Подписаться на обновления
12 декабряСреда

usd цб 66.5022

eur цб 75.6197

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Иван Чувиляев, Санкт-Петербург   вторник, 10 ноября 2009 года, 09:56

«Люду» можно?
В лофт-проекте «Этажи» открылась выставка «Это «Люда» — итог деятельности галереи «Люда», что работала всего год, но оказалась лучшим, что случилось в петербургском искусстве за долгое время


На выставке "Это Люда" // LOFT
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог





«Люда» — это питерский «Гараж». Питерский вариант московского арт-центра, в который вбухано много олигарховского бабла, — но не «Гараж», а гараж: настоящий, кирпичный, во дворе стоящий.

За один год в галерее «Люда» успели выставиться практически все значимые петербургские художники последних лет, и теперь все их проекты собрали в одном зале «Этажей».

Куратор галереи Пётр Белый и завсегдатаи «Люды» вспомнили, что галерея собой представляла и почему она была уникальна.

Питерский гараж

Пётр Белый, художник, основатель и куратор галереи «Люда»:
— Всё произошло почти случайно. Одна моя знакомая предложила снять помещение — небольшой сарай во дворе на Моховой.

Известный куратор Аркадий Ипполитов объясняет в интервью, почему так важно было сделать выставку Бориса Смелова: «Ирвинга Пенна выставили, Роберта Мэпплторпа выставили. А вот теперь выставили Бориса Смелова».

Место хорошее, и у меня сразу появилась идея создания там галереи. Хозяйку звали Люда — так что название пришло сразу. Но было одно условие: аренду нам дадут только на год. Так что нужно было придумать что-то ограниченное временными рамками, составить концепцию галереи, именно от них отталкиваясь. И сразу появилась идея: раз времени мало, нужно, чтобы жизнь была насыщенной, режим — бешеным. Утопическая идея — одна выставка в неделю...

Илья Архипенко, арт-критик, работал в «Люде»:
— В «Этажах» на открытии своей выставки «Сад резиновых камней» Пётр подошёл ко мне и предложил принять участие в каком-то некоммерческом проекте. Сразу предупредил, что никаких денег не будет — всё на чистом энтузиазме. Я согласился, конечно: делать было всё равно нечего, а некоммерческий проект мне показался чем-то любопытным.

Павел Герасименко, искусствовед:
— Очень быстро родилась шутка, одним из авторов который был я: «Люда» — это наш «Гараж». В смысле питерский вариант московского арт-центра, в который вбухано много олигарховского бабла, — не «Гараж», а гараж, настоящий, кирпичный, во дворе стоящий.

Безусловно, идея проведения выставок каждый день вполне утопическая, такая приговская даже. Но то, как Пётр её реализовал, этот утопизм делает реальным. Потому что, грубо говоря, всё питерское искусство при его разнообразии находится на одном уровне. И уровень этот — как три очка в солдатском сортире. Звучит команда «Сесть!» — и все садятся.

Уже давно стало ясно, что формат коммерческой галереи очень тесен. Он не позволяет сделать очень многих вещей. Должен быть проект, должен быть куратор, который напишет концепцию выставки, и картины должны продаваться. Поэтому рядом с коммерческими галереями должны быть такие, абсолютно свободные.

В Питере они есть — «Навикула», например. Есть они и в Москве — тоже, как правило, в виде разовых проектов. Но так или иначе всегда неформальные и неформатные галереи чем-то ограничены. «Навикула» — своим местонахождением на «Пушкинской, 10», которое определяет не формат, конечно, но общий настрой.

А в «Люде» рамок вообще не было. Это, может, плохо влияло на выставки как на проекты — они могли быть сырые, недоделанные, обрывочные. Но была свобода, абсолютная. И при этом — никакой андеграундности, про «Люду» писали и «Афиша», и «Таймаут», и знали о ней все. И вот этим она была, наверное, сильна.

Неангажированность

Пётр Белый:
— Изначально раз галерея должна была быть некоммерческой, то и художников в ней мы решили выставлять неофициальных, неангажированных. И именно неофициальность была для меня, что называется, решающим фактором.

Затея устройства в Перми музея современного искусства отдаёт Нью-Васюками. Но, удивительное дело, наступил час воплощения маниловских мечтаний. Третья выставка в новом заведении культуры говорит: проект состоялся. И Марата Гельмана теперь уже следует именовать не каким-то там галеристом, но директором музея.

