Подписаться на обновления
21 июняЧетверг

usd цб 63.6175

eur цб 73.6118

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Надежда Маркалова, tvkinoradio.ru   суббота, 2 июня 2018 года, 19:00

Миры «Звездных войн»: «Последние джедаи»
Как снимался фильм


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




В прокат вышел фильм «Хан Соло», но нам по-прежнему интересно, как создавался мир в прошлогодних «Последних джедаях». Для фильма все потребовалось создавать с нуля, а это — вопрос логистики и бюджета. Как же строится работа над подобными проектами?

Художником-постановщиком «Последних джедаев» был Рик Хайнрикс, лауреат премии «Оскар» за декорации к фильму «Сонная лощина». В прошлом он работал над лентами «Большие глаза», «Мрачные тени», «Большой Лебовский», «Фарго», «Человек-волк» и «Первый мститель», а недавно закончил «Дамбо».

Хайнрикс начал работу на проекте за 15 месяцев до начала съемок. За это время нужно было понять, чего хочет режиссер, создать и утвердить все дизайны на бумаге и в 3D, найти локации и произвести надлежащие модификации с ними, разработать логистику строительства всех элементов согласно съемочному графику и уложиться в эти сроки.

Эстетика саги

Эстетику «Звездных войн» задал Джордж Лукас, и кинематографисты, которые пришли во франшизу позже, черпают вдохновение именно из классических серий саги. Первый фильм серии — это почти документальное фэнтези. Все механизмы в нем выглядят убедительно, имеют свою цель. Такими же были и локации. «Кино будто было снято в одном из космических портов, — говорил художник-постановщик Джон Барри, — одновременно инопланетном и очень знакомом».

На съемках фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: Lucasfilm


«Когда я спросил Джо Джонстона об их подходе к оригинальным „Звездным войнам“, он ответил, что будущее выглядит старым и поношенным, — рассказывает Рик Хайнрикс. — Вся галактика была узнаваема для тех, кто знаком с дизайном авиационных аппаратов середины века и таким фильмами, как „Метрополис“ и „Молчаливый бег“». Именно на эти принципы и опирались дизайнеры Ральфа МакКуорри и Джо Джонстон под руководством Джорджа Лукаса. В 1977 году зрителей ждал новый, но удивительно узнаваемый мир. «В фильме Райана Джонсона мы хотели это повторить, — продолжает Хайнрикс. — Отдать дань уважения прошлому, одновременно создав новые миры и технику».

Главным конфликт фильма — противостояние зловещего Первого ордена и скромных, но отважных повстанцев. Кроме того, по ходу сюжета раскрываются мотивации каждого персонажа. Действие картины разворачивается на борту очень разных летательных аппаратов Первого ордена и повстанцев, а также на трех уникальных планетах.

Темные тона и мрачность уже стали символом имперских сил: это символизирует отсутствие всех человеческих эмоций. Хайнрикс продолжил эту традицию, и сделал интерьеры имперских кораблей отполированными до блеска, стерильными и холодными, с острыми углами и зловещим профилем.

Декорация интерьера Первого ордена / Кадр из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: Lucasfilm


У силуэтов и форм повстанческого флота, наоборот, мягкие округлые очертания. Здесь преобладают изношенные поверхности и светлые интерьеры. В них, а также в реквизите и костюмах используются преимущественно теплые тона. Даже бомбардировщики повстанцев имеют «добрые» формы. Райан Джонсон описал их как «стадо коров, нелепых, неуклюжих и уязвимых». У каждого элемента визуального повествования должны были быть свои особенные черты, чтобы вызвать у зрителя нужные эмоции.

Остров

В предыдущем фильме мы видели планету, полностью покрытую водой, с одним-единственным островом. Ее «Последние джедаи» унаследовали от «Пробуждения Силы», однако Хайнриксу пришлось построить целую деревню, которой не было в предыдущей картине.

Здесь нужен был естественный пейзаж, служивший контрапунктом для искусственных интерьерных сцен на кораблях. Но команде фильма не подошел остров Скеллиг-Майкл, где снимали финал «Пробуждения Силы». Нужно было найти нечто похожее, но более доступное для съемочной группы. Арт-директор Джон Декстер с помощью Google прочесал все побережье Ирландии и Шотландии в поисках нужной локации.

