Подписаться на обновления
23 ноябряЧетверг

usd цб 59.0061

eur цб 69.4030

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияПрозрачное
образование
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера. Запуск 
Андрей Мирошниченко   понедельник, 18 февраля 2013 года, 16:08

Медиа: зоны обрыва и прорыва
Культ контента, культ креатива, лимит национального языка и концепция many small bets. Как перейти от управления контентом к управлению связями


Фото: PLANETART/ Flickr.com
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Как-то так сегодня сошлось у Василия Гатова и Алены Владимирской в Фэйсбуке - заговорили о зонах прорыва в медиа. И вот надо ряд старых идей вытащить – пора, созрели.

Культ контента

1) Неоправданно много сил отдается контенту. А он, во-первых, уже подошел к пределу качества, за которым любая добавка неразличима для пользователя, но отнимает уйму сил, а во-вторых, любой бантик доступен и не-СМИ и никакого преимущества не создает. Каждый теперь медиа и "может тоже", а копипаст вообще убивает остатки контентного превосходства СМИ.

Вот, четыре года назад писал в апокрифической статье «СМИ против Интернета» (апокрифической, потому что она была посвящена замечательному тезису о том, что газеты никогда не умрут):
«Казус Бершидского
…Качество журналистики уже достигло своего потребительского предела. Не всегда на практике, но в общем понимании профессиональных основ – достигло. И дальнейшие колебания качества особо не влияют на восприятие читателя, ибо для читателя незаметны.

…Например, есть некая новость о сенсационной покупке Пупкиным контрольного пакета «Газалмазнефтестроя», после чего к Пупкину вдруг появились вопросы со стороны СКП. Для деловой журналистики – самое масло. Допустим, Бершидский отработает новость с «коэффициентом Бершидского» равным 98,9%. «Ведомости» отработают (условно) с КБ 94,6%, «Коммерсант» – 95,1%, «Деньги» – 93,8%, «Взгляд.ру» – 92%, «Лента.ру» – 92,5%... список еще продолжится. (Что характерно – коллеги сразу начнут придирчиво рассматривать цифры. Не смотрите на цифры, смотрите на суть.)

И что? На кой черт читателю все это читать? Эти десятые доли процента для него неразличимы. Нет, конечно, найдутся любители, ищущие оттенков смысла. Но можно с уверенностью предположить, что почти все эти любители обитают в медиатусовке. Это они ревниво следят за своими прососами и радуются прососам товарищей. Но на каком-то уровне – в высшей лиге, которая и формирует деловую журналистику, все дают глазет примерно одного качества.»»»

Культ креатива

2) Контент – это то, что легко копируется. И вообще, любой бантик теперь легко копируется. Кроме… масштаба.

Наши же редакции зациклены на культе планерки, на том, чтобы придумать забойную тему. Типа найди сенсацию, эксклюзив - и читатель твой. Как оно и было в середине XX века. И удивляются, когда тему вроде нашли, а читатель - не твой, а того, кто дал ссылку на твой материал. Начинают потом обижаться на копипаст, на то, что не ссылаются… Мировому Ничто эти обиды безразличны.

И вообще, наша логоцентрическая интеллигентская культура зациклена на том, чтобы придумать и сообщить людям Идею. Извлеку тут тоже трехлетней свежести колонку, где пошел против шерсти национальной культуры и попытался Идею принизить.

_______

«О вреде креатива в среде копипаста»

Придумай классную идею и покоришь интернет почти без денег – гласит распространенный миф. По традиции, креатив противопоставляют деньгам, ибо считается, что хорошая идея и без денег выстрелит.

Соответственно, толпы несчастных маркетологов, перед которыми руководство компании поставило задачу отчебучить что-нибудь эдакое в интернете, тщетно ищут свежие бронебойные идеи. Не понимая, насколько ошибочна сама ставка на креатив. Именно в интернете.

