Подписаться на обновления
7 декабряСуббота

usd цб 63.7185

eur цб 70.7594

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Вячеслав Шадронов   вторник, 6 сентября 2011 года, 10:18

Мама — шахидка, папа — Барышников
Главные «хиты» кинофестиваля «Московская премьера»


Кадр из фильма «Мой папа — Барышников» // mospremiera.com
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




«Жила-была одна баба» А. Смирнова, «Упражнения в прекрасном» В. Шамирова, «Чужая мать» Д. Родимина, «Дом ветра» В. Златопольского, «Бедуин» И. Волошина, «Красная ртуть» А. Пуустусмаа, «Мой папа — Барышников» Д. Поволоцкого.

Конкурс фестиваля «Московская премьера» судят непрофессионалы от кино, а главный приз выдаётся по итогам зрительского голосования. Причём зрители приходят на показы по бесплатным билетам.

Куда важнее, что «Московская премьера» — первая, а нередко и единственная возможность показать и увидеть в Москве новое российское кино, которое когда ещё доберётся, если доберётся, до проката.

Но заслуживают ли его упомянутые в обзоре фильмы — «Жила-была одна баба» А. Смирнова, «Упражнения в прекрасном» В. Шамирова, «Чужая мать» Д. Родимина, «Дом ветра» В. Златопольского, «Бедуин» И. Волошина, «Красная ртуть» А. Пуустусмаа, «Мой папа — Барышников» Д. Поволоцкого?

«Жила-была одна баба», реж. Андрей Смирнов


Показ этого фильма проходил вне конкурса, в статусе «специального события», и событие это привлекло наибольшее внимание: ни на одном другом сеансе не наблюдалось такого столпотворения.

Девушки для таких самцов — существа неодушевлённые. А ведь женщина способна любить сильней, чем мужчина. Ищешь актёра на роль, смотришь фотографии, проводишь кастинг — а мужики-то без яиц. Нет внутренней силы, нет энергетики пола. Не тянут на Кёрка Дугласа. Ну вот, очередной питерский морок, подумал я, приступая к просмотру «Нирваны». Герои — пригламуренная нежить. Наркотики, криминал, перегар декаданса — начинка второсортных лент.

Андрей Смирнов оговаривает в титрах, что при работе над сценарием использовал мотивы из произведений Бунина, Дурылина и Пришвина.

Трудно проследить, какие и откуда конкретно, но сюжет мне, честно говоря, больше напомнил «Холодную гору» Энтони Мингеллы: та же судьба женщины в контексте гражданской войны, только американской.

Либералы-интеллигенты смеются над православием Михалкова, но «Жила-была одна баба» — это та же самая вариация на тему «Рука Всевышнего отечество спасла», что и «Утомлённые солнцем — 2».

Тоже на два с половиной часа, только ещё хуже сделанная, ещё более рыхлая драматургически и более претенциозная в плане изобразительных метафор.

В 1909 году героиня фильма Варвара без любви была выдана замуж за мужика, который её не хотел. Зато её хотел свёкор, и она так от него отбивалась, что убила насмерть, после чего с мужем им пришлось отселиться на хутор. Потом её изнасиловали на дороге, и муж её сразу же захотел — так Варвара и родила первого ребёнка.

Пока она ходила на богомолье и слушала байки про Китеж-град, муж напился и сжёг хутор. Пошла Варвара скитаться и побираться, война да революция, и вот уж незабываемый 1919-й, вторая серия, с продразвёрсткой и злодеями-«куманистами».

И снова-здорово — насильничают, забирают хлеб и скот, встретила баба мужика хорошего, полюбила, пусть чужого, женатого, — так и его расстреляли.

Слепая ненависть интеллигента к коммунистам, благодаря которым эта, современная, разновидность интеллигенции и сформировалась (все нынешние либералы-правозащитники — внучата репрессированных Сталиным большевиков, а то и не репрессированных), меня скорее умиляет, чем раздражает, — ну так мыслят интеллигенты, что с них взять.

Но ещё более упёртая убеждённость в том, что в народе дремлют животворные силы, а «куманисты» пришли и снасильничали, у меня в голове никак не укладывается.

Разница лишь в том, что у Михалкова «куманисты» и православные отождествляются, а у Смирнова — противопоставляются.

Однако нравственность «православных землепашцев» не подвергается сама по себе никакой ревизии, но, напротив, поднимается на стяг. Вот и выходит, что копни поглубже либерального интеллигента-правозащитника — ан окажется, что он патриотичнее Говорухина и православнее Михалкова.

