16 июляПонедельник

Человеческий капитал  Данные НКО
Елена Клещенко, kot.sh   понедельник, 31 октября 2016 года, 16:00

Мама моих  митохондрий
Ребенок от трех родителей

Врач из Нью-Йорка впервые в истории медицины целенаправленно заменил часть генома у будущей матери. В результате появился младенец с генами трёх человек: отца, матери и женщины-донора. Мальчику с гибридным геномом уже 6 месяцев.

У супружеской пары из Иордании, проживающей в США, долго не было детей. Затем родилась девочка и прожила всего шесть лет, второй ребёнок умер в восемь месяцев. Врачи поставили диагноз: синдром Лея.

Это наследственное заболевание передаётся по материнской линии и проявляется обычно в детстве. Симптомы — тошнота, рвота, потеря веса, затем проблемы с психомоторным развитием и со зрением, дрожь конечностей, быстрая утомляемость, головные боли, падение давления и обмороки. Обследование методом магнитно-резонансной томографии показывает поражение мозга, воспаление и некроз в нервных тканях и сосудах. Причина болезни — нарушение энергетического обмена в клетках. Врачи советуют не отчаиваться, принимать витамины, придерживаться низкобелковой диеты, делать гимнастические упражнения, но в целом обещают мало хорошего.

Митохондрии — чужие в наших клетках, потомки независимых существ, которые решились связать свою судьбу с нашей. Они происходят от примитивных клеток, которые попали в более крупные и вступили с ними в симбиоз. Исследования даже позволяют сказать, на какие современные микроорганизмы были похожи предки митохондрий.

У нарушения энергетического обмена тоже, конечно, есть причина: мутация в митохондриальном геноме. Митохондрии — клеточные «электростанции», устройства для превращения энергии питательных веществ в универсальный биологический энергоноситель — молекулы АТФ. Они живут внутри наших клеток как полезные бактерии в пита­тельной среде. У них есть собственный геном, они размножаются делением, клетка снабжает их всем необходимым, а они за это обеспечивают её энергией.

Митохондрии каждому из нас достают­ся только от матери — именно те, что содержатся в яйцеклетке. Нравится это нам или нет, от мамы в нас чуть больше, чем от папы. От отца мы получаем 3 миллиарда пар нуклеотидов, от матери — столько же плюс ещё немножко. Размер одного митохондриального генома — 16 569 пар нуклеотидов, и содержится в нём 37 генов. Но гены это важные, поскольку имеют отношение к снабжению клетки энергией. В данном медицинском случае дети рожда­лись неизлечимо больными из-за единственной ну­клео­тид­ной замены в гене фермента АТФазы.

Не все митохондрии в одном организме и даже в одной клетке непременно одинаковы, иногда в их геномах бывают различия (это явление называется гетероплазми­ей). Например, в митохондрии происходит точечная мутация, она продолжает размножаться, и в клетке появляются два вида митохондрий — с мутацией и без. А если из этой клетки развился новый организм, то он унаследует и гетероплазмию. (Кстати, митохондриаль­ная мутация была у Николая II и его брата Георгия Александровича — генетики установили это во время идентификации царских останков). Вот и у женщины, о которой идёт речь, лишь около четверти митохондрий несли вредную мутацию — возможно, поэтому сама она была здоровой.

В XXI веке, естественно, возникает вопрос: а если заменить митохондрии? На самой ранней стадии, когда будущий человек — всего одна клетка, устранить первопричину, и пусть растёт здоровым?

Идея красивая, однако манипуляции с митохондриями человеческих зародышей пока что разрешены официально только в Великобритании — с конца 2015 ­года. Строгости возникли не только из-за абстрактных соображений о недопустимости «игры в Бога». Сомнения вызывала технология под названием «цитоплазматический перенос», опробованная в клинике ещё в 90-е годы прошлого века. Чтобы увеличить вероятность благополучной беременности после экстракорпорального оплодотворения, в материнскую яйцеклетку вводили цитоплазму клетки донора. При этом ребёнок мог унаследовать и донорские митохондрии, что было сочтено этически спорным и небезопасным. Впрочем, некоторые «дети трёх родителей», появившиеся на свет с помощью этого метода и несущие в своих клетках донорскую митохондриальную ДНК помимо родительской, благополучно выросли и дают интервью.

