Подписаться на обновления
22 маяСреда

usd цб 64.5372

eur цб 71.9654

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера 
Юрий Безбородов   четверг, 10 декабря 2015 года, 19:00

Милена Орлова: «Многие воспринимают нашу газету как ежемесячный журнал»
Главный редактор газеты The Art Newspaper Russia о юбилее флагмана мировой арт-журналистики и о том, кому интересно русское искусство


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Провинциально ли русское искусство? В чем различие между английской и русской журналистикой? Что сейчас интереснее, классика или contemporary art? Зачем нам вообще сегодня нужно искусство?

В середине декабря празднует 25-летие The Art Newspaper, одна из главных газет, посвященных изобразительному искусству. Причем не только современному, что находит отражение в новостях и интервью, но и классике, выставляемой в музеях и реставрируемой в мастерских. Выходящая в нескольких странах (на сайте газеты есть раздел, посвященный французскому, итальянскому, греческому и китайскому филиалам), The Art Newspaper четыре года назад начала издаваться и в Москве, очень скоро став флагманом отечественной арт-прессы под названием The Art Newspaper Russia. Несмотря на англоязычное название, русский вариант газеты находится в гуще культурной жизни двух российских столиц, не забывая о музейной и выставочной деятельности в провинции. В канун юбилея, который празднуется в Эрмитаже (до этого праздновался в Британском музее), мы расспросили Милену Орлову, главного редактора русскоязычной версии The Art Newspaper, о том, как газета, посвященная только искусству, существует в кризисное время, а также чем русское искусство может быть интересно «простому зрителю».

— Почему юбилей английской газеты может быть важен для русскоязычного читателя?

— The Art Newspaper — одно из главных мировых изданий, посвященных искусству. И не просто одно из главных, но и единственная в своей области международная сеть, позволяющая аккумулировать информацию со всех, как говорили раньше, уголков земного шара. Газеты, объединенные в эту сеть, выходят в шести странах. Уже почти четыре года, с марта 2012-го, мы выпускаем русскоязычную версию — The Art Newspaper Russia, и пресловутый языковой барьер не мешает нашим читателям узнавать главные новости международной художественной жизни.

Важно и то, что мы пишем обо всех сферах, связанных с искусством: от реставрации до художественного рынка, от книг и выставок до законов в сфере авторского права, от античности до акционизма. Наконец, важно, что уже несколько лет сеть принадлежит нашей соотечественнице, издателю и коллекционеру Инне Баженовой.

Фрагмент, посвященный Дворцу дожей, является частью подробного путеводителя, составленного Дмитрием Бавильским из собственных твитов, выписок из классических травелогов (от Гете и Рескина до Муратова и Ипполитова), а так же авторских эссе, посвященных восприятию искусства современным человеком.

— Как и почему главная в мире газета об искусстве стала именно российской?

— Она не стала российской, она остается британской, просто владелица русская. Как и почему это произошло, лучше спросить у самой Инны Баженовой.

— Правильно ли я понимаю, что русский вариант газеты повторяет английскую версию или это самостоятельное издание?

— The Art Newspaper Russia — самостоятельное независимое издание, зарегистрированное в России. По лицензии мы имеем право использовать материалы английской газеты, что мы и делаем. В каждом номере примерно половина статей переводные, другую половину мы готовим сами.

Иногда бывает так, что описанные нашими зарубежными коллегами случаи и коллизии мы дополняем примерами из российской практики. Так, статью о стоимости обучения в художественных вузах Америки и Великобритании мы расширили, включив данные о художественных институтах Москвы и Петербурга.

Иногда, наоборот, английские коллеги берут наши материалы. Мне как главному редактору важно сохранять этот баланс новостей, чтобы не скатываться в местечковость, чтобы был виден горизонт и масштаб того или иного события, чтобы читатель имел возможность сравнивать и сопоставлять, использовать зарубежный опыт, цифры и примеры.

— Как выглядят другие варианты газеты (французский, итальянский, греческий и китайский)? Насколько сильно они отличаются от английского и русского?

— Конечно, они отличаются дизайном и объемом, но все сохраняют смысловую структуру и рубрикацию, то есть основные разделы газеты: новости, музеи, реставрация, арт-рынок, фичеры (большие тематические материалы), интервью, книги, анонсы выставок.

Китайская газета выходит как приложение к китайской версии журнала Forbes. У итальянцев, которые, собственно, создали газету (сначала на итальянском языке ее начал выпускать издатель книг по искусству Умберто Аллеманди, потом, совместно с Анной Сомерс Кокс, они запустили английский вариант), помимо основного издания есть еще газета о новостях архитектуры.

