Подписаться на обновления
18 сентябряСреда

usd цб 64.1213

eur цб 70.6040

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Общество  Экономика  В мире  Культура  Медиа  Технологии  Здоровье  Экзотика  Мнения  Дискуссии  Сколько стоит Россия?  Кофейные заметки  Сеть 
Зинаида Троицкая   пятница, 29 октября 2010 года, 11:00

Вперёд в прошлое
Что думает о «Праве и Правде» старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, как смотрят на манифест оппозиционные политики и обычный народ


// Reuters
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог








Эдуард Кульпин-Губайдуллин: «Идея манифеста просвещённого консерватизма Никиты Михалкова сводится к формуле: православие, самодержавие, народность. Она не заявляется прямо, но отрицать её невозможно. И уместно говорить лишь о том, насколько эта формула реальна в наши дни».

Во вторник на сайте «Полит.ру» был опубликован идейный манифест под названием «Право и Правда. Манифест Просвещённого Консерватизма» за подписью Никиты Михалкова. Общественные прения разгорались поначалу не слишком стремительно. То ли публика приняла текст за чью-то странную шутку, то ли, прежде чем высказываться, решила изучить аж все его 63 страницы, но самый пик комментариев пришёлся только на вчерашний день, четверг.

Великий самодержец-реформатор — культовая фигура отечественной истории, ход которой он резко изменил своими трудами и победами. Для большинства современников-соплеменников Петра Алексеевича Романова его правление обернулось невыносимыми тяготами, мало совместимыми с правом на достойную жизнь. Потомки (в большинстве) высоко оценили результаты его царствования, возвысившего Россию до статуса великой европейской державы. Не желая играть архаичную роль земнородного бога, Пётр I отменил рабский обычай коленопреклонения перед монархом. Поднимая своих подданных с колен, он научил их сознательно служить божеству государственного интереса, которому и до сих пор ревностно поклоняется русский народ.

Надо отметить, что четверг для новоявленного национального идеолога и мэтра российского кинематографа ознаменовался ещё одним событием. Ещё на прошлой неделе, в пятницу жители Малого Козихинского переулка заблокировали строительные работы — стройку гостиницы по заказу студии «ТРИТЭ» Никиты Михалкова. Причина традиционная для наших широт — документы не в порядке, рабочий городок организован без соблюдения норм плюс горы строительного мусора. Сдаётся, застройщику «БЭЛ Девелопмент», подрядчику студии «ТРИТЭ», господин Михалков манифест не показал, решив, что документ и без того начал работать.

Галина Барятинская, глава местной управы, высказала поддержку жителям района, правда посетовала, что власть управы небезгранична. Активистка группы жителей района Елена Ткач сообщила «Газете.Ru», что они уже подали обращение Владимиру Ресину с требованиями полностью остановить строительство, переделать проект в соответствии с архитектурным обликом района, провести обследование домов, пострадавших от текущей стройки, и выдать компенсации пострадавшим. Сегодня должна решиться дальнейшая судьба стройки.

Эти два события вроде бы никак между собой не связаны, однако есть и противоположное мнение. Похоже, документ под названием «Право и Правда» народ всё же изучил внимательно.

Опубликованный манифест просвещённого консерватизма чуть позже порвал эфир и ещё раз доказал обществу, кто и по какую сторону баррикад находится. Смесью монархизма с фашизмом, русским православным шовинизмом называют опубликованный документ его противники в Сети. Другие говорят, дескать, вот оно, свершилось, большой хозяин показал свою крепкую руку, теперь-то заживём! А вы, кому не нравится, пакуйте чемоданы — границы у нас открыты. Одни кричат, что манифест порочит политику Дмитрия Медведева и возвращает власть дворам, лишая покоя хижины, другие уверяют, что рукою автора водил Господь... Чтобы не отравиться этой терпкой смесью из ядовитых обвинений и токсичных выбросов защиты — нужно постараться. Но мы крепкие.

«Частный корреспондент» за разъяснением текста обратился к доктору философских наук, главному научному сотруднику Института востоковедения РАН, главному редактору научного журнала «История и современность» Эдуарду Сальмановичу Кульпину-Губайдуллину.

