Подписаться на обновления
12 декабряЧетверг

usd цб 63.5653

eur цб 70.4558

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Страны  Люди  Обычаи  События  Казусы  Места  Города  Вещи 
Наталия Конрадова, codaru.com   воскресенье, 19 мая 2019 года, 13:00

Марийская смерть и мир будущего
Как марийцы относятся к покойникам?


Источник: codaru.com
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Антрополог Наталья Конрадова ездила к уральским мари и выпивала с их покойниками: деревенские мертвецы остаются деятельными членами семьи и после смерти. Но это не просто языческая экзотика, просто мари помнят то, что мы забыли всего пару поколений назад — но скорее всего очень скоро вспомним.

«Моя соседка умерла, и приснилась мне во сне, — рассказала нам одна уральская марийка, — Я, говорит, дома шагу не могу ступить, у меня по дому проволока. Проволока обыкновенная. Я думаю: «Господи, почему это мне приснилось?» Звоню ее дочери, а та говорит: «А знаешь, наверное, почему? Цветов мы понатыкали поверх могилы, а они же из проволоки!» Они убрали цветы и потом ее снова во сне видели, в красивом платье».

С тех пор, как психоанализ объяснил сны нашими репрессированными желаниями и страхами, их не принято пересказывать чужим. У марийцев, живущих на Урале, отношение ко снам устроено иначе: это важный канал коммуникации с мертвыми. После смерти человек не уходит в небытие, а находятся в состоянии, похожем на полужизнь. Его нельзя встретить в реальности, но можно увидеть во сне — до тех пор, пока о нем помнят. От покойников можно получить важную информацию с того света, например, предупреждение о грядущих неприятностях, болезнях и смертях. Хотя гораздо чаще они приходят, чтобы чего-нибудь попросить или пожаловаться.

Когда-то сон и смерть были такими же многозначительными и в других традициях, а не только у марийцев. Но в 16 веке Иван Грозный взял Казань и подчинил себе все живущие на территории ханства народы. Часть марийцев спасалось от насильственной христианизации и от русской армии и бежала с Волги на восток, на Урал. Благодаря бегству их традиционная культура неплохо сохранилась.

На дворе 21 век, позади несколько волн миграции, колонизации и глобализации, а в марийских деревнях по-прежнему видят вещие сны и передают покойникам еду на тот свет.

Что бы ни думал современный городской человек о загробном мире, как бы ни стремился избежать его, он вряд ли достигнет той же гармонии со смертью, какую хранит деревенская культура. Оправившись от шока при виде экзотических ритуалов кормления покойников и историй о встречах с ними, он начнет завидовать деревенским. Они-то хорошо помнят, что когда-нибудь умрут. И точно знают, что их ждет после смерти.

Больше всего марийские представления о мире мертвых похожи на то, что описывал американский фантаст Филип Дик в романе «Убик». «Варварство, — говорит его персонаж Герберт, — Похороны — это каменный век». Герберт управляет Мораториумом Возлюбленных Собратьев. Его бизнес — хранить тела тех, кто уже умер, но некоторое время продолжает свою «полужизнь» и может выходить на связь с живыми. В мире «Убика» разным людям отмерены разные сроки полужизни, после чего наступает «окончательное перерождение». И если родственники готовы выложить крупную сумму за возможность продолжать в это время общение с умершими, они заказывают услуги Мораториума.

Филип Дик создал одно из самых сильных описаний смерти для человека городской культуры — как она выглядит изнутри, с того света, и какими зыбкими могут оказаться границы между мирами. Он искал если не вечности, то утешения, которого рано или поздно ищет любой городской человек. И при этом удивительно точно воссоздал то отношение к смерти, какое до сих пор можно обнаружить в традиционной деревенской культуре. Особенно, если забраться подальше от властей, производств и культурных центров.

Сходство марийских снов с научной фантастикой 1960-х не так уж и случайно. В это время новое поколение американцев осознало, что рациональная западная культура больше не отвечает на вопросы о смысле смерти. В поисках ответов Калифорния и вслед за ней вся Америка заболела темой расширения сознания — будь то ЛСД, эзотерика, йога, освоение космоса или компьютерные сети. И стала интенсивно исследовать опыт других культур, не потерявших связь с традицией, а значит, и с мертвыми. Тех, которые еще полвека назад называли варварскими. Поэтому, в частности, связь с умершими в Мораториуме поддерживается при помощи симбиоза технологий — не только электроники, но и телепатии, перспективы которых виделись одинаково радужными в конце 1960-х.

