Подписаться на обновления
17 октябряСреда

usd цб 65.5305

eur цб 75.9236

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера 
Радиф Кашапов   понедельник, 16 декабря 2013 года, 11:15

Лев Толстой как отец антикопирайта
16 декабря 2003 года - был опубликован текст лицензии Creative Commons


// Илья Ефимович Репин, 1891 год
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог







Одним из провозвестников Creative Commons был Лев Николаевич Толстой. 9 марта 1891 года он сообщил жене о решении отречься от авторских прав. Новость вызвала у неё лишь раздражение и слёзы. Мысль Толстого о том, что писателю лучше, когда его творения служат народу укреплял философ Николай Фёдоров.

В поисках владельца прав на произведение важно не только то, кому они принадлежат. Но и то, насколько (и за сколько) обладатель готов этими правами поделиться. И как быстро все эти вопросы разрешатся. Creative Commons, организация, выпустившая восмь лет назад бесплатные копирайт-лицензии, частично приблизила многих творцов к миру, где юридические препоны не мешают человечеству развиваться, отталкиваясь от творческого наследия, уже созданного раньше.

Лицензии CC хороши своей простотой. Автор указывает, что именно он разрешает общественности и что за это просит взамен. Варианты лицензии появляются за счёт комбинации следующих элементов (от одного до четырёх):

Упоминание авторства.

Запрет на коммерческое использование.

Запрет на производные работы.

Требование, чтобы распространение, копирование и модификация проводились на тех условиях, что и оригинал.

Всего — шесть вариаций, шесть лицензий. К примеру, самая ограничивающая — которая разрешает делиться вашим произведением с другими, указывая автора, но не изменять само произведение и не использовать его в коммерческих целях.

Такие сайты, как Internet Archive, Flickr, Jamendo, Wikipedia, пользуются лицензиями Creative Commons. Среди российских СМИ первым полностью доверившимся им стал «Частный корреспондент».

Вы должны обязательно указывать имя автора данного произведения, в порядке, установленном автором или лицензиаром (но это ни в коем случае не свидетельствует о том, что автор поддерживает вас и ваше использование данного произведения).

В 2009-м количество работ, лицензированных по Creative Commons, насчитывало 350 млн.

Изначально лицензии разрабатывались для США, но потом появился проект iCommons, который начал адаптировать их для других стран.

Но не для России.

А ведь можно с уверенностью сказать, что одним из провозвестников Creative Commons был Лев Николаевич Толстой.

В 1891 году он отправил в редакцию журналов «Русские ведомости» и «Новая жизнь» письмо, в котором написал:

«Милостивый государь, вследствие часто получаемых мною запросов о разрешении издавать, переводить и ставить на сцене мои сочинения, прошу вас поместить в издаваемой вами газете следующее моё заявление:

Предоставляю всем желающим право безвозмездно издавать в России и за границей, по-русски и в переводах, а равно и ставить на сценах все те из моих сочинений, которые были написаны мною с 1881 года и напечатаны в XII томе моих полных сочинений издания 1886 года, и в XIII томе, изданном в нынешнем 1891 году, равно и все мои не изданные в России и могущие вновь появиться после нынешнего дня сочинения».

Подобное решение, принятое всемирно известным автором, оставившим после себя огромный массив сочинений, кажется подвигом. Но оно вполне закономерно в свете предыдущих событий в жизни Толстого. Он не хотел вести барскую жизнь, предпочитая физический труд, вегетарианство, нравственное усовершенствование. Графа угнетала роскошь на фоне царившей вокруг него нищеты. Отказ от собственности он доводил до крайности — к примеру, поделил всё имущество на девять частей и подписал дарственную, отдав состояние семье.

Об отречении от авторского права он делал заметки в начале 1891 года. 9 марта сообщил о решении жене. У которой новость вызвала лишь раздражение и слёзы. После одного из разговоров она чуть не бросилась под поезд. Всё лето прошло в спорах: Толстой просил жену опубликовать публичный отказ, Софья Андреевна отвечала, что в результате они лишатся денег, а ведь у них целых девять детей.

Это было понятно — богатая горожанка не могла представить, что можно зарабатывать и не только на творениях мужа.

В дневнике того периода писатель отмечал: «Не понимает она и не понимают дети, расходуя деньги, что каждый рубль, проживаемый ими и наживаемый книгами, есть страдание, позор мой. Позор пускай, но за что ослабление того действия, которое могла бы иметь проповедь истины». 13 июля Софью удалось уговорить.

10 сентября письмо было написано, 16-го он сам его отправил в редакцию, 19-го оно появилось в печати, не только в журналах-адресатах, но и других изданиях.