Ну мыслимое ли дело, чтоб даже у Михалкова титры церковнославянским шрифтом пускали, — а у Смирнова знай поминают про Китеж-град: мол, под водой он, совсем скрылся, но приложи ухо к берегу — а колокола-то так и гудут.

«Чужая мать», реж. Денис Родимин


Малика приехала в Москву искать дочь Джалу, которая после смерти мужа Аслана подалась в шахидки. Чтобы вызвать сочувствие к героине, сценарист и режиссёр в одном лице обрушивает на её голову лавину бед, начавшихся задолго до всяких политических событий.

Её родители, русские, ещё в советское время приехали работать в горы, почему-то там погибли, и местные удочерили девочку, чтобы не отдавать в детский дом, и назвали Маликой вместо Марии.

Малика растила мальчика Ахмеда-Али, считала его братом, а он уехал в Москву, живёт там с женой и детьми и не хочет помнить про Малику. Дочка же ещё и наркоманка, к тому же вдова, тоже несчастная.

Все, в общем, страдают, но почему им следует сострадать — из фильма тем не менее неясно. И это несмотря на серьёзную работу Евгении Добровольской, чья героиня трогательно смотрится в мусульманском платочке, доверительно заглядывает в объектив камеры, как в глаза собеседника, и всем встречным-поперечным желает помощи Аллаха.

Режиссёр, вписывая сюжет в прокрустово ложе европейской либерально-правозащитной этики, пытается одновременно ещё и заигрывать с эстетическими приёмами.

Он даёт монологи героини в камеру, делает ядовитую подсветку кадра — но всё это попусту, поскольку исходный посыл заведомо неприемлем, особенно когда разговор ведётся на уровне «ребятам о зверятах».

Несчастные мусульманские женщины, потерявшие дома и мужей, одурманенные наркотиками и пропагандой, должны, по замыслу авторов и продюсеров картины, восприниматься как жертвы обстоятельств.

Но сами эти обстоятельства обрисованы не слишком убедительно, если не сказать тупо (бестолковые менты, бессердечная шпана, да просто повсеместная «ксенофобия»).

Героини лишены какой-либо привлекательности из-за того, что каждый образ — и матери, и её названого брата, и его жены, и Джалы, и террориста Тимура (Никита Емшанов) с его товаркой — слеплен искусственно, исходя не из художественной логики и не из житейской, но исключительно из желания соответствовать навязанному псевдогуманистическому канону.

От такого псевдогуманизма недалеко в самом деле и до терроризма. При этом актёрская работа Евгении Добровольской в роли Малики была отмечена призом по достоинству.

«Дом ветра», реж. Вячеслав Златопольский


Умирающие от неизлечимой болезни дети-сироты — тема, безусловно, выигрышная, и зрительские симпатии на стороне этого фильма оказались достаточно предсказуемо — он получил приз от зрителей «Московской премьеры» в её основном конкурсе «Великолепная семёрка».

В то же время тема фильма до такой степени скользкая, что не поскользнуться на ней невозможно, так, может быть, лучше на эту дорожку совсем не ступать?

Как и не выносить в заглавие образ-символ, дабы затем настойчиво, поминутно, избыточно его оправдывать (как это было в недавнем «Доме солнца» Гарика Сукачёва).

Режиссёр вслед за сценаристом Тиммом рисковал дважды, и хотя нельзя сказать, что на этом тонком льду он сломал голову, но всё-таки продвинулся по этому пути, к сожалению, недалеко.

Героиня Полины Кутеповой — дворничиха Таисия, работающая при детском инфекционном центре. Спустя десять лет после того, как сына-пограничника её объявили без вести пропавшим, останки его опознали по фрагментам и Таисия получила капсулу с прахом.

Одновременно с этим больницу, в которой она работает, собираются расформировать, поскольку один таинственный, но влиятельный человек позарился на недвижимость.

Сочувствуя женщине, привязавшейся к мальчику-сироте Тимуру, главврач (Валерий Баринов) решается на подлог. Списывает Тёму как умершего и, снабдив Таисию лекарствами, отправляет их от греха подальше.

Новую работу Таисия находит на другом конце области, ухаживая за участком крупного политолога и его жены (Алексей Завьялов и Елена Морозова).

Но лекарства для Тёмы заканчиваются, а деньги, которые Тая выпросила у хозяина вперёд зарплаты на новые, в Москве крадёт аферистка-гипнотизёрша.

