Подписаться на обновления
25 октябряВоскресенье

usd цб 76.4667

eur цб 90.4142

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи  Выпускники и наставники России 
Алексей Нилогов, кандидат философских наук   понедельник, 12 ноября 2012 года, 12:57

Мнимая очевидность несовместимости
МГУ. Фальшь, лицемерие, чинопочитание. Интервью с Виктором Фёдоровичем Шаповаловым


Жак-Луи Давид. «Смерть Сократа»
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Если в советское время была крайность тотальной идеологизации социально-гуманитарные наук, то сегодня имеет место другая крайность – их тотальная деиделогизация. Но ведь никто не отменял того факта, что образование, особенно, социально-гуманитарное было и остается (наряду со СМИ и др.) мощным средством влияния на умы людей. В современном мире каждая страна стремится использовать свою систему образования в интересах своей страны, – для повышения ее престижа, создания положительного образа, вплоть до – в предельном случае – формирования «агентов влияния». И с этой точки зрения наше социально-гуманитарное образование сегодня находится в самом плачевном состоянии: оно даже и не ставит таких задач.

Справка
Виктор Федорович Шаповалов – доктор философских наук, профессор философского факультета, заслуженный профессор МГУ, автор более чем двухсот публикаций, в том числе 12-ти книг. Работает в МГУ с 1979 года.

— Как Вам представляются сегодня цели социально-гуманитарного, и в частности, философского образования в России? – Я имею в виду цели, которые можно было бы назвать «стратегическими».
— Этот вопрос представляется мне крайне актуальным. Действительно, за множеством реформ организационного характера в сфере образования оказалось забыто главное – вопрос о том, а чему собственно служат социально-гуманитарные науки, и соответственно, ВУЗовское социально-гуманитарное образование?

Если в советское время была крайность тотальной идеологизации социально-гуманитарные наук, то сегодня имеет место другая крайность – их тотальная деиделогизация. Но ведь никто не отменял того факта, что образование, особенно, социально-гуманитарное было и остается (наряду со СМИ и др.) мощным средством влияния на умы людей. В современном мире каждая страна стремится использовать свою систему образования в интересах своей страны, – для повышения ее престижа, создания положительного образа, вплоть до – в предельном случае – формирования «агентов влияния». И с этой точки зрения наше социально-гуманитарное образование сегодня находится в самом плачевном состоянии: оно даже и не ставит таких задач.

В связи со сказанным, обращение высшего руководства страны к проблемам патриотического воспитания в системе образования является крайне своевременным. Хочу отметить, что проведенная в МГУ 28 – 29 сентября конференция «От Древней Руси к Российской Федерации. История российской государственности», в рамках «Года Истории», который провозгласил Президент России, явилась важным событием не только (и даже не столько) в научной жизни России: она должна стать поворотным пунктом и важным звеном в серии мероприятий, направленных на ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ.

Мне представляется, что предстоит большая и кропотливая работа. Однако фундаментальные принципы очевидны:

В ВУЗах, прежде всего, в государственных, должно быть прекращено культивирование и поощрение пренебрежительного отношения к истории и культуре России. Россия не началась в 1991 году – её государственности 1150 лет (с 862 года). Это наша история, и мы должны ценить и уважать её – какой бы она ни была. Такова была основная мысль конференции, о которой я уже упомянул выше, открытой выступлениями Патриарха и Ректора.

2. Важно раскрывать перед учащимися роль православия в истории России.

Отнюдь не обязательно быть православным – это вопрос личного выбора и проявление суверенного права личности. В светском вузе религиозная (как и атеистическая) пропаганда недопустима. Но гуманитарные науки, в том числе философия, должны давать знания о православии КАК ФЕНОМЕНЕ КУЛЬТУРЫ; ПОНИМАНИЕ его как важнейшего фактора российской государственности, литературы, искусства, теории права, философии, русского национального характера и т. п.

3. Преподавание и изучение философии должно быть многовекторным – направленным и на Запад, и на Восток. Но ПРИОРИТЕТНЫМ должно быть изучение и развитие отечественной – русской культурно-философской традиции.

4. Философия (как и другие социально-гуманитарные дисциплины) должна формировать у выпускников понимание ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ России, а также понимание того, что в современном мире следует идти НЕ по пути подражательства внешним формам жизни, но перенимать передовые технологии отовсюду (разумеется, развивая и свои собственные).

5. В преподавании социально-гуманитарных дисциплин обязательно должна присутствовать ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ составляющая. Иначе говоря, преподавателю следует привлекать особое внимание учащихся к военным победам России, к победному характеру русского воинского духа (А. Невский, Д. Донской, А. Суворов, М. Кутузов и др.).

В этом смысле надо полностью реабилитировать сражения русских в Первую мировую, в афганскую, войну с чеченскими банд-сепаратистами. Если политическое руководство делало ошибки, то это не вина солдат – наши воины, как всегда, сражались мужественно и самоотверженно.

— Как вы в целом можете охарактеризовать атмосферу на философском факультете МГУ?
— Прежде всего, приходится с сожалением признать, философский факультет, увы, является ярким примером полного игнорирования изложенных выше принципов. Если позволите, я остановлюсь на этом ниже.

Пока же об атмосфере. Она очень далека от того, какой она бы должна быть на факультете крупнейшего и ведущего вуза страны. Определяющей её чертой является преклонение перед должностью, а именно перед административной должностью, в конечном итоге – перед администрацией. На факультете создана система, при которой только административная должность и личные связи открывают возможности для широкой публикации книг, для получения грифа учебника или учебного пособия, получения гранта, а также для решения материальных проблем, в частности, для улучшения жилищных условий.

Отмечу, что я веду речь о духовной атмосфере факультета как некой относительно самостоятельной реальности, а НЕ об отдельных сотрудниках.

Преклонение перед административной должностью естественно привело к тому, что ни человек как таковой, ни его профессиональные качества уже не рассматриваются как ценность. Возможно, что в какой-либо фирме такое преклонение допустимо, но для научно-учебного учреждения оно губительно.

