Подписаться на обновления
16 июляВторник

usd цб 62.8280

eur цб 70.8574

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Павел Руднев   понедельник, 23 июня 2014 года, 16:30

Меняющаяся функция театра
Как современный театр отвечает (должен отвечать) на вызовы времени?


Фото: 1uno1 /deviantart.com
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Меняющаяся социальная реальность требует изменений и от театра, причем в его первоосновах: зачем он существует, в чем его обоснование для жизни общества. Сегодня разговор о меняющейся функции театра обострился в связи с тем, что влиятельность театра на общественные умонастроения стала повышаться и театр стал совсем не таким безопасным, как в последние десятилетия.

Призвание

Цель искусства является константой. Во все времена искусство отражало реальность в художественных образах. Цель художника - мир прекрасного, эстетика, вовлечение в круг прекрасного всё большего числа предметов, наделение чувством эстетического различных элементов реальности.

Театр чужой бедой живёт, ему ведь, как нашим политикам, чем хуже – тем лучше. Спокойные времена выхолащивают из театра содержание, превращая его в благостное и необязательное буржуазное времяпрепровождение. Однако, стоит «историческому маятнику» качнуться влево или вправо, как глаза у театрального люда начинают загораться нездешним светом служения идеалам и высшим истинам. Любое сопротивление накачивает делателей театральной реальности особым энергетическим смыслом, из-за чего всё, что нам показывают расцветает дополнительными красками уже где-то внутри нас.

Эти незыблемые истины остаются неколебимыми и по сей момент. Но надо отчетливо понимать, что эти эстетические цели, которое ставит перед собой искусство, - внутренняя задача, самооправдание художника перед самим собой и, возможно, богом, космосом.

Всё меняется, когда мы сталкиваемся с государством и обществом, вольным оценивать искусство и его задачи в числе прочих форм жизнедеятельности.

Для художника творчество - призвание, долг перед своим даром и избранничеством, но этим призванием обществу ты нужен только в последнюю очередь. Сперва сапоги, потом - Шекспир. Если мы раз и навсегда поверим в то, что цель искусства - самопознание и самореализация художника, то у общества и тем более у государства тут же появляется шанс сбросить искусство со всех форм поддержки.

Поскольку обычно человек, существующий в жестких нормативах общества, самореализацией занимается в свободное от работы время и в ущерб своему кошельку.

Государство атакует

Что должен художник обществу, которое освобождает его от тяжелого физического труда, необходимости работать от сих до сих, пользоваться дарами относительной свободы, в том числе и свободы перемещений, не иметь корпоративной одежды и нормативов и проч., и проч.

По какой такой причине художник должен быть свободен от общества, когда общество его в определенном смысле и содержит (в России, где культура почти вся государственная, так уж определенно)?

Вопрос, надо сказать, не праздный, не пустой. Сегодня характер взаимоотношений между государством, властью и театром приобрел формы атаки, агрессии, остервенения. Государство не знает, как театром управлять, а контролировать театр уже хочет; театр не знает, как с властью разговаривать, что можно требовать, а о чем надо просить.

Современные прочтения – это попытка стереть пыль и показать, какими инструментами автор пользовался, что зашифровал. Ведь раньше было еще больше цензуры. То, что при чтении дается в сносках мелким шрифтом театр должен ввести внутрь коробки сцены.Неправда, что человек не меняется. Меняется и еще как! Иная культура, психологи нуждается в пересказе, в переводе. Если я не знаю какого-то языка, то не смогу на нем читать, мне потребуется переводчик. Вот, собственно, этим современный театр и занимается.

В отсутствии закона о театре у каждого театрального организма свои взаимоотношения с властью - в особенности в российских регионах, где каждый губернатор и министр местной культуры понимает указания из Москвы по-своему. Кому-то кажется, что театральное здание в центре города, которое не приносит дохода, - это непозволительная роскошь. Кому-то - что в театре не должно заниматься самовыражанием художника. Кто-то уже диктует репертуарную политику. А кому-то до культуры вообще дела нет.

Можно сказать, что состояние театра в провинции во многом зависит от степени попустительства властей. Но чем жестче контроль театров в федеральных учреждениях культуры будет утверждаться, тем контроль в провинции удвоится-утроится. Все реформы столичные, как правило, избывает на себе театральная периферия.

