Подписаться на обновления
30 июляСуббота

usd цб 67.0512

eur цб 74.3799

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд 
Элина Войцеховская, Париж   понедельник, 28 марта 2011 года, 09.00

Лукас Кранах: чистота, буржуазность и золотой век искусства
Выставка в парижском Люксембургском музее


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Мистик Дюрер прожил жизнь в сомнениях. Практичный Кранах прекрасно чувствовал, что и когда нужно делать. Чего бы ни касалась его рука — кисти или кошеля с деньгами, — результаты оказывались превосходными.

Люксембургский музей долго пробыл на ремонте, и к тому времени, когда была анонсирована экспозиция «Кранах и его время», многие парижане успели разувериться, что помещение вообще возвратится к статусу выставочного зала.

Отметим, что идея «дворцы — народу» ничуть не революционна или по меньшей мере являет собой радикальный плагиат: Люксембургский музей, построенный в регентство Марии Медичи, был открыт в качестве выставочного зала для широкой публики в 1750 году, намного раньше Лувра, превращённого в музей в недоброй памяти 1793 году.

Без язв

Лукас Кранах был художником из народа, но не для народа. Непризнанность, сомнения в своих силах, творческие метания и, наконец, постоянное безденежье или, как сомнительная альтернатива, цеховые междоусобицы — все эти артистические язвы обошли Кранаха стороной.

Франкфуртскому Stadel Museum в конце декабря прошлого года крупно повезло — супруги Барбара и Эдуард Боукамп передали в дар музею уникальную картину знаменитого мастера эпохи барокко Джованни Гверчино «Мадонна с младенцем», датированную приблизительно 1621 годом.

Он родился крепким сметливым бюргером и оставался им всю свою долгую жизнь, несмотря на между делом полученное дворянское звание.

Кранах был придворным живописцем, служил самым могущественным и нетривиальным вельможам своего времени и переживал своих высокорожденных заказчиков одного за другим.

Место работ Кранаха — в настоящих дворцах или уж в таких дворцах, где гарь от революционных костров удалось оттереть и закрасить.

Современный зритель — это не люмпен с открытым ртом, не забывающий поскрести корявым ногтем позолоту на каких-нибудь завитках.

Современный зритель знает, что даже чистое искусство поддаётся анализу. Вот на такого-то зрителя, для которого не в новинку ни полотна Лукаса Кранаха, ни дворцы во всех их функциях, и рассчитана экспозиция.

Даже самый случайный из посетителей выставки вспомнит если не изысканно-рахитичных ню на густом тёмном фоне, то серию портретов Мартина Лютера или Филиппа Меланхтона, воспроизведённых во всех учебниках новой истории.

Ничего удивительного, наследие Кранаха огромно — около пяти тысяч картин, вышедших из-под его собственной кисти и из-под кисти художников его мастерской (авторство не всегда удаётся установить), и крупнейшие художественные галереи мира обычно имеют в своих коллекциях одну-две картины Кранаха.

Кроме того, основные картины растиражированы в миллионах репродукций и, наконец, оцифрованы и доступны онлайн в тончайших деталях.

Возможно, именно последнее обстоятельство способствует демократизации «живых» экспозиций: никаких верёвок, натянутых за полтора метра от экспонатов; к картинам можно подойти вплотную.

Возможность микровзгляда — одна из примет времени, так же как и необходимость макровзгляда, объясняющего контекста.

Контекст

Итак, займёмся контекстом. Лукас Кранах родился в 1472 (по другим сведениям — 1475) году в Верхней Франконии, в городке Кронах, от которого и происходит его фамилия.

О детстве и юности Кранаха практически ничего не известно. Фамилия его отца была то ли Мюллер, то ли Молер, то ли Малер. Впрочем, Малер — возможно, не фамилия, а род занятий: художник. Известно, что начальное обучение Кранах получил от отца.

Из школы отцовской Кранах попадает в дунайскую школу — этим термином в конце XIX века названо художественное направление, существовавшее в Вене при дворе императора Максимилиана I.

Именно в Вене Лукас из Кронаха стал подписываться как Lucas Cranach, на латинский манер заменяя «K» на «C». Кранах провёл в Вене четыре года. То ли к началу венского периода, то ли к концу относится поездка в Нюрнберг и знакомство с Дюрером.

История вяжет первый (из известных нам, конечно) интересный узел: Кранах (1472—1553) и Дюрер (1471—1528) были практически ровесниками, писали одних и тех же властителей и могли бы стать идеальными Кастором и Поллуксом немецкого Ренессанса, если бы оба не оказались бессмертны.

