Подписаться на обновления
25 апреляСреда

usd цб 61.6644

eur цб 75.2121

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Екатерина Сальникова   вторник, 25 декабря 2012 года, 16:23

Миссия рядового хоббита
Новая экранизация Толкина - героизма от каждого по способностям


Кадр из фильма «Хоббит: нежданное путешествие». //kinopoisk.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




«Хоббит: нежданное путешествие» режисера Питера Джексона является приквелом «Властелина колец…» и первым фильмом новой трилогии по роману Толкина «Хоббит: туда и обратно». Тем самым «Хоббит: нежданное путешествие» должен прояснять начала начал истории Фродо, спасающего мир. Попутно «Хоббит…» предлагает рецепт – что надо сделать, чтобы «всё началось», чтобы заварилась экстремальная каша в магическом котле вселенной.

Фильм обнаруживает парадоксальное сочетание двух эстетических качеств: квинтэссенцию экшена с цифровыми спецэффектами и радикальное ускучнение действия. Ради чего сделано первое, ясно и так. Фэнтэзи в наши дни подразумевает такой разгул визуальной фантазии, что воплотить их без ультрасовременных технологий просто невозможно. А с другой стороны, раз уж технологии есть, так пущай их работают. И они работают – создают образ огромной магической вселенной, посреди бездн которой оказываются персонажи. Добротное семейное зрелище. Детям есть что разглядывать, даже если им не очень понятны реплики и долгие ретроспекции. Взрослые отдыхают от бесцветных голых стен офисов, прямоугольников экранов-окон-дверей-столов-шкафов-бумаг, от коробочной архитектуры спальных районов и унылых покроев дресс-кода.

Весь вопрос в том, зачем сделано второе. То есть, довольно занудное, весьма однообразное киноповествование. Практически без разнообразия человеческих типажей, которое все-таки имело место во всех трех фильмах «Властелина колец…» Почти без присутствия женских образов. Королева эльфов (Кейт Бланшетт) появляется лишь однажды, на несколько минут, просто чтобы авторы фильма засвидетельствовали свое «гендерное почтение». Мир кишмя кишит тварями всех мастей. Но старательно выписанных персонажей здесь опять же почти нету. Точнее – их всего два, Бильбо Беггинс и Голлем. Остальные создают визуальное пиршество, но не запоминаются. Видовая принадлежность доминирует, индивидуальное своеобразие преимущественно декоративно. По-настоящему напряженных моментов кот наплакал.

Кино, как самый визионерский из всех видов искусств, паче прочих запечатлевает чаяния человечества. Кино нулевых несёт в себе мощный эсхатологический импульс, всё оно — от звонка до звонка — проникнуто отчётливым ощущением ожидания. Ожидания конца света. От несбывшегося — на округлом стыке миллениумов — до самого, как кажется, надёжного, завещанного индейцами майя и подтверждённого многими другими источниками в сами знаете каком году. «Властелин колец» (трилогия) — The Lord of the Rings (2001-2003) — Питер Джексон. Масштабное десятичасовое полотно, идеальное фэнтези от идеального режиссёра. Приквел «Хоббит» — на подходе.

Можно сказать, что как художественное произведение «Хоббит…» еще на несколько порядков слабее трилогии «Властелин колец…» И тем не менее фильм несет в себе некое высказывание, причем, гораздо более откровенное, чем во всех трех фильмах с Фродо (Элайджа Вуд) в центре событий. Палитра мало-мальски занятных героев и событий словно счищена создателями «Хоббита…» ради чего-то более существенного.

Героическое назначение маленького Фродо было понятно. Он должен был уничтожить Кольцо Всевластия. Зачем гномам нужен Бильбо Беггинс, неюный хоббит-домосед (Мартин Фримен), и почему они желают взять в свой опасный поход именно его, одного рядового хоббита, не так уж и ясно. Не сводить же всю мотивацию к отсутствию у Бильбо гномьего запаха.

Бильбо в походе гномов участвует без особых героических свершений. Он своим присутствием никаких принципиальных проблем не решает, никакой магической отмычки не представляет.

