Подписаться на обновления
25 июняВторник

usd цб 62.9095

eur цб 71.5973

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  воскресенье, 11 апреля 2010 года, 09:13

Маргарита Меклина: «Не о том, о чём нужно…»
Лауреат «Русской премии» о феминизме, роли женщин в искусстве и литературе


Маргарита Меклина
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Интервью с прозаиком Меклиной о женском вопросе: сместились ли гендерные установки и что сказали бы женщине, решившей закатать своё дерьмо в консервные банки?

В последнее время главные достижения искусства и литературы всё чаще и чаще связаны с женскими именами. Достаточно взглянуть на список нобелевских лауреатов последнего времени. Или же на список бестселлеров. Ну или просто зайти в книжный магазин, выставочный зал. На концерт или же в кинотеатр.

Несмотря на явную геополитическую направленность «Русской премии», победила литература. Слава жюри — имена лауреатов этого года составляют цвет современной поэзии и прозы. Лауреатами стали: в номинации «Поэзия» — Бахыт Кенжеев (Канада), в номинации «Малая проза» — Маргарита Меклина (США), в номинации «Крупная проза» — Борис Хазанов (Германия).

Нужно ли феминисткам праздновать победу? Происходит ли наступление женского дискурса или же всё идёт так, как и должно быть? В канун присуждения очередной «Русской премии», которая вполне может достаться писательнице, мы поговорили с Маргаритой Меклиной, лауреатом этой премии прошлого года — русскоязычной писательницей из Америки; с литератором, много времени и внимания уделяющей изучению гендерных вопросов.

— Писатели-женщины всё чаще и чаще получают Нобелевские премии по литературе. Как думаешь, случайно это или нет?
— Нобель ищет новое, неизбитое и некоммерческое. Поэтому комитет сказал американцам в этом году: вы-то уж точно ничего не получите.

В литературе главенствует геополитика. Бродский в нынешние времена в Америке остался бы тунеядцем на Велфере, а не профессором.

Россия в глазах американцев превратилась из слона в незначительную, никому не нужную мошку, за которой даже неохота гоняться с пластмассовой мухобойкой. Начальники от литературы в США сейчас заигрывают с Китаем, Ираном...

То же и с Нобелевской премией. Стало нестыдно мужчинам думать о женщинах: вот решили заодно убить двух птиц одним камнем. И показать, как бывший советский блок пострадал и что женщины тоже могут сказать что-то новое и, разумеется, некоммерческое.

Это я про Герту Миллер. Простому читателю интереснее, с кем спит автор, чем качество текста. То же и с литчиновниками практически из всех стран: привлекательнее выбирать литературу по гендеру, сексуальной ориентации, месту проживания, количеству жертв и насилия, а не по уровню написанного. Я ответила на твой вопрос?

— Не совсем. Я имел ввиду немного другое. За последнее время женщины заняли ведущие места, ну, например, в прозе (не говоря уже о других видах искусства, изобразительном или театральном). Раньше было чётко понятно: проза — тяжёлый мужской спорт. Женщины зашли на эту площадку с чёрного хода иронических детективов, но сейчас и в серьёзной литературе все первые места отданы им. От Улицкой до Петрушевской, от Элтанг до Меклиной. Делянки, испокон века считавшимися мужскими (перформансы, кинорежиссура) отданы бабам, которые снимают самый интересный арт-хаус или же экспериментируют со своими вагинальными выделениями (были, если помнишь, и такие художественные эксперименты). Что происходит?
— Ты ошибаешься. В XIX—XX веках в литературе в России было полно женщин и книги их хорошо раскупались. Более того, они даже умудрялись жить на литературные гонорары. Ариадна Тыркова, Елена Гуро, Лидия Чарская, Вера Панова и многие др. О Западе я даже и не говорю.

Высказывания «проза — тяжёлый мужской спорт» сейчас можно услышать только от россиян, потому что Россия отстала от других стран лет этак на пятьдесят, если не больше. Тут процветают все цветы мизогинии.

Не согласна с тобой и по поводу перформанса. Знаешь, как называет себя легендарная Марина Абрамович? Бабушкой перформанс-арта. Про дедушек я что-то не слышала.

Думаю, что мнения об «известных мужских делянках» происходит от отсутствия информированности. Просто мужчинам было удобно не замечать соседок, примостившихся рядом на поле, а сейчас вдруг решили заметить. Вот только почему именно сейчас? Тебя-то что подтолкнуло?

