Подписаться на обновления
25 августаВоскресенье

usd цб 65.6046

eur цб 72.6243

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера 
Радиф Кашапов   понедельник, 16 декабря 2013 года, 11:15

Лев Толстой как отец антикопирайта
16 декабря 2003 года - был опубликован текст лицензии Creative Commons


// Илья Ефимович Репин, 1891 год
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог







Одним из провозвестников Creative Commons был Лев Николаевич Толстой. 9 марта 1891 года он сообщил жене о решении отречься от авторских прав. Новость вызвала у неё лишь раздражение и слёзы. Мысль Толстого о том, что писателю лучше, когда его творения служат народу укреплял философ Николай Фёдоров.

В поисках владельца прав на произведение важно не только то, кому они принадлежат. Но и то, насколько (и за сколько) обладатель готов этими правами поделиться. И как быстро все эти вопросы разрешатся. Creative Commons, организация, выпустившая восмь лет назад бесплатные копирайт-лицензии, частично приблизила многих творцов к миру, где юридические препоны не мешают человечеству развиваться, отталкиваясь от творческого наследия, уже созданного раньше.

Лицензии CC хороши своей простотой. Автор указывает, что именно он разрешает общественности и что за это просит взамен. Варианты лицензии появляются за счёт комбинации следующих элементов (от одного до четырёх):

Упоминание авторства.

Запрет на коммерческое использование.

Запрет на производные работы.

Требование, чтобы распространение, копирование и модификация проводились на тех условиях, что и оригинал.

Всего — шесть вариаций, шесть лицензий. К примеру, самая ограничивающая — которая разрешает делиться вашим произведением с другими, указывая автора, но не изменять само произведение и не использовать его в коммерческих целях.

Такие сайты, как Internet Archive, Flickr, Jamendo, Wikipedia, пользуются лицензиями Creative Commons. Среди российских СМИ первым полностью доверившимся им стал «Частный корреспондент».

Вы должны обязательно указывать имя автора данного произведения, в порядке, установленном автором или лицензиаром (но это ни в коем случае не свидетельствует о том, что автор поддерживает вас и ваше использование данного произведения).

В 2009-м количество работ, лицензированных по Creative Commons, насчитывало 350 млн.

Изначально лицензии разрабатывались для США, но потом появился проект iCommons, который начал адаптировать их для других стран.

Но не для России.

А ведь можно с уверенностью сказать, что одним из провозвестников Creative Commons был Лев Николаевич Толстой.

В 1891 году он отправил в редакцию журналов «Русские ведомости» и «Новая жизнь» письмо, в котором написал:

«Милостивый государь, вследствие часто получаемых мною запросов о разрешении издавать, переводить и ставить на сцене мои сочинения, прошу вас поместить в издаваемой вами газете следующее моё заявление:

Предоставляю всем желающим право безвозмездно издавать в России и за границей, по-русски и в переводах, а равно и ставить на сценах все те из моих сочинений, которые были написаны мною с 1881 года и напечатаны в XII томе моих полных сочинений издания 1886 года, и в XIII томе, изданном в нынешнем 1891 году, равно и все мои не изданные в России и могущие вновь появиться после нынешнего дня сочинения».

Подобное решение, принятое всемирно известным автором, оставившим после себя огромный массив сочинений, кажется подвигом. Но оно вполне закономерно в свете предыдущих событий в жизни Толстого. Он не хотел вести барскую жизнь, предпочитая физический труд, вегетарианство, нравственное усовершенствование. Графа угнетала роскошь на фоне царившей вокруг него нищеты. Отказ от собственности он доводил до крайности — к примеру, поделил всё имущество на девять частей и подписал дарственную, отдав состояние семье.

Об отречении от авторского права он делал заметки в начале 1891 года. 9 марта сообщил о решении жене. У которой новость вызвала лишь раздражение и слёзы. После одного из разговоров она чуть не бросилась под поезд. Всё лето прошло в спорах: Толстой просил жену опубликовать публичный отказ, Софья Андреевна отвечала, что в результате они лишатся денег, а ведь у них целых девять детей.

Это было понятно — богатая горожанка не могла представить, что можно зарабатывать и не только на творениях мужа.

В дневнике того периода писатель отмечал: «Не понимает она и не понимают дети, расходуя деньги, что каждый рубль, проживаемый ими и наживаемый книгами, есть страдание, позор мой. Позор пускай, но за что ослабление того действия, которое могла бы иметь проповедь истины». 13 июля Софью удалось уговорить.

