Подписаться на обновления
24 ноябряВторник

usd цб 75.7600

eur цб 89.9347

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера 
  среда, 3 июня 2009 года, 09:48

Марио Бьяджоли: «Авторское право нуждается в реформировании!»
Историк из Гарварда: «На данный период понятие интеллектуальной собственности становится помехой для дальнейшего развития»


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог



Марио Бьяджоли, историк, профессор Гарварда, специалист по авторскому праву и истории Ренессанса, ответил на вопросы о том, что можно, а что нельзя говорить в интернете и как распространяется юридическое право на интеллектуальную собственность, с которой сталкивается каждый из нас, покупая в палатке у метро музыку или новые CD.

Каждый день мы сталкиваемся с той или иной информацией, посвящённой праву. Что можно, а что нельзя говорить в интернете? Как распространяется юридическое право на интеллектуальную собственность, с которой сталкивается каждый из нас, покупая в палатке у метро музыку или новые DVD? Правда ли, что согласно новому закону отсутствие вины не означается отсутствия ответственности, и в чём вообще разница?

Создаётся такое ощущение, что история права — права на обладание, права автора, права человека — преследует человечество испокон веков. На телеканале «Культура» показали сериал «Медичи. Крёстные отцы Ренессанса» — и там то же право, только старинное.

Неужели за века существования западной цивилизации не удалось решить такую простую, казалось бы, проблему — ну хотя бы авторского права? На эти вопросы корреспонденту «Часкора» Ксении Щербино ответил Марио Бьяджоли, историк, профессор Гарварда, специалист по авторскому праву и истории Ренессанса.

— Вы считаетесь одним из ведущих исследователей в сфере интеллектуальной собственности. Скажите, существовало ли такое понятие в эпоху Медичи? В чём основные различия?
— Интересный вопрос. С юридической точки зрения у людей было мало возможностей защитить свои права на произведение искусства, т.к. законодательство на тот момент не было юридически оформлено. Патентное право и копирайт существовали лишь в зачаточном состоянии.

Строго говоря, это было не столько об интеллектуальной собственности, сколько о самих вещах. Существовали так называемые книжные монополии, которые в чём-то похожи на наш копирайт, но были направлены на защиту книги как объекта. Закон был достаточно примитивен.

Социальные сети с мультимедийным контентом мгновенно стали источником этого контента для любого. Не надо даже регистрироваться в них. Смышлёные программисты тут же написали целый ряд программ, позволяющих найти и скачать музыку и видео из «Вконтакте» или любой другой сети.
Интернет-девелоперы стонут: почти невозможно арендовать стойку под свой сервер в московских дата-центрах. Все скуплены под серверы vkontakte. Количество серверов этой социальной сети бьёт все рекорды в российском интернет-бизнесе. Хотя количество пользователей другой конкурирующей сети — «Одноклассники» — немного больше (27 млн против 23 млн). В чём же дело?

Но если взглянуть на проблему глазами самих художников — что они сами говорят об этом вопросе, — то они достаточно чётко отделяют себя от ремесленников.

Ремесленники тоже могут производить картины, скульптуры и другие объекты, но при этом следуют правилам, установленным их ремеслом. Меж тем как художники ранга Микеланджело придумывают новое — их работу нельзя свести к правилам ремесла.

Художники используют понятие invention — они «изобретают» новую форму или новый сюжет, который потом рисуют, и это «изобретение» ими подчёркивается, оно связано с их индивидуальностью, с их креативным потенциалом, с их гением.

То, как художники в эпоху Ренессанса говорили о своей работе, очень похоже на то, какое определение мы сейчас даём понятию интеллектуальной собственности.

Но в то же время закон не признавал их рассуждения. Так, например, Микеланджело не обладал авторским правом на то, что он делал. Он говорил так, как если бы он обладал таким правом, но на самом деле его не было. Существовала колоссальная разница между тем, как сами художники описывали творческий процесс, и тем, на что они имели право по закону.

— Касалась ли эта ситуация науки? В каком положении были учёные — не меньшие изобретатели?
— В том, что касается науки, вопрос ещё более сложный. В случае с новыми научными инструментами учёные могли мало что сделать.

Например, первый изобретатель телескопа не Галилей, а нидерландский стеклодув, который пытался запатентовать своё изобретение, но не мог. Во многих случаях раннее патентное право не включало в себя деятельность учёных.

