Подписаться на обновления
22 апреляПонедельник

usd цб 63.9602

eur цб 71.9232

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  среда, 17 июня 2009 года, 10:41

Михаил Кураев: «России не хватает Ленинграда»
Известный питерский писатель, отмечающий юбилей, рассуждает о родном городе


Михаил Кураев // litrossia.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог





«Питерские бомжи…» В дни юбилея известный питерский прозаик Михаил Кураев объясняет нынешнюю политику издательств, отличие питерских литераторов от московских, а также почему в Петербурге не создали Гоголевский культурный центр.

Член русского ПЕН-клуба, известный питерский писатель, автор романа «Капитан Дикштейн» отмечает юбилей. О своём взгляде на нынешнюю политику издательств, отличии питерских литераторов от московских и о том, почему в Петербурге не создали Гоголевский культурный центр, он рассказал петербургскому обозревателю «Часкора» Андрею Морозову.

— Вы лауреат премии за лучший роман о Петербурге. Что вы думаете о превращении Ленинграда в Петербург?
— У меня ощущение, что история ведёт нас по каким-то кругам, всё повторяется. Чем больше вглядываешься в историю, тем больше это замечаешь. Когда я работал над сценарием фильма «Господа присяжные», действие которого происходит во времена Александра II, то поражался, как те времена — кризис реформ — похожи на наши.

— Может быть, русские не могут быть единой нацией, как англичане или французы?
— Давно ли французы стали единой нацией? Нет, исторически сравнительно недавно. Бургундцы и гасконцы до сих пор разные люди.

А нас, я считаю, соединяет даже не территория, а в первую очередь русская речь, которая звучит от Калининграда до Чукотки. Наша речь — это наша культура, наша история, это и есть мы, русские.

— Как вы думаете, почему сегодня у многих слово «Ленинград» вызывает ностальгию?
— Есть время истории, и есть время мифа. Миф возникает после того, как совершилось событие, когда становится понятно, кто выиграл, кто проиграл, кто был прав, а кто не прав.

Эта статья о книге представительницы легендарного питерского андеграунда, первой после Бродского выпустившей поэтический сборник на Западе (в 1976 году), никуда не уезжая из родного города и страны. Многолетней (вместе с мужем и сыном) «отказницы». Воспитанницы литературного клуба «Дерзание» ленинградского Дворца пионеров. Выпускницы филологического факультета ЛГУ. Преподавательницы русского языка и литературы. Экскурсовода в Петропавловской крепости и Царскосельском парке. Автора литературного сценария телефильма «Личное дело Анны Ахматовой» и выдержавшей несколько изданий книги «Записки о Петербурге». Постоянного автора ленинградских самиздатских журналов 1970—1980-х, а также «Континента», «Граней», «Синтаксиса», «Стрельца»… Ну и нынешних «толстяков» — от «Невы» до «Иерусалимского журнала» через «Новый мир» и «Крещатик». Члена Союза писателей Санкт-Петербурга.

Миф оформляет легитимность свершившегося.

Самодержавие рухнуло, значит, оно было неправо. Правы были те, кто его пустил под откос. Начинается мифотворчество его крушения. Потом рухнул советский строй, и тут же пошло новое мифотворчество. Оказывается, не изнутри разложилась система, а это 25 диссидентов её героически утюкали десятью книжками и сотней листовок. И про минувшие 70 лет тут же творится миф: одни сидели, другие их охраняли, третьи управляли первыми и вторыми. Чушь собачья! Простите, но вот то, что уже не могут разворовать 20 лет — электростанции, заводы, комбинаты, — это что, грибы? Само собой появилось? Что построено за последние 20 лет в России? Ничего. Но есть миф о советской стране, где только мучили людей и больше ничего не делали, так пожелали «победители».

И это не дань нынешним временам. Мне непонятно, почему из Петра III делают чуть не шута горохового. Это интереснейшая фигура европейского масштаба. За полгода своего царствования он сделал до удивления много. Но из него делают клоуна, рассказывают байки, что он вешал крыс, играл в солдатики, подражал Фридриху. А он каждый день ездил в Сенат! Он заставлял работать спящих там дармоедов. Перечитайте указы, принятые всего за полгода царствования!

То же самое происходит и с Павлом I, убитым во славу английской короны. Появился миф, что Пален спас от него Россию. Теперь можно ткнуть носом в документы — за его убийство было заплачено 40 тыс. фунтов.

