Ольга Лукас. Поребрик из бордюрного камня. Сравнительное петербургомосквоведение / Иллюстрации Н. Поваляевой. СПб.: КОМИЛЬФО, 2010.
Эта книга — наглядная иллюстрация новейшего тезиса «утром в блоге — вечером на бумаге». В августе прошлого года питерско-московская писательница Ольга Лукас и минская художница Наталья Поваляева создали сообщество bordur_porebrik, популярность которого росла как на дрожжах. Ещё бы: тема взаимоотношений Москвы и Петербурга (а также москвичей и питерцев) вечно актуальная и жгучая. Сегодня у комьюнити около 5 тыс. подписчиков. И вот с пылу с жару вышла книжная версия этого ЖЖ-проекта.
Итак, сравнительное петербургомосквоведение. Излюбленный жанр русской литературы со времён Белинского и чуть ли не Радищева. Какая из столиц кого «сборет»? Который из двух главных российских городов круче, влиятельнее, богаче, культурнее etc, etc? Ответы на эти вопросы давным-давно ищут публицисты, историки, политологи и прочие многочисленные «-веды».
Лукас предлагает абсолютно ненаучную, предельно субъективную и, так сказать, лирико-ироническую картину москвопетербургской ментальной междоусобицы. Начинает автор от сотворения Петербурга и от рождения главных героев — Москвича и Питерца. Обе столицы в её книге во многом условные, полусказочные. Такими их, быть может, вообразили бы инопланетяне, не бывавшие на Земле, но читавшие земную литературу и следящие за земными умонастроениями. В этих коротких историях юмористически переосмыслены мифы, стереотипы, шаблоны, лингвистические разночтения (поребрик — бордюр, батон — булка и т.д.), а также реальные факты о двух великих городах. Из этого варева правды и вымысла рождается фэнтезийное москвопетербургское пространство, где сходства между городами не меньше, чем различий, а границы условны. В особенности же сближает обитателей обоих городов культура пития, отмечает (явно со знанием дела!) Лукас.
Нет, конечно, автор в каждой главе не устаёт нам напоминать, что москвичи и питерцы суть диаметрально противоположные психотипы, прямо-таки живое воплощение «льда и пламени». Москвич весь из себя модный, продвинутый, немного поверхностный, вечно спешит, прожигает жизнь; он сибарит, а вместо сердца у него моторчик. Питерец культурнее, основательнее, он вежлив, мягок, вечно рефлексирует; к тому же ангелы при рождении снабдили его дополнительной совестью. На симпатичных рисунках Натальи Поваляевой первый изображён на роликах и с наушниками от плеера в ушах, а второй — в «пушкинском» цилиндре и с тросточкой… Но, вчитавшись в книгу повнимательнее, видишь, что Москвич и Питерец — это как бы две частицы души, существующие нераздельно в каждом человеке, независимо от места его обитания, темперамента, склонностей и т.д. Личная биография автора этих забавных новелл, кстати, служит примером подобного двуединства.
От описанного классиками ХIХ века московского и петербургского архетипов герои «Поребрика…» отличаются разительно. Сказался всё-таки перенос столицы, да и прочие исторические катаклизмы повлияли. Так что если кто хочет узнать больше о двух великих городах, уже не Белинского с Гоголем, а Ольгу Лукас с Натальей Поваляевой надо нести с «книжного базара».
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Запущен первый российский агрегатор научных публикаций по COVID-19.
- Экоцентры Москвы.
Как они работают и для чего нужны. - The Economist (Великобритания): судьба мегаполисов после пандемии.
Как изменится жизнь в больших городах. - Самооборона без оружия.
Записки немодного человека. - Пустые улицы, свободные дороги.
Москва еще никогда не была такой опустошенной . - Тусовщик советской Москвы.
Правдивая история Льва Збарского. - Долгожданное меньшинство.
Станут ли 20 оппозиционных депутатов Мосгордумы проблемой для мэрии. - Скотч, фикус и флипчарт.
- Коммуникационный кризис .
Проспект Сахарова как призыв к диалогу . - «Жернова такой стабильности — штука, которая рано или поздно начнет перемалывать всех».
10 августа в Москве состоялась акция в поддержку свободных выборов .