Подписаться на обновления
24 маяЧетверг

usd цб 61.5945

eur цб 72.1826

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Дэн Сарто, издатель и главный редактор Animation World Network   четверг, 5 января 2017 года, 17:38

Мастеру — 76
Легендарный режиссер Хаяо Миядзаки рассказывает об уходе из кино и о своем наиболее спорном анимационном произведении «Ветер крепчает»


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Во многих отношениях «Ветер крепчает» сильно отличается от остальных работ Миядзаки как своей историей, так и спорами, которые он породил по всей Японии. Произведение основано на реальной истории японского авиаконструктора Дзиро Хорикоси. Это история его триумфа и его трагедии, а также трагическая история любви и беглый взгляд на японское общество времён Второй мировой войны.

Номинированный на Оскар, «Ветер Крепчает» начали показывать в США в конце февраля 2014 года. На прошлой неделе я имел честь беседовать с режиссером, который поделился своими мыслями о том, почему он выбрал эту необычную историю, ожидал ли он бурных обсуждений его картины в Японии, а также о наиболее сложных проблемах, с которыми ему пришлось столкнуться при его создании.

Дэн Сарто: Почему Вы решили рассказать именно эту историю? Что привлекло Вас в ней и что заставило создать как мангу, так и сам полнометражный фильм?

Хаяо Миядзаки: Сначала я нарисовал мангу - просто для себя, как хобби. Мой продюссер, господин Сузуки, взглянув на нее, сказал: «Почему ты не сделаешь фильм об этом?» Это и послужило началом. Но потом я много раз отказывался, говоря: «Из этого не получится хорошего фильма», ведь в нём не будет детей. Этот фильм будет больше ориентирован на взрослых.

Также сотрудники студии "Гибли" были плохо знакомы с историей. Мне казалось, что обучить их истории будет действительно трудно. Я думал, что на это уйдёт много времени, и рисовать старые самолёты будет непросто.

Но, продолжив обсуждения с нашим продюсером, мы пришли к заключению, что сможем превратить этот сюжет в фильм.

ДС: Что именно в этой истории привлекло Вас так сильно, что Вы решили сделать о ней фильм?

ХМ: Поскольку я был маленьким, я запомнил только последние годы Второй мировой войны. Период до вступления Японии в войну - это период жизни моих родителей. Все это серого цвета для меня. Я не знал, что случилось. Я многое не знал о том периоде. Дзиро Хорикоси и Хори Татсуо были интересными для меня людьми. В то время с ними происходили очень грустные события. Им пришлось пережить страшную трагедию, именно поэтому один из них и стал главным героем моего фильма.

ДС: Изначально Вы не хотели снимать этот фильм, потому что в нём отсутствовали дети, но теперь, после того, как Вы сняли его, как Вы думаете, понравится ли он детям? Есть ли в нём послание не только для взрослых, но и для детей?

ХМ: Кое-кто из сотрудников студии упоминал, что даже если дети не поймут этот фильм сейчас, то непременно настанет день, когда это произойдёт. Они запомнят его и поймут. Я как-то говорил коллегам, что в некотором смысле мы копаем себе могилы, создавая этот фильм [смеётся].

ДС: Могу с уверенностью сказать, что Вы не выкопали ни одной могилы, создав этот фильм. С какими самыми большими сложностями Вам пришлось столкнуться как режиссёру и всей студии в целом при создании этого фильма?

ХМ: В фильме показывается другое время, абсолютно отличное от того, в котором мы живём сейчас; и другие люди. Японцы того возраста в то время вели себя намного более вежливо, чем сейчас. Нам было нужно снова изучить детали жизни того времени. Как сидеть на татами, например. Как ходить в кимоно. Мы использовали множество старых фотографий в качестве примеров. Нам было нужно представить себе, как выглядела Япония, когда воздух не был так сильно загрязнён, как сейчас. Это были самые серьёзные трудности, которые нам пришлось преодолеть при создании фильма.

Если же говорить обо мне, к сорока годам я уже создал всё, что я хотел создать, когда был ребёнком. В некотором смысле я уже достиг того, чего хотел. После этого самым трудным было найти хорошую тему для нового фильма. Это было словно блуждание по тёмной комнате - без малейшего представления куда идти.