Концепты и декорации острова / Фото: Lucasfilm


«Мы изучали фотографии каждый день, — говорит Джон Декстер. — И посылали местных скаутов на выбранные локации, чтобы посмотреть все на месте. На следующий день мы уже получали от них фото. Когда Райан и Рик отправились туда сами, они уже точно знали, что их интересует».

Выбор пал на полуостров Дингл, находящийся в пределах видимости острова Скеллиг-Майкл. Локацию сосканировали с помощью дрона и на основе получившейся модели создали дизайн деревушки из круглых хижин, которые идеально вписывались в топографию. Сделать это нужно было абсолютно точно, поскольку деревушку изначально пришлось построить в павильоне киностудии, чтобы можно было снять ночные сцены и сцены с дождем внутри управляемой среды (не по соседству с 200-метровым обрывом с бушующим ветром и мокрыми от дождя камнями холодного ирландского побережья). Спустя пару месяцев после съемок в павильоне вся деревня была разобрана и перевезена на локацию.

Концепты и декорации острова / Фото: Lucasfilm


Арт-директор Нил Каллоу отвечал за создание огромного дерева.

«Мы использовали уклоны студии Longcross для создания основания скалы, которое мы построили из огромных гипсовых секций, созданных по данным лидарного сканирования острова Скеллиг, — говорит Нил Каллоу. — Эти данные мы импортировали в SketchUp, после чего была создана основа из стальных и деревянных подпорок, которые держали куски скалы. Само дерево тоже должно быть надежным: оно достигало 13 метров в высоту и было очень тяжелым. А еще внутри него должны были помещаться актеры и установка для создания огня — так что констркция должна быть огнеупорной.

Сначала был сделан макет в масштабе 1:12, его сосканировали в Rhino для создания модели. После этого команда сделала металлическую конструкцию, обернутую в твердую металлическую сетку для создания формы каждой из двухметровых секций. Затем получившуюся конструкцию „обернули“ огнеупорным гипсом, подняли краном и установили на площадке. Для завершения создания поверхности скалы было привезено 200 тонн чернозема, 75 тонн камней и гальки, пять грузовиков лишайников, мха и верескового дерна, а также растений, идентичных тем, что растут на острове Скеллиг».

Интересный факт: В фильме много референсов к классике кино. Один из длинных проездов камеры был «позаимствован» из фильма «Крылья» 1927 года, первой картины, получившей премию «Оскар» за спецэффекты.

Казино

Основой для дизайна казино Канто Байт послужило Монте-Карло из фильма «Поймать вора». Это искусственно созданная жемчужина богатого курорта на пустынной планете Кантоника. Здесь процветают роскошь и непомерное потребительство. Найти локацию для подобного местечка было сложно, но оно нашлось: в Дубровнике, Хорватия. Необходимо было вписать огромный инопланетный город в локацию, в которой не было бы отсылок к земной архитектуре.

Ник Каллоу занимался дизайном и постройкой улицы Канто Байт посреди настоящего живого города.

Декорация интерьера казино / Фото: Lucasfilm


«Нужно было найти адекватный по стоимости метод заранее создать обрамление дверей и окон, а также колонн, уличной мебели и элементов освещения, которые можно было бы быстро установить, — рассказывает он. — Каждое здание должно отличаться от предыдущего, но так, чтобы это не было заметно с разных ракурсов. При этом декораторы должны были позаботиться, чтобы во время сцен погони казалось, что герои преодолели большее расстояние, чем на самом деле. Элементы были созданы из плотного пенопласта с твердым покрытием. Его покрасили в Лондоне, а потом прикрепили к деревянным рамам уже на локации».

Крепить эти элементы на локации тоже было непросто. Дубровник — объект мирового культурного наследия. Это город-крепость, войти в который можно только через древние ворота. Грузовик там не пройдет, поэтому все элементы нужно было сделать такими, чтобы их могли поднять и унести четыре человека. После чего все элементы нужно было надежно установить у кирпичных стен без сверления отверстий. Эти новые бутафорские элементы должны были слиться с существующей архитектурой без зазоров. И все это нужно было сделать во время рабочего дня, когда магазины были открыты и туристы наводняли пространство.