— Нет, не сейчас: пару лет назад я уже писал такой текст «Бабий век», в котором удивлялся экспансии женского искусства, точнее, того, что искусство женщин перестаёт быть женским, но становится всечеловеческим.

Раньше был естественным мужской взгляд на мир, на жизнь, на искусство, и когда, скажем, мужчина пишет от лица женщины, это нормально, теперь же этим всё чаще и чаще занимаются писательницы и делают это достаточно убедительно.

Вот только про Елену Гуро и Каролину Павлову всё-таки не нужно. Ты бы ещё художницу Анжелику Кауфманн вспомнила. И Жорж Санд с сёстрами Бронте и Остин.
— Джуна Барнс. Дороти Паркер. Вилла Катер. Кэйт Шопен. Сильвия Платт. Зора Нил Хёрстон. Анаис Нин. Джейн Остин. Фланнери О'Коннор. Юдора Уэлти. Вирджиния Вульф. Мэри Уоллстонкрафт. Джордж Элиот. Джордж Санд. Гетруда Стайн. Дженет Фрейм. Айрис Мёрдок. Колетт. Харпер Ли. Мюриел Спарк.

Тот, кто утверждает, что женщины только сейчас входят в литературу, не знает литературу. А тот, кто редуцирует женщину к «вагинальным выделениям», очень напоминает полицейского-маньяка из романа «Ненависть» Эльфриды Элинек. Кстати, того романа, который ты мне подарил. Ты нашёл в этом романе родственные тебе мысли?

— Я прочитал его с большим трудом. Не моя чашка чая. Я ничего не имею против перечисленных тобой фамилий, но на каждую из них можно привести пару десятков авторов-мужиков.

Я потому и вспомнил Анжелику Кауфманн, что больше не помню художниц из прошлых времён. Не могу и вспомнить композиторов женского пола. В последнее время происходят и качественные и статистические изменения, вот я о чём, а не о том, что ты подумала. Кстати, а о чём ты подумала? Ведь считается, что женщины думают не так, как мужчины…
— Женщины запрограммированы обществом думать не так, как мужчины. Когда я училась в однородном женском педагогическом училище в Питере, все девушки в 19 лет вышли за будущих офицеров. Я пыталась их разубедить, говорила, надо учиться, меня собирались побить.

В Америке, если ребёнок не в розовом платье и не с косичкой, сразу говорят, что это наверняка мальчик. Представь, живёшь ты на военной базе с парой-тройкой вечно кашляющих и писающих детей и ещё к тому же в розовом платье, окружённая раскрасками про принцесс и мечтами про принца, какие картины ты будешь рисовать? Какие книги писать?

Женщины думают абсолютно так же, как и мужчины, но они думают совершенно не о том, о чём нужно. Посмотри любой ЖЖ: женщины часами обсуждают размер пуза, если беременны, где там у них плацента лежит, какое детское тирамису приготовить своему малышу, как сцеживать молоко…

Некоторые мужчины, правда, тоже часами обсуждают царапины на автомобиле, но вот долгих дискуссий про преимущество грудного молока перед формулой я не видела, скорее мужчины будут говорить про «Формулу-1».

Повторюсь: если нужен особый женский взгляд на мир, то кто-то должен описать все эти пипетки, всунутые в нос малышам, все эти убивающие личность готовки еды и постоянный контроль над растущей человеческой личностью, осуществляемый при помощи дозировки всех и всего, «в соответствии с правилами», что «нельзя бегать — простудишься», «прицепи к одежде булавку от сглаза», «не одевайся как парень».

Мужчины пытаются контролировать мир на большой площадке, где у них большие проблемы; женщины сидят в детской и рассматривают розовые кружева на кроватке.

В Америке многим женщинам это надоело, и они просто живут одни, без мужчин и без детей. Им удалось избавиться от давления общества. И может быть, поэтому в искусстве и в литературе женских имён намного больше на Западе, а не в России.

— Но и на Западе, и в России женщины, попадая в «общее поле», пытаются существовать по мужской модели?
— А вот этого как раз не нужно. Какой смысл подгонять всех под общую планку? Если ты так интересуешься женщинами в искусстве, тебе должен быть интересен их особый, женский, специфический взгляд на мир (являющийся специфическим исключительно из-за темы, предмета изображения, а не из-за её раскрытия).