***

Во время похорон марийцы стараются класть покойнику с собой все самое необходимое, без чего не обойтись на том свете. Есть вещи, которые они кладут, потому что так было принято испокон веков — например, три нитки разных цветов, чтобы качаться на качелях, три палки, чтобы отгонять змей и других животных, полотенце, мешочек с деньгами («чтобы взаймы не просила ни у кого, без денег-то куда?»), иногда бутылку водки, чтобы передать своим родным, умершим раньше. А есть личные предметы, любимые, которыми человек все время пользуется при жизни. Одной покойнице, например, не хватало расчески и бигудей, так что родственникам пришлось относить их на могилу. Разумеется, речь шла не вообще о бигудях, а именно о тех, которыми она пользовалась. Потому что ничего нового, купленного в магазине, на тот свет передавать нельзя — покойник не сможет пользоваться этими вещами. «В новых вещах нельзя хоронить, — объясняли нам, — а если все-таки у человека нет старой одежды, то мы режем новую. Купили ему, например, брюки и ножницами порезали, чтобы он в новой одежде не умер. А если похоронить в новой одежде, человек не может ее носить, она до него не доходит. Сколько раз во сне людям снилось: «Галоши не мои, я босиком хожу»».

Правила проводов на тот свет довольно строгие, хотя и не сложные. Важно собрать все необходимое, чтобы потом не пришлось передавать снова, сделать в гробу окошко, чтобы покойник не жаловался, а также правильно себя вести. Например, ни во время похорон, ни сразу после нельзя плакать, потому что тогда «они шибко тревожно на том свете ходят». Так одна женщина жаловалась во сне своей соседке, что лежит в воде, потому что живые слишком много плачут по ней. А другой покойник, наоборот, никогда не снится своей вдове, потому что ее слеза попала на его гроб во время похорон. Нельзя плакать — связь нарушится.

Но самое главное в отношениях марийцев с их мертвыми — это еда. Поминать их — значит кормить. И большая часть жалоб, которые они сообщают, приходя во снах, касается их голода. А если покойник на том свете ходит голодный, это не только негуманно по отношению к ним, но может и грозить мелкими неприятностями. Один покойник все время требует еды — заказал вдове семь лепешек, потом квашеную капусту, потом грибы.

«Чего захочет, то и приношу ему, — рассказывала она нам, — Если не кормишь, снятся же!»

Помимо снов, когда покойников кормят по требованию, есть специальные дни в году, когда все деревенские поминает своих мертвых. Во-первых, это четверг на «марийской пасхе», весной, когда покойники покидают кладбище, чтобы погостить у себя дома. По-марийски этот праздник называется «кугече» и почти не имеет отношения к христианской Пасхе, хотя и приходится на ту же неделю. Покойников, даже самых родных, нельзя пускать туда, где живут живые, поэтому ночью на четверг, перед самым рассветом, их кормят в доме, но за пределами матицы, потолочной балки, отделяющей жилую горницу от хозяйственных построек. Лучше всего кормить покойников в сенях. Зажигают свечи, часто самодельные, крошат еду, льют водку и приговаривают «это тебе, Петя» — иначе угощение не дойдет до адресата. Покойники часто проявляют себя — если свечка или зажженная сигарета весело трещат, значит ему нравится. «Сколько покойников, например, у бабушки в семье, у нас в роду было — вот столько свеч ставили в золу. И вот начинает она угощать. Рано начинает. Печь топит, оладьи, яички крашеные. Свечки ставит и зажигает, называет по имени и говорит: «Ой, до того сын Миша обрадовался — прямо горит». Потом провожали».

Еду потом скармливают домашним животным: если покойник поел, то живым уже не стоит.

Так они гуляют до начала июня, когда наступает Семик — родительский день. На Семик покойников провожают на кладбище, где снова кормят на прощание и просят не возвращаться до следующей пасхи. «После Пасхи до Семыка, как говорится, дух покойников на свободе».

Семик — это уже что-то знакомое. Это бывает не только у марийцев, но и в русских деревнях. И когда-то было повсеместно, у славян и финно-угров, но традиция закономерно уходит, уже почти ушла. Сегодня многие горожане все еще ездят на кладбище на Пасху и в родительскую субботу перед Троицей. Иногда даже кладут на могилу яйцо, кусок хлеба, ставят стопку водки. Так принято, так делали бабушки, и они бы хотели, чтобы им тоже так делали. То есть приносили поесть, кормили бы. О чем горожане, конечно, вряд ли думают.

