Подписаться на обновления
22 январяВторник

usd цб 66.3634

eur цб 75.5481

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера 
Мария Ицкова   среда, 19 декабря 2018 года, 16:00

Микеланджело в цифре
Как искусство обретает новые формы


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Перевод музейных сокровищ в цифровой формат — кропотливый процесс, требующий контроля экспертов и серьезной подготовки. Разбираемся в тонкостях технической стороны такой работы.

Министерство культуры РФ определяет виртуальный музей как интерактивный мультиме-дийный программный продукт, представляющий музейные коллекции в электронном виде. Виртуальный музей должен служить реализации определенного набора механизмов по пре-зентации экспозиции, экспоната, представления дополнительной информации. Сегодня мно-гие учреждения культуры успешно работают в цифровом культурном пространстве: в музеях используются автоматизированные учетные системы, создаются лаборатории для оцифровки фондов. Разумеется, для реализации проекта виртуального музея необхо-димо соблюдение определённых условий.

Виртуальные музеи: в чем «фишка»

В России виртуальным музеям сейчас уделяется особое внимание. Так, государственная программа РФ «Развитие культуры и туризма на 2013–2020 годы» (Постановление Прави-тельства РФ от 15.04.2014 № 317) предполагает создание виртуальных музеев «нарастаю-щим итогом», то есть путем увеличения их количества год от года. В Российской Федера-ции уже выпущены в свет несколько рекомендательных материалов, обращенных к разра-ботчикам виртуальных музеев. Рекомендации созданы на базе анализа международного опыта создания виртуальных музеев с учетом текущих социокультурных реалий и россий-ской специфики.

Существует три уровня реализации компонентов виртуального музея и три стадии разра-ботки — стадия демонстрации экспозиции, конкретного экспоната и предоставления допол-нительной информации.

Виртуальный музей решает задачи по презентации экспозиции для удобства навигации посетителей по цифровым репликам экспонатов. Согласно рекомендациям по созданию виртуального музея, на первом уровне посетитель сможет ознакомиться с каталогом экс-понатов, с функцией сортировки по всем параметрам. На сайте также будет размещена вир-туальная экспозиция, обеспечивающая последовательную демонстрацию логически связан-ных экспонатов и сопроводительных материалов к ним.

На втором уровне добавляется возможность посещения виртуальной экскурсии с аудиоги-дом, а также интерактивные элементы. На третьем уровне ко всем прочим функциям до-бавляется 3D-модель залов музея, по которой пользователь сможет перемещаться само-стоятельно или с помощью трехмерного экскурсовода.

У стадии презентации экспонатов также есть свои особенности. На первом уровне посе-тителя будет ждать представление фотографий экспоната при помощи тайловой графики (фрагментарное представление). На втором можно будет рассмотреть псевдотрехмерный образ пространственных объектов (например, статуи). На третьем уровне посетитель вирту-ального музея сможет изучить уже 3D-модели.

В качестве дополнительной информации на всех уровнях представляются текст и фотогра-фии. А на втором и третьем добаляются видео- и аудиозаписи.

Помимо таких механизмов презентации, как «каталог» и «тематический каталог», на треть-ем, самом высоком уровне качества и технологической оснащенности виртуального музея применяется интересный и увлекательный способ презентации экспозиции — виртуальный тур.

Виртуальный тур состоит из сферических панорам, связанных между собой точками пере-хода, нанесенными на карту местности. Такой способ демонстрации коллекции в основном характерен для музеев-усадеб, архитектурных комплексов и строений, представляющих са-мостоятельную культурную ценность — в их виртуальных музеях можно увидеть не толь-ко убранство помещений, но и территорию. Для большей реалистичности часто осуществ-ляются съемки с воздуха.

Каждый виртуальный тур обладает одинаковым минимальным набором элементов:

1. Панорамы объектов (территорий, помещений, комнат, залов, лестниц, переходов); поль-зователям предоставляется возможность переходить из одного помещения в другое, пере-мещаться по территории.

2. План территорий и помещений музея в формате схемы, иллюстрации или поэтажного плана.

3. Сопровождение всех экспонатов подписями с указанием названия экспоната, даты созда-ния и автора в отдельных окнах.

4. Элементы интерфейсов управления (кнопки управления показом панорам, активации раз-нообразных функций).