10 сентября письмо было написано, 16-го он сам его отправил в редакцию, 19-го оно появилось в печати, не только в журналах-адресатах, но и других изданиях.

При этом на ранние сочинения жена получила доверенность. Любопытно, что борьбе за копирайт частично посвящён и фильм о Толстом «Последняя станция» (другое название — «Последнее воскресение») Майкла Хоффмана, который вышел в прокат в прошлом году. Хоффман, при всём почтении к Толстому (фильм совсем не похож на другие лубочные попытки изобразить русскую реальность западными методами), максимально мелодраматизировал ситуацию. Особенно надрывно играет Софья (Хелен Миррен) — в итоге подвиг писателя оказывается тем, чем он является на бытовом уровне, — семейным скандалом.

В конце жизни писатель решил и проблему, как будет обстоять ситуация с правами после смерти, — по законам империи его предыдущий отказ потерял бы тогда свою силу. Жена в глаза говорила ему, что она вернёт себе всё. В 1909-м он записал в дневнике: «Вчера вечером было тяжело от разговоров С.А. о печатании и преследовании судом. Если бы она знала и поняла, как она одна отравляет мои последние часы, дни, месяцы жизни. А сказать и не умею и не надеюсь ни на какое воздействие на неё каких бы то ни было слов».

Тогда Толстой составил формальное завещание, передав права младшей дочери, Александре Львовне, которая полностью сочувствовала его взглядам, на все написанные им произведения. При этом к завещанию прилагалась объяснительная записка, что на самом деле тексты эти не должны стать чьей-то собственностью, а полномочия по наблюдению за процессами берёт на себя В.Г. Чертков, который должен был забрать все сочинения Толстого, вплоть до черновиков.

В посмертном издании текстов указывается, что других издателей просят пока что не выпускать дешёвые версии, а подождать. Сделано это было для того, чтобы заработать денег, выкупить Ясную Поляну и отдать её местным крестьянам (что и случилось).

Толстой отказался от права, ибо ему было что отдавать. Характерно, что, несмотря на гигантский отрезок времени между актом отречения Толстого и созданием Creative Commons, цели они преследуют одинаковые. В том, что писателю лучше, когда его творения служат народу, а не только накоплению капитала, мысль Толстого укреплял философ Николай Фёдоров , «московский Сократ», работавший в Румянцевском музее. Граф относился к нему с бесконечным уважением, почитая за святого и праведника, на которого надо равняться. С его идеями он познакомился в 1881-м.

Фёдоров собственность считал явлением греховным. Как противник копирайта, он написал две важные статьи по этому вопросу.

Одна, «Авторское право и авторская обязанность, или долг», была написана после того, как правительство Российской империи решило передавать в публичные библиотеки 12 экземпляров от тиража каждой книги. Там, к примеру, написано следующее: «При существовании права литературной собственности, допускающего торговлю произведениями мысли, эти произведения не заслуживают уже названия творений, а должны называться просто товаром и должны быть уравнены во всём с произведениями ремёсел, а самые производители этих товаров должны быть подчинены общему со всеми ремесленниками управлению, т. е. ремесленной управе».

Важной чертой Creative Commons является то, что выбор лицензии не носит окончательный характер. Допустим, вы выложили в Сеть фото под лицензией, не допускающей коммерческое использование вашей работы. Но это не означает, что ваше фото не может быть предметом купли-продажи. Если кто-то изъявит желание опубликовать вашу фотографию в коммерческом журнале, ему будет необходимо связаться с вами так же, как если бы вы использовали копирайт, и договориться об условиях сделки.

Другая статья, «Плата за цитаты, или Великая будущность литературной собственности, литературного товара и авторского права», была посвящена желанию французских писателей обложить данью каждый отрывок из их сочинений.

В ней Фёдоров словно видит будущее — наше настоящее: «И вместе с тем тогда возникнут новые трибуналы, гражданские — для разрешения тяжб по литературной собственности — и уголовные — по преступлениям против литературной собственности; право гражданское и уголовное по этим вопросам достигнет величайшего совершенства, виртуозности... Тогда великий писатель, сидя в своём роскошном дворце, после каждой написанной им фразы будет назначать продажную ей цену и предвкушать получение рублей, франков, пиастров, долларов и т.д., а под конец страницы подводить итоги; окончив же всё сочинение, он может помечтать о том, что и его праправнуки и даже самые дальние потомки, свято храня завет отеческий, не уступят ни одного сантима с назначенной им цены, а может быть, и прибавят, — отчего же не быть прогрессу в этом отношении?!»