ДС: Уверен, Вам задавали этот вопрос уже тысячу раз за последние несколько месяцев, так что я извиняюсь за то, что буду 1001, кто задаст его снова. Я читал, что это Ваш последний фильм и что после него Вы уходите. Я также читал, что это не последний Ваш фильм и что Вы не уходите. Так это последний Ваш фильм? Вы уходите?

ХМ: Мне не следовало давать ту пресс-конференцию, где я сказал всем, что собираюсь уходить. Ближайшие друзья не верят мне [смеётся]. Я не думал, что «Ветер Крепчает» будет моим последним фильмом, когда начинал его создание. Это случилось после окончания производства - я подумал: «ОК, это будет мой последний фильм».

ДС: Этот фильм вызвал массу споров. Вас обвиняли как в промилитаризме, так и в антимилитаризме; в том, что Ваш фильм восхваляет человека, который создавал орудия войны. В Японии Вас критиковали как либералы, так и консерваторы. Когда Вы приняли решение создать этот фильм, Вы предвидели такую реакцию?

ХМ: В определённом смысле да. Но с другой стороны, я думал, что споры и дискуссии зайдут гораздо глубже. Я думал о том, как мы должны встречать те хаотичные события, которые происходят сегодня, как мы должны жить в такое сложное время. Я думал, что обсуждение будет более глубоким именно в этом ключе.

Я против использования ядерной энергии. Но когда я увидел пресс-конференцию с инженерами, работающими на АЭС Фукусима, услышал их ответы на вопросы, я увидел в них тот же тип чистоты души, что я видел в Дзиро Хорикоси в фильме. Проблемы нашей цивилизации настолько сложны, что мы не можем просто поставить галочку в кружке и твердо сказать «да» или «нет».

ДС: Ваши фильмы бьют кассовые рекорды в Японии, но имеют разную степень успеха в США, что частично вызванно проблемами с дубляжом и дистрибьюцией. Но также было отмечено, что аудитория в США нашла Ваших персонажей морально неоднозначными. Хорошие парни не всегда хорошие, плохие парни не всегда плохие. Аудитория в США ищет чёрное и белое, простые и понятные моральные решения. Как Вы думаете, понимают ли американские зрители Ваши фильмы и способны ли они проникнуться рассказанной Вами историей?

ХМ: Американцы понимают мои фильмы по-разному. Я никогда не хотел создавать фильмы, о котором зритель мог бы легко сказать: «Это да», или: «Это нет», или просто поставить галочку в кружке. События всегда сложны и неоднозначны. Так же как и сам сюжет. Мы не можем просто сказать «да» или «нет», когда смотрим на подобные вещи в реальной жизни.

Я чувствую любовь и великодушие со стороны американских зрителей, поскольку, имея свой взгляд на события той войны, они все же смотрят фильм. Он создан в Японии. Мы сражались против вас во Второй мировой войне. Я благодарен вам за то, что вы посмотрели мой фильм.

ДС: Какая часть творческого процесса даёт Вам наибольшее личное удовлетворение?

ХМ: Больше всего меня радует, когда мои сотрудники делают хорошую работу. Когда изображение или сцена выполнена хорошо, я очень счастлив.

ДС: Думаете ли Вы, что большие анимационные студии принимают на себя достаточно риска в попытках рассказать свою историю?

ХМ: Опираясь на свой опыт, я скажу, что не стоит делать студию слишком большой. Вам нужно создать меньше фильмов. Я думаю, мой продюсер согласится с этим. Создание большого количества фильмов поставит вас в тревожную ситуацию. Старайтесь быть скромнее. Сейчас студия "Гибли" слишком большая. Я думаю, ста сотрудников было бы достаточно. Когда мы начали использовать компьютеры, наш штат вырос. У нас не было иного выбора, кроме как расти. Вы нанимаете больше людей, вам требуется больше денег, вам нужно снимать больше фильмов.

Когда я встречаюсь с друзьями из Aardman Animations в Великобритании, они говорят мне, как сильно мечтают вернуться в свой гараж, где вдвоем начинали создавать анимацию.

ДС: Когда вы начали использовать компьютеры в студии, Вы рассматривали возможность работы с компьютерной графикой или в 3D?