Система ведет к тому, что сотрудники и преподаватели из числа молодых озабочены, в первую очередь, тем, чтобы занять административную должность и подняться как можно выше по ступеням административной иерархии и приобрести связи. Сотрудники старшего возраста, не успевшие занять в своё время ту или иную административную должность и соответственно обзавестись нужными связями, ищут безопасную нишу, чтобы ненароком не вступить в конфликт с администрацией факультета. В этой нише они могут заняться своим профессиональным делом, – впрочем, уже не рассчитывая на сколько-нибудь значительное общественное признание, поскольку последнее (при существующем положении) осуществимо только при раболепном преклонении перед начальством или ценой сверхусилий и даже жертв, на что, конечно, решаются единицы.

Лично я целиком и полностью поддерживаю присуждение Патриарху Кириллу звания почётного доктора МГУ. Но изменило ли это событие атмосферу на факультете? Увы, нет. Не могу сказать, усилились ли антиправославные настроения среди сотрудников и студентов, – скорее всего, – остались на прежнем уровне. А то, что они есть и достаточно распространены, – это бесспорно.

Но философский факультет остался в стороне от столь значимого события.

Да, студенты и преподаватели присутствовали на пленарном заседании. Но во второй день работали ПЯТЬ СЕКЦИЙ. В общей сложности выступили 130 человек. Из них только ОДИН (!) – профессор философского факультета (запись желающих выступить с заявкой темы производилась предварительно, и каждый желающий мог это сделать беспрепятственно). В модераторах секций – деканы всех гуманитарных факультетов МГУ – за исключением декана философского факультета. Эти факты говорят сами за себя.

Могу также сказать, как это происходило на кафедре, где я непосредственно работаю (зав. кафедрой А.П. Алексеев). ХАРАКТЕРНО (а для меня – удивительно!), что ЗАВ. КАФЕДРОЙ (проф. Алексеев), то есть ОФИЦИАЛЬНОЕ ЛИЦО, РУКОВОДИТЕЛЬ, утверждаемый Ректором и Учёным Советом МГУ, даже и НЕ ПОДУМАЛ, чтобы самому пойти на масштабное МЕРОПРИЯТИЕ, организованное, в том числе и Ректором и при его непосредственном участии. Если руководитель не придаёт такому мероприятию никакого значения, то, что тогда ожидать от рядовых сотрудников?!

— В публикациях в сетях Вы выступили с резкой критикой образовательной политики и нравов, царящих на философском факультете МГУ. По сути, факультет превратился в личный бизнес администрации, которая лишь оказывает образовательные услуги и отнюдь не заботится о сохранении традиции русского любомудрия. Каким вам видится выход из этого тупика?
— Разумеется, я не хочу сказать, что декан философского факультета Владимир Миронов целенаправленно задаёт на факультете антироссийский и антирусский вектор исследований и преподавания. Подчеркну это особо – никаких специальных усилий в этом направлении он не предпринимает. Но в том-то и состоит одна из важнейших ПРОБЛЕМ на факультете – ни в развитии философии, ни в её преподавании – ВООБЩЕ НЕТ НИКАКОГО вектора.

Что есть русская философия — неясно до сих пор.
Ведь если считать её основателем казацкого философа Григория Сковороду (как Ломоносова — науки, а Пушкина — литературы), то ей примерно 250 лет. Юбилей! А марксистко-ленинская философия тоже русская? Ещё какая! Общие черты нашей философии и определяет неугомонная славянская натура.
Цель философии — создание модели мира. Каждый народ её делает, исходя из особенностей своего восприятия. Индийский мудрец вряд ли бы утверждал, как нигилист Ницше, что «жизнь на Земле мгновенье, эпизод, событие без плана», поскольку в курсе, что по «генеральному плану» период от зарождения до растворения вселенной — 4 320 000 лет. Далее верховный бог Брахма сворачивает материальную вселенную и творит её снова.

Миронову свойственно скорее придерживаться девиза «пусть растёт множество цветов, пусть расцветает множество школ».

Мне совершенно непонятна, например, традиция встреч студентов и преподавателей с послами западных стран, прежде всего США. Исключение составляет ныне действующий, – уж очень одиозен! Хотя, как говорят в таких случаях, «еще не вечер». Такие встречи проводятся регулярно и широко афишируются.

Вместе с тем, идея союза России, Белоруссии и Казахстана – ничего кроме иронии и насмешек на факультете не вызывает: «нас тянут в «азиатчину»! Только в этом году на факультете выступил целый ряд американских профессоров-философов. Один из них Ричард Докинз, автор нашумевшей книги «Бог как иллюзия», в которой якобы найдено («наконец-то!») неопровержимое доказательство того, что Бога нет.

Мероприятий много, – но есть ли в них какая-то система, какая-то целенаправленная линия? Сегодня философский факультет похож на корабль «без руля и без ветрил», он плывёт в неизвестном направлении. А капитан вместо того, чтобы определять курс, занят тем, чтобы палуба и внешний вид корабля были отдраены, почищены, покрашены.

Правда, возникает вопрос: является ли философский факультет как составная часть МГУ – государственным учреждением? Если да, то на что тратятся государственные (бюджетные) деньги? На свободное плавание? А может на то, чтобы способствовать американской экспансии в мире, прежде всего, в России?

Отсюда и ответ на вопрос о выходе из тупика – необходима смена капитана и управленческой команды, которую он собрал вокруг себя.

— Что вы можете сказать о современной русской философии? Какими именами она сегодня представлена?
— Сегодня на философском факультете МГУ русской философии, – в том смысле, что она является продолжательницей русской философско-культурной традиции, – просто нет. Есть несколько прекрасных специалистов по ИСТОРИИ русской философии (М.А. Маслин, А.П. Козырев и др.). Понятно, что они не в силах определять погоду на факультете. Курс истории русской философии очень небольшой. Разовые мероприятия, которые проводятся, не дают и могут дать должного эффекта.

В результате подавляющее большинство студентов и преподавателей не знают о русской философии ровным счётом ничего или имеют о ней самое превратное представление. Очевидно, что развивать русскую философию, не зная её истории и тесной связи с русской литературой, – со всеми сторонами жизни российской истории на протяжении более чем тысячелетия, – конечно, совершенно невозможно.