Проклятая легкость доступа – она за несколько дней уничтожает ценность любого креатива. Причем уничтожает двумя способами.

Во-первых, перед креативом все равны. Будь ты хоть Пупкин из прачечной, будь ты хоть Непупкин из Альфа-Банка – тебе одинаково доступно придумать и реализовать какую-нибудь замечательную идею продвижения в интернете.

К чему это ведет? К тому, что идей в интернете появляется сколь угодно много, лимита нет. Из-за простоты доступа общий фон креатива чрезвычайно высок. И это шумовой фон. Каждая отдельная идея в нем тонет. В этом гвалте потребитель устает и пугается уже любых инициатив, подозревая в них коммерческую агрессию.

Во-вторых, даже если тебе удалось придумать конгениальную идею, срок жизни ее эффективности для тебя – до второго-третьего повторения. Потому что уж если придумать может каждый, то повторить – вообще каждый-каждый. Господь создал юзеров, а копипаст сделал их равными. Одно, два, три, пять повторений – и все, гениальная идея вышла в тираж, стала банальщиной, перестала работать сначала на автора, а потом и вообще перестала работать.

Этот эффект хорошо проявился в казусе майора Дымовского. Действенно только первое видеообращение и то недолго. Потом эти видеообращения неразличимы. Вчера свежо, сегодня избито сотнями повторов. А самим дымовским остается только слава первооткрывателя и материал для кейса.

Любое оригинальное решение работает 1-3 повторения, а неоригинальное сразу тонет в общем шуме.

И тысячи маркетологов сейчас бьются над тем, чтобы в тысячный раз доказать это правило своим примером. Потому что так велели начальство и миф о креативе. Мода на партизанский маркетинг привела к тому, что лес забит партизанами под завязку.

Совокупные затраты усилий на миф о быстропродающем креативе – чудовищны и неоправданны. Креатив в этой едкой среде растворяется слишком быстро. Каким бы замечательным он ни был, он всегда одноразовый. Больше того: чем креатив замечательнее, тем быстрее его украдут и обесценят повторами. Лучшее деградирует быстрее, ведь к нему интерес повторяльщиков выше.

Именно это останавливает серьезных игроков от продвижения, например, в соцсетях. Простота доступа легко уравнивает мастодонтов и шушеру. Поэтому мастодонты если и заходят, то так – на пробу.

Нужен барьер, который защитит хорошую идею от простоты повторения, сохранит верность идеи автору. Нужно затруднить повторение и выхолащивание. Чтобы не мог каждый желающий вот так легко взять и повторить.

И таким барьером могут быть… деньги! Да-да, в виртуальном мире именно старые-добрые материальные ценности могут оградить право на особенность. Но, конечно, деньги не сами по себе, а вложенные в масштаб кампании. Или в системную кропотливость работы с клиентами, поддерживаемую длительное время. В то, что недоступно наскоку партизан-оборванцев.

Если повторить идею легко, то масштабно повторить масштабную идею – уже не так просто. Повторить смогут лишь те, кто располагает сопоставимым бюджетом и настолько продвинуты, что готовы тратить его в интернете. Но именно они повторять не станут – несолидно. Самые опасные повторяльщики, убивающие повтором любую идею, – это многочисленная мелкая шушера. А вот как раз ее и отсекают деньги, конвертированные в масштаб и системность маркетинговой кампании.

Креатив играет второстепенную роль и сам по себе ничего не решает. Да, конечно, – в основе масштабной кампании должна быть какая-то яркая идея. Но этого добра навалом (см. сначала). Придумать оригинальную идею несложно. Куда сложнее найти способ сохранить оригинальность идеи хоть на какое-то время. В среде, где все оригинальное тут же копируется.

Этот текст призван помочь маркетологам обосновывать нормальные бюджеты.

_______

Many small bets

3) И наконец, что, если не контент? Как медиа (а теперь каждый - медиа) могут получать различимые для бизнеса или для индустриального присутствия преимущества в среде всеобщего доступа и копипаста?