Таисия вынуждена украсть в хозяйском доме редкую китайскую вазу эпохи Цинь из набора «Дом ветра». Мало того что она продаёт вазу хозяйскому же антиквару, предъявляя паспорт, так ещё и друг семьи, крупный врач (Александр Ильин), понимает, что с мальчиком дело плохо, он умирает.

Хозяева вроде не звери и готовы помочь, но Тая берёт Тёму и уезжает неизвестно куда, добирается автобусом до заброшенной деревни — ну и, собственно говоря, тут конец фильма.

Такого рода кино не претендует ни на разработку оригинального киноязыка, ни на бездонные философические глубины. Единственная его задача — вызвать у зрителя сочувствие к персонажам, заставить полюбить их, сопереживать им в их горе, поверить в их достоверность и воспринимать их историю как реальную.

Тимму и Златопольскому, несмотря на явные натяжки в сюжете, это удаётся. Но у такой удачи есть, увы, обратная сторона: до поры сентиментальность, которая хлещет из фильма через край (тому немало способствуют и актёры, и навязчивая музыка «Саундрамы»), кажется хорошей, правильной сентиментальностью: ну взяла бедная женщина ребёнка из больницы, ну украла вазу ради него — хрен с ней, с вазой.

Но чем дальше, тем больше нарастает раздражение: ну что ж ты, блин, дура такая, творишь? куда ты мальчика тащишь, он ведь еле дышит уже!

Загоняя себя в угол, авторы заранее готовят «зимнюю квартиру» для отступления, переводя рассказ из криминально-бытовой и мелодраматической в аллегорическую плоскость.

Дабы в финале, после пронзительного до истерики монолога Таи, обращённого к Богу посреди заснеженной пустыни (осуждать это кино из эстетических соображений — последнее и неблагодарное дело, но позволю себе заметить, что кино, в чём и состоит его главная беда, не даёт основания для выхода на такого уровня обобщения — тут нужен режиссёр уровня Кесьлевского), пробудить её в солнечных лучах.

И чтобы увидела она розовощёкого, полного сил Тёму-Тимура, и чтобы услышала от него: «А я раньше тебя проснулся!»

«Бедуин», реж. Игорь Волошин


Поначалу «Бедуин» — то, что называют, за неимением лучшего, «социально ответственным кино». Сей эвфемизм призван обозначить нишу для произведений художественно неполноценных, но вроде как откликающихся на некие общественные проблемы, что для нового российского кино уже само по себе редкость.

Другое дело, что понятно заранее: если кино художественное, то степень его социальной ответственности неважна, а если малохудожественное — то, в общем, не так уж важна тоже.

В «Бедуине» рассказывается история женщины с Украины, приехавшей в Москву, дабы стать суррогатной матерью и на вырученные деньги спасти дочь, умирающую от лейкоза.

Умирающей от лейкоза девочке из «Бедуина» повезло в некотором смысле больше, чем умирающему от СПИДа мальчику из «Дома ветра»: у неё хотя бы есть мама, бабушка и свой дом.

Ситуация тем не менее и здесь патовая: родная дочка умирает вдали без материнского призора, на попечении истеричной бабушки (персонаж внеэкранный, присутствует только как голос в телефонных разговорах главной героини).

А мать тем временем вынашивает чужого ребёнка, с девочкой же общается по «Скайпу», а деньги и лекарства передаёт через подружку-проводницу Зину (вездесущая Анна Михалкова), впоследствии уволенную за контрабанду.

Доктора девочки при этом играет Сергей Светлаков — комику-любителю всегда хочется выступить в амплуа серьёзного драматического артиста, но можно было найти для этого более подходящий случай.

Мамаша связывается с парой мужчин, один из которых средних лет русскоязычный прибалт, другой — молодой азиат. А ещё у тётеньки появляется полюбовник — сосед Женя (Михаил Евланов), моряк и бандит.

Ему бабёнка-то и признаётся, что биородители её приплода — гомосексуалисты, от чего бывалый моряк приходит в бешенство, отправляется их убивать и почти преуспевает.

То есть сам он только разбивает им стекло машины, но, удирая, те попадают в аварию и погибают, а героиня остаётся с чужим ребёнком в животе и без денег для родной дочери.

Женя тем временем связывается с китайской мафией, его с дружбаном-кавказцем кидают. И вот Женя мёртв, а кавказец, не без стараний сердобольной беременной украинки, выживает и отдаёт ей часть денег.

Благодаря этому женщина может забрать дочь из харьковской больницы и отправиться в Иорданию, лечить ребёнка от лейкоза верблюжьим молоком, как ей посоветовал один случайный, но очень приличный человек, бесплатно подвозивший её однажды до Жениного порта.

