Подписаться на обновления
21 сентябряПятница

usd цб 66.4725

eur цб 77.7529

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  пятница, 19 марта 2010 года, 13:50

Марк Минковский: «Музыка вне времени…»
Дирижёр мирового класса вспоминает свою работу в московском театре и надеется приехать в Россию вновь


Марк Минковский // weta.org
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог





Французский дирижёр Марк Минковский рассказывает в интервью, что любит не только барокко, но и русскую музыку, русских оперных див. Он мечтал бы работать в Москве, но почему-то не зовут.

Маэстро Марк Минковский известен в первую очередь как блестящий интерпретатор музыки барокко: вместе с оркестром «Музыканты Лувра — Гренобля» он сделал десятки записей сочинений Монтеверди, Перселла, Баха, Генделя, Рамо, Шарпантье.

Руководитель зальцбургского фестиваля в интервью: «В этом году фестиваль посвящён теме власти и её связи с музыкой. Какое отношение эта тема имеет к Шостаковичу, вы, вероятно, знаете лучше меня, так что о предполагаемом «музыкальном портрете Сталина» в Десятой симфонии я говорить не буду…»

Четыре года назад Минковский впервые записал Моцарта, выпустив на CD две последние его симфонии: после этого слушать другие интерпретации практически невозможно — настолько нов и свеж Моцарт от Минковского, в том числе заезженная Сороковая.

Ещё одна любовь Минковского — французская музыка XIX века: Бизе, Берлиоз и особенно Оффенбах. Летом 2007 года с именем Минковского было связано главное столичное музыкальное событие — постановка «Пеллеаса и Мелизанды» в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко: если постановка Оливье Пи была оценена неоднозначно, то работа Минковского заслуживала только наивысших похвал.

Недавно сотрудничество Минковского и Пи продолжилось: на зальцбургском фестивале «Неделя Моцарта — 2010» они представили новую постановку оперы Моцарта «Идоменей». После премьеры маэстро дал эксклюзивное интервью «Часкору».

— Московская постановка «Пеллеаса и Мелизанды» была для вас особым событием или осталась одной из многих?
— Это очень важная для меня работа, потому что музыка оперы так пронзительна, а русская публика хорошо знакома с творчеством художников-импрессионистов, и я хотел донести до неё музыку Дебюсси — неотъемлемую часть этой культуры. Ведь эта опера в России практически никогда не ставилась, хотя у Дебюсси был план поставить её именно там.

Есть документальный фильм о том, как мы делали её в театре Станиславского. Я очень хотел бы, чтобы его увидели и российские зрители, он называется «Пеллеас и Мелизанда — песнь слепых», его поставил Филипп Безье. Он так любит эту оперу, что назвал в честь неё свою продюсерскую компанию — Les films Pelléas.

Фильм шёл во французских кинотеатрах с большим успехом и сыграл, по-моему, важную роль в укреплении культурных связей между нашими странами.

— Важна для вас в той же степени премия «Золотая маска», которую вы получили за эту постановку как лучший дирижёр?
— Я был очень тронут, но с тех пор меня в Россию пока больше не приглашали. Не жалуюсь, но это кажется мне не слишком последовательным.

Может, я вернусь в театр Станиславского возродить «Пеллеаса». Однако я полагал, что присуждение мне «Золотой маски» будет иметь какие-то последствия, и пока их не вижу.

Сейчас у меня нет планов, связанных с работой в России, но в один прекрасный день — почему нет? Например, с «Музыкантами Лувра — Гренобля» я скоро буду впервые в жизни исполнять «Страсти по Иоанну» Баха. Предстоит и много других программ, и я был бы рад показать их русской публике.

— Новая постановка «Идоменея» Моцарта, недавно представленная в Зальцбурге, — ваша вторая совместная работа с Оливье Пи?
— Да, вторая, и у нас большие планы на будущее: в Амстердаме мы собираемся ставить «Ромео и Джульетту» Шарля Гуно, в Вене — «Гамлета» Амбруаза Тома.

Особенно же я счастлив тому, что мы собираемся возобновлять «Пеллеаса» в Ницце. Это, конечно, забавно, если учесть, как много в Ницце русских.

Однако менеджер Оперного театра Ниццы очень заинтересовался этой работой, посмотрев фильм о рождении спектакля. Правда, оркестр и солисты будут уже только французские.

— Ставя «Идоменея» в четвёртый раз, что нового вы хотели рассказать об этой музыке?
— Я впервые обратился к венской редакции оперы, где партия принца Идаманта поручена тенору — чаще её поют меццо-сопрано. Это своеобразный эксперимент, в результате которого родилось немало интересного.

