Подписаться на обновления
21 сентябряСуббота

usd цб 63.8487

eur цб 70.5975

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера 
Мария Ицкова   среда, 19 декабря 2018 года, 16:00

Микеланджело в цифре
Как искусство обретает новые формы


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Перевод музейных сокровищ в цифровой формат — кропотливый процесс, требующий контроля экспертов и серьезной подготовки. Разбираемся в тонкостях технической стороны такой работы.

Министерство культуры РФ определяет виртуальный музей как интерактивный мультиме-дийный программный продукт, представляющий музейные коллекции в электронном виде. Виртуальный музей должен служить реализации определенного набора механизмов по пре-зентации экспозиции, экспоната, представления дополнительной информации. Сегодня мно-гие учреждения культуры успешно работают в цифровом культурном пространстве: в музеях используются автоматизированные учетные системы, создаются лаборатории для оцифровки фондов. Разумеется, для реализации проекта виртуального музея необхо-димо соблюдение определённых условий.

Виртуальные музеи: в чем «фишка»

В России виртуальным музеям сейчас уделяется особое внимание. Так, государственная программа РФ «Развитие культуры и туризма на 2013–2020 годы» (Постановление Прави-тельства РФ от 15.04.2014 № 317) предполагает создание виртуальных музеев «нарастаю-щим итогом», то есть путем увеличения их количества год от года. В Российской Федера-ции уже выпущены в свет несколько рекомендательных материалов, обращенных к разра-ботчикам виртуальных музеев. Рекомендации созданы на базе анализа международного опыта создания виртуальных музеев с учетом текущих социокультурных реалий и россий-ской специфики.

Существует три уровня реализации компонентов виртуального музея и три стадии разра-ботки — стадия демонстрации экспозиции, конкретного экспоната и предоставления допол-нительной информации.

Виртуальный музей решает задачи по презентации экспозиции для удобства навигации посетителей по цифровым репликам экспонатов. Согласно рекомендациям по созданию виртуального музея, на первом уровне посетитель сможет ознакомиться с каталогом экс-понатов, с функцией сортировки по всем параметрам. На сайте также будет размещена вир-туальная экспозиция, обеспечивающая последовательную демонстрацию логически связан-ных экспонатов и сопроводительных материалов к ним.

На втором уровне добавляется возможность посещения виртуальной экскурсии с аудиоги-дом, а также интерактивные элементы. На третьем уровне ко всем прочим функциям до-бавляется 3D-модель залов музея, по которой пользователь сможет перемещаться само-стоятельно или с помощью трехмерного экскурсовода.

У стадии презентации экспонатов также есть свои особенности. На первом уровне посе-тителя будет ждать представление фотографий экспоната при помощи тайловой графики (фрагментарное представление). На втором можно будет рассмотреть псевдотрехмерный образ пространственных объектов (например, статуи). На третьем уровне посетитель вирту-ального музея сможет изучить уже 3D-модели.

В качестве дополнительной информации на всех уровнях представляются текст и фотогра-фии. А на втором и третьем добаляются видео- и аудиозаписи.

Помимо таких механизмов презентации, как «каталог» и «тематический каталог», на треть-ем, самом высоком уровне качества и технологической оснащенности виртуального музея применяется интересный и увлекательный способ презентации экспозиции — виртуальный тур.

Виртуальный тур состоит из сферических панорам, связанных между собой точками пере-хода, нанесенными на карту местности. Такой способ демонстрации коллекции в основном характерен для музеев-усадеб, архитектурных комплексов и строений, представляющих са-мостоятельную культурную ценность — в их виртуальных музеях можно увидеть не толь-ко убранство помещений, но и территорию. Для большей реалистичности часто осуществ-ляются съемки с воздуха.

Каждый виртуальный тур обладает одинаковым минимальным набором элементов:

1. Панорамы объектов (территорий, помещений, комнат, залов, лестниц, переходов); поль-зователям предоставляется возможность переходить из одного помещения в другое, пере-мещаться по территории.

2. План территорий и помещений музея в формате схемы, иллюстрации или поэтажного плана.

