Подписаться на обновления
20 апреляВторник

usd цб 76.2491

eur цб 91.4760

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи  Выпускники и наставники России 
  пятница, 7 января 2011 года, 12:15

Noize MC: «Это сложно — делать нормальное лицо»
Жертва имиджа, враг ЛУКОЙЛа, поклонник Маяковского


Noize MC Иван Алексеев в своей репетиционной студии // Фото: Александр Левин
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог







Иван Алексеев, или Noize MC, как его знает почтенная публика, — совершенно нетипичный случай в музыке. Ещё полгода назад Noize MC для меня располагался где-то между Димой Биланом и Кастой». Я просто ничего не знал о нём, кроме того, что это нечто мерзкое. Какой-то парень из гетто, кумир пацанчиков и прочей «высокоинтеллектуальной» молодёжи.

Надо сказать, что для такого эстетствующего сноба, как я, есть области нашего шоу-бизнеса, куда я просто (из принципа) не заглядываю.

Самым громким событием последних дней стала песня Noize MC «Мерседес S 666». А после и отстранение Артемия Троицкого за несколько часов до эфира от участия в передаче «Особое мнение» на радио «Эхо Москвы». Причиной послужило желание Артемия включить в передачу эту песню. По словам Троицкого, сначала ему отказали по причине неформата. Позже, убеждая Сергея Бунтмана, первого заместителя главного редактора «Эха Москвы», который не смог привести внятных аргументов, Троицкий произнёс: «Музыка, тем более песня важная и содержательная, только оживит эту тухлую передачу». Бунтман, обидевшись на слово «тухлая», отстранил Троицкого от эфира: «Тебе, достойному человеку, в тухлой передаче больше не место. Отменяется и завтрашний эфир, и все последующие также».

Но песенка про телевизор, который упал на «Геленваген», случайно услышанная мной где-то, оккупировала мой мозг примерно на неделю. Несмотря на нецензурную увертюру.

Потом я залез в Википедию — оказывается, Иван Алексеев учился в РГГУ. «Наверное, недоучился, — услужливо подсказал ум. — Выгнали, спился или ещё чего и подался в музыканты».

Новым культурным шоком для меня стала встреча MC Noizе со студентами журфака МГУ, на которой он цитировал Маяковского и апеллировал к ситуации создания лермонтовской «Смерти поэта». Моё любопытство достигло критической массы — именно с этой массой я вломился в репетиционную базу, где тусуются «парни группы Noize MC». Они как раз репетировали свой «Последний альбом» (на самом деле второй по счёту), который с 28 мая наводнил магазины, ларьки и прочие музыкальные точки необъятных российских просторов. И понял, что Иван Алексеев совсем не тот, за кого его выдают электронные и бумажные СМИ. Он — жертва имиджа…

— Ну, так ты окончил РГГУ?
— Да, конечно. Ещё я там познакомился со всеми парнями — мы жили в одном общежитии. Я учился на факультете информатики, Максим, наш клавишник, и Пашок, наш барабанщик, учились на факультете социальной антропологии, но на разных курсах, а Кислый, наш басист, учился по специальности «историческая антропология». Изначально у нас был другой барабанщик, Андрей, который жил с парнями в комнате.

— Общежитие тоже на Новослободской, рядом с главным корпусом РГГУ, располагалось?
— На Новослабодской было мажорское общежитие, для иностранцев. А мы жили на станции метро «Улица Академика Янгеля». Это такая жопа мира, там, где Бутово начинается. Я учился там же — рядом с общагой (шестнадцатиэтажной) в трёхэтажном здании. А парням приходилось ездить в главное здание.

— И нужно было всё время ездить туда-сюда?! Ну, правда, это не настолько далеко, по одной ветке — серой.
— Ну, серая ветка — она бесконечная: можно ехать, ехать и… успеть родить ребёнка, пока едешь… Ну вот, а парни жили втроём, соответственно, Макс, Пашок и Андрей. Павлик, наш теперешний барабанщик, долгое время играл на второй гитаре. Потом, когда Андрей ушёл из группы (он был из Литвы и решил вернуться домой), Паша спонтанно пересел на одном из концертов за барабанную установку. И с тех пор (это было в 2005 году) у нас неизменный состав.

— За что ты ценишь людей?
— Какой-то созвучный моему взгляд на мир. Я не знаю, как это описать детально. Просто начинаешь общаться и понимаешь, что вы либо единомышленники, либо нет.