Работать с ансамблем солистов было сложнее обычного, вы сами могли услышать, что звучит он совсем иначе. Обычно главные партии исполняют три высоких голоса и один низкий.

А в этом варианте два тенора и два сопрано — это гораздо труднее, но в итоге музыка трогает вас куда сильнее, кроме того, это подчёркивает контраст: пара женских голосов против пары мужских, а не три женских и один мужской, как обычно. Работа получилась очень захватывающей и вдохновенной.

Прежде я работал над «Идоменеем» с современными оркестрами в Парижской опере, во Фламандской. А с «Музыкантами Лувра — Гренобля» мы играли «Идоменея» очень давно, когда мой оркестр ещё не накопил столько опыта в исполнении музыки Моцарта.

Теперь же этого опыта достаточно — одних только опер Моцарта в нашем активе уже пять: «Фигаро», «Митридат», «Волшебная флейта» и «Идоменей»... значит, четыре.

Мы также играем весь цикл Лондонских симфоний Гайдна, в марте они выходят на четырёх CD. Поэтому и «Идоменей» теперь звучит у нас куда естественнее.

Когда в твоём распоряжении первоклассный барочный оркестр, ничего лучше для этой музыки не найдёшь, это просто чудо.

— Вы говорите о барочном оркестре в связи с «Идоменеем», хотя считаете эту оперу одновременно и барочной, и романтической, самой романтической у Моцарта.
— Верно, но «Музыканты Лувра — Гренобля» всё же больше, чем просто барочный оркестр: в нашем репертуаре есть Вагнер — увертюра к его первой опере «Феи», есть «Кармен», которую мы играли два года назад.

Я люблю смешивать музыку разных эпох; с одной стороны, мы играем много Баха: например, семь раз исполняем цикл Бранденбургских концертов. Но это не мешает нашему оркестру играть буквально в те же дни Дюка, Брамса, Римского-Корсакова, Берлиоза.

— Какими ещё оперными премьерами ознаменован для вас этот сезон?
— Осенью я ставил оперу Гуно «Мирей» в Париже, в декабре работал там же над «Платеей» Рамо. В мае мне предстоит премьера «Дон Кихота» Массне в брюссельском театре Ла Монне; это будут последние спектакли Жозе ван Дама, он собирается распрощаться со сценой.

Затем — «Ромео и Джульетта» в Амстердаме. И в ноябре, что особенно знаменательно, — постановка одной из опер Генделя в Вене. Нас пригласили с «Музыкантами Лувра — Гренобля», и это чуть ли не первый случай, когда в Венской государственной опере будет играть приглашённый оркестр.

— Для вас это важнейшее событие года?
— Не совсем, поскольку я даю много концертов как с «Музыкантами Лувра — Гренобля», так и с варшавским оркестром Sinfonia Varsovia, где занимаю пост музыкального руководителя с 2008 года.

Интервью с Кшиштофом Пендерецким — дирижёром и композитором с мировым именем. Один из величайших ныне живущих композиторов выращивает свой сад по тем же законам, что и сочиняет симфонии. Религиозные по духу, но не по форме. Слава пришла к нему довольно рано, с победой на Всепольском конкурсе композиторов, но и до этого его судьба была предопределена. Пендерецкий занимался музыкой, сколько себя помнит: играл на скрипке и фортепиано, в духовом оркестре города Денбицы и даже организовывал собственный оркестр.

Прежде с ними много работал Иегуди Менухин, с 1997 года с оркестром постоянно сотрудничает Кшиштоф Пендерецкий. С ними мы собираемся играть симфонии Бетховена и кое-что из современной американской и польской музыки: Джона Адамса, Хенрика Гурецкого, Пендерецкого, вот что для меня очень важно.

Третья симфония Гурецкого на меня произвела большое впечатление, я уже исполнял её в Польше и в Испании. По-моему, это музыка вне времени, хотя она и рассказывает о войнах и других трагедиях ХХ века; для её восприятия нужно терпение, готовность к медитации — это хорошее упражнение для расширения рамок восприятия.

Публика её любит, однажды мы в Испании давали открытую репетицию симфонии перед залом, полным детей, это были ученики музыкальных школ в возрасте от 12 до 15 лет.

Симфония длится час, в ней нет почти никакого действия, но они слушали очень внимательно, музыка тронула их так же сильно, как она трогает меня.

Что касается Пендерецкого, то в Sinfonia Varsovia он художественный руководитель; я с большим удовольствием исполняю его Agnus Dei — очень красивое сочинение для струнных — и, конечно, считаю его одним из крупнейших композиторов нашего времени.