— Чем же он мешал Англии?
— Англичанам надо было стравить Павла с Наполеоном. А Павел хотел заключить с ним альянс. Это-то и было англичанам как кость в горле.

— Значит, и Ленинград стал мифом?
— Я и раньше знал и чувствовал, что ленинградец был не просто адресным понятием, а высоким почётным званием. Работая в кино, я много ездил по стране, и когда говорил, что я из Ленинграда, то мне открывались все двери.

Это была память об интеллигенции. Как бы её ни третировали, в советское время она всё равно считалась достойным племенем. Кто такие интеллигенты по своему социальному призванию? Защитники. Учитель защищал от невежества, врач — от болезней, юрист — от беззакония, военный — от внешнего врага.

Сегодня выясняется, что России не хватает Ленинграда, с его авторитетом, интеллигентностью, наукой. Не хватает Ленинграда — и отсюда ностальгические чувства у тех, кто произносит это слово сегодня.

— Вы следите за тем, что происходит в питерской литературе?
— Практически нет, у меня жутко мало времени. Едва успеваю справиться со своими делами. Недавно написал сценарий из 12 серий, по нему снят фильм «Господа присяжные». Это потребовало большой работы в архивах с документами, воспоминаниями, другой литературой.

И вот новый сценарий фильма «Раскол» про Аввакума, Никона, Алексея Михайловича, боярыню Морозову. По договору с продюсером Владимиром Досталем я должен был написать 12 серий, но у меня получилось 26. Когда он прочитал первые восемь, то сказал: «Пишите сколько напишется». Это был счастливый случай, когда я не был скован счётчиком. Понимал, что пишу с избытком, но работалось легко. Потом ужали до шестнадцати.

Конечно, что-то я читаю и из современной литературы, особенно когда друзья предлагают. Часто приглашают в жюри, на семинары. Принимаем в союз талантливых ребят, тоже приходится знакомиться с их работой.

— Сегодня писатели используют «толстые» журналы не только для публикации своих произведений. Нередко они публикуют свои так называемые полемические статьи против других писателей. Как вы считаете, это нормально?
— Самое поразительное, что всё это уже было, даже в золотую пору нашей литературы. Вспомним огорчительный штрих — напряжённые отношения Достоевского и Салтыкова-Щедрина. Их полемика была на грани допустимого.

Как-то в очередном выпаде Салтыков-Щедрин написал о Достоевском: «И доктор у него дуракова плешь». Куда ж это годится? А несостоявшаяся, к счастью, дуэль между Тургеневым и Толстым! И из-за чего? Из-за замечания, сделанного Тургеневым горничной Толстого.

Или отношения Толстого и Достоевского. Они не ссорились, но так и не протянули друг другу руки. Живя рядом, не встретились! Конфликт, спор, столкновение непримиримых позиций, взрывы творческих амбиций — это всё неизбежные сопутствующие литературного процесса. К этому надо относиться спокойно, хотя это спокойствие дорого может стоить, требует выдержки и независимости.

— Но они же не выясняли, у кого какая настоящая фамилия.
— А что выяснять, давно существуют словари псевдонимов. Были другие предметы для выяснения. А если вспомнить отношения — классицисты и романтики, либералы и консерваторы...

А начало века — акмеисты, имажинисты, футуристы, символисты, конструктивисты... Всем хватило места под солнцем. Русская литературы жила и должна жить напряжённой жизнью, и вне борьбы она не существует. Только борьба бывает разная.

Питерская «Нева» публикует материалы круглого стола по Гоголю и роман «Звёздный Бобо»; «Иностранка» — роман о слуге Канта, подборку о Грэме Грине и письма Пруста. В «Волге» неудачный эпистолярий Слаповского.

Мы знаем, как под видом борьбы за народность искусства расправлялись с теми, кто в прокрустово ложе, сооружённое функционерами от литературы, не влезал. Видим, как под видом борьбы за свободу творчества в литературу тащат грязь, порнографию, цинизм.

Сегодня литературная борьба совершенно в духе времени становится просто дымовой завесой, к примеру, для присвоения общественной собственности писателей крохотной группой предприимчивых литераторов, призванных писательским сообществом эту собственность опекать, беречь.

Увы, ещё раз убеждаемся — бытие определяет сознание. Какая жизнь, такая и литература. Какие нравы предписывают жизни, всё тот же «кольт от бедра», такими же способами готовы решать и окололитературные конфликты.

