Подписаться на обновления
16 сентябряПонедельник

usd цб 64.4711

eur цб 71.5307

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Сергей Элькин   среда, 13 марта 2013 года, 11:25

Лондон. Февраль тринадцатого. Балет
Впечатления


Королевский национальный театр Англии. Фото Роба Мура
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Рассказом о Королевском национальном театре Англии я начал публиковать заметки о недавних лондонских театральных впечатлениях. Сегодня драматический театр уступает место Его Величеству Балету. Я приглашаю вас в Королевский оперный театр Англии (Ковент-гарден), где вот-вот поднимется ярко-красный занавес и начнется вечер одноактных балетов в исполнении артистов Королевского балета (The Royal Ballet).

Часть I. “Аполлон” Джорджа Баланчина

Радиус, диагональ, прямой угол...

О, это был знаменитый балет! Композитор – Игорь Стравинский, балетмейстер – Джордж Баланчин, костюмы созданы по эскизам сначала Андре Бошана, потом – Коко Шанель... Что ни имя, то целая эпоха. Игорь Стравинский закончил балет 9 января 1928 года, и первое исполнение состоялось в библиотеке Конгресса в Вашингтоне. Хореографом и исполнителем главной роли был Адольф Болм. Стравинского на премьере не было. Вместе с Баланчиным он готовился к европейской премьере, состоявшейся в Париже шесть недель спустя в рамках “Русского балета” Сергея Дягилева. Партию Аполлона танцевал Серж Лифарь. Молодой Лифарь учился хореографии Баланчина, и это было как раз то, что нужно для партии Аполлона, который в начале спектакля учится двигаться элегантно, как подобает богу.

Баланчин и Стравинский сочинили “Аполлона” восемьдесят пять лет назад. В конце семидесятых Баланчин создал вторую редакцию балета, убрав из него мать Аполлона. В балете остались четыре главных действующих лица: покровитель муз Аполлон, муза танца Терпсихора, муза эпической поэзии, науки и философии Каллиопа, муза торжественных гимнов и пантомимы Полигимния. Английский Королевский балет показывает первую версию с прологом и финалом, где Аполлон с музами поднимается по лестнице и простирает руки к небу, к богам.

Сергей Дягилев восхищался “Аполлоном”, называл его “шедевром, плодом подлинной художественной зрелости”. Конечно, “Аполлон” – олицетворение классицизма в балете: четкие линии, величественные позы, возвышенные движения. Именно так и танцевали английские солисты. Между тем после премьеры спектакля в 1928 году современники отмечали неуловимую иронию, скрывавшуюся за статичными движениями Аполлона и его помощниц-муз. Это было сделано в точном соответствии с заданием хореографа. В книге Баланчина “Сто один рассказ о большом балете” есть план балета “Аполлон”. Вот лишь несколько цитат из него. Когда Аполлон дарит каждой музе символический предмет, олицетворяющий искусство, которому она покровительствует, музы – внимание! – “с восторгом принимают эти дары, становятся в линию, а затем резво, словно развеселившиеся дети, убегают к боковой части сцены”.

Пластический язык Каннингема, какой бы он там ни был «революционер» для своего времени, сегодня может показаться скудным и однообразным — от артистов требуется при этом много, но прежде всего — отличная техническая и в ещё большей степени общая физическая подготовка. Концептуальным содержанием спектакли тоже, мягко говоря, не поражают воображение. «Тропический лес», правда, визуально выигрывает за счёт оформления Энди Уорхола — накачанных газом «подушек» серебристого цвета.
В геометрии тел артистов в пространстве можно при желании выделить зоо- и фитоморфные образы, а можно и не разглядеть.

Про сцену Аполлона и Терпсихоры Баланчин писал: “Под мажорную мелодию они разбегаются в игривом танце”. Еще одна цитата: “...Музы демонстрируют Аполлону вновь обретенную радость движений. Молодой бог протягивает двум девушкам руки и кружит их в воздухе. Живость и грацию муз подчеркивает энергичный, изменчивый ритм музыки, который ускоряется по мере приближения финала”. Такое впечатление, что речь идет о комедийном придворном балете XVIII века, не правда ли?! И в этом нет ничего странного. Балет, подобно театру, - “штука веселенькая”. В двадцать четыре года Баланчин еще не думал о Вечности. Он хотел Театра, Игры, Зрелища. При всей серьезности замысла он видел свой балет ироничным, а вот этой иронии, этого “игривого танца”, этой “радости движений” мне не хватило в исполнении солистов Королевского балета. Все было правильно, очень серьезно и... скучно. В лондонском “Аполлоне” не было жизни, а лишь набор холодных, абстрактных движений и геометрических фигур. На сцене исправно крутили радиусы, вычерчивали диагонали, танцевали прямые углы...

