Подписаться на обновления
17 августаПятница

usd цб 66.8932

eur цб 76.0576

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Лилия Ященко   вторник, 24 июля 2018 года, 19:00

«Люди стояли под дождем и слушали музыку»
В Татарстане завершился фестиваль пианиста Бориса Березовского «Летние вечера в Елабуге»


Open air фестиваль Бориса Березовского «Летние вечера в Елабуге»
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Выдающийся пианист современности так скромен, что не скажет о себе: «Я провёл грандиозный, незабываемый фестиваль, аналога которому нет в России». Впечатлениями поделились звёздные участники форума, который за четыре дня, с 12 по 15 июля, посетили более 40 000 зрителей.

Александр Гордон


Александр Гордон: «Публика в Елабуге золотая»

— Как вам удалось удержать людей под проливным дождём? Секрет в вашей мега-популярности? В уважении публики к пианисту Борису Березовскому? В любви к классической музыке?

— Роль своей персоны я не преувеличиваю. Меня не было первые три фестивальных дня, однако публика всех музыкантов встречала так же горячо. Жаль, что из-за дождя мне пришлось читать стихи пять минут, а не сорок пять... Ещё наверстаем: моя чтецкая программа рассчитана на два с половиной часа.

Борис сыграл на фестивале главную роль. Он играет главную роль везде, где появляется. Обладает колоссальной интуицией, позволяющей ему «фильтровать» людей, делить на своих и чужих. Березовский почувствовал, что в Елабуге звёзды сошлись: удивительной красоты природа, благодарная публика, поддержка администрации города и властей Татарстана. Энтузиастки из Елабужского музея столько сил приложили для организации фестиваля, они же реально живут любимым делом! Борис ощутил, что именно здесь могут объединиться высочайшего класса профессионалы и ценители искусства с детьми, собаками, походной кухней... На фестивале царила незабываемая атмосфера! Четыре вечера подряд примерно от 7 000 до 10 000 зрителей собирались на open-air и по два с половиной часа слушали классическую музыку, устраивая артистам овации стоя. Я такого не видел нигде и никогда. Борис в крошечном городке продемонстрировал исполнительский хай-класс, как и на всех своих концертах по миру. А каких музыкантов он пригласил! Скрипачи Павел Милюков и Никита Борисоглебский — они же боги. Виолончелист Александр Князев — полный улёт! Публика вставала и аплодировала ему там, где пришла бы в восторг и европейская публика. А Игорь Лерман с его Камерным оркестром — фантастика! Если бы не Борис, кто бы узнал, что в Набережных Челнах есть такой прекрасный оркестр? Они провели все четыре дня как бы на «бэке», будто слегка подыгрывая солистам. Но делали это чутко, тонко, изысканно. Музыканты Лермана соответствуют струнному оркестру мирового уровня.

Телеведущий Александр Гордон и его поклонники


В том, что люди остались слушать стихи и музыку под дождём, не наша с Борисом заслуга. Зрители сами настояли, чтобы концерт продолжался. Мы-то готовы были объявить антракт на время грозы, но люди сказали: «Играйте!» О такой аудитории каждый артист может только мечтать. Публика золотая. Хочу показать здесь свой новый фильм «Дядя Саша», где, кстати, снялся и Борис Березовский, и даже не сомневаюсь, что отклик будет хороший. В общем, я в культурном шоке, честно.

Александр Князев


Александр Князев: «Другого подобного фестиваля в России нет»

— Вы всюду играете с такой поразительной самоотдачей? И на престижных зарубежных сценах, и в маленьких российских городках?

— Иначе играть не умею. Для меня каждое выступление — радость и счастье. Неважно — Вена, Париж, Нью-Йорк или Елабуга. Всюду есть сцена, люди, музыка… Такой огромной аудитории у меня в жизни не было! В провинциальном городке около 7 000 зрителей каждый вечер по два с половиной часа сидели на траве и слушали классику: по-моему, это прекрасный показатель. Значит, не так уж плохо обстоят дела с культурой в нашей стране. Считается, что в маленьких российских городах интерес к академической музыке меньше, чем в столицах, но этот фестиваль доказывает обратное! Предполагал, что к идее Бориса Березовского возникнет интерес, потому что имя этого пианиста огромно, оно магнитом притягивает публику всего мира. Но чтобы в Елабуге собрались тысячи людей послушать серьёзную программу — Баха, Бетховена, Моцарта, Рахманинова… Невероятно.

