Уже лет семь человечество ждёт, когда же США разгромят Иран. И вот наконец-то складывается ситуация, когда у Вашингтона просто не остаётся выхода. Дело не в убогой ракетно-ядерной программе Тегерана, а в том, что, не разгромив Иран, США потерпят тотальное геополитическое поражение. Получится, что они победили, только не для себя. Как во время Первой мировой.
Впрочем, может оказаться, что Америке именно это и нужно.
На то, что происходило в этом году в Ираке, практически никто не обратил внимания. Между тем здесь было установлен мировой рекорд — между выборами и формированием правительства прошло более восьми месяцев! Разумеется, здесь можно долго веселиться в стиле кремлёвского агитпропа — вот какую «демократию» принесли американцы! Но смеяться нет никаких оснований. Иракская демократия гораздо демократичнее, по крайней мере, нашей. Сам по себе этот сверхдлинный срок формирования коалиции показал, насколько серьёзной здесь является политическая борьба. Кстати, соседним арабским странам (как союзникам США, так и их противникам) такое и не снится.
Более того, несмотря на шедшее по плану сворачивание американского военного присутствия в Ираке и обнуление активности остающихся войск, страна, прожив восемь месяцев без правительства, отнюдь не сорвалась в гражданскую войну. Даже ничуть не повысился уровень насилия. И это в стране, где всего 3,5 года назад кровь буквально лилась рекой.
США выиграли войну в Ираке путём копирования российской стратегии, обеспечившей победу в Чечне. Москва и Вашингтон очень успешно опровергли чрезвычайно популярный либеральный миф о том, что противопартизанскую войну нельзя выиграть. Прекрасно можно, если есть к этому решимость! Но потом надо ещё выиграть мир. А с этим большие проблемы. И у России, и у США.
Не в том даже дело, что Ирак без американцев может свалиться в гражданскую войну всех против всех. Да, может свалиться, но может и не свалиться, как показал восьмимесячный период без правительства (и уже почти без американцев). Дело в том, что плоды американской победы пожнут другие. Как минимум потому, что Ирак без американцев будет беззащитен, ведь его новые ВС окажутся меньше даже кувейтских, а остальным своим соседям (Турции, Ирану, Саудовской Аравии, Иордании, Сирии) он будет уступать по военному потенциалу даже не в разы, а на порядки. Но вообще вопрос гораздо шире и касается всего региона Ближнего и Среднего Востока, да и Азии в целом.
Американцы уже 110 месяцев бьют «Аль-Каиду». И добились в этом деле весьма существенных успехов. Контора бен Ладена действительно очень ослаблена. За что американцам многие говорят спасибо (правда, как правило, про себя, а вслух продолжают ритуально проклинать).
Их благодарит за это шиитский Иран, для которого ваххабитская «Аль-Каида» всегда была главным идеологическим противником в борьбе за симпатии исламской уммы. Их благодарят за это Пакистан и Саудовская Аравия, которые сами же «Аль-Каиду» и создали (причём с ведома тех же США), да уж очень она оторвалась. Не исключено, что их поблагодарят даже талибы, для которых «Аль-Каида» оказалась очень уж обременительным союзником.
А вдвойне все благодарны Америке за то, что она и сама выдохлась в этой борьбе. Поэтому янки уйдут сначала из Ирака (в 2011—2012 годах), затем из Афганистана (не позже 2015 года). Тем более во втором случае их активно выталкивают союзники, изнемогшие от своего трусливого сидения на базах, а ведь всё равно могут убить! Германия вот уже 40 человек за десять лет потеряла — это же катастрофа!
И смена американцам уже пришла. Это подтвердили недавние события, которых почти никто не заметил, а зря.
С 20 сентября по 4 октября 2010 года на авиабазе Конья в центре Турции прошли совместные учения ВВС Турции и Китая, на которых отрабатывались ближние манёвренные воздушные бои между турецкими и китайскими истребителями.
В сообщениях об этом событии было много противоречий. Сообщалось, что с китайской стороны в учениях участвовали самолёты Су-27 и МиГ-29, хотя хорошо известно, что МиГ-29 в ВВС КНР никогда не было (или с ними перепутали J-10?). С турецкой стороны в учениях вроде бы участвовали F-16, однако затем, в ответ на возмущение США, было заявлено, что эти машины китайцам продемонстрированы не были, турецкие ВВС были представлены старыми F-4. В последнее верится с большим трудом, поскольку встреча новых Су-27 с древними «Фантомами» для китайцев интереса представлять не могла. Но в любом случае факта учений отрицать уже нельзя. Причём учения были, по сути, засекречены.
