Viber все чаще называют звездой белорусского IT. О том, как белорусско-израильский мессенджер набрал 370 млн пользователей без единого маркетолога, рассказал сооснователь Viber Игорь Магазиник.
За последние годы мировой рынок IT потрясла серия крупных "социальных" и "общительных" покупок: Microsoft выложил 8,5 млрд долларов за Skype, Yahoo отдала за Tumblr 1,1 млрд, Facebook купил Instagram за 1 млрд, а потом выложил деньгами и акциями 19 млрд за WhatsApp. Глобальный шопинг не минул и белорусско-израильский мессенджер Viber: японский телеком-гигант Rakuten купил компанию за 900 млн долларов.
21 вайбер за вотсапп
На момент покупки аудитории Viber и WhatsApp не сильно отличались: 300 млн и 450 млн пользователей соответственно. Мессенджеры схожи функционалом и ориентацией на мобильные устройства. Чем вызвана разница в цене в 21 раз – платными функциями, платежеспособностью аудитории, силой бренда?
Сооснователь Viber Игорь Магазиник считает, что, скорее, "у Facebook просто много денег". Он признает, что аудитория WhatsApp больше, чем у Viber, но "WhatsApp-у и в какой-то мере Facebook-у повезло, все хорошо сошлось". По его мнению, сейчас невозможно в объективно оценить сделки: это задел на будущее.
"Если для Rakuten покупка Viber это возможность выйти на новые рынки, глобализировать компанию, найти новые синергии, то покупка WhatsApp во многом характеризуется тем, что с Facebook наблюдается сильный отток молодой аудитории в мессенджеры вроде того самого WhatsApp или Viber", — Магазиник связывает разницу в суммах сделок с разными мотивами и целями компаний.
Уход из соцсетей
Останутся ли в соцсетях только старожилы? По мнению Магазиника, соцсети не исчезнут (как не исчез и Живой Журнал), но изменят приоритетную функцию: общение из них уйдет в мессенджеры.
"Это не произойдет завтра, но тенденция такая намечается. Количество мусора в социальных сетях растет. Люди пытаются уйти от этого, увести общение от огромного количества ненужной информации. С "обрастанием френдами" вычленить полезную информацию становится очень сложно", — он не верит в "одно приложение, чтобы править всеми," и предрекает разделение функций между соцсетями, фотолентами вроде Instagram, мессенджерами, СМИ, блогами и прочими сервисами.
Йоу, пузырь!
Недавний шум вокруг "однословного мессенджера" Yo! Магазиник называет гиммиком (англ. новинка, диковинка; хитроумная уловка) — по такому пути общение в интернете не пойдет. Он не видит тренда к экстремальному упрощению общения онлайн: общение абстрагируется от соцсетей, но не упрощается, а, наоборот, обрастает функционалом.
Но и Yo! получил инвестиции (на три порядка меньшие цены Viber или Instagram). Может показаться, что повторяется сценарий 2000 года, известный как "пузырь доткомов", когда в интернет-компании не вкладывал только ленивый, не оценивая потенциала инвестиций. Но про "второй пузырь" говорить нельзя, считает Магазиник: "Сейчас все выглядит гораздо более профессионально, по-взрослому. 15 лет назад как мантра повторялось "давайте наберем как можно больше пользователей, а дальше как пойдет". Сейчас стартапы более ответственно относятся к монетизации, к развитию бизнеса".
Заработать на бесплатном
В Viber доступно два пути монетизации, то есть заработка на бесплатном приложении: платные наборы картинок-стикеров для чата и Viber Out - звонки на городские и мобильные телефоны. Как утверждает Магазиник, оба варианта приносят достаточный доход. Компания попробует некоторые новые варианты монетизации уже в этом году. "Никакие из них не обидят пользователя", — уверяет Магазиник.
По его словам, в компании "армия продакт-менеджеров, которые с пеной у рта воевали бы с попытками сделать продукт более агрессивным" — под агрессивностью он понимает баннерную или всплывающую рекламу, которую решили не использовать с самого начала работы над мессенджером. Однако до недавнего времени в Viber вообще не было маркетологов — приложение набирало популярность, просто присутствуя в магазинах приложений.