— Но может сложиться впечатление, что если бы не эти разоблачительные статьи, то никто и не узнал бы, что есть такой-то писатель…
— Скандальная слава ищется не в полемике. Полемика может принести только известность, и то кратковременную. Полемика — это бенгальский огонь, искристый, обжигающий, колючий, но скоротечный и, как правило, не позволяющий понять, что, собственно, хотел осветить зажёгший этот огонь автор.

Есть полемика, напоминающая торфяной пожар, где главное происходит под землёй, невидимо, не названо, только вдруг прорывается наружу то там, то сям огнём и едким дымом, способным заслонить всё на свете.

Полемика Эйдельмана с Астафьевым, к примеру. А вспомним умилительную полемику «физики и лирики»! Это сколько же лет! И какие люди публично толкли воду в ступе! И в газетах-журналах писали, и диспуты устраивали, и вечера дружбы (физиков с лириками) придумывали...

А вспомните, как яростно начиналась литературная полемика в начале перестройки, как критика и публицистика вдруг вышли в авангард литературы и как потом всё стихло. Потому что толчение воды в ступе и брызгание этой толчёной водой друг в друга никуда никого не двигало. Нет, славы полемикой не наживёшь.

Для тех, кто не может стяжать славы, двигая литературу вперёд, есть проверенный способ движения вбок, хоть и под откос, хоть и в сточную яму, лишь бы шумно, громко! Обдать грязью человека ли, историю, страну, близких или дальних, плюнуть дальше всех, выше всех...

С успехом разрабатывается «литературная» неиссякаемая жила, пролегающая на рубеже приличия и политических крайностей.

— Вы вспомнили перестройку… Где все те коротичи-заславские, которые убеждали в необходимости реформировать систему?
— Они разбежались. Разбежались по своим, как нынче говорят, нишам. Из благодетелей человечества они превратились в добросовестных буржуа, снимающих, как правило, за рубежом урожай за урожаем на ниве своей скоротечной славы. Они напоминают анекдотического хирурга-неумёху, зарезавшего больного и тут же орущего: «Следующий!»

Мы свидетели небывалых в истории событий. Всезнайки нас уверяют: ничего не надо выдумывать, всё давно известно, надо вернуться «на путь цивилизованного человечества»… Какое газетно-журнальное легкомыслие! Какое бездумное ребячество! Где это человечество из социализма совершало путь в капитализм? Где капитализм начинал не с созидания, а с присвоения заводов, металлургических комбинатов, мощной энергетики, атомной промышленности, химической?..

«Отпустите цены! Дайте свободу предпринимателю! Рынок всё сам отрегулирует!» Очень хорошо видим этот сегодняшний рынок, эмблема его — Черкизовский рынок в Москве, на носу у власти.

Рабы, живущие на стеллажах, даже не на нарах. Отравленной дешёвкой заваленные прилавки. Приволье контрабанды при поразительной слепоте власти и небывалой роскоши дворцы, построенные на всякий случай всё-таки за рубежом хозяином этого «всё расставившего по местам» рынка!

Я попытался понять: что же с нами произошло? Как из советской власти родилась антисоветская? Чтобы как-то хотя бы себе это объяснить, написал роман «Похождения Кукуева».

— Перед недавним юбилеем Гоголя вы говорили о необходимости создания в Петербурге гоголевского центра.
— Этот юбилей, по моему представлению, угрюмо не замечен, как у нас, так и в Москве. Не было даже торжественного заседания в Большом театре, как это было в советские времена. В Александринском театре по случаю юбилея сыграли старый спектакль «Ревизор».

А история с музеем не удалась, быть может, потому, что началась с конца, с требования выделить под него помещение. И тут была допущена ошибка со стороны тех, кто искренне хотел организовать этот музей. Город не заинтересован отдавать хотя бы один квадратный метр под неизвестно что. Ведь непонятно, что будет в этом музее. Подлинных вещей нет, а те, что есть, находятся в Пушкинском доме и не могут быть взяты на экспозицию.

Поэтому я предложил создание Гоголевского культурного центра. Тем более что есть образец — Пушкинский культурный центр, который создал и которым руководит Владимир Рецептер.

Но и тут возникает вопрос — кто всё это организует? В Петербурге не нашлось человека, который смог бы решить этот вопрос. Грустная история. Мне казалось, что на эту роль подходит Александр Чепуров, заместитель директора Александринки. Он замечательный человек, соответствующий всем необходимым качествам. Но то ли времени у него не хватало, то ли энергии для того, чтобы составить программу и с ней идти в Смольный, а не требовать помещения.

