Подписаться на обновления
20 августаПонедельник

usd цб 66.8757

eur цб 76.1848

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Дмитрий Бавильский   вторник, 1 апреля 2014 года, 12:30

Маргарита Чижмак: «Художник, застёгнутый на все пуговицы…»
Куратор ретроспективы Александра Головина, открывшейся в Третьяковской галерее на Крымском валу, рассказывает о том, как готовилась эта выставка


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Всего, в этой, пожалуй, самой обширной за всю историю выставке Головина задействано ок. 300 экспонатов. 60 портретов, натюрмортов и пейзажей; подлинные театральные костюмы и декорации, керамика а так же мультик «про розочки».

Вообще-то, главным «героем» научной биографии Маргариты Чижмак, является Константин Коровин. Именно она была сокуратором выставки в 2012 году и вместе со своими коллегами по Третьяковской галерее, готовила большую ретроспективу этого художника, ставшую едва ли не главным выставочным блокбастером Москвы последних лет. Если, конечно, иметь ввиду выставки русского классического искусства, которые время от времени так эффектно открываются в выставочных залах на Крымском валу.

Только что закончилась ретроспектива Натальи Гончаровой, а, до этого, с большим успехом, прошли, полные встреч с любимыми шедеврами и новыми открытиями, экспозиции Николая Ге, Исаака Левитана, Михаила Нестерова и уже упоминавшегося Константина Коровина. Чижмак называет его, между прочим, «Костиком» и относится к его жизни и творчеству предельно лично. Впрочем, как и ко всем остальным художникам, над экспозициями которых она работает годами.

Теперь, вот, пришла очередь Александра Яковлевича Головина (1863 -1930), в которого Маргарите, молодому, но уже опытному искусствоведу, нужно как следует «влюбиться» – ведь только тогда выставка сложится и всё получится так, как задумывалось.

В Третьяковке на Крымском Валу «группа продлённого дня» — по четвергам выставка Левитана работает до 22:00. Это только третья ретроспектива главного русского пейзажиста (предыдущая прошла в 1960-м, самую первую показали сразу после смерти живописца). Русская природа, изображённая великим мастером, между тем выказывает разительный контраст с вечерней Москвой, стоит только выйти наружу.

До того, как мы начали это интервью, Чижмак говорила, что Головин раскрылся для неё далеко не сразу. Сдержанный и, по свидетельствам современников, даже нелюдимый художник, как личность, «фигура» Головин «проигрывает» не только своим соратникам по «Миру искусства», но и многим другим, в особенности, разумеется, театральным, деятелям «Серебряного века».

И, тем не менее, есть в искусстве Александра Яковлевича своя тонкая, пленительная прелесть, разгадать которую Маргарита Чижмак приглашает на «Фантазии серебряного века», которые продлятся едва ли не до конца августа.



— Расскажите, что это был за человек – Александр Яковлевич Головин, самые узнаваемые работы которого мы помним с раннего детства…
— Несмотря на известность, на самом деле, Головин как бы затерялся в тени современников, возможно более ярких, харизматичных и оставивших после себя «громкую репутацию», как это сложилось всё у того же Коровина, или, к примеру, Бенуа, Бакста или же Сомова – «главных» «мироискусников», на выставках которых Головин почти ежегодно участвовал.

Александр Яковлевич был «плотно» вписан в литературную среду своего времени, постоянно общался с поэтами-символистами, и, разумеется, в среду театральную – как главный художник Императорских сцен Санкт-Петербурга, из-за чего свидетельств общения с ним, по идее, должно быть больше обычного…

Но в реальности оказалось, что это не так. Мемуары актеров, с которым работал художник Головин, увы, такой информацией не пестрят, как это случилось, ну, скажем, с Коровиным, занимавшим аналогичную должность главного художника Императорских сцен, но в Москве. К сожалению, современники упоминали о Головине «через запятую».

Искусство Головина - это пленительная греза, мечтание о прошлом, нежная элегия... Головин создавал мир, где воспевал красоту минувших эпох, своего рода тоску по прелести ускользающего мира с полуразрушенными павильонами, беседками, теряющимися в тени аллей, заброшенными античными скульптурами, укрывающимися в прихотливости садов...

В его творчестве нашло отражение чисто эстетского восприятия мирамастера: в реальной жизни он тоже окружал себя красотой, развешивая на стенах квартиры кремового цвета разноцветные шали. Или же расставляя в художественном беспорядке комнат изысканный фарфор, постоянно населяющий его натюрморты.