Для Фёдорова слово было явлением сакральным. А как можно продавать святое? Авторское право, считал он, отделяет народ от писателей, заменяя душу кошельком, которым нельзя сочувствовать и переживать.

И кто скажет, что не прав?




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Не сразу строится

История проекта «Ноосфера» и глобальные перспективы открытого доступа

Ассоциация интернет-издателей была создана в 2010 году объединением единомышленников, которые считали важным обеспечить русскоязычным пользователям доступ к культуре и знаниям. Ключевыми направлениями работы стали поддержка в России открытых лицензий Creative Commons и привлечение внимания к вопросам общественного достояния и сохранения культурного наследия. Опыт и результаты исследований привели к «Ноосфере» — проекту, вобравшему в себя все теоретические наработки в области авторского права и новомедийных практик.

31.05.2019 21:50


Библиотека по-новому

Современное учреждение культуры — это не только книги, но и мероприятия

Алексей Емельянов, директор Костромской областной универсальной научной библиотеки, рассказал «Частному корреспонденту» о важности цифровизации и модернизации библиотек.

31.05.2019 16:00, Татьяна Струкова



Открытый – значит, нужный

О музеях и библиотеках, открывших доступ к своим архивам для широкой общественности

Все больше организаций культуры предоставляют пользователям возможность безвозмездно использовать материалы своих архивов и экспозиций. Политика открытости помогает музеям и библиотекам интегрироваться в цифровое общество и привлекать новых пользователей. Видимость коллекций при таком раскладе только растет, как и известность организаций культуры.

30.05.2019 16:37


«Главная цель библиотеки — продвижение книг и чтения»

О развитии современных библиотек и оцифровке библиотечных архивов

Заместитель директора по внедрению новых информационных технологий Магаданской областной универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина Николай Бабиченко рассказал «Частному корреспонденту» о сложностях оцифровки произведений, защищённых авторским правом, и о важности присутствия библиотеки в медиа-пространстве.

28.05.2019 16:00, Татьяна Струкова


Исходный код

Как работают сервисы открытого доступа?

Сегодня стала очевидной потребность в открытости не только в области результатов деятельности исследователей и разработчиков, но и в области исходных данных. «Частный корреспондент» рассказывает о десяти успешных сервисах открытого доступа и о моделях их монетизации.

27.05.2019 16:00


«Библиотека должна использовать любые площадки, которые могут повысить эффективность её деятельности»

Какой должна быть современная библиотека

Заместитель директора по библиотечной работе Ставропольской краевой универсальной научной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова Татьяна Москвитина считает, что современная библиотека должна быть удобной, мультиплатформенной и доступной любому пользователю вне зависимости от его географического положения. Но для достижения этого библиотекам еще многому предстоит научиться.

26.05.2019 16:00, Татьяна Струкова


Оцифровка культуры

Как работают национальные проекты по оцифровке культурного наследия в России и за рубежом

С начала года в России должна была развернуться обширная работа государственных структур по цифровизации культурной среды. В планах развития до 2024 года — строительство новых центров культуры, виртуальных концертных залов, улучшение качества культурной среды, проведение фестивалей детского творчества и многое другое.

25.05.2019 16:00, Татьяна Струкова


«Государство должно вывести учреждения культуры из сферы услуг»

О важности библиотек как культурно-просветительских учреждений и их трансформации в современном мире

«Частный корреспондент» поговорил с директором МБУК Иркутская «Централизованная библиотечная система», заслуженным работником культуры РФ Натальей Кустовой и узнал, каким будет будущее библиотечного дела и как на него повлияют государственные реформы.

24.05.2019 14:15, Татьяна Струкова


Надежный доступ

О функциях библиотек в современном обществе и представлении об идеальной электронной библиотеке

Куратор проекта электронной библиотеки, заведующий сектором Центральной городской публичной библиотеки имени В. В. Маяковского Иван Прозоров считает, что библиотека остается идейно прежней и в электронную эпоху. Присутствие в интернете — прямое продолжение «вечных задач» любой библиотеки: создания фонда документов и обеспечения доступа к информации.

15.05.2019 19:00, Татьяна Струкова






 

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.