Фильм демонстрирует, как за десять лет снизилась вера в масштаб героизма маленького и слабого существа. В начале 2000-х интересен был Фродо, совершающий невозможное. В начале 2010-х интересен Бильбо, просто присутствующий при диких потасовках магических сил и не собирающийся сбегать с поля боя. Если Бильбо готов оказаться в нуждое время в нужном месте и уберечь короля гномов от гибели, то и на этом спасибо. От главного героя достаточно посильного участия в огромной сумме усилий множества положительных персонажей. Героизма теперь от каждого ждут по способностям. И ничего постыдного в умеренном, не слишком ярком героизме не видят.

А вот «Бен-Гур» (1959), «Титаник» (1997) и «Властелин Колец: Возвращение короля» (2003) завоевали больше всех «Оскаров» — по 11 статуэток. Ненамного отстали от них, получив не менее почетное «серебро», «Унесенные ветром» (1939) и «Вестсайдская история» (1961) — по 10 «Оскаров».

Силы добра вообще видятся ослабевшими. Чем, собственно, занят Гендальф, добрый волшебник? Он тоже не может никого защитить полностью, с помощью одной своей магии. Зажигать жезлом шишки и бросать их в нападающих монстров – это, прямо скажем, не самая сильная магия. Еще Гендальф может нашептать бабочке просьбу гигантским орлам, чтобы те прилетели и срочно спасли и его, и гномов, и Бильбо. Нету монолита абсолютной доброй власти. Действенны снова лишь суммы многих усилий многих лиц, линии передач добрых посланий. Добрый волшебник больше координирует и моделирует поход, он выступает здесь магическим менеджером. Иначе говоря, «Хоббит…» сигнализирует своей аудитории о крушении мифа о беспредельной мощи одиночки, будь он волшебник, будь он обыкновенный человек-хоббит. Мир устроен сложнее, это своего рода динамический пазл добра-зла, где всякое существо по отдельности ничего не решает. Его задача занимать свое место в общей композиции, исключая провалы и бреши в рядах добрых сил.

Бильбо - один хоббит среди тринадцати гномов. Формально он занимает место Белоснежки, пребывавшей в компании семерых гномов. Белоснежка воплощала красоту человеческого начала, без которой магический мир неполноценен. Бильбо, маленький мирный хоббит – читай, маленький человек – среди воинственных гномов воплощает нечто другое, без чего магическая вселенная со всеми красотами Средиземья тоже не будет полноценной. Так что это за начало такое?

Гномы затевают поход с целью вернуть себе свой дом, отобрав его у дракона. Они хотят вернуть себе родной город. Гендальф хочет помогать гномам и помогает им. А чего хочет Бильбо? У него есть свой дом, который он очень любит. На вторжение гномов он смотрит с бессильной обидой. Бильбо не хочет покидать дом, он не прикипел душой к гномам, он не жаждет приключений.

Бильбо идет в поход бескорыстно и даже вопреки своим привычкам. Но тем не менее идет. Этот факт никак не мотивирован. И Мартин Фримен ничего определенного не играет, чтобы как-то подать решение своего героя отправиться догонять гномов. Непрагматичность, переходящая в бескорыстие, при отсутствии инертности, можно счесть основным свойством Бильбо, то есть, рядового небольшого человека. То есть, просто человека. Вот что сегодня ценится сильнее всего – участие в больших добрых делах без личной практической мотивации, без корысти, без большой идеи (она всегда ложна). Фильм уповает на интуитивное «просто так» - чтобы никакой логистики, никакой мотивированности, никакой целеустремленности. Всего этого современный человек хлебает в таком избытке в своей повседневности, что Бильбо просто обязан чем-то уравновешивать сегодняшние ценности.

И главное, в позиции Бильбо Беггинса открывается второе дно. Свалившись в ущелье, где обитает жалкий умалишенный Голлум, Бильбо находит Кольцо Всевластия и становится его «держателем». Зачем оно Беггинсу? Сильно ли он потом будет пользоваться возможностями, которые сулит это обладание? Нет, Бильбо просто хранит у себя кольцо. Опять же просто так. Из интереса, из любопытства. Для сознания того, что у него есть волшебное кольцо. В этом Бильбо Беггинсу вторит персонаж современной фантазийной истории, Гарри Поттер, который тоже добывал философский камень просто так, а не для каких-либо конкретных целей. И только так философский камень вообще можно было получить.

