Подписаться на обновления
28 апреляПятница

usd цб 56.9707

eur цб 62.1664

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние 
Дарья Рязанова   четверг, 29 сентября 2016 года, 17.00

Лёд тронулся!
Шаги на пути к обществу знания определены


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Мир меняется быстрее, чем законодательство – особенно когда старый порядок вещей отстаивают сложившиеся индустрии, не желающие подстраиваться под новые условия игры. Однако ситуацию пора менять, и можно начать с очевидного – решения проблемы сиротских произведений, возвращения советского общественного достояния в этот правовой статус и создания новой информационной инфраструктуры открытого доступа.

Открытый доступ: миф или реальность?

«Нету у нас ещё всеобщей коммуникабельности…»

«Афоня», реж. Георгий Данелия, 1975.

Спрос на советские произведения сегодня, особенно наглядно это видно по кинематографу, стабильный, но не очень высокий. Исследование Центрального Экономико-Математического института РАН «Разработка стратегии проекта «Общественное достояние» и оценка экономического эффекта ее реализации», представленное на пресс-конференции АИИ Иваном Неволиным показало, что при открытии доступа к фондам советского кино потери для правообладателей составят всего 70 млн., что с лихвой окупится открывающимися возможностями для получения прибыли с рекламы.

Пиковые точки интереса, как видно из историй запросов в поисковиках, приходятся на кино-новинки. Спадают они, как и кассовые сборы в кинотеатрах, очень быстро. Это вынуждает киноиндустрию плодить один фильм за другим, не давая людям опомниться, кинотеатрам разориться, а рейтингам и статистике захиреть. Никто не станет пускать в кинотеатре всеми любимую советскую классику, потому что она и в сравнение не идет по сборам с очередными «Ёлками» или «Горько».

Ещё один любопытный факт: люди ищут доступ к советскому кинематографу в первую очередь на открытых, легальных источниках - на сайтах кинокомпаний или в бесплатных онлайн-кинотеатрах, крайне редко отправляясь за контентом на торренты. Лидером по показателям траффика, бесспорно, является YouTube. Благодаря контрактам с Мосфильмом, он наращивает аудиторию, Мосфильм же пресекает распространение кинокартин другими, в отличие от YouTube’а, отечественными источниками. Таким образом, государственная организация способствует развитию зарубежного видео-сервиса. Как можно в такой ситуации говорить о развитии российского рынка легального контента?

Калькулятор сроков охраны авторского права

«Никогда ещё Штирлиц не был так близко к провалу».

«Семнадцать мгновений весны», реж. Татьяна Лиознова, 1973.

Система авторского права в нашей стране не так проста. Немного занимательной арифметики, из доклада, представленного исполнительным директором НП «Викимедиа РУ», Станиславом Козловским.

1. Обязательной охране произведение подлежит в течение 70 лет после смерти автора.

2. Если произведение было опубликовано посмертно, 70 лет со дня публикации (то есть, от 71 года до бесконечности со дня смерти автора).

3. Добавляем 4 года, если автор - участник ВОВ. Сразу оговоримся: участник Великой Отечественной войны вовсе не обязательно должен участвовать в Великой Отечественной войне. Кроме того, в вопросах авторского права ВОВ не только длилась с 1941 по 1945 год, но и включала конфликты с противником вплоть до 1969.

4. Вишенка на торте: этот срок начинает отсчитываться заново, если автор, некогда репрессированный или осужденный, был реабилитирован. И это снова 70 лет с каждой реабилитации. Произведение из общественного достояния могут изъять, если его автора вдруг реабилитируют вновь. Вот такой копирайт сурка.

«Поправки для участников ВОВ не защищают ветеранов. Это льготы, которые наступают после смерти, причём через 70 лет после смерти. Можно было бы помочь ветеранам издать их книжки: закупить государством разом, отправить в библиотеки. Но зачем-то помогают мёртвым», – пишет Станислав Козловский.

