Подписаться на обновления
14 июляВторник

usd цб 70.7479

eur цб 80.0937

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  суббота, 14 марта 2009 года, 09:30

Максим Никулин: «Цирк — честное место»
Директор цирка считает, что плохой чиновник страшнее кризиса


Максим Никулин // Фото: Юлия Бурмистрова
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Максим Никулин по образованию журналист, а по происхождению — цирковой. Вот уже двенадцать лет он возглавляет Цирк Никулина на Цветном бульваре, названый так в честь его отца — клоуна, артиста и режиссера Юрия Никулина. И хотя Максим Никулин хороший бизнесмен, сумевший превратить цирк в доходную, самостоятельную организацию, цирк для него не просто место работы.

Максим Никулин по образованию журналист, а по происхождению — цирковой. Вот уже двенадцать лет, как он возглавляет Цирк Никулина на Цветном бульваре, названый так в честь его отца — клоуна, артиста и режиссера Юрия Никулина. И хотя Максим Никулин хороший бизнесмен, сумевший превратить цирк в доходную, самостоятельную организацию, цирк для него не просто место работы.

— Как в условиях экономического кризиса чувствует себя современный цирк?
— Здесь, в цирке, совершенно другая экономика. Кризис для нас начинается тогда, когда в зале нет зрителей. Да, стало немного сложнее, потому что растут цены, вырастают затраты. Но на представлениях по-прежнему две тысячи человек. Сейчас проходил через главный вход — стоит очередь в кассу.

В 90-х, во время приснопамятного дефолта, цирк не испытывал больших сложностей. Разумеется, мы ощутили небольшой зрительский спад, но не потому, что у людей не было денег на билет. Просто навалилось много проблем, сложностей, люди были озабочены другим и не могли себе позволить отвлечься, куда-то пойти отдохнуть.

Обычные люди открывают для себя цирк дважды — в детстве и когда обзаводятся собственными детьми. Находясь за кругом арены, они смеются над клоуном, восхищаются воздушными гимнастами, удивляются умению зверей вытворять «нечеловеческое». Но они не знают, каким трудом это дается и что происходит за кулисами цирка.

Конечно, я слышу, читаю — везде сокращения, люди теряют работу. Я не экономист. Но у меня есть убежденность в том, что всё это не просто так. Это не кризис, а передел, перераспределение финансовых потоков. А для кого-то хороший повод сбросить балласт. Ведь просто так человека уволить невозможно, а тут кризис — и работает половина штата. За те же деньги.

Я езжу по Москве, хожу по магазинам и не вижу спада потребительского спроса. А ведь я хожу не в самые дешевые магазины. Вернулся недавно из Парижа, там тоже все кричат про кризис. Но дорогие курорты забиты, очередь на распродажу, как в Мавзолей в давние времена. Можно говорить о спаде, но у меня есть подозрение, что тут что-то искусственное.

— Цирк сейчас не так заметен — про него не говорят на каждом углу, не обсуждают. Это потому, что цирк практически не показывают по телевизору?
— Да, в отличие от прошлых лет сейчас цирк не избалован вниманием телевидения. Сегодня вспоминают Шевченко, Запашных, Маргариту Назарову. Тогда цирк раскручивался и был одной из трех экспортных составляющих, на которых мы доказывали преимущество социалистической системы перед всеми остальными.

Было три экспортных кита — спорт, Большой театр и цирк. В спорте должны были бегать быстрее всех и прыгать дальше всех, потому что коммунизм. Большой театр и цирк, помимо идеологической составляющей, приносили огромные валютные средства в казну. Один только цирк на гастрольные отчисления содержал весь Госконцерт. А ведь были еще Большой театр, Игорь Моисеев.

Государство получало очень хорошие деньги. Артистам, правда, платили копейки — мой отец, народный артист, в Америке получал 7,5 доллара за спектакль, а надо было еще что-то покушать. Экономическая часть поменялась, но на этом можно зарабатывать и сейчас. Это чистый бизнес.