При этом к танцорам претензий нет – скорее это вопросы к тем, кто возобновлял спектакль Баланчина на сцене Королевского балета. (Это было восьмидесятое исполнение.) Партию Аполлона танцевал пластичный итальянец с греческим профилем Федерико Бонелли, солист Королевского балета с 2003 года. До Лондона он выступал в балетах Цюриха и Копенгагена. (В паре с Бонелли Аполлона исполняет кубинский танцор Карлос Акоста.) В партии муз – Мелисса Хамильтон (Терпсихора), Хикару Кобаяши (Каллиопа), Юхи Чое (Полигимния).

Часть II. “24 прелюдии” Алексея Ратманского

Балет на музыку Шопена-Франсе

Во втором отделении вечера нас ждала двойная премьера – новый балет Алексея Ратманского и его дебют на сцене Ковент-гардена.


Алексеq Ратманский. Фото Фабрицио Ферри

Ратманский – нет сегодня в балете имени громче. Все гоняются за Ратманским, все хотят заполучить его к себе, все следят за каждым его шагом. Американский балетный театр (АБТ) сделал невероятное: в 2011 году он продлил контракт с Ратманским на двенадцать (!) лет, и теперь до 2023 года он является хореографом-резидентом американской труппы. По контракту он обязан отработать с АБТ двенадцать недель и выпускать по одному новому балету в год. При этих условиях балетмейстер может работать и с другими коллективами. Признание, слава, независимость... - к своим сорока четырем годам Ратманский добился всего, о чем только может мечтать хореограф. Он находится в расцвете славы, талантлив, и, самое главное, продолжает быть интересным и неожиданным в каждой своей работе. Конечно, я с особым интересом ждал нового спектакля Ратманского, и хореограф не обманул ожидания.

Для знакомства с труппой Ковент-гардена он выбрал одноактный балет “Двадцать четыре прелюдии” на музыку Фредерика Шопена в оркестровке французского композитора Жана Франсе. Ратманский второй раз работает с музыкой Франсе - он уже ставил на его музыку балет в Австралии. А вот с Шопеном работает впервые.

Оркестровка Франсе нравится Ратманскому. Он говорит, что “в ней появляется французский характер”. Может быть, французский характер и появляется, но вместе с ним слишком много бравады в ущерб лирике. Музыка Шопена тончайшая, возвышенная, неземная, что не видно в оркестровке Франсе. Хотя я понимаю, что именно такая музыка хороша для Ратманского и балета – под нее лучше танцевать.

Четыре пары солистов (а в этом балете собрано целое созвездие замечательных исполнителей, которые до этого никогда не выступали вместе: Линн Бенджамин и Валери Христов, Алина Кожокару и Стивен Макрэй, Сара Ламб и Эдвард Уотсон, Зинаида Яновски и Руперт Пеннефазер) под музыку Шопена-Франсе разыгрывают двадцать четыре зарисовки о дружбе, любви, страсти, ревности, предательстве.


Сцена из балета “24 прелюдии”

Романтическая музыка в исполнении струнных инструментов, мощный барабанный бой, духовые перезвоны... – хореограф слышит музыку и строит свой танец в точном соответствии с ней. Камерная идиллия сменяется бурным выяснением отношений, разрыв одной пары перетекает в начало отношений другой... – кажется, вся неисчерпаемая палитра человеческих взаимоотношений спрессована в двадцать четыре короткие истории. При этом почти всегда событие произошло до того, как начинается история. Мы видим уже полный эмоций постскриптум, отклик на случившееся. Вот брошенная дама пытается вернуть кавалера и вернуться в прошлое; вот молодые влюбленные стремительно выбегают на сцену и, станцевав несколько па, быстро удаляются по своим делам; вот парочка продолжает выяснение отношений: она что-то быстро говорит ему, он спорит, она сердится, он обижается... В общем, все, как в хорошем театре, только страсти гиперболизированы, и вместо слов – язык движений.