Дюрер — больше, чем просто художник, он полимат, ренессансный homo universalis. Кранах же заполняет своим крепким немецким телом и не менее крепким духом звание художника до последнего укромного закоулка. Ничего не торчит наружу, никаких провалов и пробелов. Чистое искусство — буржуазная концепция.

В немецком Ренессансе её практикует не мистик Дюрер, а крепко стоящий на земле бюргер Кранах. Так случается нередко: там, где на первый взгляд наблюдается прозрачнейшний пуризм, нужно предвидеть клубок противоречий.

У Кранаха не найдёшь оригинальных сюжетов. Все они заимствованы у коллег, и выставка даёт прекрасно это почувствовать.

Дюреровская меланхолия — продуктивное кабинетное состояние, оттенённое приличествующими случаю предметами. Кранаховская меланхолия — банальная грусть. Собака, ангелы, шар — все дюреровские детали повторяются и у Кранаха, но, кажется, единственная их цель — заполнить плоскость деревянной панели.

Новаторство Кранаха — только в стиле, и именно это — узнаваемость стиля — делает его художником Нового времени, а не специфические биографические обстоятельства.

Другие узлы

История завязывает ещё один интереснейший узел: в одно время и в одном месте оказываются величайший художник своего времени и величайший разрушитель — и всё это при дворе очень нетривиального правителя.

Впрочем, тут обошлось без руки судьбы: курфюрст саксонский Фридрих III Мудрый пригласил к Виттенбергскому двору обоих: и художника, и теолога.

Отсюда немалое количество портретов Лютера в разных возрастах жизни и в разных социальных и религиозных статусах. В тот момент, когда у отлучённого Лютера начинала зарастать ненужная теперь тонзура, Реформацию ещё можно было остановить. Католической церкви следовало бы предать анафеме Фридриха Мудрого.

Кранах и здесь показал себя настоящим художником: он рисовал своих святых и ангелов, и тут явился Реформатор (на деле же Революционер), и живописец не бросает на дорогу свои краски, не посыпает голову пеплом и не пытается пройти сквозь игольное ушко нового благочестия.

Моне сделал для Франции, её самоописания и самоощущения, хоронящегося внутри мощных исторических потоков и порывов, столько же, сколько сделал для формирования российской литературы и общественной мысли Лев Толстой.

Он продолжает рисовать, достигая максимально допустимой сюжетной свободы да отдавая долг портретам Лютера в чёрных шапках, но оставаясь добрым католиком в той мере, какая была необходима, чтобы не перекрыть доступ к церковным заказам.

Дюрер тоже отреагировал на явление квазимессии практическим образом, хотя влияние Лютера на Дюрера не было таким уж большим.

Как и следовало ожидать, изысканный и просвещённый Дюрер не слишком увлёкся грубоватыми теориями мужлана Лютера. Но всё-таки Лютер оказывает кое-какое воздействие и на Дюрера, а именно психотерапевтическое.

Дюрер, как человек творческий, не был свободен от терзаний, метаний и глубокой удручённости. По Лютеру же, человеческая печаль есть воздействие тёмных сил и, следуя этой логике, нужно гнать от себя любую грусть, постоянно поддерживая себя в жизнерадостном состоянии.

Приходится признать, что Лютер — настолько мощная фигура, что интересен и полезен самым разным людям, порой совсем неглупым.

Учение Лютера оказалось достаточно универсальным, чтобы закрывать прорехи в индивидуальных, вовсе не протестантских мировоззрениях. Это только одно из противоречивых свойств протестантизма.

Не прелюбодействуй!

Казалось бы, протестантизм — учение морализаторское, ничего общего не имеющее с мистикой. Тем не менее протестантская мистика вполне существует, пусть исключительно теоцентрическая и ещё дальше отодвигающая человека от небес.

Протестантизм угрюм, антиэротичен, но его родоначальник отступил от целибата, был счастлив в браке и имел шестерых детей. (Кранах неоднократно писал и Катарину фон Бора, жену Лютера.)

Протестанты варварски забеливают фрески, выламывают статуи. Тем не менее все прекрасные в своей неправильности и своей каноничности, светящиеся на тёмном фоне тела богинь и граций написаны в эпоху Реформации, благодаря ей и вопреки ей.

На репродукциях не всегда заметно, что тёмный фон не так уж однороден: на нём масса выписанных золотом предупреждений в духе «Не прелюбодействуй».