Было не так-то просто защитить свою работу через право об интеллектуальной собственности, поэтому для таких людей, как Галилей, было важно стать философом или математиком, принадлежащим ко двору какого-нибудь принца, чтобы таким образом, через свою позицию при дворе, приобрести влияние, которое позволит ему защитить свои открытия в отсутствие развитого закона.

— А как вы считаете, в наши дни этот закон развит?
— Да, разумеется. Я, конечно, мало знаю о том, что происходило в советское время и в России сейчас и присоединилась ли Россия ко Всемирной конвенции об охране авторских прав, но в Европе и Америке художники защищены правом интеллектуальной собственности.

Впрочем, многие уже даже говорят о том, что эти права чрезмерны. Например, если вы теоретик истории искусства и написали книгу, то вы потратите несколько лет только на то, чтобы получить все возможные разрешения на цитирование в своей научной работе отрывков из других исследований.

Художники, писатели или, скажем, библиотеки, в которых хранятся манускрипты, уже даже чересчур защищены, и это уже мешает и научным исследованиям, и новым открытиям.

Но в Новое время всё было по-другому. Например, гравёр мог скопировать любую картину любого художника, и эти репродукции были абсолютно законны. Если сравнивать наши дни со, скажем, 1600 годом, то современный художник обладает намного большими правами.

— Если бы вам представилась такая возможность, хотели ли бы вы что-либо изменить в современном авторском праве?
— О, это провокационный вопрос! Конечно, будучи писателем, я рад, что могу защитить свои работы от копирования, я не хочу, чтобы кто-то ставил своё имя под моими статьями. И для меня важно, чтобы мои книги сохраняли моё имя.

Ситуацию с премией Андрея Белого до перевода конфликта в публичную стадию следовало бы назвать по-другому: «обоюдный цугцванг». Что значит обоюдный цугцванг? Это значит: кто начинает, тот и проигрывает. Начала (то есть вынесла сор из избы) «Клара»! Она и в проигрыше. Надо было мириться (или, наоборот, окончательно ссориться) втихаря. Сто раз может быть прав Суворов-Резун относительно замыслов и поползновений Сталина, а напал всё равно Третий рейх на СССР. А не наоборот.

Но я думаю, что на данный период времени как в области культурного процесса, так и в области науки понятие интеллектуальной собственности становится помехой для дальнейшего развития.

Я не хочу сказать, что его надо полностью изменить, но срок копирайта слишком длинный (десятилетия после смерти автора), а в случае патентов — люди сейчас запатентовывают абсолютно бесполезные вещи.

Например, можно запатентовать генетический код, но большинство людей сойдутся на том, что это природное изобретение, которое нельзя запатентовать, — и я с ними согласен.

Поэтому я считаю, что и патентное, и авторское право превышают границы собственного определения, границы разумного.

— Например?
— Например, многие учёные жалуются, что их исследования заходят в тупик, когда им нужно использовать методы, запатентованные кем-то другим. Им приходится запрашивать лицензии, платить деньги, а денег всегда не хватает и т.д.

Эти финансовые и временные затраты (зачастую проект приходится заморозить до получения лицензии, а это отнимает много времени) не оправдывают себя. Поэтому — да, я выступаю за реформы.

— А что из авторского права мы сохранили со времён Медичи?
— Разве можно отделить искусство Ренессанса от идей Ренессанса? Хотя и не Медичи первыми стали покровительствовать художникам, они первыми стали использовать это как инструмент политического влияния в таком масштабе.

И в конце XVI века Медичи уже создали целую академию изобразительных искусств, в которой обучались художники, которые впоследствии должны были воплощать в искусстве — и воплощали! — величие Медичи.

Думаю, что именно Медичи если не систематизировали, то хотя бы более чётко проявили систему взаимоотношений искусства и политики, и это повлияло на то, как другие правители стали видеть отношения между искусством и властью.

Так что Медичи определили эту взаимосвязь на века. В науке же они сыграли институционализирующую роль. Так, первая научная академия — Академия дель Чименто — была основана во Флоренции в 1557 году во многом благодаря работе Галилея.

Так что заслуга Медичи не столько в какой-то идее, сколько в создании институтов, регулирующих идеи той эпохи; не в том, что они что-то сделали первыми, а в том, что многим понятиям они придали силу. Ну и ещё они оставили нам очень красивый город — Флоренцию! Поэтому я и говорю, что они неотделимы от искусства Ренессанса.

Беседовала Ксения Щербино




ОТПРАВИТЬ:       



 






Новые радости и инициативы

Nooregistry.ru: о книгах, исландцах и неделе открытого доступа

85 тысяч исторических документальных фильмов, архив американских журналов по архитектуре и онлайн экскурсии по 50 музеям мира – в подборке профильного журнала Nooregistry.ru, вместе с последними новостями об авторском праве и о борьбе исландцев за принятие конституции, написанной самими исландцами.

