Подписаться на обновления
16 январяВторник

usd цб 56.3569

eur цб 68.8174

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияiPChain
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера. Запуск 
  среда, 15 сентября 2010 года, 10:32

«Маркетологи должны создавать контент»
Рохит Бхаргава, вице-президент по стратегии и маркетингу 360 Digital Influence, Ogilvy Public Relations Worldwide


Рохит Бхаргава
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог







«Маркетологи скоро поймут, что они не центр коммуникации, а всего лишь его часть. Самая частая ошибка, которую они допускают, — это когда они рассматривают любую коммуникационную площадку как канал продаж».

Старший вице-президент подразделения 360 Digital Influence в коммуникационной группе Ogilvy Public Relations Worldwide Рохит Бхаргава (Rohit Bhargava) специализируется на маркетинге в интернете и консультирует такие глобальные бренды, как Intel, Lenovo, Unilever, Ford, Virgin America. Он приехал в Москву, чтобы встретиться с российскими маркетологами и представить свою новую книгу Personality not included, которая вот-вот начнёт продаваться в России. Рохит Бхаргава — автор концепции Social Media Optimization (SMO), его блог rohitbhargava.typepad.com признан AdAge одним из 50 самых популярных блогов о маркетинге.

«Часкор» встретился с г-м Бхаргавой, чтобы обсудить влияние социальных медиа на ключевые основы маркетинга, последние тенденции в сфере онлайн-PR и практику взаимодействия брендов со своей аудиторией в Сети.

— Что изменилось в работе маркетолога с приходом интернета?
— Я думаю, основные принципы работы остались прежними, хотя мы часто думаем, что с появлением интернета изменилось всё. Сообщение, которое бренд посылает своей аудитории, должно по-прежнему быть содержательным, информационные поводы должны быть вескими, а говорить вы должны так, чтобы вам поверили.

С другой стороны, голос индивидуума гораздо лучше слышен из толпы. Маркетинговое сообщение можно адресовать не массовой аудитории, а узким целевым группам или отдельным пользователям, которые имеют большое влияние на аудиторию. Это то новое, что привнёс в маркетинг интернет.

— Каковы последние тенденции онлайн-маркетинга в мире?
— Бренды больше не могут адресовать аудитории простые маркетинговые сообщения. Они должны создавать контент. И этот контент будет настолько разным, насколько отличаются друг от друга продуктовые категории, к которым принадлежат бренды. Больше нельзя сказать: вот моя обувь, вот фото, покупайте. Нужно подробно рассказывать, чем она отличается от других, таким образом, вам придётся описывать весь рынок. Это очень большое изменение, которое мы имеем благодаря Сети. Но большинство брендов не хочет говорить ни о чём другом, кроме самих себя.

— У вас есть примеры успешного продвижения брендов в интернете, когда они создавали свой уникальный контент?
— Да, есть. Например, бренд корпорации Unilever — майонез Hellmann’s. В Ogilvy мы придумали для него кулинарную телевизионную программу, которую вёл известный американский шеф-повар. Передача была показана как на ТВ, так и в интернете с помощью сервиса Yahoo! Hellmann’s стал её частью.

— И тут возникает закономерный вопрос. Сейчас по всему миру идут кампании за здоровое питание и здоровый образ жизни. Майонез, при всём желании, выбивается из этого стройного ряда. Как вы преодолели это ограничение?
— Майонез, конечно, не относится к здоровой пище, но именно Hellmann’s — натуральный продукт, который состоит только из воды, масла и яиц.

Когда видишь, до чего докатились социальные сети, становится страшно. Social TV — отличная попытка телика использовать ажиотаж вокруг социальных сервисов в свою пользу. Компания NDS, разрабатывающая EPG (Electronic Platform Guide, которые условно можно назвать путеводителем по медиаконтенту в телевизоре), продемонстрировала забавную разработку — OONA. Выбираешь кино, тут же видишь, какой рейтинг этому фильму поставили ваши друзья на Facebook или MySpace и что по этому поводу думают в Twitter.

Всё это написано на бутылочке, но люди, которые автоматически закупают продукты в супермаркете, редко обращают на это внимание. Для тех, кто следит за своим питанием, обращать внимание на такие вещи как раз очень важно. Конечно, большой кусок торта есть вредно, но чуть-чуть можно.