Мне, например, нравятся работы Ханны Вильке: в начале карьеры она лепила такие маленькие вагины с клиторами из глины, получалось очень красиво. В конце жизни муж ей помог заснять на плёнку, как она ужасно и мучительно умирает от рака.

Кстати, твоё утверждение о том, что перформанс-арт был изначально мужской делянкой, происходит от незнания, извини. Достаточно вспомнить Ану Мендиету, Йоко Оно, Ивонн Райнер, Джоан Джонас, Кароли Шниман, не говоря уже об Абрамович, от которой сейчас в Америке никуда не деться из-за её огромной ретроспективы в Музее современного искусства в Нью-Йорке: все о ней пишут и её прославляют.

Тут надо вопрос задавать не об отсутствии женщин в искусстве (всё как раз наоборот), а о том, почему до тебя сведения об этих женщинах не доходят? Или твоё восприятие искусства исключительно избирательно и ты доверяешь только мужскому взгляду?

— Моё восприятие завязано на то, что я вижу, и на то, что я слышу, на то, что меня окружает. Что вижу, то пою. Оттого и спрашиваю про разность подходов, мужского и женского…
— Не забывай, что многие кураторы выставок — мужчины, и они в первую очередь выбирают мужчин, поэтому о женщинах ты не слышишь.

Прозаик из Сан-Франциско Маргарита Меклина, лауреат «Русской премии» прошлого года, рассказывает о том, какие впечатления у неё остались от церемонии награждения и литературных нравах, царящих в Москве, а также о том, каково жить русскому писателю на чужбине и каково это — писать сегодня серьёзную, без каких бы то ни было поддавков прозу.

Многие редакторы в России… опять же мужчины, и каких-то женщин они в свой «портфель» не пропустят. Ты забудь обо всех этих ограничениях и начни искать женщин-художниц и женщин-писателей сам.

Игнорируй то, что тебе даёт скушать общество. Мне совершенно неинтересны авторы и художники, о которых все кричат; я сама иду в галерею или смотрю что-то в интернете и нахожу то, что ещё не упаковано в баночки с лейблами.

Кстати, о баночках. В шестидесятых годах Пьеро Манзони законсервировал в баночках собственные экскременты. Арт-ворлд это более или менее нормально воспринял, а сделала бы это женщина, возможно, сказали бы: «ну, баба — дура, что ещё от неё ожидать». Представь, что такое говорят про Манзони: «ну он мужик, что с него взять, вот и какает в баночку». Нет, это невозможно представить…

На женщин давит общество, на тебя — вся эта машина по продаже культуры обществу.

А там, где вовлечены промоушен, спонсоры, деньги, часто настоящего, тихого, ещё не понятного большинству искусства не бывает.

— На меня, надеюсь, ничего не давит. Я пытаюсь разобраться в вопросе, который кажется мне важным, и прошу тебя помочь мне. Ведь женщины всегда помогали мужчинам. Перемена женской участи в современном искусстве связана со смещением гендерных акцентов?
— Что значит «смещение гендерных акцентов»? В каком обществе? На Востоке женщина как носила паранджу, так и продолжает её носить; в некоторых странах, наоборот, даже мужчинам-парикмахерам теперь не разрешается женщину стричь.

Не вижу я никакой перемены участи, как не вижу и особого какого-то радикального мышления в женской среде. Нет никакого «особого женского взгляда на жизнь», то же самое могу сказать и об этнической литературе, которую так сейчас превозносят в Америке.

Нет ничего особенного, что может нам сказать малолетний гангстер из Доминиканской Республики или престарелый африканец из Конго, а именно авторов, рисующих нам таких героев, сейчас активно печатает, допустим, «Нью-Йоркер». Литература всё-таки не антропология.

— А что же тогда?
— Для некоторых это просто карьера, и в этом случае мужчине выстроить карьеру в любой области до сих пор легче, чем женщине. Для других — персональная волшебная машинка, фабрика по перерабатыванию слов и превращению их в различные магические события в жизни, но тут надо быть осторожным, ведь Цветаеву, допустим, эта машинка привела в РСФСР, к трагической смерти.

Сирину при помощи этой машинки удалось избежать газовой камеры вместе с еврейкой-женой. Для третьих — это обыкновенное ремесло; ты используешь форму для выпечки хлеба или романа; в обоих случаях получается нечто ходульное и стандартное.

