В Белоруссии перестали транслироваться пять ведущих российских телеканалов: «Первый канал. Всемирная сеть», «РТР-Планета», «НТВ-Мир», РЕН ТВ и ТВЦ International. Российские СМИ, заявили белорусские чиновники, отбирают у местных рекламные бюджеты. Меж тем эксперты говорят, что имела место политическая составляющая вопроса.
Государственное белорусское информагентство заявило, что с инициативой отключения российских телеканалов выступили белорусские кабельные операторы. На то есть две экономические причины: во-первых, владельцы российских каналов подняли плату с белорусских партнеров за ретрансляцию своего телесигнала; во-вторых, исконно белорусские каналы (Общее национальное телевидение, Белорусское телевидение, ЛАД, Столичное телевидение) недополучают рекламных бюджетов. Дело в том, что белорусы предпочитают российские телеканалы местным, а потому рекламные компании Белоруссии активно покупают рекламное время у них, а не у своих каналов. Кроме того, если за право транслировать российские каналы в белорусских кабельных сетях платят белорусские операторы, то, как отметил помощник министра информации Виктор Козлов, «чтобы ретранслировать канал Беларусь-ТВ в кабельных сетях Москвы, с нас кабельные операторы потребовали 45 млн долларов». Он также подчеркнул: «Политической подоплеки в этом решении нет».
Меж тем Белоруссия стала в один ряд с Грузией, Эстонией и Украиной в список стран, чьи власти искусственно запретили своим жителям смотреть российские телеканалы. Все три явно сделали это не по экономическим соображениям.
Официальная позиция Минска в целом может вполне соответствовать действительности: уже более года Мининформ страны твердит о том, что государственные СМИ (как телеканалы, так и пресса) должны выйти на самоокупаемость и прекратить кормиться с госбюдждета. При этом чиновники неоднократно намекали, что государство продолжит оказывать подконтрольным им СМИ административную поддержку, а вот денежную пора бы и прекратить. В этом свете борьба за рекламные бюджеты с российскими телеканалами не выглядит такой уж и фикцией.
Решение о прекращении трансляции российских телеканалов в Белоруссии приняло местное министерство информации. О нем было озвучено на собрании телекоммуникационного отраслевого союза кабельных операторов.
Замминистра информации Белоруссии Александр Слободчук поспешил заверить общественность в том, что ее интересы не пострадают: «НТВ-Беларусь» покажет самые интересные развлекательные передачи «НТВ-Мир», «РТР-Беларусь» — своей «Планеты», а ОНТ (часть эфира заполняет телепередачами ОРТ) — ряда других. Слободчук также добавил, что российские телеканалы надо было закрыть давно, а то они нередко «нарушают белорусское законодательство: рекламируют алкоголь, табачные изделия, эротические услуги».
Еще одна формальная причина отключения российских телеканалов — несоответствие лицензий российских телеканалов новому белорусскому закону о СМИ, вступившему в силу 8 февраля 2009 года. Несоответствия там незначительные, однако, как заявил помощник министра информации Виктор Козлов, российские компании не сделали ничего, чтобы их исправить.
Как говорят белорусские чиновники, решение было не спонтанным, а принималось после согласования с министром связи и массовых коммуникаций РФ. В то же время для российских телеканалов, как и для белорусской общественности, решение оказалось неожиданным. Более того, российская сторона посчитала его необоснованным — об этом свидетельствует тот факт, что посольство РФ в Минске потребовало от МИД Белоруссии официальных объяснений. Их, правда, не последовало.
До сих пор эксперты гадают, что это было. Что интересно, российские каналы перестали быть доступны и абонентам кабельного ТВ, которые платят за право смотреть эти телеканалы, — а это уже прямо указывает на то, что без политической подоплеки в этом решении не обошлось.
Практически все белорусские политологи сходятся во мнении, что закрытие телеканалов — реакция не только на худеющие счета местных телеканалов, но и на нежелание Москвы выделить Белоруссии кредит в размере 100 млрд российских рублей и вследствие этого развернувшаяся между государствами информационная война.
Кроме того, Лукашенко остался недоволен тем, что Белоруссия «никак не представлена на медиапространстве России»: «А если и представлена, то президент — идиот и дети у него ненормальные, жулики и проходимцы. Даже дошли до этого пятилетнего малыша (младший сын А. Лукашенко Николай, которому не так давно исполнилось пять лет и которого Лукашенко сейчас водит с собой на все (!) официальные мероприятия), искромсали вдоль и поперек. Что это за такое отношение к главе государства?» И добавил: «У нас хоть одно плохое слово в адрес Медведева или Путина вы слышали? Нет. Даже оппозиционеры эти отмороженные, когда начинают что-то писать о России, то мы это сразу пресекаем».
Кстати сказать, прецедент на этой почве не единственный: осенью 2007 года Лукашенко лишил аккредитации журналистов российского «Коммерсанта» и «Московского комсомольца» на саммит СНГ в Минске. Причин недоверия российской прессе никто не скрывал: ими стали факты публикации материалов, порочащих страну — хозяина саммита. Тогда в знак солидарности с коллегами почти все российские журналисты, аккредитованные в стране на время саммита (в том числе и журналисты так называемого кремлевского пула), устроили демарш и уехали из страны, не дождавшись итогов мероприятия. По неофициальной информации, курсировавшей в белорусских СМИ, недовольство Лукашенко вызвали материалы «Коммерсанта» по освещению газового конфликта с Белоруссией, а также публикация в «МК» под названием «У Лукоморья змий зеленый. Родня Лукашенко спивается».