А трогательная любовь к цветам, непременным "персонажам" его домашней обстановки?! Известно, что Головин увлекался разведением цветов. Для богатства клумб и букетов, он выписывал из Голландии саженцы роз и луковицы редких тюльпанов.

Свидетелями этой «бытовой» ипостаси художника были немногие, избранодопущенные художником в свой мир, люди. Для подавляющего большинства современников, Головин оставался недосягаемой, будто бы «застегнутой на все пуговицы» личностью. Аристократизм поведения, внешность английского лорда, постоянный галстук-бабочка…

Именно таковым был (и, кстати, остаётся) привычный образ художника. О «милых странностях и детской чистоте души» впервые напишет биограф художника – Э. Голлербах, помогавший Головину в создании книги воспоминаний, и выпустивший первую монографию о жизни и творчестве художника в 1928 году.

За маской «денди» скрывался глубоко ранимый человек, боящийся соперничества со своими современниками, не любивший сопутствующего богеме "шума" и "скандалов". Уединение - вот любимый мир Головина, мир, позволявший уходить к грезам, мечтам...

Его возвышенный романтизм, утонченность и искренность покорили Голлербаха, назвавшего Александра Яковлевича, «Орфеем, тоскующем по иной стране»…

— Почему выставка открывается именно сейчас?
— Александр Головин родился в марте 1863 года, и юбилейные торжества у него начались еще в прошлом году выставкой в Русском музее, была небольшая выставка работ в Санкт-петербургской театральной библиотеке. Головин - удивительный мастер с уникальным театральным мышлением, размывающем границы станкового искусства и театрального. Натурные виды природы, запечатленные художником на полотнах, становятся пейзажными фонами в театральных декорациях, что служили затем задниками многочисленных портретов, исполненных на сцене или в мастерской Мариинского театра. Мы отталкивались от «стихии театра», вот и захотелось показать на нашей выставке чуть больше обычного в «драматургии света», передать «запах кулис»...

Александр Яковлевич Головин хоть и известен чаще всего как станковист, но тридцать лет работы в театре – не могли пройти даром, театр для художника – это, считайте, диагноз.

-Что еще будет на выставке?
Шесть десятков живописных произведений (натюрморты, пейзажи и, разумеется, портреты), также мы покажем, примерно как это было в экспозиции у Коровина, сгруппированные по отдельным спектаклям, эскизы декораций, костюмов, плюс, подлинные костюмы. Думаю, также как и для меня, когда я впервые увидела в архивах фотографии сцен из спектаклей, оформленных Головиным, их показ на выставке будет любопытным и наглядным для посетителей. Одной из «жемчужин» выставки является раздел декоративно-прикладного искусства, где представлены керамические изделия, выполненные по эскизам художника. Мало кто знает, но первые успехи Головина как раз состоялись на этом поприще. В 1900 году он получил на Всемирной выставке серебряную медаль за майолики, а за разработку дизайна и оформления Кустарного Павильона, представляющего парижанам русское национальное искусство, он был удостоен золотой медали. Выставим целый раздел керамики.

Ну, а самым важным станет сам экспозиционный принцип, выявляющий театральность его мышления, любимые темы и вариации, специальные, одному ему присущие….

— Чем ваша выставка отличается от прошлогодней ретроспективы в Русском музее?
— У нас выставка вышла принципиально другой, как по концепции, так и по составу. В Русском музее показывали вещи только из ГРМ и питерских музеев, а так же питерских частных коллекций, география нашей ретроспективы более обширна. Это и Москва, и Питер, и, разумеется, регионы: всего 22 музея РФ, а также экспонаты, привезённые из Минского музея и работы, переданные к нам на выставку частными коллекционерами.

— Объясните, что это значит - привлечение картин из музеев других городов и даже стран?
— В организации любой выставки важнее всего правильно отобрать материал. Для этого многие произведения необходимо смотреть, что называется, «живьем»: воспроизведения картин некоторых художников могут оказаться лучше оригиналов, ну, или же наоборот. Такое тоже случается сплошь и рядом…

Ошибаться мы не имеем права, так что затевая и устраивая новый большой экспозиционный проект, мы стараемся все произведения, запрашиваемые от музеев, посмотреть собственными глазами. Но, к сожалению, география нашей страны не всегда позволяет это сделать.