В традиции — как она была описана в начале 20 века этнографом Дмитрием Зелениным — Семик предназначался не всем покойникам, а только умершим не своей смертью, раньше срока. Такие покойники доживали свою «полужизнь» между мирами и были особо опасными — могли приносить засуху, наводнение, падеж скота и болезни. Поэтому за ними нужно было по-особому ухаживать — кормить в особые дни, хоронить не на общих кладбищах, а, например, на перекрестках дорог, чтобы каждый проезжающий мог бросить лишний камень или ветку на могилу. Иначе они выбирались из земли и приходили в деревню. Сегодня даже в марийских деревнях на Урале, где традиция сохранилась лучше всего, умерших не своей смертью почти не отличают от обычных покойников, и на Семик кормят всех родных. Обязательно приговаривая, чтобы уходили и не беспокоили.

***

Границы между этим миром и иным у марийцев все же есть. Не так просто их пересечь, а если это происходит, значит, случилось что-то важное. Не нужно лишний раз ходить на кладбище — оно открывается только в дни похорон и на Семик. А самое главное, что покойники, будь они самыми любимыми и родными, перестают быть самими собой — теряют свойства человеческой личности и становятся агентами того света. Похожим образом выступают умершие персонажи Филипа Дика — с той только разницей, что они выходят на связь только по вызову живых и никак больше не проявляют себя в их мире. «Мы — те, которые здесь — все больше и больше проникаем друг в друга, — Описывает героиня «Убика» переход от полужизни к перерождению, то есть окончательной смерти, — Все больше моих снов вовсе не обо мне... я бываю в местах, которых никогда в жизни не видела, и совершаю не свои поступки...»

Вся деревенская жизнь пронизана ритуалами защиты этого мира от мира мертвых. Во время похорон, «пасхи» и Семика покойного убеждают уйти обратно, не мешать живым, ни в коем случае им не помогать. ««Скотину смотреть не помогайте, сами смотрим!» Потому что они помогают уже по-своему, получается. Наоборот помогают», — так нам это объясняли деревенские. Уходя с кладбища во время похорон, принято сжигать лишнюю одежду умершего и перешагивать через дым, чтобы покойник остался на месте, а не побежал за ними обратно в деревню. Выходя за ворота кладбища, нужно покорить местных духов, чтобы они хорошо выполняли свои охранные функции.

Разумеется, речь идет не о зомби и прочих оживающих мертвецах из кино. Марийского покойника никто в реальности не видит, но его присутствие можно обнаружить по некоторым признакам. Если не дать ему вовремя попариться в бане, он опрокинет тазик. Если не покормить в пасху или Семик, то он, невидимый, придет в дом и тогда начнут плакать маленькие дети. Все, что происходит в этом мире, особенно неприятности, имеет свои причины в мире ином.

Чтобы избежать этих неприятностей, нужно вовремя кормить покойников и выполнять их просьбы.

И все это касается только деревенских. Деревня — это не просто улицы с домами, магазин, школа или клуб. Это специальное пространство, внутри которого работают свои законы и правила. Въезжая в деревню или выезжая из нее, стоит попросить духов о защите.

Приходя на кладбище, покормить его хозяина и пару подчиненных ему духов. Переходя через речку, лучше молчать. В определенные дни пасхи нельзя убирать в доме, в другие — обязательно идти в баню. Правил этих довольно много, но действуют они только в границах деревни. С духами вообще все время разговаривают, за что марийцев часто считают колдунами. Неважно, какими словами произносить просьбу: для мелкой бытовой магии нет специальных заклинаний. «Язычные мы, языком молимся», — сказала нам одна марийка, объясняя, что готовых текстов мы не найдем.

Марийцы, переехавшие в город, могут приезжать на Семик на деревенское кладбище, где похоронены их родные. Но покойники никогда не будут их преследовать в городе — их возможности ограничены деревней, в которой они умерли и похоронены. Они носят на том свете только то, что носили при жизни, и посещают только те места, где бывали до смерти. Они могут присниться и горожанину, но вряд ли придут к нему в квартиру, чтобы бросать тазики или пугать детей. Связь их тела и их призрака очень прочная, прямо как у Филипа Дика — разговор с умершим возможен только на территории Мораториума, где лежит его замороженное тело.