Но пока мы вынуждены иметь дело с неказистой системой расчёта сроков охраны авторских прав, незаменимым подспорьем станет ресурс, на котором будут собраны данные обо всех авторах, правовых статусах их произведений и сроках истечения охраны. Разработка такой системы – одна из целей проекта «Ноосфера. Запуск».

Открытая инфраструктура знаний

«И всё же, поверьте историку! Осчастливить против желания невозможно!»

«Покровские ворота», реж. Михаил Козаков, 1982.

Представьте, что вы написали нечто. Произведение, которое вы хотите донести до как можно большего числа людей. Обнародовав его под своим именем, вы наденете на него оковы авторского права. Силясь избежать этого, вы опубликуете произведение в интернете под псевдонимом, чтобы пустить его в свободное плавание. И на ваших глазах беспощадная правовая машина, причиняющая справедливость, принимается охранять ваше анонимное детище, закрывая к нему доступ.

«Вся современная система права основывается на том, что она вменяет ответственность автору за распоряжение своим произведением», – считает Владимир Харитонов, исполнительный директор Ассоциации интернет-издателей, руководитель исследовательской программы АИИ по авторскому праву.

Такова судьба каждого сиротского произведения: ни один издатель не возьмет на себя риски по его публикации, а значит, у невостребованной книжки или статьи нет надежды и на оцифровку. В фондах российских библиотек таких произведений более 2 миллионов. В мире их доля в библиотечных коллекциях составляет 50-70%.

«На наш взгляд нужно сделать ставку на правильную идентификацию, чтобы дать авторам, которые хотят опубликовать в открытом доступе свои работы, способ сохранить их навсегда. Если мы дадим такую альтернативу защите произведений – публикацию, которая навсегда оставляет их произведения в памяти людей, – мне кажется, что это обеспечит повышение мотивации для передачи работ в открытый доступ», – уверен Иван Засурский, президент Ассоциации интернет-издателей, руководитель проекта «Общественное достояние».

Обеспечит идентификацию и хранение произведений в нескольких копиях Федеральная резервная система банков знания, концепция которой была сформирована при работе над исследованием «Инфраструктура Ноосферы: современные инструменты регистрации и идентификации в сети интернет произведений в сфере науки, культуры и образования». Основой системы станет реестр произведений Nooregistry.ru, партнеры запуска: НП «НЭИКОН», НП «Викимедиа РУ», электронная научная библиотека «КиберЛенинка», интернет-издание «Частный корреспондент», АНО «Инфокультура» и площадка для открытой публикации «Научный корреспондент».

«Если рассматривать теорию Вернадского о ноосфере в практическом ключе – как нормативную теорию коммуникации – и допустить, что возможен переход к коллективному разуму, то должен быть какой-то способ, чтобы эта штука заработала», – считает Иван Засурский.

Легальное чтиво

«— Скажите, а Вы эти деньги сами заработали?

— Ну, в общем, я тоже приложил к этому руку...»

«Берегись автомобиля», реж. Эльдар Рязанов, 1966.

Исследование «Информационная сверхпроводимость: оценка экономических потерь, связанных с текущим законодательством по авторскому праву» подтвердило наличие «черной дыры» ХХ века, феномена, выявленного исследованием Чикагского университета. Существует громадный массив произведений, который охраняется и не используется по причинам экономического и правового характера. В России «черная дыра» поглотила и более ранние произведения, а заканчивается она только в 90-х.

Российская индустрия книгоиздания не особенно этим обеспокоена. Она попросту допечатывает то, что хорошо продавалось из уже тиражированного. Зачем открывать читателям доступ к классике XIX века, если можно продолжать зарабатывать на современных бестселлерах?

Но это, к сожалению, не означает постоянный приток писательских талантов и печать представляющих литературную ценность произведений наших современников. Индустрия устроена так, что в России всего 200-300 писателей могут получать зарплату выше минимальной. К тому же процент от продажи книг они получают не с розничной цены, как в Европе, а с оптовой.