Эдуард Кульпин-Губайдуллин:
— Относительно православия — опыт революции показал, что наш народ нерелигиозен, увы. Иначе мы не крушили бы церкви с таким азартом и не загоняли всю религиозную культуру в такое плачевное состояние. Но виноват ли в этом народ — утверждать сложно. Ведь религиозная культура существовала на Руси до того момента почти тысячу лет. Можно предположить, что церковь не сумела сделать народ религиозным. И давайте резюмировать логично: какой смысл снова браться за свершение того, что не удалось за предыдущие десять столетий?

Вообще говоря, благосклонное отношение Николая II к Романовску вызывает некоторые вопросы. Дело в том, что Николай был человеком вежливым и не любил огорчать людей. Это Александр III мог наложить на документ резолюцию «убрать эту свинью в 24 часа», да и при личном общении не стеснялся в выражениях. Николай же предпочитал в лицо неприятных вещей не говорить. Поэтому — может быть, он действительно очень заинтересовался Романовском, а может быть, просто продемонстрировал заинтересованность — из вежливости. Впрочем, не столь важно истинное отношение Николая II — важно то, что сложилось всеобщее убеждение в том, что «Государь интересуется».

Из тех, кто сегодня заходит в церковь, немногие уверены в том, как нужно правильно креститься. Яркий пример: социологические исследования показывают — люди, называющие себя православными, не всегда способны назвать первую заповедь, «Я Господь твой», суть которой — возлюби Бога. До десятой вообще мало кто доходит. Сегодняшнее православие насаждается искусственно, люди не чтут ни морали, ни традиций — они безвозвратно утеряны. Выполняются ритуалы, кое-как соблюдаются праздники, но реально погружаются в изучение, постижение и принятие религии немногие. С тем же успехом, кушая суши, можно стать японцем.

Другой параметр предложенной формулы — самодержавие. Об него, как известно, мы споткнулись дважды. Первый раз это было самодержавие российское, второй раз — советское. Оба раза показали, что оно не даёт стране решать внутренние проблемы и противоречия и в долгосрочной перспективе не позволяет развиваться, не решает проблемы социума, всякий раз приходя к революции. Если бы к началу ХХ века не стало совершенно очевидно, что самодержавие как форма управления, как система несостоятельно, революции бы не случилось. Советский Союз гораздо быстрее столкнулся с той же проблемой. Ставка снова не на ту лошадь.

И наконец, третье — народничество, подразумевающее самоорганизацию снизу. Автор мотивирует народную инициативу искренней любовью к родине, Богу и верой в правительство, отсюда и совершенно добровольное подчинение. Но добровольное подчинение государству обозначает не что иное, как отсутствие гражданского общества. При таких исходных данных взывать к народности бессмысленно.

      «Можно исходить из традиционного для России культурно-исторического типа цивилизации» — можно. Но нужно понимать, что жизнь меняется и традиционное когда-то не должно противоречить нынешним условиям жизни».

Если говорить о верховной президентской власти и самоорганизации снизу, то эти силы логично противостоят друг другу. С одной стороны, говорится, что российское право является частью семьи континентального, европейского права. И российским правосознанием оно должно бы восприниматься как строгая, но справедливая правда, однако если б она таковой была, отношение к собственности как краеугольному камню права должно быть превыше всего. Не государственная собственность лежит в основе ценностей Запада, а именно частная. И государственная над ней не стоит. Авторы манифеста предлагают ровно наоборот. И с континентальным правом это совместить ну никак невозможно. Рыночная экономика с контролем государства — опять же китайского, не европейского типа и снова сложно увязывается.

Не может быть никакой речи о самоорганизации снизу, когда речь идёт о единовластных президентских назначениях в регионах. Они могут быть и хороши, но для этого каждый назначенец должен быть исключительно компетентен в исполнении возложенных на него обязанностей, смотреть в будущее, стремиться к развитию региона или отрасли, ему порученных. Ставки на конкретных личностей должны быть беспроигрышны. В противном случае результаты оказываются плачевны. А когда работает регуляция снизу, эти ошибки могут нивелироваться.

      «Описание действий законодательной и исполнительной власти, разделения сфер влияния и ответственности вообще требует подробнейшего комментария автора: кто, за что и в каком объёме. Иначе эту часть манифеста лучше вообще пропустить».