Русский вариант сразу задумывался как более иллюстрированный и тяготеющий к журнальной подаче. Многие читатели воспринимают нашу газету как ежемесячный журнал, но гибкий — в том смысле, что его можно сложить пополам и носить с собой. А по объему информации мы превосходим многие журналы.

— Почему вы выбрали для русской версии газеты журнальный путь развития, а не новостной?

— Это не так. Мы сохраняем новостной газетный принцип, в частности такую важную вещь, как информационный повод, то есть у нас нет материалов, созданных от балды, без всяких на то причин. У нас практически отсутствует такой почтенный журнальный жанр, как длинная искусствоведческая, академическая статья. Наши заметки почти всегда носят функциональный характер.

Я сказала лишь о журнальной подаче оформления газеты: это дизайн обложки, приоритет хороших, качественных картинок. К этому мы пришли не сразу. Первые номера были оформлены в стиле классической газеты, с передовицами и репортажными фотографиями на первой полосе, и они попадали на полки вместе с обычными ежедневными газетами. Читатели не распознавали The Art Newspaper как издание, связанное с искусством. Поэтому мы изменили внешний вид газеты на более «артовый», не изменив при этом газетной сути.

— Как, по какому принципу вы выбираете обложки?

— Мы ставим на обложку произведения искусства, чтобы сразу было видно, о чем это издание. Предпочтение отдаем нашим художникам. К сожалению, не каждое произведение годится для обложки. Могу просто перечислить некоторых художников с обложек The Art Newspaper Russia: Андрей Бартенев, Владимир Вейсберг, Александр Колдер, Казимир Малевич, Ирина Нахова, Тимур Новиков, Пабло Пикассо, Павел Федотов, в последнем номере — свежий Фрэнк Стелла.

— Есть какая-то разница между русскоязычной и английской культурной журналистикой? Чем нас может научить чужой опыт?

— Разница есть. У нас журналистские стандарты в том, что касается культурной сферы, по традиции не такие строгие. Если наш журналист подвизается в политике, экономике или криминальных новостях, он больше «отвечает за базар» и не позволяет себе основываться лишь на собственном мнении или принимать только одну сторону (если конечно, это не публицистика). А художественные критики часто чувствуют себя последней инстанцией, считая свою компетенцию и восприятие главными.

Иностранные же авторы, как правило, редко говорят от своего имени, они дают возможность высказаться действующим лицам и экспертам, представляя спектр мнений. Естественно, везде существуют разные жанры, и в нашей газете есть специальная рубрика для высказываний от первого лица, которая так и обозначена: «Мнения».

Кроме того, у нас слабо развит жанр экономической аналитики в приложении к культурной сфере. И я имею в виду не только очевидную сферу художественного рынка, о механизмах которого здесь тоже редко пишут, но и, например, музейную экономику. Уверена, что мало кто из ваших читателей представляет себе, сколько стоит сделать большую выставку — того же Серова, скажем. Между тем наши коллеги из The Art Newspaper в каждом номере уделяют внимание таким темам. Например, недавно мы опубликовали их статью о том, что участвующие в перформансах статисты собираются организовать профсоюз, чтобы поднять ставки за свое участие в живых представлениях в музеях.

Большой популярностью всегда пользуются статьи о казусах авторского права. Недавно мы напечатали историю об очередном судебном разбирательстве по поводу того, считать ли художественные заимствования и цитаты плагиатом. Так вот, американский судья вынес вердикт, исходя из экономических предпосылок, а именно: чьи работы на рынке дороже, истца или ответчика.

Мы стараемся применять этот подход и к местным темам — писали о том, почему так трудно найти новых хозяев разрушающимся усадьбам — памятникам архитектуры, писали о малом музейном бизнесе в России, не говоря уже о том, что арт-рынку у нас в каждом номере отведена целая рубрика.

В своем собрании «наивного искусства», которое Евгений Ройзман, мэр Екатеринбурга, частично передал Екатеринбургскому музею изобразительных искусств, находится 23 работы пермячки Нины Горлановой. И случай ее действительно уникален – Горланова, прежде всего, известный на всю страну писатель, весьма интересный и оригинальный прозаик, всю свою жизнь описывающий нравы и быт родной Перми. Она стала для этого города кем-то вроде Вуди Аллена, точно так же десятилетиями хронометрировавшего родной Манхеттен.