Искусство, пытаясь распространиться на сопредельные области, переливается через край и порождает кризисы. Чистое искусство преспокойно допускает существование в бэкграунде занятий, казалось бы, несовместных.

Мистик Дюрер прожил жизнь в сомнениях. Практичный Кранах прекрасно чувствовал, что и когда нужно делать. Чего бы ни касалась его рука — кисти или кошеля с деньгами, — результаты оказывались превосходными.

При случае Кранах купил аптеку, книжную лавку, виноградник и издательский дом. Дюрер находился под влиянием итальянцев. Кранаху было достаточно влияния Дюрера.

В 1524 году Кранах вновь наносит визит Дюреру в Нюрнберге, результатом служит портрет Кранаха, выполненный Дюрером в технике серебряной иглы.

В 1528 году Дюрер умирает, а Кранах становится городским советником, позже — бургомистром. Дюрер, хотя и был женат, умирает бездетным.

У Кранаха было пятеро детей. Только один из них — Ганс Кранах — умер молодым, успев, впрочем, стать признанным художником.

После кончины Ганса крылатая змея — фирменная подпись мастерской Кранаха — чуть опускает крылья, прежде гордо поднятые вверх, но мастерская продолжает работать в полную мощность.

Даже политические пертурбации неспокойной эпохи отец и младший сын сумели использовать к собственной выгоде. Лукас Кранах Старший следует за попавшим в опалу герцогом Иоганном Фридрихом Великодушным, своим тогдашним заказчиком, в Аугсбург, где помимо прочего заводит знакомство с Тицианом.

Тем временем Лукас Кранах Младший возглавил мастерскую отца в Виттенберге, впоследствии его сын и внук продолжили династию.

Три дочери мастера Кранаха удачно вышли замуж и, насколько о них известно, прожили долгую жизнь. Бонус: от Барбары Кранах по прямой линии происходит мать Гёте, так что Гёте — потомок Кранаха в седьмом колене.

И ещё один бонус: по всей видимости, у Кранаха всё-таки есть оригинальная идея, причём далеко не тривиальная. Картина «Золотой век», к сожалению, не входит в экспозицию, хотя и существует в нескольких вариантах.

Нагие парочки, нежащиеся на изумрудной траве, могут позволить себе столь прекрасное времяпровождение не потому, что зла не существует, а потому, что от внешнего мира их отделяет надёжный забор.

Кажется, искусствоведам так и не удалось установить, где Кранах позаимствовал идею забора.

Золотой век — понятие не хронологическое и не мифологическое. Золотой век есть всего лишь умение отделить себя от ужасающе перманентной тщеты мира.

Кажется, в этом и состояло главное дарование Кранаха, а остальное — техника. Отсюда ещё одно, прикладное значение выставки, которое наверняка бы одобрил мастер Кранах: нужно учиться не только на чужих ошибках, но и на чужой безупречности.

Выставка «Кранах и его время» открылась в Париже в Люксембургском музее 9 февраля, продлится до 23 мая и пока, как ни странно, не собирает больших очередей.

Март 2011, Париж




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Возвращение блудного сына

410 лет назад, 15 июля 1606 года родился Рембрандт

Он посмотрел на себя в зеркало: лицо в морщинах, волосы поседели, усы висят редкими, смешными прядками. В мастерской ужасно холодно (печку вчера унёс крикливый жадный кредитор). Накинув на плечи старую шубу, подошёл к окну.

15.07.2016 20:00, Игорь Фунт


Юдит Турба: «Терпкий привкус счастья»

И ничего себе интервью! – подумала я в какой-то момент, разглядывая идиллические пейзажи в окне, превосходные виды из ее мастерской – добротные, будто рассыпанные по склону холма домики немецкой деревушки, где живет прекрасная художница, утверждающая, что готова спрятаться от мира для того, чтобы ничто не отвлекало ее от работы, в которой она только тем и занимается, что отражает этот самый так раздражающий ее мир с большой любовью и симпатией.

11.06.2016 18:00, Светлана Храмова


Легка на подъем

Любовь с первого взгляда, да еще взаимная… Такое случается не с каждым. Марку Шагалу повезло, и художник хорошо это знал. Картина «Прогулка» — о том, что теперь у него есть все для счастья.