Одноактный балет с большим количеством солистов – лучший способ поближе познакомиться с труппой. Нечто подобное Ратманский проделывал в других театрах:

Нью-Йоркском городском балете (New York City Ballet), АБТ и Государственном балете Грузии (там балетмейстер появился по личному приглашению Нины Ананиашвили). Что ж, Алексей Осипович должен остаться довольным уровнем труппы. В Королевском балете собраны одни из лучших танцовщиков мира. Все солисты, как на подбор: сильные, атлетичные, с блестящими прыжками. Под стать им женщины: легкие, изящные, воздушные. Ратманский хотел продемонстрировать возможности каждого исполнителя, и это ему удалось. Особенно хороши в своих образах Руперт Пеннефазер, Валери Христов, Алина Кожокару, Сара Ламб. Труппа интернациональная: есть представители Румынии, Австралии, Испании, Болгарии, США, Бразилии, Польши. А вот из бывшего СССР сейчас солистов нет. Бывший пять лет (с 2007 до 2012 года) премьером труппы Сергей Полунин сейчас служит в Московском музыкальном театре имени К.Станиславского и В.Немировича-Данченко.

Огромное значение в “...прелюдиях” имеют костюмы. Перед нами проходит целая коллекция замечательных нарядов (художник по костюмам - Колин Этвуд): серебристые, сиреневые, фиолетовые, яркие и приглушенные тона, миди-юбки дам, парадные костюмы и разные фасоны брюк кавалеров, торжественные, вызывающие, повседневные, наряды на свадьбу и похороны. На каждую историю - свой наряд.

Так же тщательно, как костюмы, выверены световые эффекты (художник по свету – Нил Остин).

Ратманский уважает классические традиции в балете. В “24 прелюдиях” он показал себя весьма традиционным хореографом. Он и не скрывает, что больше всего в балете ценит собственно балет: “Никаких особых костюмов, драмы, только па. И для зрителей, и для критики в балете ядром является хореография”. Языком танца показать сценки из жизни, рассказать истории – такую задачу ставил перед собой хореограф, и получилось, что его классическая хореография созвучна сегодняшнему времени. Нет смысла изобретать нечто несусветное, если можно просто эмоционально, живо, красиво танцевать – Ратманский доказал это своими двадцатью четырьмя прелюдиями.

Часть III. “Aeternum” Кристофера Уилдона

Бриттен языком танца


Кристофер Уилдон

В отличие от Алексея Ратманского английский хореограф Кристофер Уилдон всю жизнь связан с Королевским балетом. С одиннадцати до восемнадцати лет он учился в Школе при Ковент-гардене, с 1991 по 1993 годы танцевал в труппе театра, а затем неоднократно (с 1996 года) возвращался на эту сцену в качестве балетмейстера. Последний раз - в 2011 году - Уилдон поставил с труппой Ковент-гардена балет “Приключения Алисы в стране чудес” на музыку Джоби Талбота. На премьере партию Валета Червей исполнял Сергей Полунин.

Кристофер Уилдон любит латинские названия. В 2007 году в Большом театре он поставил одноактный балет “Misericordes” - “Милосердный” или “Сострадающий”. На этот раз название можно перевести как “Навечно” или “Навсегда”.


Сцена из балета “Aeternum”. Фото Джоан Перссон

Балет «Утраченные иллюзии», поставленный хореографом Алексеем Ратманским на специально заказанную музыку Леонида Десятникова, ожидался давно и с большим трепетом.
Репутация у Десятникова, как и у Ратманского, — самая что ни на есть очевидная: если не они, то вообще кто же? Поэтому предпремьерную арт-подготовку начали задолго. Тем более что весь последний сезон и композитор, и хореограф были последовательными ньюсмейкерами. Причём не всегда по своей воле.
Особенно повезло Ратманскому, чьи балеты возникали в этом году на столичной сцене с удивительной регулярностью. И здесь прежде всего стоит вспомнить фестивальный показ спектакля «Анна Каренина», привезённого из Мариинского театра, а также гастроли Американского театра балета (в рамках фестиваля памяти Ростроповича), показавшего в своей программе одну из последних работ хореографа — «Семь сонат» на музыку Скарлатти.