Под словами о множестве форм собственности подразумевается, что преобладать будет та форма, за которой стоит наибольшая сила. А она — за государством. Давайте ответим на вопрос — почему Запад пришёл к священной неприкосновенности частной собственности, невозможности посягательства государства на неё, её абсолютизации? Именно потому, что человек несопоставим по своей силе с государством. Если ему не дать права быть равным государству, последнее его всегда сомнёт. Даже если мы будем говорить об отсутствии абсолютизации любой из форм собственности, примат останется за государством.

«С точки зрения реальностей российского рынка, а также экономической выгоды для государства, общества и личности, сегодня более прогрессивной формой является не приватизация или национализация, а аренда государственной, общественной и частной собственности на тот или иной срок с выплатой собственнику срочных договорных арендных платежей» — эти слова обозначают главенство чиновника в принятии решений, что неминуемо возводит искушение коррупцией в закон. Если автор христианин, то он должен отдавать себе отчёт в том, что одной лишь этой фразой он вводит во грех всё чиновничество, ведь сказано: «Не искушай!»

      «Главный критерий частной собственности на Западе — производство и усовершенствование: технологии, продукции, рабочих мест. Что может производить или усовершенствовать чиновник?»

Ничего не говорится о том, что государство должно просто-напросто регулировать отношения, но не руководить ими. Планироваться могут только социально-промышленные комплексы, скажем военный, научно-технический, а в целом должны лишь задаваться направления.

Говоря о личности, автор манифеста рассчитывает на героя, на экстраординарную персону. Способную выбирать для своего народа лучшее. Однако если смотреть реально, данные социологических исследований убедительно доказывают, что самый низкий интеллектуальный уровень как раз у политиков.

«Карликовые, игрушечные, карманные партии, не представляющие никого и ничего, как и партии, утратившие поддержку своих избирателей, должны уйти с арены политической борьбы…» Утратившие доверие избирателей — это один вопрос, но мы прекрасно знаем, что любое начинание стартует с малого. В зачаточном периоде всё бывает карликовым, но со временем, при разумном подходе к развитию, отвечая нуждам своих избирателей, маленькие партии способны разрастаться. Душить новое — значит тормозить развитие. А ведь ниже автор текста говорит о новых идеологиях…

«Геополитика в России должна получить приоритет над политикой, геоэкономика над экономикой, а геокультура над культурой» — должна! Однако если это так, то всё, сказанное автором манифеста выше, не работает. Геополитика подразумевает, что Россия должна непрерывно принимать активное участие в разработке международных соглашений по контролю над пространством и ресурсами, в регуляции пользования, ориентироваться на общие нужды человечества. Земля, вода станут со временем дефицитом, необходимы чёткие соглашения по всем этим вопросам. Уже невозможно принимать решения старого типа. Да, сегодня геополитика должна иметь приоритет над политикой — глобальная над внутренней. Но есть ли конкретные предложения по этому вопросу? Они отсутствуют, а значит, всё это повисает словесами в воздухе. Манифест транслирует сознание самодостаточного государства, а оно осталось в XIX веке.

      «В Китае население достигло уже четверти населения Земли, и для собственного существования они так или иначе возьмут ресурсов на четверть. А по некоторым предположениям, и половину ресурсов всей планеты. Есть ли международные соглашения, способные контролировать и регулировать подобные процессы? Их нет. Хотелось бы предположить, что у автора манифеста есть интересные на этот счёт идеи, но для этого нужно иметь необузданную смелость».

Сегодня отечественная интеллигенция и православная церковь пытаются влиять на народ одним и тем же способом, обращаясь с ним как с пассивным объектом манипуляций. Это не самый приятный и дальновидный, но действенный метод подчёркивает преемственность родных традиций. Успехи налицо — подавляющее число россиян охотно числят себя православными. Правда, легко обходятся без посещения церкви. Перемены происходят на поверхности сознания, его глубины остаются непотревоженными. И что в них происходит — одному Богу известно.

Учитывая снижение рождаемости в нашей стране, желая сохранить численность, мы должны будем принять ещё большее количество иммигрантов. Безусловно, принять их необходимо с обязательным условием знания русской культуры. Откуда они будут? Это Центральная Азия, Азербайджан и в меньшей степени Молдова. Москва также активно принимает мусульман с Кавказа. И примерно через 20 лет у нас будет порядка 40% мусульманского населения и 60% христианского. Можем ли мы утверждать, что при таком положении вещей армия будет целиком и полностью отстаивать российские ценности? О какой духовной поддержке со стороны церкви идёт речь — станут ли мусульмане, оказавшиеся в этой армии, впитывать христианскую духовность? Тогда почему же речь не идёт о многоконфессиональности духовных направляющих начал?