Это были первые в истории нормальные (то есть не являвшиеся антитеррористической и миротворческой бутафорией) совместные учения ВС Китая и страны — члена НАТО. Также впервые китайцы участвовали в подобных учениях вдали от своих границ. И летели их самолёты через Иран, где садились для дозаправки. Конечно, это ещё слишком рано называть новым политическим союзом, но подобные учения — вещь очень серьёзная.
О происходящих в Турции глобальных политических изменениях «Частный корреспондент» писал в статьях «Многополярность в действии», «Турецкие военные попались на «Кувалде», «Новые османы», «Турция на переломе». Начались эти изменения в 2002 году, после прихода к власти исламистской Партии справедливости и развития. Из подчёркнуто светского государства Турция постепенно превращается пусть и в умеренное, но исламское общество.
И во внешней политике Анкара стала очень заметно менять вектор, расставаясь со своей безупречной лояльностью США и НАТО. Турция, подобно своему историческому врагу Греции, превращается в своеобразного «диссидента» внутри НАТО. Что очень болезненно для этой организации. Ведь по потенциалу обычных ВС Турция уверенно и с большим отрывом от всех преследователей занимает второе место в НАТО после США. Проще говоря, из всех стран НАТО сегодня только США и Турция готовы к ведению серьёзной войны, подразумевающей значительные потери. И только они могут воевать самостоятельно, без помощи союзников. Ни одна из европейских армий на это сегодня уже не способна.
И вот дело дошло до совместных с Китаем учений. Причём надо заметить, что военное сотрудничество Анкары с Пекином началось ещё несколько лет назад, на вооружении ВС Турции уже состоят китайские РСЗО WS-2 (самые мощные в мире) и тактические ракеты В-611.
Как известно, экономика КНР испытывает острейшую потребность в сырье, особенно в нефти. Причём эта потребность будет и дальше расти. Обо всём этом «Частный корреспондент» писал в статьях «Пределы роста», «Хуже худших вариантов». Поэтому для него критически важен Ближневосточный регион. И Китай давно уже идёт сюда, о чём говорилось в статье «Теневой хозяин мира».
Огромное преимущество Китая в том, что его совершенно не волнует ничьё политическое устройство, ни в одном конфликте он не занимает ничью сторону. Он дружит только и исключительно с собой и со своими геополитическими и экономическими интересами. Поэтому он будет очень легко и органично совмещать несовместимое, развивая отношения одновременно с арабами, турками, персами и евреями. И если американцев уже почти все, кроме курдов, на Ближнем Востоке ненавидят, то Китай для всех хороший.
Пекин гораздо более активно, чем Москва, защищал Тегеран от санкций ООН (то есть, по сути, Запада). И согласился на них лишь после того, как ему было гарантировано, что санкции не распространятся на нефтяную сферу. Ведь Иран остаётся главным поставщиком нефти в КНР. С другой стороны, Пекин не хотел слишком откровенно ссориться с Западом. Тем более до сих пор он с удовольствием отсиживался за спиной Москвы, демонстрируя «умеренность и аккуратность» на фоне агрессивной антизападной политики России. После того как в Москве концепция изменилась, оставаться в одиночестве на стороне Ирана Китай не захотел.
Кроме того, нет ему смысла ссориться с арабскими странами и Израилем, которые сегодня вполне едины в неприятии ракетно-ядерной программы Тегерана. Ведь от арабов Пекин получает тоже очень много нефти. А из Израиля — военные технологии. Китайские ПКР серии YJ в значительной степени созданы на основе израильского «Габриэля», новейший китайский истребитель J-10 сделан на базе несостоявшегося израильского «Лави». А самолёт ДРЛО KJ-2000 оснащён антенной, скопированной с израильской (хотя и считается, что Израиль от этой сделки отказался). Вашингтон и Тель-Авив не раз скандалили на почве израильского военного экспорта в Китай.
А теперь вот появилась возможность установить тесные связи и с Турцией, вписавшись в её новую политику. В итоге все основные страны региона оказываются охвачены китайской дружбой. И можно спокойно занимать место США, как это уже сделал Китай в Африке. При этом Пекин не будет ни с кем ни по какому поводу ссориться и никого ни с кем не будет мирить. Он будет качать нефть. Как показал «Частный корреспондент» в статье «Чёрное золото Месопотамии», популярнейший в мире тезис о том, что США в Ираке воевали за нефть, совершенно абсурден, никакие факты его не подтверждают. Теперь он станет абсурден вдвойне. Получится, что США в Ираке воевали за нефть для Китая. Впрочем, отчасти такая ситуация складывается уже сегодня.
Главным проводником интересов Китая на Ближнем Востоке станет, конечно, Иран. Он же постарается быть главным игроком на иракской сцене. Собственно, уже и нынешняя восьмимесячная эпопея по формированию иракского правительства успешно закончилась после того, как аль-Малики съездил на поклон в Тегеран (так и хочется сказать «за ярлыком на княжение»). Потому что влияние Ирана на иракских шиитов хоть и не определяющее, но очень сильное.