— Как много времени вы проводите с Sinfonia Varsovia?
— Как правило, мы встречаемся шесть раз за сезон, каждый раз с новой программой; иногда немного чаще. Сейчас в Варшаве строится новый зал; когда он будет готов, возможно, мы станем встречаться ещё чаще.

Старинной музыкой с этим оркестром мы не занимаемся, да и зачем, если у меня есть «Музыканты Лувра — Гренобля»? Всё-таки я артист, а не преподаватель. Хотя, разумеется, работая над музыкой Бетховена и Россини, мы очень много внимания уделяли вопросам чистоты стиля.

Кстати, я очень горжусь тем, что месяц назад записал с Sinfonia Varsovia первый сольный диск Юлии Лежнёвой, он выйдет осенью. Там звучат арии, увертюры и сцены из опер Россини. «Золушка», «Семирамида», «Вильгельм Телль», «Отелло», «Осада Коринфа», «Севильский цирюльник», «Дева озера», «Сорока-воровка» — чудесная программа и великолепное пение.

Вам в России следует гордиться тем, что у вас появляются такие певицы, как Юлия; мы уже вместе записывали Баха и на этом, думаю, не остановимся.

Только что на «Неделе Моцарта» она участвовала в исполнении Мессы до минор Моцарта, и летом я пригласил её в Зальцбург опять. Её искусство потрясло меня, и, более того, она производит такое впечатление на всех, кто слышал её хоть раз.

— Насколько вообще для вас важны записи?
— Признаться, я не очень их люблю; но для меня важно оставить свидетельство моей работы, обратиться к максимально широкой аудитории.

Даже много гастролируя, ты не можешь быть везде, и даже при наличии интернета, по-моему, лучше иметь ту или иную запись на диске. Но каждая запись — это всегда стресс.

Иногда ты настолько увлекаешься редкостями, что после этого естественно сыграть что-нибудь популярное. Поэтому мы записали сюиты из «Кармен» и «Арлезианки» Бизе: мне хотелось показать, что мой оркестр способен и на такой звук — красивый, благородный звук XIX века.

— Какое место в вашем репертуаре занимает русская музыка?
— С «Музыкантами Лувра — Гренобля» мы исполняли «Щелкунчика», успех был огромный! С Sinfonia Varsovia хочу заняться симфониями Чайковского, это уж точно. В этом сезоне я дирижирую также «Шехеразаду» Римского-Корсакова, остальное — позже.

Очень надеялся поставить в Варшаве «Бориса Годунова», но, к сожалению, планы Варшавской оперы кардинальным образом переменились. Теперь идёт речь о постановке оперы «Галька» Станислава Монюшко — самой главной польской оперы. Хотя и поставить «Бориса» рано или поздно я очень надеюсь.

Беседовал Илья Овчинников




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Вацлав Нижинский

«Золотой век» русского балета

Вацлав Нижинский – великий танцовщик и хореограф начала XX века, слава и трагическая судьба которого тесно переплетена с золотым веком русского балета. Он стал одним из первых танцовщиков-мужчин в мире, чьи балетные партии смогли затмить славу многих прим того времени. Его пластичность и артистическая харизма, благодаря которым Нижинского называли человеком-птицей, принесли ему известность на всю Европу. О его жизненных коллизиях ходят целые легенды: снимают фильмы, пишут романы, ставят драматические и балетные спектакли и все это связано с разными периодами, безусловно, многогранного творчества.

14.01.2018 19:00, Мария Молчанова для «Дилетанта»


Родину себе не выбирают?

Вопреки всем предчувствиям и пророчествам, премьера балета «Нуреев» в Большом театре все-таки состоялась

Пусть и со второй попытки, уже в отсутствие режиссера. Ее отмена летом вызвала резонанс однозначно более мощный, чем если бы спектакль удалось выпустить в штатном режиме. Почему не удалось – вопрос отдельный, есть официальная версия (неготовность работы к показу на публике), есть множество альтернативных, по нынешней моде конспирологических, с углублением в тайны кремлевского двора и секреты патриаршего подворья.

09.12.2017 16:00, Вячеслав Шадронов


«Семирамида» – одно из чудес света

В рамках Большого фестиваля РНО прозвучала опера Дж. Россини «Семирамида» в концертном исполнении Российского национального оркестра, хора Академии хорового искусства им. Виктора Попова и солистов. Дирижер Альберто Дзедда (Италия). Художественный руководитель фестиваля Михаил Плетнев.