Государство отказывается

В 1990-е государство театры отпустило в свободное плавание. Труппы резко потеряли материальную базу и были вынуждены зарабатывать самостоятельно. Сперва кто мог, затем научились зарабатывать и продавать билеты все - кто хочет, разумеется. Постепенно на смену идеологическому контролю в советской культуре пришла экономическая цензура.

Государство в 2000-е годы "очнулось" и стало контролировать театральную деятельность экономически. Была принята доктрина: если мы дотируем культуру, то нужны хотя бы экономические показатели такой деятельности. Театры обязали нормативами: процентом билетных продаж, минимальным количеством сыгранных спектаклей, спектаклями на выезде. Ограничили финансовую самостоятельность федеральными законами, взаимодействием с казначейством, жестокой регламентацией продаж и закупок, контролем статей расхода.

И хотя многие театры в сущности сильно пострадали от этой экономической цензуры, которая буквально превращала театр в конвейер по производству спектаклей, все равно сегодня думается, что многие чуть позже это время 2000-х, время экономической цензуры, будут вспоминать с ностальгией. Свой хлеб нужно было с усердием отрабатывать, но хоть в репертуар не лезли.

Сегодня, в 2010-е годы, что-то начинает меняться. С одной стороны, театр, почувствовав свою силу, перестал казаться властям и обществу неопасным, влачащим вегетативное "выживательное" существование.

Театр смог вернуть себе ту интеллектуальную публику и то большое социальное значение, которое он утерял в голодные 1990-е, когда интеллигенция - традиционный зритель - потерял, во-первых, платежеспособность, а, во-вторых, не видел в резко коммерциализировавшемся репертуаре содержания, смысла.

С другой стороны, государство, набравшее силу, уже не желает быть только "государством-меценатом", претендует на роль идеолога, "государства-инвестора", пытается найти в театре государственную пользу. Регламентация, регуляция репертуара - это константа, которая рано или поздно, в той или иной мере станет очевидной. Государство будет только напирать, с одной стороны, требовать идеологического контроля, с другой, пытаться избавиться от обязательств государства по отношению к театрам.

На самом деле стоит задуматься: мы уже более двадцати лет живем без Советского Союза, поменялось сознание людей, появились новые социальные связи, но система взаимодействия театра и власти в корне не изменилась. И надо отчетливо понимать, что сегодняшнему, далеко не "социалистическому" государству уже не под силу тянуть на своем хребте более чем семь сотен государственных театров в России.

(Другое дело, что, пытаясь сегодня скинуть ряд обязательств перед театром, государство не создает фактически никаких условий для существования в России частного театра. И его по сути - нет. А это было бы спасением для театра: паралелльное существование частного и государственного театров на условиях конкуренции.)

Чему учит ваш спектакль?

В этой ситуации всему российскому театру сегодня необходимо самостоятельно найти новые параметры долга перед обществом, новую миссию театра, отличную от советских установок, равным образом, как и от тех установок, которые театру пытаются навязать культур-моралисты и консерваторы.

Помимо привычного интеллигентского ответа про "художественность" и "эстетику", которые чиновникам - не аргументы, театру нужно твердо и четко осознать свою полезность перед лицом обществом, новую миссию, быть может, косвенную по отношению к "эстетической".

Советская культура, помимо идеологической функции, утверждала еще и воспитательную функцию театра как одну из доминирующих. Остатки этого концепта мы слышил сегодня в привычных вопросах учительниц и матерей к "неправильному" детскому театру: "Чему учит ваш спектакль? Кого воспитывает? Где свет?" И именно эта функция сегодня, конечно же, подвергается самым серьезным сомнениям.

Воспитательная функция театра возможна только в системе идеологического контроля за искусством, когда унифицированы житейские ценности и принципы и целью искусства становится рекрутинг лояльного зрителя. Воспитание, как ни крути, - часть репрессивного аппарата и, значит, оно не дает зрителю самостоятельности в принятии решений, что противоречит природе театра.

Современное искусство не подсказывает готовых решений, оно наделяет зрителя правом самостоятельного выбора; функция понимания вообще поручена зрителю: как хотите, так нас и понимайте. Эта позиция стала присуща современной культуре после изобретения псианализа, где психолог не является доктором, выписывающим рецепт; психолог помогает нам вылечиться самостоятельно.