— Вы были внештатным советником губернатора Яковлева. Наверное, насмотрелись на нынешнюю власть?
—Я близок к Смольному, состою в Общественном совете, в комиссиях по правам человека, по помилованию и чем больше соприкасаюсь с людьми из власти, тем больше понимаю, что не вижу в них чего-то самого главного. Я не вижу, что происходит в политике, как возникают в ней фигуры, куда они исчезают. Мне совершенно непонятен нынешний механизм власти.

— Что вы думаете, когда видите своих ровесников, роющихся в питерских помойках?
— Я думаю, что в Ленинграде они не рылись бы в бачках. Раньше слово «бомж» не выходило за пределы милицейского лексикона, сегодня бомж — это реальность наших улиц и дворов. Это грустно. Но мне трудно представить и то, как выживают те, кто не роется в помойках, а живут на пенсии. Вы поделите пенсии на 30 дней, и всё станет понятно.

— Вы более 20 лет проработали на «Ленфильме». Расскажите о той атмосфере на студии, которая была в те годы.
— Если посчитать и время производственной практики (в пору учёбы в институте), которую я тоже провёл на «Ленфильме», то получается не 20, а 28 лет; естественно, за это время менялась ситуация в стране, менялись люди, на моих глазах сменилось как минимум два поколения режиссуры, естественно, и атмосфера менялась. Вообще-то, чтобы ответить на ваш вопрос, нужно роман писать. Так что лучше сказать о том, что на студии не менялось, по крайней мере в пору моей службы.

Делались ли на студии конъюнктурные, так сказать, казённые картины? Конечно, делались, но (и это главное!) к ним так и относились. Вот пример. В Первом объединении подготовлен «директивный» сценарий о том, как Ленин дал независимость Финляндии. Режиссёра не найти, все отказываются, дорожа репутацией в своём кругу. Наконец такой режиссёр нашёлся. К нему подходит Алексей Герман и спрашивает: «Витя, мы все отказались, а ты-то зачем же взялся?» — «Мне директор после этой картины обещал квартиру, дочка родилась, в одной комнате живу». — «А-а... Это другое дело». Расстались, фильм снят. Витя встречает Германа: «Лёша, приходи на просмотр». И слышит в ответ: «Нет, Витя, ты меня на новоселье лучше позови, обязательно приду». И этот ответ слышит не один Витя. Так на студии складывалась и поддерживалась творческая этика.

А ещё старые мастера замечательно умели прикрывать своим авторитетом молодых талантливых людей. Фильм «Мёртвый сезон» снимался в нашем объединении, а от вмешательства в его картину Савву Кулиша прикрыл Григорий Михайлович Козинцев. А наш худрук, Александр Гаврилович Иванов, своим авторитетом обеспечил возможность режиссёру Евгению Шифферсу в содружестве с художником Михаилом Щегловым создать в высшей степени авангардный фильм «Первороссияние». До сих пор вызывает удивление картина совершенно непривычной для экрана стилистики «Интервенция», созданная Геннадием Полокой и опять же фантастически талантливым Михаилом Щегловым. И это тоже немалая заслуга нашего художественного руководителя, приверженца, кстати сказать, в своём творчестве строгой реалистической манеры.

— Есть ли, на ваш взгляд, отличие и в чём оно, если есть, питерских писателей от московских?
— Наверное, есть, но как читателю безразлично, где живёт автор, так же и мне. Однако придумали такое хитрое название «петербургский текст», людям при науке нравятся всяческие систематизации, атрибутирование, классифицирование... Может быть, и есть в этом свой культурологический смысл, только моё любопытство в эту сторону не распространяется.

Вот различие в положении, в профессиональном статусе, в самочувствии питерских и московских писателей очевидно. Прожив несколько лет в Москве, я это на себе почувствовал.

В Москве неизмеримо больше возможностей, больше издательств, журналов, пространства для публикаций. Если я отдавал рукопись в какой-то журнал, а там по прочтении разговор не начинался со слова «печатаем», я уже все остальные слова не слушал, забирал и отдавал в другой журнал. Вот после слова «печатаем» я с интересом выслушивал и советы, и рекомендации, даже просьбы, это нормальная работа.

