Подписаться на обновления
21 февраляЧетверг

usd цб 65.8568

eur цб 74.6816

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  воскресенье, 19 сентября 2010 года, 09:06

Максим Венгеров: «С чего начинается музыка?»
Лауреат «Гремми», известный скрипач и дирижёр объясняет, из чего состоит интерпретация, а также почему он выступает вместе с РНО


Максим Венгеров // РИА Новости
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Насколько мешают дирижёру и оркестрантам невыключенные мобильники или когда хлопают между частями? Музыка отгораживает от действительности или же, напротив, приближает к ней? С чего (и как) начинается интерпретация?

Известный скрипач и дирижёр Максим Венгеров дирижировал Российским национальным оркестром на егоВтором Большом фестивале, посвящённом двадцатилетию оркестра.

Вместе с американской сопрано Лорой Клейкомб оркестр исполнил Концерт для голоса с оркестром Р. Глиэра и «Картинки с выставки» М. Мусоргского.

Перед концертом Максим Венгеров рассказал нашему корреспонденту о своих дирижёрских техниках и о том, какие этапы проходит интерпретация классических произведений.

— Народная молва считает, что дирижёры живут особенно долго. Как вы думаете, почему?
— Разве инструменталисты живут меньше? Святослав Рихтер прожил 83 года, Иегуди Менухин — 84 года, Яша Хейфец и Владимир Горовиц — по 86.

Музыканты, занимающиеся не только своим инструментом, но и интеллектуальным осмыслением музыки, живут богаче и интереснее. Те, кому удаётся выйти за границы скрипки (как Спиваков), рояля (как Плетнёв) или виолончели (как Ростропович), и начинающие дирижировать необозримо расширяют поле своей деятельности: дирижирование — это уже даже не другая планета, но иная галактика. Хочется много успеть сделать и потому подольше пожить. А когда человек хочет жить, он имеет больше шансов на продолжительность жизни.

— Моя мама, например, считает, что музыканты живут долго из-за того, что они машут руками (как скрипачи или дирижёры) и постоянно находятся в движении…
— Ну, мы же не фехтованием занимаемся. И не боксом. Наш труд не столько физический, сколько интеллектуальный. В движениях рук даже видимости особого физического труда быть не должно.

— Насколько планета (ну или галактика) дирижирования отличается от планетной системы сольного исполнительства?
— Как минимум раз в сто больше. А может быть, и в тысячу. Ведь помимо симфонического репертуара есть ещё камерный, ансамблевый и оперный.

Профессия дирижёра достаточно объёмна и включает в себя массу дисциплин, а также владение различными жанрами и стилями, возможно, именно поэтому многие инструменталисты обращаются к этому виду музицирования, достигнув пределов в своих локальных областях.

— Какие жанры и эпохи ближе лично вам?
— Мне близка и интересна любая музыка, начиная от Баха и Моцарта (особенно Моцарта!) и вплоть до Прокофьева и Шостаковича, не исключая, например, Чайковского.

Если говорить о зарубежных классиках, то это прежде всего Малер и Брукнер. Брамс. Шуберт. Конечно же, Бетховен. В силу того что я начал играть весьма рано, мне удалось стать универсальным исполнителем.

Моё развитие концертирующего скрипача происходило очень быстро.

Я исполнял и барокко, и камерные ансамбли, играл на скрипке и на альте, занимался педагогикой, первые дирижёрские пробы осуществил в 26 лет, затем экспериментировал с другими видами музыки (пробовал электрическую скрипку), подходя ко всему (стараясь подходить) с максимальным профессионализмом: всё, что я выношу на сцену, должно быть как минимум на уровне моей скрипичной игры.

Самым большим моим критиком являюсь я сам. Поэтому я никогда не запирал себя в какой-то отдельной комнате под названием «Моцарт» или под названием «Чайковский»…

— Вы сказали об интеллектуальной составляющей дирижёрской профессии. В чём она заключается?
— В первую очередь, это разметка партитуры. В идеале дирижёр должен знать партитуру так, чтобы уметь её записать, точно он и есть её сочинитель.

