Подписаться на обновления
21 маяВторник

usd цб 64.4888

eur цб 71.9631

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера 
Мария Ицкова   среда, 19 декабря 2018 года, 16:00

Микеланджело в цифре
Как искусство обретает новые формы


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Перевод музейных сокровищ в цифровой формат — кропотливый процесс, требующий контроля экспертов и серьезной подготовки. Разбираемся в тонкостях технической стороны такой работы.

Министерство культуры РФ определяет виртуальный музей как интерактивный мультиме-дийный программный продукт, представляющий музейные коллекции в электронном виде. Виртуальный музей должен служить реализации определенного набора механизмов по пре-зентации экспозиции, экспоната, представления дополнительной информации. Сегодня мно-гие учреждения культуры успешно работают в цифровом культурном пространстве: в музеях используются автоматизированные учетные системы, создаются лаборатории для оцифровки фондов. Разумеется, для реализации проекта виртуального музея необхо-димо соблюдение определённых условий.

Виртуальные музеи: в чем «фишка»

В России виртуальным музеям сейчас уделяется особое внимание. Так, государственная программа РФ «Развитие культуры и туризма на 2013–2020 годы» (Постановление Прави-тельства РФ от 15.04.2014 № 317) предполагает создание виртуальных музеев «нарастаю-щим итогом», то есть путем увеличения их количества год от года. В Российской Федера-ции уже выпущены в свет несколько рекомендательных материалов, обращенных к разра-ботчикам виртуальных музеев. Рекомендации созданы на базе анализа международного опыта создания виртуальных музеев с учетом текущих социокультурных реалий и россий-ской специфики.

Существует три уровня реализации компонентов виртуального музея и три стадии разра-ботки — стадия демонстрации экспозиции, конкретного экспоната и предоставления допол-нительной информации.

Виртуальный музей решает задачи по презентации экспозиции для удобства навигации посетителей по цифровым репликам экспонатов. Согласно рекомендациям по созданию виртуального музея, на первом уровне посетитель сможет ознакомиться с каталогом экс-понатов, с функцией сортировки по всем параметрам. На сайте также будет размещена вир-туальная экспозиция, обеспечивающая последовательную демонстрацию логически связан-ных экспонатов и сопроводительных материалов к ним.

На втором уровне добавляется возможность посещения виртуальной экскурсии с аудиоги-дом, а также интерактивные элементы. На третьем уровне ко всем прочим функциям до-бавляется 3D-модель залов музея, по которой пользователь сможет перемещаться само-стоятельно или с помощью трехмерного экскурсовода.

У стадии презентации экспонатов также есть свои особенности. На первом уровне посе-тителя будет ждать представление фотографий экспоната при помощи тайловой графики (фрагментарное представление). На втором можно будет рассмотреть псевдотрехмерный образ пространственных объектов (например, статуи). На третьем уровне посетитель вирту-ального музея сможет изучить уже 3D-модели.

В качестве дополнительной информации на всех уровнях представляются текст и фотогра-фии. А на втором и третьем добаляются видео- и аудиозаписи.

Помимо таких механизмов презентации, как «каталог» и «тематический каталог», на треть-ем, самом высоком уровне качества и технологической оснащенности виртуального музея применяется интересный и увлекательный способ презентации экспозиции — виртуальный тур.

Виртуальный тур состоит из сферических панорам, связанных между собой точками пере-хода, нанесенными на карту местности. Такой способ демонстрации коллекции в основном характерен для музеев-усадеб, архитектурных комплексов и строений, представляющих са-мостоятельную культурную ценность — в их виртуальных музеях можно увидеть не толь-ко убранство помещений, но и территорию. Для большей реалистичности часто осуществ-ляются съемки с воздуха.

Каждый виртуальный тур обладает одинаковым минимальным набором элементов:

1. Панорамы объектов (территорий, помещений, комнат, залов, лестниц, переходов); поль-зователям предоставляется возможность переходить из одного помещения в другое, пере-мещаться по территории.

2. План территорий и помещений музея в формате схемы, иллюстрации или поэтажного плана.

3. Сопровождение всех экспонатов подписями с указанием названия экспоната, даты созда-ния и автора в отдельных окнах.

4. Элементы интерфейсов управления (кнопки управления показом панорам, активации раз-нообразных функций).