Я совсем не уверен, что верблюжье молоко — лучшее средство от лейкоза, но это, допустим, поэтическая метафора.

Я также не вполне уяснил, действительно ли двое мужчин, для которых женщина носила ребёнка, были гей-парой, или это она сама для простоты и удобства придумала.

Во всяком случае, старший, с прибалтийской фамилией, между делом обронил, что был женат трижды и все три его жены были озабочены исключительно шопингом, а не семьёй.

Тогда как геи если и вступают в гетеросексуальный брак, то раз и навсегда, и уж никак не трижды, а моряк-любовник уже подхватил и довёл это подозрение до смертоубийства.

Но фишка фильма в том, что, оказавшись на деньги кавказца-бандита в благословенной Иордании (не заезжая на Украину, но при этом вместе с дочкой, то есть тоже непонятно как, ведь дочка всё это время оставалась на Украине), женщина попадает совсем в другой мир.

Правда, сначала её для порядку обворовывают цыгане, которых она по наивности приняла за бедуинов, но что поделать, цыгане — они и в Иордании цыгане.

Зато потом случайно, опять-таки, встреченная организаторша русских туристических групп берёт её под своё крыло и везёт к «настоящим бедуинам».

Те отпаивают девочку целебным верблюжьим молоком, девочка, разумеется, всё равно умирает, и её погребают по исламскому обряду. Новорождённому мальчику делают обрезание, и жизнь, таким образом, продолжается, пусть и не в России, и не на Украине.

Заглавие, стало быть, раскрывает своё окончательное значение именно здесь: «бедуин» — лекарство от всех бед, панацея, исцеляющая если не тело, то всё, что от него останется.

После отъезда женщины из Москвы вся пресловутая «социальная ответственность» с режиссёра как бы автоматически снимается. А привыкшие к «православной духовности» получают взамен «мусульманскую духовность».

Причём универсального употребления, пригодную как выходцам с Украины, так и биологическому потомству от однополого союза русскоговорящего прибалта с неопределённого происхождения азиатом.

Весь этот дружный интернационал (главное — цыганам не доверять!) приводит зрителя к торжеству любви над смертью столь замысловатым образом, что не только социальные, но и всякие другие проблемы снимаются.

Режиссёру в рамках одного стандартного по продолжительности фильма удаётся собрать все штампы даже не одного, а двух наиболее уродливых направлений в современном кино, которые для простоты обычно обозначаются как «чернуха» и «светлуха».

Да ещё и развести их культурно-географически: «чернуху» оставить в границах СНГ, а источники добра и света обнаружить среди пустыни, сконцентрировать вокруг не знающих бед бедуинов.

Но если с «мифопоэтическим», с позволения сказать, планом картины можно смириться, то совершенно невыносима её сентиментальная агрессия, стремление выдавить из зрителя побольше слёз.

Если разобраться всерьёз, сочувствия героиня вызывать не может и не должна. Да, у неё случилась большая беда, тяжело заболела дочь. Но всё, что она делает после этого, — результат бестолковых, а то и преступных, и по большей части безнравственных, попыток преодолеть трудности.

На этом пути хрупкая женщина действует как танк, подминая и уничтожая всех подряд: подругу, которая попалась на перевозке лекарств и денег через границу; пару мужчин, захотевших иметь ребёнка, уж неважно, геев или нет; соседа — моряка-бандита...

В большинстве случаев её поступки продиктованы не столько безысходностью, сколько обычной глупостью и нежеланием считаться ни с чьими бедами, кроме собственной.

Но вот этой мысли, способной придать фильму значительность, — о том, что в своих бедах каждый человек виноват сам и никто, кроме него, — здесь и близко нет.

«Красная ртуть», реж. Андрес Пуустусмаа


«Московская премьера» — фестиваль отечественного кино, но категорию «отечественный» здесь понимают широко, традиционно представляя программу Форума национальных кинематографий из стран бывшего СССР.

Оглушительный провал предыдущей,второй части «Утомлённых солнцем» заставил оскароносца перегруппироваться. «Предстояние» вызвало такую волну негатива, что по горячим следам режиссёр даже перенёс премьеру «Цитадели». Ходили легенды, что фильм, вместо проката, выложат в Сети. Однако современные технологии Михалков решил использовать несколько иначе. Вместе с использованием официальных каналов, не приносящих особого успеха, Михалков запустил свой ЖЖ-видеодневник, в которым обещал разобраться со всеми случаями неправды в свой адрес.