Наверное, решение надо искать не в контенте, и даже не в дистрибуции (не совсем в дистрибуции), а в количестве и качестве связей с аудиторией. В управлении связями. Ну, вот примерно так (опять заготовка из чемодана, которая раньше была преждевременной, а сейчас, кажется, начинает созревать):

Инвестстратегия Many small bets

Видимо, СМИ, первыми испытавшие удар "стохастической" экономики (экономики стохастических субъектов), вырабатывают сейчас совершенно новый инвестиционный подход.

Раньше идеология любого инвестпроекта базировалась на предварительном расчете сценария, который потом воплощался по утвержденному плану. Однако уже венчурное инвестирование стало отказываться от стратегии рассчитанного сценария в пользу стратегии спортлото (вероятностей).

Аналитический контент по теме неизведанного, написанный мультизадачным редактором, формирует то информационное пространство, в котором вы проводите каждую секунду своей жизни, только если вы не пустынный анахорет. И ночной кошмар борца с индукцией Нассима Талеба - бесчисленное множество дублирующих друг друга круглые сутки средств массой информации - меркнет на фоне набитого сором и пылью чучела под названием «профессиональная журналистика в России».

Теперь же в СМИ инвестиции приобретают совершенно иную природу: надо запускать максимальное количество функциональных прибамбасов с минимальной стоимостью каждого из них. Ставить понемногу, но на все, что кажется хоть чуть-чуть интересным. Что-то сработает, будет подхвачено пользователями, разовьется. Что-то отомрет. Загодя никто не знает, что именно.

Разве мог студент Цукерберг предположить последствия своей хулиганской выходки с оценкой фотографий однокурсниц? Даже сама среда не знает, на что она будет реагировать, потому что не изведала всего набора своих вероятных реакций. Возможно, она в принципе не может ничего знать наперед о своем поведении.

Среда открыта, высококонкурентна, субъекты в ней чрезвычайно мобильны, поэтому их реакции столь множественны и ветвисты, что не просчитываются с достаточной для прежней идеологии инвестирования точностью. Между тем, новизна среды сама по себе требует поиска новых решений (старые не приживаются). Изменения очевидно необходимы, но какие - неизвестно. А достаточных ресурсов для "серьезного" подхода к инновациям почти ни у кого нет. В этих условиях даже не очень крупная ставка на какое-либо изменение становится роковой - и из-за расходов, и из-за неудачного изменения.

Кроме того, сам по себе моносценарный подход к инвестициям уже таит риски даже в случае удачи: в мобильной безбарьерной среде любое удачное решение легко копируется и утрачивает эксклюзив (а значит, способность производить стоимость) уже на следующий день. А запасных решений нет, все силы брошены на одно.

В новой среде надо привыкать, что решения и идеи имеют ценность лишь в момент рождения. Но как только и если они докажут свою жизнеспособность, то тут же воспроизводятся, с каждой новой копией убивая стоимость для всех участников копирования. Не копируется лишь масштаб, если он гигантский. Но его еще надо нарастить.

Отсюда, видимо, второй пункт новой стратегии: все силы надо мгновенно бросать на решение, которое "выстрелило", дало трафик, платежи, цитаты. Чтобы успеть набрать масштаб до того, как конкуренты скопируют. Теперь вовсе не обладание активами или идеей, а обладание масштабом - единственное надежное конкурентное преимущество. Чему доказательством служат конкурентные истории AppStore, Facebook и даже несчастного ЖЖ (который из-за набранного прежде масштаба все никак неубиенный, хотя другие проекты умерли бы уже семь раз, как Top4top).

Поэтому, кратко, стратегия инвеcтиций и инноваций в новых медиа такова:

1. Запускай все, что может шевелиться и за недорого.

