Подписаться на обновления
25 октябряВоскресенье

usd цб 76.4667

eur цб 90.4142

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека  Вселенная Пелевина 
Иван Засурский   пятница, 16 октября 2020 года, 18:02

Пелевинщина, или мистический реалист
Виктор Пелевин как «непобедимое солнце» современной русской литературы


Виктор Пелевин как «Непобедимое Солнце» русской литературы
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Уникальная способность Пелевина к созданию объёмной и внутренне непротиворечивой вселенной делают его таким притягательным автором для экранизации. В след за фильмом «Generation П» Виктор Гинзбург намерен в грядущем году порадовать зрителей релизом долгожданного «Ампир V», а продюсировавшая фильм студия «Квадрат» уже приобрела права на экранизацию «iPhuck 10« и «S.N.U.F.F.«. Возможно, мы наблюдаем рождение сверхновой киновселенной, основанной на сочетании магического реализма и лучших традиций русской психологической прозы, щедро приправленных черным юмором и иронией.

Прилагательное «пелевинский» используется для описания самых разных явлений и понятий. Кто-то может говорить о «пелевинском» развороте сюжета. Кто-то может прыснуть этим определением, описывая хитросплетения внутривидовой борьбы или местных особенностей жизни. Так или иначе, характеристика «пелевинское» отражает нечто на грани абсурда, но вместе с тем глубоко правдивое и укоренённое. Так, в обход всех баррикад и критиков, мы приходим к пониманию глубинной реалистичности творчества автора, которого на лекциях можно приводить в качестве примера журналиста, ставшего писателем для того, чтобы обрести абсолютную свободу безнаказанного высказывания. Можно сказать больше. Чем проще и незатейливее становится российская пресса и журналистика, тем большее значение и влияние имеют ежегодные депеши, которые писатель посылает преданной ему аудитории со всех фронтов.

Есть люди, которые, как они сами говорят, прочитали «слишком много Пелевина» (и им понравилось не всё). Есть те, кто принципиально не читает («давно»), и те, кто ждёт каждый роман и покупает его в день релиза. А есть и такие, кто будет знать произведения Пелевина по фильмам и сериалам, как это уже произошло со многими другими авторами ХХ века – такими, например, как Филипп Дик и Джон Толкин.

Если не проснётся пятиногий пёс, спящий в вечной мерзлоте, Виктор Пелевин будет исправно кормить поколения литературоведов. Своим читателям автор предлагает не только видение недалёкого прошлого в издевательски молодом «Омон Ра», ярком «Чапаеве и Пустоте» и параллельном «Смотрителе», не только странное видение настоящего в  «Generation П», «ДПП (NN)», «Священной книге оборотня», «Empire V», «Бэтман Аполло», «Лампе Мафусаила, или Крайней битве чекистов с масонами», «Тайных видах на гору Фудзи» и «Искусстве лёгких касаний». Пелевин также показал будущее – явленное в виде удивительной «Любви к трём цукербринам», близкое в «iPhuck 10» или чуть более отдалённое в «S.N.U.F.F.», но неизменно предполагающее момент, когда в ходе повествования одна картина мира сменяется другой. Пол проваливается, потолок снимается, открывается дверь или выясняется нечто, из-за чего с миром происходит та самая «пелевинская» трансформация, позволяющая увидеть его в новом свете. Его тексты можно было бы считать пророческими, если бы не это постоянное ощущение реалистичности характеров, разговоров, увлечений и поднимаемых тем, которые и делают его прозу похожей на журналистику к радости одних и досаде других.

Вопрос о том, является ли всё творчество Пелевина описанием одного «мира», подверженного развитию и угасанию, либо его произведения описывают различные, параллельные вселенные, может стать хорошей темой для конференции о писателе когда-нибудь после пандемии и вряд ли может быть разрешён окончательно. Хотя было бы интересно устроить среди поклонников Пелевина конкурс по выявлению и сбору в его произведениях "связок", отсылающих читателя из одной книги к другой. Однако даже не отбирая хлеб у учёных можно сказать, что как минимум в творчестве писателя несложно увидеть некоторое количество произведений, которые легко выстраиваются в ряд через упоминания и намёки, явно выраженные в тексте или логично подразумеваемые замыслом автора.

Вампирский цикл или новая Вселенная?

Нет никаких сомнений в существовании у Пелевина «вампирского» цикла, равно как и в том, что один из центральных вопросов прозы писателя — «Кто всем этим управляет?», ответ на который оказывается удивительно разнообразным для одного автора. «Вампирский» цикл можно вести от «Generation П», где впервые представлена в полном объёме версия мира, управляемого тайными силами по неизвестным правилам. Этот мир открывается глазам молодого героя в ходе удачного с карьерной точки зрения приключения, поводом для которого становится встреча с одноклассником, необычное имя и творческие способности, а результатом – взлёт, который на самом деле очень скоро обернётся падением.

Это мы увидим уже в «Empire V» глазами другого героя, которому повезло гораздо больше, ведь его карьерный рост начался сразу уровнем выше, с позиции вампира. Но и его счастье и триумф продлятся недолго, как мы узнаем из истории о золотом парашюте – производственной драмы «Бэтман Аполло». Судьба вампира незавидна. И, несомненно, замыкает цикл «пелевинский» разворот – появление «Непобедимого Солнца», в котором единство Бэтмана и Софи получает совершенно неожиданное объяснение, наполняя новым смыслом разбросанные тут и там в «вампирской» прозе намёки. Так мы получаем возможность убедиться, что вампиры тоже видят мир в кривом зеркале.