Ещё хуже дело обстоит с преподаванием философии на других факультетах МГУ. На это следует обратить особое внимание.

Преподавание философии в МГУ (т. е. на ВСЕХ факультетах) возложено на две кафедры философского факультета. Заведующий одной из них – А.П. Алексеев – является чистым администратором. Его не интересует никакая философия, а о русской философии говорить вообще не приходится. Длительное время заведующей второй кафедрой была О.Д. Волкогонова (дочь генерала Д. Волкогонова, начальника Военно-политической Академии Советской Армии, впоследствии – активного участника развала СССР). Не так давно О.Д. Волкогонова переехала в США на пмж. Её антирусское наследие досталось ныне и. о. заведующего. Ни у декана, ни у Алексеева, ни у и. о. данной кафедры НЕТ никакого сколько-нибудь отчётливого плана, что ИМЕННО делать с кафедрами, то есть КАК и ЧТО преподавать в качестве философии студентам нефилософских специальностей МГУ.

— Каково ваше отношение к деятельности русского философа Фёдора Гиренка. Не кажется ли вам, что Гиренок разыгрывает роль факультетского шута от философии, которому руководство завсегда прощает любое вольнодумство?
— Действительно, Фёдор Гиренок занимает на факультете совершенно особое место. Во-первых, он, пожалуй, единственный из всех учёных факультета, кто создал собственную целостную и оригинальную философскую концепцию. И в этом смысле его можно назвать не просто специалистом ПО философии, умеющим более или мене грамотно пересказать чужие, уже известные идеи, а собственно философом. Во-вторых, его книги востребованы достаточно широкой аудиторией, их читают не только (даже не столько) те, кому читать философские книги приходится по обязанности – преподаватели, аспиранты, – но и люди, просто интересующиеся философией.

Вместе с тем Гиренок для привлечения внимания широко использует эпатаж: он выдвигает на первый план тезисы, призванные эпатировать читателя или слушателя. «Пато-логия русского ума» (название одной из его работ), «человек грезящий» – определение человека в пику известному «человек разумный», «Удовольствие мыслить иначе» и т. п.

Думаю, главное, что побуждает Миронова не мешать Гиренку, а порой и выдвигать его на щит, состоит в том, чтобы при случае сказать: «Посмотрите, какая у нас творческая свобода на факультете – у нас есть даже свой «доморощенный» постмодернист!» (или даже пост-постмодернист, как называет себя Гиренок).

Вообще «постмодернизм» – одна из осей, вокруг которой вращается философское словоблудие, выдаваемое на факультете за подлинную философию. Кому-то употреблённое мной слово («словоблудие») может показаться резким или даже оскорбительным. Но иного слова не подберёшь. Дело в том, что никто на факультете НЕ знает, что такое постмодернизм. Весьма показательно, что подробное и внятное разъяснение идей постмодернистов дано в подготовленном белорусскими (!) специалистами и опубликованном в Минске (на русском языке) издании «Новейшего философского словаря. Постмодернизм» (главный научный редактор и составитель покойный А.А. Грицанов). А ведь по мнению большинства преподавателей, особенно молодых, а также аспирантов и студентов в Беларуси – где диктатура похлеще «путинской», – в их глазах это аксиома, не нуждающаяся в доказательствах.

Почему столь мощный факультет, допустим в сотрудничестве с Институтом философии РАН, не смог сделать то, что сделали в Минске: тщательно изучить явление, о котором идёт речь, и изложить результаты в соответствующей фундаментальной публикации?! Незнание идей постмодернизма ведёт к бесплодным блужданиям вокруг него – к совершенно искажённым трактовкам, которые гуляют по факультету в бесчисленных «дискуссиях» и «обсуждениях». Понятно, что ТАКИЕ дискуссии (без знания предмета) создают видимость бурлящей философской «активности», но на деле являются ничем иным, как её имитацией.

Должен отметить, декан В.В. Миронов в одном из самых последних выступлений призвал всех к тому, чтобы излагать свои идеи в более доступной форме, поставив в пример философов США. Теперь на факультете начат переход от следования французскому образцу (постмодернизм – явление французское) к образцу американскому. Создана исследовательская группа Terra America. Интересно, каким будет следующий эталон?..

— Как по Вашему мнению, отвечает ли факультет и его кадровый состав современным требованиям?
— Ответ может быть вполне однозначным: не только не отвечает, но хуже того, – состояние факультета таково, что требует самых серьезных мер по его выводу из кризиса. Слухами, разговорами за спиной, сбором подписей под «коллективными» письмами, содержащими клевету, человек доводится до состояния отчаяния. В таком состоянии он способен на любой поступок. Характерен случай с Юлианом Смирновым, – молодой человек, студент четвёртого курса – действительно совершил попытку поджечь кабинет декана Владимира Миронова, предварительно облив кабинет бензином. Случай сам по себе уникальный – за много лет учёбы и работы в МГУ (в общей сложности 41 год) многое довелось видеть, и о многом довелось слышать, – в коллективе, насчитывающем около 80 тысяч человек, порой происходят странные вещи, – это понятно и объяснимо. НО ЧТО БЫ ТАКОЕ?!

В.В. Миронов и зав. кафедрой, на которой я работаю, А.П. Алексеев являются активными проводниками подобной «политики»: распространение слухов, сбор подписей под клеветническими письмами, создание вокруг неугодного невыносимой обстановки. Таким путём с нашей кафедры были удалены, с моей точки зрения, лучшие профессора. Не понравился декану или Алексееву, – жди шёпота за спиной, подлавливания на мелочах, «коллективных» писем и т. п. Честно говоря, я просто понять не могу, почему руководитель (декан, зав. кафедрой) не может пригласить преподавателя и прямо высказать замечания, претензии, указать на недостатки в работе? Почему вместо этого начинаются кампании сплетен, сговоров, заранее подготовленные публичные разборки?!

Как я уже отмечал выше, на факультете есть специалисты высокого класса, есть хорошие преподаватели. Но увы, не они определяют погоду.