Я благодарен редакторам, с которыми работал: Наталье Долотовой в «Новом мире», Наталье Ивановой в «Знамени», Леониду Теросепяну в «Дружбе народов», Игорю Кузьмичёву в «Звезде» — это талантливые люди, продуктивные участники литературного дела. От них я никогда не слышал: «Вы перепишите, а мы потом посмотрим и решим». Они решали и дальше шли вместе с автором. И это московская редакторская школа, хотя Кузьмичёв ленинградец. Увы, печать провинциальности можно видеть на питерской и литературной среде, и, надо думать, на нашей продукции тоже.

— Есть мнение, что Петербург — депрессивный город. Согласны ли вы с ним?
— Я не согласен с самой формулировкой, с ярлыком. В своей книге «Путешествие из Ленинграда в Санкт-Петербург» я как раз и писал о том, как город в разные времена менялся, как менялся его лик на книжных страницах, как писатели то влюблялись в город, то пугались его, потом снова открывали это неповторимое чудо...

Что значит депрессия? Состояние упадка, грубо говоря. Сегодня «депрессивный», завтра «прогрессивный»; город — это живой организм, знающий и светлые и тяжкие времена и состояния. Вот в 2001 году, когда я приехал вместе с Европейским литературным экспрессом в Питер, мне было тяжко. Ходил со своими коллегами из 45 стран Европы, опустив глаза. Город был в состоянии постыдной запущенности, и вот уже к юбилею, к 2003 году, да главным образом в центре — но это и есть его лицо, — город возродился, воспрял, похорошел, душа радовалась...

Тяжко смотреть, как деньги прогибают город. Что это значит? Это значит, что, имея мошну, можно творить даже то, что нельзя ни по уму, ни по совести. И это называется — город должен развиваться! Я не видел, чтобы Рим «развивался», искажая своё историческое лицо. В Вашингтоне нельзя строить ничего выше Капитолия, как, впрочем, это было предписано ещё в Великом Новгороде — ничего выше храма Святой Софии. И ничего, и Рим, и Вашингтон, не имея нефтяных скважин на своих улицах, живы-здоровы. И нам бы так!

— Что вы думаете об издательской политике современных издательств?
— Что думать об «издательской политике», когда одна из самых больших и престижных литературных премий называется «Национальный бестселлер». Звучит прекрасно, а если по-русски? «Хорошо продаётся». Разве можно было бы назвать литературную премию по-русски таким термином из арсенала лавочников? Вот вам и «новое мышление», вот вам и «новая издательская политика».

Беседовал Андрей Морозов




ОТПРАВИТЬ:       



 






Асадов. К Советскому Союзу претензий — нет!

21 апреля 2004 года умер Эдуард Асадов

В списке почётных граждан Севастополя Асадов на первом месте (удостоен звания в 1989 г.). Далее по алфавиту идут Гагарин, Папанин, Толстой и т. д. Всего около тридцати человек. Сегодня имя Севастополя звучит особенно драматично — в связи с напряжением в российско-украинских отношениях. В связи с российской «крымской весной»-2014 и крайним неприятием её определённой частью мировой общественности, да и в самой незалежной тоже.

21.04.2019 19:00, Игорь Фунт


Грин без грима

Как угрюмый пьяница создавал романтические феерии

Александр Гриневский (1880–1932) — более известный как Александр Грин — вошел в историю русской литературы автором романтических сказок. Однако его биография была мрачной, как, впрочем, и ранняя проза.

15.04.2019 19:00, Ника Батхен, gorky.media


Влас Дорошевич «Интеллигенция»

Правда о невозможности понимания между сапожником и ученым

Сын сапожника, кончивший университет, — вот что такое русская интеллигенция. У сапожника Якова было три сына. Двое пошли по своей части и вышли в сапожники, а третий, Ванька, задался ученьем.

14.04.2019 19:00, izbrannoe.com


Необычные хобби русских писателей

И у гениев есть причуды

Многие именитые писатели не могли представить свою жизнь без любимого хобби. У кого-то оно было вполне безобидным, у кого-то — экстравагантным. Например, Лев Толстой в 67 лет научился кататься на велосипеде и страсть как полюбил это занятие. «Культура.РФ» рассказывает о других нескучных увлечениях русских классиков.

13.04.2019 19:00, Дарья Лёгкая, culture.ru


Евгений Евтушенко о своей национальности

«Учительница физкультуры на станции Зима посоветовала другим детям не дружить со мной, потому что я немец»

Во время войны, как множество других советских детей, я, конечно же, ненавидел немцев, однако моя не совсем благозвучная фамилия Гангнус порождала не только шутки, но и немало недобрых подозрений — не немец ли я сам.