И, тем не менее, организация выставки, помимо таких обязательныхпроцессов как научное осмысление материала, творческого подхода к его интерпретации и авторская работа куратора, это, прежде всего, административные вопросы.

Переписка с музеями, постоянные переговоры и телефонные звонки, ведь, порой, мы сталкиваемся с обстоятельствами физического свойства – такими, например, как степень сохранности произведения и возможности его транспортировки, из-за чего некоторые пункты наших планов могут легко разрушиться.

Так получилось, что Александр Яковлевич Головин работал в смешанной технике, которая спустя сто лет стала совсем уже хрупкой для перевозки из одного города в другой. Попросту говоря, она осыпается.

Поэтому согласование проекта «Фантазии серебряного века» требовало весьма плотной ежедневной переписки.

Всё это, если посмотреть со стороны, лишённая артистизма и не совсем интересная «внутренняя кухня», занимающая примерно 90 % работы над выставкой…

— Почему монографическую выставку важно выстраивать хронологически?
— Нами выбран совершенно сознательно особый экспозиционный принцип. Мы не стали представлять произведения по хронологии, или же отдельными блоками - живопись, театр, дпи. Пространство выставки не разделено. Собранные воедино станковые произведения, многочисленные эскизы декораций, сценические костюмы, а также предметы декоративно-прикладного искусства, обнаруживают творческий метод Головина. Любопытная игра реальности с фантастическим миром закулисья, словно отраженные друг в друге, погружают зрителей в настоящую лабораторию мастера, обладавшим блистательным театральным мышлением. Так, умолкающим «эхом» застывают парки Павловска в постановке «Орфей и Эвредика», куски декораций становятся фоном многочисленных портретов, а натюрморты кажутся «сюжетными», где ожившие в причудливых узорах тканей и утопающие в изысканных букетах фарфоровые вазы и посуда составляют настоящие мизансцены.

— Почему так важно работать с частными коллекционерами, если самые интересные работы «музейного уровня», чаще всего, принадлежат государственным собраниям?
— Частные коллекционеры, не секрет, бывают разные. Одни нацелены на дорогостоящие лоты аукционов, которые потом можно будет продать, увеличив в разы цену, другие – формируют собрания художественных произведений для себя, ориентируясь на собственный вкус и создавая по-настоящему личные коллекции. В таких собраниях отраженно нечто, отвечающее внутренним велениям души и вкуса в выборе картин, будь то определенный стиль, период искусства, или жанр, а может быть сюжет, или настроение…

И, как правило, с работами такого рода не спешат расставаться.

На нашей выставке будет представлено уникальное полотно Головина раннего периода – запечатленный в бедуинской повязке художник Егише Татевосян, близкий друг Александра Яковлевича.

Сохранились его воспоминания с рассказом об истории возникновения этой работы. Написана она был в Чудовском переулке, в саду, где располагалась мастерская Елены Дмитриевны Поленовой, к сожалению, до наших дней не сохранившаяся.

Эта история относится ко второй половине 1890-х годов, когда сестра знаменитого Василия Дмитриевича Поленова сплотила вокруг себя художественную молодежь той поры, среди которых самыми близкими оказались Головин и Татевосян.

С ними-то она, как вспоминал последний, «нянчилась как с детьми», помимо занятий живописью в мастерской, посещением лекцией ведущих историков той поры. Кроме этого, они вместе ходили в зоологический сад на зарисовки, вместе работали на этюдах. Именно Елена Дмитриевна и подсказала Головину написать этот этюд –портрет с Татевосяна. Обычно ты читаешь архивные материалы с упоминанием тех или иных вещей, но никогда их «в лицо» не видишь. Десятки лет ты держишь в голове факт существования того или иного полотна или же эскиза, а тут, вдруг, онобнаруживается!

– Что же такого редкого (важного, уникального) в этой конкретной работе?
— Так уж устроена логика жизни, что, как правило, «раннее творчество» художников XIX – начала XX века нам известно хуже «зрелого» или «позднего» периодов. Здесь мы почти всегда имеем дело с весьма ограниченным количество работ. Порой не имеем и их, и понятия об их судьбе вовсе!.

А тут такая большая удача! Всегда ведь хочется посмотреть и проанализировать, так называемые «первые шаги в искусстве» признанных в дальнейшем мастеров.

По моему опыту организации предыдущих выставок – Исаака Левитана и Константина Коровина, которые были соучениками Александра Головина по Московскому Училищу живописи, ваяния и зодчества, ранних произведений сохраняется не так много. Тем они ценнее.

