская работа. К несчастью, картина, которую получает в итоге читатель, все равно остается однобокой. Четыре пятых переписки приходится на период между 1923 годом, в котором будущие супруги встретились, и 1940 годом, в котором они с шестилетним Дмитрием Набоковым бежали из Франции в Нью-Йорк. На долю оставшихся до смерти Набокова 37 лет приходятся лишь 80 страниц из пяти сотен (кроме которых в книгу входят еще 268 страниц приложений и примечаний). Так как все его англоязычные романы кроме одного были написаны в Америке (недаром он называл себя американским писателем), наиболее плодотворные десятилетия его литературной карьеры — и вериного литературного акушерства — остались по большей части за кадром.

Мы можем полюбоваться автопортретом молодого Владимира, нетронутым набоковской иронией. Самые ранние его письма так пропитаны желаньем и остроумием, что буквально опьяняют. Шар закатывается под кресло, единственный предмет мебели в комнате: «у вещей, похоже, есть инстинкт самосохранения». Пытаясь бросить курить, Набоков воображает, как ангелы на небесах тайком курят точно школьники. Когда мимо проходит архангел, они выбрасывают папиросы — и «это и есть падающие звезды». Из Парижа он пишет о парижском метро: «Здесь воняет как между пальцами ног и так же тесно».

Молодой Набоков мечтал дать Вере «счастье солнечное, простое» — редчайший товар для русских этого поколения. Между ними было три года разницы — он родился в 1899 году, она — в 1902 году. Вся их юность прошла в попытках спастись от кровавых потрясений 20 века. Многие из их соотечественников тогда сбились с пути и так и не смогли вернуться к нормальной жизни. Однако Владимир с Верой сумели стать друг для друга путеводными звездами.

Вера Евсеевна Слоним родилась в богатой еврейской семье, бежавшей из Санкт-Петербурга во время Революции и поселившейся в Берлине, который в то время был фактической столицей антибольшевистской диаспоры. Она была бледной и тонкокостной, с огромными глазами бездомного ребенка. Изяществом речи и одежды она не уступала мужу. Он любил шутить, что из-за него ее волосы преждевременно побелели. В ее внешности было нечто нездешнее, маскировавшее ее жесткость. Как говорил сам Набоков, характер Веры был сделан «из крохотных острых стрел».

В Берлине отец Веры, адвокат по профессии, основал издательство — одно из тех 86 издательств, которые обслуживали аудиторию в полмиллиона эмигрантов, с почти религиозным пылом относившихся к своей русскости. Вера работала в редакции. Она и обе ее сестры были крайне утонченными особами и получили прекрасное (в основном, домашнее) образование. «Их растили совершенными», — вспоминал позднее верин племянник. Это в том числе означало необходимость удачно выйти замуж. Помимо основной работы Вера преподавала английский и переводила с нескольких языков. Ее переводы иногда публиковал " Руль« — самый престижный эмигрантский журнал, одной из звезд которого был некий молодой аристократ, дамский угодник, шахматист, денди и лепидоптерист (специалист по бабочкам, ученый-энтомолог — прим. ред.), зарабатывавший на жизнь частными уроками. Свои стихи он подписывал псевдонимом «В. Сирин», однако в литературных кругах, в которых вращалась Вера, знали и его настоящее имя.

8 мая 1923 года Вера Слоним и Владимир Набоков познакомились на благотворительном балу (по крайней мере, сам Владимир так вспоминал). Шифф пишет, что они встретились на мосту над «обсаженным каштанами каналом». Все источники, включая саму Веру, утверждают, что она скрывала лицо под черной маской арлекина и не снимала ее, пока они, увлекшись разговором, шли к Гогенцоллернплац. Этот жест выглядит одновременно дерзким и продуманным. «Выбрала» ли Вера Набокова, как выражается Бойд? Не было ли это чем-то вроде кастинга, для которого она специально подготовила роль? Не испытывала ли она заранее ту «благоговейную радость», которую Джордж Элиот (George Eliot) приписывала в «Миддлмарче» Доротее Брук (Dorothea Brooke) перед первой встречей с Кейсобоном?

Набоков позднее рассказывал сестре, что Вера и в самом деле подстроила эту встречу. Сама Вера отказывалась об этом говорить, но при этом признавала, что она учила наизусть стихи Сирина — в том числе любовные, адресованные другим женщинам, — и читала их ему. Ее голос он находил «изысканным». Так писатель был очарован собственными же словами, и через два года они с Верой поженились.