Хотя картина Пуустусмаа копродукция России — Эстонии, и режиссёр больше работает на российском кинематографическом пространстве, и многие актёры в фильме — российские, и действие наполовину происходит в Эстонии, а наполовину — в России, «Красная ртуть» проходит по разряду «национальных кинематографий».

Андрес Пуустусмаа — создатель не только симпатичного и безусловно лучшего постсоветского фильма о Пушкине «1814», но и совершенно чудовищного, ни с чем не сообразного «Красного жемчуга любви».

Пуустусмаа, похоже, снимает по две картины в год, что для эстонца вообще и для представителя современной эстонской кинематографии в особенности скорострельность необычайная.

Среди его картин и некий «Волшебник» с Иваном Ургантом и Николаем Фоменко, и совсем уж неопознанные эстонскоязычные произведения.

«Красная ртуть» — нечто среднее между современным эстонским кино и нынешним российским, между артхаусом и мейнстримом, между авторским кино и жанрово-коммерческим.

По факту представляя собой экранизацию, и довольно плоскую, криминального романа о «бандитских 90-х».

В эстонском исполнении «криминальное чтиво» приобретает характерные для артхауса медлительность и невнятность, а при российском участии делается ещё и уродливым и претенциозным.

Хотя мне, кроме шуток, было интересно посмотреть на Юхана Ульфсака в кино — в театре его видел (эстонские спектакли в Москве тоже редкость, но не такая всё же редкость, как эстонские фильмы), на экране — не припомню, а тут у него главная роль.

Репс только что вышел из тюрьмы, но за время его отсутствия Эстония вернула независимость и ввела собственную валюту (которая с нынешнего года вытеснена евро).

Но полицейские, которые вчера ещё были милиционерами (а режиссёр во вступительном слове сказал, что это не единственная реалия, роднящая Эстонию с Россией, их новый президент тоже уже был президентом раньше), не разобравшись, что к чему, вешают на Репса убийство таксиста.

На самом деле таксиста убили беглые русские бандиты (одного из них играет Александр Баширов — в эстонских фильмах бандиты, как и проститутки, всегда русские), а Репс отсидел и вышел по закону, но теперь ему приходится бежать.

Прежние дружки втягивают его в дело по контрабанде и перепродаже «красной ртути», которая приводит героя сначала в Москву, потом в Курск, а потом уже обратно и бесповоротно на новую, независимую эстонскую зону.

Под стать «красному жемчугу любви» и «красная ртуть» — образ многозначный, символический. Это и кровь, само собой, и наследие коммунистического режима, тоже, разумеется, кровавого.

Вместе с тем «красная ртуть» означает ещё и туфту, фуфло, нечто несуществующее. Притом что дорогостоящая и редкая красная ртуть — разводка для лохов, в Эстонии об этом не знают ни бандиты, ни гоняющиеся за ними полицейские.

Но приезжает коллега-милиционер из России и раскрывает всем глаза. Если линия с полицейским, который гуляет от своей жены, имеющей ребёнка от другого, к подружке Репса, ожидающей его возвращения, кажется надуманной и избыточной, то появление и исчезновение персонажа Баширова, не считая, что кто-то должен убить таксиста, чтобы в этом обвинили Репса, просто ни к чему — ну мало ли кто убил, главное, что не Репс.

Если смотреть шире, проблема тут, конечно, не в сюжете, а в жанре. Режиссёра, вероятно, тянет в криминальную драму, но жанровое кино для маленьких национальных кинематографий — трудный путь.

Удел и сила прибалтов — в поэтическом кинематографе с уклоном в этнику, в абстрактно-философских притчах. Или на худой конец в универсальных социальных и экзистенциальных драмах, тягомотных, молчаливых и стремящихся к полной бессюжетности.

В «Красной ртути» же, как справедливо заметил автор единственной зрительской рецензии на «Кинопоиске», слов больше, чем в «Грузе 200» Балабанова.

Да и с действием нехило — все куда-то едут, убивают друг друга, кровушка льётся рекой, аки красная ртуть, но при этом ритм — чисто авторский, то есть эстонский.

Так и выходит эстонская криминальная драма, а тем паче эстонский полицейский боевик (приметы этого жанра также налицо: не очень хорошему, но в душе доброму и честному преступнику противостоят упыри-полицейские), — будто формулировка из латышского анекдота.

Кстати, в курских эпизодах фильма есть момент, когда местный таксист заводит разговор про добрый эстонский народ (через некоторое время эстонцы пристрелят его в карьере), удивляется: ведь прибалты — это и латыши, и литовцы, но анекдоты — только про эстонцев.