Раньше артистов пиарили, видя в этом выгоду, сегодня реклама — это большие деньги. Государство пиаром не занимается, а у нас нет для этого бюджета. Была организация «Группа пропаганды советского циркового искусства», был журнал «Советская эстрада и цирк», снимались художественные фильмы, передачи о династиях, знаменитых артистах, «Голубые огоньки», посвященные цирку.

Меня часто спрашивают, есть ли сейчас такие же звезды, как тогда. Я отвечаю — есть. И лучше, и сильней, просто про них никто не знает, про них не рассказывают.

— Я не интересуюсь поп-музыкой, но оно в уши залезет, в глаза прыгнет, и, кажется, там есть жизнь.
— Там не жизнь, там другие деньги. Но, может, и хорошо, что цирк не лезет в уши и глаза, потому что затошнило бы. Кстати, это одна из составляющих того, почему люди ходят в цирк.

Всегда есть дефицит честности, откровенности, бескорыстности. Люди устали от фонограмм, фотошопов, спецэффектов, от того, что все ненастоящее, пластмассовое, от фабрики звезд. А в цирке все в реальном времени и на ваших глазах. Нельзя под фонограмму пройти по канату или скрутить сальто-мортале. Цирк очень честное место. Даже в театре играют в чужую жизнь. В том нет фальши — играть чужую жизнь, но в цирке рискуют своей.

Потом психологический момент. Все хотят видеть себя красивее, сильнее, стройнее. В цирке есть с кого брать пример. Тут нет наркомании, алкоголизма, предательства. Это не монтируется с образом жизни и профессией.

Мы как-то работали с Пресняковым-старшим. Он написал прекрасную музыку для нашего детского спектакля. Выпивая после премьеры, он сказал тост: «Я впервые ощутил смысл растиражированной формулировки — «живут одной семьей». Я всю жизнь на эстраде, там тоже одна семья, только она называется по-другому — мафия». Вот вам эстрада и цирк.

— Современному цирку лучше быть государственным или самостоятельным — получать, распределять, крутиться?
— Конечно, самостоятельным. Свобода дорогого стоит. Я не хочу никого обвинять, но сегодняшняя госструктура не работает. Она не изменилась с советских времен, а так быть не должно. Изменились все условия — экономические, политические, географические. Нужна новая структура, эта не работает.

И вот вам пример, который с точки зрения государства неправильный. Осуществлять цирковую составляющую в 2010 году во Франции, где будет проходить Год России, поручили не частной компании, а нашей. Потому что государственная ничего не сделает. С политической точки зрения — это неправильно.

— Самостоятельному цирку нужна господдержка?
— Обязательно. Но на творческой фазе, в создании номеров. Сейчас государство вкладывает в цирковые компании. Они должны искать таланты, приглашать композиторов, создавать номера. А что происходит? Латают дыры в цирках, которые разваливаются давно, выдают себе большую зарплату и прокатывают старые программы. Получается, государство спонсирует бизнес. Это не мои деньги, я не возражаю. Но это глупо, и с точки зрения творчества ничего не происходит.

Раньше Росгосцирк занимался хотя бы прокатом. Но зарубежная работа развалена окончательно. Никто не ездит, никуда наш цирк не берут, бренд потеряли. Я бьюсь шестой год, чтобы вернуться в Европу, но нас не пускают.

— Кто не пускает?
— Цирковой бизнес. Отпал сильный конкурент, и все страшно обрадовались. Зачем они будут сами себе портит рынок? Артистов берут охотно, нет такой мировой программы, в которой нет русских артистов. Без русских и китайцев в цирке обойтись нельзя. Мы по-прежнему самые сильные.

Сначала слышишь громкую, зазывную рекламу театрального блокбастера с уникальной машинерией и огромным бюджетом, а потом попадаешь на премьеру и видишь достаточно банальную традиционную версию одной из комедий Гоцци, решенную под цирк.

Но, когда я предлагал привезти программу целиком, мои зарубежные друзья говорили: «Ты больной? Нам же здесь жить. Ты привезешь своих монстров и убьешь нам весь рынок. Все поймут разницу и перестанут к нам ходить».