«Просто так» - желания и действия, которые больше и сложнее, чем любое локальное объяснение целесообразности. Это и есть основная ценность натуры настоящего идеального героя сегодня. И это именно то свойство, дефицит которого остро ощущается в нашем мире. А ведь именно «просто так» движет мир вперед, к новому и непредсказуемому. Забрав себе волшебное кольцо, хоббит-домосед предопределил дальнейшую необходимость героического риска. То есть создал внешние обстоятельства для того, чтобы маленькие люди-хоббиты не растренировались, не засиделись в своей домашней цивилизации, не разучились преодолевать себя. Вера в маленького человека как провокатора больших перемен, надежда на рядового хоббита как носителя нестабильности актуальнее наивной веры в силу героического одиночки. В трилогии «Властелин колец…» вселенная как будто испытывала душевную и физическую выносливость Фродо. В начале новой трилогии получается наоборот. Бильбо своим «просто так» испытвает мир, начинает эксперимент – на что способны противоборствующие силы вселенной, если изменить положение одного слагаемого. Почетная миссия, и гораздо менее очевидная, чем ярко героическая миссия Фродо.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Чаплин и великие

Из мемуаров актёра

«Казалось бы, я достиг апогея славы. И вот я, шикарно одетый молодой человек, стою на перекрестке, а пойти мне некуда. Как знакомятся с интересными людьми? Все меня знают, а я никого не знаю. Я заглянул к себе в душу, и мне стало жаль себя — меня охватила грусть».

22.04.2018 19:00, izbrannoe.com


Смерти вопреки

11 британских чёрных комедий, которые стоит посмотреть

Британские кинокомедии отличаются невозмутимой подачей, чудаковатыми персонажами и особым вниманием к повседневным сторонам жизни. Когда британский юмор объединяют с темой смерти и элементом сатиры, рождается чёрная британская комедия. Её создают не только для того, чтобы рассмешить зрителя. Чёрная комедия появляется, чтобы пролить свет на серьёзные аспекты жизни, зачастую смешивая весёлое с насущным.

21.04.2018 19:00, cameralabs.org


Сорок не в срок

Гид по 40-му Московскому международному кинофестивалю

На Руси сороковой день рождения, как известно, не отмечают. Само слово «сорок» выбивается из привычного ряда числительных, оберегая и скрывая заветное, потаённое (истории про собольи шкурки придуманы для отвода глаз). Возможно, по этой причине программа юбилейного ММКФ на первый взгляд скромна, неказиста и не привлекает к себе пристального внимания, хотя, казалось бы – такой повод! Впрочем, практики и рационалы объясняют этот факт сухо – перенесли фестиваль с привычного июня на апрель из-за чемпионата мира по футболу, не успели отобрать лучших, да и манящие майские Канны, откуда привозили для спецпрограмм самое вкусное, теперь маячат впереди, а не позади. Как бы то ни было, будем довольствоваться тем, что есть – а есть как минимум весь Ингмар Бергман, на котором можно залипать и медитировать всю неделю.

20.04.2018 19:00, Павел Пересветов


Круассаны с чесноком

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики. От нашумевшего «Движения вверх» А. Мегердичева до «Квадрата» Р. Эстлунда.

15.04.2018 16:00, Александр Чанцев


Никакой серости

15 визуально ярких фильмов с удивительными цветовыми палитрами

Цветовая палитра фильма во многом определяет его настроение, может усилить эмоции и подчеркнуть тему сюжета. Это не означает, что все выдающиеся фильмы должны быть залиты яркими касками, но иногда визуальное впечатление, которое производит кино, имеет не меньшее значение, чем персонажи, история или диалоги. Чем краше фильм, тем легче ему завладеть вниманием зрителя и надолго остаться в памяти. В этом списке пятнадцать фильмов с необычайно яркими и красивыми цветовыми палитрами, которые могут вызвать визуальный восторг.

17.03.2018 19:00, cameralabs.org


Когда уже всё знаешь сам

Последнее интервью с Евгением Павловичем Леоновым

Евгений Павлович Леонов (1926-1994) — советский и российский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1978). Лауреат Государственной премии СССР (1976) и Государственной премии Российской Федерации (1992). Ниже размещено его интервью, подготовленное Светланой и Игорем Овчинниковыми. Опубликовано: «Огонек», 1994. № 11-13. Здесь текст приводится по изданию: Леонов Е.П. Письма, статьи, воспоминания. / Составитель В.Я. Дубровский. — М.: ЗАО Изд-во Центр- полиграф, 2000.

14.03.2018 19:00, philologist.livejournal.com


Мир меча и магии

В чём секрет невероятного успеха жанра фэнтези?