Поэтому в «Люде» выставлялись такие разные художники, они были объединены не по эстетическому принципу, важна была их неангажированность, готовность и умение работать не на продажу. Но неофициальность — понятие очень размытое, и за ним тянется огромный шлейф. Неофициальные художники очень разные, «Люда» вскрыла находящийся до неё где-то на периферии пласт неофициальной культуры. Найти точки соприкосновения нонконформистов 70-х, «Митьков» и современных относительно молодых художников. И от этого сочетания, мне кажется, родился тот дух «Люды», та атмосфера, по которой теперь все ностальгируют.

Илья Архипенко:
— На открытии какой-то из первых выставок был такой эпизод. Жарко, конец лета, все раздетые в этом дворе, и такая атмосфера дачи. И вдруг набежали тучи, и все сразу полезли под козырьки, набились в галерею, и только тут стало ясно, что, собственно, все лучшие люди города там, в «Люде». И они настолько близки в этом пространстве, что возникает совершенно особая энергия места, электрические токи начинают бежать.

Это была идея Петра — на приглашениях писать, что очень желательно приносить с собой алкоголь. И пейзаж идеально сложился — дворик, интимное пространство, выпивка.

Сразу всем стало ясно, что «Люда» — галерея совершенно не такая, как остальные. В «Анну Нову» или к Гельману приходишь, смотришь экспозицию и уходишь. А здесь сложилась регулярность: каждую пятницу приходят симпатичные люди — художники, искусствоведы — в одно конкретное место, и дальше уже начинается чёрт-те что.

Все очень быстро выучили наизусть все окрестные магазины, где можно купить бухла даже после 23:00 (с 23:00 до 7:00 часов в Петербурге алкоголь продавать запрещено).

Протоптали тропинку в рюмочную напротив — вшивую такую, аутентичную, с вечно пьяной буфетчицей за стойкой. И сложился ритуал своеобразный: «Люда» — а потом уже хоть трава не расти.

Безусловно, «Люда» — на сто процентов заслуга Петра. Он жил в Лондоне и Нью-Йорке, он знает, какими должны быть галереи. Есть торжественная White Cube, а есть сотни малюсеньких зальчиков, где тусуются художники, такие полусквоты ― полуарт-центры.

Нездоровость питерской арт-сцены была как раз в том, что у нас все равнялись на White Cube, а быть таким вот местом общения, в котором бы проходили отличные выставки и они бы существовали на равных, — не было. И «Люда» эту нишу заняла.

Что касается искусственнической составляющей, то по сути «Люда» была таким биеннале. Можно было бы все эти выставки в один день в большом зале выставить, что в «Этажах» и произошло, но Пётр растянул удовольствие и сделал правильно.

Потому что именно «Люда» собрала вместе огромный пласт питерского искусства, здесь были выставки, от которых все нос воротили. Наравне с Сотниковым и Химиным выставляли, скажем, такого кондового советского нонконформиста Заславского.

И у Петра все спрашивали: зачем ты это сделал? Г...о же! Но Пётр всё делал правильно, сейчас это ясно. Только собрав в одном месте, по очереди выставляя людей, живущих по-разному, в одном культурном пространстве, можно создать современную культуру, тот огромный пласт питерского искусства, который существует сейчас и вызывает восторг в Европе.

Павел Герасименко:
— На входе во двор там была такая будочка, и в ней сидела тётка, сторожиха. А в будочке у тётки — совершенная кабаковская инсталляция: стол из ДСП, какие-то вырезки газетные. То есть даже эта будка с тёткой, которая всегда ругалась, что гости на вернисажах шумят, и та воспринималась как часть арт-проекта, такова была сила места.

Я как-то то ли летом, то ли весной — короче, жарко было, прекрасная погода — дошёл от своего дома на Чёрной речке до «Люды». Сам понимаешь, путь неблизкий. И вот я гулял неспешно так, фотографировал что-то, во дворики заглядывал. А когда пришёл в «Люду» — понял, что это какая-то очень органичная часть прогулки, её логическое завершение или продолжение. Все знают, что в двух шагах от Невского есть милые и очень прикольные дворики, туда можно зайти, пофоткать, показать москвичам их, наконец. А «Люда» была вот таким двориком приятным, но с указателем: здесь всегда полно знакомых.