Кстати, очень показательный момент. На вручении Нобелевской премии мира китайскому диссиденту Лю Сяобо (точнее, креслу, где он должен был сидеть) отсутствовали (безусловно, в знак солидарности с Китаем) представители 18 стран. Среди них, увы, Россия, разумеется, Иран, а также Афганистан, Пакистан, Саудовская Аравия и Ирак. Последние четыре страны числятся в нашем общественном мнении либо близкими союзниками, либо прямо марионетками США. Вот такие странные марионетки… Пакистан, впрочем, давно является стратегическим союзником Пекина. Но и остальные, видимо, уже поняли, кто их будущий хозяин.
Причём не исключено, что именно с этого региона начнётся серьёзная китайская военная экспансия за пределы КНР. Регион-то неспокойный, месторождения надо охранять. Мы уже наблюдаем китайских миротворцев в Судане (ещё один важнейший поставщик нефти в Китай) и корабли ВМС НОАК, включая первый китайский ДВКД, в Аденском заливе. Теперь вот «прогулялись» в Турцию китайские истребители. В Афганистане, куда Китай идёт тихо, но очень уверенно, без войск тоже будет нелегко обойтись. Всё будет делаться, разумеется, исключительно по договорённости с руководством соответствующих стран. После чего станет окончательно ясно, что американцам здесь больше делать нечего.
Показать, что хозяин пока ещё старый, Вашингтон может единственным способом — разгромив Иран. Иначе победа однозначно и без вариантов утечёт у него из рук, причём без всяких войн и без особых видимых потрясений.
Разгромив Иран, США не просто продемонстрируют силу и решимость, но и разрушат намечающуюся ось Пекин — Тегеран — Анкара, показав и туркам, и арабам, что смотреть налево нет оснований. И наконец уничтожат-таки одного из главных своих противников.
Кроме того, победа очень нужна Обаме, который сумел всего за два года стать практически «хромой уткой». Военная победа над врагом, с которым не рискнул связаться даже Буш, очень повысит рейтинг нынешнего президента и вернёт ему шансы на второй срок.
С другой стороны, надо иметь в виду, что, в случае нанесения по Ирану удара, мишенями для ответного иранского удара становятся американские войска в Ираке и Афганистане, которые не готовы к ведению классической войны против огромной регулярной армии Ирана, пусть и вооружённой устаревшей техникой. Американцы ведут там противопартизанские войны, поэтому у них мало танков (в Афганистане вообще ни одного) и противотанковых средств, совсем плохо с ПВО. А, например, новейшее изобретение американской военной мысли — бригады «Страйкер», составляющие сегодня основу американских группировок в Ираке и Афганистане, совершенно не способны вести бой с такой архаичной, но зато многочисленной армией, как иранская. Самая мощная по вооружению машина этой бригады — БМТВ М1128 с 105-миллиметровой пушкой — имеет весьма призрачные шансы в бою даже против древнего Т-55, не говоря уж о Т-72 или «Чифтене». Более того, она может проиграть даже БМП-2, поскольку броня этой машины выдерживает попадание всего лишь пули КПВТ. Ведь машины «Страйкер», состоящие на вооружении бригады «Страйкер», — это обычные БТР, хотя на часть из них установлены пушки и ПТРК. И против не менее древних «Фантомов» и «Кобр» (самолётов и вертолётов американского производства, имеющихся у Ирана) «Страйкерам» тоже не устоять, просто потому, что ПВО у них нет. Воевать эта бригада может либо против партизанских формирований (которые не имеют ни бронетехники, ни артиллерии, ни авиации), либо под мощнейшим авиационным прикрытием, которого в данный момент у США ни в Ираке, ни в Афганистане также нет (точнее, оно совершенно недостаточное).
К тому же иранцев гарантированно поддержит значительная часть иракских шиитов (они составляют 60% населения Ирака), которые сейчас вполне лояльны к американскому присутствию в этой стране, поскольку благодаря введённой американцами прямой демократии получили значительную долю власти. В итоге иракский кошмар 2004—2007 годов вернётся к американцам, причём, возможно, даже в больших масштабах. Из-за этого на первом этапе войска США могут понести в бою с иранцами и иракскими шиитами весьма значительные потери. Потом, конечно, американцы возьмут своё, в первую очередь за счёт превосходства в воздухе после переброски частей ВВС из США. Но большие потери, срыв стабилизации в Ираке, дальнейшее ухудшение положения в Афганистане, взрывной рост цен на нефть (Иран попытается перекрыть экспорт через Ормузский пролив) — совершенно не в интересах Вашингтона.
