Подписаться на обновления
23 маяЧетверг

usd цб 64.4156

eur цб 71.8427

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Общество  Экономика  В мире  Культура  Медиа  Технологии  Здоровье  Экзотика  Мнения  Дискуссии  Сколько стоит Россия?  Кофейные заметки  Сеть 
Илья Раскин   вторник, 29 мая 2012 года, 12:23

Место для личности
Интеллигенция. Классовый подход


Фото: Yoav Lerman/ Flickr.com
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Недавно на какой-то дискуссии вдруг (независимо от предмета разговора) возникла тема: «классовый подход». Сразу запахло портянками 30-х годов прошлого века. И соответствующими ужасами. Мне пришло в голову спросить товарища, поднявшего эту тему: а вот, скажем, Фридрих Энгельс – он был капиталист или коммунист?

Не помню буквально ответ, но по сути он сводился к тому, что Энгельс был… с одной стороны… в одном отношении… с другой стороны… в другом отношении…

Так и видится: Энгельс в своей конторе – капиталист. А потом, дома – коммунист. Или днем – капиталист, а ночью – коммунист (или наоборот). Ну, просто как Джек Николсон, который по ночам обращался волком (фильм «Волк»). Или Энгельс спал и видел переодеться в рубище, переехать в трущобы, раздать пролетариям имущество… да вот незадача, Маркса надо подкармливать… и с отвращением к самому себе героически продолжал буржуинить, прямо как Штирлиц…

Так нет же. Фридрих Энгельс, конечно, не Роман Абрамович, но тоже живал в Лондоне и имел некоторый вкус к красивой жизни (несмотря на то, что был, юридически, не владельцем отцовской фирмы, а всего лишь управляющим). К тому же, имел завидное душевное здоровье, не страдал ни раздвоением личности, ни ночным оборотничеством. И был при этом кем-то одним. Так кем же?

Что такое «классовый подход» в нормальном, рациональном, а не одиозно-людоедском смысле? Эта тема сейчас в какой-то мере актуализировалась – в той самой мере, в какой в последние годы вырос массовый интерес к «левым» идеям и теориям.

Не так уж давно, на нашей памяти, «классы» были повсеместно заменены (в преподавании и обществоведческой литературе) принятыми в западной социологии «стратами». Стратификационный подход куда проще и незамысловатее классового: здесь вообще речь не идет ни о какой идеологии, ни о каком сознании, определения просты и однозначны: есть у тебя такой-то уровень дохода – ну, и все с тобой понятно. Хай-миддл-лоу класс… ну, то есть, страта. А Энгельс, в «стратовом подходе»», разумеется, капиталист. Ну, то есть, хай-миддл или лоу-хай или миддл-хай (я не считал) «класс»…

Теперь «классы», похоже, возвращаются. И связанные с ними проблемы и недоразумения. Хотелось бы, чтобы последних было поменьше.

Но ведь возвращаются и недоразумения – вместе с непереваренным по сей день марксизмом.

Вспомним парочку простых догм.

Общество делится на классы? Делится. Люди принадлежат к классам? Принадлежат. Бытие (в том числе классовое бытие) определяет сознание? Определяет.

На этих догмах в свое время выросла как-бы теория, которая являет собой весьма наглядный (и далеко не самый остроумный) вариант бихевиоризма: стимул («классовое бытие») → реакция («классовое сознание»).

Ну, очень хотелось людям построить «науку» об обществе. Чтобы во всем наблюдались «законы» и «необходимости». Было такое, я бы сказал, наукобесие. При этом представления о науке и научности бытовали самые затхлые – они не сильно изменились с тех давних пор, когда в Европе уже начинали сочинять «социальную физику» (начиная с 17 века). Очень любили приводить слова Зомбарта, поддержанные Лениным: «В марксизме нет ни грана этики». Это повторялось на всех углах, с чувством явного превосходства над всякими там сопливыми моралистами-кантианцами: у нас тут Наука, у нас Законы, тут все серьезно, какая еще нравственность…

В раннесоветском обществоведении и особенно искусствоведении «наука» оформилась как «вульгарный социологизм»: положено было доказывать и демонстрировать, как художник (писатель, философ, etc.) «отражал» и «выражал» своим творчеством условия бытия своего класса. При этом были явлены чудеса софистики и демагогии, однако результаты оказались на удивление убогими и уродливыми. Ну, можно было, худо-бедно, криво-косо разъяснить какого-нибудь Арцыбашева, но уж никак не больше.