«Со времени моего студенчества, – вспоминал немецкий философ Ясперс – я ощущал свою принадлежность и причастность к университету. Само здание, аудитории и залы, различные традиции – все это вызывало у меня священный трепет души. Я еще не понимал ясно, что, собственно придает всему этому такой ореол. Но само настроение, возникающее, когда ты работаешь в этом мире, воспоминания о череде поколений, оставивших здесь свой след, – все это вместе создавало не только впечатление незыблемости устоев, но и ощущение величия задач, стоящих перед людьми духа, на которых должна держаться вся жизнь общества».

Ничего похожего описанному Ясперсом на факультете нет. Напротив: почти физически ощущается обстановка фальши, лицемерия, чинопочитания.

Очевидно, что совместное бытие людей предполагает ценностное отношение к человеческой жизни. Отношение к человеческой жизни как к ценности высшего порядка вообще представляет собой один из КРАЕУГОЛЬНЫХ КАМНЕЙ, лежащих в основе общественной жизни. Утрата отношения к жизни человека как к ценности чревата самыми серьезными последствиями. Такая утрата есть явление, названное Э. Фроммом «некрофилией» – патологическим стремлением к разрушению жизни.

Прочность и устойчивость современного общества, динамичность его развития немыслимы без отношения к личности КАК К ЦЕННОСТИ. Таким образом, для современного, демократического, общества важным становится не только отношение к жизни человека как к ценности, но и его достоинство – ДОСТОИНСТВО ЛИЧНОСТИ. И если мы действительно стремимся построить такое общество, нам необходимо, максимально стремиться прививать студентам глубокое понимание достоинства личности, и естественно, – самим, как преподавателям, никогда не забывать об этом в отношениях с коллегами и студентами.

Исходным для теоретической формулировки достоинства личности является категорический императив Иммануила Канта. Вынужден заметить, что очень мало кто из студентов, прошедших курс философии, знает и понимает формулировку категорического императива, и это относится не только к студентам нефилософских специальностей, но к студентам и аспирантам-философам.

Идея достоинства личности постоянно подчеркивается в творчестве Ф. Достоевского: человек не хочет согласиться с ролью «штифтика» – «и что же такое человек, без желаний, без воли и без хотений, как не штифтик в органном вале?» – ставит вопрос великий писатель и мыслитель.

Философия занимает то место в жизни человека, которое он ей отводит: тот, кто отделяет философию от своей повседневности, лишает свою повседневность философии; тот, кто полагает философию своей повседневностью, лишает философию повседневности. Философия прежде всего — это реальный жизненный опыт и только потом, как его результат, понятия и концепции; без учёта этого философия превращается в странное манипулирование словами.

Русский философ В. Соловьев (1853 – 1900) обращал особое внимание на то, что основе собственно «человеческого в человеке» лежат три свойства: чувство стыда, чувство сострадания и чувство благоговения.

Чувство стыда (первоначально – половой стыдливости) есть «ес¬тественный корень человеческой нравственности». Человеку свойствен¬но стыдиться плотских проявлений своего существа – своей «низ¬шей» природы. Чувство стыда свидетельствует, что человек отделяет себя от своей животной природы. Следовательно, в чувстве стыда в самой элементарной форме проявляется духовная сторона человека: человек не сводится к плотским проявлениям, он есть нечто большее. Человек «не есть только явление или процесс этой природы, а имеет самостоятельное, сверхживотное значение». (Cоловьев B.С. Cоч.: в 2 T. M., 1990. T. 1. C. 51.)

«Я СТЫЖУСЬ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, СУЩЕСТВУЮ, не физически только существую, но и нравственно, – я стыжусь своей животности, следовательно, я еще существую как человек», – перефразирует Вл. Соловьев изречение Р. Декарта.

На чувстве стыда основывается совесть. СОВЕСТЬ есть проявление стыда в отчетливой и обобщенной форме. Помимо собственно стыда в совести наличествует осознание сделанной ошибки или промаха. Со¬весть говорит человеку: «Сделавши это недозволенное или недолжное, ты виновен во зле, грехе, в преступлении».

Не секрет, что ни о стыде, ни о совести в современном обществе не принято вспоминать. Но философский факультет, по-моему, на то и философский, что духовная атмосфера здесь должна быть совершенно особой.

Но она «особая» совсем в противоположном смысле. И руководитель факультета не только ничего не делает для ее исправления, но является одним из активных ее создателей и охранителей, ее основой, ее столпом.

— Виктор Фёдорович, вы критически высказываетесь о постмодернизме, но сами отмечаете, что в этом философском направлении мало кто разбирается на факультете. Но с чем связана ваша двойственная позиция о постмодернизме? И могли бы вы сравнить собственную критическую позицию по отношению к постмодернистской философии с позицией вашего коллеги – профессора И.А. Гобозова, которую он изложил в книге «Куда катится философия?».
— Прежде всего, отмечу, что мое отношение к постмодернизму НЕ является сугубо негативным.

Выше я лишь обратил специальное внимание на то, что, несмотря на многочисленные обсуждения и даже моду на постмодернизм, которая продолжалась как минимум лет 15, руководство факультета так и не предприняло никаких организационных шагов для ИЗУЧЕНИЯ этого явления. Как я отмечал выше, такое изучение было осуществлено в Минске (см. упомянутый выше фундаментальный труд коллектива белорусских авторов «Новейший философский словарь. Постмодернизм". Главный научный редактор и составитель А.А. Грицанов. Мн. 2007. – 816 с.). Кстати отмечу, что для многих молодых преподавателей, аспирантов, студентов философского факультета МГУ, в Беларуси – диктатура похлеще "путинской". Однако именно в Белоруссии было осуществлено тщательное изучение постмодернизма, а увы – не в МГУ.

Долгие годы философский факультет буквально жужжал и гудел вокруг постмодернизма, но, как выяснилось после выхода в свет труда под редакцией А.А. Грицанова, – НЕ ЗНАЛ, о чем он «гудел и жужжал». Обсуждать что-то, о чем человек не имеет никакого понятия – рядовое явление на факультете, – в период, который можно назвать «эпохой Миронова».