Во-вторых, это выстраивание стратегии исполнения, особенностей интерпретации — когда сегодня это одна трактовка, а завтра — другая, хотя на время концерта он должен быть полностью убеждён: сегодня произведение можно играть только так и никак иначе.

И если в тебе эта уверенность существует, музыканты обязательно пойдут за тобой.

— С чего начинается интерпретация?
— С чего начинается музыка? Я не отношу себя к музыкантам-пуристам, которые должны играть всё так, как написано в партитуре, до самой последней точки.

Все эти точки и знаки, написанные композитором, суть идеи, им исполнителю переданной, а музыкант имеет полное право трактовать их точно так же, как пастор в церкви трактует слово Божье.

Мы берём партитуру и начинаем её читать; мы узнаём, что об этом опусе говорят другие, как они его интерпретировали…

— …в процессе работы над партитурой вы слушаете чужие интерпретации?
— С удовольствием. Существует ведь три этапа работы над каждым конкретным произведением.

Второй фестиваль РНО под руководством Михаила Плетнёва миновал половину пути, и самые интригующие концерты в Зале Чайковского уже состоялись. Не всё получилось (соединение музыки и танца на открытии фестиваля), однако уровень исполнения, заданный коллективом, настолько высок, что его сложно будет переплюнуть. Вчера РНО давал Третью симфонию Сергея Прокофьева и лауреатов ютьюбовского конкурса современных композиторов (ими продирижировал Теодор Курентзис), однако главным художественным событием фестиваля стала опера Дж. Россини «Золушка», исполненная Михаилом Плетнёвым с участием группы итальянских и российских певцов и Академического русского хора им. Свешникова (худрук Борис Тевлин).

Первый этап, вне зависимости от того, знаю я это произведение или нет, требует исполнения «как в первый раз». Даже если я и знаю его досконально.

Нужно браться за партитуру так, точно ты и есть её автор, заново её воссоздающий, доведя прочтение до состояния чёткого соответствия текущему моменту (понимания).

Затем, когда моя личная трактовка уже готова, начинается второй этап репетиций, на котором можно себе позволить послушать записи великих мастеров прошлого.

Я сравниваю своё исполнение с вариантами предшественников, для того чтобы понять, где, в каких моментах я попал в яблочко, а где, возможно, существует иное решение, ну, скажем, темпов.

Формируя своё мнение об интерпретации, всегда интересно сравнить своё прочтение с другим...

Третий этап работы с опусом происходит уже непосредственно на сцене, когда всё звучит и выглядит, точнее может звучать и выглядеть совершенно иначе, по-другому: именно на сцене открываются новые горизонты интерпретации, а порой именно здесь возникает иной путь твоего понимания материала (я называю этот момент индивидуальным ростом).

Без сцены индивидуального роста музыканта не бывает.

— Как вы понимаете, что всё задуманное воплотилось именно так, как вы запланировали?
— Периодически у меня бывают такие моменты, когда я понимаю, что сегодня сыгранное звучало идеально. Но это идеально имеет именно что сегодняшний, то есть ситуационный, смысл.

Бывают моменты, когда ты превосходишь самого себя. Хотя это практически невозможно и ты просто зашёл на какой-то свой уровень, на высшую ступень своего нынешнего развития, долго оставаться на которой нельзя. После взятия очередной вершины следует слегка спуститься и оглядеться по сторонам, для того чтобы понять, куда двигаться дальше и как забраться ещё выше.

Если же всё время идти по возрастающей, только вверх и вверх, судьба сама тебя затем столкнёт вниз. А падать с самого верха вниз особенно больно и опасно.

Поэтому после каждого концерта нужно иметь некоторое время (хотя бы один час) для того, чтобы отойти и расслабиться, чтобы оценить исполняемое произведение заново, свежим взглядом.

Профессионализм и особое мастерство заключается ещё и в том, что ты должен восстанавливаться за весьма небольшие промежутки времени. И если тебе это подвластно, ты всё время остаёшься со свежим восприятием, которое затем можно передать оркестрантам.

— Бывало ли так, что у вас есть какие-то дебютные интерпретационные идеи, а оркестр своим состоянием и особенностями своего исполнения подсказывает вам какие-то иные пути прочтения?
— Такое случалось, когда я выступал как солист, как скрипач. Но когда ты дирижируешь оркестром…

Разумеется, в нашей работе сильно влияние человеческого фактора. Следует учитывать, что каждый музыкант — личность и у него есть своя (в том числе и музыкальная) индивидуальность.