Типичный литературный критик на этом бы и остановился, но дотошный читатель обратит внимание на то, что сама по себе система, которая, по версии Пелевина, управляет миром давно, наверняка стоит где-то за кулисами странного мироустройства «iPhuck 10». Гламур и дискурс обретают в нем тотальную власть над человечеством в эпоху социального дистанцирования и социального же аутизма, напоминающих нам о переживаемых сегодня днях пандемии. В то же время читателю открывается довольно мрачный взгляд на ближайшее будущее мира в эпоху становления искусственного интеллекта. И будущее, и искусственный интеллект заиграют новыми красками в «S.N.U.F.F.» – и уж там совершенно точно можно сказать, что в глубине офшара Бизантиум (или Big Biz) сидит Великая мышь.

Однако при желании несложно представить себе и то, что эти силы действуют за кадром других мистических производственных драм писателя, будь то «Священная книга оборотня» или «Лампа Мафусаила…», в которой чекисты с помощью спецсредств пробиваются в лимбо на встречу с масонами. Точно так же в этом мире уютно помещается содержимое сборника «Ананасная вода для прекрасной дамы» (включая лучший, по словам режиссёра Виктора Гинзбурга и, с его слов, самого Виктора Пелевина, рассказ «Burning Bush»), равно как и ДПП (NN), хотя это уже можно считать натяжкой.

Однако такого не скажешь, пожалуй, об истории из «П5» про девушку, которая устроилась работать кариатидой, перевоплотилась в богомола и убила клиента – высокопоставленного халдея, как мы узнаем со страниц книги «Бэтман Аполло».

Неожиданно ясно проглядывает и родство с вампирской вселенной двух романов, вышедших непосредственно перед «Непобедимым Солнцем». И в «Тайных видах на гору Фудзи», и в «Искусстве лёгких касаний» мы можем видеть, что именно приходится делать халдеям для того, чтобы, уже заработав на «золотой парашют», успеть нагрешить по всем параметрам. Для знатока вампирской серии в безобидной истории покупки счастья маячат вечные муки «морской свинки» в аду – точнее, в Лимбо, необходимые для того, чтобы отвлечь внимание чертей от вампиров, которые идут к реинкарнации – или к Солнцу, как это делает Озирис, ученик Дракулы. Вот только настоящее Солнце в этой Вселенной – это её демиург, Пелевин, описывающий сложные отношения создателя с творением не только в монументальном «Смотрителе», но и «игровом» романе «Т». В этом смысле роман «Непобедимое Солнце» интересен тем, что в нём описан и сам процесс создания «сверхновой вселенной». Да, можно сказать, что процесс этот сродни прохождению Лабиринта в «Хрониках Амбера» Роджера Желязны. В этом, как и во многих отсылках к мистическим культам и религиозным «вселенным», хорошо проявляется роль «властителя дум», которую в нашей стране традиционно держат для Писателей с большой буквы, чтобы спорить о том, копирует ли жизнь искусство, либо искусство открывает нам в жизни то, на что мы просто не обращали внимания.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Контекст Пустоты

Приключения Пелевина в эпоху андерграунда

«Если ты встаешь на этот путь, в какой‑то момент Вселенная начинает вести с тобой разговор: появляются одни учителя, потом другие, приходят книги, и, если ты ищешь, диалог этот длится всю твою жизнь», — говорит футуролог и суфий, исследователь и разработчик Punto и Caramba Switcher Сергей Москалев.

23.10.2020 19:00, Сергей Москалев


Лучшие и худшие книги Пелевина, по мнению критиков

С 22 августа на прилавках — новая книга Виктора Пелевина «Искусство легких касаний». Писатель уже много лет выпускает по роману в год. Накануне свежего релиза попросили литературных критиков рассказать, какую работу Пелевина они считают лучшей и худшей и почему.

13.10.2020 16:00, m24.ru


Путеводитель по романам Виктора Пелевина

Рассказываем о самых ранних и самых новых произведениях знаменитого писателя

В конце 90-х — начале 2000-х книги Виктора Пелевина произвели эффект разорвавшейся бомбы. Ими зачитывались, делились, о них спорили на улицах и в университетах. Спустя 20 лет мало что изменилось: читатели по-прежнему ждут каждое новое произведение автора. Разве что самих романов стало больше, и теперь «новичку», не знакомому с творчеством писателя, легко запутаться.

11.10.2020 19:00, Раиса Ханукаева, eksmo.ru


Писатель Виктор Пелевин: «Вампир в России больше чем вампир»

Об известном произведении и взглядах

Выход книги Пелевина в этом году предварялся скандалом: черновик романа о вампирах неизвестным образом попал в интернет, где его мог прочесть каждый желающий. О том, как в столице появились вампиры, почему миром правят дискурс и гламур и как черновая редакция «Empire V» оказалась в Сети, Виктор Пелевин рассказал в эксклюзивном интервью Наталье Кочетковой.

10.10.2020 16:00, Наталья Кочеткова, izvestia.ru







 
Вселенная Пелевина

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.