Подписаться на обновления
28 сентябряПонедельник

usd цб 76.8195

eur цб 89.6637

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Худлит  Острый сюжет  Фантастика  Женский роман  Классика  Нон-фикшн  Поэзия  Иностранные книги  Обзоры рейтингов 
М.А.Замотина, писатель и журналист, Секретарь Правления Московской организации Союза писателей России   воскресенье, 8 декабря 2019 года, 16:00

Мифы Древней Греции
Размышления о некоторых книгах на эту тему


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Если мы зайдем в любой московский книжный магазин или откроем сайт интернет-магазина, предлагающий книги, то на тему, указанную в заглавии, мы найдем немало интересного. Кто из нас не читал мифов Древней Греции? Вряд ли есть такие люди среди не юного населения нашей страны. И мы, взрослые, покупаем эту литературу детям. Изучая мифы, читатель попадает в удивительную страну как фантазий, так и реалий одномоментно. Тут и подвиги, и приключения. И, конечно же, любовь и коварство, мужество и предательство, добросердечность и жестокость. Да вся гамма человеческих качеств и чувств! А вот надо ли читать, а уж тем более перечитывать мифы? Ведь год из года книг становится все больше и больше. И не по тиражам, а по разнообразию подхода к теме и всевозможным интерпретациям (пересказ в лучшем случае) уже всем известных историй.

НЕМНОГО ОБ ОЧЕВИДНОМ

Как написано в энциклопедии: «Слово «античная» в переводе с латинского (antigues) значит «древняя». Античную мифологию наряду с библейской по праву считают наиболее значительной по степени ее влияния на дальнейшее развитие культуры многих народов, в особенности европейских. Под античной мифологией понимается общность греческих и римских мифов, поэтому иногда можно встретить термин «греко-римская мифология», хотя основой для римской мифологической системы была все же именно греческая. Римляне во многом заимствовали легенды Эллады, иногда по-своему трактуя образы и видоизменяя сюжеты. Благодаря распространенным в Европе латыни и — в меньшей степени — древнегреческому языку античные мифы получили не только широкое распространение, но подверглись глубокому осмыслению и изучению».

А чем может помочь современному человеку знание древнегреческой мифологии? Зачем нам, людям ХХI века, все эти страсти и древняя возня? Студентов в расчет не берем, равно как и школьников. Это образование, тут и говорить нечего. Но ведь мифы Древней Греции в книжных магазинах продаются в отделах художественной литературы.

Современная наука полагает, что великий эпос не может появиться неожиданно и случайно. Трудно установить точно, когда появились первые греческие мифы и легенды, в которых были явлены миру человекоподобные боги, и есть ли они наследие древней критской культуры (3000-1200 годы до нашей эры или микенской (до 1550 года до нашей эры), когда на табличках уже встречаются имена Зевса и Геры, Афины и Артемиды. Легенды, предания и сказания передавались из поколения в поколение певцами-аэдами и не были зафиксированы письменно. Первыми записанными произведениями, донесшими до нас неповторимые образы и события, были гениальные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Запись их датируется VI веком до н. э. По мнению историка Геродота, Гомер мог жить за три века до этого, то есть около IX-VIII веков до нашей эры. Но, будучи аэдом, он использовал творчество предшественников, еще более древних певцов, самый ранний из которых, Орфей, по ряду свидетельств, жил приблизительно во второй половине II тысячелетия до нашей эры. К этому времени относятся мифы о путешествии аргонавтов за золотым руном, среди которых находился и Орфей.

Есть много научных работ на эту тему. Мудреные и заумные. Одна из цитат. «Мифология — это сказки для взрослых. А кто сказал, что в сказках не говорится правда? Та часть правды, которая на данный момент человеку необходима и понятна. Это-инструмент для осознания реальности и своего места в ней, для самопознания, социализации и развития, для самосовершенствования и успешности в сложном, развивающемся и меняющемся мире. То, что составляет неизменную структуру — архетипы реальности».

А теперь — ближе к теме. Мифы Древней Греции у меня в библиотеке есть. Книги очень разные. Но я заказала в интернете новые (из доступных) издания. И получила их.

«Мифы и легенды древней Греции», Н. А. Кун ООО, Мир энциклопедий Аванта, 2009,

Боги и герои Древней Греции, Издательский дом «Проф-Пресс», Ростов-на-Дону, 2016, пересказ Л. Яхнина, художник А. Ходыревская;

Мифы Древней Греции, Издательство «Стрекоза», 2018, пересказ Л. Яхнин, М. Замотина, Е. Позина, художник А. Оноре;

Книга чудес. Двенадцать мифов Древней Греции, рассказанные детям Натаниэлем Готорном. М, Энас-книга, 2014.Перевод А. Смирнова, художник П. Высоцкий;

Мифы Древней Греции для детей. Рассказы о богах, богинях, героях, чудовищах и других созданиях. Хетэр Эликзэндер. Иллюстрации Мэрэдит Хэмилтон. Перевод М. Торчинской, ООО «Издательство АСТ», 2017,

Алексей Рябинин.