Другой пример — производитель гриль-барбекю Webber. У него есть очень мощное онлайн-комьюнити, его участники уверены, что Webber делает лучшие грили. Однако компания не просто хвалит себя в онлайне, а предлагает рецепты, объясняет, как лучше обращаться с углём, предлагает обмениваться опытом — в общем, делает своего рода образовательный ресурс.

— В какой форме происходит такая коммуникация: это комьюнити в социальной сети или собственный сайт компании?
— Есть и сайт, и комьюнити, и журнал в формате .pdf, который можно скачать с рецептами и прочими полезными вещами. Очень важно, чтобы все каналы были интегрированы между собой и позволяли знакомиться с реальным опытом конкретных людей. Так что, покупая гриль Webber, вы покупаете не просто продукт, но и присоединяетесь к сообществу.

— Есть ли данные по числу участников этого комьюнити?
— Мы не работали над кейсом Webber, но я могу сказать про Hellmann’s: все видео вместе взятые собрали более 10 млн просмотров. Тут сыграл роль тот факт, что бренд не просто создавал свой контент, но и был представлен в телепередаче известного повара, фактически селебрити, что привлекло значительное число зрителей. Плюс то, что контент был представлен на множестве платформ, включая CD-диски.

— Сколько упаковок майонеза Hellmann’s продали благодаря такому промоушен? Или, говоря иначе, какие есть способы измерить эффективность маркетинговой кампании онлайн? Насколько это зависит от цели, которую ставила перед собой компания?
— Есть два способа измерить эффективность кампании. Первый — это пример Hellmann’s. Вы не можете точно узнать, приобрёл ли покупатель этот майонез благодаря рекламе или нет. Это такой продукт, который покупается часто, это не автомобиль. Измерения покупательских предпочтений показали: если покупатель вспоминает о Hellmann’s в ту неделю, когда идёт в супермаркет за покупками, то вероятность того, что он его купит, повышается примерно на 70%. Если вы напоминаете о товаре регулярно в течение определённого периода времени, вероятность того, что его купят, повышается.

— Как именно происходят замеры покупательской активности?
— Так же, как в телевизионной рекламе. Вы знаете, сколько человек и сколько раз увидели вашу рекламу в конкретном населённом пункте, а также — насколько возросли там продажи товара. В интернете всё то же самое, только измеряется число просмотров онлайн-каналов.

Второй способ измерения эффективности я могу показать на примере соков Tropicana. Для них была разработана программа лояльности. Вместе с пакетом сока покупатель получал промокод, забивал его на определённом веб-сайте и получал баллы, которые можно было использовать для получения скидок. Магазины легко отслеживали эти бонусы, которые наглядно свидетельствовали об активности покупателей в соцмедиа. Кроме того, можно было посчитать, сколько бутылок сока было продано в рамках этой акции.

— А если для покупки товара нужно принять важное решение, как в случае с автомобилями, то что тут маркетологи могут предложить брендам?
— Один из наших крупнейших клиентов — Ford. Несколько лет назад автомобильная промышленность США переживала кризис: люди перестали верить в то, что она способна производить качественные машины. Бизнес был вынужден обратиться за господдержкой.

Принципиальным моментом Андрей Себрант считает различия в ролях, которые пользователи играют на том или ином ресурсе. Даже при наличии у социальных сетей собственных сервисов поиска или почты юзеры будут отдавать предпочтение специализированным ресурсам. В доказательство этого утверждения были приведены данные статистики поисковых запросов Mail.Ru и «Яндекса». Размер аудитории обоих порталов примерно сравним, Mail.Ru использует поисковый движок компании «Яндекс», и, таким образом, оба сайта имеют аналогичную поисковую выдачу и результаты поиска. Однако, по статистике, лишь ограниченная доля пользователей Mail.Ru использует его функцию поиска, тогда как многие специально ходят за этим на «Яндекс». В сознании пользователей Mail.Ru больше ассоциируется с коммуникационным порталом, куда они приходят за общением, тогда как «Яндекс» — с поисковым сервисом.

Стратегия Ford заключалась в том, чтобы заставить людей вновь поверить в эту компанию. Для этого было принято решение напомнить об истории корпорации и о том, как тесно она связана с историей Америки. С помощью социальных медиа пользователям представили несколько сотрудников Ford, инженеров, которые рассказывали о своей работе, чтобы мнение о компании изменилось. Одно дело, когда перед вами обезличенная корпорация, и совсем другое — конкретные люди со своими историями.