2. То, что зашевелилось, мгновенно масштабируй до таких размеров, чтобы запуск альтернативы утрачивал смысл или был всегда догоняющим.

3. Поставь пункты 1 и 2 на конвейер, иначе настигнут.

Вероятно, подобная стратегия неизбежна для любого бизнеса: 1) рассчитанного на отдачу в открытой среде сети, 2) не связанного с большими материальными активами.

С чего продолжается Родина

4) Ну и напоследок (тоже зашла речь сегодня и тоже пару лет назад мысли были, но тогда преждевременные) – о естественных ограничениях оборота для медиа: о лимите языкового ареала, с которым столкнутся те, кто сможет этот оборот наращивать.

Еще одна беда - глобальная межъязыковая конкуренция за аудиторию

С ростом глобализации и распространением международного языка (им будет английский) англоязычные СМИ начнут перехватывать аудиторию у национальных СМИ.

Очень хорошая презентация про потребление медиа на iPad - на базе Economist. Lean back media: the shock of the old.

Не интригуйте, уточняйте. Заголовок «Президент погиб» не имеет права на жизнь в российском издании, если речь идёт о президенте Зимбабве.
Вообще не приносите корректность заголовка в жертву хлёсткости.
Не калькируйте чужие заголовки: чужие мысли труднее думать, чем свои.
Прочтите сообщение источника. Отложите текст. Напишите новость вслепую. Повторите.
Сначала пишите главное, потом всё остальное. Главное выражено в заголовке.
Старайтесь использовать в новости как минимум два источника.
Не повторяйте одних и тех же фактов в одной и той же новости.
Если после прочтения новости возникают вопросы, перепишите новость.
Если вопросы остаются, но ответа на них нет, напишите об этом.
Если ответ на возникший вопрос находится на расстоянии телефонного звонка, сделайте этот звонок.
Продумайте структуру статьи после первоначального сбора фактов, а не до.
Ответьте хотя бы на главные вопросы читателя: кто, что, где, когда, почему и зачем.
Найдите предысторию. Расскажите её читателю, проясните контекст происходящего.

Автор вдруг снова предрекает возрождение медиа в таблетках - а уже года полтора-два как такие прогнозы утихли.

В частности, в заключении есть интересная мысль о том, что для Economist новые горизонты открываются благодаря глобализации и распространению английского языка. Это правда. Для англоязычных СМИ интернет расширяет аудиторию. И чем дальше, тем больше/быстрее.

Но это же обстоятельство сужает аудиторию и перспективы для национальных СМИ.

Теоретически, конечно, русскоязычные СМИ благодаря интернету тоже расширили аудиторию - они могут теперь достигать заграничных диаспор, которые раньше им физически не были доступны. Но стратегически все же интернет запустит глобальную межъязыковую конкуренцию медиа.

Может показаться, что это будет конкуренция между английским, испанским и китайским языками. Но нет, испанский и китайский нужны только тем, кто на них общается. А английским пользуются и те, кому он не нужен для общения дома. Это единственный естественный язык межнационального общения. В том числе для китайцев и латиносов.

Поэтому языковая конкуренция за аудитории будет идти между английским, с одной стороны, и всеми прочими языками, с другой. Лет через 5-10 это станет еще одной проблемой для национальных медиа. Особенно с развитием функций автоматического перевода. Венгерские СМИ насколько языком защищены - настолько же и ограничены. Представьте: глобализованные читатели "Коммерсанта" начнут отказываться от него ради "Financial Times". А New Yorker таки переманит публику у "Русского репортера". Ведь если языковой барьер будет снижаться (а он в интернете будет снижаться), то что остается? Локальные новости и культурное своеобразие. Будет ли этого достаточно? Особенно для публики, которая хотела бы поменьше сталкиваться с локальными новостями и культурным своеобразием.

А вот газеты типа "Жизнь" защищены от смешения народов лучше. Не качеством продукта, а качеством аудитории.