3. Сопровождение всех экспонатов подписями с указанием названия экспоната, даты созда-ния и автора в отдельных окнах.

4. Элементы интерфейсов управления (кнопки управления показом панорам, активации раз-нообразных функций).

Бережно, профессионально: как осуществить оцифровку

Оцифровка в музеях проводится для достижения двух основных целей — автоматизации учета и перехода на новый уровень представления фондов. В процессе создания и совер-шенствования виртуального музея Министерство культуры рекомендует использовать оцифрованные ранее изображения в высоком качестве, позволяющие рассмотреть текстуру материала и мазки кисти. Источниками для получения данных об экспонате обычно явля-ются либо собственные информационные системы музея, либо Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации.

Нужно понимать, что оцифровка коллекции — это трудоемкий, дорогой, энергозатратный и довольно длительный процесс (продолжительность работ зависит от объемов коллекции и количества экспонатов). Недостаточно взять фотоаппарат и отснять экспонат с нескольких ракурсов. Необходима, в первую очередь, детальная систематизация, создание электронной структуры коллекции, в которую потом можно будет добавлять информацию о каждом экспонате. Это требует покупки специального программного обеспечения и аппаратуры, обучения сотрудников, оплаты рабочего времени. Понадобятся также надежные облачные сервисы хранения.

Для каждого типа коллекций применяются свои технологии оцифровки. Для картин ис-пользуются широкоформатные комплексы бесконтактного сканирования. Книжные фонды оцифровываются на планетарных сканерах. Габаритные, объемные экспонаты фотографи-руются, в том числе при помощи специальных фотомашин, для создания анимированных 3D-роликов экспонатов.

Оцифровать экспонат можно при помощи трех методов. Чаще всего применяется метод фотофиксации. В качестве объектов съемки выступают предметы декоративно-прикладного искусства, нумизматики, скульптуры, археологические объекты, ковры, отре-зы ткани и костюмы. Производится съемка в рамках экспозиции и интерьерная съемка: снимаются помещения, потолки, люстры, мебель и т. д.

Второй метод — сканирование — создание электронных образов музейных материалов, собраний культурных и художественных ценностей в полиграфическом качестве, обеспечи-вающем максимальную достоверность и передающем все детали изображений. Зачастую перед сканированием проводятся дополнительные работы по реставрации для восстановления и защиты музейных оригиналов.

Самым инновационным способом оцифровки музейных экспонатов является съемка в формате 3D. Трехмерные модели могут быть созданы методом моделирования, 3D-сканирования объекта, восстановления 3D по изображению. Такие 3D-ролики интерактив-ны, поэтому применяются для организации общедоступных сервисов (экспозиций, экскур-сий), загружаются на музейные порталы, в мультимедийные киоски и путеводители.

Специальные автоматические фотомашины позволяют создавать 3D-ролики различных предметов весом до 320 кг. Обычно вместе с таким роликом предоставляется дополнитель-ная обработка изображений под индивидуальные задачи музея: аннотирование, добавление водяных знаков, вставка дополнительных изображений (для масштабирования) и т. д.

Сегодня в музейной сфере все чаще реализуются комплексные проекты — работа по созда-нию виртуального музея проводится на всех уровнях презентации экспозиции и экспонатов. Музеям интересен весь спектр работ в данной сфере, как полное техническое, так и методи-ческое сопровождение. Это означает, что наряду с оцифровкой и предоставлением нового оборудования в музеях проходит полномасштабное обучение сотрудников по эксплуатации техники и работе с сайтами виртуальных музеев.

Оцифровка коллекций способствует не только их сохранению, но и продвижению музеев, особенно это касается небольших региональных учреждений культуры: если они не презен-туют себя в сети, мало кто, кроме местных жителей, узнает об их экспонатах.