Никто, на самом деле, не знает, что происходит на том свете. Приходящие во снах покойники об этом не рассказывают, да расспрашивать их не принято. Старшие марийцы иногда обещают присниться родственникам после своей смерти и рассказать, но никогда не выполняют своих обещаний. Бывают случаи, когда удается заглянуть по ту сторону. Нам такие истории встретились дважды. Одна произошла с женщиной, которая впала в кому на две недели и попала на тот свет. Там она общалась с мертвыми, которые категорически запретили ей пересказывать их разговоры после возвращения к живым. Единственное, что они попросили передать — что нельзя хоронить в красном платье. «Ткань с белой и черной ниткой, которую выткали — вот только в эти платья покойных можно одевать. А красное нельзя, потому что они потом перед огнем будут стоять. Гореть будут». Так рассказывала женщина после того, как вышла из комы. Но с тех пор она тоже умерла, и нам эта история досталась в пересказе ее соседки. Другой случай был у мужчины, который собирался покончить с собой. И тоже была пересказана человеком, который снял с него веревку и тем самым спас: «Пришел, говорит, к воротам, а ему там раскидали иголки. Если, говорят, ты за определенное время успеешь собрать, мы тебя отпустим. А там другой покойник, Василий-то, помог, говорит, собрать. И он успел. Пока я его снял с петли, обратно привел в чувство, вот ему это, говорит, привиделось».

***

Узнавая подобные истории, мы сначала поражались их экзотичности. В наших экспедициях мы с каждым разом выкапывали все новые подробности загробной жизни, все новые сны и истории о покойниках, которые всегда где-то рядом с живыми — только позови. Нам казалось, что мы открыли мир, в котором наяву происходит все то, что мы читали в самых фантастических и страшных сказках. Не будучи марийцами, мы боролись со страхом не заговорами, а шутками, но всякий раз на обратном пути, выезжая на трассу, чувствовали облегчение — сюда действие марийского того света не распространяется. Так ведут себя городские жители, решив побольше узнать о жизни и смерти в деревне. Потому что они сами, если и навещают родных на кладбищах и в крематориях, то просто приносят туда цветы.

Но вообще-то поведение уцелевших деревенских исторически скорее норма, чем экзотика. И цветы на кладбище — это тоже жертвоприношение умершим предкам, остатки старых культов, когда покойника нужно было регулярно кормить и в целом сохранять с ним хорошие отношения. Модернизация смерти началась относительно недавно, и пока еще мы тоже занавешиваем зеркала, чтобы покойники не проникли в мир живых, и видим наших умерших родственников во снах. Хотя и не спешим рассказывать об этом соседям, с которыми часто не знакомы. Разница только в том, что марийцы не забыли смысла этих действий, потому что веками оберегали свою культуру и религию от чужих.

Городская мобильность и анонимность вряд ли позволит когда-нибудь вернуться к старым культам в полной мере. И пока все идет к тому, что мы предпочтем вариант Филипа Дика, где новые технологии побеждают старую магию. В этом смысле мемориальные странички в фейсбуке — это первые послания из будущего Мораториума.

Экспедиции были проведены на грант фонда «Хамовники».

Источник: codaru.com




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Все тайские трансы — проститутки, а шведы жить не могут без тройничка

Чего стоят национальные секс-стереотипы?

До сих пор думаете, что шведы живут по трое, а у африканцев гигантские пенисы? «Нож» вместе с редакцией секс-просветительского проекта ЮНЕСКО «Двор» разрушает национальные стереотипы о сексе, нелепость которых оскорбительна, но пока еще не всем очевидна.

16.11.2019 13:00, Марина Калашникова, knife.media


«Ювелирная» работа

В некоторых областях рождение девочек до сих пор считается позорным?

Отцов, у которых рождаются только девочки, часто называют «ювелирами». На Северном Кавказе, где особенно ценят сыновей, это может стать настоящей трагедией. А может обернуться счастьем.

09.11.2019 13:00, Николай Жуков, takiedela.ru


О людях с позитивной энергией

Или так называемый «эффект Леонова»

Человека с позитивной энергией легко распознать: в его присутствии становится лучше. И морально лучше, и физически. Причём этот человек может молча сидеть и журнал читать. Или говорить на посторонние темы. Или анекдоты и байки рассказывать. Или на рояле играть. Или танцевать неуклюже... Не имеет значения то, что он делает. Просто всем становится лучше, и всё тут. Поднимается градус настроения и хочется жить.