Для искусства для взрослых воспитательность искусства - вещь сомнительная, но по-прежнему остается актуальным вопрос о воспитании через детское искусство, которое сегодня тоже резко видоизменяется - взгляните, например, как оно становится зависимо от визуальной информации или от проникшей даже сюда постмодернистской иронии, без которой дети вообще ничего не воспринимают.

Есть отличная китайская пословица, которое может легко прояснить проблему: "Не стоит воспитывать детей, они все равно будут похожи на тебя. Воспитывай самого себя!" Или, перефразируя, могу рассказать об опыте одного детского психолога: когда современные родители его спрашивают, отчего их дети мало читают, психолог всякий раз обезоруживал их ответным вопросом: "А как часто вы читаете при детях?"

Чтобы кого-либо воспитывать, необходимо обладать чувством морального превосходства. Вот как примерно герой лермонтовского "Маскарада" Арбенин, который Нине, не стесняясь, говорит: "В огромной книге жизни ты прочла один заглавный лист". Современная Нина пошлет такого читателя и будет права. Обладает ли современный художник таким правом или, точнее сказать, соответствующим мировоззрением и темпераментом?

Безусловно, если в его руках - государственные или религиозные догматы, то да, но тут мы снова встает на путь репрессивного мышления. Но в целом вне идеологий у современного художника мы не обнаруживаем столь цельного пафосного сознания, чаще всего он растерян, фрустрирован, депрессивен, фаталистичен и рецептов не выдает, только задает вопросы.

Да и общество само по максимуму атомизировано, более не представляет из себя цельного, слитого организма.

Кризис большой формы

Общество после опыта жестокого и дегуманизированного XX века более не видит в интеллигенции цивилизаторского пафоса, права учить кого-либо, быть коронкой социальной инфраструктуры.

XX век действительно видоизменил функцию интеллигенции в общественном устройстве, и это невозможно не учитывать, иначе всякий раз мы можем наткнуться на, в общем-то, справедливый вопрос: "Ты кто такой, чтобы меня воспитывать?"

Тем более, что дискуссии со зрителями, успешно проводимые сегодня массой театров, показывают, как качественно поменялся зритель, как порой он более интеллектуален и информирован, чем даже режиссер спектакля.

Во многом поэтому современный театр резко уходит с больших площадок, теряет навыки большой формы. Европейская коробка, устройство театра, который берет свои истоки из архитектуры христианской базилики (то есть, сцена на возвышении, открытая с одной стороны, система лож и ярусов), перестает удовлетворять режиссуру, потребности нового театра.

Театр, с одной стороны, интимизируется, нюансируется, уходит на камерную сцену, где нет возвышения площадки над зрительным залом, с другой стороны, ищет возможности уничтожить границу между актерским пространством и аудиторием, выступать в принципиально не театральных пространствах: лофтах, ангарах, в художественных галереях, на улице и проч.

Возможности большой сцены во многом исчерпаны; возвышение порождает ненужный современному театру пафос и позу. Кроме того, классическая европейская театральная коробка по своей сути повторяла структуру феодального общества (ложи, стоячий партер и т.д.) - как можно себе подозревать, эта структура сегодня также изменилась, и подобная конструкция теперь также не удовлетворяет атомизированное до невозможности современное общество.

Альтернативная красота

В таком обострившемся разговоре о миссии театра действительно важно найти самооправдание, зону ответственности театра перед обществом. Найти самостоятельно, пока театру не подсказали, в каком направлении ему следует двигаться, если он желает сохраниться как важная для России институция.

Всякий раз в кризисный момент возникает у чиновника вопрос о праве на самовыражение за государственные деньги. Довольно сложно объяснить власти, что, собственно говоря, за самовыражением художника люди и приходят в театр, чтобы посвященный поделился своим опытом с непосвященными. Также довольно непросто разъяснить, что современный театр придерживается не иллюстративным, а интерпретационным отношением к литературе.

Незыблемой остается жреческая функция хранения и консервации традиций - кодекса, передаваемого из поколения в поколение. Но ею одной театр жить не может, необходимо развитие, динамика, пересмотр традиций.

Воспитательная функция театра, конечно же, не исчезает, но видоизменяется. Идеологическое воспитание сменяется на эстетическое. Театр расширяет сферу прекрасного, разворачивает наш угол зрения в сторону объектов, еще не охваченных эстетизацией.