О книге И. Гобозова хочу сказать следующее. Я давно знаю Ивана Аршаковича, отношусь к нему с самым большим уважением. По многим социально-философским и политическим вопросам наши позиции близки или полностью совпадают. Но в оценке постмодернизма я с ним не согласен. Хотя и в этом случае, уважаю его позицию, – за ее определенность и четкость. Именно определенности и четкости очень не хватает многим молодым воспитанникам факультета, возросшим в «эпоху Миронова»: что не удивительно, ведь их учат не философии, а подобострастию и чинопочитанию.

В одном из разделов книги «Философия. Общение. Человек» (М. 2010. – 640 с.) я рассматриваю постмодернизм. Я говорю об оригинальном постмодернизме, а не тех его «превращенных» формах, которые распространены у нас, и которые на деле есть не что иное как его кривое зеркало. Я стремлюсь выделить как сильные, так и слабые стороны постмодернизма.

В частности, показываю, что в своей борьбе против бинаризма и линейности постмодернизм, что называется «ломится в открытую дверь»: эти проблемы решены христианской философией еще в эпоху патристики, посредством введения идеи Троицы (троичности, тринитарности). Это блестяще показано в книге П. Флоренского «Столп и утверждение истины».

— Насколько сильна на факультете оппозиция православию и вообще, религиозной философии?
— Да, численно эта оппозиция представлена достаточно широко. Однако неприятие христианства и религиозной философии, как правило, основано на совершенно нелепых представлениях.

У меня такое ощущение, что может быть кто-то из коллег, или студентов представляется себе христианского Бога в виде дедушки с бородой, сидящим на облаках? Помнится, Н.С. Хрущев заявил: «Гагарин летал ТАМ, и никакого бога не видел». Хотя заявление было сделано в целях оправдания гонений на церковь, однако оно ярко характеризует «уровень» знания Хрущевым христианского учения. (При этом политиком я его считаю неплохим.)

Может быть, кто-то думает, что М.В. Ломоносов был атеистом, а Славяно-греко-латинская Академия, которой он учился, была светскими учебным заведением?

Если так думают многие, то надо, действительно, вводить в университет если не факультет богословия, то хотя бы КУРС богословия, да еще и курс истории церкви – и не только для студентов, но и для доцентов и профессоров.

Столь резко отрицательное отношение к религии, к христианству, как мне представляется, не должно быть свойственно людям просвещенным. Ведь если отказаться от того, что связано с христианством, – то нам придется отказаться от практически всей русской культуры и истории, и от русской философии в том числе. Думаю, никакому разумному человеку не придет в голову отказаться от Пушкина, Достоевского, С. Булгакова, П. Флоренского, от религиозной живописи, от А. Рублева, от русской иконы и многого-многого другого. И не только в России, и не только в культуре, но и в науке – от генетики, поскольку ее основателем был протестантский пастор Мендель, от физических теорий А. Эйнштейна, поскольку он вывел их, опираясь на пантеистическую философию Б. Спинозы. Примеров можно привести великое множество.

Не думаю, что наши профессора не читали «Мастера и Маргариту» М. Булгакова. Надеюсь также, что они не восприняли это произведение только лишь как сатиру на советскую действительность того времени. Полагаю, их интеллектуальный уровень позволил им проникнуть в его содержание гораздо глубже, – в его символический, религиозно-философский смысл.

В России нравственность всегда опиралась на веру, на христианское учение, а также на учения других традиционных для России религиозных конфессий. Эти конфессии мирно уживались друг с другом на протяжении многих столетий, – хотя и не без проблем и противоречий. Межконфессиональный рай, как и рай межнациональный, тем более, рай вообще, существует только на небе или в мечтах, – в земной жизни же приходится сталкиваться со многими противоречиями и проблемами. От них не спрятаться, – их надо решать. Как свидетельствует история, обратить всех в атеистов – задача не реальная. Но и столь, же не реальной является задача обратить всех в одну веру, в одну обязательную для всех, религию.

Я не сторонник резкого противопоставления религии и философии, религии и науки. Мыслить исключительно по принципу «выше-ниже», значит завести свою мысль в безнадежный тупик. Бинаризм – это тупик, это острая конфронтация, в конечном итоге – саморазрушение, разрушение личности, сообщества людей, невозможность взаимопонимания, невозможность коммуникации. Вера, разум и чувственность – ТРИ познавательные способности, имеющие одинаковую важность.

В. Соловьев и другие представители русской философии всеединства считали, что человек познает мир тремя тесно связанными путями, основанными на трех равнозначимых способностях: на вере, на органах чувств и на разуме (интеллекте). Только действуя совместно, эти три способности дают возможность придти к «цельному» (т. е. целостному, а не одностороннему) знанию. Вера может быть религиозной, но может быть и верой в обычном понимании.

Н.О. Лосский в своей философии интуитивизма отождествлял понятия веры и интуиции, считая их синонимами.

Интуитивистская концепция обоснования математики признана сегодня научно правомерной.

Все это, конечно, лишь отдельные соображения и примеры. Но они говорят о том, что тезис О НЕСОВМЕСТИМОСТИ веры и знания НЕ является очевидным. А именно ИЗ ОЧЕВИДНОСТИ этого тезиса исходят те, кто столь резко выступает против религии и веры.

Замечу, что ни христианская нравственность, ни нравственность, основанная на других традиционных для России религиях, конечно же, не настраивает на агрессивность. Как раз напротив, – учит любви, милосердию, состраданию – тому, чего так не хватает современному обществу, в том числе, и российскому. Кто-то опасается, что критичности будет мало? А по-моему, ее уже через край, – побольше бы позитивных предложений.

Если же говорить о церкви и государстве, то мне представляется, что государство и церковь могут и должны сотрудничать по многим вопросам. Это никак не нарушает положения Конституции о светском государстве. Нарушением было бы, если церковь диктовала государству, навязывала государству те или иные решения. Но на сегодняшний день церковь, если так будет позволено выразиться, обладает «рекомендательным голосом». Государство, в ряде случаев не может не прислушиваться к голосу церкви, поскольку верующие составляют значительную часть граждан России. Но право избирать и быть избранным у нас реально не зависит от религиозных убеждений – от того, атеист ты, или верующий. Сотрудничество государства и церкви, при не вмешательстве государства во внутренние дела религиозных организаций, несомненно, укрепляет единство российской нации.