Но дирижёр для того и стоит на подиуме, чтобы воплотить общую интерпретацию, оптимальную на сегодняшний день, тот взгляд на эту конкретную музыку, который считает нужным. Музыканты должны идти за дирижёром, обладающим авторитетом для того, чтобы не просто заставить оркестрантов соответствовать собственной трактовке, но воодушевить, зажечь их на правильное с его точки зрения исполнение.

Коллективное исполнение — всегда гибкий процесс: буквально один музыкант сыграл как-то иначе, и всё вдруг переменилось. Заиграло новыми красками. Подобная гибкость воодушевляет.

— А насколько мешают невыключенные мобильные телефоны? Или когда хлопают между частями?
— У меня с этим нет никаких проблем. Возможно, мне повезло: в новосибирском детстве своём я рос в шумной квартире, окна которой выходили на большую магистраль, по которой постоянно пыхтели грузовики… А я постоянно пребывал в своём собственном мире, ходил на репетиции маминого хора и папиного оркестра, напевая мелодии, слышанные накануне.

Я вырос в шуме, которого не слышал, ибо слышал только то, что мне хотелось услышать. Поэтому, когда в зале кто-то кашляет, как если он только что из больницы, или пиликают звонки мобильников, я их не слышу. И это, как мне кажется, лишний раз помогает оркестрантам сконцентрироваться: если музыканты видят, что дирижёр не отвлекается на лишние звуки, что он их просто не слышит, то начинают играть ещё лучше.

Дирижёр должен быть для них главным примером. Мы коллеги, но, первый среди равных, дирижёр должен вести музыкантов-единомышленников за собой.

— Месседж, передаваемый музыкантами со сцены с помощью музыки, может быть хотя бы относительно объективным или же каждый из нас слышит только то, что способен услышать?
— Музыка неоднозначна, и каждый воспринимает её по-своему. В силу особенностей собственного восприятия и собственной чувствительности.

Наша задача — передать смысл произведения, энергетику композитора, попытаться донести до слушателя эпоху, в которую оно было написано.

И если это сочинение, ну, например, Моцарта, то важно играть его так, будто бы Моцарт написал его накануне концерта; вчера он его написал, а сегодня премьера и мы его исполняем первый раз.

Перевоплощение в композитора — важный фактор потенциального успеха и одна из главных задач дирижёра.

— Вы перевоплощаетесь в него по системе Станиславского?
— Иногда это школа переживания по Станиславскому, в другой раз — отстранение по Брехту, зависит от музыки. Иногда перевоплощение идёт изнутри, точно дух исполняемой музыки поселяется во мне и воспроизводится едва ли не произвольно.

Другое дело, что этот процесс следует форсировать, думая о том, что ты делаешь и как исполняешь. Иначе останутся одни голые ноты, даже если правильно, чисто и красиво исполненные. Но не будет музыки.

— Музыка отгораживает вас от действительности или же, напротив, приближает к ней?
— И то и другое. Музыканты — счастливые люди, обладающие универсальным, как эсперанто, языком, который все понимают и который отменяет любые барьеры. В том числе и в восприятии действительности.

Российский национальный оркестр (РНО) под руководством Михаила Плетнёва — лучший на сегодняшний день московский симфонический коллектив. Это очень легко доказала разнообразная, исполненная в самых разных жанрах семидневная программа. Да-да, каждый вечер целую неделю музыканты РНО и приглашённые с помощью Фонда Михаила Прохорова солисты выказывали в Большом театре замечательный, нерядовой уровень исполнения. Притом что Михаил Плетнёв, художественный руководитель и оркестра, и фестиваля, предложил сложную программу — от исполнения симфоний до оперы и балета. А пятничный вечер был полностью отдан оригинальной композиции по «Пер Гюнту» Г. Ибсена и Э. Грига.

Отвечу чуть шире. Музыка — весьма сильное средство передачи энергетики и соединения с другими людьми. И мне это кажется крайне важным.