В 2010 году я повезу туда усиленную программу, и надеюсь, что смогу остаться в Европе с брендом российского цирка. Мы покажем два спектакля, один из которых — на открытии Года России, когда будет присутствовать Медведев и Саркози. Всего будет два концерта Гергиева и два наших представления.

Они так просто нас потом не выгонят. Да, будет война, никто рынок легко не отдаст. Никого, конечно, убивать не будут, но все по схеме — СЭС, пожарные и прочее.

Сейчас я представитель страны, поэтому со мной разговаривают в французском министерстве, а если б я сам пришел — никто не стал бы. Вот такая поддержка нужна от государства.

На меня обижаются, что я часть нашего рынка забрал в Японии. А что обижаться, если я его смог взять? Мы три года ездили говорить с японцами, никто другой не ездил, на что обижаться? Японцы привыкли к русскому цирку и теперь другого не хотят, они очень консервативны. Но мы три года их убеждали, показывали кассеты, общались, доказывали, что с нами можно работать. И это действительно так, потому что, когда чиновники, то много людей и бардак. А у меня два человека занимаются всем оформлением — визы, билеты, а что еще надо?

Когда меня спрашивают — трудно управлять цирком, я отвечаю — нет. Вот у меня швейцарские часы, я ими не управляю, они сами ходят, сами заводятся. Отлаженный механизм. Другое дело исследовательская работа, аналитическая, размышления о будущем, контакты, контракты.

— Каково творческое направление цирка?
— Мы определили, что уровень должен быть наравне с Большим театром по художественным достоинствам. Вы не увидите корявых артистов в нашем цирке. Если придет артист с уникальным номером, но работает коряво, я его не возьму. Сейчас публика другая. Важно не просто что-то, важно как. Важна эстетика. У меня все артисты посещают балетный класс, это написано в контракте. Сначала пришлось ломать — «я народный, как же так». А потом поняли, что для них же. Качество стоит денег, но без этого нельзя.

В Москве привыкли, что все роскошно — ах, декорации похожи на позапрошлый сезон! Поезжайте в Тверь, в Воронеж и скажите, какие там декорации.

Недавно спросили, почему мы не «продаем» трюк. Это когда объявляли — такой-то трюк, столько-то оборотов, никто в мире, и так далее. Артист выходит, с первого раза, конечно, не получается, а со второго народ визжит. Но это идет в разрез с нашей творческой политикой. Мы себя позиционируем как высокое искусство цирка. Представьте себе, в «Жизели» выходит человек и говорит — сейчас артистка исполнит столько-то фуэте.

Последняя программа идет вообще без объявления номеров. Нет такого артистичного человека, который бы вел программу, не ломая сам спектакль. Но выясняется, что сейчас это и не нужно. Все написано в программке. Ведь в театре не объявляют перед сценой фамилию артиста. Время другое. Были программы, оформленные под старый цирк, но это было сделано в рамках сюжета.

— Как обстоит дело с цирковой школой, остались ли мастера?
— Пока еще есть. Хуже с режиссерами. Для меня это странно — каждый год ГИТИС выпускает группу цирковых режиссеров. Куда они потом деваются?

— А почему режиссеры выпускаются в ГИТИСе, а не в цирковом училище? Они же должны рядом с артистами учиться.
— Насчет должны — вопрос не ко мне. Цирковое училище — странная структура, атавизм, оно вообще не относится к Министерству культуры или Росгосцирку.

— К кому тогда?
— К Министерству высшего и средне-специального образования. Отсюда и финансирование никакое. Там хороший директор, но без денег, на одной энергетике она ничего не сможет.

— Но ведь для работы в цирке необязательно заканчивать училище, особенно тем, кто родился и вырос тут.
— Три пути ведут в цирк.

Первый. Люди рождались в цирке, в опилках вырастали, и ничего другого не оставалось. Сегодня это тоже есть, но в меньшей степени. Молодежь хочет учиться. Сейчас больше возможностей и интересов.

Второй — это учебные заведения. Цирковое училище, народные цирки, кружки. В этом году мы будем восьмой раз проводить фестиваль, как раз для таких артистов, которые приезжают в Москву из мест, которые на карте найти невозможно. Среди них есть очень сильные артисты.