Яблоко раздора. (Книжная серия «Сказки про древних богов, богинь, царей и богатырей»). М, Издательство Антология, 2017,

Тесей. (Книжная серия «Сказки про древних богов, богинь, царей и богатырей»). М, Издательство Антология, 2017,

Загадка сфинкса. (Книжная серия «Сказки про древних богов, богинь, царей и богатырей»). М. Антология, 2019.

НОВОЕ — ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

Конечно, мифы Древней Греции нужно знать, ибо в мире греческая мифология повсюду: это названия городов, планет, птиц и так далее. Знание мифов поможет понять многие исторические события и реалии. И вообще мировую культуру. Культура Древних Эллинов наложила на цивилизацию неизгладимый отпечаток.

Миф как бы является свидетелем очень далеких времен и является частью культурного наследия. Без мифов не существовало бы европейского просвещения, а уж как обеднела бы мировая филология! А ведь мифы и создали весьма оригинальную теорию космогонии, когда боги были близки человеку и передавали им свои знания. Любая мифология, в том числе и древнегреческая — это система представлений людей о мироздании и месте человека в нем. Именно поэтому миф — совсем не сказка.

Почему мифы всегда были популярны? В случае с эллинами все просто. Греки населяли значительную часть Европы, имелись греческие колонии на многих территориях. А потому представления древних греков о мире и их культура распространились по евразийскому континенту. После завоевания Греции Римом пантеон греческих богов слился с римским, тем самым заложив основу европейской культуры.

После падения Рима и придания христианству статуса официальной религии античная культура, а также мифология, как ее основа, были забыты. Но в эпоху Возрождения античность стала эталоном для творческих людей: писателей, художников, скульпторов, писателей. Обращение к древнегреческой мифологии является одним из постулатов последователей классицизма. Вспомним оду Державина «Фелица» или оду Михаила Васильевича Ломоносова «Ода на день восшествия...». В текстах имеются отсылки к античным мифам, а российские императрицы сравниваются с древнегреческими и римскими богинями.

А если перечитать А. С. Пушкина, В. А. Жуковского? Что касается словесности, то прекрасно сказал в свое время А. С. Пушкин: «Не считаю за нужное говорить о поэзии греков и римлян: кажется, каждый образованный человек должен иметь достаточное понятие о созданиях величавой древности».

В моем библиографическом списке есть пересказы мифов Древней Греции. Не всех, а выборочно. Когда-то я сотрудничала с различными издательствами, в том числе и со «Стрекозой». Каково же было мое изумление, когда в число новинок попала книга, в судьбе которой я принимала участие. Это Мифы Древней Греции, Издательство «Стрекоза», 2018, пересказ Л. Яхнин, М. Замотина, Е. Позина, художник А. Оноре.

Книжка, по-моему, неплохая. Но особо гордиться нечем. Текст писали мы с соавторами под заказ — надо было уложиться в объем, строго определенный макетом. Оформление тоже ничем не поразило, бывает и лучше, и проще. В этом издании все какие-то мрачные и злые.

Но вот в конце нашей книги есть сравнительная таблица соответствия Греческих богов Римским с комментариями. Очень полезная задумка. И прекрасно исполнена. Все кратко и понятно.

Еще одна книга. Боги и герои Древней Греции. Издательский дом «Проф-Пресс», Ростов-на-Дону, 2016, пересказ Л. Яхнина, художник А. Ходыревская.

Это пересказ известного писателя Леонида Яхнина, активно сотрудничавшего с различными издательствами в течение многих лет. Тоже я бы сказала, «классический» вариант пересказа. Художник для этого издания сделал добротные иллюстрации — яркие, простые и понятные. И по содержанию — к автору нет никаких вопросов — все традиционно. А вот словаря нет, что — искренне жаль. Не помешал бы!

МИФЫ, СКАЗКИ И РАССКАЗЫ? В ЧЕМ РАЗНИЦА?

В последнее время все чаще стали появляться на прилавках магазинов книги, где Мифы — уже не мифы, а все, что угодно. Рассказы. Повести, но чаще всего их отождествляют со сказками. Итак:

Мифы и сказки. Сошлюсь на мнение теоретиков литературы. Слово «миф» с греческого языка («mythos») переводится как «слово». Под мифом подразумевают повествование о духах, богах и древних героях. Исторически миф стал первой формой культуры человека, его отображения действительности. В мифе, как в единой системе, представлено все моральное, художественное, познавательное и практическое освоение мира. Его целостный образ и объяснение. С помощью мифов в образной манере древние люди передавали сложенные веками знания и представления о природе, взаимоотношении с ней человека, общественной жизни. Мифы складывались еще до появления мировых религий и обожествляли не абстрактных богов, а сами силы природы и стихийные страсти души человека, которые считались продолжением природной стихии. А слово «сказка» — русское; оно произошло от глаголов «сказывать», «сказать». Сказкой называют повествовательное произведение. Сказки бывают фольклорными и литературными, а по сюжету их делят на несколько типов. Больше всего близки к мифам волшебные сказки, в которых часто действуют силы природы под видом сил зла и добра. В них герой ищет справедливость и борется с силами зла.