Если судить по письмам, ни одни супруги в мире так не подходили друг другу. В самом начале Владимир писал Вере: «Не буду скрывать, я не привык к тому, чтобы меня понимали». В 1924 году он замечает: «Ты знаешь, мы ужасно похожи». И несколькими месяцами позже: «Мы с тобой особенные; никто не знает чудес, которые мы знаем, никто так не любит, как мы любим». Он был готов отдать ей «всю свою кровь». В течение долгих и непростых десятилетий он называл свой брак «безоблачным» — даже в разговоре с любовницей.

Однако с течением времени «сияние» страсти несколько потускнело и Набокова стали в большей степени волновать практические материи. В 1930-х годах он был явно слишком озабочен, чтобы думать о стиле. Для автора, так старательно работавшего над своим слогом, как Набоков, такая небрежность —неуклюжие фразы с множеством повторов — могла быть своеобразной небольшой поблажкой себе, чем-то вроде курения, и он понимал, что Вера это ему простит. Однако содержание его писем также менялось. Он начал меньше писать об искусстве и больше — о попытках публиковаться и о пищеварении. Как апатрид (физическое лицо, не имеющее какого-либо гражданства или подданства — прим. ред.) он с трудом получает визы, и его письма, по его собственным словам, вырождаются в «чиновничьи отчеты». Он посвящает долгие пассажи своей светской жизни — с длинным перечислением непроизносимых русских имен. Вероятно, Набоков не хотел тревожить своего «Котеныша» неприятными темами вроде подъема фашизма — Гитлера он упоминает только дважды. 7 апреля 1939 года, в день, когда Муссолини вторгся в Албанию, Набоков гуляет в лондонском парке, где растут «желтые фиалки с лицами как у Гитлера». Через несколько дней он встречается с коллегой-лепидоптеристом: «Мы говорили обо всем на свете — от гениталий Hesperiidae (семейство бабочек, — Дж. Т.) до Гитлера».

И Бойд, и Шифф опирались в своих книгах на эти письма, поэтому читатель найдет в них мало неожиданного — максимум, обнаружит тот неприятный для любителей набоковской прозы факт, что писатель бывал занудой. Вот, скажем, как Набоков готовился к чтениям в Париже:

«Я чисто выбрился и начал одеваться. Однако оказалось, что рукава смокинга мне коротковаты и манжеты замечательной шелковой рубашки того же происхождения из них слишком сильно высовываются. Вдобавок, когда я вставал, из-под жилета выглядывал пояс. Пришлось Амалии Осиповне быстро соорудить мне эластичные повязки на руки, а Зензинову — одолжить мне подтяжки… После этого я приобрел вполне элегантный вид».

Дальше он рассказывает, как обедал с Амалией и Зензиновым, как пил гоголь-моголь, как они приехали на такси в «битком набитый» зал на рю Лас-Кас и как он устал улыбаться поклонникам. Имен он уже не запоминал, но все-таки отметил лестный факт присутствия известных писателей, а также «тысяч женщин» — «короче говоря, там были все». Когда выступление, наконец, началось, он открыл «очень красивый» портфель, одолженный у друга, и достал свои бумаги. Налив себе воды из графина, он начал читать. Акустика была «великолепной», и каждое стихотворение слушатели встречали бурными овациями. И все это он описывает на четырех страницах.

Несомненно, что миссис Набоков действительно интересовали любые триумфы ее мужа, а также его зубная боль, и каждая съеденная им яичница. Однако вполне, возможно, что в трудные моменты она уставала от его ласковых словечек («мое солнышко»), странных прозвищ («обезьяныш») и демонстративной любви слишком похожей на самолюбование («как будто в твоей душе готово место для каждой из моих мыслей»).

В любом случае, что думала Вера, мы никогда не узнаем. Она систематически уничтожала свои письма к Владимиру и даже вымарывала строчки, которые приписывала на открытках, адресованных его матери. Известно, что писать письма она не любила. Владимир постоянно жаловался на ее молчание: «Котеныш, ты мне до отвращения редко пишешь». Бойд восхищается терпимостью, которую Набоков проявлял «к тому, что многие сочли бы банальным равнодушием».