— В.В. Миронов является деканом уже 14 лет. Каковы, по Вашему мнению, итоги его деятельности?
— Да, В.В. Миронов является деканом философского факультета с 1998 года. Естественно, за столь значительный срок он имел возможность выстроить на факультете вполне определенную систему отношений, а также систему управления факультетом. О системе отношений я уже говорил. Повторю только главное – она построена на чинопочитании, на преклонении перед административной должностью, на неуважении к человеческой личности. О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ следует сказать особо. Для начала приведу информацию, помещенную на сайте философского факультета.

«В.В. Миронов – доктор философских наук, профессор, декан философского факультета МГУ, заведующий кафедрой онтологии и теории познания философского факультета, председатель экспертного Совета ВАК по философии, социологии и культурологии, председатель докторского диссертационного Совета по специальности «Онтология и теория познания», «Философия науки и техники» при МГУ, вице-президент философского общества РФ, председатель УМС по философии, политологии и религиоведению Учебно-методического объединения по классическому образованию, главный редактор журнала «Вестник Московского университета» (Серия 7, «Философия»), член редколлегий журналов «Вопросы философии» и «Вестник Российского Философского Общества», «Философские науки». Является инициатором создания Ассоциации философских факультетов России и Ассоциации выпускников философского факультета МГУ».

Даже бегло прочитав информацию, не трудно убедиться, сколь внушителен список должностей, занимаемых одним человеком. Практически все, что касается философии в стране, в МГУ, а философского факультета тем более, – в той или иной степени находится под его контролем. Если добавить то, что в этот список не вошло, – то огромность власти декана не может не впечатлять.

Не удивительно, что он может, например, прямо указать председателю диссертационного совета, кого «защитить», а кого нет. Запросто сказанная председателю совета фраза «сейчас нужно защитить (защищаем) такого-то» означает, что председатель диссовета должен поставить на защиту, быстро и без проблем провести заседание, с тем, чтобы совет принял решение о присвоении ученой степени доктора (кандидата) философских наук нужному Миронову человеку. [Если у кого-то возникнут вопросы: я защитил кандидатскую и докторскую задолго до того, как В.В. Миронов стал деканом].

Полная бесконтрольность В. Миронова и его близкого окружения позволяет ему в открытую использовать власть в корыстных интересах. Так, никого даже и не удивило, что декан выиграл грант высокого уровня по теории принятия решений – в соавторстве. Но именно соавтор, профессор факультета является глубоким специалистом в области теории принятия решений. Более того, только с его приходом на факультет теория принятия решений и возникла на факультете как самостоятельное направление научных исследований! До этого никто, и уж, конечно, не декан этой проблематикой не занимались и не занимаются – за исключением учеников и аспирантов этого профессора.

Традицией стало брать на работу в качестве молодых преподавателей, молодых людей, не имеющих базового (т.е. философского) образования. Так, на кафедру, где я работаю (зав. А.П. Алексеев) принято за последние годы 6 таких сотрудников. В то время как множество выпускников факультета не могут найти себе работу по специальности. А ведь главным и, по сути, единственным оправданием существования философского факультета как государственного учреждения является его функция подготовки кадров преподавателей для нефилософских ВУЗов, поскольку для всех них философия – обязательный предмет.

Не трудно предположить, что прием на работу такого рода преподавателей осуществляется по договоренности, на «взаимовыгодной» и т. п. основе. Без всяких натяжек и преувеличений можно утверждать, что В. В. Миронов выстроил абсолютную монархию феодального типа в рамках факультета. Возникает вопрос, – каким образом, в современных условиях вообще может существовать столь архаическая форма управления факультетом?

КЛЮЧОМ к ответу на него является то, что Миронов создал и успешно сохраняет ОБРАЗ ЗАЩИТНИКА ФАКУЛЬТЕТА ОТ СИДЯЩИХ «НАВЕРХУ» «ЗЛОБНЫХ И НЕКОПЕТЕНТНЫХ БЮРОКРАТОВ». На факультете широко распространено мнение, что все, «кто наверху», только и заняты тем, что пытаются разрушить образование и науку. Они – бюрократы, непонимающие ничего в философии, но дающие указания, – это мнение является едва ли не всеобщим на факультете. Его разделяют и профессора и студенты. Буквально в каждом выступлении, прямо или косвенно Миронов подчеркивает мысль о грозящей «сверху» опасности, – ибо на этом фоне он выглядит ЗАЩИТНИКОМ философии от некомпетентного вмешательства со стороны вышестоящих инстанций.

Образ защитника позволяет ему сплачивать сотрудников, подавлять всякое инакомыслие, принимать решения, выгодные ему и его близкому кругу и т. д. – не опасаясь сопротивления внутри факультета. Ведь, если бы не Миронов, – убеждены многие, – то вышестоящие бюрократы давно выстроили бы всех в одну линейку, заставили бы думать и преподавать по единому шаблону.

Мнение о том, что «сверху» идут планы разрушения университета, как и науки и образования в целом, в 90-е годы имело под собой реальные основания. Университет был брошен на произвол судьбы, тогдашнее высшее руководство страны вынашивало планы приватизации университета, его расчленения, что, несомненно, просто бы его уничтожило. Ректору МГУ В.А. Садовничему удалось отстоять университет. И не только отстоять, но и добиться самого заботливого отношения к МГУ со стороны правительства и президента. Университету предоставлена автономия в решении ключевых вопросов научной работы и преподавания, построен целый ряд новых корпусов, – даже не корпусов: некоторые из них правильнее назвать дворцами. Возведено прекрасное здание Фундаментальной библиотеки, университету выделяется новейшее оборудование и многое другое, – все за счет бюджета, при непосредственной помощи правительства. В последнее время государство обратило самое серьезное внимание и на воспитательную функцию образования.