Я нашла так много размышлений на тему «миф — сказка», и несколько решила процитировать.

«Миф отличается от сказки тем, что в мифе используются реальные места, реальные события (довольно часто) и реальные герои с приукрашением. В мифе повествуется, чаще всего о подвигах и каких либо героях. В сказке же большей частью вымысел. Ведь даже говорят «сказка ложь, да в ней намек...». В сказке скрыт смысл и события в сказке принимают локальный масштаб в отличие от мифов. Да и в сказках довольно часто имеет место юмор, высмеивающий какой-либо человеческий порок, что крайне редко встречается в мифах. И еще небольшое отличие. В мифах всегда участвуют сверхъестественные существа, например минотавры, драконы. В сказках же, большей частью, героями становятся обычные люди, крестьяне. ( хотя чего только стоит «Колобок»...)»

«Чему учат мифы и чем отличается миф от сказки: в основном главными героями и действующими персонажами. В мифах это как правило Боги и Люди, а в сказках Люди и Звери. В мифах даётся сравнительный анализ отношения Бога к Людям, Человека к Богу и познание Добра через Зло, а в сказке нужно самому найти ответ на вопрос где Правда и Ложь, Вымысел и Реальность».

«Миф от сказки отличается тем, что сказка более откровенна, чем миф. Миф всегда несет в себе элементы правдоподобия, а сказка не скрывает, что она создана фантазией человека. Мифы нередко создаются человеком невольно, когда нехватка информации дополняется домыслами, которые затем выдаются за достоверную информацию. Однако чаще всего мифы создаются сознательно. В последнее время создание мифов активно используется в информационной войне, например, все цветные революции, включая арабскую весну раскручивались за счет сознательно созданных мифов. Сказка же более чиста и откровенна. Она не пытается подменить собой правду, сказка хороша сама по себе».

«Миф — это история, сказание, в основе которого лежит представление и видение людей в тот период о своем существовании, об отношении между людьми, человека с природой, человека с богом (божествами). Сказка по своей сути это выдуманная история, некое волшебное действие, направленное на поучения. Пишутся и сочиняются сказки для того, чтобы дети могли различать, что такое хорошо и плохо, обычно они заканчиваются хеппи-эндом».

«Разница между мифами и сказками в том, что про сказки все и так понимают, что это выдуманные истории, для того, чтобы развлечь детей, а иногда и взрослых. А мифы рождаются на чём-то, то есть на вере во что-то. Например, в древнегреческих мифах есть Нюкта — ночь, титан океан. То есть греки использовали в своих мифах реальные силы природы, додумывая им наличие некой личности».

«Некоторые древнегреческие мифы так написаны, что лично у меня возникает подозрение, что не всё там, возможно, выдумано, просто скрыто от нас, простых смертных».

Такие вот мнения читателей. По сути все мысли похожи. И, главное, что читатели и мифы и сказки не оставляют без внимания. Это самое важное.

ПЕРЕИЗДАНИЕ НЕОБЫКНОВЕННОЙ КНИГИ.

Книга чудес. Двенадцать мифов Древней Греции, рассказанные детям Натаниэлем Готорном. М, Энас-книга, 2014. Перевод А. Смирнова, художник П. Высоцкий.

Это необыкновенная книга замечательного американского писателя Натаниэля Готорна (1804-1864) знакомит юных читателей с классическими древнегреческими мифами. Книга впервые вышла в России более чем за сто лет (давно не переиздавалась). Она знакомит юных читателей с двенадцатью древнегреческими мифами. Правда, стиль авторского изложения далек от классического: по мотивам известных легенд Н. Готорн написал свои, полные фантазии и юмора, увлекательные и забавные истории для детей.

В книге сохранены, как теперь говорят, «прикольные» прозвища, которыми автор наградил некоторых мифических персонажей — богов, чудовищ и прочих неведомых существ. Так, например, проворного бога Гермеса (в римской мифологии — Меркурия), участника множества историй, он назвал «Пронырой». В отдельных рассказах имена античных героев взяты писателем из древнеримских версий мифов (Геркулес, он же Геракл, Улисс, он же Одиссей и др.).

Издатели сознательно не стали перегружать книгу ссылками и комментариями: если юный читатель под впечатлением от живых, местами просто озорных рассказов Готорна — увлечется древнегреческой мифологией, впоследствии ему будет тем более интересно ознакомиться с первоисточниками.