08.05.2016 14:23, Семен Мартынов для журнала «Вокруг света»


Допинг-контроль №7

Заключительная беседа профессора Новой Академии Дениса Егельского и нового романтика Дмитрия Мишенина

«Когда я вижу все это, то понимаю, почему гениальный художник Александр Исачев, создатель белорусской психоделии, оказался не у дел в Петербурге 70-х годов и был вынужден жить в нищете и потом вернуться на Родину непризнанным чванливыми ленинградскими хиппи. Понимаю, почему Константин Васильев, автор русской готики, считался нацистом и был немодным в среде московской арт-тусовки, которая тяготела к концептуальному арту. Оба они изображали красивых русских. Волшебных русских. Иконопись, мистика, окутанная тайными знаниями ангелоподобная нация. В общем, все, что можно назвать Made in Beautiful Russia».

17.02.2016 20:00, Дмитрий Мишенин


От Яна ван Эйка до Билла Стоунхэма

18 самых странных картин в истории мировой живописи

Есть произведения искусства, которые словно бьют зрителя по голове, ошарашивая и изумляя. Другие затягивают в раздумья и в поиски смысловых слоев, тайной символики. Некоторые картины овеяны тайнами и мистическими загадками, а другие удивляют непомерной ценой.

21.01.2016 02:32


Внешний взгляд на плоть

Елена Яичникова о теле в современном искусстве

Портрет — главный жанр европейского искусства, ведь антропоцентризм западной мысли находил свое воплощение в художественных практиках во все времена. При помощи 10 современных художников, активно использовавших плоть в своих исследованиях, искусствовед Елена Яичникова рассказывает о том, как сюжеты XX века изменили модальность изображаемого тела.

01.12.2015 13:00, Андрей Носков


Предстал в новом цвете

Кустодиев: когда созидательное важнее физического

Как опухоль спинного мозга, операция и жизнь в инвалидном кресле не помешали Борису Кустодиеву создать свои самые яркие и жизнерадостные картины. Такие дела

23.09.2015 19:00, Мария Микулина


Художник из ниоткуда

Карл Вальдман: неизвестный художник или фееричная иллюзия

В Германии расследуют дело о несуществующем художнике, который годами дурачит арт-мир.

11.09.2015 16:00, Влад Маслов


Хроники гражданской войны

"Окна РОСТА" — плакаты Владимира Маяковского

«Это протокольная запись крупнейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов. Это телеграфные вести, моментально переданные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные на частушки, это новая форма, выведенная непосредственно жизнью, это те плакаты, которые перед боем смотрели красноармейцы, идущие в атаку, идущие не с молитвой, а с распевом частушек».

30.07.2015 19:00, Максим Кантор


Цветы и грезы Ар Нуво

155 лет назад, 24 июля 1860 года, родился чешско-моравский живописец, театральный художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист Альфонс Муха

Альфонс Муха - один из наиболее очаровательных художников рубежа столетий. Его стиль - женщины и цветы. В изображении этих любимых художниками эпохи сюжетов чешский мастер достиг поразительных успехов. Томные барышни, королевы, принцессы, чаще прекрасные богини плодородия, скорее Ева, нежели темная искусительница страстная Лилит, окутанные водопадом прихотливо струящихся кудрей, драпировок и цветов принесли ему славу, достаток и популярность.

24.07.2015 09:30, Виктория Макеенко






 
 

Новости

19 августа стартует фестиваль короткометражек "Короче"
В Калининграде 19 августа стартует фестиваль короткометражного кино "Короче"
Третьяковская галерея открывает выставку Айвазовского
Выставка "Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения" открывается для широкого зрителя в Третьяковской галерее 29 июля
Новая книга о Гарри Поттере побила рекорды по предзаказам в США
Новая книга "Гарри Поттер и Проклятое дитя" побило рекорды предыдущей части "Дары Смерти" по количеству предзаказов
Игорь Бриль выступит на Koktebel Jazz Party
Джазовый фестиваль Koktebel Jazz Party пройдет с 26 по 28 августа в Коктебель, Крым. Игорь Бриль выступит вместе со своими сыновьями, саксофонистами Александром и Дмитрием Брилем
Санта-конгресс в Копенгагене
За 5 месяцев до Рождества в Копенгагене проводится ежегодный конгресс Санта Клаусов

 

 

Мнения

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Александр Чанцев

Ходячая медитация

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Александр Феденко

Проклятие Колобка

Александр Феденко об антропологии национального бессилия

Отбушевали страсти над выпотрошенным трупом волка из «Красной Шапочки» - поминки прошли в праздничной и торжественной атмосфере. И я приглашаю вас поучаствовать в еще одном ритуальном вскрытии – на этот раз Колобка. Выходит, у нас будет не просто вскрытие, а настоящая трепанация.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

Александр Чанцев

Кровь и малокровие, телефонные человечки и лунные девочки

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.