И третий путь — спорт. Он более жесток, чем цирк. Если в 16 лет результата не показываешь — не нужен. А у него ничего другого нет, даже образования фактически нет. Только определенные умения, которые можно попробовать применить в цирке. У нас в номерах работают чемпионы Европы и России.

Спорт даже по нагрузкам более грубый. Все направлено на результат. У нас же спектакль, тут не нужен рекорд, поэтому тут нет анаболиков, нет нервов. Но и срок жизни в профессии гораздо дольше, чем в спорте.

К нам пришел мальчик, которого выгнали из спорта за неперспективность. Мы его взяли, сделали номер — гимнаст на кольцах. Очень обаятельный парень, и номер отличный. Вдруг он приходит ко мне: «У меня проблема — ко мне обратились из олимпийской сборной, зовут обратно. Но у меня же контракт, вы деньги на меня тратили». Отпустил, и он стал единственным чемпионом мира на всю нашу сборную. Сафошкин его фамилия. В чем секрет? В эстетике исполнения. Потом много шутили — может, спортсменов сначала в цирк, а потом на Олимпийские игры? В этом есть правда.

— Что дала цирку передача «Цирк со звездами»?
— Привлекла лишнее внимание. То, что поднялись сборы, я бы не сказал. Но стали приходить люди, которые раньше не приходили.

— Не появилась ли некая девальвация сложности?
— Нет. Профессионал отличается от непрофессионала. Понятно, что звезд нельзя было показывать одновременно с профессионалом, поэтому цирковые только ассистировали. К тому же есть врожденный талант. Ольга Шелест может стоять на катушках, у нее удивительное чувство баланса, Анита Цой может пройти по канату. Подбирали жанр, в котором звезды наиболее ярко могут себя проявить.

Звезды прошли кастинг, занимались по много часов. Собчак кричала, когда ее растягивали, и плакала, но говорила — тяните. Работали, как подорванные. Им один раз сказали: у нас на репетицию не опаздывают, и никто не опаздывал. Приходили в цирк без пафоса, потому что понимали, куда пришли. Через день со всеми здоровались — у нас так принято. Всех научили.

К тому же для моих было очень полезно такое общение. У тех есть профессиональный и изначальный артистизм, то, чему сложно научить. У нас нет педагогов по актерскому мастерству. Они учились друг у друга.

Теперь звезды постоянно приходят. Приезжаю на работу — у входа стоит машина Лазарева, захожу внутрь — Анита пришла.

— Согласились бы на третью передачу?
—- Да. Лишний раз напомнить о цирке полезно. Столько всего вокруг, что глаза разбегаются — выставки, мюзиклы, цифровое телевидение. А в цирк стоит лишь раз сходить, чтобы влюбиться.

— Ну, вот даже передача «Минута славы» — там очень часто выигрывают цирковые номера.
— Там есть лукавство, которое мне неприятно

— Это про историю с подделкой, когда победитель оказался профессионалом?
— Он работает в Европе, в Cirque du Soleil. А его подали как автослесаря из Бобруйска, как Диму Булкина. А это Дима Шамин. Перед «Минутой славы» он с этим номером взял золото на парижском фестивале. Зачем он на это пошел? Денег не хватало? Или Корниевич, номер на проволоке сейчас там был. Наш номер, сделанный десять лет назад.

Шамина награждают, Цекало говорит: «Вам прямая дорога к Никулину». Мне потом звонят — там такой талант, куда вы смотрите? Если бы не он, выиграли бы дети из детдома. Должна быть профессиональная этика.

— Вам предлагали передачу для телевидения?
— Мы предлагаем, но никому это не нужно. У меня своя студия, мы сделали больше ста программ «Мой цирк» на канале «Культура», на Первом канале 45 программ. Но сейчас цирк никому не нужен. Костя (Эрнст) просто сказал: «Умные передачи нам не нужны».