Вместо российских телеканалов белорусам предложили смотреть китайские и азербайджанские. Так, 6 апреля начал вещание четвертый канал Центрального телевидения Китая (CCTV4). По слухам, к лету 2009 года в Белоруссии начнут вещание также пара азербайджанских государственных телеканалов — об этом якобы Лукашенко договорился во время своего официального визита в эту страну осенью 2008 года.
Сами телезрители оказались явно не в восторге от решения своего министерства информации. Так, 30-летний учитель русского языка в одной из минских школ Леонид Листовый говорит, что в субботу ему не удалось посмотреть Top Gear на РЕН ТВ. И добавляет: «Решение, как мне кажется, и экономическое, и политическое. С одной стороны, я почти не смотрю белорусские телеканалы, потому что на них нечего смотреть, и поскольку таких, как я, сотни тысяч, вполне уместно лишить нас права выбора. С другой стороны, российские СМИ в новостях о Лукашенко часто перегибают и рассказывают о том, о чем простым белорусам знать нежелательно, особенно в последнее время. Так что я не стал бы говорить, что имела место только одна причина».
«Этот акт я рассматриваю в контексте наших отношений с Россией в целом, когда на словах говорится о дружбе, о Союзном государстве, а на деле происходит прямо противоположное, — говорит известный белорусский публицист Семен Букчин. — В нашей стране ничего не делается без решения сверху. Вы понимаете, у нас даже сторожа районной бани не назначают без разрешения президента».
«Все подобные решения в Белоруссии принимаются только президентской администрацией и никак иначе, — говорит заведующий отделом Белоруссии Института стран СНГ Александр Фадеев. — Более того, когда информация о закрытии прошла по кабельным белорусским сетям, сами представители каналов еще долго не могли как-то прокомментировать новость, были обескуражены, поскольку принятое решение озвучивалось с самых высоких трибун».
По мнению Фадеева, экономические объяснения — это лишь придуманный повод, на самом же деле история с отключением имеет чисто политическую подоплеку. В пользу этой версии говорит и тот факт, что российские каналы «вырубили» слишком уж синхронно, отключили их даже от кабельных сетей. «Здесь чистая политика, а не экономика, — объясняет Фадеев. — Белоруссия устремилась в программу Евросоюза «Восточное партнерство», хочет стать там с 7 мая полноправным членом. Кстати, 2 апреля, на следующий день после отключения, открылась весенняя сессия палаты представителей Нацсобрания Белоруссии, на которой не произошло анонсированного решения вопроса о признании Южной Осетии и Абхазии. Ведь руководство ЕС четко дало понять белорусам, что признание этих территорий нежелательно. Белорусские власти не хотели, чтобы критика их действий доходила до телезрителей. И это не первые подобные меры, там и ранее отключали другие российские СМИ. Некоторое время назад из белорусского эфира пропал ТВ Центр, который был единственным каналом, вещавшим в стране напрямую, без белорусских вставок, купюр и местной рекламы».
Почему российские каналы так достали Батьку, что тот решил устроить им массовую экзекуцию? Ответ прост — действительно достали! За несколько дней до первоапрельских событий РЕН ТВ в вечернем информационном блоке показал сюжет о «маленьком принце» — младшем сыне президента Лукашенко, пятилетнем Коле. А неделей раньше под обрезание попала программа «Прожекторпэрисхилтон», в которой Иван Ургант, Александр Цекало, Сергей Светлаков и Тигран Кеосаян поглумились над недавним визитом Лукашенко в Ереван: во время официальных переговоров с президентом Армении белорусский лидер держал на руках Колю, из чего телевизионщики сделали вывод, что Батька «в кризис экономит на няньке», и назвали его «усатым нянем». Еще одна шутка касалась фамилии Коли.
— Кстати, как зовут сына? — спросил Ургант.
— Пятилетний Коля стал участником президентских переговоров, — зачитал ему предложение из статьи в «МК» Светлаков.
— Странная фамилия у Коли — Пятилетний.
— У него каждый год фамилии меняются.
И, как говорится в таких случаях, все засмеялись. Кроме, разумеется, Лукашенко. На белорусском ОНТ (на нем вещал российский Первый канал) две минуты шуток про Колю, как и ожидалось, вырезали.
Отключение российских телеканалов под различными предлогами не раз происходило и в других бывших советских республиках. В Грузии во время войны с Россией в августе прошлого года было блокировано вещание всех российских телеканалов. Кстати, непонятная ситуация складывается сейчас с российскими телеканалами и на Украине. Правда, 17 апреля Нацсовет по телевидению и радиовещанию объяснил, что на самом деле он вовсе не запрещал трансляцию в стране Первого канала и «Цифрового телесемейства», а лишь только попросил их, чтобы они привели свою деятельность в соответствие с украинским законодательством: убрали, скажем, рекламу алкоголя с дневного эфира и пр. «Мы заинтересованы, может, даже больше, чем они, чтобы кто-то из зарубежных вещателей первым получил нормальное спокойное легальное разрешение на работу на Украине и был абсолютно уверен в том, что никто никогда не сможет, как в Белоруссии, взять и сказать: до свидания, российское телевидение!» — заявил ответственный секретарь Нацсовета Владислав Лясовский.
Ранее сообщалось, что совет обязал кабельных операторов прекратить трансляции передач компании «Первый канал. Всемирная сеть» до 1 июня. Претензии предъявлялись и раньше, они касались несоблюдения украинского законодательства о рекламе, морали и авторских правах, а также требования сопровождать все передачи субтитрами на украинском языке. Наблюдатели говорят, что на Украине просто началась предвыборная борьба за телепространство, схватка завязалась между командами Ющенко и Тимошенко. Президентская рать, к слову сказать, якобы традиционно пытается влиять на телепространство через Нацсовет, половина членов которого назначаются Верховной радой, а еще половина — лично Ющенко.
Читать @chaskor |