Платон – аристократ и рабовладелец – ясное дело, идеалист. А Иосиф Дицген – сапожник, посему додумался, что материя первична!

– А Энгельс – буржуй! А Герцен – помещик! А Пушкин – дворянин! А Толстой – «зеркало русской революции»! По этой логике Энгельс-Герцен-Пушкин-Толстой-etc. просто невозможны! Это какие-то неадекватные, сумасшедшие «собаки Павлова», которые при виде пищи, вместо того, чтобы выделять слюну, начинали крыть экспериментатора нехорошими словами…

«Теория» получилась, мягко говоря, ущербная. На практике все было куда страшнее.

Именно универсализация такой связи бытия и сознания послужила лукавым оправданием изуверской сегрегации «классово-близких» и «классово-чуждых». Предполагалось: если уж у тебя, братец, дворянское или, там, купеческое или еще какое эксплуататорское бытие (происхождение) – то у тебя всенепременно, автоматически вражеское, контрреволюционное сознание, что тут разбираться, это же очевидно.

Ах, дворянин!? К стенке! Ах, купец!? На лесоповал! Ах, бандит? Из пролетариев? Ути-пути, лапочка…

Но ведь (если вернуться к Энгельсу) все просто. (Или я ошибаюсь, и, наоборот, все сложно)?

Этот буржуй/коммунист вообще не принадлежал ни к каким классам. Для того, чтобы стать коммунистом, «буржую» надо преодолеть связь сознания со своим классовым бытием. Не только «буржую», разумеется. У представителя любого класса есть возможность подняться над узостью, ограниченностью «классового сознания», выломаться, выбраться из этой ограниченности – и тем самым перестать принадлежать к классу.

У нас никак не может сложиться влиятельная социалистическая партия. А она нужна, и не только для того, чтобы все было «как у людей», чтобы не было стыдно перед соседями. Она нужна, как говорили когда-то, «из органических потребностей народной жизни». На этой площадке толкутся Горбачев, Явлинский, теперь Миронов, иногда заскакивает Лимонов… но как-то все не получается, не складывается. А то, что получается – как-то неубедительно. Причин тому множество, но, я думаю, главная причина – невнятность, неубедительность идеологии. В основе этой невнятности – язык, в котором подменено и перепутано все – правое и левое, частное и общественное, социализм и капитализм и еще многое, многое.

Самое важное и принципиальное (на мой взгляд) – то, что сказано по этой теме в «Немецкой идеологии». Там Маркс (на пару с тем же Энгельсом) определил два типа исторического субъекта: классовый индивид и личность. Без этого различения, без личности, противопоставленной классовости, мы получим ровно то, что мы получили в 20-х и последующих годах. Просто дичь и свинство: и в жизни, и в теории – безличность (зато – классовость).

Личность – существо над- и сверх-классовое. Личность – человек свободный от классовой ограниченности. Различие между личностью и «классовым индивидом» (которого Маркс именовал также «случайным» индивидом) – в характере, в качестве, в масштабе бытия – того самого, которое определяет сознание.

Классовый индивид – тот, сознание которого определено его классовым же – ограниченным, ущербным, частичным, отчужденным – бытием. Пролетарским, буржуазным, дворянским ли – неважно, важно, что классовым. Это то бытие, которое, может быть, точнее даже назвать бытом.

И – сильно подозреваю – большевистские трактовки «бытия и сознания» имели в виду именно «быт определяет сознание». И здесь, действительно, все было проще (и хуже) некуда.

Сознание личности определяется, конечно, Бытием, но уже далеко не только бытом. Это Бытие большое, настоящее – всеобщее, историческое, если угодно, в пределе – общечеловеческое.

Так, а куда же попадает субъект, который «выломался» из своего класса, поднялся над ним? Ну, не в космос же прямиком? У меня есть на этот счет предположение – очень рискованное, конечно, но не безосновательное.

Думаю, этот матерый человечище попадает в интеллигенцию.

И вот тут начинается самое интересное в «классовом подходе». Сторонники этого «подхода» в его большевистской трактовке, услышав слово «интеллигенция», хватались за пистолет. «Над-» и «сверх-» классовости они не переносили на дух. Вроде бы, как раз за это и боролись (ведь коммунизм – это бесклассовость?), но это как-нибудь потом, когда будет коммунизм (когда еще будет!), а вот сейчас у тебя, гнида, бесклассовым быть не получится. Не хочешь – заставим. «Жить в обществе и быть свободным от общества низззззя!!! »

Далее привожу текст, который (не удивляйтесь) написан уже сейчас, в ХХI веке. Цитировать придется много, потерпите, это надо прочувствовать.