— У меня цифровое телевидение. Там есть канал НСТ (Настоящее смешное телевидение) там постоянно крутят Cirque du Soleil.
— Они за это платят. Сейчас открыли офис в Москве и первым делом стали переманивать педагогов, артистов. Это свинство. К нам они не лезут, потому что мы им «дали по мозгам» один раз. Не нужно же через голову делать. Есть правовая база, я готов был судиться. Они должны заключать контракт с цирком. В цирке шили костюм, написали музыку, наняли хореографа, а пришел дядя и забрал готовый номер. Цирк может выступать как агентство, пожалуйста.

— Я знаю, что там жесткие правила.
— Там закрывают лицо, не называют фамилии — обезличивают артиста. Да, там платят неплохие деньги, но не намного больше, чем у нас в цирке.

— Cirque du Soleil очень раскручен.
— Надо отдать должное, это они умеют. Великая американская мечта — пробили, заразили уверенностью, что они лучшие. У них же ничего не было. Они приехали в Москву, когда началась перестройка, покрутились, забрали дядю Митю Арнаутова, который все своими руками мог сделать, знал все технологии, все свистнули, что могли, и там сделали.

Сейчас у них много денег, они нанимают самых лучших — сценаристов, драматургов, режиссеров, костюмеров, композиторов. Голливудский подход. В этом их главная заслуга.

Это другой цирк, скорее цирковое шоу, безусловно, мастерское. «Аллегрия» самый лучший спектакль у них. Но в нем Слава Полунин многое сделал. Грандиозное шоу «О» в Лас-Вегасе, но его нельзя возить — оно на воде, просто чума, как красиво.

Но это разные вещи. Меня сейчас спрашивают — вы не боитесь конкуренции, когда они в Москве откроются. Нет, они нам не конкуренты. У них нет животных, это позиция, за которую доплачивает Гринпис. У них минорные программы, давящая музыка — детей туда не поведешь. Это не для России, не для постоянного. В Японии же они не пошли — там все заточено на детях, а дети не захотели.

У них будет своя публика. Кто-то ходит на «Служанок» к Виктюку, кто-то на «Три сестры» в Малый театр, а кто-то на «Номер 13» в МХТ. А потом, цены не московские — если пойдет вся семья, то 300–400 долларов за вечер не каждый заплатит. Мы с ними разные совсем. Тут нет конкуренции.

— Вернемся к нашим циркам. Возможны ли ротации, общие программы между разными цирками как было раньше?
— Нас не пускают в государственные цирки работать. Я бы с удовольствием. Не то что дверь закрывают, но ставят такие условия, что работать неинтересно. Я ж деньги не ворую, мы налоги все платим.

Совковая ментальность. Когда я прошу артистов у Росгосцирка, они просят процент больше, чем гонорар у артистов. Во всем мире агентские 5–7%, ну 10% — райские условия, но не 120%. А артисты сами ко мне приходят, просятся, но я же не могу всех взять.

— Артистов жалко.
— Жалко, и животных жалко. У Славы Бегбуди из-за халатности чиновников все лошади погибли.

— Как погибли?
— В одном цирке закончили работать, а лошадей не отправляют. Выставили на мороз, потому что другие артисты заехали. Он бегал, пытался на свои деньги найти перевозку. Роскошные лошади были, погибли. Он на все плюнул и уехал сейчас в Италию.

Всё явления одного порядка. Просто печень нагревается, когда говоришь об этом. И ведь они все сидят в креслах и деньги получают — за что? Государственные цирки развалены, и ничего с ними не делают. Хорошо себя чувствуют только те, кто не входит в структуру Росгосцирка. Потому что распиливать нечего — у себя же будешь воровать.

Я не самый высокоморальный человек на свете, но мне было бы стыдно. А цирк — это такой мир, где все всё знают.

— Куда уходят артисты, когда заканчивается карьера?
— Артисты остаются в цирке. В 13 метрах есть мистика. Вопреки расхожим представлениям, в цирк легко попасть, сложно удержаться — круг отторгает чужих. Остаются только цирковые, и им очень сложно отсюда уйти.

Многие идут в ассистенты к своим детям, в униформу идут — у нас в униформе заслуженные артисты стоят. В пожарную охрану, билетеры, гардеробщики. Цирк не профессия — это жизнь. А как можно уйти из жизни куда-то еще, кроме смерти?