Бережно, профессионально: как осуществить оцифровку

Оцифровка в музеях проводится для достижения двух основных целей — автоматизации учета и перехода на новый уровень представления фондов. В процессе создания и совер-шенствования виртуального музея Министерство культуры рекомендует использовать оцифрованные ранее изображения в высоком качестве, позволяющие рассмотреть текстуру материала и мазки кисти. Источниками для получения данных об экспонате обычно явля-ются либо собственные информационные системы музея, либо Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации.

Нужно понимать, что оцифровка коллекции — это трудоемкий, дорогой, энергозатратный и довольно длительный процесс (продолжительность работ зависит от объемов коллекции и количества экспонатов). Недостаточно взять фотоаппарат и отснять экспонат с нескольких ракурсов. Необходима, в первую очередь, детальная систематизация, создание электронной структуры коллекции, в которую потом можно будет добавлять информацию о каждом экспонате. Это требует покупки специального программного обеспечения и аппаратуры, обучения сотрудников, оплаты рабочего времени. Понадобятся также надежные облачные сервисы хранения.

Для каждого типа коллекций применяются свои технологии оцифровки. Для картин ис-пользуются широкоформатные комплексы бесконтактного сканирования. Книжные фонды оцифровываются на планетарных сканерах. Габаритные, объемные экспонаты фотографи-руются, в том числе при помощи специальных фотомашин, для создания анимированных 3D-роликов экспонатов.

Оцифровать экспонат можно при помощи трех методов. Чаще всего применяется метод фотофиксации. В качестве объектов съемки выступают предметы декоративно-прикладного искусства, нумизматики, скульптуры, археологические объекты, ковры, отре-зы ткани и костюмы. Производится съемка в рамках экспозиции и интерьерная съемка: снимаются помещения, потолки, люстры, мебель и т. д.

Второй метод — сканирование — создание электронных образов музейных материалов, собраний культурных и художественных ценностей в полиграфическом качестве, обеспечи-вающем максимальную достоверность и передающем все детали изображений. Зачастую перед сканированием проводятся дополнительные работы по реставрации для восстановления и защиты музейных оригиналов.

Самым инновационным способом оцифровки музейных экспонатов является съемка в формате 3D. Трехмерные модели могут быть созданы методом моделирования, 3D-сканирования объекта, восстановления 3D по изображению. Такие 3D-ролики интерактив-ны, поэтому применяются для организации общедоступных сервисов (экспозиций, экскур-сий), загружаются на музейные порталы, в мультимедийные киоски и путеводители.

Специальные автоматические фотомашины позволяют создавать 3D-ролики различных предметов весом до 320 кг. Обычно вместе с таким роликом предоставляется дополнитель-ная обработка изображений под индивидуальные задачи музея: аннотирование, добавление водяных знаков, вставка дополнительных изображений (для масштабирования) и т. д.

Сегодня в музейной сфере все чаще реализуются комплексные проекты — работа по созда-нию виртуального музея проводится на всех уровнях презентации экспозиции и экспонатов. Музеям интересен весь спектр работ в данной сфере, как полное техническое, так и методи-ческое сопровождение. Это означает, что наряду с оцифровкой и предоставлением нового оборудования в музеях проходит полномасштабное обучение сотрудников по эксплуатации техники и работе с сайтами виртуальных музеев.

Оцифровка коллекций способствует не только их сохранению, но и продвижению музеев, особенно это касается небольших региональных учреждений культуры: если они не презен-туют себя в сети, мало кто, кроме местных жителей, узнает об их экспонатах.

Виртуальное музейное пространство позволяет создать условия для свободного доступа широких слоев населения к всемирному историко-культурному наследию. Оно обладает большим образовательным и просветительским потенциалом. Однако пока что эффектив-ные проекты реализуются исключительно крупными организациями и охватывают лишь музеи, имеющие всемирное значение – условия для массового внедрения практики созда-ния виртуальных музеев в наше время еще не созданы.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Музей для долгих выходных

Где посмотреть искусство онлайн

Впереди россиян ждут долгие праздники, и найти интересное занятие можно даже не выходя из дома. Один из вариантов – посещение виртуальных музеев крупнейших учреждений культуры России. Отличный способ провести время с пользой, ознакомившись с шедеврами мирового искусства.