* * *

«Напомним, что и гносеологическое содержание основного вопроса философии, и социальное носит классовый характер (т.н. партийный). Ни о каком «общечеловеческом» нечего и говорить. Чего нет, того – нет.

Вопрос лишь в том, откуда берется такое распространенное ныне мнение об «общечеловеческом», если такого нет в объективной действительности?

Это продукт, изделие представителей духовного производства, занимающих межклассовое положение. Интеллигенция – не особый самостоятельный класс. Этот общественный слой примыкает к господствующему классу, от которого, так сказать, получает жалование.

Как и вообще сфера духа собственной сущности не имеет, а является отраженным светом, своим другим материального, так и представители духовной деятельности собственной социальной сущности не имеют, а есть свое другое класса господствующего, его другое себя. В данном случае они – буржуазная интеллигенция.

«Но влияние интеллигенции, непосредственно не участвующий в эксплуатации, обученной оперировать с общими словами и понятиями, носящейся со всякими «хорошими» заветами, иногда по искреннему тупоумию возводящей свое междуклассовое положение в принцип внеклассовых партий и внеклассовой политики, – влияние этой буржуазной интеллигенции на народ опасно. Тут, и только тут есть налицо заражение широких масс, способное принести действительный вред, требующее напряжения всех сил социализма для борьбы с этой отравой». (Ленин В.И. Памяти графа Гейдена. – ПСС, т.16, с. 40).

«… либеральные и демократические слюнтяи», – по словам Ленина, – воображают себя «возвысившимися над всякой «партийностью» до «общечеловеческой» точки зрения.

Ошибаетесь, почтеннейшие. Эта точка зрения не общечеловеческая, а общехолопская». (Там же, с. 40).

«Говоря об интеллигенции, следует иметь в виду, что она не имеет самостоятельной, собственной сущности и может быть только буржуазной интеллигенцией при диктатуре буржуазии, либо пролетарской интеллигенцией при социалистической диктатуре пролетариата. Она на службе у господствующего класса, у него на жаловании. Ее жалуют, держат на зарплате. Это такая общественная прослойка, которая льнет в сторону «благодетеля».

При коммунизме такой категории не будет, поскольку не станет разделения труда на физический и умственный. А пока она есть, то есть и проблема. Поскольку бесклассовости, неклассовости не бывает до коммунизма, то люди умственного труда принимают и выражают ту классовость и классовый интерес класса, который господствует ныне, обслуживают идеями его интересы. Поэтому эти идеи выступают как идеология (см. Ленин «Об интеллигенции и ее дряблости» и т.п.).

«Никто не решится отрицать, что интеллигенция, как особый слой современных капиталистических обществ, характеризуется, в общем и целом, именно индивидуализмоми неспособностью к дисциплине и организации (ср. хотя бы известные статьи Каутского об интеллигенции); в этом, между прочим, состоит невыгодное отличие этого общественного слоя от пролетариата; в этом заключается одно из объяснений интеллигентской дряблости и неустойчивости, так часто дающей себя чувствовать пролетариату; и это свойство интеллигенции состоит в неразрывной связи с обычными условиями ее жизни, условиями ее заработка, приближающимися в очень и очень многом к условиям мелкобуржуазного существования (работа в одиночку или в очень мелких коллективах и т.д.)» (Ленин В.И. Шаг вперед, два шага назад. – ПСС, т. 8, с. 254).

* * *

В приведенном тексте много удивительного.

«Ни о каком «общечеловеческом» нечего и говорить. Чего нет, того – нет.»

Странно. Вообще-то, В. Босенко – философ, и писал работы о «мышлении». Интересно: чье это мышление? Ничье? Все классические философы (кого ни возьми) рассуждали о мышлении «вообще», то есть о том самом «общечеловеческом», которого, по утверждению Босенко, «не бывает». Так о ком это, о чем? Или это просто такая умственная фикция, фантом, таких людей не бывает и быть не может? О чьем мышлении «вообще» писал Босенко как логик? Об «общехолопском»? И о ком он говорил, что таких не бывает и быть не может, когда стал рассуждать как социальный философ? Может быть, в качестве логика он рассуждал о мышлении «научном» – но тогда, простите, сразу окажется, что этим навыкам (научного мышления) обучены те самые интеллигенты, которые… далее по тексту.