Художник обладает способностью сакрализовать предметы, которые ранее не являлись объектом искусства, обращать наше внимание на ранее не заметное и валоризировать это, - можно сказать, что процесс этот вечен и непрерывен. Скажем, по известному утверждению Уальйда, художник Тёрнер научил нас "видеть" и ценить лондонские туманы; Шарль Бодлер увидел красоту в месиве разлагающего трупа лошади, Велимир Хлебников впервые ввел город Астрахань в мировую культуру, а Виктор Цой сделал объектами поэзии спички, синий огонек газового пламени и авиабилет. Все они смогли заставить свою аудиторию увидеть красоту в ранее не эстетизированных местах.

Вместо образовательной функции значительно возрастает значение образования через театр - в особенности в той, в сущности, уникальной для России ситуации, когда образование, даже первоначальное, у всех разное.

И здесь нам поможет в определениях практика и теория Бертольта Брехта, чье влияние на послевоенный мировой театр невозможно переоценить.

Лаборатория социальной фантазии

У Брехта и его последователя Хайнера Мюллера возникает ощущение, что структура пьесы, а стало быть и структура спектакля, повторяет структуру общества в масштабе. Идеальная пьеса имитирует весь комплекс социальных отношений в пространстве и времени. Модель театра есть модель общества, поэтому театр соразмерен истории, дню сегодняшнему, вчерашнему и будущему.

Именно поэтому театр может становится буквальным воплощением истории - так как театральность строится на конфликте, и, прежде всего, это конфликт эпох, социальных формаций, концепций мироустройства.

Наиболее влиятельным оказывается театр на разломе эпох. Брехт говорил о театре как о "слепке идеального мира", Хайнер Мюллер - как о "лаборатории социальной фантазии". Театр обладает способностью моделирования будущего, проверки будущих конфликтов. На территории игры, имитации мы можем проверить жизнеспособность перемен, идей, трактовок, теорий.

В театре можно безболезненно снять противоречия, сымитировав их и зарядив дискуссионное поле вокруг него. Точно так же как зверю в вольере молодняка удается в игре подготовить себя к будущим взрослым битвам, точно так же действует и театр. Согласно теории Антонена Арто, чтобы в реальности не произошла трагедия, мы должны ее сымитировать в театральном акте, сбросив те деструктивные инстинкты, которые накапливаются в организме и до добра не доводят.

Полагая, что композиция драмы уподоблена общественному устройству, Бертольт Брехт также видел смысл театра в утверждении идеи логичности, последовательности, предсказуемости исторических процессов.

В идеальной драме у каждой причины есть следствие, каждый объект или предмет несет свою функцию, каждое событие несет за собой реакцию, все пребывает в динамике и имеет внятную, объяснимую эволюцию. Театр сжимает пружину истории в 2-3 часа и тем самым зритель способен самостоятельно уловить причинно-следственную связь событий. То есть театральное мышление способно разоблачить любые мистические, фаталистические теории, которые уводят человека от осознания личной ответственности за прошлое и будущее. Ярче всего это звучит в авторском комментарии к финалу пьесы "Мамаша Кураж и ее дети": "Неправы те свидетели потрясений, которые думают, что потерпевшие чему-нибудь научатся. Пока массы остаются объектом политики, все, что с ними случается, они воспринимают не как опыт, а как рок; пережив потрясение, они узнают о его природе не больше, чем подопытный кролик о законах биологии. Задача автора пьесы не в том, чтобы заставить в конце прозреть мамашу Кураж, автору нужно, чтобы зритель видел."

Кроме того, интересно обратиться к другому концепту Бертольта Брехта - идее образователых, поучительных пьес. У театра есть важнейший механизм идентификации, который работает в этой системе едва ли не на инстинктивном уровне. Один (артист) действует, другой (зритель) воспринимает действие.

Эти глубокие отношения как бы вынимают нас из реальности на два-три часа и добавляют к нашему опыту опыт чужого. В театре - благодаря этому чудесному механизму идентификации - возникает такая редчайшая физическая возможность: услышать другого как самого себя, вглядеться в чужого, иметь возможность человеку понять человека.

Этот механизм удваивает свою силу, когда взаимодействует с актерами-любителями. Брехт видел цель учебных пьес в обучении артиста чужой точке зрения, чужому миропониманию. Играя, любитель вставал на иную точку зрения, идентифицировался с ней, понимая, как мыслит другой человек. На спектаклях он делился этим опытом со зрителями.