«Глобальное лидерство России — на земле, в воде и в космосе» — невозможно сегодня лидерство нашей страны в том старом, привычном виде, возможно лишь в содружестве в научно-технических вопросах с другими странами. Разработки в разных сферах и свободный обмен информацией. Достижения в наибольшем количестве технических отраслей должны быть доступны всем. Мир стремительно меняется, становясь единым, и самодостаточность России на сегодняшний день реальна только на уровне достижений столетней давности. Современное государство и не должно стремиться к такой обособленности, гораздо логичнее быть частью глобальной взаимосвязи — вот в чём суть. У авторов манифеста этого понимания просто нет.

      «В сегодняшнем мире всё определяют технологии, для каждого времени свои, в настоящем — информационные. И они принципиально изменили мир за последние 20 лет. Этими шагами человечество будет развиваться и впредь, а следующие два десятка лет дадут человечеству ещё более совершенные технологические решения».

«Русский человек подчиняется другому человеку… и государству не самим по себе, а из чувства любви к Богу, Родине и Отечеству» — я сомневаюсь, что современного человека возможно заставить подчиняться неразумным требованиям и рассчитывать при этом на любовь и достойное гражданское повиновение. Особенно если он уже успел близко познакомиться с основными принципами западного существования.

В послевоенной Японии повсеместно организовывались кружки по усовершенствованию рабочих разных квалификаций. Рабочие самостоятельно изучали технологический опыт разных стран и пытались применить его на своих производствах вне зависимости от работодателей, без указания сверху. Люди собирались после основной работы и решали, как сделать продукцию ещё лучше, ещё качественнее. И двигало этим интересом одно простое желание — создавать лучшую продукцию, далеко обходящую по своему качеству многое из представленного в имеющемся товарном ряду, с тем лишь, чтоб она наилучшим образом и в больших объёмах продавалась, материально обогащая нацию. Эта практика возникла после Корейской войны 1952 г. и существовала порядка десяти лет.

Между комментариями учёного и высказываниями публики разница, безусловно, огромная. Вычленив лишь самое важное из опубликованного документа, Кульпин-Губайдуллин наглядно расшифровывает категорическое нежелание автора (или авторов) манифеста учитывать современные реалии и констатирует его дерзко-наивную уверенность в том, что общество позволит аккуратно подогнать себя под нужды власти. Большинство авторов сетевых комментариев не имеют возможности осмыслить текст манифеста так же структурировано, да они и не обязаны — в них говорит чутьё и бытовой социальный опыт.

Практик:
«По существу...

1. Есть простой инструмент для идентификации ДЕМАГОГА и ПРАКТИКА. Демагог говорит о том, ЧТО должно быть, а практик дополнительно конкретно говорит о том, КАК нужно. Манифест (почему не просто открытое письмо?) — это сплошные идеалистические отдалённые ориентиры без указания конкретных шагов для достижения. Красиво, но безответственно. Нью-Васюки напомнило.

2. Мы, мы, мы... А кто эти мы, кто сподвижники?

3. Господином Михалковым, на мой взгляд, утеряно чувство земного притяжения. Пришла пора подумать о Вечности?»

Простая русская женщина:
«Никита Сергеевич, я вас очень уважаю как актёра, но как политика — увы. В вашем манифесте хороша только сама идея — поднятие России с колен. Но как это сделать, вы, судя по написанному, не знаете. Хотите дам всего один совет, как нам навести порядок в России: оставьте всё как есть, только при этом запретите всем госслужащим (только им, а не простым гражданам) иметь за границей счета, имущество, обучать там своих детей. Когда их дети и внуки будут вынуждены дышать со всеми россиянами одним воздухом (не везде чистым), ездить по одним дорогам (не везде гладким), ходить по врачам (не везде профессиональным), тогда дело быстро сдвинется и порядок в стране будет наведён во всех областях».

LeX:
«Вышеизложенное — это идеология барича, который хочет получать оброк с «холопов», — его, как и множество чиновников, это полностью устраивает, поэтому он и хочет всё «законсервировать». Отсюда и лирические отсылки к 19-му веку и царизму. Да ещё прикрываться при этом «верой»?..