Ну да, ясное дело, мышление «вообще» – это мышление человечества, вместе взятого, во всей его истории и географии. А каждый из нас – частичен, ущербен и т.д. А не забыл ли уважаемый автор о том, что и в капле воды отражается солнце? Что мышление каждого отдельного субъекта лишь постольку заслуживает этого наименования («мышления»), поскольку оно тоже универсально в своих важнейших измерениях?

В. Босенко утверждает, что «до коммунизма» общее не бывает индивидуальным.

Он, конечно, атеист и вряд ли примет христианское убеждение в том, что Бог уже был во плоти, что Иисус – он-то и был тот самый, настоящий «общечеловек», который соединил божественную универсальность и человеческую индивидуальность, телесность (в чем убедился Фома, потрогав пальцами).

Видимо, откажем в мышлении «вообще» и А.В. Суворову (доктору психологических наук, академику) – ведь он, пардон, слепоглухой, – какое же тут «общечеловеческое»?

Социальное государство постсоветского типа, в определённом смысле отделённое от государственного аппарата и живущее своей негромкой жизнью, никуда не делось и сейчас. Владимир Путин, будучи президентом, предпочитал с ним не ссориться. Однако развитие экономики и связанный с ним быстрый рост доходов населения в 2002—2008 годах сделало социальное государство в его сложившемся виде обречённым на деградацию.

Были еще такие субъекты, как Леонардо да Винчи, Гете… да, немало таких наберется. Многосторонних талантов каждого из них кому угодно хватит за глаза, чтобы выступить «общечеловеком». А Ломоносов? Ведь он, по легенде, был из поморских крестьян, так нет же, предал свой класс, поперся в столицу обслуживать интересы господствующего класса… и ведь неплохо обслужил, академию обосновал, университет… конечно, ведь платили, кровососы!

«Ни о каком «общечеловеческом» нечего и говорить»?

Это В. Босенко считает марксизмом? Видимо, он давно, со студенческих времен не перечитывал классиков. А то вспомнил бы, что они возложили на пролетариат «историческую миссию» именно потому, что он, пролетариат, выражает общечеловеческие интересы. Именно это, общечеловеческое, в первую очередь интересовало Маркса. Именно совпадение «общего» и «частного» он нашел здесь. Можно спорить о том, прав был Маркс в такой оценке или нет, но бесспорно, что «особенный» интерес пролетариата он видел ровно в том, чтобы выступить «общечеловеками» и это общечеловечество утвердить.

«… бесклассовости, неклассовости не бывает до коммунизма…»

Эх, профессор Босенко! Так что, коммунизм – он весь в мечтах, в светлом будущем, которое наступит неведомо когда? Эсхатология, чистой воды. Напоминаю: «Коммунизм для нас не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразоваться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние».

Это Маркс с Энгельсом. Но В. Босенко отказывает ныне живущим людям не только в праве, но даже в самой возможности утверждать коммунизм здесь и теперь. Действительное движение к бес- и сверх-классовости, оказывается, невозможно, его придумали продажные интеллигенты!

По Марксу, коммунизм уже есть, его в нашей жизни ровно столько, сколько людей свободных, сколько «случайных индивидов» стали личностями – это реальные островки, плацдармы свободы и бесклассовости… Видимо, В. Босенко, наблюдая советскую действительность, ничего реально коммунистического в ней не обнаружил, никаких личностей, никакой свободы и решил, что такого вообще не бывает…

Как советская власть относилась к свободе и к излишне самостоятельным личностям – достаточно известно. Это и позволяет определить советский строй как принципиально антикоммунистический. Теории (начиная с Ленина) соответствовали практике – реальные свобода и коммунизм были изгнаны из жизни и теории в область мечты и утопии. Из марксизма большевики умудрились изъять, ампутировать главное, превратив его из философии свободы в нечто прямо противоположное.

«Она (интеллигенция – И.Р.) на службе у господствующего класса, у него на жаловании. Ее жалуют, держат на зарплате. Это такая общественная прослойка, которая льнет в сторону «благодетеля».