В офлайне тоже устраивались встречи с этими специалистами, на них приглашались блогеры и самые активные участники обсуждений в социальных медиа.

Через два года восприятие бренда намного улучшилось. Если поначалу только 30—40% опрошенных рассматривали Ford как возможную альтернативу при покупке автомобиля, то по завершении кампании уже 89%.

— А сами маркетологи согласны с тем, что им придётся теперь прикладывать больше усилий для достижения результата, создавать уникальный контент, а не просто маркетинговые сообщения? Они понимают, что пользователи прежде всего общаются в интернете между собой, а не собираются там ради бренда?
— Это действительно большая проблема. Учёные тоже не сразу поверили Копернику, когда он говорил им о том, что солнце не вертится вокруг земли. Но потом-то всё встало на свои места. Поэтому и маркетологи скоро поймут, что они не центр коммуникации, а всего лишь его часть. Самая частая ошибка, которую они допускают, — это когда они рассматривают любую коммуникационную площадку как канал продаж.

Ирония состоит в том, что на словах, когда мы встречаемся на конференциях, маркетологи всё отлично понимают. Но когда доходит до непосредственной реализации стратегии, они делают всё наоборот. Бренд может быть частью онлайнового сообщества, но не может общаться с пользователем один на один, в противном случае это будет уже не сообщество, а служба поддержки покупателей.

— Последнее время СМИ в интернете всё чаще думают о том, что контент должен быть бесплатным, а значит, платить за него будет не читатель, инвестор, в роли которого могут выступать бренды и корпорации. При этом они будут преследовать свои маркетинговые интересы, но журналистика из таких проектов тоже не совсем уйдёт. Что вы думаете по этому поводу?
— Бренды всё больше становятся частью СМИ. Я, например, не только специалист по маркетингу, но пишу статьи в разных изданиях и веду блог. Поэтому бренды должны избирать всё более гибкую стратегию, чтобы не вызывать отторжения у пользователей Сети. Нужно изучать их информационные предпочтения и поведение как покупателей, и тогда сделать это будет не так уж трудно. Читатели будут черпать информацию из всё большего числа каналов, в том числе из тех, на которые оказали влияние маркетологи.

— Очевидно, что информация в Сети более прозрачна, чем в офлайне. Всегда ли это играет на руку брендам, когда они строят свою маркетинговую стратегию?
— Прозрачность нужна обществу, и чем больше, тем лучше, но для брендов это не всегда просто. Посмотрите на технологические компании: пока их продукты находятся в стадии разработки, они их не обсуждают. В интернете контролировать ход дискуссии практически невозможности, потому что пользователи обсуждают, что хотят. Прозрачный мир маркетинга — это то, что я хотел бы видеть.

— Как вы думаете, возможно ли всё ещё создать бренд только средствами офлайна?
— Думаю, нет. Хотя есть ряд рынков, где компаниям сложно вовлекать в коммуникацию людей через соцмедиа. Например, финансовые структуры, которым трудно быть открытыми структурами.

Важно понимать, что компании по-разному используют возможности интернета. Я никому не могу сказать: делай так, и всё получится. У каждой компании свой путь, здесь нет какого-то всеобщего единого рецепта.

— Какие ошибки компании совершают чаще всего, выстраивая стратегию в интернете?
— Они забывают об интеграции между разными каналами коммуникации. Например, они заводят страничку на Facebook и начинают там с нуля строить сообщество, хотя на другом сайте или в другом сообществе у них уже есть лояльные пользователи.

Вторая ошибка: бренды нацелены на результат и не получают удовольствия от процесса. Компания тратит средства на создание блога, но если в течение двух месяцев нет конкретного результата, к проекту быстро теряют интерес. Заинтересовать пользователей с таким настроем, не учитывая их потребности, невозможно.

— Вам знакомы какие-то примеры маркетинговых кампаний в России — удачные или неудачные?
— За два дня, что я здесь, я понял, что доказать руководству компании ценность маркетинговых коммуникаций в интернете очень сложно. Приходится доказывать, уговаривать, это неправильно. Нужно сначала попробовать что-то сделать, а потом уже задавать вопросы. Российские маркетологи верят в соцмедиа, но не могут доказать их полезность. Сказать «всё в «Твиттере», поэтому и нам надо» не аргумент, нужны примеры того, как это работает.