Михалкову, обложившему данью весь русский народ и активно эксплуатирующему тему веры, хотелось бы напомнить цитату: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу попасть в Царство Небесное».

Вот и пора не манифесты писать и деньги пилить, а задать себе вопрос — «Где обрящусь аз?». Всё же возраст уже, знаете ли...»

Annabrik1:
«Какая вообще может быть национальная ИДЕЯ? Где мне как специалисту хорошо платят за мой труд, там и есть идея достойной жизни гражданина государства, и никакой другой идеи я знать не хочу!

Православие — это часть нашей русской культуры, но никакого отношения к государственному аппарату оно не имеет. В 19-м веке необразованные, грязные мужики не знали, что есть огромная машина управления страной, для них император был что царь — помазанник божий, вот они и думали, что трудятся во благо посланника божьего. А сейчас люди поумнели и знают, что бог и государство далеко стоят и чиновник не от бога или дьявола дело своё делает, а единственно из-за личной выгоды.

Не любить русскую культуру может только неуч, который ничего не знает и ничего не читает, но культура, в которой должна бы заключаться национальная идея, не связана с государством, которое должно гарантировать достойный заработок и уровень жизни своим гражданам».

Странник:
«Если посмотреть на личность автора манифеста, то понимаешь, что за словоблудием скрывается психология барина. Недаром он постоянно ссылается на представителей власти XIX века. Слабость власти и нежелание меняться привели к зарождению терроризма в России и в конце концов к перевороту. Именно консерваторы-дворяне не хотели ничего менять. И поплатились не только своим положением, состоянием, но и жизнью».

Почитатель актёра Михалкова:
«Ну что вы, он не глупец и не пэтэушник. Он очень умный и осторожный. Написано плохо, дык и он не Бердяев. Но из текста, противоречивого, а местами лживого, тем не менее просматриваются основные чаяния и посыл автора. А он состоит в том, что, несмотря на молниеносный и незаконный передел собственности (раздел «Власть»: «Нам нельзя торопиться». После передела — чего ж торопиться?), сейчас у них, «просвещённых консерваторов», задача одна — легитимизировать в народном сознании этот передел. Для них нет проблемы в том, что он незаконен и несправедлив, — ПРАВО и ПРАВДУ здесь можно отодвинуть. Будучи человеком из тех, кого устроил тот передел, а к тому же умным человеком, он понимает, что возврат и пересмотр возможен и многое можно потерять. Он очень не хочет этого. И вот здесь он обращается на самый верх: «Ребята, у вас нет идеологии, одни разрозненные невнятные попытки, они неувлекательны, а терпение не резиновое даже у нас. Это чревато возвратом к справедливому рассмотрению главных вопросов и потерей власти. Увольте всех тех, кто у вас этим занимается, и возьмите меня. А я со своим консерватизмом вам всё устрою, бунта не будет». Но, кажется, не возьмут».

Куликов Борис:
«Кто в клетке зачат, по клетке плачет». Вылезают дурные семейные традиции лизать любую выше расположенную и презирать ниже расположенных, считать себя уже и «спасителем нации» без всяких на то оснований. Как было написано в одной характеристике: «Начитан, но глуп». От такого консерватизма мы все будем кильками в банке. Не дай бог!»

Nooracle:
«Всё хорошо. Только теперь осталось убедить в преимуществах просвещённого консерватизма историю, чтобы она более не прибегала к таким радикальным средствам переустройства, как кризисы и революции. Также необходимо убедить природу отказаться от наводнений, землетрясений и извержений вулканов, объяснив преимущества медленной эволюции. Да и Богу, через патриарха всея Руси, посредством манифеста, неплохо было бы объяснить преимущества консервативной модернизации, или, лучше сказать, модернизационной консервации, когда даже украденная собственность становится священной».

Олег Максимов:
«Уважаемый Никита Сергеевич, каково ваше мнение о назначении Сердюкова министром обороны? Это к вопросу качественного отбора людей, «идущих во власть». Спасибо».

Ну и так далее… Разумеется, далеко не все комментаторы обругали манифест и отказались принять на вооружение его тезисы. Сторонники хвалили Никиту Сергеевича Михалкова за бескорыстие в деле становления России, за то, что он, «единственный из знаменитых людей, не побоялся высказать свою точку зрения», что ратует за национальную идею и печётся о будущей стабильности, верит в величие страны и не желает, чтоб её разворовали выползни из-под мировой закулисы. Издания, освещавшие эту тему ещё вчера, успели отметить, что сторонники Никиты Сергеевича и поклонники его творчества с большим воодушевлением отозвались о манифесте и благодарят автора за предложенные им спасительные идеи.