— Вы сказали, что ваша редакторская задача — не скатываться в местечковость. Значит ли это, что русское искусство мало кому интересно?

— Нет, отнюдь. Наоборот, это известный факт. Как коллекционеры любят покупать на международных торгах свое национальное искусство, так и публика любит читать новости «о себе». Если мы говорим о наших русскоязычных читателях.

Если же вы спрашиваете, интересно ли наше искусство международной аудитории… Несомненно, интересно, но часто эта информация требует апгрейда, дополнительных пояснений и подробностей, параллелей с интернациональным контекстом. Именно этого не хватает иногда в статьях, написанных для внутреннего, если можно так сказать, читателя. И именно это я называю местечковостью — нежелание посмотреть на себя, условно говоря, глазами иностранцев.

Вообще, это большая тема: что сегодня является предметом интереса мирового арт-сообщества и что интереснее местной публике? Каждый месяц, отбирая новости, мы видим, что часто интерес к художественной сцене той или иной страны спровоцирован политическими событиями (такими как революции, смена режима) или же экономическим ростом, который ведет за собой и развитие арт-рынка. Например, помимо традиционных столиц искусства — Лондона, Парижа, Нью-Йорка — наши английские коллеги огромное внимание уделяют тому, что происходит в культурной сфере в Китае или в странах Персидского залива, таких как Объединенные Арабские Эмираты с их грандиозным проектом так называемого музейного острова в Абу-Даби.

Естественно, особое внимание вызывают и богатые люди, большинство из которых так или иначе становятся заметными фигурами и на арт-рынке, и в культурной жизни. К примеру, горячей новостью стала ссора российского миллиардера Дмитрия Рыболовлева и швейцарского дилера Ива Бувье, который собирал его коллекцию произведений искусства. Важно, что это коллекция не русского искусства, а художников мирового значения: Модильяни, Пикассо, Ренуар.

Сегодня зачастую невозможно провести четкую границу между национальными и интернациональными сюжетами. В Москве работают иностранные кураторы и архитекторы, русские меценаты субсидируют закупки русского искусства в Лувр или в Тейт Модерн, Третьяковскую галерею консультируют специалисты из Нью-Йорка. Таких примеров — масса.

— Как выглядит современное русское искусство на фоне мирового? Оно в тренде или сопротивляется глобализации, идет особым путем или повторяет общие черты развития?

— Большое заблуждение считать, что существует некое единое мировое искусство. Достаточно хоть раз съездить на Венецианскую биеннале с ее 80 странами-участницами, чтобы оценить его разнообразие.

Каждая страна и регион имеют свою специфику: в Америке, например, увлекаются разными активистскими проектами (у нас тоже эта тенденция сильна); в Индии, как и в Китае, пытаются упаковать национальное наследие в современные техники и технологии; Германия знаменита целой плеядой новых живописцев, работающих с большой картиной; в Лондоне, скажем, помимо Дэмиена Херста и компании, имеется и целый пласт художников вполне традиционных, схожих с нашими живописцами, членами союзов.

В России есть разные художники и тенденции, начиная с выжившей с советского времени академической школы и заканчивая стрит-артом. Сегодня, когда информация доступна, когда можно путешествовать и учиться в разных странах, конечно, художественный мир становится более цельным и некоторые закономерности развития тут общие. А различия происходят из разных условий, прежде всего экономических. Так что все зависит от того, с кем мы будем себя соотносить.

По сравнению с той же Америкой или Германией, у нас не так хорошо развит рынок современного искусства, нет таких условий, которые государство создает художникам в Китае. Тем не менее у нас достаточно много разных фондов, грантов, премий, музеев, галерей, где молодые художники могут найти способ заниматься тем, что им кажется важным. И конкурировать со своими зарубежными коллегами.

Например, есть такая замечательная арт-группа Recycle Group из Краснодара, которые сначала нашли ценителей в Москве, в этом году показали очень эффектный проект в Венеции и сейчас уже имеют галериста в Нью-Йорке. Но работают в Краснодаре. У самых упорных и ярких есть все шансы стать известными и востребованными.

— Как соотносятся ваш ежемесячный гибкий журнал и сайт, насколько они идентичны или разнятся? Что у вашей редакции сегодня в приоритете — бумага или Интернет?

— Сайт и бумажная газета по определению не могут быть идентичными: они по-разному устроены и по-разному воспринимаются читателями.