03.04.2019 19:00, izbrannoe.com


Альбер Камю. Размышления о гильотине

Писатель и философ Альбер Камю сыграл значительную роль в отмене смертной казни во Франции и других странах Европы. 1957 году в журнале Nouvelle Revue Française он опубликовал свое знаменитое «Размышления о гильотине». В этом эссе автор рассматривает смертную казнь как абсолютное возмездие в мире, где абсолютная вина невозможна.

28.03.2019 19:00, smartpowerjournal.ru


Педагогика Чуковского

7 главных тезисов в воспитании детей

Автор «Мойдодыра», «Айболита», «Мухи—цокотухи» и еще не одного десятка детских сказок был весьма скромным, не считал себя сверх талантливым писателем. Он просто писал сказочные истории для своих детей (воспитанием которых активно занимался), для соседской ребятни и для всех встреченных в жизни малышей. Пожалуй, главным талантом самого Чуковского было отцовство: его уроки могут послужить примером для многих поколений родителей, желающих развить в ребенке одаренность и тягу к искусству.

12.03.2019 19:00, Анна Федулова, moiarussia.ru


Исаак Эммануилович Бабель: как не умертвить текст

5 правил работы с текстом

Неподражаемый новеллист Исаак Эммануилович Бабель в 20-х годах прошлого столетия сотрудничал с одесской газетой «Моряк». Редактированием материалов газеты в то время занимался Константин Георгиевич Паустовский. Он, как и все члены редакции, «жил в легком отблеске таланта» Исаака Эммануиловича и о многих удивительных моментах его творческой жизни написал в своих воспоминаниях. Автобиографическая повесть К.Г. Паустовского «Время больших ожиданий» богата детальными откровениями Бабеля о «каторжной» работе возделывания собственного текста.

11.03.2019 16:00, Алена Дроздова, jrnlst.ru


Мошенники вместо бизнесменов

Предприимчивость в русской классике

Русские писатели XIX века не любили предпринимателей, не интересовались ими и не хотели о них писать — а если уж писали, то получалось известно что: мошенник Чичиков и жулик Германн. В очередном выпуске рубрики «Всевидящее око русской литературы» Светлана Волошина рассказывает о незавидной судьбе предприимчивости в русской классике.

10.03.2019 19:00, Светлана Волошина, gorky.media


Как Жан-Поль Сартр принял мескалин и его многие годы преследовал гигантский краб

Галлюцинации Сартра и страх не отличить реальность от иллюзии

Иногда, столкнувшись с необычными идеями, люди реагируют фразой: «ты чем обкурился?» или «что ты принимал?». Такое часто предъявляют философам, отвергая их теории как бред. Но, честно говоря, мыслители иногда действительно принимают наркотики. Возьмём, к примеру, Жан-Поля Сартра, который освоил рацион основателя гонзо-журналистики Хантера С. Томпсона задолго до того, как тот отправился в Лас-Вегас на красном кабриолете, с чемоданчиком набитым кислотой, кокаином, мескалином и эфиром.

05.03.2019 19:00, cameralabs.org






 

Новости

Эрмитаж запустил свою Академию — там можно бесплатно изучать искусство и историю
Государственный Эрмитаж запустил собственный образовательный онлайн-проект «Эрмитажная академия». Сейчас на сайте собрано более 100 бесплатных текстов и видео по истории и искусству.
Умер Георгий Данелия
В Москве в возрасте 88 лет умер кинорежиссер Георгий Данелия, сообщает «Новая газета» со ссылкой на его родных.
В культурном центре «ДОМ» пройдет фестиваль «Volkov ManiFEST»
В Москве с 16 по 18 апреля уже во второй раз пройдёт московский вариант фестиваля известного петербургского контрабасиста Владимира Волкова, многолетнего творческого партнёра Леонида Фёдорова, также занятого в массе джазовых, академических, театральных проектов.
Пианист Борис Березовский построит «Артгородок»
21 марта в московском театре Et Cetera состоится театрально-музыкальный вечер, в котором примут участие пианист Борис Березовский, художественный руководитель театра Александр Калягин, телеведущий Александр Гордон, актёр и поэт Владислав Маленко, рок-музыкант Стас Намин, Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» и фольклорный ансамбль старинной казачьей песни «Вольница».
Умер Владимир Этуш
Народный артист СССР скончался на 97-м году жизни.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.