Знакомый в АНБ
Во время бума безопасных мессенджеров, вызванного скандалом с тотальной просушкой АНБ, Viber не представлял себя в качестве "криптостойкого". "Viber максимально защищен самыми передовыми методами, просто мы не акцентируем на этом внимание. Можете пользоваться уверенно, над безопасностью мы постоянно работаем", — уверяет Магазиник.
Но даже он не может пообещать, что переписку в Viber не читают в АНБ, так как "не имеет хороших знакомых в АНБ, у которых мог бы спросить". Он вспоминает недавнюю уязвимость Heartbleed, заставившую пол-интернета поменять пароли: "На самом деле ни мы, ни создатели других продуктов не можем заявить про абсолютную безопасность. В теории одно, на практике иногда выясняется совсем другое".
Вопрос прописки
Несмотря на отсутствие пиара "криптостойкости", претензии к безопасности Viber были только в одном регионе: арабских странах. На фоне арабо-израильского конфликта мессенджер когда-то заподозрили в связях с израильскими спецслужбами. Однако опасения прошли сами собой, сейчас Viber можно отыскать в топ бесплатных программ в любой стране региона.
В Беларуси же время от времени возникает другой вопрос: почему резиденты ПВТ имеют головной офис на Кипре? Магазиник объясняет: центры разработки легально работают и в Беларуси, и в Израиле как местные компании, но головной офис он не стал бы размещать ни в этих странах, ни в Германии или Великобритании.
Ранее компания была зарегистрирована на Кипре, сейчас в Лихтенштейне. Прописка международной компании хоть и важна, но не принципиальна, утверждает топ-менеджер.
Дело не только в налогообложении: "Для того, чтобы быть более свободным в развитии компании, ее продаже, выходе на IPO, лучше находиться в нейтральной юрисдикции". В Беларуси, как утверждает Магазиник, налоги для резидентов ПВТ позволяют комфортно работать и платить достойные зарплаты.
Простые секреты
На днях Viber открыл офис в Москве, вскоре компания обещает открыть представительства по всему миру. Но по мнению Магазиника, маркетинг и пиар как ранее не играл главной роли, так и не выйдет на первые позиции.
В пример он приводит "вездесущность" мессенджера. Другие мобильные мессенджеры пока не выпустили версии для настольных компьютеров, а мессенджеры "родом с ПК" не адаптировали приложения под особенности мобильных устройств. Нельзя забывать, что в развивающихся странах у многих первым компьютером является планшет, но с клавиатуры ПК удобнее набирать текст — нужно и "всегда быть под рукой", и "быть везде", и дать возможность комфортно работать.
Важно понимать и локальные особенности. В случае стикеров это значит: нельзя говорить, что в мире картинки с котиками популярнее картинок с собачками. В каком-то регионе скорее полюбят стикеры с пандой — это знать важнее. И если европейцы используют стикеры как дополнение к тексту, то японцы могут часами "переписываться" ими вместо слов.
Сейчас в настольной версии тестируется функция видеозвонков, но очень скоро они появятся и в мобильных приложениях. "Любая вещь, которой пользователю не хватает, должна появиться. Мы или над ней уже работаем, или собираемся — вопрос только в приоритете", — уверяет Магазиник и советует время от времени делать пользователям сюрпризы, но следить за качеством работы каждой функции.
Источник: it.tut.by
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Почему не удается повторить успех Кремниевой долины .
Дело не только в географии и корпоративной культуре. - Вакансия: IT-специалист.
В первую очередь обращают внимание на «соображалку» претендента. - Заглянуть в skunk works.
17 компаний с самыми секретными лабораториями в мире. - Программисты — самые оптимистичные люди на свете!
Любой, кто не является отъявленным оптимистом просто не выжил бы в этой профессии. - 25 лучших Facebook-кампаний.
Всех их объединяет лишь наличие яркой идеи и высокий уровень вовлеченности пользователей. - Спускаемся с облака.
Что такое облачные технологии, и как они упрощают нашу жизнь? - ICQ — всё!
И не говорите, что вас не предупреждали! - AOL покупает TechCrunch.
Тонущий в убытках интернет-холдинг хочет сконцентрироваться на медиа. - «В России есть 10 IT-компаний, которые оценят дороже 1 млрд долларов каждую».
Сергей Белоусов оптимистично смотрит в будущее. - Жить, чтобы работать .
Трудолюбивый китаец vs. социально защищённый европеец.