— Я слушала вас и думала: один из выдающихся виолончелистов мира играет Моцарта, а рядом резвятся маленькие дети, бегают собаки, мальчишки играют в футбол… Вам это не мешало?

— Если бы я играл в КЗЧ, нарушение тишины в зале мне бы помешало. Здесь же совсем другой формат: абсолютная тишина на лужайке не предполагалась. Музыканты играли при мощных усилителях, звук разлетался на весь город. Первый фестивальный концерт я слушал на балконе отеля: можно вообще никуда не ходить (смеётся). Воспринимали музыку прекрасно. Я же видел, что большая часть людей, а их тут тысячи, слушали, причём очень внимательно. Аплодировали стоя. Концерт Гайдна эффектный, конечно, и всегда вызывает восторженную реакцию, но то, что местная публика встанет с земли в едином порыве, будет аплодировать и кричать «браво» — поразительно! Даже в солидных концертных залах такое случается нечасто.

Юные зрители фестиваля


А дети есть дети. Да, они прыгают и скачут, играют в мяч, но периферическим слухом улавливают музыку. Чтобы ребёнок полюбил классику, прежде всего надо, чтобы он начал её слушать. Хоть каким-то образом! Насильно усадить за парту и сказать: «Слушай Симфонию №4 Брамса, она гениальна», — самый ужасный метод. Ребёнок заскучает и, что хуже всего, начнёт испытывать резкую антипатию к музыке. Здесь же приобщение к прекрасному происходило ненавязчиво: дети резвились, никто их не поучал, но так или иначе они воспринимали музыку. Это самый правильный и позитивный способ заинтересовать классикой. Я считаю, что это прорыв: другого подобного фестиваля в нашей стране нет, он первый в России.

Айдар Салахов


Айдар Салахов: «Природа слушала музыку Вивальди»

— Айдар, ты родился и вырос в Елабуге. Много ли земляков пригласил на свой концерт? И случались ли подобного масштаба музыкальные события в твоём родном городе?

Мне 25 лет, и больше десяти лет я не живу в Елабуге: с 14 лет учился в Москве в музыкальном колледже им. Шнитке, потом в Российской академии музыки им. Гнесиных. Моя мама живёт в Елабуге. Конечно, ничего подобного здесь я не видел: такой грандиозный фестиваль впервые в моём родном городе, Республике Татарстан, даже во всей России. Так много людей, и все такие искренние! Выйдя на сцену, я ощущал зрительское тепло земляков. Хотя приглашал только родных. Но после концерта ко мне подходили одноклассники, соседи, знакомые, которых не видел много лет.

Павел Милюков и Никита Борисоглебский


Больше всего понравилось плодотворное общение артистов с публикой, организаторами и творческий контакт между музыкантами, которые чувствовали и понимали друг друга без слов. Мы находились в творческом процессе: играли и одновременно сочиняли, импровизировали. Настроение импровизации исходило от художественного руководителя фестиваля Бориса Березовского. Ведь когда мы с ним впервые сыграли дуэтом «Думку» Чайковского, это был экспромт! На сей раз Борис спросил: «Можешь сыграть что-нибудь со скрипачами?» И мы с Павлом Милюковым исполнили «Забвение» / Oblivion Астора Пьяццолы. Борис сказал: «Аргентинское танго — отлично. Надо ещё что-то». И я предложил скрипачам сыграть знаменитый «Чардаш» Витторио Монти — гениальную и бессмертную вещь! Получился настоящий джем-сейшен. Павел Милюков и Никита Борисоглебский склонялись к тому, чтобы больше позаниматься, хорошо отрепетировать, а я говорю: «Ребята, всё получится». И сыграли здорово! Ну а заключительный фестивальный концерт под проливным дождём вообще уникален. Я убеждён, что природа услышала музыку Вивальди. Ведь в части «Лето» из концерта «Времена года» в нотном тексте буквально прописана гроза, и она случилась! Музыка и природа находились в гармонии, такое возможно только в формате open-air. Промокшие под дождём люди слушали концерт и были счастливы… Я смотрел на них и думал: «Неужели такое возможно?» Прекрасно, что фестиваль завершился на радостной ноте.

Татьяна и Сергей Никитины


Татьяна и Сергей Никитины: «Это и есть культура в массы!»