Для четвёртых литература — возможность общения с собой напрямую. Для читателей хороший текст — это нахождение твёрдой почвы внутри себя, на которую можно встать и вылезти из болота. Сильный текст может стать талисманом, который тебя охраняет.

— У тебя есть такой оберег?
— Во-первых, это все мои тексты, которые я написала. Они не только успех, но и доспех.

Во-вторых, это мидраш: одновременно и притча с моралью, и повествование о каком-то волшебном событии, и достаточно заумное истолкование Торы. Композитор Джон Кейдж обращался к И-Дзину, чтобы узнать, в какую сторону должна идти его музыка, а я обращаюсь к «Гуглу», чтобы узнать, куда идёт моя жизнь.

Иногда совершенно посторонние слова или события, которые приходят на ум, при помощи поиска в «Гугле» превращаются в удивительный мидраш-наставление, вытребованный при помощи зачастую совершенно случайных ключевых слов.

Современные технологии позволяют тебе напрямую обращаться к Вселенной.

— Если подытожить твою позицию о развитии и даже преобладании в культуре последнего времени женского взгляда на мир (мне-то кажется, что раньше он был сугубо фаллоцентристским, а теперь, под воздействием гендерных перемен, стал уравновешиваться женским), то правильно ли я понимаю, что ты не видишь в этом ничего исключительного, типа всё идёт так, как идёт. Единственно возможным способом?
— Да, всё идёт так, как идёт. Более того, я боюсь, что женщины в искусстве недостаточно радикальны, то есть нерадикальны вообще.

А ведь они могут обогатить искусство новыми темами. Новыми тайнами. Рассказать во всех деталях и физических подробностях о зачатии. О том, как ребёнок кусает сосок. О том, как хочется иногда мужчину взять силой. О том, как хочется иногда ребёнка убить, как свою плоть, видя в нём себя, ненавидя себя. Обо всех нюансах оргазма. О том, каково женщине жить с отрезанной грудью.

Видишь ли ты это всё в современной литературе, написанной женщинами? Рассказанное жёстко и без прикрас?

— А почему нужно обязательно жёстко и без прикрас? Искусство может быть (или же должно быть) разным…
— Во-первых, от женщин почему-то все ожидают слюнявости и сентиментальности, хотя в жизни они хваткие и практичные создания, а слюнявость серьёзно никто не воспримет. Мать и материальность — синонимы. Мужчина витает в небесах со своей лёгонькой спермой; беременная женщина тащит в себе килограммы.

Во-вторых, красоты и прикрасы содержат оценочный взгляд на мир, а во всех великих произведениях должен отсутствовать личностный компонент. Интерпретация происходящих событий эти события принижает.

— Ну вот ты и подтвердила мою догадку о том, что привычные мужские и женские роли меняются. Теперь женщины должны быть материальными, хваткими и практичными созданиями. Совсем как мужчины когда-то…

Беседовал Дмитрий Бавильский




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Агния Барто против

Почему ею поддерживалась травля других писателей?

Детская поэтесса участвовала в травле Чуковских, Пастернака, Солженицына, Галича и Даниэля.

23.06.2019 19:00, Валентина Асеева, diletant.media


Настоящая история «Мадам Бижу»

Ее тайна так и осталась неразгаданной

Однажды ночью, в очередной раз погрузившись в ночной кутежный и таинственный парижский Монмартр, известный фотограф Брассай встретил женщину, которую называли «Мадам Бижу». Перед нею — бокал вина, в руке медленно тлела сигарета, а украшения, которые буквально устилали ее с ног до головы, наводили на мысль, что эта женщина когда-то жила в роскоши, а сейчас просиживала свои дни в этом «Лунном Баре»...

10.06.2019 19:00, izbrannoe.com


Сто роз для Чехова

История усадьбы писателя

Усадьбу в Мелихове Чехов купил по весьма прозаической причине — чтобы сэкономить. Жизнь в Москве с многочисленным семейством в съёмных комнатах обходилась в непосильную копеечку. В результате собственный дом его едва не разорил. Зато это место подарило ему неожиданное новое ощущение — словно он римский диктатор...