Кристофер Уилдон, по его словам, шел от музыки. “Aeternum” начался с “Симфонии-реквиема” Бенджамина Бриттена, столетие со дня рождения которого будет широко отмечаться в Англии и по всему миру. Свое сочинение английский композитор посвятил памяти матери, поэтому музыка симфонии полна печали и скорби. Музыка заставляла работать воображение балетмейстера, музыка рождала у него определенные образы, и уже потом он начинал работать с артистами. Балет получился под стать музыке: напряженный, эмоциональный, нервный. От рождения – сотворения мира в “Аполлоне” через пору человеческой зрелости (”24 прелюдии”) к закату, плачу, реквиему... – такова жизнь, и такова программа одноактных балетов. Там, где у Ратманского правит бал Любовь, у Уилдона царствует Смерть. Люди не властны сопротивляться неизбежному и изменить судьбу – говорит своим балетом Уилдон.

Если “...прелюдии” Ратманского – балет в классическом стиле, то “Aeternum” сделан в стиле экспрессионизма тридцатых годов XX века. Безумные движения, изломанные тела... - везде виден декаданс, разрушение. Балет танцевальный, с разнообразной, подчас неожиданной хореографией. Подобно Ратманскому, Уилдон дает каждому возможность проявить себя в соло, а потом принять участие в па-де-де, па-де-труа и па-декатр. Центральная фигура балета – Ангел смерти. В ее партии я видел Клейр Калверт, которая не произвела на меня особого впечатления. (К сожалению, не танцевала одна из ведущих солисток лондонской труппы, аргентинская танцовщица Марианела Нуньес.) Зато понравилась шестерка, танцующая Танец смерти, особенно Эрик Андервуд, Марчелло Самбе и Риочи Хирано. Но в целом команда из “...прелюдий” мне показалась сильнее.

В оформлении сцены художник Жан-Марк Пуссен использовал разрушенные пейзажи и осколки скульптурных композиций, олицетворяющие разбитые жизни. Разбитая монументальность финала – в этом видится полемика с классичной монументальностью “Аполлона”, с которой начался вечер. “Все жизни..., - как говорила одна чеховская героиня (по другому, правда, поводу), – свершив печальный круг, угасли.”

Весь вечер на высоте был оркестр Ковент-гардена под управлением дирижера Барри Вордсворта.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Тяжёлое ремесло невесомых танцовщиц

Чего стоит успех балерины

Редкий человек не слышал о том, как тяжело стать профессиональной балериной: выносить многочасовые репетиции, жёсткий режим, постоянную конкуренцию. Тем более трудно справляться с этим начинающим балеринам. Бывшие ученицы балетных студий и хореографических школ вспоминают, с какими трудностями им пришлось столкнуться в училищах.

11.11.2018 16:00, Татьяна Копенкина


Вацлав Нижинский

«Золотой век» русского балета

Вацлав Нижинский – великий танцовщик и хореограф начала XX века, слава и трагическая судьба которого тесно переплетена с золотым веком русского балета. Он стал одним из первых танцовщиков-мужчин в мире, чьи балетные партии смогли затмить славу многих прим того времени. Его пластичность и артистическая харизма, благодаря которым Нижинского называли человеком-птицей, принесли ему известность на всю Европу. О его жизненных коллизиях ходят целые легенды: снимают фильмы, пишут романы, ставят драматические и балетные спектакли и все это связано с разными периодами, безусловно, многогранного творчества.

14.01.2018 19:00, Мария Молчанова для «Дилетанта»


Родину себе не выбирают?

Вопреки всем предчувствиям и пророчествам, премьера балета «Нуреев» в Большом театре все-таки состоялась

Пусть и со второй попытки, уже в отсутствие режиссера. Ее отмена летом вызвала резонанс однозначно более мощный, чем если бы спектакль удалось выпустить в штатном режиме. Почему не удалось – вопрос отдельный, есть официальная версия (неготовность работы к показу на публике), есть множество альтернативных, по нынешней моде конспирологических, с углублением в тайны кремлевского двора и секреты патриаршего подворья.

09.12.2017 16:00, Вячеслав Шадронов


«Семирамида» – одно из чудес света

В рамках Большого фестиваля РНО прозвучала опера Дж. Россини «Семирамида» в концертном исполнении Российского национального оркестра, хора Академии хорового искусства им. Виктора Попова и солистов. Дирижер Альберто Дзедда (Италия). Художественный руководитель фестиваля Михаил Плетнев.