Автор в обращении пишет: «Автор уже давно был того мнения, что многие классические мифы могут быть изложены для детей и послужить прекрасным материалом для чтения. В этой небольшой книжке автор решился издать десяток именно подобных рассказов. Автор не отрицает, что совершил преступление, поддавшись своей капризной фантазии, облекшей в совершенно новую форму то, что освящено давностью двух или трех тысячелетий. Никакая эпоха не может требовать привилегии на неприкосновенность своих преданий. Предания эти как будто никогда не были созданы и, конечно, никогда не погибнут — пока существует род людской. И именно потому, что они вечны, всякий возраст имеет право пользоваться ими, согласовать их со своими и чувствами и запечатлеть их в своей памяти. В предлагаемом изложении, быть может, они потеряют свой классический стиль (автор и не старался сохранить его) и будут воспроизведены в вольном изложении.

Занимаясь этим приятным литературным трудом, автор не думал, что необходимо всегда снисходить до детского понимания. Иногда сам сюжет уносил его выше этого понимания, но автор не останавливал этого стремления, если чувствовал, что легко и свободно может следовать за ним. Дети необыкновенно чутки и одарены невероятной проницательностью ко всему, в чем участвует возвышенная фантазия или глубокое чувство, если только сюжеты не лишены простоты. Только искусственно и запутанное затрудняет их восприятие».

Я с удовольствием прочитала прекрасный перевод, порадовали иллюстрации — великолепная строгая графика. Правда, нет ни именного указателя, ни пояснений, ни словаря. Хотя издатели и говорят в предисловии, почему они так поступили, я считаю, что это небольшой, но существенный недостаток книги. Из текста не всегда понятно, кто есть кто. И искать справки где-то еще, а не в этой книге, очень неудобно.

ВЕСЕЛЕНЬКОЕ «КАЛЯ-МАЛЯ»

Мифы Древней Греции для детей. Рассказы о богах, богинях, героях, чудовищах и других созданиях. Хетэр Эликзэндер. Иллюстрации Мэрэдит Хэмилтон. Перевод М. Торчинской, ООО «Издательство АСТ», 2017.

Нестандартного формата книга (большая и квадратная) — что очень неудобно. Падает с полки, никуда не помещается. На обложке и внутри книги рисунки как будто сделаны маленькими ребенком. Поначалу удивляет, потом привыкаешь. К последней странице мне даже стало это нравиться.

Есть больший именной указатель в конце книги — на какой странице кто (и что) в первый раз упоминается. Полезно, конечно. Но он не полный. Например, указано, что Метис, мать Афины, а вот Иолай — кто? То есть указатель большой, но не во всем подробный.

В самой книге есть все. Точнее, всего понемногу. Миф — это всего лишь сказание, героями которого являются всевозможные боги, духи, первопредки человечества и тому подобные сущности. Именно по этой книжке понимаешь, что первые мифы возникли еще в первобытном обществе. Ведь практически у каждой народности встречаются мифы о происхождении мира и Вселенной, о происхождении человека, обрядовые мифы. Для мифов характерно очеловечивание природы: наивное представление каждого явления природы в виде человека. В переносном смысле миф — это ложное утверждение о чем-либо. Именно в этой книге все очень тесно переплетено: и сказка, и миф, и просто житейские истории. Любая сказка с научной точки зрения представляет собой эпическое, прозаическое (чаще всего) произведение с бытовым, авантюрным или волшебным уклоном, построенное на основе вымышленного сюжета. Очевидно, что сказка выросла из мифа. В данной книге — сказка равно рассказ. То есть — это вымышленные истории, правда, конец не всегда счастливый. Но без трагедий. Конечно, тут присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, нереальное — реальным.

Книга очень легко читается. И, повторюсь, совершенно невероятное впечатление оставляют иллюстрации. Как будто детишки нарисовали героев так, как они их видят и.

КЛАССИКА ЖАНРА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ

Знание основных сюжетов древнегреческой мифологии необходимо для любого культурного человека. Кто бы спорил? Книга Н. А. Куна относится к отечественной классике: по ней уже много поколений наших соотечественников открывали для себя мир античных легенд и поверий. Выразительность и ясность изложения, блестящее знание духовного наследия Древней Греции — вот основные черты книги «Легенды и мифы Древней Греции» Николая Куна, самого известного сочинения русского историка, писателя, педагога. Эта замечательная книга, дающая ключ к пониманию всей мировой литературы и искусства, была написана более ста лет назад, в 1914 году, и с тех пор выдержала множество переизданий.