— А качество какое самое главное для тебя в человеке?
— Искренность.

— Макс, к тебе вопрос. Когда вы только познакомились, каким он тебе показался?
— Ваня?..
- (Иван перехватывает инициативу) На самом деле они долго меня недолюбливали, потому что я орал под гитару какие-то антисоциальные рэпаки на этаже, а они в то время были качками, занимались спортом активно. У всех троих у них было такое прозвище — «жиры» (за глаза). Потому что это были реально самые крупные парни на этаже с такими банками (в смысле бицепсами): «Мы идём на бокс!». И ещё — потом уже, когда мы познакомились — они слегка продолжали точить на меня зуб. Потому что я всё время заходил к ним и пил их молоко, которое они должны были употреблять строго порционно и определёнными дозами. Я же был не в теме, всё время спрашивал: «Нет ли молока?» Они со стиснутыми зубами отвечали: «Есть». Я стиснутых зубов совершенно не замечал. В итоге выпивал у парней всё молоко, пользуясь их гостеприимством и мнимым радушием.

— (Макс) У нас молоко было посчитано, нужно было его пить с желтком яичным. Денег было мало, мы его покупали в «Ашане»… Система рушилась прямо на глазах.

— Ну всё-таки что ты о нём ещё можешь сказать, кроме того, что он талантливый музыкант и у вас была общая молодость?
— (Макс) Ваня добрый. Бывают люди со злостью, с говнинкой… Этого в Ване нет. Бывают какие-то острые моменты. Но я всегда знаю: пена сейчас сойдет, но останутся отношения, основанные на дружбе и доверии.
— (Иван) Справедливости ради надо признать, что я добрый, но нервный. Могу наговорить всякого и уже через десять минут буду перед парнями извиняться. Но иногда меня переполняют деструктивные настроения. Сегодня, только что, на репетиции такое было. Вначале я взбесился, потом долго себя успокаивал…

— Откуда столько боли в твоих песнях?
— Не знаю. Наверно, отчасти из-за семейной ситуации. Отчасти из-за того, что со мной в школе было. Надо мной круто было издеваться, пока не наступала контрольная. Тут я сразу становился всем корефаном, у меня можно было жёстко списать. В моём классе кто-то слушал попсу, эстраду. Кто-то рэп, электронную музыку. А я был единственным ярым фанатом «Нирваны», и мне даже не с кем было поговорить об этом. Был таким то ли панком, то ли металлистом. Короче, поклонником странной музыки. И надо мной все издевались — просто по приколу… Из-за этого и из-за того, что родители развелись, когда мне было девять, — вот это, думаю, две основные причины.

— Раз уж мы заговорили о школе, как тебя угораздило принять участие в фильме «Розыгрыш»? Я так понимаю, весь сценарий фильма — это ты просто играл про своё детство.
— Это всего лишь совпадение, что сценарий оказался так схож с моей биографией. Но это не было написано специально «под меня». Получилось случайно, что люди, которые хотели реализовать данный сценарий, вышли на меня.

— У тебя были когда-нибудь актёрские амбиции? Почему они тебя-то взяли?
— Нет, абсолютно. Они хотели, чтобы играл музыкант, который будет петь свои песни. Чтобы не актёр пытался попадать в фонограмму, а именно им важно было, чтобы это была настоящая музыка.

— Ты доволен этим опытом и будешь ли сниматься дальше?
— Нет… Ну, насчёт кино. Мы собираемся снять свой кинопроект, экранизировать книжку, которую написал Паша, наш барабанщик. Она выходит как раз вместе с новым альбомом. Паша написал её, будучи вдохновлённым всем, что вы сейчас видите вокруг. Дело в том, что наша репетиционная база — это подвал завода, который производил детали военных истребителей во времена Великой Отечественной. Его разбирали и полностью перевозили на Урал в сороковые. Там уже ремонтировали и привозили обратно. И здесь на самом деле ядерное бомбоубежище. Если сверху шарахнет, то здесь можно будет тусоваться достаточно долгое время.

Этим, собственно, и была инспирирована книжка. Она повествует о музыкантах, которые в день, когда кончился мир, оказались здесь. 26 человек, среди них — мы сами. Персонажей книжки зовут точно так же. И вот они три года живут здесь и решают записать пластинку. Непонятно для кого, непонятно зачем. Называется всё это «Последний альбом», как, собственно, и последняя наша пластинка.