Уже довольно долго, с 1997 года, я являюсь послом доброй воли ЮНИСЕФ. Одна из первых моих поездок в этом качестве была в Уганду, где я играл для детей, травмированных и морально, и физически.

Эти дети уже успели послужить в армии и побывать на войне. Их заставляли убивать себе подобных… Помню, шёл к ним и думал: «О чём же мне следует с ними разговаривать?»

И кто-то мне сказал, что, мол, с ними и не нужно разговаривать, человеческого языка они не понимают, будто бы не слышат. Хотя и говорят по-английски сами. Им нужно просто сыграть, только тогда и наладится контакт…

Так и вышло: я начал играть, они сразу заинтересовались, один мальчишка похвастался, что у него есть «один палка, два струна», и вместе с ним мы начали импровизировать… Тогда какая-то девочка встала и начала под нашу импровизацию танцевать. После этого началось всеобщее веселье. Так музыка помогает налаживать не только мир и наводить контакты с людьми, но и пробираться в суть этого мира.

— Ваше участие во втором фестивале РНО не было заявлено изначально. Тем не менее вы нашли возможность приехать в Москву, чтобы исполнить концерт Р. Глиэра и «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Почему?
— Действительно, выступление на фестивале РНО вышло для меня неожиданным: мой коллега, замечательный музыкант Николай Цнайдер, просто не смог приехать.

И когда мне позвонили из РНО, я тут же с радостью согласился выступить в Москве, изменив свои планы, потому что очень уважаю маэстро Плетнёва и снимаю перед ним шляпу. Я очень уважаю и его, и коллектив Российского национального, давно с ними сотрудничаю — начинал я его ещё как скрипач, выступив с РНО впервые, кажется, ещё в 2005-м.

У нас тогда был совместный тур по Германии, прошедший с большим успехом, а сейчас я чувствую, насколько хорошо мы понимаем друг друга, — это я прежде всего об оркестрантах говорю.

Я очень рад принять участие в фестивале РНО, для меня это большая честь. Я в восторге (и просто поражён) от того, как маэстро Плетнёв провёл концертное исполнение «Золушки» Россини здесь же, в Зале Чайковского. Феноменальное исполнение.

И я очень горд, что в Москве проходят такие фестивали и случаются такие незаурядные музыкальные события. Рад служить этому высокому искусству, быть частью этого процесса.

Беседовал Дмитрий Бавильский




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Царь Борис

К юбилею пианиста Бориса Березовского

4 января пианисту Борису Березовскому исполняется 50 лет. Юбилей — повод написать портрет всемирно известного музыканта и сказать ему добрые слова от лица коллег, родных и поклонников. От имени последних я и пишу.

04.01.2019 17:01, Лилия Ященко


Дыхание дерева

Звуковые ландшафты саунд-арта

Историк звукового искусства Константин Дудаков-Кашуро рассматривает способы взаимодействия саунд-художников с миром природы: как они прислушиваются к взмахам крыльев бабочки, падающим снежинкам и пению разрезанных пополам древних валунов.

04.12.2018 13:00, Константин Дудаков-Кашуро, iskusstvo-info.ru


«Люди стояли под дождем и слушали музыку»

В Татарстане завершился фестиваль пианиста Бориса Березовского «Летние вечера в Елабуге»

Выдающийся пианист современности так скромен, что не скажет о себе: «Я провёл грандиозный, незабываемый фестиваль, аналога которому нет в России». Впечатлениями поделились звёздные участники форума, который за четыре дня, с 12 по 15 июля, посетили более 40 000 зрителей.

24.07.2018 19:00, Лилия Ященко


30 лет Камерному оркестру Игоря Лермана

Игорь Лерман: «Власти города считали, что слово «камерный» пришло из уголовного мира»

Поводом для интервью стал предстоящий с 12 по 16 июля фестиваль «Летние вечера в Елабуге», где главными героями будут пианист Борис Березовский и Камерный оркестр Игоря Лермана, отмечающий в 2018 году 30-летие.

15.06.2018 20:00, Лилия Ященко


За флажки

Семидесятые годы были не только удивительно спокойным десятилетием в русской истории ХХ века — это было время убожества и скудости. Высоцкий выламывался из него, стоял поперек. Два «мерседеса» и жена-француженка так же возмутительны, как недельные запои, заграничные диски, готовность качать права и дать в морду.