Татьяна Никитина

— Выступить на фестивале классической музыки — большая честь для нас, поскольку сами мы принадлежим к авторской поэтической песне: стараемся найти свою интонацию в интерпретации стихотворений с помощью музыки Сергея и нашего исполнения. С самых первых шагов на сцене мы стремились к высокому профессиональному уровню. Возможно, поэтому композиторы и классические исполнители всегда уважали нас и привечали композитора Сергея Яковлевича Никитина. Приглашение на такой фестиваль — знак того, что нас принимают по-настоящему серьёзные музыканты.

Мне кажется, в нашей стране нет достаточно широкой пропаганды высокого искусства. Когда в Центральном парке Нью-Йорка люди лежат на траве, а выдающиеся симфонические оркестры бесплатно играют для публики великую музыку, это и есть культура в массы. В Елабуге произошло то же самое: музыканты мирового уровня играли, а люди по желанию и велению души приходили и слушали. Ведь это дорого стоит! При том, что среди зрителей царила весьма вольная обстановка, большинство из них сидели на траве, музыкантам не было ни малейшей скидки. Концерты такого уровня составили бы честь любому из лучших залов мира. Фестиваль в маленьком городке Елабуга показал, как должно быть в России. Последовать этому примеру может любой российский город, если есть желание и понимание того, как важно преподнести настоящее высокое искусство людям.

Даже в грозу зрители продолжали слушать концерт


В Елабуге объединились музыканты высокого полёта и прекрасные организаторы, которые стали друзьями. И всё оказалось замешано на огромной любви к искусству и взаимном уважении. Вот пошёл дождь стеной. Народ начал было расходиться, но на сцену вышел Борис Березовский — пианист, которого ждут в лучших концертных залах мира! Сел за рояль и начал играть так, словно вынул из себя душу и подарил её людям. Это дорого стоит. Особенно сейчас, когда всё вокруг переместилось в плоскость коммерции. А здесь мы попали в царство подвижничества и служения искусству.

Сергей Никитин

— Для меня главное, что организаторы фестиваля проявили уважение к публике. Отнеслись к людям не как к толпе, которой понятны лишь два притопа и три прихлопа, а как к личностям, стремящимся совершенствоваться, приобщиться к высоким образцам культуры и искусства. И зрители с благодарностью почувствовали это, оценили. Уважение к человеческому достоинству каждого, обращение к самому лучшему, что есть в людях, — это из жизни общества, в котором мы хотели бы жить, но пока не получается, к сожалению. А здесь получилось! Хотя бы на четыре дня.

Сегодня на российской эстраде присутствуют две крайности: с одной стороны — сфера обслуживания, с другой — сфера служения. Участники фестиваля «Летние вечера в Елабуге» проявили именно служение людям, искусству и, извините за громкие слова, Отчизне. Потому что с таким огромным уважением и любовью относиться друг к другу, коллегам-музыкантам и всем зрителям, нашим соотечественникам, — это и означает служить Родине.

Игорь Лерман — руководитель Камерного оркестра из города Набережные Челны


Игорь Лерман: «Березовский сыграл красивый финал»

— Вы — один из организаторов фестиваля. Удалось ли осуществить задуманное?

— Если хочешь устроить настоящий праздник, то лучше и быть не может! Казалось, только вчера мы сочиняли программу фестиваля, а сегодня он уже завершился… Жаль, время быстротечно. Надо жить и радоваться каждой минуте — вот, пожалуй, главный вывод, который я сделал по окончании фестиваля в Елабуге, где соединилось всё: высочайший профессионализм организаторов и музыкантов, постоянная смена декораций на сцене и в природе. Солнце и дождь. Мы опасались, что из-за погодных условий вообще ничего не состоится. Молились всем богам и… небо нам благоволило. Три дня вопреки прогнозам светило солнце. А то, что на четвёртый день в грозу и проливной дождь музыканты и зрители не дрогнули перед стихией, — это великая память. Конечно, если бы не Березовский, такого красивого финала не получилось бы. Он не просто великий музыкант. Все звёзды на погоны — «самый востребованный в мире…» и прочее — он давно получил. Боря просто классный. Вышел и сыграл один вальс Шопена, другой… И даже те люди, которые в жизни не знали, что есть такой композитор Шопен, стояли под дождём и слушали! А ведь в Бориса да и в любого из зрителей могла ударить молния. И мы никогда бы себе этого не простили…

Пианист Борис Березовский — художественный руководитель фестиваля


А когда гроза миновала, Борис вытолкнул на сцену скрипача Павла Милюкова в разноцветных шортах. Когда все промокли насквозь, наплевать на пресловутый дресс-код. Я не представлял, как елабужский или челнинский зритель будет слушать Сонату-балладу №3 Эжена Изаи. У этих людей нет опыта слушания сложного музыкального материала. Но как сыграл Паша! Даже я, скрипач, знающий в этой балладе каждую ноту, был поражён. И как его приветствовали люди! За четыре дня публика приняла огромную дозу серьёзной музыки. «Крейцерову сонату» Бетховена, квинтет Брамса, квинтет «Форель» Шуберта, Концерт №1 Рахманинова публика не просто слушала, она визжала от счастья. И я понял, что недооценивал своего зрителя.