Дж. Р. Р. Толкин хоть и не был первым, кто создал альтернативную вселенную, но зато он считается наиболее влиятельным экспериментатором, мир которого ожил благодаря легендам, поэзии, придуманным языкам и генеалогии персонажей. Джордж Мартин заостряет внимание на том, чтобы посвятить читателя в страхи и амбиции свои героев. Толкин подарил нам хоббитов, орков, эльфов и гномов. Мартину вполне хватает женщин и мужчин.

14.03.2018 16:00, inosmi.ru


Документальный фильм «Человек» (Human) Яна Артюса-Бертрана

Что же делает нас людьми?

Ян Артюс-Бертран (Yann Arthus-Bertrand) широко известен своими аэрофотопроектами, а также документальными фильмами, например, «Дом. История путешествия» (2009), который за пять лет посмотрели более 600 миллионов человек, «Планета-океан» (2012), проект «7 миллиардов Других». А самое недавнее творение Артюса-Бертрана – уникальный кинофильм «Человек» (Human).

24.02.2018 19:00, cameralabs.org


Невыносимая двусмысленность нелюбви

Фильм Андрея Звягинцева номинирован на «Оскар»

«Нелюбовь» Андрея Звягинцева — яркая, загадочная и ужасающая история духовной катастрофы, драма, принявшая мнимую форму криминального триллера. Фильм, номинированный на премию «Оскар», обладает гипнотической напряженностью и невыносимой двусмысленностью, которая сохраняется до самого конца.

19.02.2018 19:00, inosmi.ru


Фильм «Довлатов»: в сонном царстве, в советском государстве

На Берлинском кинофестивале показали картину Алексея Германа-младшего о Сергее Довлатове

В промозглом и окутанном серой дымкой Ленинграде готовятся к празднованию очередной годовщины Октябрьской революции. На дворе – ноябрь 1971-го. Сергей Довлатов (Милан Марич) скитается по редакциям в надежде опубликовать свои рассказы и параллельно работает журналистом в заводской многотиражке. Начальство, читая его тексты, недовольно качает головой: нужно что-то про героев, метростроевцев или нефтяников, а вот эти мелкие зарисовки, эта странная ирония – они вообще к чему?

19.02.2018 12:00, Ксения Реутова






 

Новости

МАМТ снял ролик о закулисье оперы
Над созданием ролика поработало 446 сотрудников Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Умерла Нина Дорошина

Артистка скончалась на 84-м году жизни
Народная артистка РСФСР Нина Дорошина, сыгравшая одну из главных ролей в фильме Владимира Меньшова "Любовь и голуби", скончалась на 84-м году жизни. Эту информацию ТАСС подтвердили в пресс-службе департамента культуры Москвы.

Ресурсный центр «Открытая библиотека» в Костроме
17 апреля 2018 года в Костромской областной научной универсальной библиотеки состоялась презентация проекта «Открытая библиотека». Гостями презентации стали представители библиотечного сообщества города Костромы и Костромской области. Представители НП «Викимедиа РУ» Дмитрий Жуков, Владимир Медейко и Дмитрий Рожков, во взаимодействии с руководством библиотеки, довели до собравшейся аудитории информацию о новых цифровых веяниях в библиотечном деле, а так же рассказали о целях и задачах проекта «Открытая библиотека».
Результаты IPQuorum: подключение к IPChain «Ноосферы» создаёт полный цикл охраны авторских прав
«Это эпический момент»,- заявил Президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский в микрофоны журналистам: 12 апреля 2018 года Ассоциация интернет-издателей подписала соглашение с Ассоциацией IPChain (официальное название которой «Национальный координационный центр обработки транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности») о включении Федеральной резервной системы банков знания (платформы «Ноосфера») в национальную сеть транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности.
«Открытая библиотека» в Калининграде
6 апреля 2017 года состоялась презентация ресурсного центра «Открытая библиотека» в Калининградской областной научной библиотеке, крупнейшей библиотеке Калининградской области. Представители НП «Викимедиа РУ» приняли участие в совещании директоров библиотек города и области. Исполнительный директор «Викимедиа РУ» Станислав Козловский рассказал собравшимся библиотекарям об истории вики-проектов, о свободном знании, как о базовой ценности человечества в XXI веке, о благе общественного достояния, о свободных лицензиях, как инструменте распространения знаний.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.