19 апреляПятница

Человеческий капитал  Данные НКО
Елена Клещенко, kot.sh   понедельник, 31 октября 2016 года, 16:00

Мама моих  митохондрий
Ребенок от трех родителей

Врач из Нью-Йорка впервые в истории медицины целенаправленно заменил часть генома у будущей матери. В результате появился младенец с генами трёх человек: отца, матери и женщины-донора. Мальчику с гибридным геномом уже 6 месяцев.

У супружеской пары из Иордании, проживающей в США, долго не было детей. Затем родилась девочка и прожила всего шесть лет, второй ребёнок умер в восемь месяцев. Врачи поставили диагноз: синдром Лея.

Это наследственное заболевание передаётся по материнской линии и проявляется обычно в детстве. Симптомы — тошнота, рвота, потеря веса, затем проблемы с психомоторным развитием и со зрением, дрожь конечностей, быстрая утомляемость, головные боли, падение давления и обмороки. Обследование методом магнитно-резонансной томографии показывает поражение мозга, воспаление и некроз в нервных тканях и сосудах. Причина болезни — нарушение энергетического обмена в клетках. Врачи советуют не отчаиваться, принимать витамины, придерживаться низкобелковой диеты, делать гимнастические упражнения, но в целом обещают мало хорошего.

Митохондрии — чужие в наших клетках, потомки независимых существ, которые решились связать свою судьбу с нашей. Они происходят от примитивных клеток, которые попали в более крупные и вступили с ними в симбиоз. Исследования даже позволяют сказать, на какие современные микроорганизмы были похожи предки митохондрий.

У нарушения энергетического обмена тоже, конечно, есть причина: мутация в митохондриальном геноме. Митохондрии — клеточные «электростанции», устройства для превращения энергии питательных веществ в универсальный биологический энергоноситель — молекулы АТФ. Они живут внутри наших клеток как полезные бактерии в пита­тельной среде. У них есть собственный геном, они размножаются делением, клетка снабжает их всем необходимым, а они за это обеспечивают её энергией.

Митохондрии каждому из нас достают­ся только от матери — именно те, что содержатся в яйцеклетке. Нравится это нам или нет, от мамы в нас чуть больше, чем от папы. От отца мы получаем 3 миллиарда пар нуклеотидов, от матери — столько же плюс ещё немножко. Размер одного митохондриального генома — 16 569 пар нуклеотидов, и содержится в нём 37 генов. Но гены это важные, поскольку имеют отношение к снабжению клетки энергией. В данном медицинском случае дети рожда­лись неизлечимо больными из-за единственной ну­клео­тид­ной замены в гене фермента АТФазы.

Не все митохондрии в одном организме и даже в одной клетке непременно одинаковы, иногда в их геномах бывают различия (это явление называется гетероплазми­ей). Например, в митохондрии происходит точечная мутация, она продолжает размножаться, и в клетке появляются два вида митохондрий — с мутацией и без. А если из этой клетки развился новый организм, то он унаследует и гетероплазмию. (Кстати, митохондриаль­ная мутация была у Николая II и его брата Георгия Александровича — генетики установили это во время идентификации царских останков). Вот и у женщины, о которой идёт речь, лишь около четверти митохондрий несли вредную мутацию — возможно, поэтому сама она была здоровой.

В XXI веке, естественно, возникает вопрос: а если заменить митохондрии? На самой ранней стадии, когда будущий человек — всего одна клетка, устранить первопричину, и пусть растёт здоровым?

Идея красивая, однако манипуляции с митохондриями человеческих зародышей пока что разрешены официально только в Великобритании — с конца 2015 ­года. Строгости возникли не только из-за абстрактных соображений о недопустимости «игры в Бога». Сомнения вызывала технология под названием «цитоплазматический перенос», опробованная в клинике ещё в 90-е годы прошлого века. Чтобы увеличить вероятность благополучной беременности после экстракорпорального оплодотворения, в материнскую яйцеклетку вводили цитоплазму клетки донора. При этом ребёнок мог унаследовать и донорские митохондрии, что было сочтено этически спорным и небезопасным. Впрочем, некоторые «дети трёх родителей», появившиеся на свет с помощью этого метода и несущие в своих клетках донорскую митохондриальную ДНК помимо родительской, благополучно выросли и дают интервью.

Сейчас для лечения митохондриальных заболеваний предлагают другие технологии. В клинике New Hope Fertility Center (Нью-Йорк), куда обратились супруги из Иордании, им предложили два варианта. При первом яйцеклетку матери и яйцеклетку женщины-донора оплодотворяют спермой отца, затем из донорской яйцеклетки удаляют ядро и пересаживают в неё ядро оплодотворённой яйцеклетки матери. Получается гибридный зародыш: весь ядерный генетический матери­ал от родителей, а цитоплазма и митохондрии ­только донорские — материнская опасная мутация ребёнку не достанется.