Впрочем, в чем-то оно, пожалуй, было взаимным. «Когда я думаю о тебе, мне так весело и легко, — пишет Владимир Вере в 1926 году, — а так как я всегда думаю о тебе, мне всегда весело и легко». Все эти восторги он изливал на Веру, когда ее сразу после свадьбы — судя по всему, против ее воли — отправили в санаторий из-за депрессии и потери веса. В ответе на ее «грустное письмецо», в котором она, по-видимому, просила освободить ее из заточения, он писал: «Пойми, любовь моя, никто из нас не хочет тебя видеть, пока ты полностью не выздоровеешь и не отдохнешь. Прошу тебя, любимая, ради меня, стряхни с себя это уныние… Подумай, что я чувствую, если знаю, что тебе плохо».

Низшей точки брачное благополучие Набокова достигло в 1937 году, который Бойд называет «самым мрачным и болезненным» годом его семейной жизни. Владимир славился своей сексуальностью, и о его повадках дамского угодника Вера прекрасно знала еще до брака: когда он только начал за ней ухаживать, он составил для нее на печатном бланке ее отца перечень примерно трех десятков своих любовниц. Более того, сама она с ним сошлась, когда он еще не пришел в себя после случившегося четырьмя месяцами ранее разрыва помолвки с богатой семнадцатилетней красоткой. (Родители девушки усомнились в перспективности Набокова — а также, по-видимому, в его нравственности: он показал их дочери свой дневник, и она была так шокирована, что швырнула тетрадь через всю комнату.)

В 1937 году, пишет Шифф, Вера получила анонимное письмо, написанное по-французски, но «явно русской рукой». Они с Дмитрием в это время были в Берлине, а Владимир очаровывал издателей в Париже. В письме Набокова прочла, что ее муж влюбился в Ирину Гуаданини — жизнерадостную и кокетливую разведенную блондинку из Санкт-Петербурга, зарабатывавшую на жизнь уходом за собаками. Вера обратилась к мужу, но тот опроверг все подозрения. «Я запрещаю тебе быть несчастной, — писал он ей в марте. — Ни одна сила в мире не может уничтожить или испортить даже крошечную часть этой бесконечной любви». (Незадолго до этого он рассказывал, как обедал с Ириной в ресторане La Coupole: ему обязательно было нужно сообщить Вере, что во время обеда он чуть не потерял колпачок от своей любимой ручки.)

Ближе к весне супруги начинают ссориться из-за планов на отдых: Вера настаивает на чешском курорте, а Владимир — на пляже на юге Франции. «Ты меня сердишь и беспокоишь», — жалуется он, но она не уступает. Чуть позже он пишет: «Любовь моя, все ирины в мире бессильны… Ты не должна так распускаться». И затем в апреле: «Дорогая, твоя бестолковость меня просто убивает. Что все-таки происходит?» Что происходило на самом деле, мы знаем из книги Шифф: Набоков наслаждался бурным сексом с боготворящей его любовницей и врал жене, что с этим романом давно покончено. Ничуть не стесняясь, он одновременно говорит Ирине, что не может без нее жить, и даже намекает ей, что со временем готов разойтись с Верой. В переписке с Ириной, которая хорошо бы смотрелась в виде приложения к «Письмам к Вере» он в подозрительно знакомом стиле рассуждает об удивительном взаимопонимании и так далее. «Самым приземленным из нас, — отмечает Шифф, — доставит слабое утешение мысль, что даже Набоков в своей неистовой страсти не сумел подыскать двух полноценных вариантов в своем словаре».

Как писал Ницше, «художника создают его творения и те “великие люди”, перед которыми принято преклоняться, — в сущности, всего лишь собственные второстепенные герои». Биографам не стоит об этом забывать — да и Верам тоже. Пожалуй, из этой фразы мог бы получиться неплохой эпиграф для «Бледного пламени».

Бойд называет Веру «мастерицей безоговорочного отрицания». В конце 1960-х годов Эндрю Филд (Andrew Field) предложил написать биографию Набокова. Хотя Владимир и Вера приветствовали эту идею, они опасались пронырливости Филда. Бойд предполагает, что Вера именно тогда уничтожила свои письма, чтобы их содержание не стало известно. Когда Вера в 1973 году прочла рукопись филдовской биографии, она осталась недовольна безжизненным и искаженным — как ей показалось — образом Набокова. «После почти 48-летней совместной жизни могу поклясться, что ни разу не слышала от него ни избитости, ни банальности», — заявила она.