Статьи в газету готовятся загодя, иногда это бывают довольно сложные, составные материалы — фичеры, посвященные какой-то большой теме. Например, история про модернистскую скульптуру в СССР, которую мы подготовили к выставке Александра Колдера в ГМИИ, или история про современный музейный дизайн, или история, посвященная таким народным промыслам, как Палех, Мстера, Холуй. Плюс специальные выпуски-приложения к большим событиям, как Венецианская биеннале или Московская биеннале современного искусства. Эти материалы состоят из множества элементов: помимо основных текстов, здесь есть различные справки, интервью, мнения, множество иллюстраций. Все это богатство, к сожалению, трудно сохранить и воспроизвести на сайте. Поэтому такие истории лучше видеть на бумаге, хотя, конечно, в сокращенном виде мы их помещаем и на сайт после выхода бумажного номера.

Сайт силен свежими новостями: он обновляется несколько раз в день. Мы, вслед за нашими английскими коллегами, стремимся к принципу digital first, то есть стараемся не мариновать новости для бумажного номера, а давать их сразу. Если окажется, что они имеют какое-то развитие или их можно рассмотреть под аналитическим углом, берем эти сюжеты потом в газету.

Спустя какое-то время именно бумажные номера оказываются важным вещественным свидетельством, суммой главных событий, памятью о том, что происходило в искусстве, скажем, пару лет назад.

Если смотреть в перспективу, то идеальной моделью было бы создание многоязычного всемирного новостного портала об искусстве, который объединял бы усилия редакций, входящих в сеть The Art Newspaper. А бумажное издание, мне кажется, в конце концов приобретет новый статус особого предмета коллекционирования, образца полиграфического искусства, чего-то вроде «книги художника».

— Кого вы видите читателем вашей газеты? На кого она рассчитана?

— Когда мы начинали этот проект, то вместе с издателем стали искать «визуальный» ответ на этот вопрос. Наши читатели — это люди, которые стоят в очереди на выставку, будь то Пушкинский музей или Третьяковка. В такой очереди вы можете встретить людей разного возраста, образования и статуса, но очевидно, что их интересует искусство. Сегодня я могу добавить, что нас читают и те, кто не стоит в очереди в музей, а заходит туда со служебного входа или по ВИП-приглашениям, то есть профессионалы и те, кто их поддерживает.

— Вы вспомнили начало проекта. Каким вы видите будущее The Art Newspaper Russia? В каком направлении думаете развивать ее дальше?

— Изначально газета была придумана нашими английскими коллегами как издание для широкого читателя. Сейчас основная задача — расширять аудиторию: с помощью сайта, страниц в социальных сетях, Instagram, публикуя всевозможные рейтинги, которые всегда имеют успех, устраивая специальные мероприятия — кинопоказы и лекции, как мы уже делаем.

В марте в московском Манеже мы будем вручать четвертую ежегодную премию нашей газеты, которая уже обрела престиж в художественных кругах.

У нас огромная страна, и для многих людей искусство — это сфера их личной жизни, самообразования, развития, каких-то тонких материй и чувств. Наш издатель Инна Баженова рассматривает газету во многом как просветительский проект, и я разделяю такой подход.

Мне хотелось бы, чтобы в будущем и газета, и сайт обросли дополнительными опциями, рассчитанными на разные потребности наших читателей. Это могут быть специальные углубленные курсы лекций по тем или иным предметам, консультации экспертов, видеоэкскурсии с яркими арт-критиками, регулярное приложение по теории искусства. Тут много разных возможностей.

— Что сегодня происходит с русским искусством? Как профессионалу, анализирующему общее состояние арт-сцены (а также актуальные мировые тренды), что вам в русском искусстве сегодня особенно интересно?

— Ответ на ваш первый вопрос потребует как минимум статьи, а то и диссертации. Я не могу односложно на него ответить. Если вы говорите о современном искусстве — это одна история, если вы имеете в виду развитие художественной сцены в целом — это другая история.

Мне как человеку, наблюдающему за художественной сценой с конца 1980-х годов, интересно видеть, как то, что было задумано, о чем мечталось лет 20 назад, сегодня осуществляется, как эти мечты сбываются. Хоть иногда и в парадоксальной форме. Прежде всего я имею в виду развитие художественного рынка, частных инициатив и проектов в сфере искусства. Когда я начинала, трудно было даже помыслить о том, что у нас появятся не просто галереи и коллекционеры, а крупные некоммерческие частные фонды и целые частные музеи, которые будут проектировать мировые звезды архитектуры.

— Хорошо, спрошу иначе: какое искусство предпочитаете вы лично?