Вариантов книг Н. Куна и в самом деле много. Кто и как эти мифы не переиздавал. Даже в моей библиотеке их несколько. Да что говорить, в середине века ХХ других изданий просто не было. Все читали Н. Куна. Мой новый вариант — нестандартного формата, невероятно красивый — книга вся в фото-картинках, по которым разверстан текст. Но художник не указан. Есть дизайн-макет Т. Евсеевой. Подача материала несколько суховата. Написано коротко и по делу. Как будто указаны анкетные данные: и по олимпийским богам, и по героям — родился (мать, отец), женился (дети), умер (список подвигов прилагается). Утрирую, конечно, но впечатление краткого пересказа меня не покидало (по сути так оно и есть). Не могу отнести этот факт к минусам. Мне хватило информации. Все истории и приключения тоже изложены кратно. Повторюсь — книга невероятно красивая.

Но особенно «запала в душу» аннотация.

«Давно ушло время героев, лишь в мифах и легендах сохранились предания об их подвигах. Минули столетия. В прошлом осталась Древняя Греция. Но есть царство, где обитают теперь герои древнегреческих мифов и легенд. Это царство — звёздное небо. Здесь, среди звёзд, можно увидеть рядом Геркулеса, убивающего Стрелой Орла, терзавшего печень Прометея, волшебную Лиру Орфея, Персея с Андромедой, летящего рядом с ними крылатого коня Пегаса. Вот знаменитый охотник Орион, на которого несётся грозный Телец, а над ними пляшут и переливаются семь прекрасных звёздочек — Плеяды, дочери титана Атланта. Не по воле богов, а по воле человека вознесены на небеса герои древнегреческих Мифов. И сегодня завораживающая душу картина звёздного неба говорит не только о величии Вселенной, но и о величии человеческого духа и фантазии, создавших незабываемые образы. Пока существуют на Земле люди, им всем суждена вечная жизнь». Действительно любопытно. А в обращении к «К читателю» разъясняется. «Борьба (агон) как содержание жизни — эту идею внесли в мировую культуру древние греки, и мифы, и легенды. Древней Греции явили человечеству классические истории борьбы. Борьба с судьбой, борьба за власть, борьба за любовь, борьба за сокровища, борьба с неизвестностью, борьба с равными себе и теми, кто сильнее, и наконец, борьба со смертью. Каждый разворот книги, которую Вы держите в руках, отдельная пьеса на эту тему. А мифы и легенды изложены в чудесной интерпретации Николая Альбертовича Куна».

Вот так: и небо, и борьба. Но после прочтения, все встает на свои места. Словаря в конце нет, но много «врезов», так что все понятно и без Именного указателя.

КНИГИ АЛЕКСЕЯ РЯБИНИНА. ТРИ «КИТА» АВТОРА НА ТЕМУ МИФОВ.

Алексей Рябинин.

«Яблоко раздора. Сказка про древних богов, богинь, царей и богатырей». М, Издательство Антология, 2017,

«Тесей. Сказка про древних богов, богинь, царей и богатырей», М, Издательство Антология, 2017,

«Загадка сфинкса. Сказка про древних богов, богинь, царей и богатырей». М. Антология, 2019.

Все три книги Алексея Рябинина объединены в серию «Сказки про древних богов, богинь, царей и богатырей». Именно сказки. Так он определят жанр своего повествования. Конечно, это произведения о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных сил, а потому они могут считаться сказкой. Вот так автор решил. И все тут! Кстати, в Древней Греции не было богатырей. Герои имелись, а вот богатыри — это как-то не по-гречески. Специалисты считают, что слово «богатырь» имеет восточное происхождение и зафиксировано во многих языках: тюркских, монгольском, бурятском, иранских, хинди. Согласно современным данным, впервые богатырями в русских летописях названы воеводы (темники) монгольского царя в Ипатьевской летописи. А вот в мифах Древней Греции говорится, что от браков олимпийских богов со смертными рождались герои. Они были наделены огромной силой и сверхчеловеческими возможностями, но не были бессмертными. Герои должны были выполнять на земле волю богов, вносить в жизнь людей порядок и справедливость. С помощью своих божественных родителей они совершали всевозможные подвиги. Герои высоко почитались, легенды о них передавались из поколения в поколение. Но почему-то Алексею Рябинину больше нравятся богатыри, а не герои.

Начнем с первой книги «Яблоко раздора». Написана она увлекательно, что является ее несомненным достоинством. Очень легко читается, симпатичное оформление. Все ясно и понятно. Перед нами ведь художественное произведение, а не расследование военных действий.

В одной из рецензий на эту книгу написано: «Я почувствовала в этой книге самое главное — очень трепетное отношение к событиям, понимание того, о чем автор пишет. Ведь древние греки давали своё объяснение происходящему, ибо вовремя поняли, что человек по своей сути слаб, а природой управляют более могущественные силы, которые предопределяют судьбы людей и управляют законами природы. Думаю, что мифы для них играли более важную роль, чем воспитание молодого поколения или простое развлечение для всех и каждого. Древние греки мифами в первую очередь, пытались дать ответ на самый главный вопрос: в чём смысл жизни. Точнее, пытались ответить за вопрос «для чего живёт человек». И между людьми и богами устанавливались самые тесные взаимоотношения, да и боги имели человеческие облики и наделены человеческими характерами».