Вот в этом проекте я, конечно, буду участвовать. А специально куда-то пытаться попасть — нет, не хочу. Мне с трудом удавалось играть даже самого себя. Поэтому браться за какие-то драматические роли…

— Почему с трудом?
— Ну просто это сложно — делать нормальное лицо. Знаешь, когда тебя для фотографии просят… Это же парадоксальная ситуация. Для того чтобы выглядеть естественно в кадре, тебе надо сыграть. И вот непонятно, где эта грань между «сыграть» и вести себя так, как бы ты себя вёл естественно в этой ситуации. Единственное, что мне было доступно на тот момент, — это попытаться прожить, а не как-то по-актерски выполнить задачу; попытаться как-то приблизить это к реальности.

— Ты любишь поэзию?
— Да, конечно.

—Кого?
— Серебряный век. Маяковский, Есенин — вот два самых главных для меня поэта. Оба примечательны, на мой взгляд, ещё и тем, что, являясь вроде как представителями поэтических течений, популярных в то время (футуризм и имажинизм. – Прим. А. Т.), ни Маяковский, ни Есенин по-настоящему к ним не принадлежали и были по большей части такими жемчужинами в навозе. Никогда мне не были близки эти «о, рассмейтесь, смехачи, о, засмейтесь, смехачи» и прочий футуристический треш. Эти поэты для меня ещё интересны и тем, что сумели подняться над тусовкой, в которой начинали.

—Маяковский был фактически рупором системы…
— …Маяковский был фактически рупором системы, но при этом он делал это искренне…

— Когда он понял, что это за система, он просто пулю в лоб пустил...
— …и свято верил в идеалы, которые провозглашала эта система. Думал, что это действительно нечто новое, что пришло на смену ужасному режиму прошлого. На деле оказалось, что хрен редьки не слаще. Это трагично, конечно.

Именно поэтому не хочется связываться ни с позицией, ни с оппозицией, вообще ни с кем на свете.

— Тем не менее твоё творчество — это идейное творчество. Ты хочешь донести до людей определенную позицию, чёткую мысль. Как-то воззвать к гражданскому чувству своих слушателей.
— Да. Но это не значит, что я являюсь рупором какой-то системы, альтернативной той, которая есть сейчас. В любой системе, как бы она ни была устроена, всё равно будут недостатки. И, просто сменяя одну систему на другую, глобально проблемы ты не решаешь. У нас номинально вроде бы демократия в стране. На деле мы видим, что гайки закручиваются и закручиваются. Даже правящая партия называется «Единая Россия». Что как бы не подразумевает каких-то там ещё Россий. Это как у Чехова — «говорящая фамилия». Сейчас ведь и президентский срок удлинили. Так что у нас в стране такая темократия * (Темократия, по Платону, — крайняя форма неправильных видов государства: демократия, тирания, олигархия, темократия. — Прим. А.Т.) намечается. Это всё неправильно.

Какие бы хорошие вещи эти люди ни несли, лишая народ возможности выбора, они, на мой взгляд, показывают, что им, видимо, есть что скрывать…

Я действительно вижу вокруг себя многое, что мне не нравится, и естественно, мне хочется выражать своё мнение по этому поводу. Но при этом быть политически ангажированным, принимать чью-то сторону, альтернативную той, что сейчас существует, тоже не хочу. Потому что… ну, только что говорили о Маяковском. Вот на это он повёлся. И в итоге это привело к глубокому личностному диссонансу.

— Когда ты начинаешь с помощью музыки как-то комментировать ситуацию в стране, это тоже какая-то политическая ангажированность, может, с обратным знаком. Вообще у искусства есть несколько измерений. Есть видение мира с высоты птичьего полёта. И тут уже вся современная ситуация — она просто незначительна, микроскопической кажется. Другое измерение искусства — то, чем занимался Маяковский в своих агитках и культпросветах. И не нужно говорить, что это вторично или неправильно. Когда с помощью каких-то конкретных песен ты пытаешься изменить нынешнюю ситуацию, ты уже не просто какая-то творческая единица. Ты становишься политической силой. — Как после скандального трека о «Мерседесе 666» про аварию с участием вице-президента ЛУКОЙЛа Анатолия Баркова?
— Да. Вообще это не первый раз происходит. С этим пытаются связать мою популярность. И на этом построить легенду о моём проникновении в аудиторию.