Вряд ли лично Пуустусмаа виноват в том, что жанровое эстонское кино оказывается в заведомо невыигрышном положении. Тем не менее если раньше я думал, что «Красный жемчуг любви» — жертва продюсерского произвола, на что в новом российском кино чаще всего принято валить художественные неудачи (небезосновательно, небезосновательно, да), то теперь склоняюсь, что как раз в успехе «1814» заслуг продюсеров было больше, чем режиссёра.

«Мой папа — Барышников», реж. Дмитрий Поволоцкий


Этот фильм появился антитезой «чернухе» на всём прочем фестивальном кинопространстве. Его продюсер Наталья Мокрицкая, предваряя показ, в качестве особого достоинства фильма отметила «позитивный финал».

Продюсеру я поверил, но к финалу фильма пребывал в состоянии настолько угнетённом, что у меня не оставалось сил подняться с кресла, когда в зале зажёгся свет.

Если продюсеры таким образом понимают «позитив» — страшно делается: до того у них смещённые понятия обо всём на свете. Не только о плохом и хорошем, но о многих менее фундаментальных категориях тоже.

Та же Мокрицкая в качестве условных стилистических прототипов своего продукта называла «Чудака из 5-го «Б» и чуть ли не шахназаровского «Курьера».

Не то чтобы «Барышников» совсем рядом с ними не стоял, это кино не такое уж и плохое, как могло быть, более того, оно даже по-своему обаятельное, но то обаяние «Ералаша», на котором полнометражный фильм строиться не должен.

А режиссёр из кожи вон лезет, чтобы картина нравилась и нравилась, и подставляет тем самым юных актёров, не предлагая им ничего, кроме ералашной эстетики, где всё напоказ, всё немного чересчур.

«Ералаш» состоит из трёхминутных роликов, там нарочитость уместна. История же еврейского мальчика Бори Фишкина длится много дольше.

В 1986 году Фишкин мечтает о «свободе и мясе», поскольку в СССР нет ни того ни другого. Он учится в хореографическом училище, в свободное время меняет у иностранцев флаги и ремни на валюту и жвачки, а благодаря подаренной одним из маминых ухажёров кассете с записью танцев Барышникова (по-моему, это были кадры из «Юноши и смерти») считает, что сбежавший в Америку Барышников и есть его настоящий отец.

Я не жду от фильма, тем более от жанрового, того, что называется «достоверность», к тому же что касается быта — «Барышников» достаточно «достоверный»: очереди за мясом, инвалиды-афганцы, Горбачёв по телевизору...

Одного не понимаю: Боря Фишкин — не трёхлетний ребёнок, он подросток, который, в общем, много чего про эту жизнь знает.

Мама у него, которую играет Анна Михалкова, — шлюшка; бабушка и дедушка — семейная пара с ярко выраженным еврейским колоритом, стало быть, это родители отца, сидящего в тюрьме за валютные операции.

Если бы как-то оговаривалось, что парень осознанно придумывает себе мифологическую генеалогию, чтобы уйти от реальности, — тогда ладно, но он как будто и впрямь верит, что при маме-Михалковой, дедушке-Рутберге и фамилии Фишкин его папой может быть Барышников.

Так он дебил или как? Если дебил — неинтересно, если не дебил — непонятно, как умный еврейский мальчик способен до такой степени заблуждаться.

И всё бы ничего, если бы не пресловутый «позитивный» настрой. По ходу фильма он сводится к тому, что вместо смакования «свинцовых мерзостей жизни», характерных для кино второй половины 80-х, он эти мерзости обозначает, но приглаживает.

Особенно забавно выходит с буднями московского хореографического училища и его начальствующими особами — персонажем Сергея Сосновского и суровой дамой, чьим прототипом, сознательно или нет, можно считать Софью Головкину.

«Позитивный» финал — это факт: вернулся с зоны настоящий папа-валютчик, а сына выгнали из училища за фарцовку.

Оказалось, что всё к лучшему: и что папа таки не Барышников, а уголовник, и что заниматься еврею надо не балетом, а финансами. Мальчик пошёл в экономисты, его корпорация «Новые люди» стала спонсором Большого театра, и однажды на приёме в Нью-Йорке он встретил Барышникова, но подходить к нему не стал — незачем.

Да и в самом деле — на фига нам Барышников, когда и без него столько позитива.