ХМ: Я могу создавать анимацию только в 2D. У меня нет другого выбора. Я даже не знаю, как пользоваться смартфоном.

ДС: Оглядываясь назад на Вашу карьеру, на проделанную работу, есть ли что-то, что Вам больше всего нравится?

ХМ: Да, есть пара вещей. Прежде всего я аниматор. Есть несколько созданных мною сцен, которые мне очень нравятся; я создал их, когда еще не был режиссёром. Было очень здорово работать аниматором. Режиссёр вынужден думать о более глобальных вещах. Быть режиссёром весьма непросто.

ДС: Что Вы сделаете, когда уйдёте на пенсию?

ХМ: Я продолжу делать то, что делаю каждый день. Есть проекты выставок, которые необходимо провести в музее "Гибли", а также есть короткометражные фильмы, которые мы показываем только в музее. Также я продолжу работать над мангой, которую делаю ради удовольствия. Я буду занят, как и всегда.

ДС: Есть ли у Вас какие-либо напутствия следующему поколению аниматоров?

ХМ: Не следуйте по чужому пути, старайтесь найти свой.

Источник: render.ru




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Показать класс

Беседа с режиссером Светланой Астрецовой

«Класс». Так называется документальное кино о русском балете, премьера которого состоится 23 мая в Москве. Режиссеру фильма Светлане Астрецовой всего 27 лет, и это уже ее вторая документальная лента. Как стать уважаемым режиссером в столь молодом возрасте и при этом успевать писать стихи и выпускать книги, она рассказала в этом интервью.

21.05.2018 19:00, Данара Курманова


Сергей Довлатов и Светлана Меньшикова

Эпистолярный роман, который спас жизнь

Это была светлая и чистая история взаимоотношений неизвестного тогда Сергея Довлатова и девушки, чью фотографию он увидел в газете. Это были первые яркие чувства, наполненные надеждой. Девять месяцев и сотни писем, в которых заключались тогда ожидание, счастье и верность. Позже Сергей Довлатов, став знаменитым писателем, признается: в далёкие 60-е годы Светлана Меньшикова спасла ему жизнь.

19.05.2018 19:00, arov, kulturologia.ru


Канны-2018

«Золотая пальмовая ветвь» кинокритиков «Фигаро»

Фильм «Лето» Кирилла Серебренникова согласно рейтингу французских кинокритиков может получить «Золотую пальмовую ветвь» 71-го Каннского кинофестиваля.

18.05.2018 19:00, inosmi.ru


О божьем даре и яичнице

Премьера в Театре Российской Армии

«Омлет» — вещь, обманчивая в своей простоте, как, собственно, и сам омлет «по фирменному рецепту», который в самом деле готовят актеры в процессе спектакля. Можно элементарно получить удовольствие от «вкусно» закрученной истории и актерского куража, с которым эта история разыгрывается, а можно попытаться всмотреться вглубь, ловя и складывая реминисценции и многочисленные авторские подсказки в объемный пазл.

17.05.2018 16:00, Светлана Остужева


Андрей Тарковский: «Совокупность людей, стремящихся к одной цели — наесться, — обречена на гибель»

Запись из дневника режиссера Андрея Тарковского (1932-1986) от 9 сентября 1970 года

«Несмотря на то, что в душе каждого живет Бог, способность аккумулировать вечное и доброе, в совокупности своей человеки могут только разрушать. Ибо объединились они не вокруг идеала, а во имя материальной идеи. Человечество поспешило защитить свое тело».

16.05.2018 19:00


«Вятка сделала на меня самое печальное влияние»

Воспоминания известных деятелей о ссылках

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин был сослан в Вятскую губернию 28 апреля 1848 года. Вольнодумца, чьи резкие политические высказывания не понравились властям, на новом месте определили канцелярским чиновником. Салтыкову-Щедрину жизнь в богом забытой губернии медом не казалась. «Надобно знать, что такое за город Вятка, чтобы понимать всю горечь моего положения», – сокрушался он в письме к брату. Что еще рассказывал о жизни в ссылке Салтыков-Щедрин, и какие воспоминания о подобных периодах биографии сохранились у других известных ссыльных?