Фантазия у древних греков очень богатая. И Алексей Рябинин очень хорошо это передает. И показывает нам лучшее, что есть в известных мифах. Мне нравится, что в отличие от других народов в древности, греки представляли богов здоровыми и красивыми людьми, а не наделяли их кошмарными чертами. Про героев и говорить нечего, это понятно. Древние греки были очень созвучны природе. В их мифологии есть гармония, несмотря на обилие в них войн и убийств, они остаются все-таки светлыми.

Вторая книга Алексея Рябинина — это невероятное хитросплетение жизненных и вымышленных историй о Тесее, сыне афинского царя Эгея и Эфры. Он принадлежит к поколению героев до Троянской войны. Тесей не просто силен, но и мудр, его деяния, как считали древние, стали образцом для всей Греции. Мифологический герой Тесей приобрёл черты легендарно-исторической личности.

Полное невероятных сюжетов повествование переносит нас на много-много лет назад, погружает в тайны и легенды. Что тут правда, а что вымысел, читатель может решить только сам, но интригующее, захватывающее действие книги не оставит равнодушным.

Книга третья, пожалуй, наиболее подробна и насыщена деталями, известными нам из «классических мифов». Автор по-прежнему называет их сказками. Добравшись до третьей книги, я наконец-то поняла, что они все-таки авторские. Ну... На тему мифов, так я бы сказала. То есть у А. Рябинина свое видение темы. И свой, авторский стиль изложения. Вот что интересно!

Читаем:

«Волшебная и загадочная история Фиванского царства, дворцовые тайны и интриги, жуткие чудовища, мрачные пророчества, злополучный царь Эдип и многое другое — в книге Алексея Рябинина «Загадка Сфинкса. Сказка про древних богов, богинь, царей и богатырей». Так сказано в аннотации.

В книге Алексея Рябинина безусловно события разворачиваются в Древней Элладе, насчет «волшебного и загадочного» — это утверждение слишком упрощено. Скорее события в этой книге разворачиваются увлекательно, хотя и это слово — «штамп». И герои книги, и уж тем более боги расчетливы и прямолинейны. «Завораживающее, полное невероятных сюжетов повествование переносит нас на много веков назад, погружает в тайны и легенды, в хитросплетения мифов Древней Греции. Читатель — и не важно, ребёнок он или взрослый, с удовольствием будет следить за интригующим, захватывающим действием». А вот и нет! Написана книга невероятно просто и очень легко читается. Без хитросплетений и завораживающего повествования. В этом ее несомненное достоинство. Есть в этой книге что-то удивительно современное. Мы как будто видим события со стороны, из времени сегодняшнего. И нам все понятно, без сложностей и путаницы.

«Очень давно, более трёх тысяч лет назад, не было в эллинских землях города, который мог бы сравниться с Фивами по богатству и могуществу. Здесь пересекались важнейшие торговые пути, сюда стекались сокровища со всей древней Эллады. Расположенный посреди Аонийской равнины у реки Итмен, этот город, окружённый неприступными стенами, с самого его основания владычествовал над ближними и дальними окрестностями, внушая страх врагам и покровительствуя друзьям».

Именно так говорит Алексей Рябинин. Доступно и понятно. Без восторженных охов и ахов, не нагнетая страха и ужаса. В его книге очень много описаний и разъяснений, казалось бы совсем простых, но конкретных.

«Если взглянуть на карту Греции, сразу станет понятно, что местоположение Фив имело значительные преимущества. Область Беотия, в центре которой расположены Фивы, находится в самом сердце современной Греции. Беотия граничит на востоке с Фокидой, самый известный город которой — Дельфы — был в древности главным местом паломничества, так как именно в Дельфах находился знаменитый Храм Аполлона, где Пифия изъясняла всем желающим волю богов и предсказывала будущее. К югу, минуя Мегары, можно было...» Дальше читатель сам выяснит, куда.

Книжки А. Рябинин, повторюсь, очень легко воспринимаются читателями любого возраста. Даже такое, казалось бы, самое простое географическое описание — создано автором замечательно. А уж если к этому добавляются элементы детектива (в меру) и «закручивается сюжет», то — поверьте на слово — книга читается на одном дыхании.

Книги этого автора легко пересказывать детям, что тоже очень важно. Да и дети без проблем могут их прочитать сами. Крупный шрифт, простые, четко, в деталях прорисованные картинки. Изданы все три книги в лучших традициях отечественной полиграфии. Словаря и комментариев в книгах нет. Но в тексте А. Рябинин подробно рассказывает, кто есть кто, а потому запутаться сложно. И почему-то хочется продолжения....