Сейчас для лечения митохондриальных заболеваний предлагают другие технологии. В клинике New Hope Fertility Center (Нью-Йорк), куда обратились супруги из Иордании, им предложили два варианта. При первом яйцеклетку матери и яйцеклетку женщины-донора оплодотворяют спермой отца, затем из донорской яйцеклетки удаляют ядро и пересаживают в неё ядро оплодотворённой яйцеклетки матери. Получается гибридный зародыш: весь ядерный генетический матери­ал от родителей, а цитоплазма и митохондрии ­только донорские — материнская опасная мутация ребёнку не достанется.

Этот вариант супругам не подошёл: как мусульмане, они были против уничтожения «лишних» зародышей. По той же причине и православные с подозрением относятся к современным репродуктивным технологиям: пока протокол операции включает запланированную гибель зародышей на сколь угодно ранней стадии, это ничем не лучше аборта.

Но можно пойти другим путём — перенести ядерную ДНК из неоплодотворённой материнской яйцеклетки в неоплодотворённую же донорскую и такую гибридную яйцеклетку оплодотворить спермой мужа. Этот нюанс делает операцию допустимой для верующих. Неоплодотворённая яйцеклетка — точно не человек, иначе девушкам и женщинам пришлось бы носить траур каждый месяц.

Религия разрешала, но законы США запрещали, поэтому врачи и пациенты отправи­лись в Мексику. Доктор Джон Чжан, осно­ватель и научный руководитель ­клиники, считает, что это был правильный выбор и здоровье ребёнка того стоило. А журналисты и комментаторы в соцсетях добавляют, что теперь следует ждать пересмотра ограничений: операция завершилась успехом.

Было получено пять эмбрионов, но лишь один начал развиваться нормально. Его имплантировали ­будущей матери, и через 37 недель, 6 апреля 2016 года, на свет появился мальчик. Сейчас ему шесть месяцев, никаких признаков болезни нет, и медики решились публично объявить об успехе. Репродуктивный центр попал на страницы New Scientist и в первые строчки новостных лент — все пишут о «ребёнке трёх родителей». Этот мальчик уникален, поскольку у него митохондрии только от донора и совсем нет материнских. Чистый случай.

На самом деле называть донора митохондрий «треть­им родителем» не вполне корректно, хотя бы по количественным критериям (вспомним о размерах ядерного и митохондриального геномов). Это явно более отдалённое родство — может быть, подойдёт определение «митохондриальная тётя»? В любом случае, если донорство будет неанонимным, вряд ли кто-то ­запретит ребёнку любить эту свою родственницу, подарившую ему ген без опечаток и долгую жизнь. А возможно, они совсем не станут общаться или будут встречаться крайне редко, на научно-медицинских юбилеях. Родственные чувства — сложная штука, тут не всё определяется числом общих нуклеотидов.

Опубликовано в журнале «Кот Шрёдингера» №10 (24) за октябрь 2016 г.

Данные спасают жизни

Почему открытые данные становятся все важнее в работе спасательных служб и систем здравоохранения

Когда у кого-то случается сердечный приступ, необходимо вызвать скорую помощь и найти дефибриллятор. От того, сколько минут вы будете его искать, зависит жизнь человека. Очень важно, чтобы дефибрилляторы находились в легкодоступных местах и там, где они особенно нужны. Анализ открытых данных может определить, в каких местах люди больше всего подвергаются риску сердечных приступов.

10.07.2018 19:00, Eleanor Ross, nauchkor.ru

И текли куда надо каналы…

Два месяца назад государство объявило войну мессенджеру Telegram, в которой пока никто не победил

В интернет-пространстве появилась любопытная новость о том, что Роскомнадзор разблокировал 8 млн IP-адресов, которые были заблокированы ведомством во время «священной войны» с мессенджером Telegram. Примечательно, что случилось это сразу после «прямой линии» с Путиным, где он рассказал о том, что знает про ситуацию с мессенджером, и заявил, что «мы не собираемся ничего закрывать».

03.07.2018 16:00, Александра Юшкявичюте, profile.ru

Дьявольски умна и красива

Как дочь лорда Байрона стала легендой кибернетики

Августа Ада Байрон-Кинг, родившаяся более 200 лет назад, вошла в историю не только как дочь поэта лорда Байрона, но и как первый программист. Графиня-математик описала вычислительную машину и написала первую программу в то время, когда компьютеров еще не существовало. Ее именем назван язык программирования «Ада», а терминология, введенная леди Байрон, используется и по сей день. Графиня была настолько умна и привлекательна, что современники обвиняли ее в связях с дьяволом, а она этого не отрицала.

02.07.2018 19:00, pics.ru

Люди — добрые

Альтруизм как объект научного исследования

Можно долго спорить за чашкой чая, добр ли человек по природе или, наоборот, приходится волком другому человеку. Учёные же предпочитают рассуждать о моральном облике Homo sapiens, вооружившись данными экспериментов. Предлагаем вашему вниманию подборку из пяти наиболее ярких исследований последнего времени. Они доказывают, что люди проявляют отзывчивость гораздо чаще, чем принято думать.

