Подписаться на обновления
18 июняВторник

usd цб 64.3187

eur цб 72.1077

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  пятница, 11 сентября 2009 года, 12:00

Мартин Эмис: «Популярность Сталина меня не удивляет»
Известный английский прозаик не читает книг людей, родившихся позже него


// Getty Images, Fotobank
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог







Мартин Эмис удивляется российской гомофобии и объясняет, почему литература стала вульгарной, а также говорит о том, что ему нравится, и о том, что не нравится в современной Британии.

Мартин Эмис успел перепробовать все роли, доступные в литературном мире. Он был подающим надежды сыном известного писателя Кингсли Эмиса, талантливым дебютантом, ворвавшимся в литературу, чтобы сбросить предшественников с корабля современности, критиком, рецензентом и литературным редактором, зрелым мастером, увлечённо критикующим современное общество, и рефлексирующим мечтателем, исследующим глубины человеческой души.

Писатель-везунчик Иэн Бэнкс о научной фантастике, технофобии, спиртных напитках и своих героях:
«Иэн Бэнкс — один из самых известных шотландцев. После Шона Коннери, конечно. Его «Осиная фабрика» прогремела по всему миру четверть столетия назад, с тех пор у него литературное раздвоение личности: он пишет научную фантастику под именем Иэна М. Бэнкса, а более серьёзные романы под именем Иэна Бэнкса.
Впрочем, рассказы о его выходках не менее любопытны, чем его романы: говорят, он порвал свой паспорт в знак протеста против войны в Ираке и отправил его Тони Блэру…

В этом году признанный классик английской литературы отмечает своё шестидесятилетие. При жизни названный одним из важнейших авторов ХХ века, писатель вовсе не собирается этим ограничиться, продолжая выпускать романы и сборники эссе.

Эмис не единожды обращался к теме российской истории и литературы — от эссе о дне, проведённом с Верой Набоковой, до «Кобы Ужасного», книги, затрагивающей самые мрачные страницы отечественной истории, связанные с Иосифом Сталиным, и «Дома встреч», романе о любви в ГУЛАГе.

Несмотря на всё это, в России Эмис до сих пор остаётся просто «одним из современных английских писателей». Приподнять завесу тайны над личностью Эмиса и его увлечённостью Россией пыталась Ксения Щербино, а «Часкор» продолжает серию интервью с ведущими британскими писателями.

Напомним, что раннее выходили беседы с Иэном Бэнксом (это первое его интервью по-русски) и с Питером Акройдом.

— Было ли очевидно, что сын известного писателя пойдёт по его стопам?
— Нет, ничего такого ожидать было нельзя. Я вообще не верю, что литературный талант передаётся по наследству и что бывают целые литературные семьи; хотя, возможно, такое бывает с художественным или музыкальным даром.

Я по крайней мере таких семей не могу вспомнить, ну разве что мой отец и я преуспели на одном поприще, и я написал достаточное количество работ, чтобы тоже войти в историю. Большинство детей писателей пишут одну, максимум две книги, а потом бросают. Я исключение, как видите.

— Насколько рано вы решили стать писателем? Это было сознательное решение или вы просто подражали отцу? — Моя теория заключается в том, что в 12—14 лет каждый ребёнок хочет быть писателем. Именно в этом возрасте открываешь в себе собеседника и испытываешь острое удовлетворение от возможности поделиться своими мыслями с миром. Но большинству людей достаточно быстро надоедает; писатели — это те, кто так и не наигрался в эту игру.

У меня были писательские амбиции ещё до того, как я осознал, что мой отец — большой писатель, так что вряд ли я осознанно ему подражал.

— А вы помните первое написанное произведение?
— Кажется, я написал пару зарисовок, а потом сразу приступил к своему первому роману.

— Прямо с места в карьер…
— Пожалуй, да. Я обнаружил, что мне очень легко писать, это не требовало от меня особых усилий. И я с самого начала знал, что одним романом дело не кончится, что это будет эпопея всей моей жизни.

— Кто же повлиял на ваш стиль?
— Сложно сказать, вряд ли в этом отдаёшь себе отчёт. Конечно, на меня повлиял мой отец. Если же не ограничиваться родственными связями…

Сначала, конечно, Диккенс. Потом, когда я был уже постарше, — Набоков и Сол Беллоу. Но мне кажется, «повлияли» — не совсем верное слово. Скорее, тут можно говорить, что я черпал в них вдохновение; я не столько старался писать похоже на них, сколько, творя сам, думал о том, чего они достигли.

— Какие книги вы предпочитаете читать?

— Я читаю книги своих друзей. У меня есть хорошее правило: никогда не читать книг людей, которые родились на поколение младше тебя.