________

О проблеме языковой границы в Сети заговорила Алена Владимирская, когда стала ощущать, что уже подбирается к пределу распространения своего могущества из-за национальных границ.

Вспомнился фильм "Чапаев":

- … Василий Иванович, а армией смогешь?

- Смогу, Петька, смогу.

- Ну, а в мировом масштабе?!

- Нет, в мировом масштабе не смогу. Языков не знаю…

Увы, русские СМИ в сети имеют естественный ограничитель - язык аудитории. Для них порог аудиторной монетизации недостижим из-за этого. Надо, чтобы поляна была хотя бы с миллиардик. Тогда потенциал "покупок" будет достаточным, чтобы по копеечке с оборота набирать. Это то, с чем должны будут столкнуться "Ведомости" с их монетизацией. Ну что, надо думать о том, как интернационализировать. Без потери национальной базы. Вот это будет медиа-инновация, к которой другие наши СМИ еще не подошли.

Игрушка, приложение, СМИ, попадающие в условный app-store, могут получать доход лишь с огромного оборота, который этот app-store теоретически обеспечивает. Там еще нужно получить «приоритетную выкладку» (за счет вирусности или «мерчендайзинга»), что для СМИ, кстати, практически нереально: газеты все реже выкладывают возле касс, возле касс лежат жвачки, батарейки и презервативы. Но, для начала, в такой сетевой магазин с практически открытым, и почти равным всему сетевому населению Земли языковым ареалом надо еще попасть. Даже китайцы этой привилегии не имеют. Не говоря уж о русских. И вот некоторые медиа уже начинают подходить к этому порогу. Года через три лучшим из них предстоит об этом задуматься. Алена Владимирская вот первая подошла.

Источни: aka-media.ru




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



«Добавьте золота»

Максим Ильяхов о том, как зарабатывать с помощью текста и расправляться с правками

Творческому человеку непросто дается работа с заказчиками: не каждое сердце выдержит правки, которые превращают созданный со всей душой проект в нечто с трудом узнаваемое. Максим Ильяхов, редактор и автор книги «Пиши, сокращай», вышедшей в издательстве «Альпина Паблишер», на лекции «Страх, боль и правочки. Как спокойно работать с клиентами, если вы творческий человек» рассказал о правилах, которые помогут справиться с любой работой. T&P опубликовали тезисы.

25.09.2017 19:07, Anna Lukachuk


Уход в себя

«Внутренняя эмиграция» по-английски

В Лондоне все чаще обращают внимание на то, что нарастающий объем информации, который обрушивается на современное общество и давит на человека, имеет обратный эффект и приводит к противоположному результату: потере интереса к новостной информации. Более того, эксперты отмечают драматическое наступление другого процесса — люди «отключаются» от информационного потока.

20.07.2017 13:00, Нана Яковенко


Спасибо Носику за это

Рунет лишился своего гуру. Не стало Антона Носика

Сейчас, когда к интернету в России подключено 70 миллионов человек, сложно представить, что лет 20 назад их было пару сотен тысяч, человек 100 из которых делали то, чем мы сегодня ежеминутно пользуемся. Антон Носик был одним из них.

10.07.2017 13:00, Антон Меркуров


Жизнь и смерть в цифре

О проблеме архивации и резервирования информации

По оценкам исследователей International Data Corporation, количество информации удваивается в мире каждые два года. На данный момент ее объем составляет несколько тысяч эксабайт, и лишь один процент из этого объема так или иначе проанализирован. Однако даже эта информация сохранена ненадежно: хрупкость аналоговых носителей и развитие ПО увеличивают риски ее потери.

30.06.2017 21:00, Евгений Механцев


Битва за открытый доступ

Олигополия научных издательств, ситуация со Sci-Hub и будущее открытого доступа. Часть 2

Крупнейшие архивы открытого доступа, функционирование пиратских площадок и будущее научной коммуникации.