Очень быстро сложилась география места вокруг «Люды». В первую очередь это касается, конечно, рюмочной напротив — она даже закрылась вскоре после галереи. Потому что им питерская богема после выставок кассу делала — приходила, брала водку, коньяк, огурчики солёные, заполняла всё пространство. То есть сила места была такова, что распространялась, выплёскивалась за пределы галереи и дворика.

Безусловно, «Люда» — проект завершённый, он не требует продолжения. Поставлена точка, и нельзя сказать, чтобы эта ниша — некоммерческой галереи — пустовала. Есть «Протвор», та же «Навикула», но «Люда» показала, грубо говоря, пример, эталон некоммерческой галереи. Есть теперь на кого равняться.

Реализованная утопия

Пётр Белый:
— Несмотря на то что изначально все знали, что «Люда» — не столько галерея, сколько проект, когда этот год его существования стал подходить к концу, у тех, кто его делал, появилось реальное желание продолжить — снять какое-то, может быть, другое помещение и там устроить то же самое.

Но «Люда» — проект завершённый, продолжать его нет смысла. Мы все это прекрасно понимали. И когда осенью в «Этажах» появилась идея сделать такую итоговую выставку — и я, и художники поняли, что это лучший финал этой истории. Не продолжать, а просто собраться вместе и дружно поставить точку.

Владимир Раннев, композитор:
— Есть такое любимое всеми русскими интеллигентами политизированное понятие — «гражданское общество». Оно состоит из таких культурных слоёв, абсолютно разных.

«Люда» расположилась в одном из них — в слое неофициальной культуры. Это была реализованная утопия — место, где интеллигентные люди выпивают и общаются. В первую очередь она именно таким местом была и уже потом только галереей. Но очень важно, что это был разовый проект: была «Люда» — и нет. И интеллигенция пребывает в новом, может быть вечном, ожидании «Люды».




ОТПРАВИТЬ:       



 






Классик поп-арта

Работы Дэвида Хокни, самого дорогого художника из ныне живущих

15 ноября аукционный дом Christie’s провел торги в Нью-Йорке. По итогам аукциона британский художник Дэвид Хокни, один из самых влиятельных деятелей искусства ХХ века, стал самым дорогим художником из ныне живущих. Покупатель, который захотел остаться анонимным, приобрел его картину «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)» за $90,3 миллиона.

04.12.2018 19:00, buro247.ua


5 украденных шедевров живописи, которые до сих пор не найдены

Ван Гог, Вермеер и Пикассо

Шедевры искусства часто становятся жертвами нападений. В «Мону Лизу» швырялись камнями, Ивана Грозного с сыном исчертили ножом, в Матисса тыкали карандашом, картину Рембрандта «Даная» облили кислотой и порезали для большей убедительности. Люди, совершавшие эти поступки, придерживались своих личных целей, религиозных и политических убеждений или же просто страдали от различных психических расстройств. Но чаще всего людьми движет банальная жажда наживы, ради которой они совершают похищения известных полотен.

28.10.2018 19:00, Евгения Башурина, fraufluger.ru


Ещё одного «неизвестного Рембрандта» нашёл голландский арт-дилер

О картине «Пустите детей приходить ко мне»

Фигура на заднем плане навела арт-дилера Яна Сикса на мысль об истинном авторе картины, которую приписывают «Нидерландской школе». Он увидел автопортрет Рембрандта на полотне под названием «Пустите детей приходить ко мне» и более четырёх лет искал подтверждение своей догадке. Исследование и реставрация работы привели его к удивительным открытиям.

08.10.2018 19:00, artchive.ru


Трагедия весёлого человека

Художник Константин Коровин

Друзья художника Константина Коровина восхищались не только его талантом, но и тем, каким беззаботным, легким человеком он был. Всеобщий любимец и душа общества, он пел, играл на гитаре, рассказывал байки. Его и Константином-то никто не называл — только Костенькой. «Костя, как хамелеон, был изменчив: то он был прилежен, то ленив, то очарователен, то несносен... — вспоминал Михаил Нестеров. — То простодушный, то коварный, Костя легко проникал, так сказать, в душу, и так часто о нем хотелось забыть... В нем была такая смесь хорошего с „так себе“... Все его „качества“ покрывались его особым, дивным талантом живописца». Он никогда не терял ощущения радости жизни — хотя жизнь Константина Коровина не была простой, а значительную ее часть можно назвать даже трагичной.