— Это все равно что спрашивать у врача, какую болезнь он больше любит лечить — насморк или геморрой. У меня как у историка искусства, как у художественного критика очень длинные списки того, что я в искусстве люблю. Любой художественный музей — не важно, в Перудже или в Рязани, для меня подарок! Более того, иногда я нахожу интерес и в том, что не попадает в сферу хорошего вкуса, во всяких околохудожественных феноменах, массовой культуре, современном китче. Но есть некий пласт художественной продукции, который мне совершенно не интересен, — это унылая халтура, исполненная профессионалами. Меня тошнит от бесконечных, шаблонных, «никаких» пейзажиков и натюрмортиков, которые можно обнаружить как в художественных салонах, так и на музейных выставках.

— Почему юбилей английской газеты празднуется именно в петербургском Эрмитаже? Какой в этом смысл?

— Редакционный директор и основательница британской The Art Newspaper Анна Сомерс Кокс задумала празднование юбилея газеты как целую цепочку, серию публичных дискуссий, которые должны пройти в знаменитых музеях тех стран, где выходит сейчас газета. Она хотела пригласить известных людей, чья деятельность напрямую не связана с искусством, чтобы они ответили на вопрос: «Зачем нужно искусство?»

Первое ток-шоу состоялось в ноябре в Британском музее с участием математика, юриста и теолога. На днях, 15 декабря, такое же мероприятие состоится уже с российскими спикерами, в числе которых будут телеведущий Владимир Познер, известный ученый, психолингвист Татьяна Черниговская, издатель Ирина Прохорова. Дискуссия пройдет в Эрмитаже под председательством Михаила Пиотровского.

В феврале такое же шоу запланировано в Нью-Йорке, в МоМА — Музее современного искусства, а весной, даст бог, дебаты пройдут в Музеях Ватикана. В результате у нас будут высказывания от выдающихся интеллектуалов наших дней, которые позволят лучше понять, чем мы занимаемся и для кого. Надеюсь, что летом мы сможем опубликовать эти размышления.

— В юбилейном номере ваши английские коллеги задали ведущим деятелям мировой арт-сцены тот же вопрос: «Зачем нам сегодня нужно искусство?» Как бы на него ответили вы?

— Искусство — парадоксальная сфера. С одной стороны, очень демократичная, универсальная платформа, универсальный язык, который при желании понятен и доступен всем. Это средство коммуникации, с помощью которого люди осознают общие ценности, проблемы, эмоции, страхи. С другой стороны, это нечто элитарное, круг избранных, современное высшее общество, это пространство утонченных удовольствий и переживаний, пресловутая башня из слоновой кости, в которой можно забаррикадироваться от невзгод, пошлости и рутины. Но и в этой возвышенной роли искусство остается доступным всем. Достаточно пойти в музей или почитать газету The Art Newspaper Russia.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Почему WhatsApp никогда не будет безопасным

Мир, кажется, шокирован новостью о том, что WhatsApp превратил любой телефон в шпионское ПО. Всё на вашем телефоне, включая фотографии, электронные письма и тексты, было доступно злоумышленникам только потому, что у вас установлен WhatsApp.

16.05.2019 15:55, Павел Дуров


Надежный доступ

О функциях библиотек в современном обществе и представлении об идеальной электронной библиотеке

Куратор Центральной городской публичной библиотеки имени В. В. Маяковского Иван Прозоров считает, что библиотека остается идейно прежней и в электронную эпоху. Присутствие в интернете — прямое продолжение «вечных задач» любой библиотеки: создания фонда документов и обеспечения доступа к информации.

15.05.2019 19:00, Татьяна Струкова


Чем «суверенный интернет» отличается от Китайского Файерволла

О свободе интернета и ограничениях

Сто тридцать раз уже рассказывал, но мне снова и опять задают этот вопрос. Потому, не вдаваясь в целеполагание и бред «разработчиков закона», я хочу на картинках показать техническое отличие по ровно одному пункту — «установка специального оборудования для противодействия угрозам».

15.05.2019 09:00, teletype.in


Директива о копирайте — угроза свободе слова в Европе

Анализ законопроекта и оценка его влияния

Законодательный акт о защите авторского права накладывает ряд жестких ограничений на использование материалов в интернете без разрешения правообладателей. Мнение общественности разделилось: одни искренне желают получить дополнительные материальные средства за свой труд, а другие опасаются цензуры.