Однако не отрицала ли она многое сама перед собой? В этом контексте имеет смысл процитировать письмо, которое Шифф нашла в архивах Набокова. Вера послала его в 1959 году своей старшей сестре — княгине Елене Масальской. Лена, как ее называли в семье, осталась в Берлине и с трудом пережила войну. С мужем они разошлись, потом он умер. В какой-то момент она обратилась в католичество. У нее был сын, которого она вырастила в одиночку, звали его Михаэль и был ему тогда 21 год. Вера собиралась с ними встретиться, но только при одном условии. «Знает ли Михаэль, что ты еврейка и что он, соответственно, полуеврей?— писала она. — Если М. не предполагает, кто он, то мой приезд к тебе не имеет смысла, так как для меня возможны только отношения, основанные на полной правде и искренности».

После прочтения сборника трудно не задуматься, что же заставило Веру избавиться от своих писем. Нечто должно было ее на это толкнуть, но без них мы никогда не узнаем истины. Руководила ли ей болезненная скрытность и осознанная или неосознанная тяга к таинственности? Или она устроила аутодафе, чтобы уничтожить следы ереси, разрушавшей образ идеальной жены? Эти вопросы остаются висеть в воздухе. Что ж, сам Набоков ведь называл Веру «своей маской».

Источник: inosmi.ru




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Сказка, притча, трагикомедия и антиутопия

12 фильмов XII-го фестиваля «Зеркало»

С 12 по 17 июня в Ивановской области прошел обновленный Международный кинофестиваль имени Андрея Тарковского «Зеркало». Рассказываем о самых интересных и свежих картинах смотра, собранных в этом году со всего мира под девизом «Территория эксперимента».

24.06.2018 16:00, Павел Орлов, tvkinoradio.ru


«Девять лет лагерей не сломили меня»

Воспоминания Петра Вельяминова

Петра Вельяминова не нужно представлять читателям. Его роли в телесериалах «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов», в таких фильмах, как «Иванов катер», «Командир счастливой «Щуки», «Сладкая женщина», «Пыль под солнцем», «Ярослав Мудрый», и многих других принесли ему всеобщее признание. Однако далеко не все кинематографисты, коллеги актера, не говоря уже о зрителях, знают о том, как трудно складывалась его человеческая нетворческая судьба...

23.06.2018 19:00, bessmertnybarak.ru


Горькое послевкусие пиршества муз

В Воронеже триумфально завершился VIII Платоновский фестиваль искусств, но его будущее под большим вопросом

За 7 лет своего существования Платоновский фестиваль стал чрезвычайно успешным культуртрегерским проектом с идеально отлаженной оргструктурой и безупречной художественной репутацией, предметом гордости воронежцев, вписавшим столицу Черноземья в не слишком длинный список российских культурных столиц и сделавшим ее точкой притяжения многочисленных паломников от культуры, журналистов и волонтеров, приезжающих сюда в июне специально ради того, чтобы на две недели стать частью бурной и веселой фестивальной жизни.

21.06.2018 16:00, Светлана Чаплыгина


«Кадилом да по носу»

Воспоминания современников о буднях Толстого

В Ясной Поляне Лев Толстой прожил больше 50 лет. У себя в доме он принимал Тургенева, Фета, Короленко, Чехова, Горького и Мечникова. «Был в Ясной Поляне. Увез оттуда огромную кучу впечатлений, в коих и по сей день разобраться не могу… Я провел там целый день с утра до вечера», – писал Горький. Будни Толстого в Ясной Поляне – в воспоминаниях современников.

19.06.2018 19:00, diletant.media


Булат Окуджава. «Девушка моей мечты»

Рассказ писателя о матери

В 1938 году мать Булата Окуджавы, Ашхен Степановна, была арестована и сослана в Карлаг. Ее муж Шалва Степанович, отец Булата, к тому времени уже был расстрелян. Этот рассказ Булата Шалвовича – о встрече с матерью, вернувшейся после 10 лет пребывания в лагере.

18.06.2018 19:00, izbrannoe.com


«Лето» Кирилла Серебренникова

Нереальная реальность

«Лето» — это такой экспериментальный театр на экране, в котором всё и все на своем месте: и Цой-герой, карабкающийся по крыше троллейбуса, и Цой-будущая звезда, оказавшийся впервые на сцене перед большой аудиторией. И опрокинувшая в себя полбутылки портвейна женщина в красном, исполняющая арию Blondie, и БГ (Ефремов-младший), воскуряющий в кухне индийские благовония.