Бережно, профессионально: как осуществить оцифровку

Оцифровка в музеях проводится для достижения двух основных целей — автоматизации учета и перехода на новый уровень представления фондов. В процессе создания и совер-шенствования виртуального музея Министерство культуры рекомендует использовать оцифрованные ранее изображения в высоком качестве, позволяющие рассмотреть текстуру материала и мазки кисти. Источниками для получения данных об экспонате обычно явля-ются либо собственные информационные системы музея, либо Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации.

Нужно понимать, что оцифровка коллекции — это трудоемкий, дорогой, энергозатратный и довольно длительный процесс (продолжительность работ зависит от объемов коллекции и количества экспонатов). Недостаточно взять фотоаппарат и отснять экспонат с нескольких ракурсов. Необходима, в первую очередь, детальная систематизация, создание электронной структуры коллекции, в которую потом можно будет добавлять информацию о каждом экспонате. Это требует покупки специального программного обеспечения и аппаратуры, обучения сотрудников, оплаты рабочего времени. Понадобятся также надежные облачные сервисы хранения.

Для каждого типа коллекций применяются свои технологии оцифровки. Для картин ис-пользуются широкоформатные комплексы бесконтактного сканирования. Книжные фонды оцифровываются на планетарных сканерах. Габаритные, объемные экспонаты фотографи-руются, в том числе при помощи специальных фотомашин, для создания анимированных 3D-роликов экспонатов.

Оцифровать экспонат можно при помощи трех методов. Чаще всего применяется метод фотофиксации. В качестве объектов съемки выступают предметы декоративно-прикладного искусства, нумизматики, скульптуры, археологические объекты, ковры, отре-зы ткани и костюмы. Производится съемка в рамках экспозиции и интерьерная съемка: снимаются помещения, потолки, люстры, мебель и т. д.

Второй метод — сканирование — создание электронных образов музейных материалов, собраний культурных и художественных ценностей в полиграфическом качестве, обеспечи-вающем максимальную достоверность и передающем все детали изображений. Зачастую перед сканированием проводятся дополнительные работы по реставрации для восстановления и защиты музейных оригиналов.

Самым инновационным способом оцифровки музейных экспонатов является съемка в формате 3D. Трехмерные модели могут быть созданы методом моделирования, 3D-сканирования объекта, восстановления 3D по изображению. Такие 3D-ролики интерактив-ны, поэтому применяются для организации общедоступных сервисов (экспозиций, экскур-сий), загружаются на музейные порталы, в мультимедийные киоски и путеводители.

Специальные автоматические фотомашины позволяют создавать 3D-ролики различных предметов весом до 320 кг. Обычно вместе с таким роликом предоставляется дополнитель-ная обработка изображений под индивидуальные задачи музея: аннотирование, добавление водяных знаков, вставка дополнительных изображений (для масштабирования) и т. д.

Сегодня в музейной сфере все чаще реализуются комплексные проекты — работа по созда-нию виртуального музея проводится на всех уровнях презентации экспозиции и экспонатов. Музеям интересен весь спектр работ в данной сфере, как полное техническое, так и методи-ческое сопровождение. Это означает, что наряду с оцифровкой и предоставлением нового оборудования в музеях проходит полномасштабное обучение сотрудников по эксплуатации техники и работе с сайтами виртуальных музеев.

Оцифровка коллекций способствует не только их сохранению, но и продвижению музеев, особенно это касается небольших региональных учреждений культуры: если они не презен-туют себя в сети, мало кто, кроме местных жителей, узнает об их экспонатах.

Виртуальное музейное пространство позволяет создать условия для свободного доступа широких слоев населения к всемирному историко-культурному наследию. Оно обладает большим образовательным и просветительским потенциалом. Однако пока что эффектив-ные проекты реализуются исключительно крупными организациями и охватывают лишь музеи, имеющие всемирное значение – условия для массового внедрения практики созда-ния виртуальных музеев в наше время еще не созданы.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Надежный доступ

О функциях библиотек в современном обществе и представлении об идеальной электронной библиотеке

Куратор Центральной городской публичной библиотеки имени В. В. Маяковского Иван Прозоров считает, что библиотека остается идейно прежней и в электронную эпоху. Присутствие в интернете — прямое продолжение «вечных задач» любой библиотеки: создания фонда документов и обеспечения доступа к информации.