Уж не говоря о том, что показанный на выставке портрет Татевосяна помимо его чисто исторической ценности, очень живописен: художнические «пробы белого на белом» отсылают к палестинским этюдам Василия Поленова, ставшим откровением для художественной поросли 1880-1890-х годов.

— Вы упомянули выставки Левитана и Коровина. Ретроспектива Головина не первый большой проект, в котором вы участвуете. Какие выставки, из того, что вы делали, вам запомнились более всего?
— По музейным меркам, я работаю в Третьяковке не так долго, всего чуть больше пяти лет. Когда я только-только пришла в «отдел живописи второй половины XIX - начала XX века» выставка Левитана, с триумфом и рекордной посещаемостью состоявшаяся осенью 2010 и зимой 2011, входила в первоначальные стадии подготовки.

Камерные концерты в зале Врубеля проходили и раньше (например, сопровождая особенно важные вернисажи и открытия), однако, большой симфонический оркестр, да ещё с самостоятельной программой, не особо привязанной к жизни галереи, позвали, кажется, впервые. Впрочем, совсем уже оторванной от местных реалий первую программу цикла назвать нельзя: выступавшие перед началом концерта худрук БСО и директор ГТГ пояснили слушателям, что специально подбирали программу под начинку самого большого в Лаврушинском переулке зала: раз Врубель – значит рубеж XIX и ХХ века. 

Поэтому в ретроспективе Левитана я принимала сугубо техническое участие. За исключением, может быть, создания электронного каталога, подготовленного к вернисажу, да нескольких статей и лекций в нашем лектории.

Для меня это было большим опытом, на котором, я, можно сказать, «выросла», освоив многие «жанры» профессии, за что благодарна доверию и поддержке своих коллег: прежде всего Галины Сергеевны Чурак, Любови Ивановне Захаренковой, Ольге Дмитриевне Атрощенко, Татьяне Витальевне Юденковой, Татьяне Львовне Карповой…

Позвольте мне перечислить всех коллег нашего отдела, их даже «коллегами» назвать язык не поворачивается, мы настолько сплочены работой, общими «героями», ежедневными заботами, что порой с «домашними» меньше времени проводишь…

Наш отдел называют «сердцем» Третьяковской галереи, конечно же, в связи с тем, что Павел Михайлович Третьяков начинал собирать свою коллекцию как раз с произведений своих современников, с середины 19 века, что первоначально легла в основу музея. Но эта «сердечность» любимых мной Людмилы Вячеславовны Полозовой, Натальи Алексеевны Ардашниковой, Светланы Леонидовны Капыриной, Людмилы Николаевны Боровской, Галины Григорьевны Доленчук, Насти Свокс, Элеоноре Викторовне Пастон и недавно пополнивших наши ряды Нади Мусянковой и Светы Соловьевой, словом, эта «сердечность», теплота, как мне кажется, согревает галерею. Главное, что мы любим, ценим и гордимся друг другом! Так что вся общая работа – в радость!

Возвращаясь к вопросу о моих «вехах», то уже в 2012-ом я стала сокуратором выставки Константина Коровина, творчество и живописный темперамент которого, как и сама его натура, потрясали меня еще со студенческих времен.

Работа над этой выставкой для меня была сплошным удовольствием. Не знаю, может быть, у меня неправильный подход, но когда ты занимаешься изучением творчества того или иного художника, важно понять каким человеком он был, в каких обстоятельствах рождались его произведения, какую литературу читал мой герой, какую музыку слушал, где жил, что видел, что о нем вспоминали современники...

Только после такого «погружения», когда у меня получается «вылепить» его для себя как человека, я могу давать характеристики его произведениям: ведь искусство - это и есть «отзвуки» самой натуры мастера.

Наверное, продиктованное, прежде всего, личным любопытством выглядит моя авторская рубрика на сайте «Третьяковки», где я рассказываю, основываясь на мемуарах современниках о бытовых эпизодах, жизни, характерах художников 19 – начала 20 века. С Головиным у меня произошло именно это.

Когда я стала по обрывочным фразам воспоминаний, по немногословным письмам, по оставленным художником запискам и клочкам бумаги, в которых он фиксировал свои живописно-поэтические аллюзии на природные состояния, – он, наконец-то, для меня открылся!