Псевдоним. Уничтожение текста. Самоубийство. Три способа отделения жизни от текста.
Самоубийство Мэрилин Монро, смерть Высоцкого, смерть Жака Деррида и, наконец, смерть Сократа и Эмпедокла принадлежат дискурсу смерти, несущей бессмертие.

Во-первых, пусть первым судьёй будет время. Книги должны настояться. Во-вторых, читать последние книги новых 20—25-летних писателей, с моей точки зрения, — это весьма неэкономно распоряжаться временем, отведённым на чтение.

Всё же время — не только первый, но и лучший судья. И в литературе лучше ориентироваться на тех, на чей счёт вердикт уже вынесен.

— Да, пожалуй, а то молодых писателей всегда слишком много…
— И чем старше становишься, тем больше это начинает раздражать. Наверное, вполне естественный процесс. Чувствуешь себя стариком.

— Но если в целом, что вы думаете о современной британской литературе, кроме того, что её пишут слишком молодые и её слишком много?
— Она демонстрирует вполне здоровые тенденции. Мне кажется, за то время, что я являюсь участником литературного процесса, литература сильно изменилась.

Питер Акройд — один из самых известных в мире писателей и уж точно один из самых известных британцев. Его называют апологетом постмодернизма, однако прославился он исторической документальной прозой о Лондоне и его известных жителях — Чарльзе Диккенсе, Уильяме Блейке…

Когда я только начинал писать, литература интересовала немногих и в ней было очень тихо. Не было бесчисленных интервью, профайлов, публичных чтений, промоушен-турне, ничего, никаких возможностей. Это был просто узкий круг людей, которых интересовала собственно литература. Клуб по интересам.

А потом в 80-х в этот замкнутый мирок ворвались СМИ. В какой-то момент им, наверное, стало не о ком писать, и они переключились на нас. Нашей жизнью стали интересоваться, нас стали приглашать на мероприятия. И тогда и к литературе возник более широкий интерес.

— Это к лучшему?
— Думаю, это прежде всего изменило сами романы — их стали писать не для любителей, а для читателей. Сейчас успешному писателю необходимо обладать сильным даром рассказчика.

В книге Александра Чанцева «Бунт красоты» сравнивается эстетика Мисимы и Лимонова. Но насколько правомерно сравнение этих двух авторов? Ведь на фоне японца наш-то автор, мягко говоря, теряется.

За редким исключением, длинные, полные размышлений философские романы, которые казались такими важными и правильными в 50-е или 70-е, сейчас не найдут своего читателя.

Теперь книгам нужен драйв. Люди больше не вчитываются в книги, не анализируют каждое слово писателя, произведения не становятся частью жизни читателей так, как это было раньше.

Теперь прочитанное словно проходит сквозь тебя, мимо тебя, а ты, соответственно, не пропускаешь его сквозь сердце, как, возможно, случалось раньше.

— Такое количество медийности порождает лёгкое чтиво. То есть люди читают книги не затем, чтобы прочесть, а потому, что их написал известный человек, на них опубликовали рецензию в известном журнале и т.д.
— Да, литература стала вульгарной во всём мире. Я виню в этом политкорректность. Может быть, всеобщая демократизация — это плюс, но литература перестала быть элитарной, как раньше.

— Что вам не нравится, а что нравится в современной Британии?
— Удивительная старомодность в её самом скучном варианте. Эдакая добродетельная почтительность. Вежливые книжки, в которых каждый вежлив не меньше, чем любой другой.

Эффект мультикультурализма в литературе таков, что все получаются незаметными и покорными. И ещё ужас в том, что больше нет смешной литературы — мультикультурализм её уничтожил.

Смех всегда был центральным элементом британской прозы, а сейчас он исчез из романов.

— Удивительно, ведь для всего мира Британия — символ отстранённой иронии, у нас даже говорят — «английский юмор».
— Да, так и было, но теперь — увы. Тот, кто шутит, всегда выступает с позиции внутреннего превосходства. Но, исходя из принципов политкорректности, чужое внутреннее превосходство принижает собеседника, обижает его.

Комедия — это, по сути, остроумное выражение критики. Люди не любят, когда над ними смеются, а неуверенным людям постоянно кажется, что над ними смеются. Поэтому единственный выход — не читать смешных книг.

— Говоря о политкорректности и т.д., что вы думаете о современной России? Вы много времени посвятили российской истории…
— Думаю, что Россию уж точно нельзя назвать политкорректным государством. По крайней мере полиция тут может подавлять гей-парад — это стало притчей во языцех.

У нас стремятся искоренить гомофобию в обществе, у вас, наоборот, поощряют, то же происходит в Ираке и Иране. Мне кажется, что в российском обществе возрождаются фобии, это становится паранойей, пробуждаются примитивные страхи. Люди стремятся к защите, они идут в церковь. Нам это кажется гротескной пародией на настоящую жизнь.