— А вам нравится Facebook в роли маркетингового канала? У нас тут на почве FB настоящее помешательство.
— Думаю, это очень эффективный маркетинговый канал.

В 2009 году, в самый разгар финансового кризиса и кризиса СМИ, в Рунете был открыт новый интернет-журнал о маркетинге в индустрии развлечений — Branded. Об оригинальном нишевом журнале с уникальной концепцией «Часкору» рассказала Ольга Титова, управляющий партнёр рекламного агентства BrandWorks Entertainment. Sponsorship. Product placement.

Второй аргумент, чтобы использовать Facebook: там уже находятся все ваши потребители. Они живут там своей жизнью, и вы можете в неё встроиться. Вопрос не в том, должен ли бренд иметь страничку на FB, а что ему там делать?

Кроме того, нужно понимать особенности Facebook по сравнению с той же печатной рекламой: Facebook не лучшее место для привлечения новичков в ряды поклонников бренда. А вот сделать уже существующих покупателей более лояльными — как раз туда. Лучшее, что вы можете сделать на этой платформе, — это предоставить существующим покупателям хороший сервис, отвечать на их вопросы и всячески им помогать. Но не путайте FB с клиентской службой. Задача маркетологов — формирование лояльности и вовлечённости.

— Чем LiveJournal в роли канала маркетинга отличается от Facebook?
— Facebook — это полезный сервис, часть нашего Digital ID. LiveJournal же в первую очередь связан с желанием людей делиться своими мыслями, публиковать созданные ими тексты.

— А что с Twitter?
— Он идеален как канал увеличения продаж и промоушена скидок и акций. Компьютерная корпорация Dell продавала через свой канал DellOulet на Twitter компьютеры со скидкой и заработала на этом миллион долларов. Сайт Dell был оптимизирован таким образом, что на нём отображалось, что покупатель к ним пришёл из «Твиттера», таким образом, прибыль удалось подсчитать весьма точно.

Помимо этого Twitter может стать для компании эффективным сервисом по обслуживанию клиентов. Можно задать интересующий вопрос напрямую и тут же, мгновенно, получить ответ. Мгновенность вообще важная черта современных интернет-каналов, которая меняют основные принципы коммуникации.

Беседовала Анастасия Алексеева




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Интернет-СМИ через 10 лет: попытка прогноза

Будущее глазами экспертов

Конечно, все предугадать невозможно: ну кто, например, мог еще зимой 2010 года, когда только появился планшет Apple iPad, предвидеть, что подобные ему устройства всего несколько лет спустя станут одним из основных инструментов медиапотребления. Или вот другой пример – недавнее интервью главного редактора «Эхо Москвы» Алексея Венедиктова газете «Московский комсомолец»: «Вы знаете, я ведь был первым, кто в 1997 году завел сайт “Эха Москвы”. У нас в интернете возник первый сайт традиционных медиа. Надо мной все смеялись и говорили: “Это игрушка Венедиктова”. Или: “Венедиктов сошел с ума. У него слетела крыша”. Какой сайт – мы великое радио! Я говорил: “Ребята, это будущее”».

13.07.2015 13:00, Денис Лавникевич


Журналисты под платформой

Еще раз об экономике внимания

Михаил Калашников, автор замечательного блога MediaSkunk, написал очень важный текст, совпавший по времени с новостями о найме журналистов в «ньюсрумы» Apple, Twitter и, судя по всему, еще и Facebook. Это короткий текст, «три абзаца», но его имеет смысл разобрать целиком. Не то, чтобы в нем все было правильно или все было ошибкой — но есть явные недоговоренности и недочеты, которые снижают ценность сказанного (а местами просто перечеркивают ее).

09.07.2015 18:30, Василий Гатов


Живущие в Паутине

Осознанный выбор или интернет-зависимость?

Аудитория Рунета достигла почти 80 млн человек, треть из них являются онлайн-покупателями. Особенно активно развиваются мобильные технологии: доля трафика за прошлый год выросла в полтора раза, а число пользователей удвоилось. Цифры красноречивы, но что происходит с человеком, которого затянула Глобальная паутина? Кто и кем управляет в ней? Что даёт, а что забирает Сеть? Какое влияние она оказывает на пользователя и как пользователь влияет на неё? Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе конференции «Интернет и социокультурные трансформации».