Прочитал письмо Л. Лещенко в защиту вице-президента ЛУКОЙЛа Александра Баркова, и стало не по себе. Интересно, Лещенко, который тесно связан с ЛУКОЙЛом, сам верит в беспристрастность суда в данном случае, в справедливый исход? Ни ездил ли он сам ни разу с высокопоставленными людьми по встречной полосе? Намного важней другое — сам факт появления этой песни. У Noiz'a хватило мужества вступиться за слабую сторону этого ДТП, возможно, даже пойдя на риск. Он вступился не только за двух беззащитных женщин, оказавшихся на пути «Мерседеса» «большого человека», но и за всех обычных водителей без спецномеров и мигалок, за нас с вами. Теперь мы тоже должны проявить гражданскую ответственность и поддержать отважного парня! После появления таких песен сильные мира сего должны в следующий раз хорошенько подумать, прежде чем выехать на встречную полосу. А у вас, Лев Валерьянович, подобные песни в репертуаре имеются?

Когда я подписал контракт с Universal, везде писали: «А, понятно. Он прославился, потому что подписал контракт с Universal». Когда разорвал контракт с Universal, выпустил с дистрибьютором альбом напрямую, там был трек в адрес Николая Фандеева — это критик такой. Тут же в блогосфере на меня повесели ярлык, что я прославился, опустив музыкального журналиста средней руки.

Потом было выступление на «Яга-фесте», на котором мы спели песню про то, что героин полезен, апеллируя к тому, что он так же полезен, как и «Ягуар». После этого начали лепить ярлыки — кто писал, что мы вирусным маркетингом занимаемся, кто утверждал, что мы имя на этом себе пытаемся сделать и прославиться.

Всё время, что бы я ни делал, насколько бы искренне это ни было, придумывают, какой штамп повесить на моё творчество! Хотя оно очень разное. И что касается вот этого птичьего полёта: у меня много лирики, замешанной на глубоких личностных переживаниях. Есть песни общечеловеческого характера, их очень много. Есть на злобу дня, которые говорят таким уличным языком о том, что происходит здесь и сейчас. А нас всё пытаются затолкать в какую-то одну папку.

— Почему вы с Universal разорвали отношения?
— Мы подписали контракт с Universal и думали, что это круто! Что они помогут нам распространять нашу музыку, смогут преодолеть вопросы того же самого формата, используя своё влияние для того, чтобы наши клипы брали в ротацию телеканалы и чтобы нас крутило радио. Мы в итоге просидели год. Наш клип «За закрытой дверью» MTV показывало буквально пару недель в какое-то непонятное время. Нас не крутили по радио, у нас не было никаких гастролей. При этом в перспективе Universal хотели получать ещё проценты и с наших концертов, по сути ничего не сделав, просто поставив свой логотип на диске и задействовав все дистрибуции.

На самом деле им невыгодно заниматься русскими артистами. Потому что они здесь продают западную музыку. Печатают наклейку на кириллице, шлёп, и понеслась. Российский Universal — это такое отделение почтамта где-нибудь в деревне в Удмуртии. Такое же отношение к происходящему. «А, что там, телеграмма? А-а-а-а… Сейчас отнесём». При этом в компании работает немало замечательных людей. Но общая политика такая. Не знаю, чем объяснить такой подход к делу. Наверно, по-другому просто не надо. И так всё круто.

— То, что ты делаешь, — это своего рода андеграунд, который становится сейчас популярным. Как тебе удаётся не попасть в рабство всевозможных форматов?
— Это проблема давно для нас актуальна. Потому что нам всё время говорят: мы не можем понять — у вас то ли рэп, то ли рок. Радиостанции, ориентированные на электронную музыку и R&B, говорят, что «тут у вас тяжёлые гитары». Радиостанции, ориентированные на рок, говорят: «Ну вы же тут рэп читаете».

Всё это происходит, господа, в 2010 году!

Хотя Aerosmith с Run DMC в 1986-м записали трек. Хотя группа Limp Bizkit пережила пик своей популярности в 1999 году. Хотя группа Linkin Park — это не просто популярный коллектив, а уже, считается, стадионный селаут глобальный, как группа Scorpions, к примеру.