Фрагмент интервью с Максимом Никулиным




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:




Тонкие запястья

Побеждает любовь или красота?

«Она так и не узнала, как мало я ее ненавидела», — сказала Симона Синьоре, когда ей сообщили о смерти соперницы. «Она» была Мэрилин Монро. Мог ли настоящий француз стать единственным на свете мужчиной, устоявшим против кокетства Мэрилин? Монро умерла намного раньше обоих супругов, так и не заставив Ива Монтана расстаться с женой. Почему непревзойденной разлучнице это сделать не удалось?

14.05.2019 19:00, Ольга Филатова, story.ru


Как стать успешным, несмотря на талант

Сегодняшнему Моцарту одной лишь гениальности всё равно уже будет недостаточно

Чтобы сфотографировать тысячу голых людей на городской площади, недостаточно удачной идеи, нужно сначала уговорить муниципальные власти, затем найти тех, кто согласится позировать обнажёнными, организовать эту толпу; разобраться с теми, кто митингует за нравственность, и ещё с теми, кто протестует против современного искусства, полицией, которая захочет вмешаться, церковью, а по окончании работы ещё и вручить всем участникам обещанные фотографии.

20.04.2019 19:00, Дмитрий Смолев, iskusstvo-info.ru


Незамеченное убийство массовой культуры

О том, почему сегодня деление на массовую и элитарную культуру безнадёжно устарело, и что пришло ему на смену

Идея разделить культуру на массовую и элитарную появилась в первой половине XX века. Тогда концепция хорошо уживалась с новыми явлениями вроде телевидения. Позже, в 60-80-х годах, данная идея эволюционировала в концепцию объединённой массово-элитарной культуры. И это тоже выглядело логично: тогдашние реалии окончательно смешали классы, и бедняк с зарплатой $100 мог покупать ту же туалетную бумагу, что и богач с зарплатой $5000.

03.06.2018 13:00, Антон Седнин, newtonew.com


Богиня судьбы

15 апреля 1949 года родилась Примадонна российской сцены Алла Пугачёва

Она родилась не в рубашке, а в мантии таланта. Кроме этого, Господь окропил ее силой земного притяжения. Это и есть та магия, которая неподвластна остальным землянам. В значении имен у Аллы есть семь вариантов перевода. Один из них гласит: «Значение неясно». Точнее о Пугачевой и не скажешь.

15.04.2014 21:00, Михаил Шабашов


Жак Брель. Гениальность неизлечима

8 апреля 1929 года родился выдающийся шансонье, бард, поэт, актёр и режиссёр

Десятилетие между двадцатыми и тридцатыми годами минувшего века сыграло большую роль в развитии французской песни, которая и по сей день имеет массу поклонников по всей планете, даже среди тех, кто знает по-французски не больше дюжины слов.

08.04.2014 08:00, Георгий Осипов


Трансцендентность советской анимации

Хит-парад мультипликационного наследия

На фоне любого тотального беспредела, который творился на русской земле, во все времена люди умудрялись творить. Все, кто вырос на мультфильмах советского времени, понимают, что анимация СССР не имеет не только аналогов, но и срока годности. Советские мультфильмы можно и нужно смотреть всем в любом возрасте и пространстве, независимо от семейного положения и социального статуса. Их можно не только смотреть, ими можно гордиться! Арт-группа Doping-Pong собрала удивительные и проникновенные шедевры советской анимации, которые знакомы далеко не всем. А стоило бы!

04.02.2014 13:15, Арт-группа Doping-Pong


8 несправедливо закрытых сериалов

Как-будто кто-то убил пару ближайших друзей

На днях стало окончательно известно, что американский телеканал ABC закрывает сериал «Вернуться в игру», несмотря на неплохие рейтинги и появляющихся фанатов. По этому поводу мы выбрали восемь несправедливо закрытых сериалов, которые можно перезапустить хоть сейчас.

26.12.2013 17:30


«Голос» vs «Рашн банька». Апория

Нужен русский голос!