В реальной жизни ты никогда не будешь Гамлетом, датским принцем, возможно, никогда не испытаешь страха перед потусторонним миром, но благодаря механизму идентификации, ты волей-неволей примеряешь "костюм" Гамлета. Другими словами, театр учит многослойности мировозрения, представлению о том, что на один и тот же предмет или явление может быть бесчисленное количество точек зрения.

Иметь в голове этот опыт чужих взглядов - значит быть готовым к сложностям, оснащенным, полифоничным. В театре человек перестает быть одиноким, остро ощущать свое одиночество.

Театр - социальная работа

Наконец, важнейшей функцией театра сегодня становится чувство социальной ответственности. То, что западный мир как раз понимает лучше всего. У немецкого перформера Йозефа Бойса была отличное выражение этой функции искусства: "Общество - это глина. Сообщая глине тепло, мы ее изменяем".

Искусство - это тепло. И чувство социальной ответственности - это работа с проблемами общества, не только социокритика, но и прямая социальная работа с различного рода меньшинствами, диаспорами, "племенами", попытка защитить позиции "маленького человека". Театр может и должен стать формой социальной работы.

В качестве примера, означающего, что эта культура уже пришла в Россию, можно привести два значительных спектакля, ставших известными, получившие высшие театральные награды.

В Центре драматургии и режиссуры при содействии Гете-института появился спектакль "Отдаленная близость", сделанный немцем Гердом Хартманом и Андреем Афониным, педагогом Интегрированной театральной студии "Круг II". Свой метод они называют интегративным (от слова "восстановление"), то есть идея театра как арт-терапии здесь используется не декларативно и конвенционально, а по существу.

Используются не лишенные литературных достоинств, а порой и вовсе обжигающие тексты аутистов - возрастающего в обществе феномена, который называют не медицинским, а социальным.

Но тексты анонимны, авторы, как правило, боятся назвать себя. Эти тексты "протанцовывают" люди с особенностями развития, где-то уязвленные ментально, где-то физически. Да, это именно современная хореография - алогичная, нервная, дисгармоничная, импульсивная. Причем у каждого исполнителя есть партнер-дублер - профессиональный танцовщик.

Это парное выступление, где опытный артист словно бы создает кокон защиты вокруг своего партнера, не дает ему выйти из рамок, контролирует его движения, как бы дублирует нужный рисунок широкими мазками, чтобы тот, кому явно тяжелее, существовал внутри канвы, подстрахованный. Таким удивительным образом, зримо, наглядно, театр показывает способы общения общества с инвалидами, говорит о необходимости этой социальной "страховки". Наряду с эстетическими радостями зритель получает навыки взаимодействия.

Интересно, что спектакль и в самом деле одарен не только этически, но и эстетически полноценен. Зеркальные диалоги двух тел разворачиваются на фоне декорационных ширм, которые несут в себе колорит, цвета и живописные формы российского авангарда 1920-х, что еще раз подчеркивает экспериментальность, революционность такого подхода к искусству.

Аутисты-литераторы порой фантастически убедительны в своем мучительном самопознании и познании мира: встречаются, например, такие строки, как "продолжаю жить безответной жизнью" и "неясный смысл предметов мне не давал покоя", а вот это стихотворение ("Пирожок с капустой, небо голубое / Господи, за что же счастье мне такое?") - так и вовсе поэтическое откровение.

Интересно, как необычайно выразительным становится тело артиста здесь: именно тело становится в "Отдаленном близости" темой и инструментом творчества - именно то, что искалечено и приносит боль травмы. Оно тут оказывается умело, технологично и вместе с тем эстетизированно, становится - хотя бы на территории театра - сосудом совершенства.

В Московском театре кукол литовский режиссер Каролина Жерните ставит спектакль "Майская ночь. Спектакль с закрытыми глазами" - спектакль для незрячих. Социальную помощь литовский режиссер делает фактом искусства, экспериментом в области восприятия, не останавливаясь исключительно на терапевтических или досуговых назначениях акта творчества.