06.07.2015 09:00


Большой ребрендинг

Тонкий Facebook и особенности дружелюбного дизайна

Впервые за десять лет своего существования социальная сеть Facebook изменила логотип, спровоцировав поток сообщений в СМИ. Из них пользователи и узнали о переменах ― на сайте изменения найти не так просто. Подобный ребрендинг ― явление популярное: свои эмблемы неоднократно меняли практически все знаменитые торговые марки, структурные подразделения и даже целые города.

03.07.2015 11:20, Ангелина Горбунова


Длинные формы

Культура чтения в эру цифровой журналистики

Мы живем в мире постоянно увеличивающихся скоростей, и становление пресловутого клипового мышления — уже не просто миф из далекого будущего, а совершающийся на наших глазах процесс. Лонгриды — одна из возможностей противостоять этому процессу, новая цифровая реальность, объединившая текст и мультимедиа в единое целое.

02.07.2015 17:30, Надежда Ткачук, Ангелина Горбунова


Олдскульный интернет

12 сайтов и сервисов Рунета, способных вызвать ностальгическую слезу

В июне Mail.ru Group сообщила, что объединит мессенджеры «Агент Mail.Ru» и ICQ под брендом ICQ. Эта новость заставила редакцию TheRunet не только вспомнить о существовании таких мессенджеров, но и поностальгировать о том, какие еще сервисы и сайты когда-то были очень популярны, а теперь находятся в тени (или вообще прекратили свое существование).

30.06.2015 09:00


7 трендов новых медиа в 2015 году

Второй год подряд мы анализируем информационные технологии и изменения в поведении аудитории, которые наиболее сильно влияют на СМИ и коммуникацию в широком смысле. Что ждет новые медиа в 2015 году?

16.01.2015 10:00, Всеволод Пуля, управляющий редактор Russia Beyond the Headlines, проекта «Российской газеты»


Аргумент к Гитлеру и другие уловки

Почему вдруг Гитлер стал самым популярным персонажем в интернете? Можно ли, прикрываясь этим именем, ненавидеть другого?

Интернет дает голос каждому – и Вы можете использовать этот голос, чтобы разжигать или, напротив, успокаивать страсти, сеять ненависть, или, напротив, стремиться к умягчению злых сердец, выказывать злобу и бессердечие или, напротив, сочувствие к чужому горю.

11.12.2014 11:30, Сергей Худиев


Юрий Вировец: «Я абсолютно уверен, что государство в интернете – это зло»

Сооснователь и президент HeadHunter о том, как убедить пользователя платить за информацию, почему сайт для людей лучше сайта для рекламодателей, и почему отсутствие госрегулирования было для Рунета благом

Почему русский интернет хороший? Потому что в него мало вмешивалось государство. До самого последнего времени государство не понимало важность интернета и вообще закрывало на него глаза. И это позволило развиться Рунету в прекрасную индустрию. К сожалению, в будущее я бы смотрел пессимистически, потому что сейчас государство опомнилось и стало интернет гнобить. В связи с этим я предвижу сложные времена. Практика показывает, что там, куда приходит государство, сразу становится все плохо. Я абсолютно уверен, что государство в интернете – это зло.

22.08.2014 13:30


Раздраженные интернетом

Кто недоволен свободой интернета, как недовольство становится глобальным и когда интернет станет уютным

На заре, в девяностые, люди считали, что интернет — это каталог полезной информации. В нулевые интернет воспринимали как среду общения и самовыражения. В десятые интернет воспринимают как зло.

24.07.2014 14:45, Андрей Мирошниченко






 

Новости

От согласия к решимости
27 сентября на международной конференции НЭИКОН состоялось специальное мероприятие, посвященное вопросам открытого доступа в России.
Сотни видеолекций преподавателей Факультета гуманитарных наук ВШЭ выложены в сеть
Сотни видеозаписей лекций преподавателей Факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) выложены в свободный доступ.
570 оцифрованных страниц из дневников Леонардо да Винчи опубликованы онлайн
Британская библиотека опубликовала 570 оцифрованных страниц из дневников Леонардо да Винчи для всеобщего обозрения. Страницы можно листать, увеличивать и скачивать.
«Газпром-медиа» не выявил отношений «Эха Москвы» с американским агентством BBG
Холдинг «Газпром-медиа», контролирующий акционер радио «Эхо Москвы», в ходе проверок не выявил каких-либо отношений радиостанции со структурами американского правительственного агентства Broadcasting Board of Governors (BBG).

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.