31.12.2018 10:00, Аса Сигурэ


Культура в авангарде

Международные законодательные инициативы, направленные на реформирование музейной и библиотечной деятельности

Деятельность современных музеев и библиотек, включающая активную оцифровку произведений, распространение их в сети и другие направленные на модернизацию учреждений проекты, требует вмешательства на законодательном уровне. Для эффективной цифровизации музеев и библиотек во всем мире создаются специальные организации и комитеты, принимаются декларации и корректируются законы об авторском праве.

26.12.2018 17:00, Мария Ицкова, Ольга Кареева


Советское кино online

Где смотреть лучшие фильмы 20-го века

«Кинематографу подвластно всё, он может передавать любые оттенки и нюансы движения человеческой души», — некогда сказал Эльдар Рязанов, советский кинорежиссер, фильмы которого россияне с удовольствием смотрят уже не одно десятилетие. Возможно, именно благодаря этой особенности кинокартины советского периода пользуются популярностью и сегодня. Часть из них уже переведены в цифровой формат, поэтому любой желающий может посмотреть их онлайн. Рассказываем, где это можно сделать.

25.12.2018 16:00, Елена Никитина


В музей — по ссылке

Лучшие виртуальные туры по русским и зарубежным музеям

Сегодня для посещения музея достаточно нажатия нескольких клавиш: культурные сокровищницы предоставляют пользователям из любой точки света возможность пройтись по залам галереи и познакомиться с мировыми шедеврами. Более того, гостю не нужно будет ждать других участников экскурсионной группы или торопиться вслед за гидом: он может продолжать свое знакомство с экспонатами столько времени, сколько захочет.

24.12.2018 16:00, Татьяна Копенкина


Новые библиотеки — новые читатели

О проблемах библиотек и их роли в образовании россиян

По мнению Якова Шрайберга, генерального директора Государственной публичной научно-технической библиотеки России, современная библиотека должна стать не только хранилищем архивов, но и пространством для получения образования. Однако на пути к модернизации возникают серьезные проблемы, в том числе связанные с вопросами авторского права и финансирования.

23.12.2018 17:00, Дарья Рязанова


«Если библиотека не будет доказывать свою нужность и важность, то она перестанет существовать»

Об уровне интереса россиян к чтению и роли открытых лицензий в распространении знаний «Частный корреспондент» поговорил с заместителем директора по информатизации и фондам Российской государственной детской библиотеки (РГДБ) Ильёй Гавришиным.

22.12.2018 19:00, Дарья Рязанова


«Открытость — лучшая гарантия сохранности»

Как российским музеям стать востребованными в новой реальности

Интерактивные экспозиции и комфортное пространство — важные инструменты привлечения посетителей в музеи, считает Максим Павлов, заведующий отделом кинопрограмм Государственной Третьяковской галереи. О проблемах авторского права, модернизации музеев и развитии деятельности в интернете он рассказал в интервью «Частному корреспонденту».

21.12.2018 17:45, Дарья Рязанова


«Задача традиционных библиотек — достойно встретить старость»

Интервью с Максимом Мошковым

Основатель электронной библиотеки Lib.Ru Максим Мошков рассказал о проблемах электронных библиотек в России, открытых лицензиях и мерах, которые должно предпринять государство по реформированию системы авторского права.

20.12.2018 16:00, Дарья Рязанова


Глобальная реформация

Какие изменения ждут музейную отрасль в ближайшие годы

В 2012 году вышел Указ Президента №597, согласно которому к 2018 году в России должна была быть создана инфраструктура из 27 виртуальных музеев. Этот указ стал толчком к дальнейшему развитию учреждений культуры в интернете, в том числе инициировал выпуск официальных документов, регламентирующих развитие музейного дела в контексте информационных технологий.

18.12.2018 17:00, Аса Сигурэ


Хранители Интернета?

«Некоторые называют нас хранителями — мне нравится говорить, что мы архивариусы»

Как бы сервисы подписок не убеждали вас в том, что всё можно найти на Amazon или Netflix, это не так. Хотите, например, почитать старую книгу Бретта Кавано (или их теперь печально известный ежегодник)? Любопытно посмотреть кучу винтажных объявлений с сигаретами? Как насчет просмотра самой большой коллекции тибетской буддийской литературы в мире? Есть лишь одно место в сегодняшнем мире, где это доступно, и это не Google или какие-то пиратские сайты.

15.12.2018 16:00, Натан Маттис, theidealist.ru






 

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.