Моя теория о России заключается в том, что она никогда не была национальным государством, скорее нацией, которая пытается претендовать на статус государства. Мне кажется, что Россия никогда не заботилась о своём народе, своих людях — она больше заботилась о своей государственности и суверенитете, границах и международном престиже.

Люди всегда были на втором месте.

— Боюсь, что такова проблема любых крупных стран, где много народа и большие территории — это стимулирует имперские амбиции.
— Да, но у вас как раз не так уж много людей, зато очень много земли. Россия — самая большая страна в мире. Я пишу об этом в моём романе — территория создаёт своего рода психологический дисбаланс. Изначально экспансия империи нужна была для того, чтобы империя чувствовала себя в безопасности. Но получился обратный эффект — необозримые границы при уменьшающемся населении и постоянной угрозе со стороны растущего Китая.

— Не только Китая, но и кого угодно, недаром в России любимая присказка: «Понаехали тут». Но что же изначально заинтересовало вас в России?
— Я был молод, я читал Достоевского, Гоголя, Толстого, а ведь то, что мы читаем в молодости, оказывает на нас сильнейшее влияние. Меня заинтересовала российская революция — это же самый уникальный таран в мировой истории, дух захватывающий, динамичный, ужасающий период в истории!

— Со стороны легко судить — для нас это как раз скорее ужасающий, нежели захватывающий период…
— Но ведь всё продолжающееся восхищение фигурой Сталина о многом говорит. Сталин сделал Россию сверхдержавой, государством, с которым нужно было считаться. И эту гордость за страну при нём ощущали даже простые граждане.

— Ну, недаром, когда у нас шло голосование за имя России, долгое время лидировал Сталин. Почему вы решили написать «Кобу Ужасного»?
— Я не удивлён, что Сталин долгое время лидировал как величайший персонаж в истории России. Я тоже был настолько увлечён его личностью, столько читал, столько размышлял, что захотел поделиться своими мыслями на его счёт.

На самом деле нельзя решить написать книгу — это книга может решить материализоваться в твоей жизни, приняв решение за тебя.

С тех пор, как я написал её, моё мнение о Сталине изменилось. Я прочёл книгу Саймона Себага Монтефиоре «Двор красного царя», и она изменила всю картину для меня: я согласен с Робертом Конкестом, что работа Монтефиоре сделала фигуру Сталина куда более впечатляющей.

Монтефиоре вложил в него больше политической поэзии, чем я когда-либо мог увидеть. И с интеллектуальной точки зрения он стал более интересным персонажем.

— Ваша книга «Дом встреч» тоже посвящена России, другому тёмному периоду её истории. Почему вы ищете вдохновения именно в таких страшных моментах?
— Знаете ли вы книгу Энн Аппельбаум «ГУЛАГ»? Она оказала на меня столь мощное воздействие, что сначала я написал рассказ по её мотивам, который потом и лёг в основу романа.

Я написал роман о холокосте в Германии, и написал его от лица человека, который в нём участвовал, то есть фактически от лица человека, виновного во всех этих преступлениях.

«Дом встреч» — роман о жертвах подобных преступлений против человечества, поэтому мне несложно было его писать, с той точки зрения, что я уже не первый раз обращаюсь к тяжёлым, страшным моментам истории.

Меня привлекла сила самого сюжетного поворота — физическая близость на фоне погромов, ГУЛАГов, что показалось мне невообразимым сочетанием жестокости, животных инстинктов и какого-то извращённого просвещения, прогресса.

Беседовала Ксения Щербино




ОТПРАВИТЬ:       



 






Настоящая история «Мадам Бижу»

Ее тайна так и осталась неразгаданной

Однажды ночью, в очередной раз погрузившись в ночной кутежный и таинственный парижский Монмартр, известный фотограф Брассай встретил женщину, которую называли «Мадам Бижу». Перед нею — бокал вина, в руке медленно тлела сигарета, а украшения, которые буквально устилали ее с ног до головы, наводили на мысль, что эта женщина когда-то жила в роскоши, а сейчас просиживала свои дни в этом «Лунном Баре»...

10.06.2019 19:00, izbrannoe.com


Сто роз для Чехова

История усадьбы писателя

Усадьбу в Мелихове Чехов купил по весьма прозаической причине — чтобы сэкономить. Жизнь в Москве с многочисленным семейством в съёмных комнатах обходилась в непосильную копеечку. В результате собственный дом его едва не разорил. Зато это место подарило ему неожиданное новое ощущение — словно он римский диктатор...

09.06.2019 19:00, Дмитрий Воденников, story.ru


Педагогика Чуковского

Как воспитывать детей

Автор «Мойдодыра», «Айболита», «Мухи—цокотухи» и еще не одного десятка детских сказок был весьма скромным, не считал себя сверх талантливым писателем. Он просто писал сказочные истории для своих детей (воспитанием которых активно занимался), для соседской ребятни и для всех встреченных в жизни малышей. Пожалуй, главным талантом самого Чуковского было отцовство: его уроки могут послужить примером для многих поколений родителей, желающих развить в ребенке одаренность и тягу к искусству.