При этом на ранние сочинения жена получила доверенность. Любопытно, что борьбе за копирайт частично посвящён и фильм о Толстом «Последняя станция» (другое название — «Последнее воскресение») Майкла Хоффмана, который вышел в прокат в прошлом году. Хоффман, при всём почтении к Толстому (фильм совсем не похож на другие лубочные попытки изобразить русскую реальность западными методами), максимально мелодраматизировал ситуацию. Особенно надрывно играет Софья (Хелен Миррен) — в итоге подвиг писателя оказывается тем, чем он является на бытовом уровне, — семейным скандалом.

В конце жизни писатель решил и проблему, как будет обстоять ситуация с правами после смерти, — по законам империи его предыдущий отказ потерял бы тогда свою силу. Жена в глаза говорила ему, что она вернёт себе всё. В 1909-м он записал в дневнике: «Вчера вечером было тяжело от разговоров С.А. о печатании и преследовании судом. Если бы она знала и поняла, как она одна отравляет мои последние часы, дни, месяцы жизни. А сказать и не умею и не надеюсь ни на какое воздействие на неё каких бы то ни было слов».

Тогда Толстой составил формальное завещание, передав права младшей дочери, Александре Львовне, которая полностью сочувствовала его взглядам, на все написанные им произведения. При этом к завещанию прилагалась объяснительная записка, что на самом деле тексты эти не должны стать чьей-то собственностью, а полномочия по наблюдению за процессами берёт на себя В.Г. Чертков, который должен был забрать все сочинения Толстого, вплоть до черновиков.

В посмертном издании текстов указывается, что других издателей просят пока что не выпускать дешёвые версии, а подождать. Сделано это было для того, чтобы заработать денег, выкупить Ясную Поляну и отдать её местным крестьянам (что и случилось).

Толстой отказался от права, ибо ему было что отдавать. Характерно, что, несмотря на гигантский отрезок времени между актом отречения Толстого и созданием Creative Commons, цели они преследуют одинаковые. В том, что писателю лучше, когда его творения служат народу, а не только накоплению капитала, мысль Толстого укреплял философ Николай Фёдоров , «московский Сократ», работавший в Румянцевском музее. Граф относился к нему с бесконечным уважением, почитая за святого и праведника, на которого надо равняться. С его идеями он познакомился в 1881-м.

Фёдоров собственность считал явлением греховным. Как противник копирайта, он написал две важные статьи по этому вопросу.

Одна, «Авторское право и авторская обязанность, или долг», была написана после того, как правительство Российской империи решило передавать в публичные библиотеки 12 экземпляров от тиража каждой книги. Там, к примеру, написано следующее: «При существовании права литературной собственности, допускающего торговлю произведениями мысли, эти произведения не заслуживают уже названия творений, а должны называться просто товаром и должны быть уравнены во всём с произведениями ремёсел, а самые производители этих товаров должны быть подчинены общему со всеми ремесленниками управлению, т. е. ремесленной управе».

Важной чертой Creative Commons является то, что выбор лицензии не носит окончательный характер. Допустим, вы выложили в Сеть фото под лицензией, не допускающей коммерческое использование вашей работы. Но это не означает, что ваше фото не может быть предметом купли-продажи. Если кто-то изъявит желание опубликовать вашу фотографию в коммерческом журнале, ему будет необходимо связаться с вами так же, как если бы вы использовали копирайт, и договориться об условиях сделки.

Другая статья, «Плата за цитаты, или Великая будущность литературной собственности, литературного товара и авторского права», была посвящена желанию французских писателей обложить данью каждый отрывок из их сочинений.

В ней Фёдоров словно видит будущее — наше настоящее: «И вместе с тем тогда возникнут новые трибуналы, гражданские — для разрешения тяжб по литературной собственности — и уголовные — по преступлениям против литературной собственности; право гражданское и уголовное по этим вопросам достигнет величайшего совершенства, виртуозности... Тогда великий писатель, сидя в своём роскошном дворце, после каждой написанной им фразы будет назначать продажную ей цену и предвкушать получение рублей, франков, пиастров, долларов и т.д., а под конец страницы подводить итоги; окончив же всё сочинение, он может помечтать о том, что и его праправнуки и даже самые дальние потомки, свято храня завет отеческий, не уступят ни одного сантима с назначенной им цены, а может быть, и прибавят, — отчего же не быть прогрессу в этом отношении?!»

Для Фёдорова слово было явлением сакральным. А как можно продавать святое? Авторское право, считал он, отделяет народ от писателей, заменяя душу кошельком, которым нельзя сочувствовать и переживать.

И кто скажет, что не прав?




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Богатство информационного общества и общественное достояние

По мере роста знания, доступного обществу без ограничений и оплаты, потребность в «пиратском» получении информации будет снижаться, а запросы людей будут становиться всё более точными, специальными — и люди будут с большей готовностью платить. Причём в новой экономике авторы будут получать больше — за счёт снижения роли посредников.