Зал, заполненный зрителем (дети спереди на пуфиках, взрослые сзади на стульях), артисты сначала предупреждают о том, что сейчас приведут участников спектакля. Приводят бережно и тактично инвалидов зрения, у которых на глазах повязки. Для них - спектакль идет в кромешной темноте, возбуждающий другие рецепторы. Шесть человек рассаживают на подвижные кресла прямо на сцену - и всякий раз с помощью этих перемещающихся кресел формируют мизансцены. Незрячие люди - в центре театрального действия. Они - объект игры в гоголевскую "Майскую ночь".

Вокруг них работает с десяток молодых артистов - увлекающих, радостных, счастливых. Они создают аудиосреду и бытовой мир - без музыки, но с помощью хорового начала или бытовых шумов, они мельком касаются своих главных зрителей, дают им ощущить фактуру цветочка или куклы, расчесанных девичьих волос или когтей волка, дуновения ветра или хлесткость кустов.

Действуют и запахи еды в сцене пира, и колебания воздуха, и водяные капельки... и что только не нашаманят артисты, располагаясь вокруг зрителей, окружая их миром звуков и прикосновений, волнуя их чувственность.

Но не всё так просто. Весь вопрос, как зрительный зал смотрит это действие. Он видит и все то, что слышат и ощущают незрячие, но видит и технологию изготовления чуда. Из чего извлекается звук, откуда произрастает фактура на ощупь.

Но есть и другой уровень эстетизации театральной реальности. Эта модель - модель восприятия восприятия. Мы наблюдаем за тем, как наблюдают спектакль. Мы смотрим, эмоционально воспринимаем чужое восприятие. И это становится изумительной формой диалога. Мы оказываемся счастливы чужими и явно более обостренными эмоциями. Мы, наблюдая за их восприятием, можем осознать ценность наших эмоций и рефлексов. Мы воочию видим, что тот ресурс, который мы готовы бесконечно и беспечно тратить, может быть для кого-то дефицитом, исчезающим ресурсом. Здесь есть какая-то невероятная гуманистическая связь: я вижу, как другой наслаждается искусством, и это наслаждение заполняет и меня. Мы зажигаемся от эмоции другого, остро осознавая, что эта эмоция - раритетна, конечна, обострена.

И случается невиданное: зритель начинает понимать человека с органиченными возможностями. Выстраивается диалог, и наш привычный советский страх перед инвалидом, неловкость, неумелость растаивает, исчезает.

Понять другого, влезть "в туфли" постороннего, ощущить на себе, что значит ограниченные возможности - этот опыт нам дает театр.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Смертельные игры

«Король Лир» в Мастерской Петра Фоменко

«О том мы плачем, что пришли на сцену этого Всемирного театра дураков». Эта цитата из «Короля Лира» не так растиражирована и популярна, как классическое «Весь мир — театр», но не менее интересна и точна. Дело тут не только в философской глубине, но и в том, что в этом емком высказывании Шекспир если и не раскрывает секрет своих пьес, то, по крайней мере, называет главные ингредиенты художественной смеси, которая не теряет силы на протяжении веков.

11.05.2019 16:00, Татьяна Ратькина


Я без других

«Обломов» в Театре имени Вл. Маяковского

«Что такое обломовщина?» — этот вопрос, задаваемый с гневной или трагически серьезной интонацией, смутно припоминают даже те, кому ничего не говорят фамилии Добролюбова и Гончарова. Звучное слово, емкое понятие разрослось до стереотипа и заслонило породившие его тексты. Обломовщина пережила и главного героя произведения, и сам роман Ивана Александровича Гончарова. Работая над собственным «Обломовым», Миндаугас Карбаускис едва ли стремился исправить эту историческую несправедливость. Тем не менее, в его постановке нашлось место и для характера, и для типажа, и для лиризма, и для социальной критики.

02.03.2019 16:00, Татьяна Ратькина


Триумф «Славы»

Петербургский Большой драматический театр им. Г. Товстоногова показал в Москве спектакль Константина Богомолова «Слава» по пьесе сталинского лауреата 1930-х годов Виктора Гусева. Сенсационная постановка спустя несколько месяцев после премьеры вызвала новую волну восторгов и споров, при этом мало кто знает, что почти одновременно с Богомоловым в Москве на Новой сцене МХТ свою эскизную версию той же пьесы представил режиссер Михаил Рахлин.

01.02.2019 18:00, Вячеслав Шадронов


Осторожно, гештальты закрываются

Премьерный спектакль Бутусова

Премьерой, которой откроется в сентября новый сезон МХТ им. Чехова, станет первая после многолетнего перерыва постановка на сцене Художественного театра режиссера Юрия Бутусова «Человек из рыбы» по пьесе современного автора Аси Волошиной.