Этот вариант супругам не подошёл: как мусульмане, они были против уничтожения «лишних» зародышей. По той же причине и православные с подозрением относятся к современным репродуктивным технологиям: пока протокол операции включает запланированную гибель зародышей на сколь угодно ранней стадии, это ничем не лучше аборта.

Но можно пойти другим путём — перенести ядерную ДНК из неоплодотворённой материнской яйцеклетки в неоплодотворённую же донорскую и такую гибридную яйцеклетку оплодотворить спермой мужа. Этот нюанс делает операцию допустимой для верующих. Неоплодотворённая яйцеклетка — точно не человек, иначе девушкам и женщинам пришлось бы носить траур каждый месяц.

Религия разрешала, но законы США запрещали, поэтому врачи и пациенты отправи­лись в Мексику. Доктор Джон Чжан, осно­ватель и научный руководитель ­клиники, считает, что это был правильный выбор и здоровье ребёнка того стоило. А журналисты и комментаторы в соцсетях добавляют, что теперь следует ждать пересмотра ограничений: операция завершилась успехом.

Было получено пять эмбрионов, но лишь один начал развиваться нормально. Его имплантировали ­будущей матери, и через 37 недель, 6 апреля 2016 года, на свет появился мальчик. Сейчас ему шесть месяцев, никаких признаков болезни нет, и медики решились публично объявить об успехе. Репродуктивный центр попал на страницы New Scientist и в первые строчки новостных лент — все пишут о «ребёнке трёх родителей». Этот мальчик уникален, поскольку у него митохондрии только от донора и совсем нет материнских. Чистый случай.

На самом деле называть донора митохондрий «треть­им родителем» не вполне корректно, хотя бы по количественным критериям (вспомним о размерах ядерного и митохондриального геномов). Это явно более отдалённое родство — может быть, подойдёт определение «митохондриальная тётя»? В любом случае, если донорство будет неанонимным, вряд ли кто-то ­запретит ребёнку любить эту свою родственницу, подарившую ему ген без опечаток и долгую жизнь. А возможно, они совсем не станут общаться или будут встречаться крайне редко, на научно-медицинских юбилеях. Родственные чувства — сложная штука, тут не всё определяется числом общих нуклеотидов.

Опубликовано в журнале «Кот Шрёдингера» №10 (24) за октябрь 2016 г.

Немецкий эксперт: «Суверенный» Рунет - это «нонсенс»

Один из ведущих немецких специалистов по интернету, Вольфганг Кляйнвехтер, в интервью DW дал оценку закону об «устойчивом Рунете» и объяснил, почему считает его «выстрелом в ногу».

16.04.2019 18:22, dw.com

Здесь будет город-сад

Как изменится экология под воздействием процессов урбанизации

К 2050 году 86% жителей развитых государств будут проживать в городах. В менее развитых странах этот показатель достигнет 67%. Таковы прогнозы программы Организации Объединенных наций по населенным пунктам "ООН-Хабитат". Согласно последним подсчетам международного ведомства, сегодня мировое соотношение горожан с жителями деревень и сельских поселений составляет 51 на 49%.

10.04.2019 16:00, Ульяна Вылегжанина

Тотальность агрессии и ее эффекты

Что исследователи думают о троллинге и прочем киберхулиганстве

Агрессия в социальных сетях может принимать самые разные формы: от адресного кибербуллинга и шейминга до таких форм психологического давления, наличие которых продиктовано техническими особенностями онлайн-коммуникации. Психологи, философы, медиаисследователи и маркетологи изучают разные кейсы токсичной коммуникации и злоупотребления возможностями соцсетей, чтобы ответить на вопрос, становится ли насилие нормой онлайн-общения.

06.04.2019 13:00, Оксана Мороз, etika.nplus1.ru

Стоп. Не вымирать!

Самые известные проекты по восстановлению популяций редких животных в России

Истреблять целые виды в погоне за сиюминутной выгодой — это очень по-человечески: лишь за прошлый век люди уничтожили туранского тигра, кавказского зубра, тарпана, странствующего голубя и многих других животных. Впрочем, с homo sapiens еще не все потеряно, ведь среди нас есть и те, кто всеми силами пытается сохранить природу. «Чердак» рассказывает, что делается в России для восстановления редких видов.