20.10.2019 16:00, Анна Кирьянова, izbrannoe.com


Расы, болезни и интеллект

Зачем изучать биологическое разнообразие человека?

Многим известна история, случившаяся с американским ученым Джеймсом Уотсоном, первооткрывателем структуры ДНК. Его уволили за якобы расистские высказывания — он ссылался на данные исследований, которые показывали низкий интеллектуальный потенциал африканцев и афроамериканцев. Но можно ли уволить и подвергнуть остракизму ученого за то, что озвученные им факты не вписываются в политкорректную повестку? И почему сейчас данные о физиологических различиях в популяциях Homo Sapiens публикуют с большой опаской?

21.09.2019 13:00, Шура Датский, knife.media


Все голодают — и ты голодай

«Ну, гадина, бог наказал. Без кола, без двора, без детей»

Знаменитый «Закон о трех колосках» действовал в СССР с 1932 по 1947 год. Татьяна Коломейцева рассказала Coda, как ее мать осудили на десять лет и отправили на рудники за горсть проса и почему она родила дочь в Норильлаге.

16.09.2019 13:00, Оксана Баулина, codaru.com


Русские рабыни в Европе

Как это было

Все слышали о наших невольницах в султанских гаремах, но мало кто знает об огромном количестве русских девушек, купленных не турками, а христианами-европейцами. Рабыни из Руси продавались во Флоренции, Венеции, где и сегодня есть набережная Скьявони (славянская), а самые большие рынки действовали на Юге Франции в провинции Руссильон. Именно туда за рабынями съезжались покупатели со всей католической Европы.

12.08.2019 19:00, Александр Бражник, moiarussia.ru


25 детей в окружении еды, которую они съели за неделю

Одни недоедают, другие переедают

В мировой пищевой промышленности уже давно наметились пугающие тенденции, которые ведут человечество к печальным результатам. Этими процессами заинтересовался фотограф Грегг Сегал, пишет My Modern Met.

06.07.2019 16:00, lifter.com.ua


Без крика и наказаний

Как инуиты решают проблему детской агрессии и непослушания

В 1960-х годах аспирантка Гарварда сделала выдающееся открытие о природе человеческого гнева. Когда Джин Бриггс было 34 года, она путешествовала за полярным кругом и 17 месяцев жила в тундре. Там не было ни дорог, ни отопления, ни магазинов. Температура зимой могла опускаться до минус 40 градусов по Фаренгейту.

17.06.2019 13:00, Майкалин Дуклеф, Джейн Гринхалдж, matrony.ru


Современный пионер: «Субкультура? В этом что-то есть!»

Как повяжешь галстук, береги его: с парусами алыми он цвета одного

19 мая - день основания Всесоюзной пионерской организации.
В отличие от большинства современных молодежных организаций, нынешние пионеры не участвуют во взрослых играх и не стремятся к имиджу отважных орлят, медвежат и других зверят. Их романтика иная, проверенная временем: сборы, походы, общение.

19.05.2019 14:00, Ксения Жеглая


Мамаша Мандельбаум

Королева армии воров

Эта торговка начинала с продажи старья, но в Нью-Йорке стала королевой армии воров. Легко сбывая краденое, она щедро платила подельникам, полиции и властям. Вскоре в ее империи уже была школа малолетних преступников и отдел по работе над ограблением банков. Когда Фредерику Мандельбаум все же решили посадить, она сбежала в Канаду – с миллионом долларов и сумкой бриллиантов.

29.10.2018 19:00, Ганна Руденко, jewish.ru






 

Новости

Найден древнейший геоглиф на плато Наска в Перу
На плато Наска в Перу найден геоглиф, являющийся древнейшим среди всех, ранее обнаруженных в этой местности. Гигантский рисунок представляет собой изображение косатки, сообщает Welt.
В Чехии установили почтовый антирекорд. Письмо из Сочи в Прагу шло 28 лет
Чешское агентство рекордов «Добрый день» зарегистрировало факт самой длительной почтовой доставки в истории страны — письмо шло 28 лет и 19 дней
Небо-зеркало
В небе над Томском ученые зафиксировали уникальный оптический эффект
Умрем ли мы от супервспышки?
Астрофизики сообщили о возможности Солнца произвести супервспышку
Расселение протославян связали с Позднеантичным ледниковым периодом
Причиной больших исторических перемен в VI и VII столетиях мог быть неизвестный ранее период похолодания в Евразии

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.