НА ПУТИ К КНИЖНОЙ ПОЛКЕ

(вместо заключения)

Чтобы не говорили злопыхатели, любая мифология не примитивна.

Разные книги разных авторов — тому пример.

Мифология — это памятник древности, изящный, мудрый, шифрованный. Мифы (и сказки, и рассказы на тему мифов) нужно изучать (если хотите), пытаться понять (расшифровать).

Или просто читать и получать удовольствие.

Вам нужна легкость прочтения и ясность изложения — это Алексей Рябинин.

Беспечность и оригинальность — Хетэр Эликзэндер в переводе перевод М. Торчинской

Интересна необычная трактовка известных тем? Натаниэль Гордон в переводе А. Смирнова.

Классика жанра — Николай Кун, пересказы Леонида Яхнина.

Да и еще много хороших книг.

Я остановилась лишь на нескольких. Но все они заняли достойное место на моей книжной полке.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



«Жить без надежды и сделать то, для чего был предназначен, добиться, совершить, и умереть с твердостью — вот твой путь»

Интервью с известным писателем Лопато Семеном Исааковичем: о писательском ремесле, продаваемости книг в современном мире и взгляде на литературу.

07.07.2020 16:00, Артем Пудов


Русские в Киеве

Кофе с Ахматовой и детство Вертинского

Традиционно Весной народов назвали европейскую революцию 1848–1849 гг., но, по мнению историка и литературоведа Сергея Белякова, подлинной Весной народов стала революция в России. На руинах империи появились национальные государства финнов, поляков, эстонцев, грузин. И, конечно же, украинцев, которые создали даже несколько государств. Публикуем отрывок из книги Белякова «Весна народов. Русские и украинцы между Булгаковым и Петлюрой», которая в этом году попала в длинный список литературной премии за лучшее научно-популярное произведение на русском языке «Просветитель».

29.06.2020 19:00, Сергей Беляков, theoryandpractice.ru


Не мода, но таинство

Андрей Ткачёв. Таинство чтения. — М.: Эксмо; Воскресение, 2020

Тема книги, литературы, чтения — одна из излюбленных, проходящих красной нитью тем большинства книг и выступлений известного проповедника и публициста протоиерея Андрея Ткачёва. К примеру, этому посвящено несколько выпусков ток-шоу «Встреча» на телеканале «Спас», и в конце каждой программы неизменно оказывается, что разговор о полезном чтении, о духовной и художественной словесности не завершён, поскольку тема эта поистине неисчерпаема. И вот, наконец, вышла отдельная книга отца Андрея, полностью посвящённая чтению, читателям книг и их создателям, раскрывающая разные грани этого важнейшего, во многом, как справедливо утверждает автор, непростого и злободневного в наше время вопроса.

06.06.2020 16:00, Алексей А. Шепелёв


Боль времени

Рецензия на повесть Т. В. Жариковой «Путь на эшафот»

Почему Фёдора Михайловича Достоевского не запретили в своё время — посещал запрещённый кружок, заразился идеей «провокационного» издания, виделся с передовыми того времени людьми и правду говорил в своих статьях? Могли бы занести его неугодную прозу в чёрный список и продолжать наказывать тех, кто был с ним согласен; тех, кто благостно упоминал его и пестовал-уважал. Нет, Фёдор Михайлович опередил время и словно превзошёл сам страх — общее пугливое сознание того времени оказалось бессильно стереть память о Достоевском — он был необходим как ластик для неловких карандашных заметок или воздух. Что привлекало в произведениях Достоевского — страдания, которые очищали читателя, тренировали-«включали» совесть, усиливая сознательность. Никчёмный меланхолик и парадоксальный холерик, великий мученик, мировой судья человечества и то богач, то бедняк, то должник, то игрок — вот кем остался Фёдор Михайлович в безбрежном море литературы. А что сегодня Достоевский? На то он и классик, что современен.

07.04.2020 16:00, Виктор Власов


Убить «Идиота», или Элениумный раздрайв Бычкова. Любви — нету

А. Бычков. «Переспать с идиотом». Алетейа, 2019 г. Спб.

Чтобы сразу, по-игровски, убить всех козырей в «Идиоте» наповал, дам сжатый до утопичности портрет романа. В виде четверостишия-«пирожка».

17.02.2020 16:00, Игорь Фунт


О героическом в любви

Лидия Сычёва. Мёд жизни. — М.: Вече, 2019. — 352 с. — (Серия «Любимые»)

Прочитав эту книгу однажды, вы наверняка захотите к ней вернуться, и, возможно, не раз. В чём секрет притягательной силы рассказов Лидии Сычёвой, собранных в сборник «Мёд жизни»? Он и прост, и сложен одновременно. Автор сумел сказать о любви своё, незаезженное слово.