28.09.2015 16:00, Лилия Ященко


Смеюца морщинки на синем сене

В Электротеатре Станиславский завершились премьерные показы пятиактного оперного триллера “Сверлийцы”

Художник Герман Виноградов сравнил спектакль с волшебной пилюлей, погружающей практически в психоделический трип, но изготовленнной при этом разрешенным законодательством способом. Опера действительно напоминают сон, сладкий обморок, во время которого попеременно оживает прошлое и будущее, играет атональная музыка, текст застревает в памяти поэтическими всполохами и окончаниями “ца” вместо “тся” и “ться”, а смыслы то и дело ускользают, ибо “Сверлийцы” - не предъявление смыслов, а скольжение по ним.

20.07.2015 09:30, Артур Гранд


Пышный праздник эпохи барокко

«Сон в летнюю ночь», новая постановка Музыкального театра республики Карелия, баррокальный балет-феерия на музыку Ф. Мендельсона подробно разбирает природу человеческого конфликта. Рассказывает о том, как важен в отношениях каждый пустяк, ведь из мелочей и рождается большая ссора. Запутанная шекспировская история кажется очень современной – ведь в ней ощущается иронический, пресыщенный, усталый внутренний разлад нашей эпохи.

09.06.2015 16:00, Ольга Погодина-Кузмина


«В натуре безупречный»

«Титий безупречный» А.Маноцкова в Камерном театре им. Б.Покровского, реж. В.Мирзоев, дир. А.Кашаев

В основе либретто - пьеса Максима Курочкина, а полноформатная двухактная опера на современный постмодернистский текст по определению не может не отдавать пародией. К тому же «Титий безупречный» - это еще и «спектакль в спектакле».

07.04.2015 13:00, Вячеслав Шадронов


При участии солдат и мирного населения

Европейское в параллель с национальным: две оперные премьеры в Мадриде. «Театро Реаль» и «Театр Сарсуэлы»

Известные мадридские музыкальные театры привлекают постановщиков, хорошо известных в Москве. Именно поэтому последние испанские премьеры интересно смотреть на фоне московских спектаклей.

05.03.2014 16:00, Вячеслав Шадронов


Слово о любви Игоревой

Самая громкая оперная премьера сезона в Большом театре продемонстрировала торжество мультикультурности

Нынешний «Князь Игорь» не менее авангарден, чем «Руслан и Людмила» Дмитрия Чернякова, звучавшего на открытии исторической сцены, продолжая линию на модернизацию русских классических опер.

21.06.2013 11:05, Дмитрий Бавильский


Лондон. Февраль тринадцатого. Балет

Впечатления

Рассказом о Королевском национальном театре Англии я начал публиковать заметки о недавних лондонских театральных впечатлениях. Сегодня драматический театр уступает место Его Величеству Балету. Я приглашаю вас в Королевский оперный театр Англии (Ковент-гарден), где вот-вот поднимется ярко-красный занавес и начнется вечер одноактных балетов в исполнении артистов Королевского балета (The Royal Ballet).

13.03.2013 11:25, Сергей Элькин


Наталья Осипова: «Идти вперед и развиваться!»

Самая необычная балерина нашего времени о любимых партиях и любимых театрах

О том, как начиналась карьера, о романтизме и выносливости, Большом и Михайловском театрах, Ратманском и многом другом – в эксклюзивном интервью, записанном в США.

23.01.2012 12:52, Сергей Элькин, Чикаго






 

Новости

Более 120 сияющих картин Архипа Куинджи выставят в Третьяковской галерее
В Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи 4 октября 2018 года открывается выставка «Архип Куинджи».
Венская опера запускает онлайн-трансляции с русскими субтитрами
Венская государственная опера сделает русские субтитры к онлайн-трансляциям своих спектаклей, пишет ТАСС со ссылкой на директора театра Доминика Мейер.
Ампир V — первый блокбастер, финансируемый с помощью криптовалюты

Граждане США не смогли принять участие в дегустации баблоса
В рамках ICO было выпущено 2 000 000 Bablos, в открытую продажу поступило 1 700 000 Bablos. Уже на старте продаж ICO-кампания Bablos преодолела Soft Cap (2000 ETH), то есть было продано более 100 000 Bablos.

Миссия – открытый доступ

НП «Викимедиа РУ» подготовило рекомендации по реорганизации работы библиотек в условиях цифровой эпохи
Документ ориентирован в первую очередь на публичные библиотеки, которые работают со всеми категориями населения. Работа предлагает переориентировать деятельность учреждений на сохранение знаний и обеспечение к ним доступа для всех интернет-пользователей. С полным текстом рекомендаций можно ознакомиться здесь. Приводим ключевые положения документа.

Умер Иосиф Кобзон
Скончался народный артист России Иосиф Кобзон.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.