Интересно, а рабочий класс получает зарплату? Где, у кого? Да ведь в той же самой кассе, у тех же работодателей! Его точно так же «жалуют», «держат на зарплате». Но при этом рабочий класс оказывается «революционным», а интеллигенция «продажной» и «льнущей к благодетелю». Вспомним, однако, Ленина: «Что делать?» Вождь и учитель обнаружил, что рабочий класс «сам по себе» недостаточно революционен, что в него надо вносить революционную, политическую сознательность… а кто, позвольте узнать, будет эту сознательность рабочего класса воспитывать? – Да та же продажная интеллигенция, чтоб ей неладно, больше некому! Ну да, конечно, тут она уже «поставит себя на службу» и т.д. Тоска.

Интересно, кому-нибудь из «ленинцев» приходило в голову, что настоящий интеллигент служит истине, правде и свободе? И нередко – вполне бескорыстно и бесплатно? И, как правило, предпочитает Бытие – быту? Или это все идеалистические бредни, холуйство и холопство?

А, кстати, был у нас такой «общечеловек» Пушкин, который «наше все» (чего, как мы уже слышали, не бывает и быть не может).

Конечно, был на содержании у господствующего класса, нуждался в деньгах («но можно рукопись продать»), и при этом выражался так:

Иная, лучшая потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа —
Не всё ли нам равно? Бог с ними.
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
— Вот счастье! вот права...

Да уж, куда Пушкину до классового подхода, не дорос, что с него взять, размечтался…

«При коммунизме такой категории (интеллигенции – И.Р.) не будет, поскольку не станет разделения труда на физический и умственный» .

Уже говорил, повторю еще раз: определение интеллигенции как «представителей умственного труда» – тупо и неадекватно. И буду утверждать: «при коммунизме» (если он когда-нибудь наступит-таки – в его большевистском толковании) будет как раз одна только интеллигенция. Если угодно – назло большевикам с их безысходной и безвыходной, антикоммунистической «классовостью». Залогом этому служит то, что интеллигенция уже сейчас сверх-, над- и бесклассовая. И камень, отвергнутый строителями, станет-таки во главу угла.

А Энгельс – конечно, коммунист. Не бедный, но вполне интеллигентный.

P.S. В исходном вопросе («коммунист или капиталист?»), конечно, содержался подвох. Просто эти определения («коммунист», «капиталист») – они о разном, они несопоставимы. Это все равно что спросить: г-н N – он толстый или украинец?

Не буду здесь разобъяснять, о чем это – выяснить нетрудно. Но характерно: слуховой и мыслительный аппарат советского производства настроен так, что «комм» и «кап» автоматически противопоставляются, и начинается выяснение отношений между ними. Может быть, перенастроим приборы на универсальное и «общечеловеческое»? Или этого не может быть?




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Победа благодаря и вопреки

9 мая 1945 года в 0:43 по московскому времени был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии

Почему Советский Союз победил Германию во Второй мировой войне? Казалось бы, все ответы на этот вопрос уже даны. Тут и превосходство советской стороны в людских и материальных ресурсах, тут и стойкость тоталитарной системы в условиях военного поражения, тут и традиционные стойкость и неприхотливость русского солдата и русского народа.

09.05.2019 13:00, Борис Соколов


Красный стяг над Поднебесной

Дисбаланс и парадокс России

Вселенная и время бесконечны. Значит, случиться может всё абсолютно. То есть любое событие неизбежно, даже если оно неисполнимо. Такое объяснение, в общем-то, не хуже других. Учитывая происходящее...

07.05.2019 16:00, Игорь Фунт


Не орите матом в моей альма-матер!

Из культовой серии «Записки вятского лоха». Апрель, 2019

Началова. Русская Мэрайа Кэри намного была красивей и великолепней тогда, раньше: когда «Времени круговорот»... Полненькая, в теле, чувиха. Нереальная. Над ней бы до сих пор угорали лохи типа меня. Не поменяй она красоту внутреннюю. И главное, неземной мэрайевский голос, фантастический свой фальцет — на красоту... внешнюю. Чужую. Извне. Вот и всё, в принципе. О человеке. Прекрасной девушке. Блестящей. Инопланетной. Под которую протанцевал полжизни... И ещё буду.

28.04.2019 16:00, Игорь Фунт


Тогда мы сделали ракеты

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин первым из жителей Земли поднялся в Космос. Год спустя был учреждён День космонавтики

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил облёт нашей планеты на космическом корабле «Восток», созданном творческим коллективом учёных, инженеров и конструкторов во главе с Сергеем Королёвым.