09.06.2019 19:00, Дмитрий Воденников, story.ru


Педагогика Чуковского

Как воспитывать детей

Автор «Мойдодыра», «Айболита», «Мухи—цокотухи» и еще не одного десятка детских сказок был весьма скромным, не считал себя сверх талантливым писателем. Он просто писал сказочные истории для своих детей (воспитанием которых активно занимался), для соседской ребятни и для всех встреченных в жизни малышей. Пожалуй, главным талантом самого Чуковского было отцовство: его уроки могут послужить примером для многих поколений родителей, желающих развить в ребенке одаренность и тягу к искусству.

02.06.2019 21:00, Анна Федулова, moiarussia.ru


10 правил воспитания детей по Толстому

Что советует нам создатель «Войны и мира»

Лев Толстой вошел в историю не только как классик мировой литературы, но и как педагог. В 31 год он открыл свою школу в Ясной Поляне, в которой бесплатно обучал крестьянских детей по своей методике. Принципы его воспитания и образования были новаторскими для XIX века, а что мы скажем о них сегодня?

28.05.2019 19:00, Мария Соловьева, culture.ru


Первая книга арт-группы Doping Pong

Искусство и литература для всех

Этим летом на XIV Санкт-Петербургском Международном Книжном салоне будет представлена приключенческая повесть арт-группы Doping Pong «Целомудренная Адельфина». Книга позиционируется как продолжение традиций советского реализма, пропагандистами которого Допинги всегда и являлись. Это дебют одного из самых известных творческих коллективов в художественной прозе. «Частный корреспондент» задал вопросы авторам и попытался понять, что могут сказать мастера визуального жанра в современной литературе.

22.05.2019 19:00, Редакция «Частного корреспондента»


Не просто писатели

Эксперименты великих писателей

Как Владимир Набоков писал литературный сценарий к фильму Кубрика «Лолита», сколько раз Михаил Булгаков переписывал «Похождения Чичикова, или Мертвые души» и какой фильм по книге Замятина стал лучшим во Франции в 1936 году. «Культура.РФ» вспомнила писателей, примеривших на себя роли сценаристов.

21.05.2019 19:00, culture.ru


«Красноречие должно служить идеям, а не наоборот»

Курт Воннегут о стиле письма

Курта Воннегута не раз спрашивали о том, как выработать уникальную манеру письма (свою собственную он называл «телеграфно-шизофренической»), поэтому в 1980 году писатель опубликовал в журнале Transactions on Professional Communication эссе, в котором попытался дать ответ. T&P опубликовали перевод.

18.05.2019 13:00, Виктория Бутакова, theoryandpractice.ru


Ахматова и ее мужчины

Личная жизнь великой поэтессы

Главная тема поэзии Анны Андреевны — любовь. А какой была личная жизнь самой Ахматовой?

07.05.2019 19:00, Валентина Асеева, diletant.media


Не воля

Что есть воля?

Писатель и поэт Дмитрий Быков написал про мир, где если не воля, то месть, а если не месть, то, наверное, смерть, а если не смерть, то разве это жизнь. В общем, он написал про отношения учителя и ученика. Может, в современной школе, а может, нет. Или ни в какой не в школе.

05.05.2019 19:00, Дмитрий Быков, ruspioner.ru






 

Новости

Музей Прадо выложил 11 тысяч оцифрованных экспонатов в сеть
Выросший из сокровищницы испанских королей, музей Прадо выделяется богатым собранием работ местных и итальянских художников, здесь также представлена одна из самых полных коллекций Иеронима Босха. Общее число произведений в запасниках — около 30 тысяч. В интернете опубликованы фото более 11 тысяч произведений.
В Санкт-Петербурге откроется вторая выставка Светланы Манелис
Открытие выставки пройдет 2 июня в 18:00 в галерее «Мастер» по адресу ул. Маяковского, 14. На выставке будет представлена компьютерная живопись.
Нидерланды победили на Евровидении
Победу в международном песенном конкурсе «Евровидение-2019» одержал Дункан Лоуренс из Нидерландов, который исполнил композицию Arcade.
Умер композитор Евгений Крылатов — автор «Крылатых качелей» и «Колыбельной Умки»
Композитор Евгений Крылатов умер на 86-м году жизни. Об этом ТАСС сообщила его дочь Мария Крылатова.
Creative Commons запускает сервис по поиску бесплатного контента
После более чем двух лет бета-тестирования начал свою работу сервис поиска CC Search, куда уже сейчас включено более 300 миллионов свободных изображений.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.