28.09.2015 16:00, Лилия Ященко


Смеюца морщинки на синем сене

В Электротеатре Станиславский завершились премьерные показы пятиактного оперного триллера “Сверлийцы”

Художник Герман Виноградов сравнил спектакль с волшебной пилюлей, погружающей практически в психоделический трип, но изготовленнной при этом разрешенным законодательством способом. Опера действительно напоминают сон, сладкий обморок, во время которого попеременно оживает прошлое и будущее, играет атональная музыка, текст застревает в памяти поэтическими всполохами и окончаниями “ца” вместо “тся” и “ться”, а смыслы то и дело ускользают, ибо “Сверлийцы” - не предъявление смыслов, а скольжение по ним.

20.07.2015 09:30, Артур Гранд


Пышный праздник эпохи барокко

«Сон в летнюю ночь», новая постановка Музыкального театра республики Карелия, баррокальный балет-феерия на музыку Ф. Мендельсона подробно разбирает природу человеческого конфликта. Рассказывает о том, как важен в отношениях каждый пустяк, ведь из мелочей и рождается большая ссора. Запутанная шекспировская история кажется очень современной – ведь в ней ощущается иронический, пресыщенный, усталый внутренний разлад нашей эпохи.

09.06.2015 16:00, Ольга Погодина-Кузмина


«В натуре безупречный»

«Титий безупречный» А.Маноцкова в Камерном театре им. Б.Покровского, реж. В.Мирзоев, дир. А.Кашаев

В основе либретто - пьеса Максима Курочкина, а полноформатная двухактная опера на современный постмодернистский текст по определению не может не отдавать пародией. К тому же «Титий безупречный» - это еще и «спектакль в спектакле».

07.04.2015 13:00, Вячеслав Шадронов


При участии солдат и мирного населения

Европейское в параллель с национальным: две оперные премьеры в Мадриде. «Театро Реаль» и «Театр Сарсуэлы»

Известные мадридские музыкальные театры привлекают постановщиков, хорошо известных в Москве. Именно поэтому последние испанские премьеры интересно смотреть на фоне московских спектаклей.

05.03.2014 16:00, Вячеслав Шадронов


Слово о любви Игоревой

Самая громкая оперная премьера сезона в Большом театре продемонстрировала торжество мультикультурности

Нынешний «Князь Игорь» не менее авангарден, чем «Руслан и Людмила» Дмитрия Чернякова, звучавшего на открытии исторической сцены, продолжая линию на модернизацию русских классических опер.

21.06.2013 11:05, Дмитрий Бавильский


Наталья Осипова: «Идти вперед и развиваться!»

Самая необычная балерина нашего времени о любимых партиях и любимых театрах

О том, как начиналась карьера, о романтизме и выносливости, Большом и Михайловском театрах, Ратманском и многом другом – в эксклюзивном интервью, записанном в США.

23.01.2012 12:52, Сергей Элькин, Чикаго






 

Новости

«Викимедиа РУ» подготовила рекомендации по «Открытому наследию»
В рамках проекта «Открытое наследие», выполняемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, в 2018—2019 годах НП «Викимедиа РУ» совместно с Ассоциацией интернет-издателей проведено исследование причин, препятствующих публикации в открытом доступе культурного наследия России.
Подведены итоги второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019»
Подведены итоги и награждены победители и призёры второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019», проходившего с 1 июня по 14 июля 2019 года. Призовой фонд мероприятия, проводившегося некоммерческим партнёрством «Викимедия РУ» в рамках проекта Ресурсный центр «Открытое наследие» за счёт средств гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, составил 201 000 рублей.
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» про писателя Владимира Сорокина
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» — о русском писателе, драматурге и художнике Владимире Сорокине. Картина появится в прокате с 12 сентября.
Ресурсный центр «Открытое наследие» в Анапе
1 августа 2019 года в стенах Центральной библиотеки города Анапа прошла презентация ресурсного центра «Открытое наследие» для представителей библиотечного сообщества муниципального образования города-курорта Анапа. Пред представителями 29 филиалов Централизованной библиотечной системы выступили представители НП Викимедиа РУ Станислав Александрович Козловский и Дмитрий Александрович Жуков.
Ресурсный центр «Открытое наследие» в Анапе
1 августа 2019 года в стенах Центральной библиотеки города Анапа прошла презентация ресурсного центра «Открытое наследие» для представителей библиотечного сообщества муниципального образования города-курорта Анапа. Пред представителями 29 филиалов Централизованной библиотечной системы выступили представители НП Викимедиа РУ Станислав Александрович Козловский и Дмитрий Александрович Жуков.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.