Кроме того, шииты составляют до 20% населения Саудовской Аравии, причём проживают в самых нефтеносных северо-восточных районах. И подвергаются жёсткой религиозной дискриминации со стороны ваххабитских властей королевства. Шииты составляют 75% населения Бахрейна, где сегодня находятся важнейшие американские военные объекты в регионе Персидского залива, и более 40% населения Ливана, причём там их главной руководящей и направляющей силой является хорошо известная «Хезболлах». Всех их Тегеран попытается перетянуть на свою сторону.
Более того, власти Ирана, скорее всего, призовут к восстанию против «продавшихся американцам и евреям» арабских режимов вообще всех мусульман, как шиитов, так и суннитов. И это может возыметь определённый эффект. В этом случае для США политический, экономический и военный ущерб может оказаться гораздо больше, чем выгода от разгрома ВС и ВПК Ирана.
Ещё одним отрицательным эффектом для Вашингтона станет окончательное обессмысливание программы европейской ПРО. Если иранская ракетно-ядерная программа в руинах, зачем бессмысленно тратить деньги? Соответственно, для сохранения американского присутствия в Европе надо будет придумывать какой-нибудь новый предлог, а где его взять?
Таким образом, колется очень сильно. Тем более «голубю» Обаме. Но и уходить от вопроса всё сложнее, для США свет буквально клином сходится на Иране. Другое дело, что ещё год-два можно потянуть. Правда, не очень понятно, что эта оттяжка даст. Особенно в свете надвигающихся президентских выборов.
С другой стороны, Вашингтону может оказаться даже в чём-то выгодна складывающаяся ситуация. Как писал «Частный корреспондент» в статье «Нулевые годы США», эпоха доминирования этой страны — лишь эпизод в мировой истории. Который подходит к концу. В частности, от своей ближневосточной миссии Америка не получила ничего, кроме проклятий. Примирить арабов и евреев не удалось и не удастся, это более чем очевидно. Какой тогда смысл здесь находиться? Тем более что и пресловутая нефть не так уж важна — на страны Ближнего Востока сейчас приходится не более 15% американского нефтяного импорта (и менее 10% потребления с учётом добычи нефти в самих США), причём с постоянной тенденцией к снижению (в этом заключается целенаправленная политика США — снижение зависимости от ближневосточного импорта). Из одной Канады Штаты получают в 1,5 раза больше нефти, чем из Саудовской Аравии, Ирака и Кувейта, вместе взятых. А вот импорт ближневосточной нефти Китаем с каждым годом растёт и составляет уже почти половину китайского нефтяного импорта.
Уход США с Ближнего и Среднего Востока и приход туда Китая (в том числе и в лице НОАК) позволит Вашингтону сплотить стремительно расползающееся и деградирующее НАТО. Потому что в такой ситуации евроПРО может оказаться не такой бессмысленной, как сейчас. Да и Россия тоже может гораздо сильнее потянуться на Запад, если на глазах усиливающийся Китай окажется у нас не только на востоке, но и на юге. Тем более что он начнёт всё активнее заходить и в Центральную Азию. Ещё больше интереса к союзу с США проявит оказавшаяся в глубоком китайском окружении Индия. Перестанет заикаться о разрыве оборонного союза с Америкой Япония. То есть вокруг Америки начнёт сплачиваться новый военно-политический союз, не антисоветский, а антикитайский. И тогда самый серьёзный выбор предстоит Москве. По сути, решающий в её истории. Потому что вариант «и нашим, и вашим» тут не пройдёт. И стать самостоятельной силой, равновеликой США и Китаю, мы, увы, не способны.
Мавр сделал своё дело. И может уходить. Более того — он уйдёт. Хлопнет ли дверью? Или оставит её открытой — заходи кто хочешь?
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Все тайские трансы — проститутки, а шведы жить не могут без тройничка.
Чего стоят национальные секс-стереотипы? - Китай не прощает обид.
За что и почему крупнейшие мировые компании извиняются перед КНР? - Сверхдержавы искусственного интеллекта.
Отрывок из книги издательства «МИФ» . - Как китайцы (не) забрали российскую тайгу.
И что на самом деле там происходит . - Китай должен стать лидером в борьбе с загрязнением воздуха.
Пишет Project Syndicate (США). - Кому выгоден пролайф? .
Почему запрет абортов в США — это борьба за президентское кресло 2020 года, а не за жизни. - Демографы недосчитались 23 миллионов девочек в 12 странах из-за селективных абортов.
Больше всего, по оценкам ученых, девочек рожать не хотят в Китае, Индии и Вьетнаме. - Конфликт, о котором Москва предпочитает не вспоминать.
50 лет назад Китай и Советский Союз сошлись в короткой, но ожесточенной приграничной схватке. - Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы.
Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника. - Переписывая жизнь.
Китайцы предпринимают смелые попытки по созданию детей, чья ДНК оптимизирована при помощи редактирования генома.