20.11.2016 15:00, Дарья Новаторова


Nooregistry.ru: пираты среди нас!

О новых ресурсах открытого доступа, пиратах и инициативах

Как исландские интернет-пираты стали влиятельными политиками, почему молодые люди предпочитают пиратские интернет-ресурсы, и как упорно правообладатели сражаются за свои права – об этом в дайджесте профильного сайта Nooregistry.ru.

20.10.2016 16:00, Дарья Новаторова


Nooregistry.ru: открытые источники всего на свете

Самое интересное из мира авторского права

Редкие цветные фотографии старинного Парижа, карта мест, где проходили съёмки популярных отечественных фильмов, сатирические журналы 1905-1917 гг., 3000 иллюстраций произведений Шекспира и свежие новости авторского права – это и многое другое в подборке материалов профильного сайта Nooregistry.ru.

30.09.2016 16:00, Дарья Новаторова


Лёд тронулся!

Шаги на пути к обществу знания определены

Мир меняется быстрее, чем законодательство – особенно когда старый порядок вещей отстаивают сложившиеся индустрии, не желающие подстраиваться под новые условия игры. Однако ситуацию пора менять, и можно начать с очевидного – решения проблемы сиротских произведений, возвращения советского общественного достояния в этот правовой статус и создания новой информационной инфраструктуры открытого доступа.

29.09.2016 17:00, Дарья Рязанова



Интернет по-оруэлловски

Почему законодательство в интернет-среде все больше напоминает антиутопию

Начиная с 2012 года в сфере ограничения и регулирования интернет-пространства был принят ряд законов, вызвавших серьезный резонанс как среди правозащитников и экспертов, так и среди рядовых пользователей. Несколько законов стали наиболее обсуждаемыми, и отголоски этих дискуссий звучат до сих пор.

27.09.2016 19:00, Ксения Володина


Безграничная свобода

Nooregistry.ru: открытое и бесплатное на просторах интернета

Редкие цветные фотографии начала 20 века, советские иллюстрации книг Толкина, более 300 документальных фильмов и виртуальные прогулки по Нью-Йорку: профильный сайт Nooregistry.ru подготовил очередную подборку ресурсов, которые выкладывают интересный материал в открытый доступ.

24.09.2016 20:00, Дарья Новаторова


Рим в 1890 году

Цветные фотографии в открытом доступе

Колизей, Фонтан Треви и многие другие знаменитые места Вечного города в конце 19 века можно увидеть в цвете благодаря фотохромной технологии и Библиотеке Конгресса, выложившей редкие фотографии в открытый доступ.

23.09.2016 19:00, Josh Jones


Ценность открытой науки

Что такое «открытая наука» и почему она необходима для человечества

Точка зрения: «Исследователи сталкиваются с трудностями в процессе работы. Статьи могут отозвать из-за ошибок, результаты исследований могут оказаться невоспроизводимыми, методы часто нестандартизированы, а опубликованные работы недоступны. Необходимо найти решение этим проблемам».

22.09.2016 19:00, Daniel Saraga, phys.org


Кому нужен открытый доступ?

Ответы на ключевые вопросы

Под термином «открытый доступ» традиционно понимается практика публикации отрецензированных научных статей в свободном доступе бесплатно и для всех желающих. Для кого и зачем это нужно – в кратком познавательном обзоре от opensource.com.

21.09.2016 19:00, nooregistry.ru






 
Вселенная Пелевина

Новости

Свободные произведения станут доступными
В День общественного достояния НП «Викимедиа РУ» объявляет о запуске конкурса «Общественное достояние – 2018».
С 2018 года в общественное достояние перейдут произведения Тынянова, Рериха и Немировича-Данченко
НП «Викимедиа РУ» подготовило исследование «Авторское право и общественное достояние в России: произведения, переходящие в режим общественного достояния с 2018 года, и их авторы».
Нью-Йоркский Метрополитен-музей передал 375 тысяч оцифрованных произведений в общественное достояние
The Metropolitan Museum of Art объявил о передаче всех изображений произведений из своей коллекции, являющихся общественным достоянием, под лицензию полного отказа от авторских прав - CC߀.
Третьяковка в интернете
На сервисе "Яндекс.Карты" появились панорамные снимки всех залов Третьяковской галереи, открытых для посетителей.

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.