13.05.2019 16:00, Еркнапешян Марианна


Онлайн-колонизация

Почему интернет перестал быть свободным

Часто кажется, что новые технологии принесут новое, лучшее общество. Однако машины и программы не создают новый мир сами по себе: его создают использующие их люди. Даниил Жайворонок разбирается в том, как интернет усилил неравенство и заставил нас укрепиться в собственных предрассудках.

13.05.2019 13:00, Даниил Жайворонок, knife.media


Интернет-самиздат

Где читать и общаться в сети?

Где читать книги, не попавшие на полки магазинов, и публиковать тексты, которые могут заметить большие издатели. Топ—10 самиздат-ресурсов в обзоре «Литературно».

07.05.2019 13:00, literaturno.com


Оцифровка музейных коллекций

Как сканируются экспонаты и учетные документы

Музеи сохраняют культурное наследие страны. Оцифровка делает это наследие более доступным широкой публике и значительно упрощает работу сотрудников музея.

06.05.2019 16:00, scan.cnews.ru


Музеи цифрового века

Как AR и VR освободили искусство

Благодаря современным технологиям образ музея как скучноватого прибежища чопорных интеллектуалов бесповоротно уходит в прошлое. Музеи сегодня — это не только храмы науки и искусства, но все чаще — захватывающие аттракционы, способные увлечь и взрослых, и детей. AR-технологии способны превратить даже улицы в пространство для выставки, а VR возвращает утраченные памятники, переносит зрителя в мастерские художников и позволяет стать их соавторами. Илья Коргузалов, сооснователь компании Arcona, собрал наиболее перспективные технологические тренды и уже разработанные кейсы в музейном деле.

05.05.2019 16:00, Илья Коргузалов, hightech.fm


Обидеть журналиста может каждый

Как знаменитости и компании наказывают СМИ — материально и не только

В недавнем нашумевшем расследовании о Facebook журнал Wired приводит интересный факт. Спустя месяц после того, как журнал опубликовал на обложке портрет Цукерберга с синяками (фотошоп; портрет символизировал баталии соцсети с законодателями), трафик из соцсети на сайт журнала вдруг упал на 90 %. Редакция заподозрила, что Facebook так наказывает журнал за смелую обложку.

05.05.2019 13:00, Андрей Мирошниченко, jrnlst.ru


12 музеев мирового уровня, которые можно «посетить» в Интернете

Самые красивые виртуальные экскурсии

Спору нет, любой исторический артефакт или произведение искусства лучше всего увидеть воочию. Но не всегда и не у всех есть возможность много путешествовать по миру. К счастью, сегодня, в современную цифровую эпоху появилась возможность посещать ряд известнейших музеев мира, не выходя из собственного дома. В нашем обзоре собраны некоторые из музеев, которые приглашают на виртуальные экскурсии.

04.05.2019 16:00, kulturologia.ru






 

Новости

Отдел политики «Коммерсанта» в полном составе подал в отставку
Из «Коммерсанта» уволили двух ведущих журналиста издания — специального корреспондента Ивана Сафронова и редактора Максима Иванова. Они покинули издательский дом по требованию владельца Алишера Усманова. Причиной увольнения стала статья о возможном уходе Валентины Матвиенко с поста председателя Совета Федерации.
Хакатон по открытым данным HACKNOWLEGE
25-26 мая 2019 года Ассоциация интернет-издателей и НП «Викимедиа РУ» проводят хакатон по использованию свободных данных и свободного контента. К участию приглашаются программисты, проектировщики, дизайнеры и специалисты по работе с профильными сервисами. Открытие хакатона проведут эксперты проектов «Викимедиа» и Цифровой платформы «Ноосфера».
Китай заблокировал «Википедию» на всех языках
В Китае запретили доступ к онлайн-энциклопедии «Википедия» на всех языках, пишет Центр исследований интернет-цензуры OONI.
Депутаты хотят запретить писать о любых поводах для санкций
В Госдуму внесен законопроект, запрещающий распространять любую информацию, которая может способствовать введению санкций против России или российских компаний. Также не следует писать о том, что люди и компании, уже подвергнутые санкциям, их не соблюдают или обходят.
«Ноосфера» на #ССsummit
11 мая в рамках Creative Commons Global Summit 2019 состоялся хакатон по поиску решений для обеспечения доступа к общественному достоянию. Сессию открыл президент Ассоциации интернет-издателей, заведующий кафедрой новых медиа и теориии коммуникации Иван Засурский, который представил проект Цифровой платформы «Ноосфера» как успешный кейс создания реестра произведений в открытом доступе.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.