13.05.2018 19:00, Дарья Пащенко, diletant.media


New York’s Photo League

Рождение американской фотодокументалистики

Фотолига официально начала свое существование в 1936 году. Она возникла из существовавшей прежде Лиги кино и фотографий, а также организации ARR (международная организация помощи рабочим). Эти образования занимались документацией интернациональной деятельности левой политической группы. В ее поддержку организации выпускали фильмы и фото, информирующие общественность о том, что происходит среди рабочих. Впрочем, некоторые считали, что для Лиги кино и ARR в приоритете была фотография, а не политика.

13.05.2018 16:00, Зоя Алексеева, syg.ma


15 фильмов 71-го Каннского кинофестиваля

Годар, Ноэ, фон Триер, Серебренников и другие

С 8 по 19 мая проходит Каннский кинофестиваль. По традиции знакомим с картинами, которые с наибольшей долей вероятности будут определять ландшафт мирового авторского кино на год вперед.

12.05.2018 19:00, Павел Орлов, tvkinoradio.ru


Анатолий Зверев и Оксана Асеева: «Старуха, я тебя люблю!»

Роман художника и его музы

В конце 1960-х в Москве по улице Горького шли два не очень трезвых художника: Дмитрий Плавинский и Анатолий Зверев. Внезапно Плавинский предложил: «Давай зайдем в гости к Асеевой!» И уже через несколько минут нежданные гости сидели за накрытым столом: хрусталь, столовое серебро, дорогие закуски. В доме антикварная мебель, хорошая библиотека, живопись в солидных рамах. Но 37-летний Зверев, одетый в какие-то лохмотья, ничуть не смущен тем, насколько его внешний вид контрастирует с обстановкой: он, не отрываясь, смотрит на хозяйку, благородную даму, которой уже за семьдесят. Внезапно он восклицает: «Старуха, я тебя люблю!» Так начался роман одного из самых ярких художников-авангардистов ХХ века и вдовы поэта Николая Асеева, знаменитой «музы русского футуризма».

11.05.2018 19:00, izbrannoe.com


Прекрасно и смешно

5 баек про Мстислава Ростроповича

Коллега Ростроповича, занимавшая ответственный пост в консерватории, обратилась к нему как к зав. кафедрой виолончели с просьбой: «Мстислав Леопольдович, нельзя ли и мне преподавать на кафедре, получить сольный класс?» Ростропович отвел ее в сторону и громким шепотом сказал: «Лапочка, еще не все умерли, кто тебя слышал». Прошли годы, эта дама решила провести мастер-класс в Париже, а Ростропович пришел и записался первым в список на класс. Она, конечно, узнала об этом и не рискнула приехать.

10.05.2018 17:00, izbrannoe.com






 

Новости

Суд по интеллектуальным правам заключил соглашение о партнерстве с IPChain
Две организации будут создавать первую интеллектуальную сеть блокчейн в России.
Ресурсный центр «Открытая библиотека» представлен на конференции в РГБ
24 апреля в Российской государственной библиотеке состоялась секция «Библиотеки и издатели: пути сотрудничества» в рамках Международной научно-практической конференции «Румянцевские чтения – 2018». Президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский представил на мероприятии проект Ресурсный центр «Открытая библиотека», а также рассказал участникам о том, как издатели могут использовать контент, перешедший в общественное достояние.
МАМТ снял ролик о закулисье оперы
Над созданием ролика поработало 446 сотрудников Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Умерла Нина Дорошина

Артистка скончалась на 84-м году жизни
Народная артистка РСФСР Нина Дорошина, сыгравшая одну из главных ролей в фильме Владимира Меньшова "Любовь и голуби", скончалась на 84-м году жизни. Эту информацию ТАСС подтвердили в пресс-службе департамента культуры Москвы.

Ресурсный центр «Открытая библиотека» в Костроме
17 апреля 2018 года в Костромской областной научной универсальной библиотеки состоялась презентация проекта «Открытая библиотека». Гостями презентации стали представители библиотечного сообщества города Костромы и Костромской области. Представители НП «Викимедиа РУ» Дмитрий Жуков, Владимир Медейко и Дмитрий Рожков, во взаимодействии с руководством библиотеки, довели до собравшейся аудитории информацию о новых цифровых веяниях в библиотечном деле, а так же рассказали о целях и задачах проекта «Открытая библиотека».

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.