15.05.2019 19:00, Татьяна Струкова


Директива о копирайте — угроза свободе слова в Европе

Анализ законопроекта и оценка его влияния

Законодательный акт о защите авторского права накладывает ряд жестких ограничений на использование материалов в интернете без разрешения правообладателей. Мнение общественности разделилось: одни искренне желают получить дополнительные материальные средства за свой труд, а другие опасаются цензуры.

13.05.2019 16:00, Еркнапешян Марианна


Оцифровка музейных коллекций

Как сканируются экспонаты и учетные документы

Музеи сохраняют культурное наследие страны. Оцифровка делает это наследие более доступным широкой публике и значительно упрощает работу сотрудников музея.

06.05.2019 16:00, scan.cnews.ru


Музеи цифрового века

Как AR и VR освободили искусство

Благодаря современным технологиям образ музея как скучноватого прибежища чопорных интеллектуалов бесповоротно уходит в прошлое. Музеи сегодня — это не только храмы науки и искусства, но все чаще — захватывающие аттракционы, способные увлечь и взрослых, и детей. AR-технологии способны превратить даже улицы в пространство для выставки, а VR возвращает утраченные памятники, переносит зрителя в мастерские художников и позволяет стать их соавторами. Илья Коргузалов, сооснователь компании Arcona, собрал наиболее перспективные технологические тренды и уже разработанные кейсы в музейном деле.

05.05.2019 16:00, Илья Коргузалов, hightech.fm


12 музеев мирового уровня, которые можно «посетить» в Интернете

Самые красивые виртуальные экскурсии

Спору нет, любой исторический артефакт или произведение искусства лучше всего увидеть воочию. Но не всегда и не у всех есть возможность много путешествовать по миру. К счастью, сегодня, в современную цифровую эпоху появилась возможность посещать ряд известнейших музеев мира, не выходя из собственного дома. В нашем обзоре собраны некоторые из музеев, которые приглашают на виртуальные экскурсии.

04.05.2019 16:00, kulturologia.ru


Музеи и цифровые технологии

Как развивается визуальное пространство

С развитием технологий музеям, галереям, экспозиционным научным центрам приходится искать пути привлечения и сохранения аудитории в условиях острейшей конкуренции. Им противостоят тысячи развлечений, доступных без отрыва от экрана или необходимости выходить из дома. Они сталкиваются с повышенными ожиданиями со стороны все более технически подкованной молодежи и снижающейся способностью людей концентрировать внимание из-за информационного перенасыщения среды.

30.04.2019 16:00, Айя Рено, te-st.ru


«Экспонаты трогать разрешается»

Как 3D-печать трансформирует музеи

За последнее десятилетие музеи и другие культурные учреждения по всему миру стали одним из самых интересных испытательных полигонов для 3D-печати. Скорее всего, это обусловлено природой объектов, которые эти учреждения изучают, собирают и показывают. Учитывая их хрупкость и историческую важность, к ним нельзя прикасаться, и обычно их выставляют за закрытыми стеклянными витринами. Историки Мирсини Самаруди и Карина Родригез Экаварриа рассказали о том, как 3D-печать меняет музеи и галереи.

29.04.2019 13:00, Анна Самойдюк, rb.ru


Эволюция библиотек

Как хранилища знаний меняются под влиянием технологий

Цифровые технологии изменили сущность таких устоявшихся общественных институтов, как библиотеки. Под натиском хай-тек эры они не просто подстраиваются под новые реалии, а в целом переосмысливают свою миссию в обществе.

28.04.2019 13:00, Айя Рено, te-st.ru


Высокие технологии в современных музеях

Музей становится еще ближе и доступнее

В XXI веке инновации перестали быть предметом одних лишь научных изысканий и сделались чем-то бытовым и привычным. Высокие технологии все больше проникают не только в деловую сферу, но в культурное пространство.

27.04.2019 16:00, culture.ru


7 ценных коллекций и онлайн-библиотек

Подборка лучших электронных ресурсов

Полезные коллекции, о которых мы узнали за год: базы данных, архивы и другие незаменимые источники. Больше интересных ресурсов от ведущих институтов культуры ищите в прошлой подборке.

23.04.2019 16:00, edutainme.ru






 

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.