03.04.2019 16:00, Арайлым Ибраева, chrdk.ru

Рунет недалекого будущего

Медленный, подцензурный, «китайский» на треть

Закон о «суверенном интернете» еще не принят, но Роскомнадзор уже потребовал от десяти VPN-сервисов подключиться к блокировкам сайтов через Федеральную государственную информационную систему. Также стало известно о скором тестировании DPI для окончательной блокировки Telegram, а СМИ рассказали об отказе Минобороны передавать операторам частоты для 5G. Рассказываем, к чему всё это приведет.

03.04.2019 13:00, Илья Шарапов и Евгений Медведев для журнала «Сноб»

Забыть все. Уже скоро

Нейрофизиологи сделали, кажется, предпоследний шаг на пути к целевой редактуре воспоминаний

Бывает, что с нами происходят вещи, которые хочется забыть. К сожалению, нам не дано управлять своей памятью — стирать воспоминания усилием воли, обращаясь с ними, как с файлами на дисковых накопителях. Но что если память все-таки подвержена целенаправленной модификации? Пока научная фантастика изучала угрозы, зашитые в подобную власть, наука, кажется, уже почти подобралась к тому, чтобы предоставить фантастам возможность проверить свои гипотезы в реальности.

02.04.2019 16:00, Дмитрий Лебедев, chrdk.ru

Человек без тайн

Что знают о нас поисковики, банки и социальные сети

Google знает о нас очень многое. Компания хранит историю всех наших запросов в поисковике со всех наших устройств. Даже если удалить историю на одном из них, информация с других будет доступна. Еще Google знает, где мы были — если на смартфоне включена геолокация, то информация о перемещениях сохраняется с самого первого запуска. Ее можно посмотреть здесь.

30.03.2019 13:00, Тимофей Тарасенко, etika.nplus1.ru

Против пакетов и бутылок

Как современные корпорации борются за экологию планеты

Европейская федерация PlasticsEurope в 2017 году посчитала, что за последние десять лет мировое производство пластика увеличилось с 245 до 348 млн т, и рост составил 3,9%. При этом заводы, производящие пластик, выбрасывают в атмосферу до 400 млн т углекислого газа в год. И если пластик не утилизируется, а попадает в землю, процесс разложения занимает около 200 лет. Крупнейшие корпорации поддерживают зеленый тренд и проявляют экологическую ответственность. Директор по развитию бизнеса KYOCERA Document Solutions Russia Тарик Альхаурани рассказывает hightech.fm о трендах борьбы с распространением пластика и способах утилизации, которые не навредят окружающей среде.

26.03.2019 16:00, Тарик Альхаурани, hightech.fm

Китай скоро опередит Америку в сфере исследований искусственного интеллекта

Verge (США) о китайских инновациях

В июле 2017 года правительство Китая опубликовало амбиционную программу, в которой говорилось о том, как эта страна станет лидером в области искусственного интеллекта к 2030 году. Однако по некоторым показателям Китай уже добился поставленной цели — на десять лет раньше намеченного срока.

25.03.2019 16:00, Джеймс Винсент, inosmi.ru

Еще шаг, еще теплее

«Автор» глобального потепления Уоллес Брокер умер, но дело его переживет всех нас

Одним из главных популяризаторов термина «глобальное потепление» наряду с Уоллесом Брокером выступило агентство ТАСС (сюрприз). Но судьба была благосклонна к американскому ученому: отцом термина все равно считают его. Причина в том, что его и «советская» версии потепления отличаются друг от друга так же сильно, как горькое отличается от сладкого.

24.03.2019 13:00, Александр Березин, chrdk.ru

Госдума приняла закон о «суверенном интернете»
Депутаты Госдумы приняли в третьем, окончательном чтении закон о «суверенном интернете». Трансляция велась на сайте нижней палаты.
На IPQuorum объяснили, почему стратегическое мышление станет главным капиталом человека
В рамках Международного стратегического форума по интеллектуальной собственности IPQuorum 2019 в Калининграде прошел круглый стол на тему «Сквозные технологии: формирование новой регуляторной среды как один из инструментов работы с человеческим капиталом».
Шведскую школьницу выдвинули на Нобелевскую премию мира
Она отказалась ходить на уроки, пока не сократятся вредные выбросы в атмосферу.
«Яндекс» подвергся сетевой атаке из-за уязвимости в реестре блокировок Роскомнадзора
«Яндекс» и несколько других интернет-холдингов подверглись сетевой атаке из-за уязвимости в списке блокировок Роскомнадзора, о которой известно с 2017 года, пишет РБК со ссылкой на источники.
Карта, на которой отмечены зоны загрязнения воздуха, источники выбросов, а также станции, которые контролируют содержание вредных веществ, появилась на сайте «Гринписа».