Без Татьяны и Сергея Никитиных не могло быть гармоничного финала. Я хотел, чтобы именно они закрыли фестиваль. Почему музыка, которую сегодня называют классикой, пережила века? Потому что она искренняя, написанная от чистого сердца. И мне было важно, чтобы искренние, задушевные песни в исполнении Никитиных завершили музыкальный марафон. Я видел восторженные лица зрителей, слушавших Татьяну и Сергея, и у меня в глазах стояли слёзы.

В 1980 году я влюбился в Елабугу. Однажды пешком пришёл в этот город через плотину из Набережных Челнов, шёл полдня… Мне нравилось пройтись по старинным улочкам XIX века, постоять на высоком берегу Камы, где время будто остановилось. Давно мечтал поиграть с Березовским, но не знал, чем его заинтересовать. И я привёл его сюда, на Шишкинские пруды: «Давай проведём в Елабуге фестиваль, тебе здесь нравится?» И он тоже влюбился в это место. Потом прислал СМС: «В июле меня приглашают в Рим, ответь точно: фестиваль в Елабуге состоится?» Отвечаю: «Ничего не могу гарантировать. Выбирай надёжный для тебя вариант». А он мне написал: «Предпочитаю Елабугу». Я мечтал об этом празднике 38 лет. Всё в жизни сбывается, надо только уметь ждать.

Более 40 000 зрителей побывали с 12 по 15 июля на Шишкинских прудах


Фотографии предоставлены Елабужским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



За флажки

Семидесятые годы были не только удивительно спокойным десятилетием в русской истории ХХ века — это было время убожества и скудости. Высоцкий выламывался из него, стоял поперек. Два «мерседеса» и жена-француженка так же возмутительны, как недельные запои, заграничные диски, готовность качать права и дать в морду.

08.02.2018 16:00, Сергей Кузнецов


Возвращение «Возвращения»

XXI фестиваль камерной музыки «Возвращение», Рахманиновский и Малый залы Московской консерватории, 9 – 15 января 2018 года

Фестиваль камерной музыки «Возвращение», недавно прошедший уже в двадцать первый раз, без сомнений можно назвать одной из добрых московских музыкальных традиций. Цикл из четырёх концертов, раз за разом «возвращающийся» в столицу, несомненно, получил признание у слушателей — билеты раскупаются за несколько месяцев до начала фестиваля, залы на самих концертах переполнены.

28.01.2018 16:00, Артем Пудов


Оркестр с молодёжным задором

Московский молодёжный камерный оркестр успешно выступил на фестивале во Франции

Париж перед Рождеством сказочно прекрасен! Именно таким, волшебным и сверкающим, его увидели юные оркестранты Московского молодёжного камерного оркестра, прекрасно выступившие на фестивале «Артистические семьи и династии» / Lignée d'Artistes, который вот уже пятый год подряд проходит в городке Таверни, что в 22 километрах от Парижа.

30.12.2017 16:00, Лилия Ященко


Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

26.11.2017 14:54


«Грезы любви»

Ноктюрн Ференца Листа, посвященный Каролине Витгенштейн

В феврале 1847 года Ференц Лист, знаменитый во всей Европе 36-летний пианист-виртуоз и композитор, давал концерты в Киеве. Одной из слушательниц на концерте в зале Киевского университета св. Владимира была Каролина Петровна Витгенштейн. 28-летняя женщина была женой князя Николая Сайн-Витгенштейна, однако брак этот был неудачным, и после рождения дочери Марии супруги уже несколько лет жили врозь.

08.11.2017 19:00, izbrannoe.com


И медные трубы

VII Международный фестиваль медного духового искусства Brass days приближается к своей кульминации – гала-концерту, который пройдет 4 ноября в Большом зале консерватории. В его преддверии нам удалось встретиться с основателем и художественным руководителем фестиваля Владиславом Лавриком и побеседовать о самореализации, новой музыке и о рыбной ловле.