15.10.2018 20:00


Новые пространства

10 высокотехнологичных библиотек мира

Развитие технологий радикально трансформирует привычные предметы и веками сложившиеся общественные пространства и отношения. Даже такие, казалось бы, консервативные общественные институты, как библиотеки, все быстрее меняются до неузнаваемости. «Теории и практики» выбрали 10 сверхсовременных библиотек, применивших на практике различные инновационные идеи, чтобы понять, какой будет библиотека будущего.

13.10.2018 13:00, Андрей Ковалев, theoryandpractice.ru


«Читальные залы должны стать цифровыми издательствами»

Джеймс Ляру о будущем библиотек

Джеймс Ляру уже больше 20 лет заведует библиотеками округа Даглас в штате Колорадо. Он изучает вопросы интеллектуальной собственности в современном обществе. «Теории и практики» поговорили с Ляру о том, как государство может регулировать вопросы цензуры и зачем библиотекарю должность магистра.

11.10.2018 16:00


Здесь вечной зиме не смениться весной

О расхождениях в законе, авторском праве в России и музейных страданиях

Принято считать, что охрана авторских прав создаёт проблемы для музеев. Однако при детальном анализе оказывается, что проблемы эти надуманные и решать их незачем, так как достоинства и недостатки находятся в равновесии. Чего не скажешь об авторском праве, затрагивающем пользователей.

10.10.2018 16:00, Андрей Фоменко


Музей 4.0: умные сервисы для умных горожан

Дополненная реальность, экспонирование полностью цифровых объектов и машинное обучение для работы с древними языками. Как трансформируют работу музеев технологии Индустрии 4.0?

09.10.2018 13:00, Ирина Шеян, Cio.ru


10 инстаграм-аккаунтов российских музеев, на которые стоит подписаться

Импрессионизм, фотография и современное искусство

В этих аккаунтах представлены анонсы самых важных выставок, информация об экспонатах и многое другое, что можно встретить в российских музеях. Подписавшись на них, вы всегда будете в курсе самых последних новостей мира культуры.

08.10.2018 16:00, bigpicture.ru


Какое будущее ждёт музеи?

О скорой «эмансипации» посетителя

Тема будущего музеев поднимается не первое десятилетие и на конференциях, и в публикациях, как узкопрофильных, так и популярных изданий. Самый яркий всплеск этой темы наблюдался на рубеже тысячелетий, и прогнозы варьировались от превращения музея в центр социального взаимодействия до его полного исчезновения как института. Особенностью прогнозирования в 2010-е года является то, что все реже этот вопрос задают профессионалам, работающим в музеях, а чаще визионерам, работающим в около музейных областях, и людям, сотрудничающим с музеями и галереями. Неудивительно, что на дискуссию под названием «Есть ли будущее у музеев?», организованную Aksenov Family Foundation и Avesta Group в Вене в рамках параллельной программы международной ярмарки современного искусства viennacontemporary 2016, пригласили лидеров не музейной сферы, а различных передовых институтов Европы и США.

07.10.2018 13:00, Анна Лещенко, aksenovff.com/ru


Фабрики селфи

Расцвет музеев, заточенных под инстаграм

Когда в 2016 году в Нью-Йорке открылся Музей мороженого, он воспринимался скорее как современная диковинка, чем как конкурент, скажем, Музею американского искусства Уитни, который расположен прямо через дорогу. Стены его были выкрашены в розовый цвет мягкого оттенка. В одном зале, как лампы, висели рожки любимого детского лакомства. Имелись гигантские качели в форме брикета с мороженым — и бассейн кондитерской посыпки. Основатели музея Мэриэллис Банн и Маниш Вора часто появлялись там в розовой одежде оттенка жвачки — словно сами они тоже были экспонатами.

06.10.2018 13:00, Ариэль Пардес, Дина Мингалиева, knife.media


Как идет оцифровка библиотек Армении

Новая жизнь старых книг

Чем больше информации в электронном виде потребляют люди, тем чаще возникает вопрос, что будет с библиотеками? Выживут ли они в мире технологий? В Армении начали оцифровывать печатный архив, однако дело продвигается медленно – не хватает денег и специалистов.

05.10.2018 16:00, Яна Исраэлян, Анаит Минасян


Как поделиться сокровищами архивных коллекций?

Архивист Марго Нот рассказывает о преимуществах оцифровки

Столкнувшись с задачей открыть институциональный архив для широкой аудитории, архивист Марго Нот решила действовать. Она запустила проект по оцифровке, создав 2000 цифровых копий лучших изображений коллекции. Копии стали заменой оригинальных слайдов и печатных экземпляров и неожиданно оказались куда практичнее: их легко распространять по сети, предоставляя одновременный доступ пользователям по всему миру.

04.10.2018 16:00, Margot Note






 

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.