Со всеми своими страхами, ранимостью, деликатностью натуры и беспрестанными сомнениями. А после посещения Павловска и Царского села, куда художник переселился в 1913 году и где прожил до смерти, я поняла, почему именно здесь художник начал обращаться к жанру пейзажа и почему живописные парки становились тем отдохновением, парадизом, о котором он мечтал всю свою жизнь.

Неслучайно эмблемой выставки стала картина «Умбрийская долина», где, как ни в одном другом произведении Головина, выразилось его мироощущение, философия его жизни и эстетика творчества. Созданный им на полотне рай, небытие, идеальный мир является, своего рода, «зеркалом» души художника.

Проницательный современник назвал Головина «Орфеем, тоскующим по иной стране». Эта иная страна - неведомая даль, что так манила, увлекала мастера своим прекрасным уединением, бесконечным единением человека и мироздания.

Греза, воплощенная в итальянском пейзаже, словно живописный отблеск возвышенных мечтаний художника, образ его сновидений, таких далеких, таких несбыточных. Фантазии, обретшие конкретную почву в Умбрии, нареченной «зеленым сердцем Италии», предстают тем парадизом, некогда увиденным Александром Ивановым.

Холмистый ландшафт, с прихотливым расположением лощин и возвышенностей, венчается грядой Апеннинских гор. Вневременной негой застывшие озера, виднеющиеся безмятежные островки зелени – все рождает ощущение блаженства и полуденного забвения. Это ли не пленительная фантазия, растворившаяся в эстетике Серебрянного века?!

Беседовал Дмитрий Бавильский




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Не Леонардо!

Эксперт из Оксфорда бросил вызов атрибуции «Спасителя Мира» стоимостью в 450 млн долларов

Почти через девять месяцев после того, как картина «Спаситель Мира» установила планетарный рекорд, будучи продана за 450 млн долларов США, ведущий искусствовед из Оксфорда заявил, что её автор — не Леонардо да Винчи. Мэтью Ландрес, эксперт по творчеству гения итальянского Возрождения, считает, что значительную часть работы выполнил ученик художника Бернардино Луини. Собственные работы этого живописца обычно оцениваются примерно в миллион долларов.

13.08.2018 19:00, artchive.ru


Как в реальности выглядели женщины с портретов Пикассо

И какие отношения были у них со знаменитым художником

Портреты любимых женщин Пикассо составляют немалую часть наследия чрезвычайно плодовитого, а также любвеобильного художника. Однако узнавали ли себя дамы на этих портретах?

05.08.2018 19:00, izbrannoe.com


Загадка в раме

Картина XVII века рассказала историю семьи, потерпевшей крах

После нескольких лет исследований картина «Сокровища Пастона» вновь предстала перед зрителями в Норидже. Рядом выставлена часть изображённых на ней диковинок, которые удалось проследить и заимствовать для экспозиции. Учёные прочли ноты в руках маленькой бледной девочки и впервые воспроизвели записанную мелодию, а также обнаружили, что полотно предсказало крах одной из некогда самых богатых семей Англии.

08.07.2018 19:00, artchive.ru


Почему Микеланджело ходил в рваных сапогах

Скряга или обделенный гений?

Мы привыкли к тому, что преуспевающие художники, писатели и музыканты, как правило, очень богатые люди. Но так было не всегда — прежде чем сложился свободный рынок произведений искусств, художники во всем зависели от своих покровителей и заказчиков. Впрочем, некоторым это и в те времена не мешало наживать сказочные богатства. Об одном таком титане эпохи Возрождения рассказывает историк и ведущий телеграм-канала «Пиастры!» Артем Ефимов.

30.06.2018 19:00, Артем Ефимов, nplus1.ru


Рисунок в рисунке

Скрытые секреты обнаружили исследователи на картинах Пикассо

Реставраторы из Художественной галереи Онтарио завершили трёхлетнее исследование картины «Суп» Пабло Пикассо из коллекции учреждения. Оно не только пролило свет на многочисленные вопросы, давно волновавшие учёных, но и выявило значительные изменения в композиции, углубив познания о «голубом периоде» художника с 1901 по 1904 годы.

09.06.2018 19:00, artchive.ru


От Демона к Пророку

История болезни Врубеля

Жизнь Михаила Врубеля располагала ко многим домыслам и легендам, в том числе и самым мистическим. В нем сочеталось столько парадоксов, что трудно было понять, где закачиваются особенности его мечущейся творческой натуры и начинается патология. Уже современники Врубеля, странным образом, связывали его искусство с чем-то болезненным. Взаимосвязь одаренности и психических заболеваний остается неразрешенной до сих пор и часто обсуждается в психиатрической литературе.