Российское авторское общество (РАО) в начале марта начало рассылать правообладателям письма с предложением заключить договор на «получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях» (так называемое домашнее копирование). «Письмо счастья» вызвало бурю недовольства среди пользователей, однако зря.

Приводить подобные комментарии мы не стали, во-первых, потому, что внимательно отслеживаем процесс становления авторского права в России и имеем свой взгляд на этот вопрос — с ним читатель уже знаком. К тому же сбор налоговых отчислений со всей электронной техники и цифровых носителей, ввозимых в РФ, — дело прибыльное, и стрижку купонов Никита Сергеевич начнёт в середине наступающей зимы. Публика это помнит очень хорошо. Во-вторых, считать Михалкова автором озвученных идей всё-таки наивно — кто их только не озвучивал. И, наконец, в-третьих, в комментариях отчётливо прослеживается единение только в одном: российская публика, вконец измученная современной политикой, готова увидеть спасителя в первом встречном, протянувшем руку, у неё даже нет сил задуматься, за чем именно тянется эта рука.

Лидер партии Яблоко Сергей Митрохин сказал корреспонденту РенТв: «Боюсь, что этот манифест и станет той самой идеологией нашей правящей партии, которую так и не смогла создать Единая Россия» - и добавил чуть позже, что холуйство возводится в ранг добродетели и гражданской ценности. Журналист Александр Проханов не исключил, что манифест стал результатом переговоров и консультаций господина Михалкова с «высшими людьми страны». Владимир Вольфович Жириновский, сообщил, что манифест на восемьдесят процентов содержит программу ЛДПР: «О православии, партийной системе, патриотизме мы говорим уже 21 год», — подчеркнул заместитель Председателя Госдумы. Ольга Журавлёва и Сергей Алексашенков в рамках программы «Особое мнение» определили, что манифест является номером предвыборной гонки Владимира Путина. Ведомости оценили текст с точки зрения первоисточников. На Снобе его просто обсмеяли.

Сам же господин Михалков сообщил корреспонденту РенТВ, что в случае реализации старых социальных заповедей новым обществом будет построена гармоничная система, свободный человек получит право на свободную лояльность и умение подчиняться авторитетной силе. Уверенно откинувшись в спинку кресла, он добавил, что в «каких-то случаях я бываю важнее и нужнее власти, чем она мне…».

Эдуард Кульпин-Губайдуллин:
— Я не хотел бы рассуждать о новизне идеи, её положительных и отрицательных сторонах. Понятно, что взгляды на отдельные параметры этой формулы у разных людей могут быть совершенно разными. Я рассуждаю как учёный, с точки зрения логичности построенной схемы. Вопрос: жизнеспособна идея или она мертворождённая? Я считаю, что у неё нет идеологических оснований для твёрдой опоры. А когда она отсутствует, вся формула начинает плыть, обнажая внутренние несоответствия, отсутствие логики. Представленная формула не соответствует даже историческим основаниям, на которые она опирается.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Дневники из Беслана — 2

Воспоминания захваченной школьницы: 3 сентября 2004 года

Блогер agunya, которая была в заложниках в Беслане, шесть лет спустя публикует в своём ЖЖ страшные воспоминания о 1—3 сентября 2004 года. На то, чтобы записать события третьего дня, девочке понадобилось много времени. Слишком долго воспоминания об этом дне приносили боль: «Я никак не могла его закончить. Потому что не могу прожить его до конца».

02.09.2019 17:15, agunya


Бесланская память

C 1 по 3 сентября 2004 года в бесланской школе № 1 террористы удерживали заложников

Трагедия, произошедшая пятнадцать лет назад в Северной Осетии, не отпускает до сих пор. Обычное для мирной жизни 1 сентября, с торжественной линейкой и праздничными речами, обернулось настоящим кошмаром. Вооружённые боевики захватили школу вместе с детьми, их родителями, родственниками и учителями — более 1200 человек. В результате штурма 3 сентября погибло 330 человек, из которых более 180 — дети. Начало сентября в России — дни памяти этих жертв.