02.06.2019 21:00, Анна Федулова, moiarussia.ru


10 правил воспитания детей по Толстому

Что советует нам создатель «Войны и мира»

Лев Толстой вошел в историю не только как классик мировой литературы, но и как педагог. В 31 год он открыл свою школу в Ясной Поляне, в которой бесплатно обучал крестьянских детей по своей методике. Принципы его воспитания и образования были новаторскими для XIX века, а что мы скажем о них сегодня?

28.05.2019 19:00, Мария Соловьева, culture.ru


Первая книга арт-группы Doping Pong

Искусство и литература для всех

Этим летом на XIV Санкт-Петербургском Международном Книжном салоне будет представлена приключенческая повесть арт-группы Doping Pong «Целомудренная Адельфина». Книга позиционируется как продолжение традиций советского реализма, пропагандистами которого Допинги всегда и являлись. Это дебют одного из самых известных творческих коллективов в художественной прозе. «Частный корреспондент» задал вопросы авторам и попытался понять, что могут сказать мастера визуального жанра в современной литературе.

22.05.2019 19:00, Редакция «Частного корреспондента»


Не просто писатели

Эксперименты великих писателей

Как Владимир Набоков писал литературный сценарий к фильму Кубрика «Лолита», сколько раз Михаил Булгаков переписывал «Похождения Чичикова, или Мертвые души» и какой фильм по книге Замятина стал лучшим во Франции в 1936 году. «Культура.РФ» вспомнила писателей, примеривших на себя роли сценаристов.

21.05.2019 19:00, culture.ru


«Красноречие должно служить идеям, а не наоборот»

Курт Воннегут о стиле письма

Курта Воннегута не раз спрашивали о том, как выработать уникальную манеру письма (свою собственную он называл «телеграфно-шизофренической»), поэтому в 1980 году писатель опубликовал в журнале Transactions on Professional Communication эссе, в котором попытался дать ответ. T&P опубликовали перевод.

18.05.2019 13:00, Виктория Бутакова, theoryandpractice.ru


Ахматова и ее мужчины

Личная жизнь великой поэтессы

Главная тема поэзии Анны Андреевны — любовь. А какой была личная жизнь самой Ахматовой?

07.05.2019 19:00, Валентина Асеева, diletant.media


Не воля

Что есть воля?

Писатель и поэт Дмитрий Быков написал про мир, где если не воля, то месть, а если не месть, то, наверное, смерть, а если не смерть, то разве это жизнь. В общем, он написал про отношения учителя и ученика. Может, в современной школе, а может, нет. Или ни в какой не в школе.

05.05.2019 19:00, Дмитрий Быков, ruspioner.ru


Асадов. К Советскому Союзу претензий — нет!

21 апреля 2004 года умер Эдуард Асадов

В списке почётных граждан Севастополя Асадов на первом месте (удостоен звания в 1989 г.). Далее по алфавиту идут Гагарин, Папанин, Толстой и т. д. Всего около тридцати человек. Сегодня имя Севастополя звучит особенно драматично — в связи с напряжением в российско-украинских отношениях. В связи с российской «крымской весной»-2014 и крайним неприятием её определённой частью мировой общественности, да и в самой незалежной тоже.

21.04.2019 19:00, Игорь Фунт






 

Новости

Музей Прадо выложил 11 тысяч оцифрованных экспонатов в сеть
Выросший из сокровищницы испанских королей, музей Прадо выделяется богатым собранием работ местных и итальянских художников, здесь также представлена одна из самых полных коллекций Иеронима Босха. Общее число произведений в запасниках — около 30 тысяч. В интернете опубликованы фото более 11 тысяч произведений.
В Санкт-Петербурге откроется вторая выставка Светланы Манелис
Открытие выставки пройдет 2 июня в 18:00 в галерее «Мастер» по адресу ул. Маяковского, 14. На выставке будет представлена компьютерная живопись.
Нидерланды победили на Евровидении
Победу в международном песенном конкурсе «Евровидение-2019» одержал Дункан Лоуренс из Нидерландов, который исполнил композицию Arcade.
Умер композитор Евгений Крылатов — автор «Крылатых качелей» и «Колыбельной Умки»
Композитор Евгений Крылатов умер на 86-м году жизни. Об этом ТАСС сообщила его дочь Мария Крылатова.
Creative Commons запускает сервис по поиску бесплатного контента
После более чем двух лет бета-тестирования начал свою работу сервис поиска CC Search, куда уже сейчас включено более 300 миллионов свободных изображений.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.