А здесь до сих пор рассказывают, что мешать рэп и рок — это что-то очень странное. Что мы не можем это переварить. Ну тем не менее какие-то песни попадают в ротацию, снимаются клипы. На каком-то уровне это всё существует.

— Последний вопрос — насчёт мата. И я всегда считал, что мат — это грязь в речи, когда ты показываешь, что ты не контролируешь свою речь. Там, на семинаре журфака МГУ, ты сказал, что мат — это круто.
— Ну это, конечно, было сказано с иронией. Мне этот вопрос задают постоянно, на каждом шагу. Вот мат в речи — это… это экспрессивное средство. И поскольку в нашей музыке очень много боли, едкой сатиры и иронии, ощущения обманутости, что ли, мат здесь просто необходим в определённых ситуациях.

— Ну ты согласен с тем, что это грязь?
— Ну да, естественно. Так же как «гранж»-музыка. «Гранж» — слово само по себе означает «грязь». И это действительно слово, отражающее то, как эта музыка звучит. И — да, я это не отрицаю. Но просто грязь — это не всегда плохо. Грязь — это порой очень уместно. И грязь в искусстве тоже должна быть. Если ты изображаешь грязь на картине, очень сложно будет её нарисовать, если у тебя есть голубой, розовый и жёлтый цвета. Как-то, конечно, можно изголиться, но это будет эстетская х…я, а не настоящий чернозём. Тут не обойтись без коричневого и чёрного.

Беседовал Алексей Титов




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



«Вы действительно хотите спасти планету, мистер Безос?»

Ученые и экоактивисты — о том, как эффективнее бороться с изменением климата

Не так давно второй по богатству человек в мире Джефф Безос объявил, что покидает пост главы Amazon, чтобы сосредоточиться на таких проектах, как газета The Washington Post, которую он купил в 2013 году, и ракетостроительная компания Blue Origin, а также заняться спасением нашей стремительно разрушающейся планеты. Американский миллиардер учредил Bezos Earth Fund — фонд для поддержки ученых, активистов и неправительственных организаций, занимающихся решением экологических проблем. Научный журналист Wired Мэтт Саймон поговорил с экспертами и собрал советы, которые могли бы помочь Безосу сделать борьбу с изменением климата более эффективной.

20.04.2021 09:00, Мэтт Саймон, Роман Шевчук, knife.media


5 интернет-магазинов, в которых можно купить органические семена

До начала дачного сезона осталось совсем немного. Recycle собрал список интернет-магазинов, где можно заказать органические семена овощей и цветов. Их «потомство» можно использовать для следующих посадок. Таким образом достаточно лишь один-два раза купить такие семена, чтобы в будущем самостоятельно обеспечивать себя посадочным материалом.

12.04.2021 09:00, Ася Малютина, recyclemag.ru



Подальше от людей, поближе к природе

12 способов путешествовать экологично

Во многих странах вовсю идет вакцинация, и путешественники готовятся вскоре снова отправиться в путь, а пока границы закрыты, стоит задуматься о влиянии массового туризма на нашу планету. Можем ли мы путешествовать более экологично — и не только не вредить окружающей среде, но и способствовать ее сохранению? Журналисты из National Geographic считают: однозначно да.

30.03.2021 09:00, Роман Шевчук, knife.media


ЭкоДом: пять идей для экологичного дизайна квартиры

Как обустроить свое пространство

Многие гаджеты позволяют сделать наше жилье более экологичным: компостеры, и смесители с режимом экономии воды, осветительные приборы, сокращающие потребление электричества. Но нельзя забывать и об основных элементах дизайна. Они тоже не должны наносить вред окружающей среде.

23.03.2021 09:00, Ася Малютина, recyclemag.ru



На подзарядке

Как чувствовать себя отлично каждый день и поддерживать необходимый уровень энергии? Говорят, что до 30 лет работает генетика, а после — образ жизни. Эксперты поделились простыми правилами для сохранения активности, и разобрались, есть ли гендерные отличия в подходах к фитнесу и диетам.

08.03.2021 09:00, Ирина Федотова для журнала «Сноб»


Борьба с пластиком

Экологи против промышленности

Возможно ли примирить промышленные новшества, бизнес и активистов гринпис? Что думают экологи о инновациях? Какие передовые технологии помогут нам справиться с угрозой тотального загрязнения пластиковым отходами? Читайте в статье.