«Упражнения в прекрасном», реж. Виктор Шамиров


Фильмы, сделанные на основе эстрадных спектаклей, формат далеко не новый; можно перечислить массу имён и названий, от Аркадия Райкина до «Квартета И», «экранизировавших» чуть ли не весь свой активный репертуар.

Но ни в одном из упомянутых случаев кинематографисты не ставили перед собой задачи сделать именно «кино». Шамиров же в «Упражнениях» стремится не только перевести сценическое сочинение на экран, дабы расширить аудиторию и, давайте прямо скажем, заработать, но, похоже, старается создать и нечто самодостаточное.

«Упражнения в прекрасном», приведённые к формату полного метра, вызывают недоумение. Актёры в нём задействованы те же (за исключением исполнительницы единственной в спектакле и главной в фильме женской роли — Анну Островскую в фильме заменила Ксения Радченко), и почти тот же, с некоторыми добавками, купюрами и вариациями, набор сценок.

Формально фильм тоже делится на 11 сцен, отбивающихся заставками с виньетками и прочими графическими изысками, хотя это деление абсолютно условно.

В финале, правда, вместо развёрнутого эпизода из вымышленной пьесы «Трактат о прекрасном», персонажи просто появляются в костюмах XVIII века на перроне вокзала — и это прекрасно, потому что финал спектакля в своё время показался мне совершенно невыносимым.

Но уходя от «эстрадной» природы первоисточника в сторону чисто кинематографической выразительности, Шамиров так никуда и не дошёл, застрял по дороге.

В спектакле было много конкретики, в том числе географической: гастрольный маршрут персонажей начинался на Курском вокзале, добирались они до Самары, а в Тольятти уже не попадали. И самым лично для меня замечательным эпизодом был, понятное дело, ульяновский (сами-то мы не местные).

В фильме от этой конкретики остался только Курский вокзал, всё ж остальное — безликая условно-обобщённая провинция.

Отдельные моменты, правда, удались. Например, сцена, где Калинин, персонаж Гоши Куценко, пьёт с местечковым князьком-бизнесменом-бандитом и вынужден спасаться от него бегством.

Вася — Константин Юшкевич рубится в компьютерную игру. А вальяжно-манерный и вечно печальный Алик Свенцицкий в исполнении самого автора-режиссёра Шамирова слушает «Изгиб гитары жёлтой» за столом со своими бывшими однокашниками по саратовскому училищу. Им повезло в жизни меньше (ещё меньше), чем ему, но они на доступном им уровне тоже «умеют нести свой крест и веруют».

Но в целом философско-элегические ноты, отрешённо-печальный взгляд и лирические интонации не украшают фильм. А попутно ещё и «утяжеляют» действие, лишают его динамики, внутренней энергии, для кино куда более важной, чем для театра, где играть на перепадах ритма проще.

И чем больше фильм Шамирова стремится к «кино», тем менее он интересен. Вот спектакль-прародитель не стремится же непременно быть «театром», но лишь игрой в театр, рефлексией на тему того, что такое театр и каково в нём жить, — ну так и не надо, и без того всё прекрасно.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Как вымышленные персонажи стали символами реальных протестов

С экранов в современную реальность

Джокер и Гай Фокс могут встретиться не только на косплей-вечеринке, но и на протесте! Рассказываем, как герои киноиндустрии превращались в главные знаки протестных акций.

30.11.2019 19:00, Павел Новиков, tvkinoradio.ru


Свобода и смысл жизни: наследие Сартра

15 величайших фильмов

В начале 20-го века в Западной Европе, особенно во Франции, обрёл популярность новый жанр литературы. Такие писатели, как Жан-Поль Сартр и Альбер Камю начали писать о человеческом существовании и его кризисе, назвав это экзистенциализмом, философской теорией, в которой подчеркивается существование человека, определяющего своё собственное развитие и судьбу.

23.11.2019 19:00, cameralabs.org



Знаменитые советские актеры, которые умерли в нищете

Как спуститься с небес на землю

Даже самые яркие звезды гаснут. И здесь можно провести параллели со знаменитыми советскими актерами, которые блистали на экране, сыграли множество ярких ролей в кино, были любимы зрителями, но провели свои последние дни в нищете и умерли в забвении. Как же так получилось?

17.11.2019 19:00, Гузель Гайнитдинова, moiarussia.ru


Как это снято: «Девчата»

История легендарного советского фильма

Рассказываем, как снимался один из самых популярных советских фильмов, не теряющий своего шарма до сих пор. Комедия Юрия Чулюкина «Девчата» могла стать одной из многих производственных мелодрам в стиле соцреализма, но превратилась в нечто большее.