Изначально содранный с голландской придумки, певческий турнир, конечно же, «чиста русским» никогда не станет. Да и номера поются в основном на иностранном. Что нисколько не умаляет отечественных песенных шедевров. Поэтому и сохранится чудная, будоражащая народные массы телеинтрига аж до нового, 2014 года.

13.11.2013 17:30, Игорь Фунт


Cолнце вместо лампы

12 ноября 1935 года родилась Людмила Гурченко

Гурченко и на восьмом десятке продолжала мыслить как дебютантка, всё пробовала что-то новое, экспериментировала. Не всегда удачно, если честно, и тем не менее — как будто напрашиваясь на критику, заслуженную в том числе, но ей, насколько я могу судить, живое, актуальное отрицание было приятнее восхищения по инерции.

12.11.2013 09:39, Вячеслав Шадронов


Sex, drugs & rock’n’roll советского культурного наследия

Музыкальные сокровища нации

В нашу редакцию пришла любопытная посылка в виде трех провокационных хит-парадов советской музыки, кинематографа и анимации. Таким образом Дмитрий Мишенин и его коллеги по арт-проекту Doping-Pong, известного картинами с пионерками и скандальной олимпийской рекламой, решили поделиться с общественностью источниками своего вдохновения. А заодно напомнить, а для многих впервые открыть потаенную, с элементами психоделии, секса и прочих подцензурных вещей, абсолютно неочевидную для советского времени часть культурного наследия СССР.

06.11.2013 16:00, Арт-группа Doping-Pong






 

Новости

Умер итальянский композитор Эннио Морриконе
Итальянский композитор, аранжировщик и дирижер Эннио Морриконе умер в возрасте 91 года. Об этом пишет la Repubblica в понедельник, 6 июля.
Умер актер Виктор Проскурин
Он известен по ролям в фильмах «Большая перемена» и «Выйти замуж за капитана».
Variety (США): от «Унесенных ветром» отказалась HBO, и фильм стал хитом продаж Amazon
Компания HBO изъяла оскароносный фильм «Унесенные ветром» из открытого доступа за «расистские образы». Одновременно с этим фильм взлетел на вершину рейтинга Amazon. Представитель HBO заявил Variety, что оставлять фильм в широком доступе без «обличения предрассудков» безответственно.
Netflix выложил в открытый доступ документальные фильмы о бедности, расизме и несправедливости
Стриминговый сервис Netflix выложил на YouTube десять документальных фильмов, среди них — отмеченные критиками Our Planet и Babies. Об этом сообщается в блоге компании.
Проект «Выпускники и наставники» представлен в РАНХиГС в Москве
22 февраля в Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), что на Проспекте Вернадского в Москве, состоялась презентация проекта «Выпускники и наставники». Это уже третий проект некоммерческого партнёрства «Викимедиа РУ», поддержанный Фондом президентских грантов. Само же партнёрство занимается поддержкой проектов фонда Викимедиа на территории России, самый известный из которых — Википедия.

 

 

Мнения

Виталий Куренной

Традиционные ценности и диалектика критики в обществе сингулярности

Статья Николая Патрушева по поводу российских ценностей интересна сама по себе, но также вызвала яркий отклик Григория Юдина, который разоблачает парадигму «ценностей», трактуя ее, видимо, как нечто сугубо российско-самобытное, а само понятие «ценность» характеризует как «протухшее». Попробую выразить тут свое отношение к этой интересной реплике, а заодно и прокомментировать характер того высказывания, по поводу которого она появилась.

Иван Засурский

Пора начать публиковать все дипломы и диссертации!

Открытое письмо президента Ассоциации интернет-издателей, члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Ивана Ивановича Засурского министру науки и высшего образования Российской Федерации Валерию Николаевичу Фалькову.

Петр Щедровицкий

«Пик распространения эпидемии в России ещё не наступил»

Самой большой опасностью в условиях кризиса является непоследовательность в принятии решений. Каждый день я вижу, что эта непоследовательность заражает все большее число моих товарищей, включая тех, кто в силу разных обстоятельств работает в административных системах.

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.