08.02.2018 16:00, Сергей Кузнецов


Возвращение «Возвращения»

XXI фестиваль камерной музыки «Возвращение», Рахманиновский и Малый залы Московской консерватории, 9 – 15 января 2018 года

Фестиваль камерной музыки «Возвращение», недавно прошедший уже в двадцать первый раз, без сомнений можно назвать одной из добрых московских музыкальных традиций. Цикл из четырёх концертов, раз за разом «возвращающийся» в столицу, несомненно, получил признание у слушателей — билеты раскупаются за несколько месяцев до начала фестиваля, залы на самих концертах переполнены.

28.01.2018 16:00, Артем Пудов


Унесённые ветром революции…

Концерт Бориса Березовского

В ушедшем 2017 году многие концерты были посвящены 100-летию Октябрьской революции. Не стал исключением и клавирабенд Бориса Березовского: пианист преподнёс публике программу поистине аристократическую.

05.01.2018 16:00, Лилия Ященко


Оркестр с молодёжным задором

Московский молодёжный камерный оркестр успешно выступил на фестивале во Франции

Париж перед Рождеством сказочно прекрасен! Именно таким, волшебным и сверкающим, его увидели юные оркестранты Московского молодёжного камерного оркестра, прекрасно выступившие на фестивале «Артистические семьи и династии» / Lignée d'Artistes, который вот уже пятый год подряд проходит в городке Таверни, что в 22 километрах от Парижа.

30.12.2017 16:00, Лилия Ященко


Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

26.11.2017 14:54


«Грезы любви»

Ноктюрн Ференца Листа, посвященный Каролине Витгенштейн

В феврале 1847 года Ференц Лист, знаменитый во всей Европе 36-летний пианист-виртуоз и композитор, давал концерты в Киеве. Одной из слушательниц на концерте в зале Киевского университета св. Владимира была Каролина Петровна Витгенштейн. 28-летняя женщина была женой князя Николая Сайн-Витгенштейна, однако брак этот был неудачным, и после рождения дочери Марии супруги уже несколько лет жили врозь.

08.11.2017 19:00, izbrannoe.com






 

Новости

Умер актер Сергей Юрский
В Москве в возрасте 83 лет скончался народный артист России Сергей Юрский, сообщила пресс-служба Театра имени Моссовета.
Умер рэпер Децл
Умер рэпер Кирилл Толмацкий, выступавший под псевдонимом Децл. Об этом в фейсбуке написал его отец Александр Толмацкий. Децлу было 35 лет.
НП «Викимедиа РУ» подготовило исследование «Культурное наследие и общественное достояние
В исследовании НП «Викимедиа РУ» «Культурное наследие и общественное достояние: Произведения литературы, науки и искусства, переходящие в Российской Федерации в режим общественного достояния с 1 января 2019 года» описаны ключевые статьи законодательства в области авторского права, которые регламентируют переход произведений в общественное достояние, а также указаны особенности, из-за которых значимые произведения советской эпохи до сих пор остаются охраняемыми.
Список дня: 13 рождественских фильмов для тех, кто ненавидит рождественские фильмы
Издание IndieWire составило список из 13 рождественских фильмов для тех, кто ненавидит классические рождественские фильмы. «Мы позаботились о тех, кому нужна другая атмосфера, чтобы проникнуться духом праздника», — пишут критики.
Космическое Рождество с Doping-Pong в Санкт-Петербурге
Cosmic Christmas — именно так назывался таинственный трек самого психоделического альбома группы Rolling Stones, вышедшего зимой 1967 года. И космического новогоднего праздника желает арт-группа Doping-Pong своей публике, которая придет на их выставку в Санкт-Петербурге на рождественских каникулах. На втором этаже Планетария № 1, расположенного в круглой башне из красного кирпича, в старинном здании крупнейшего газгольдера России на Набережной Обводного канала, д. 74, лит. Ц, арт-группа Doping-Pong открыла персональную выставку, посвящённую космосу, которая продлится до 20 января 2019 года.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.