16.07.2018 16:00, Вячеслав Шадронов


В пространстве ожидания

«В ожидании Годо» в Театре имени Вахтангова

Сэмюэл Беккет по праву считается родоначальником театра абсурда. Самое известное его произведение – пьеса «В ожидании Годо» – описывает схематичных персонажей в искусственной ситуации. И полностью состоит из бессвязных диалогов. Но в этом нагромождении неясностей и нелепостей можно без труда различить реалистичную, почти будничную картину человеческой жизни, подчиненной привычкам и страху.

14.06.2018 16:00, Татьяна Ратькина


О божьем даре и яичнице

Премьера в Театре Российской Армии

«Омлет» — вещь, обманчивая в своей простоте, как, собственно, и сам омлет «по фирменному рецепту», который в самом деле готовят актеры в процессе спектакля. Можно элементарно получить удовольствие от «вкусно» закрученной истории и актерского куража, с которым эта история разыгрывается, а можно попытаться всмотреться вглубь, ловя и складывая реминисценции и многочисленные авторские подсказки в объемный пазл.

17.05.2018 16:00, Светлана Остужева


Проще сложного

Гарольд Пинтер в постановке Сергея Газарова

На премьере театра Современник «Не становись чужим» мне больше всего запомнилась реакция публики. Пустые места появились в зале уже после антракта; во время второго действия зрители устремились к выходу почти непрерывным потоком; а на поклонах решительный и демонстративный исход «некультурных» посетителей было не остановить.

18.03.2018 16:00, Татьяна Ратькина


Посмотри на меня

«Заповедник», СТИ, режиссер Сергей Женовач

Сергей Женовач продолжает серию спектаклей по знаковой прозе советского периода. Недавно была «Мастер и Маргарита» по роману М. Булгакова, до того – «Москва –Петушки» по В. Ерофееву. А теперь вот Довлатов. Режиссер выбирает мистические книги о природе страны Советов, о подлинных пружинах ее жизни.

21.02.2018 16:00, Татьяна Купченко


В стране глухих

«Бетховен» в театре «Практика»

Судьба Людвига ван Бетховена – подарок для режиссера. Сын придворного певца, затмивший королей своей славой. Любимец публики, стремившийся к одиночеству. Гениальный композитор, безуспешно боровшийся с глухотой. Эти парадоксы так и просятся на сцену.

17.02.2018 16:00, Татьяна Ратькина


Ода, а не реквием

Почему стоит отменить слияние Московского камерного театра с Большим и восстановить Михаила Кислярова

Камерный театр был тем храмом, в котором этот талант мог творить. Его постановки радовали меня и, как думается, вас, долгие годы.Но теперь, увы – есть подозрение, что ода Мельпомене, воспеваемая в Камерном, умолкнет. А на смену в её репертуар включат реквием. Потому как беда нависла над Камерным.

16.02.2018 19:00, Сергей Дягилев






 

Новости

Умер лидер группы «Високосный год»
Лидер и вокалист группы «Високосный год» Илья Калинников умер во вторник в одной из московских больниц, сообщил в четверг директор группы Алексей Кан.
Музей Прадо выложил 11 тысяч оцифрованных экспонатов в сеть
Выросший из сокровищницы испанских королей, музей Прадо выделяется богатым собранием работ местных и итальянских художников, здесь также представлена одна из самых полных коллекций Иеронима Босха. Общее число произведений в запасниках — около 30 тысяч. В интернете опубликованы фото более 11 тысяч произведений.
В Санкт-Петербурге откроется вторая выставка Светланы Манелис
Открытие выставки пройдет 2 июня в 18:00 в галерее «Мастер» по адресу ул. Маяковского, 14. На выставке будет представлена компьютерная живопись.
Нидерланды победили на Евровидении
Победу в международном песенном конкурсе «Евровидение-2019» одержал Дункан Лоуренс из Нидерландов, который исполнил композицию Arcade.
Умер композитор Евгений Крылатов — автор «Крылатых качелей» и «Колыбельной Умки»
Композитор Евгений Крылатов умер на 86-м году жизни. Об этом ТАСС сообщила его дочь Мария Крылатова.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.