29.06.2018 13:00, Евгения Береснева, kot.sh

Забытое клонирование

Почему о сенсации XX века не слышно в последнее время

Клонированию уже почти 4 миллиарда лет, а к нему до сих пор относятся с опаской. Первыми его освоили бактерии — у них создание клона и поныне остается основным способом размножения; затем — растения, которые с помощью своих частей могли вырастить точную копию самих себя. А вот у животных с клонированием, или, чтобы не путать, с бесполым размножением, сложнее: естественные клоны — это однояйцевые близнецы, получившиеся из одной оплодотворенной яйцеклетки.

28.06.2018 13:00, Ульяна Точило, knife.media

Мусора больше, обсуждений меньше

Власти Москвы намерены создавать мусорные объекты без обсуждения с гражданами

Власти Москвы намерены упростить процедуру устройства мусорных объектов. А именно планируют принимать решения об их создании без обсуждения с жителями близлежащих населенных пунктов, а также сократить санитарные зоны. Нововведения могут коснуться Санкт-Петербурга и Севастополя. Об этом сообщил «Коммерсант» со ссылкой на источники.

23.06.2018 16:00, Newsroom, activatica.org

Жизнь в Айфон-сити

Где производится половина всех смартфонов Apple в мире

Если у вас есть iPhone, скорее всего, он сделан на огромном заводском комплексе в китайском городе Чжэнчжоу, который относится к самой бедной провинции страны, Хэнань. Там живет 9,5 миллионов человек.

18.06.2018 13:00, Вероника Елкина, rb.ru

Война токов

Противостояние Томаса Эдисона и Николы Теслы

В конце 2007 года главный инженер коммунальной компании Consolidated Edison собственноручно перерезал символический кабель, и Нью-Йорк окончательно перешел с постоянного тока на переменный. Так закончилось столетнее противостояние Томаса Эдисона и Николы Теслы, вошедшее в историю как «война токов».

14.06.2018 19:00, Мария Молчанова

«Все чаще спрашивают, когда будет Луна»

Речь Юрия Гагарина

В 1965 году Юрий Гагарин посетил международный авиасалон Ле-Бурже. Своими впечатлениями от поездки во Францию он поделился во время визита в Оренбург. На встрече с трудящимися города космонавт №1 также рассказал о беседе с русскими эмигрантами в Европе, перспективах путешествия на Луну, возможности найти жизнь на Марсе и планах своего второго полета на орбиту.

10.06.2018 19:00, diletant.media

Вечный дым

Отчего под поверхностью свалок полыхают многолетние пожары

В английском языке есть выражение dumpster fire, «пожар в мусорном баке». Это, во-первых, просто широкомасштабная катастрофа, а во-вторых, какая-то очень сложная ситуация, с которой никто особенно не хочет связываться и которая ухудшается даже тогда, когда, кажется, дальше уже некуда. Буквальный, а не фигуральный горящий мусор очень хорошо подходит под это определение, особенно когда он горит не на поверхности свалки, а под ней.

05.06.2018 16:00, Ольга Добровидова, chrdk.ru

Научно-техническая библиотека заявила, что занималась «Картой российской науки» в качестве оператора
Генеральный директор Государственной публичной научно-технической библиотеки (ГПНТБ) России Яков Шрайберг заявил, что «"Карта российской науки" не была и не могла быть на балансе» руководимой им организации.
Eviation намерен стать аналогом Tesla среди электросамолетов
Израильский стартап запустит серийное производство электросамолетов Alice Commuter уже в 2021 году.
Google согласился помочь Роскомнадзору заблокировать Telegram
Роскомнадзор начал переговоры с американскими компаниями Amazon и Google по поводу ограничения доступа к мессенджеру Telegram, сообщается на сайте ведомства в среду, 25 апреля.
Бывший сотрудник Cambridge Analytica утверждает, что украдены данные более 87 миллионов пользователей Facebook
Выступая перед британским парламентским комитетом, Бриттани Кайзер заявила, что Cambridge Analytica имела много различных приложений, собирающих данные пользователей, и окончательный масштаб сбора данных пока не известен.
Google отключила возможность использовать свой домен для обхода блокировок
Google изменила свою сетевую архитектуру, чтобы запретить использование своих доменов для обхода блокировок. Обновление заметили 13 апреля разработчики анонимайзера Tor, в Google подтвердили, что это так.