02.10.2018 19:00, izbrannoe.com


8 реальных мест с известных картин, которые вы можете посетить сегодня

Кафе Ван Гога и мост Моне

Вы хотели когда-нибудь почувствовать себя персонажем известной картины? Оказаться «внутри» знаменитого произведения искусства? Оказывается, это возможно! Посмотрите на эту подборку реальных мест, которые были запечатлены на известных картинах и сохранились до сих пор.

24.09.2018 19:00, izbrannoe.com, mymodernmet.com


Не Леонардо!

Эксперт из Оксфорда бросил вызов атрибуции «Спасителя Мира» стоимостью в 450 млн долларов

Почти через девять месяцев после того, как картина «Спаситель Мира» установила планетарный рекорд, будучи продана за 450 млн долларов США, ведущий искусствовед из Оксфорда заявил, что её автор — не Леонардо да Винчи. Мэтью Ландрес, эксперт по творчеству гения итальянского Возрождения, считает, что значительную часть работы выполнил ученик художника Бернардино Луини. Собственные работы этого живописца обычно оцениваются примерно в миллион долларов.

13.08.2018 19:00, artchive.ru


Как в реальности выглядели женщины с портретов Пикассо

И какие отношения были у них со знаменитым художником

Портреты любимых женщин Пикассо составляют немалую часть наследия чрезвычайно плодовитого, а также любвеобильного художника. Однако узнавали ли себя дамы на этих портретах?

05.08.2018 19:00, izbrannoe.com


Загадка в раме

Картина XVII века рассказала историю семьи, потерпевшей крах

После нескольких лет исследований картина «Сокровища Пастона» вновь предстала перед зрителями в Норидже. Рядом выставлена часть изображённых на ней диковинок, которые удалось проследить и заимствовать для экспозиции. Учёные прочли ноты в руках маленькой бледной девочки и впервые воспроизвели записанную мелодию, а также обнаружили, что полотно предсказало крах одной из некогда самых богатых семей Англии.

08.07.2018 19:00, artchive.ru


Почему Микеланджело ходил в рваных сапогах

Скряга или обделенный гений?

Мы привыкли к тому, что преуспевающие художники, писатели и музыканты, как правило, очень богатые люди. Но так было не всегда — прежде чем сложился свободный рынок произведений искусств, художники во всем зависели от своих покровителей и заказчиков. Впрочем, некоторым это и в те времена не мешало наживать сказочные богатства. Об одном таком титане эпохи Возрождения рассказывает историк и ведущий телеграм-канала «Пиастры!» Артем Ефимов.

30.06.2018 19:00, Артем Ефимов, nplus1.ru


Рисунок в рисунке

Скрытые секреты обнаружили исследователи на картинах Пикассо

Реставраторы из Художественной галереи Онтарио завершили трёхлетнее исследование картины «Суп» Пабло Пикассо из коллекции учреждения. Оно не только пролило свет на многочисленные вопросы, давно волновавшие учёных, но и выявило значительные изменения в композиции, углубив познания о «голубом периоде» художника с 1901 по 1904 годы.

09.06.2018 19:00, artchive.ru






 

Новости

100 лучших песен года по версии The Guardian
The Guardian представила список из 100 лучших песен года, который составили музыкальные обозреватели газеты. Всего в жюри вошло 50 критиков.
ICO-кампания фильма «Ампир V» успешно завершена

Hard Cap достигнут за несколько дней до окончания сроков проведения ICO
При сумме сбора 3,360,000 EUR собрано 32175 ETH, что на момент завершения ICO равнялось 3,506,801 EUR. Фильм поддержали 145 инвесторов. ICO-кампания проведена при технической поддержке WebMoney Transfer.

В Москве впервые пройдет масштабная выставка Фриды Кало и Диего Риверы
В Москве впервые проведут масштабную выставку работ Фриды Кало и Диего Риверы. Она пройдет в «Манеже» c 21 декабря по 12 марта.
Бондарчук презентовал платформу для соинвестирования в кино
Первым проектом на BeProducer станет фильм «Притяжение-2».
Умер Стэн Ли
Сооснователь Marvel Comics Стэн Ли умер в возрасте 95 лет, передает портал TMZ со ссылкой на дочь покойного.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.