Оправдано ли в такой ситуации культивирование страха перед вышестоящими инстанциями? Сегодня такое культивирование может быть оправдано лишь одним, – стремлением к самосохранению бюрократии на факультете. Реальную опасность для полноценного развития философии сегодня уже представляет не вышестоящая, а факультетская бюрократия, – на философском факультете – это декан и его близкий круг. То, что действующий декан является чистым бюрократом, можно подтвердить или опровергнуть, разумеется, лишь поставив следующие вопросы.

Является ли В.В. Миронов ученым, философом? – на этот вопрос в НЕОФИЦИАЛЬНОЙ обстановке вряд ли кто на факультете ответит утвердительно. Среди указанных на его странице 150-ти работ на львиную долю – работы в соавторстве, интервью, выступления и др. Открыл ли он что-либо новое, создал ли самостоятельную концепцию, – какова вообще его философская позиция? Является ли он крупным знатоком в какой-либо отрасли философского знания? «Специалист в области теории философии и философии культуры; сфера исследований особенностей философии как двойственной формы сознания, гармонично сочетающей в себе рационально-теоретические и ценностно-эмоциональные компоненты», – указано самим В.В. Мироновым на его странице.

Не берусь судить, о чем вообще говорится в этом абзаце. Но слово «двойственная» (двойственной формы сознания) не может не привлечь внимания. В философии существует понятие «дуализм». Но по отношению к дуализму всегда возникает вопрос: могут ли два независимых начала сочетаться «гармонично»? Историческое «манихейство», тот же термин у Л.Н. Гумилева, различные формы дуализма в истории философии, «бинаризм» в постмодернизме – весь опыт истории философии свидетельствует, что приняв как исходное два независимых начала, далее уже невозможно построить целостную систему: она будет раздваиваться, с логической неизбежностью порождая противоречащие друг другу утверждения. Слово же «двойственность» у всякого, кто говорит по-русски, вызывает вполне определенные ассоциации и коннотации.

Главный итог всего сказанного состоит в том, что «игры в философию», заменившие собой подлинную философию, чреваты самыми серьезными ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ последствиями, не только для факультета, не только для МГУ, но и для России в целом. Действительно, выпускник МГУ, прослушавший курс философии, не дающий ему никаких смысложизненных ориентиров, т. е. человек без твердой жизненной позиции, разумеется, легко поддается влиянию. Его легко склонить как к КРАЙНЕМУ ЛИБЕРАЛИЗМУ, так и к АГРЕССИВНОМУ НАЦИОНАЛИЗМУ. Если учесть, что у него завышенная самооценка, завышенные ожидания по отношению к обществу, к государству, которые, по его мнению, должны автоматически обеспечить ему высокий уровень жизни (ведь он поступил и закончил МГУ!), то привлечь его к антиправительственным выступлениям на базе одной из названных идейных позиций, не так сложно. Психологически он уже готов к участию в таких выступлениях. А сил, стремящихся посеять в России ХАОС, использовав для этой цели, как ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ, так и АГРЕССИВНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ, увы, предостаточно. Не дай БОГ нам увидеть в рядах и среди лидеров движений, разрушающих Россию, студентов и выпускников МГУ!

Чтобы этого не произошло, нужны самые срочные меры.

В качестве декана сегодня нужен совсем ДРУГОЙ человек, – человек с четкой государственно-патриотической позицией. К сожалению, из числа работников факультета, люди, отвечающие этим требованиям, – это люди в основном пожилого возраста, которым выполнять столь широкий круг обязанностей физически уже трудно. Следовательно, нужен ЧЕЛОВЕК СО СТОРОНЫ, – человек, имеющий опыт управления, и отвечающий тем требованиям, о которых говорилось несколькими строками выше.

Беседовал Алексей Нилогов, кандидат философских наук




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Перенаселение Земли

Нам нужна еще одна планета или это миф?

Если сегодня вам, допустим, 30 лет, то за вашу жизнь население планеты уже дважды «добавляло» очередной миллиард. Когда вам было десять лет в 1999 году, население планеты достигло шести миллиардов. В 2011 году, когда вам исполнилось 22 года, была преодолена планка в семь миллиардов человек. Сегодня нас 7,7 миллиарда. Что же будет, когда пройдет еще 30 лет? По оценкам ООН, уже через пять лет, если динамика роста численности населения не претерпит разительных изменений, на планете появится восьмимиллиардный житель. А дальше что? Перенаселение, нехватка воды и пищи, не говоря уже о прочих ресурсах, и волны беженцев? Или все, на самом деле, не так страшно?

20.10.2020 19:00, naked-science.ru


«Серьезное событие с крупными последствиями»

В чем причина трагедии на Камчатке?

Начало октября. Соцсети и СМИ облетели страшные кадры с Камчатки: морских обитателей выбросило на берег, умерло 95% обитателей дна Авачинского залива. Пострадали и люди. Так, серфингисты сообщили об ожогах и сухости глаз, першении в горле и симптомах отравления. Контрольные органы инициировали проверку, официальные лица перечислили несколько версий трагедии. Однозначные выводы пока никто делать не готов. Однако в любом случае все предположения сводятся к человеческому или природному факторам.

19.10.2020 13:00, Никита Строгов, rosbalt.ru


«Нулевые отходы против одноразового потребления»

Как новая концепция может повлиять на окружающую среду

Когда мы, в повседневной жизни, идя в продуктовый магазин используем одноразовые пластиковые пакеты, или выезжая на пикник забиваем машину одноразовой посудой и тарой, то вряд ли задумываемся о том, что прикладываем руку к постепенному уничтожению экологии и, уж тем более, вряд ли задаем себе вопрос — а откуда все это началось?

19.10.2020 09:00, Андрей Шалунов для журнала «Сноб»


Экспедиция Greenpeace на Камчатку

Результаты первых проб

Экспедиция Greenpeace отправилась на Камчатку, как только были получены первые сигналы бедствия. Сейчас представители экоорганизации ведут активные исследования на месте, привлекают учёных для консультаций, собирают пробы. Уже есть результаты, но, к сожалению, точная причина загрязнения пока не выявлена, а значит необходимо продолжать работу. Greenpeace — о ситуации на Камчатке.