16.06.2018 19:00, Алена Огнева, matrony.ru


30 лет Камерному оркестру Игоря Лермана

Игорь Лерман: «Власти города считали, что слово «камерный» пришло из уголовного мира»

Поводом для интервью стал предстоящий с 12 по 16 июля фестиваль «Летние вечера в Елабуге», где главными героями будут пианист Борис Березовский и Камерный оркестр Игоря Лермана, отмечающий в 2018 году 30-летие.

15.06.2018 20:00, Лилия Ященко


В пространстве ожидания

«В ожидании Годо» в Театре имени Вахтангова

Сэмюэл Беккет по праву считается родоначальником театра абсурда. Самое известное его произведение – пьеса «В ожидании Годо» – описывает схематичных персонажей в искусственной ситуации. И полностью состоит из бессвязных диалогов. Но в этом нагромождении неясностей и нелепостей можно без труда различить реалистичную, почти будничную картину человеческой жизни, подчиненной привычкам и страху.

14.06.2018 16:00, Татьяна Ратькина


Хантер С. Томпсон: «Мы должны стремиться к тому, чтобы цель соответствовала личности, а не личность цели»

Когда писателю и создателю жанра гонзо-журналистики Хантеру Томпсону было двадцать лет, он написал своему другу вдохновляющее письмо о том, что бесполезно гнаться за абстрактной миссией в жизни — тем сильнее будет разочарование, если в итоге она не оправдает ваших надежд. Вместо этого нужно искать цели в соответствии с тем стилем жизни, который вы хотите вести.

13.06.2018 20:00, izbrannoe.com


Кино особого назначения

На фестивале «Кинотавр» в Сочи победил фильм «от создателей «Аритмии»

«Кинотавр» до последнего держал интригу. Главные претенденты на призы были показаны в заключительные дни фестиваля. В закулисных обсуждениях гран-при прочили двум картинам: «Истории одного назначения» Авдотьи Смирновой и «Сердцу мира» Наталии Мещаниновой. Реальный случай из биографии Льва Толстого, разрастающийся до масштабов манифеста о состоянии дел в России, против камерной повести о работнике притравочной станции для собак. Председателю жюри, режиссеру Алексею Попогребскому, всегда были ближе «простые вещи» — так назывался один из лучших его фильмов. В итоге на «Кинотавре» победило «Сердце мира», чья условная простота, конечно, обманчива.

11.06.2018 18:00, Ксения Реутова






 

Новости

Фестиваль «Летние вечера в Елабуге»
С 12 по 16 июля Международный фольклорный фестиваль Бориса Березовского в формате open-air «Летние вечера в Елабуге» проведёт выдающийся пианист современности, пригласивший выступить своих друзей-музыкантов. Юрий Башмет, Никита Борисоглебский, Александр Князев, солистка оперной труппы Мариинского театра Айгуль Хисматуллина, Татьяна и Сергей Никитины – звёздный состав солистов приедет в Елабугу впервые! И, конечно, пять дней подряд будет радовать публику художественный руководитель фестиваля Борис Березовский.
Проект «Открытая библиотека» представлен в РГДБ
15 июня 2018 года в Российской государственной детской библиотеке состоялось мероприятие в рамках проекта Ресурсный центр «Открытая библиотека», на которой выступили президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский и участник проектов «Викимедиа» Анатолий Цапенко.
«Открытая библиотека» в Астрахани
14 июня в Астраханской областной научной библиотеке им. Н.К. Крупской состоялась презентация Ресурсного центра «Открытая библиотека», в рамках которой исполнительный директор НП «Викимедиа РУ» и координатор проекта Наталия Трищенко рассказали присутствующим о том, как можно организовать взаимодействие между библиотечным и вики-сообществами, как библиотекари могут использовать вики-проекты, а также о возможностях участия в конкурсе, который проводит «Викимедиа РУ».
Умер режиссер Станислав Говорухин
Скончался Станислав Говорухин, сообщил спикер Госдумы Вячеслав Володин на пленарном заседании.
Юбилейная конференция в Крыму объединит более тысячи специалистов в области культуры, образования и науки
Конференция «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса», с 2015 года ставшая частью международного профессионального форума «Книга. Культура. Образование. Инновации», отмечает свое двадцатипятилетие. Главный организатор Форума – Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России).
gs

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.