12.04.2019 08:00, Александр Головков


Русский разговор о погоде

Взаимосвязь климата и чувства ответственности у русского человека

Нигде так много не говорят о погоде и климате, как в России. Я имею в виду не сельскую местность, где это было бы естественно, а Москву и Петербург, защищенные от разгула стихий не хуже других мировых столиц. Приведу отрывок из раннего рассказа Фазиля Искандера «Начало».

23.03.2019 15:00, Михаил Эпштейн


Воспоминания детства, Дудь и российская действительность

Из серии «Записок вятского лоха». Март, 2019

Середина 1980-х... Поехали мы как-то полковым ансамблем на праздник 8 Марта в близлежащий поселковый Дом культуры. Небольшой концертик. Туды-сюды... И — танцы-шманцы по концовке. Все дела. Что-то типа армейской художественной самодеятельности — в помощь советским трудящимся. В данном случае — женщинам.

19.03.2019 16:00, Игорь Фунт


«Огромность тут важнее искусности. Сила нужнее таланта»

О менталитете, который проявляется в искусстве, и о том, как в действительности обстоят дела

Почему «Оскар» получают все эти «Зеленые книги», «Эрин Броккович», «Филадельфии» и прочие «12 лет рабства», «Милки» и «Миллионер из трущоб». Потому же, почему русские с такой упоительной маниакальной настойчивостью снимают и смотрят все эти «Сталинграды», «Панфиловцев» и «Т-34». Это все кино про войну. Только у нас разные войны.

16.03.2019 16:00, Антон Красовский, facebook.com


Как не потерять связь со своим детством

Один из главных признаков детства — молчаливое бессилие, но не по нему же мы скучаем

«Я учился быть ребенком, я искал себе причал. Я разбил весь лоб в щебенку об начало всех начал». Осмысливая эту цитату Бориса Гребенщикова, скажу так: на мой взгляд, когда нет своего «причала», то и о ребенке внутри нас речи идти не может. Одно с другим связано неразрывно.

14.03.2019 13:00, Дима Зицер, для журнала «Сноб»


Любовь, ничего боле…

Из серии «Записки вятского лоха». Февраль, 2019

Вдруг осенило: «Я у будки сорвал незабудки…». На глазах выступили слёзы. Откуда-то сверху спустилась небесная мантия, мягко укрывшая с головой. Пришло спокойствие, доступное только гению, постигшему суть рифмы. Успокоившись, так, на всякий случай… пробил на антиплагиат. В общем-то уверенный в эксклюзивности новой в литературе фразы. Нового в поэзии слова.

17.02.2019 16:00, Игорь Фунт


Записки вятского лоха. Январь, 2019 г.

Про «Игру престолов», пропаганду, Титаник и баню

Вспомнил вдруг, что знаменитую хоккейную суперсерию 1972 года мы выиграли. Специально посмотрел — ан нет, проиграли, оказывается. Но пропаганда в СССР была настолько сильна и настроена таким образом, что у нас, советских мальчишек, отложилось, что будто выиграли.

12.01.2019 16:00, Игорь Фунт






 

Новости

Активист Ильшат Муртазин стал объектом телефонных атак
Ему звонят со скрытых номеров и обещают посадить в СИЗО за общественную активность.
Легендарный авиамузей в Монино будет закрыт
Авиамузей в Монино будет закрыт, а его территория передана под застройку.
В Калмыкии пропала студентка, снявшая на видео вброс бюллетеней на выборах
В Калмыкии пропала Айса Хулаева, студентка, которая была наблюдателем от партии "Справедливая Россия" на выборах в селе Приманы. Она зафиксировала на видео вброс бюллетеней, её же забрали следователи и после уже два дня как с девушкой нет связи, никто из её родственников и знакомых не знает, где она. Об этом сообщил "Кавказский узел".
Сегодня утром было разогнано собрание жителей Бурятии перед зданием регионального правительства в Улан-Удэ
11 человек задержаны, трое из них побиты. Одна из участниц собрания госпитализирована. Судьба остальных на данный момент неизвестна, попытки дозвониться до местного ОВД результатов не дают.
В Волоколамске обстреляли водителя мусоровоза, сообщают очевидцы
Водитель мусоровоза, перевозившего ТБО на полигон «Ядрово», получил ранения в ходе обстрела фуры. Об этом сообщают участники паблика «Ядрово. Задыхаемся» со ссылкой на полицию.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.