В период подготовки вся команда фильма подписала документы о неразглашении. Они даже не могли сказать, какой фильм тут снимается. Но местная пресса кишела логотипами «Звездных войн», а на локацию то и дело являлись местные поклонники в костюмах, что затрудняло работу.

Программа Panatour Viewer, загруженная в iPad Pro, позволяла команде фильма видеть виртуальную улицу со всеми будущими цифровыми достройками. Это помогло понять масштаб и архитектуру, а также выстроить ракурсы камеры для будущих съемок.

В это времени в Англии арт-директор Эндрю Беннет в режиме марш-броска строил декорации казино.

«Нужно было создать внешний вход, казино и бар в двух павильонах, включая самый большой — павильон 007, и задний двор, — продолжает Ник. — Изначально все это было создано в 3D, чтобы Райан и команда могли обсудить, что требуется для съемок. Программа Panatour Viewer помогла финализировать всю постройку до просчета ресурсов. Было забавно наблюдать, как 20 человек носились с планшетом в пустом павильоне и разглядывали через него голые стены».

Соляная планета

Для финальной битвы задумали использовать белую равнину — как графический холст. Крейт — это планета, где добывают минералы, на ее поверхности — покрывало из хлопьев соли. Цвет геологических пластов, расположенных под ним, был важной составляющей истории. Райан Джонсон хотел, чтобы белая равнина была блеклым фоном для финальной битвы уничтожаемого Первым орденом сопротивления. Для съемок была выбрана самая большая соляная равнина — озеро Салар де Уюни в Боливии.

Концепты и декорации для битвы на Крейте / Фото: Lucasfilm


Эта среда вдохновила команду на создание «минеральных спидеров» — моноскейтов, позволяющих скользить по поверхности планеты. В процессе они раздувают соляные хлопья и обнажают красную поверхность. Получается не только графично, но и символично. Это стало эмблемой кровавой битвы.

Старший арт-директор Фил Симс совместил реальные декорации и виртуальные цифровые достройки для создания траншей на Крэйте.

«Мы сделали концепт-модель, а потом распечатали ее на 3D принтере, — рассказывает Симс. — После чего из тех же файлов создали полноразмерные декорации, транспортные средства и реквизит из пенопласта (прототипы) или отлили копии. Цифровые версии позволили создать несколько вариантов компонентов и отснять разные сцены истории. Кабины, крыши которых открываются вверх, складываются или скользят — всегда сложно сделать убедительно — как реквизит на площадке. Но мы постарались решить эти вопросы еще на этапе моделирования на компьютере. Это позволило сэкономить средства и добавить фактуры и деталей для пущей убедительности».

Организация производства

Кинематографисты отчаянно пытались снять как можно больше на площадке, чтобы воспроизвести ощущение «документальности», заявленное Джорджем Лукасом. Но масштабы производства пугали: изначально для фильма нужно было создать 160 декораций, но в процессе работы это число сократилось до 128. Декорации располагались в 15 павильонах и на заднем дворе киностудий Pinewood и Longcross, а также — в разных локациях. Съемочный план требовал 100 дней съемок. Умное планирование позволяло убирать декорации и строить новые на их месте. И здесь ведущую роль в обеспечении темпа, необходимого для запланированного 100-дневного рабочего процесса, играл арт-отдел.

«Последние джедаи» был настоящей головоломкой, меняющей форму и эволюционирующей в новый план и конфигурацию павильонов, — делится впечатлениями старший арт-директор Крис Лав. — Постоянная связь с Райаном позволила Рику и мне всегда держать руку на пульсе, понимая, что дизайнерская армада движется в нужном направлении. Когда мы начали снимать в середине февраля в первом варианте декораций, все остальное уже было создано и построено и ждало своей очереди в разобранном виде. Как только разбирали одну декорацию, на ее месте сразу возводили другую.