28.05.2018 19:00, Ирина Фрыкина, artchive.ru


Анатолий Зверев и Оксана Асеева: «Старуха, я тебя люблю!»

Роман художника и его музы

В конце 1960-х в Москве по улице Горького шли два не очень трезвых художника: Дмитрий Плавинский и Анатолий Зверев. Внезапно Плавинский предложил: «Давай зайдем в гости к Асеевой!» И уже через несколько минут нежданные гости сидели за накрытым столом: хрусталь, столовое серебро, дорогие закуски. В доме антикварная мебель, хорошая библиотека, живопись в солидных рамах. Но 37-летний Зверев, одетый в какие-то лохмотья, ничуть не смущен тем, насколько его внешний вид контрастирует с обстановкой: он, не отрываясь, смотрит на хозяйку, благородную даму, которой уже за семьдесят. Внезапно он восклицает: «Старуха, я тебя люблю!» Так начался роман одного из самых ярких художников-авангардистов ХХ века и вдовы поэта Николая Асеева, знаменитой «музы русского футуризма».

11.05.2018 19:00, izbrannoe.com


Одна на миллион

В Женеве выставили картину Пикассо, у которой 25 тысяч владельцев

Можете представить себя владельцем одной двадцатипятитысячной части картины Пабло Пикассо? Именно 25 тысяч человек объединились и вскладчину купили работу мастера, которая теперь выставлена в Музее современного искусства в Женеве. Интернет-пользователи приобрели её на швейцарской электронной торговой площадке Qoqa, где обычно продаются инструменты, чемоданы и дешёвые турпоездки.

05.05.2018 19:00, artchive.ru


«У Репиных за столом ничего, кроме сена, не дадут»

О жёнах русских художников

«Женщина-пылесос» - именно так философ Василий Розанов называл спутницу Ильи Репина Наталью. Под ее влиянием художник стал вегетарианцем. На обед подавали такие экзотические блюда, как жаркое из картофельной шелухи и супы с добавлением сена. Выдающийся художник смирился с нововведениями и покорно пил кофе из свеклы. Кроме того, Наталья выгнала из дома часть прислуги.

13.02.2018 19:00, diletant.media


Метамодерн — новый способ смотреть на мир

Не стесняясь своего вкуса

Если вы ещё не заметили, эпоха постмодерна закончилась: постмодернисты не могут больше сказать ничего нового о нас самих и мире, в котором мы живём. На смену приходит метамодерн, который поможет если не осмыслить происходящие перемены, то хотя бы со многим смириться.

11.02.2018 13:00, Влад Чертыков для newtonew.com






 

Новости

Писатель Эдуард Успенский умер в Москве на 81-м году жизни
В Москве на 81-м году жизни скончался известный советский и российский писатель Эдуард Успенский.
Умерла переводчик книг о Гарри Поттере Мария Спивак
Переводчик книг о Гарри Поттере Мария Спивак умерла в пятницу, 20 июля, в возрасте 55 лет.
В Центре шахматной культуры и информации (ЦШКИ) ГПНТБ России пройдет вечер «Корифеи сербских шахмат»
Вечер «Корифеи сербских шахмат», приуроченный к Международному дню шахмат, пройдет в Центре шахматной культуры и информации (ЦШКИ) ГПНТБ России 19 июля. Среди почетных гостей мероприятия ожидаются 10-й чемпион мира по шахматам Б.В. Спасский, а также Чрезвычайный и полномочный посол Республики Сербии в России Терзич Славенко.
В Британии нашли сценарий Кубрика, потерянный 60 лет назад
В Британии обнаружили сценарий Стэнли Кубрика по новелле Стефана Цвейга «Жгучая тайна», считавшийся утерянным. Находку сделал Натан Абрамс, профессор кинематографии Бангорского университета в Уэльсе. Об этом пишет The Guardian.
Проект «Открытая библиотека» представлен на конференции «Петербургские коллегиальные чтения – 2018»
27 — 29 июня 2018 года в Санкт-Петербурге в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого состоялась 20-ая Научно-практическая конференция на тему: «Интеллектуальная собственность: теория и практика», которую проводила Санкт-Петербургская коллегия патентных поверенных. В ходе работы конференции были рассмотрены теоретические и практические вопросы правовой охраны интеллектуальной собственности и защиты интеллектуальных прав.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.