17.10.2020 19:00, Анна Андриевская, recyclemag.ru


Yle (Финляндия): на севере России радуются изменению климата, но вызывающие его выбросы черного углерода всех беспокоят

«У нас не рекомендуют покупать белые вещи, потому что они становятся черными»

Экологическая программа России допускает увеличение в стране выброса парниковых газов в ближайшем будущем, сообщает корреспондент финской телерадиокомпании. Побывав в Воркуте, он рассказывает, что для этого арктического города означает глобальное потепление и почему оттуда уезжают люди.

17.10.2020 13:00, Эркка Микконен (Erkka Mikkonen), inosmi.ru


Экология становится гуманитарной наукой

По мнению специалистов ТюмГУ, современная экология распалась на несколько дисциплин, далеких от первоначального понимания экологии как биологической науки.

15.10.2020 13:00, ТюмГУ, naked-science.ru


Как муравьи и пчелы борются с эпидемиями — и чему мы можем у них научиться

Энтомологи изучили живущих колониями насекомых, чтобы посмотреть, как они справляются с эпидемиями. Оказалось, что самые эффективные методики — социальное дистанцирование, «вакцинация» и поедание детенышей. Журнал Wired разобрался, какие из этих способов нам стоит взять на вооружение, а без каких мы пока обойдемся.

15.10.2020 09:13, Майкл Шулсон/Роман Шевчук, knife.media


«Как я пыталась прожить 10 дней, полностью отказавшись от одноразового пластика»

Личный опыт, который пошел на пользу

Журналистка Mashable Саша Леках решила поучаствовать в челлендже, в рамках которого нельзя пользоваться продуктами из пластика в течение 10 дней. Пройти такое испытание было непросто — оказалось, что в повседневной жизни мы буквально окружены пластиком и в некоторых случаях его нечем заменить.

13.10.2020 09:00, Вероника Елкина, rb.ru


В РАН озвучили основную версию загрязнения воды в Авачинском заливе на Камчатке

По мнению ученых, красный прилив (токсичные водоросли) стал причиной экологической катастрофы у побережья Камчатского края. Тем не менее специалисты и власти подчеркивают: полной ясности о том, что спровоцировало загрязнение воды, нет.

12.10.2020 16:00, Мария Азарова, naked-science.ru


Правда и мифы об изменении климата

Подробно и тезисно

К счастью, все меньше людей считает, что глобальное потепление и негативное изменение климата — это выдумка, которая не несет реальной угрозы нашему миру. И тем не менее, если погрузиться в детали вопроса, по-прежнему обнаруживается огромное количество заблуждений и неверных выводов. Чтобы в очередной раз отделить догадки от фактов, мы поговорили с профессором и телеведущим Джеффри Битти о психологии климатических изменений и подготовили девять образовательных карточек, развеивающих мифы и обнажающих правду о климате нашей планеты

12.10.2020 13:00, Анна Веселко, theoryandpractice.ru






 
Вселенная Пелевина

Новости

Исследование: полмиллиона младенцев погибли в прошлом году от загрязнения воздуха
Загрязнение воздуха убивает десятки тысяч младенцев по всему миру — к такому выводу пришли специалисты Международного института воздействия на здоровье и Института показателей и оценки здоровья. Организации поделились результатами исследования, проведенного в рамках совместного проекта State of Global Air.
Завершился всероссийский конкурс «Путь в науку»

Участниками опубликовано более 2,5 тысяч квалификационных работ
Конкурс «Путь в науку» проводился платформой «Научный корреспондент» при поддержке Ассоциации интернет-издателей, Ассоциации «Открытая наука» и журнала «Наука и жизнь». Посмотреть конкурсные работы можно здесь.

Онлайн-семинар по открытой науке пройдет на LIBWAY-2020

Принять участие в мероприятии смогут все желающие
Докладчиками выступят руководители и партнеры проекта, российские и зарубежные эксперты в вопросах научной коммуникации, научной информации, открытой науки и открытого доступа, правовых и технических аспектах работы с институциональными репозиториями. Полная программа семинара размещена на сайте НЭИКОН, который организует мероприятие совместно с ГПНТБ СО РАН в рамках проекта «Открытая наука России». Там же можно зарегистрироваться для участия.

«Викимедиа РУ» провела мастер-класс по работе с «Википедией»
23 июля состоялся вебинар «Секреты Википедии», на котором участники узнали как возникла и функционирует крупнейшая энциклопедия современности, можно ли ей доверять и использовать в учебном процессе, что такое свободные лицензии, каково будущее «Википедии», а также увидели, как писать и редактировать статьи.
Открыт сбор средств на реставрацию Анастасиевской часовни
Фонд сохранения исторической среды «Внимание» открыл сбор средств на разработку проекта реставрации росписей часовни святой Анастасии. Необходимо собрать порядка 300 тысяч рублей.

 

 

Мнения

Редакция «Частного корреспондента»

Почему «Часкор» позеленел?

Мы долго пытались написать это редакционное заявление. Нам хотелось уместить в него 12 лет работы, 45 тысяч статей (и даже чуть больше), несколько редакций и бесконечность труда и сил. А еще – постараться объяснить нашим читателям происходящие изменения.

Виталий Куренной

Традиционные ценности и диалектика критики в обществе сингулярности

Статья Николая Патрушева по поводу российских ценностей интересна сама по себе, но также вызвала яркий отклик Григория Юдина, который разоблачает парадигму «ценностей», трактуя ее, видимо, как нечто сугубо российско-самобытное, а само понятие «ценность» характеризует как «протухшее». Попробую выразить тут свое отношение к этой интересной реплике, а заодно и прокомментировать характер того высказывания, по поводу которого она появилась.

Иван Засурский

Пора начать публиковать все дипломы и диссертации!

Открытое письмо президента Ассоциации интернет-издателей, члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Ивана Ивановича Засурского министру науки и высшего образования Российской Федерации Валерию Николаевичу Фалькову.

Петр Щедровицкий

«Пик распространения эпидемии в России ещё не наступил»

Самой большой опасностью в условиях кризиса является непоследовательность в принятии решений. Каждый день я вижу, что эта непоследовательность заражает все большее число моих товарищей, включая тех, кто в силу разных обстоятельств работает в административных системах.

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.