15.02.2020 16:00, Муза Махова, кандидат филологических наук


Мистический Вовка — с когтем водяного и песнями Queen

Отрывок из романа «Москва–bad. Записки столичного дауншифтера»

Книга Алексея Шепелёва «Москва-bad. Записки столичного дауншифтера» представляет собой роман в очерках и в то же время, как подчеркивает в предисловии сам автор, мемуары ── бытописание столичной жизни и собственного выживания на её периферии.

22.04.2019 16:00, Алексей А. Шепелёв


Гений Владимира Набокова

Отрывок из книги «Прочтение Набокова: Изыскания и материалы»

Литературная деятельность Владимира Набокова продолжалась свыше полувека на трех языках и двух континентах. В книге исследователя и переводчика Набокова Андрея Бабикова на основе обширного архивного материала рассматриваются все основные составляющие многообразного литературного багажа писателя в их неразрывной связи: поэзия, театр и кинематограф, русская и английская проза, мемуары, автоперевод, лекции, критические статьи и рецензии, эпистолярий. «Частный корреспондент» публикует отрывок из книги «Прочтение Набокова: Изыскания и материалы» Издательства Ивана Лимбаха.

09.04.2019 16:00, Андрей Бабиков


Суфражизм и его история

Отрывок из книги «Суфражизм в истории и культуре Великобритании» Издательства Ивана Лимбаха

Вопрос о равноправии полов по-прежнему остается животрепещущим. Борьба женщин за свои права началась уже давно, но мало кто знает, что ее поддерживали многие мужчины. «Частный корреспондент» публикует отрывок из монографии Ольги Шныровой «Суфражизм в истории и культуре Великобритании» Издательства Ивана Лимбаха, в котором рассказывается о борьбе англичанок и англичан за женское избирательное право в конце XIX—начале XX веков.

18.03.2019 16:00, Ольга Шнырова


Железняк ищет выход…

О романе Николая Железняка «Одинокие следы на заснеженном поле» (Москва, «ЭКСМО», 2017)

У меня есть основания читать Железняка с особым вниманием и интересом. Он родился и осознал себя в Новочеркасске, потом учился и работал в Таганроге. Места, для меня овеянные родством: в Новочеркасске состарился и умер мой казачий дед; в Таганроге после окончания МГУ три года преподавал мой отец. Земляки…

16.10.2018 16:00, Лев Аннинский






 

Новости

Московские библиотеки раздадут десятки тысяч списанных книг
4 июля на сайте knigi.bibliogorod.ru появится новый список книг, которые библиотеки готовы передать в добрые руки.
В Новосибирске вышел сборник стихов, посвящённых трагически погибшему поэту Виктору Iванiву
Книга «Город Iванiв», состоящая из поэтических посвящений новосибирскому писателю, поэту и переводчику Виктору Iванiву (Иванову), покончившему с собой в феврале 2015 года, вышла на его родине.
Издательство «Наука» и Ассоциация интернет-издателей подписали соглашение о сотрудничестве
В первый день выставки Нон-Фикшен издательство «Наука» и Ассоциация интернет-издателей подписали соглашение о сотрудничестве в рамках программы «Открытая наука». В основе программы лежит реализация проектов по расширению открытого доступа к научным знаниям.
Восьмой "Гарри Поттер"
Новая книга о Гарри Поттере выйдет в России в ноябре
От создателя Гарри Поттера
Джоан Роулинг пишет новую книгу для детей

 

 

Мнения

Редакция «Частного корреспондента»

Почему «Часкор» позеленел?

Мы долго пытались написать это редакционное заявление. Нам хотелось уместить в него 12 лет работы, 45 тысяч статей (и даже чуть больше), несколько редакций и бесконечность труда и сил. А еще – постараться объяснить нашим читателям происходящие изменения.

Виталий Куренной

Традиционные ценности и диалектика критики в обществе сингулярности

Статья Николая Патрушева по поводу российских ценностей интересна сама по себе, но также вызвала яркий отклик Григория Юдина, который разоблачает парадигму «ценностей», трактуя ее, видимо, как нечто сугубо российско-самобытное, а само понятие «ценность» характеризует как «протухшее». Попробую выразить тут свое отношение к этой интересной реплике, а заодно и прокомментировать характер того высказывания, по поводу которого она появилась.

Иван Засурский

Пора начать публиковать все дипломы и диссертации!

Открытое письмо президента Ассоциации интернет-издателей, члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Ивана Ивановича Засурского министру науки и высшего образования Российской Федерации Валерию Николаевичу Фалькову.

Петр Щедровицкий

«Пик распространения эпидемии в России ещё не наступил»

Самой большой опасностью в условиях кризиса является непоследовательность в принятии решений. Каждый день я вижу, что эта непоследовательность заражает все большее число моих товарищей, включая тех, кто в силу разных обстоятельств работает в административных системах.

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.