16.11.2019 19:00, Роман Сорокин, tvkinoradio.ru


Со страниц произведений в визуальный мир

6 лучших зарубежных экранизаций отечественной классики

Авторский взгляд, попытки переосмыслить известные сюжеты и бережное отношение к источнику: вспоминаем шесть зарубежных фильмов по русской литературе, которые прошли проверку временем.

10.11.2019 19:00, Павел Новиков, tvkinoradio.ru


Убийство и психоделика

11 крутых фильмов от датского кинорежиссёра Николаса Виндинга Рефна

«Мне всегда нравились персонажи, которые под давлением обстоятельств должны трансформироваться, и в итоге неизбежно становятся теми, кем они должны стать», — говорит Рефн. Николас Виндинг Рефн — один из самых влиятельных режиссёров нынешнего поколения с уникальным стилем. Его фильмы сочетают напряжённость, захватывающий сюжет, акты жестокости и красочность с сюрреалистическим, артхаусным акцентом. Несмотря на то, что насилие стало неотъемлемой составляющей киновселенной Рефна, оно не разыгрывается хаотично или необоснованно. За ним всегда стоят оправдательные мотивы.

09.11.2019 19:00, cameralabs.org


«Джокер»: без любви человек впадает в безумие

«За всю свою жизнь я не чувствовал себя счастливым ни единого дня», — говорит Артур Флек и вскоре перевоплощается в сумасшедшего Джокера. И в этом главное послание фильма

Новый фильм компании «Уорнер бразерс» «Джокер» бьет рекорды популярности. Прежний персонаж второго плана, тот злодей, который противостоял Бэтмену, выходит из тени и делает это не только благодаря блистательной захватывающей игре Хоакина Феникса (Joaquin Phoenix).

07.11.2019 19:00, Марта Бжезиньска-Валещик (Marta Brzezińska-Waleszczyk)


Обратная сторона славы Вероники Лейк

Что скрывалось за фасадом благополучия ярчайшей звезды Голливуда

Вероника Лейк была одной из легенд Голливуда 1940-х гг. — она не только стала звездой экрана, но и ввела в моду стиль «пикабу» (длинные волнистые волосы, прикрывающие один глаз), которому позже подражали многие голливудские знаменитости. Однако вторая половина жизни актрисы стала расплатой за успех первой, а последние годы были по-настоящему страшными. Почему правительство США просило Веронику Лейк изменить прическу, из-за чего режиссеры отказывались с ней работать, и как она оказалась на краю пропасти, в полном одиночестве и нищете — далее в обзоре.

03.11.2019 19:00, kulturologia.ru


Сладкая жизнь, или все гениальное просто

15 величайших фильмов, получивших «Золотую пальмовую ветвь»

«Золотая пальмовая ветвь» — одна из престижнейших кинопремий в мире. За время существования Каннского кинофестиваля за его главную награду состязались лучшие картины уже прославленных и лишь начинающих кинорежиссёров. Не всегда киноманы разделяли мнение жюри, но мы отобрали 15 фильмов-победителей, которые стали хитами и у зрителей, а не только у критиков и судей.

02.11.2019 19:00, cameralabs.org






 

Новости

Умер художественный руководитель Ленкома Марк Захаров
Умер художественный руководитель московского театра Ленком, народный артист СССР Марк Захаров.
«Викимедиа РУ» подготовила рекомендации по «Открытому наследию»
В рамках проекта «Открытое наследие», выполняемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, в 2018—2019 годах НП «Викимедиа РУ» совместно с Ассоциацией интернет-издателей проведено исследование причин, препятствующих публикации в открытом доступе культурного наследия России.
Подведены итоги второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019»
Подведены итоги и награждены победители и призёры второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019», проходившего с 1 июня по 14 июля 2019 года. Призовой фонд мероприятия, проводившегося некоммерческим партнёрством «Викимедия РУ» в рамках проекта Ресурсный центр «Открытое наследие» за счёт средств гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, составил 201 000 рублей.
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» про писателя Владимира Сорокина
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» — о русском писателе, драматурге и художнике Владимире Сорокине. Картина появится в прокате с 12 сентября.
Ресурсный центр «Открытое наследие» в Анапе
1 августа 2019 года в стенах Центральной библиотеки города Анапа прошла презентация ресурсного центра «Открытое наследие» для представителей библиотечного сообщества муниципального образования города-курорта Анапа. Пред представителями 29 филиалов Централизованной библиотечной системы выступили представители НП Викимедиа РУ Станислав Александрович Козловский и Дмитрий Александрович Жуков.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.