Третий и финальный слой декораций, покрывший 15 павильонов, был самым сложным. Мы использовали все дизайнерские приемы, какие только есть, чтобы снять нужные кадры в частичных декорациях. Например, в одном павильоне находились части зеркальной пещеры, Храма джедаев, рудника Крэйта и пещеры булыжников. За обедом помощник режиссера Джейми Кристофер мог скорректировать съемочный план, чтобы мы успели все построить».

Еще один старший арт-директор Тодд Чернявски предложил интересное решение: «Я внедрил календарь занятости павильонов, который разработал еще на фильме „Оз: Великий и ужасный“. Мы брали одну неделю и разворачивали ее в страницу календаря, позволявшую увидеть все декорации. Этот календарь стал так популярен, что все носили его в своих карманах».

Создание фильма такого масштаба — это большой логистический проект, занимающий команду фильма отнюдь не меньше, чем творческая составляющая, а может, и больше.

Источник: tvkinoradio.ru




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



«Лето» Кирилла Серебренникова

Нереальная реальность

«Лето» — это такой экспериментальный театр на экране, в котором всё и все на своем месте: и Цой-герой, карабкающийся по крыше троллейбуса, и Цой-будущая звезда, оказавшийся впервые на сцене перед большой аудиторией. И опрокинувшая в себя полбутылки портвейна женщина в красном, исполняющая арию Blondie, и БГ (Ефремов-младший), воскуряющий в кухне индийские благовония.

16.06.2018 19:00, Алена Огнева, matrony.ru


Кино особого назначения

На фестивале «Кинотавр» в Сочи победил фильм «от создателей «Аритмии»

«Кинотавр» до последнего держал интригу. Главные претенденты на призы были показаны в заключительные дни фестиваля. В закулисных обсуждениях гран-при прочили двум картинам: «Истории одного назначения» Авдотьи Смирновой и «Сердцу мира» Наталии Мещаниновой. Реальный случай из биографии Льва Толстого, разрастающийся до масштабов манифеста о состоянии дел в России, против камерной повести о работнике притравочной станции для собак. Председателю жюри, режиссеру Алексею Попогребскому, всегда были ближе «простые вещи» — так назывался один из лучших его фильмов. В итоге на «Кинотавре» победило «Сердце мира», чья условная простота, конечно, обманчива.

11.06.2018 18:00, Ксения Реутова


Вход в кислоту

Программа фестиваля «Кинотавр» убедительно доказывает, что будущее российского кино выглядит куда светлее, чем принято думать

В этом году организаторы «Кинотавра» отделили дебюты от основного конкурса, создав тем самым негласное противостояние маститых «отцов» и куда менее опытных в профессиональном плане «детей». Пока младшие выигрывают у старших с огромным перевесом. Работы дебютантов, часто технические несовершенные, с недоработанными сценариями, оказываются намного искреннее, живее, точнее и оригинальнее, чем фильмы, снятые людьми, которые работают в кинематографе не один десяток лет.

09.06.2018 12:00, Ксения Реутова


Советский философ в Голливуде

О режиссере Анатолии Литваке

Он вовремя уехал из Ленинграда, затем вовремя успел покинуть Берлин. Несмотря на угрозы нацистов, снял в Голливуде первый антифашистский фильм, затем – серию картин, призывающих США вступить во Вторую мировую. В мирное время талант Анатолия Литвака обрел признание – два «Оскара», «Золотой лев» и главные призы в Каннах.

07.06.2018 19:00, Алексей Викторов, jewish.ru


Большой батя любит тебя

Главный фестиваль российского кино открылся фильмами о больших художниках, суровом государстве и вечном «русском мире»

Открытие «Кинотавра» показало, что гибридными теперь бывают не только войны, но и кинофестивали. Пока по залу Зимнего театра кружили телевизионные камеры, сочинский смотр притворялся тихим конформистом. Здесь слушали напутственные слова от главы государства и, не называя конкретных имен, произносили пространные речи о внутренней свободе. Как только камеры исчезли, настроение тут же изменилось. На третий день члены жюри появились на красной дорожке в футболках с портретами Кирилла Серебренникова и Олега Сенцова.