Виртуальное музейное пространство позволяет создать условия для свободного доступа широких слоев населения к всемирному историко-культурному наследию. Оно обладает большим образовательным и просветительским потенциалом. Однако пока что эффектив-ные проекты реализуются исключительно крупными организациями и охватывают лишь музеи, имеющие всемирное значение – условия для массового внедрения практики созда-ния виртуальных музеев в наше время еще не созданы.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Не сразу строится

История проекта «Ноосфера» и глобальные перспективы открытого доступа

Ассоциация интернет-издателей была создана в 2010 году объединением единомышленников, которые считали важным обеспечить русскоязычным пользователям доступ к культуре и знаниям. Ключевыми направлениями работы стали поддержка в России открытых лицензий Creative Commons и привлечение внимания к вопросам общественного достояния и сохранения культурного наследия. Опыт и результаты исследований привели к «Ноосфере» — проекту, вобравшему в себя все теоретические наработки в области авторского права и новомедийных практик.

31.05.2019 21:50


Библиотека по-новому

Современное учреждение культуры — это не только книги, но и мероприятия

Алексей Емельянов, директор Костромской областной универсальной научной библиотеки, рассказал «Частному корреспонденту» о важности цифровизации и модернизации библиотек.

31.05.2019 16:00, Татьяна Струкова



Открытый – значит, нужный

О музеях и библиотеках, открывших доступ к своим архивам для широкой общественности

Все больше организаций культуры предоставляют пользователям возможность безвозмездно использовать материалы своих архивов и экспозиций. Политика открытости помогает музеям и библиотекам интегрироваться в цифровое общество и привлекать новых пользователей. Видимость коллекций при таком раскладе только растет, как и известность организаций культуры.

30.05.2019 16:37


«Главная цель библиотеки — продвижение книг и чтения»

О развитии современных библиотек и оцифровке библиотечных архивов

Заместитель директора по внедрению новых информационных технологий Магаданской областной универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина Николай Бабиченко рассказал «Частному корреспонденту» о сложностях оцифровки произведений, защищённых авторским правом, и о важности присутствия библиотеки в медиа-пространстве.

28.05.2019 16:00, Татьяна Струкова


Исходный код

Как работают сервисы открытого доступа?

Сегодня стала очевидной потребность в открытости не только в области результатов деятельности исследователей и разработчиков, но и в области исходных данных. «Частный корреспондент» рассказывает о десяти успешных сервисах открытого доступа и о моделях их монетизации.

27.05.2019 16:00


«Библиотека должна использовать любые площадки, которые могут повысить эффективность её деятельности»

Какой должна быть современная библиотека

Заместитель директора по библиотечной работе Ставропольской краевой универсальной научной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова Татьяна Москвитина считает, что современная библиотека должна быть удобной, мультиплатформенной и доступной любому пользователю вне зависимости от его географического положения. Но для достижения этого библиотекам еще многому предстоит научиться.

26.05.2019 16:00, Татьяна Струкова


Оцифровка культуры

Как работают национальные проекты по оцифровке культурного наследия в России и за рубежом

С начала года в России должна была развернуться обширная работа государственных структур по цифровизации культурной среды. В планах развития до 2024 года — строительство новых центров культуры, виртуальных концертных залов, улучшение качества культурной среды, проведение фестивалей детского творчества и многое другое.

25.05.2019 16:00, Татьяна Струкова


«Государство должно вывести учреждения культуры из сферы услуг»

О важности библиотек как культурно-просветительских учреждений и их трансформации в современном мире

«Частный корреспондент» поговорил с директором МБУК Иркутская «Централизованная библиотечная система», заслуженным работником культуры РФ Натальей Кустовой и узнал, каким будет будущее библиотечного дела и как на него повлияют государственные реформы.

24.05.2019 14:15, Татьяна Струкова


Надежный доступ

О функциях библиотек в современном обществе и представлении об идеальной электронной библиотеке

Куратор проекта электронной библиотеки, заведующий сектором Центральной городской публичной библиотеки имени В. В. Маяковского Иван Прозоров считает, что библиотека остается идейно прежней и в электронную эпоху. Присутствие в интернете — прямое продолжение «вечных задач» любой библиотеки: создания фонда документов и обеспечения доступа к информации.

15.05.2019 19:00, Татьяна Струкова






 

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.