01.09.2019 16:00, Алёна Городецкая


Непопулярные мысли вслух

Мне категорически не нравится то, что сейчас происходит в Москве. Да, именно такими словами.

31.08.2019 10:30, Елизавета Паремузова, facebook.com


Записки вятского лоха. Август-2019

Воскресные анекдоты обо всём на свете

Между жёсткими, жесточайшими ливнями, которые хлещут с какой-то непонятной периодичностью, быстренько сбегал через дорогу за пивом. Аккуратненько поправил скрипящий усталым, давно не смазанным механизмом (ну, вы поняли) боевой диван. Смахнув с него проклятую таблетку от геморроя (не буду принимать лекарство сегодня! — солидаризируясь с русским протестом). И — с тройной богатырскою силой (пива хватит надолго) принялся за обличение до колик надоевшего режима.

25.08.2019 16:00, Игорь Фунт


Критика грязного разума

Писатель Виктор Ерофеев в своей колонке поднимется до обобщений. Но сделает это не сразу, а на основе, в общем‑то, нехитрой бытовой сценки. Все через такое проходили. Но не все поднялись до обобщений. А ведь до них всего лишь шаг.

20.08.2019 16:00, Виктор Ерофеев, ruspioner.ru


Отравленный Россией

Неоконченная проза Исаака Бабеля

125 лет назад, 13 июля 1894 года, родился Исаак Эммануилович Бабель. В 1940-м году автор «Одесских рассказов» был расстрелян. Сталин не любил Бабеля, скорее всего, за «Конармию»: в его прозе было слишком много пота, крови и спермы и совсем не были слышны гомон фанфар и треск фейерверков.

13.07.2019 20:30, Андрей Колесников


Записки вятского лоха. Июнь-2019

Страна в долгом ожидании свободы

Серия «Записок вятского лоха» продолжается. Честно и с юмором о современном состоянии России, быте, Чемпионате мира по футболу и ожидании свободы...

01.07.2019 16:00, Игорь Фунт


Неродной язык

В Ленинграде моя мама была преподавателем английского языка, и, благодаря ей, я с детства учил английский — мама давала мне уроки и водила, а потом направляла меня к другим учителям.

30.06.2019 16:00, Михаил Армалинский//Facebook.com


Победа благодаря и вопреки

9 мая 1945 года в 0:43 по московскому времени был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии

Почему Советский Союз победил Германию во Второй мировой войне? Казалось бы, все ответы на этот вопрос уже даны. Тут и превосходство советской стороны в людских и материальных ресурсах, тут и стойкость тоталитарной системы в условиях военного поражения, тут и традиционные стойкость и неприхотливость русского солдата и русского народа.

09.05.2019 13:00, Борис Соколов


Красный стяг над Поднебесной

Дисбаланс и парадокс России

Вселенная и время бесконечны. Значит, случиться может всё абсолютно. То есть любое событие неизбежно, даже если оно неисполнимо. Такое объяснение, в общем-то, не хуже других. Учитывая происходящее...

07.05.2019 16:00, Игорь Фунт






 

Новости

Активист Ильшат Муртазин стал объектом телефонных атак
Ему звонят со скрытых номеров и обещают посадить в СИЗО за общественную активность.
Легендарный авиамузей в Монино будет закрыт
Авиамузей в Монино будет закрыт, а его территория передана под застройку.
В Калмыкии пропала студентка, снявшая на видео вброс бюллетеней на выборах
В Калмыкии пропала Айса Хулаева, студентка, которая была наблюдателем от партии "Справедливая Россия" на выборах в селе Приманы. Она зафиксировала на видео вброс бюллетеней, её же забрали следователи и после уже два дня как с девушкой нет связи, никто из её родственников и знакомых не знает, где она. Об этом сообщил "Кавказский узел".
Сегодня утром было разогнано собрание жителей Бурятии перед зданием регионального правительства в Улан-Удэ
11 человек задержаны, трое из них побиты. Одна из участниц собрания госпитализирована. Судьба остальных на данный момент неизвестна, попытки дозвониться до местного ОВД результатов не дают.
В Волоколамске обстреляли водителя мусоровоза, сообщают очевидцы
Водитель мусоровоза, перевозившего ТБО на полигон «Ядрово», получил ранения в ходе обстрела фуры. Об этом сообщают участники паблика «Ядрово. Задыхаемся» со ссылкой на полицию.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.