03.11.2017 00:45, Светлана Остужева


Медь дороже золота?

В Туле проходит VII Международный музыкальный фестиваль медного духового искусства BRASS DAYS

«Вчера в Туле был такой классный концерт! Открыли фестиваль BRASS DAYS под руководством дирижёра и трубача Владислава Лаврика, а солировал пианист Борис Березовский», – услышали мы с дочерью, стоило лишь переступить порог родной музыкальной школы. Вот так-то! Пока мы доехали от Тулы до Москвы на машине со скоростью 120 км/ч, «сарафанное радио» уже известило в первопрестольной о том, что открытие фестиваля BRASS DAYS прошло на ура!

10.10.2017 15:00, Лилия Ященко


Пока я помню, я – живу

Два концерта-реквиема – посвященный жертвам геноцида армянского народа и в память погибших в Чернобыльской катастрофе – дал в конце апреля Российский национальный оркестр. Прославленный коллектив преобразил великую музыку в хранилище кода человеческой памяти.

02.05.2017 11:31, Виктория Пешкова


«Ты не радуйся, Дума, ты задумайся, Рада»

Новый альбом «Военный Храм» Василия К. и «Интеллигентов» – одно из самых прямых и последовательных антивоенных высказываний в современной русскоязычной музыке

Один из самых нетипичных для российской независимой сцены персонажей, выпускник Мурманского музыкального училища Василий К. в 90-е годы уехал в Швецию, где защитил диплом музыковеда по русскоязычной рок-музыке и много играл – и один, и с группой Kürten. Вернувшись в Россию в нулевые, собрал коллектив с самоироничным названием «Интеллигенты». Стал известен ценителям песен на русском языке благодаря самобытным текстам и разнообразию аранжировок в диапазоне от непричёсанного гитарного рока до психоделической танцевальной электроники. Параллельно Василий экспериментирует в области авангарда, записываясь с музыкантами со всего мира и скрещивая рок-н-ролл с атональной импровизацией. Прямая речь Василия – о войне, обществе, Европе, положении независимых исполнителей в цифровую эпоху и собственно о музыке – сложной и простой.

25.02.2017 16:00, Василий К., Евгений Механцев


Для прогрессивного человечества

Николай Луганский и Михаил Плетнёв исполнили Первый концерт Брамса и Десятую симфонию Шостаковича

Имена Николай Луганский и Михаил Плетнёв на афише — для слушателей верный знак прекрасного концерта, для организаторов — верный способ собрать полный зал. Так и было 15 февраля в Большом зале Консерватории: зал был совершенно полон — на ступеньках сидели не только студенты, но и люди, которые давно покинули студенческую скамью.

23.02.2017 19:00, Надежда Игнатьева






 

Новости

Писатель Эдуард Успенский умер в Москве на 81-м году жизни
В Москве на 81-м году жизни скончался известный советский и российский писатель Эдуард Успенский.
Умерла переводчик книг о Гарри Поттере Мария Спивак
Переводчик книг о Гарри Поттере Мария Спивак умерла в пятницу, 20 июля, в возрасте 55 лет.
В Центре шахматной культуры и информации (ЦШКИ) ГПНТБ России пройдет вечер «Корифеи сербских шахмат»
Вечер «Корифеи сербских шахмат», приуроченный к Международному дню шахмат, пройдет в Центре шахматной культуры и информации (ЦШКИ) ГПНТБ России 19 июля. Среди почетных гостей мероприятия ожидаются 10-й чемпион мира по шахматам Б.В. Спасский, а также Чрезвычайный и полномочный посол Республики Сербии в России Терзич Славенко.
В Британии нашли сценарий Кубрика, потерянный 60 лет назад
В Британии обнаружили сценарий Стэнли Кубрика по новелле Стефана Цвейга «Жгучая тайна», считавшийся утерянным. Находку сделал Натан Абрамс, профессор кинематографии Бангорского университета в Уэльсе. Об этом пишет The Guardian.
Проект «Открытая библиотека» представлен на конференции «Петербургские коллегиальные чтения – 2018»
27 — 29 июня 2018 года в Санкт-Петербурге в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого состоялась 20-ая Научно-практическая конференция на тему: «Интеллектуальная собственность: теория и практика», которую проводила Санкт-Петербургская коллегия патентных поверенных. В ходе работы конференции были рассмотрены теоретические и практические вопросы правовой охраны интеллектуальной собственности и защиты интеллектуальных прав.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.