29.06.2017 19:10, Аса Сигурэ


Новые медиа, старые проблемы

Олигополия научных издательств, ситуация со Sci-Hub и будущее открытого доступа. Часть 1

Один из персонажей в пьесе Бернарда Шоу «Врач перед дилеммой» говорит: «Профессия есть заговор против мирян». По словам профессора Джона Нортона, чтобы понять ситуацию в сфере научной коммуникации, нужно просто заменить слово «профессии» на «издатели академических журналов». Это справедливое утверждение: удивительно, но в эпоху развития интернета знания оказываются закрытыми, и на пути к ним стоят корпорации, получающие огромную прибыль за труды других людей.

28.06.2017 19:00, Аса Сигурэ


«Общественность не должна платить за открытый доступ к исследованиям»

Точка зрения австралийского издателя: о сложностях политики открытого доступа

Аргументы в защиту свободного обмена научно-исследовательскими данными кажутся убедительными. Как заметил Стивен Инчкомб (Steven Inchcoombe) из издательства Springer Nature, «популярность журналов открытого доступа растет, так же как – чуть в меньшей степени – популярность монографий открытого доступа».

22.06.2017 16:00, NATHAN HOLLIER


«Я убеждена в том, что ни один врач не может определить, является ли кто-то душевнобольным»

Как журналистка проникла в психиатрическую больницу

Полиция забирает испуганную и растерянную Нелли Блай в 1887 году в Нью-Йорке. Вскоре она предстает перед судьей, ее обследуют несколько врачей. Сомнений у специалистов нет: девушка — душевнобольная, ее помещают в спецучреждение. Пока для Нелли Блай все идет по плану.

22.06.2017 05:00, Трульс Уссинг (Troels Ussing)


Проект European Open Science Cloud

Европа создает крупнейший научный репозитарий открытых данных

Ведущие европейские исследовательские институты договорились о совместной работе со спонсорскими организациями и законодателями над созданием European Open Science Cloud – крупнейшего открытого репозитория данных в истории науки. Идея проекта European Open Science Cloud заключается в том, чтобы предоставить каждому ученому и всем желающим открытый доступ к результатам исследований, проведенных за счет государственного финансирования.

20.06.2017 16:00, Benedict O'Donnell


Путь в ноосферу

Запущена Федеральная резервная система банков знания

В рамках Третьего международного профессионального форума «Книга. Культура. Образование. Инновации» состоялись специальный семинар «Открытый доступ» и пресс-конференция «Федеральная резервная система банков знания: настоящее и будущее», проведенная Ассоциацией интернет-издателей (АИИ) совместно с НП «НЭКИОН». Ключевыми темами для обсуждения стали открытый доступ к научным исследованиям и планы по развитию Федеральной резервной системы банков знания, которая была запущена в рамках проекта «Ноосфера. Запуск» весной 2017 года в тестовом режиме. На пресс-конференции был анонсирован ее официальный запуск.

07.06.2017 15:00, Агент Ноосферы






 

Новости

От согласия к решимости
27 сентября на международной конференции НЭИКОН состоялось специальное мероприятие, посвященное вопросам открытого доступа в России.
Сотни видеолекций преподавателей Факультета гуманитарных наук ВШЭ выложены в сеть
Сотни видеозаписей лекций преподавателей Факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) выложены в свободный доступ.
570 оцифрованных страниц из дневников Леонардо да Винчи опубликованы онлайн
Британская библиотека опубликовала 570 оцифрованных страниц из дневников Леонардо да Винчи для всеобщего обозрения. Страницы можно листать, увеличивать и скачивать.
«Газпром-медиа» не выявил отношений «Эха Москвы» с американским агентством BBG
Холдинг «Газпром-медиа», контролирующий акционер радио «Эхо Москвы», в ходе проверок не выявил каких-либо отношений радиостанции со структурами американского правительственного агентства Broadcasting Board of Governors (BBG).

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.