07.03.2021 13:00, Georgy Vachnadze, vc.ru


8 вещей, которые вы можете сделать для планеты за один день

Чтобы она стала более экологичной

Какой вред может нанести одноразовый пластиковый нож, новый мобильный телефон, румяный поджаренный стейк или порция куриных наггетсов? Все это сущие пустяки. Но всего за один день каждый из нас производит несколько килограммов таких «пустяков», превращая их в огромный и непоправимый вред для планеты.

07.03.2021 09:00, Наталия Широкова, mann-ivanov-ferber.ru


Лакса, фучка и съедобные кузнечики

Что едят на азиатских улицах и как ООН борется за безопасность стритфуда

Стритфуд — неотъемлемая часть культуры многих стран. Сегодня мы расскажем об азиатской уличной еде: что из нее обязательно стоит попробовать, чем различаются кухни Сингапура и Бангладеш и в каком виде лучше есть пауков и скорпионов? Разбираемся с помощью автора канала Food&Science Всеволода Остахновича.

06.03.2021 09:00, Всеволод Остахнович, knife.media






 

Самое читаемое



Путь в науку 2021

Новости

28 мая состоится первый семинар по проекту «COVID-19.рф: информация против пандемии»
Проект инициирован в ответ на чрезвычайную ситуацию, вызванную проблемами пандемии COVID-19 и глобального локдауна, и выполняется в интересах всего международного информационного сообщества. В результате проекта российская научная информация в области исследований нового коронавируса и смежных проблем будет размещена на открытой российской платформе и легально интегрирована в глобальное открытое пространство научной информации.
Исследование: в мире ежегодно выбрасывается миллиард тонн продуктов питания
Ежегодно в мире выбрасывается 1,03 миллиарда тонн продуктов питания — это 17% от объема их производства. Например, в США семья из четырех человек в среднем тратит 1,5 тысячи долларов на еду, которая отправится на свалки. Это показало исследование ООН, пишет AP.
Почти половина экологичных производителей обманывает покупателей
Экологичная продукция стала трендом, многие стремятся приобретать именно ее. Но все ли экопродукты имеют право называться безопасными для окружающей среды? Международная сеть по защите прав потребителей (ICPEN) проверила рекламу экотоваров в интернете. Оказалось, что 40% обещаний лукавят.
Исследование: природа ежегодно перерабатывает более 41 миллиона тонн отходов жизнедеятельности человечества
Команда ученых из Великобритании и Индии оценили санитарную роль экосистем в 48 городах мира, в которых в общей сложности живет 82 миллиона человек. Исследователи проанализировали потоки отходов в местах, где не было канализации, но существовали выгребные ямы. Оказалось, что природа очищает не менее 18% отходов жизнедеятельности людей — это 2,2 миллиона кубометров, пишет EurekAlert.
Запущен первый российский агрегатор научных публикаций по COVID-19
Платформа создана Национальным электронно-информационным консорциумом (НЭИКОН) в рамках проекта «COVID-19.рф: информация против пандемии».

 

 

Мнения

Редакция «Частного корреспондента»

Почему «Часкор» позеленел?

Мы долго пытались написать это редакционное заявление. Нам хотелось уместить в него 12 лет работы, 45 тысяч статей (и даже чуть больше), несколько редакций и бесконечность труда и сил. А еще – постараться объяснить нашим читателям происходящие изменения.

Виталий Куренной

Традиционные ценности и диалектика критики в обществе сингулярности

Статья Николая Патрушева по поводу российских ценностей интересна сама по себе, но также вызвала яркий отклик Григория Юдина, который разоблачает парадигму «ценностей», трактуя ее, видимо, как нечто сугубо российско-самобытное, а само понятие «ценность» характеризует как «протухшее». Попробую выразить тут свое отношение к этой интересной реплике, а заодно и прокомментировать характер того высказывания, по поводу которого она появилась.

Иван Засурский

Пора начать публиковать все дипломы и диссертации!

Открытое письмо президента Ассоциации интернет-издателей, члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Ивана Ивановича Засурского министру науки и высшего образования Российской Федерации Валерию Николаевичу Фалькову.

Петр Щедровицкий

«Пик распространения эпидемии в России ещё не наступил»

Самой большой опасностью в условиях кризиса является непоследовательность в принятии решений. Каждый день я вижу, что эта непоследовательность заражает все большее число моих товарищей, включая тех, кто в силу разных обстоятельств работает в административных системах.

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.