06.06.2018 19:27, Ксения Реутова


Показать класс

Беседа с режиссером Светланой Астрецовой

«Класс». Так называется документальное кино о русском балете, премьера которого состоится 23 мая в Москве. Режиссеру фильма Светлане Астрецовой всего 27 лет, и это уже ее вторая документальная лента. Как стать уважаемым режиссером в столь молодом возрасте и при этом успевать писать стихи и выпускать книги, она рассказала в этом интервью.

21.05.2018 19:00, Данара Курманова


Канны-2018

«Золотая пальмовая ветвь» кинокритиков «Фигаро»

Фильм «Лето» Кирилла Серебренникова согласно рейтингу французских кинокритиков может получить «Золотую пальмовую ветвь» 71-го Каннского кинофестиваля.

18.05.2018 19:00, inosmi.ru


15 фильмов 71-го Каннского кинофестиваля

Годар, Ноэ, фон Триер, Серебренников и другие

С 8 по 19 мая проходит Каннский кинофестиваль. По традиции знакомим с картинами, которые с наибольшей долей вероятности будут определять ландшафт мирового авторского кино на год вперед.

12.05.2018 19:00, Павел Орлов, tvkinoradio.ru


Неидеальный мир

20 сюрреалистических фильмов-антиутопий, с которыми можно поразмышлять о будущем

Если утопия – идеальное общество, то антиутопия – его противоположность. Чаще всего её рассматривают как версию будущего мира, в котором что-то пошло не так: население понесло огромные потери или мир перенаселён, люди страдают от дефицита продовольствия и экологических катастроф, падает уровень рождаемости и/или распространяются обширные генетические мутации. В большинстве антиутопий наступает господство тоталитарного режима, когда основная масса населения угнетена привилегированным правящим классом.

29.04.2018 19:00, cameralabs.org


Чаплин и великие

Из мемуаров актёра

«Казалось бы, я достиг апогея славы. И вот я, шикарно одетый молодой человек, стою на перекрестке, а пойти мне некуда. Как знакомятся с интересными людьми? Все меня знают, а я никого не знаю. Я заглянул к себе в душу, и мне стало жаль себя — меня охватила грусть».

22.04.2018 19:00, izbrannoe.com






 

Новости

Фестиваль «Летние вечера в Елабуге»
С 12 по 16 июля Международный фольклорный фестиваль Бориса Березовского в формате open-air «Летние вечера в Елабуге» проведёт выдающийся пианист современности, пригласивший выступить своих друзей-музыкантов. Юрий Башмет, Никита Борисоглебский, Александр Князев, солистка оперной труппы Мариинского театра Айгуль Хисматуллина, Татьяна и Сергей Никитины – звёздный состав солистов приедет в Елабугу впервые! И, конечно, пять дней подряд будет радовать публику художественный руководитель фестиваля Борис Березовский.
Проект «Открытая библиотека» представлен в РГДБ
15 июня 2018 года в Российской государственной детской библиотеке состоялось мероприятие в рамках проекта Ресурсный центр «Открытая библиотека», на которой выступили президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский и участник проектов «Викимедиа» Анатолий Цапенко.
«Открытая библиотека» в Астрахани
14 июня в Астраханской областной научной библиотеке им. Н.К. Крупской состоялась презентация Ресурсного центра «Открытая библиотека», в рамках которой исполнительный директор НП «Викимедиа РУ» и координатор проекта Наталия Трищенко рассказали присутствующим о том, как можно организовать взаимодействие между библиотечным и вики-сообществами, как библиотекари могут использовать вики-проекты, а также о возможностях участия в конкурсе, который проводит «Викимедиа РУ».
Умер режиссер Станислав Говорухин
Скончался Станислав Говорухин, сообщил спикер Госдумы Вячеслав Володин на пленарном заседании.
Юбилейная конференция в Крыму объединит более тысячи специалистов в области культуры, образования и науки
Конференция «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса», с 2015 года ставшая частью международного профессионального форума «Книга. Культура. Образование. Инновации», отмечает свое двадцатипятилетие. Главный организатор Форума – Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России).

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.