Не лучше дела обстоят и с учебными заведениями, требующими, казалось бы, постоянного доступа к классике. Анализ университетских программ для факультетов журналистики ведущих вузов страны (МГУ, ТГУ, УРФУ, РАНХиГС, СГУ, НИУ ВШЭ, СПбГУ) выявил эту картину.

«Собран список, состоящий из 16432 произведений, которые указаны в данных программах в качестве обязательной и дополнительной литературы для подготовки к различным курсам факультетов журналистики. <…> Среди произведений, которые включены в списки литературы хотя бы двух факультетов журналистики лишь три (!) произведения являются общественным достоянием и лишь одно распространяется на условиях открытой лицензии». А это значит, что борьба со студенческим плагиатом в условиях такого крохотного информационного поля выглядит как битва Калигулы с Посейдоном. Сколько ни метай копий в море, воды в нём меньше не станет.

Время перемен

«Лед тронулся, господа присяжные заседатели, лед тронулся!»

«Двенадцать стульев», реж. Леонид Гайдай, 1971.

Итогом реализации проекта «Общественное достояние» стала серия исследований (все книги опубликованы в «Научном корреспонденте» на условиях открытых лицензий), определивших основные проблемы и направления работы в сфере авторского права, а также информационного обеспечения научно-образовательной сферы.

Другой важный результат – формирование первой версии предложений по реформе текущего законодательства об авторском праве в России и мире, которые сформированы на основе многочисленных обсуждений с различными группами экспертов – от интернет-индустрии и университетов до библиотечного сообщества. Основные тезисы документа:

1. Отменить ретроактивную защиту культурного наследия СССР и признать переход всего массива советских объектов права в общественное достояние.

2. Создать систему идентификации произведений, относящихся к общественному достоянию (разработать технические и информационные средства для определения общественного достояния — соответствующие базы данных и публичные автоматические системы определения сроков действия исключительных прав), в том числе с помощью инструментов открытых лицензий.

3. Отменить дополнительные ограничения для перехода произведений в общественное достояние (увеличение сроков охраны произведений для авторов, которые были репрессированы или работали в Великую Отечественную войну).

4. Решить проблему сиротских произведений через принятие законопроекта Минкомсвязи, предусматривающего автоматический перевод под открытые лицензии произведений, которые в течение года после внесения в специальный реестр не были востребованы авторами или правообладателями.

5. Правительство РФ должно определить порядок и условия размещения авторами заявлений о добровольном отказе от исключительных прав (инструмент открытых лицензий), – например, чтобы исключить препятствия при переводе в общественное достояние советского наследия и произведений, созданных за счёт средств федерального и региональных бюджетов (за исключением патентов, открытий, сведений, представляющих государственную и коммерческую тайну и т.п.).

6. Внести изменения в музейное законодательство, включая предоставление музеям неисключительных прав на воспроизведение предметов из собственных коллекций.

7. Обеспечить открытый доступ к произведениям науки и культуры, созданным за счёт государства, в том разработать детализированные правила, по которым правообладатель может получить отсрочку (например, 5 лет для кинофильмов), после которой произведения должны публиковаться в открытом доступе в соответствии с условиями открытых лицензий.

Полную версию предложений можно найти в сборнике «Общественное достояние» (СС0). Ассоциация интернет-издателей приглашает всех желающих присоединиться к обсуждению, написав на join@webpublishers.ru.

Однако правовое регулирование само по себе также не способно снять все проблемы доступа к контенту. Именно поэтому необходимо создание новой информационной инфраструктуры в открытом доступе – упомянутой выше Федеральной резервной системы банков знания, которая позволит обеспечить открытую публикацию произведений, а также главные права автора – на атрибуцию и возможность делиться продуктом своего труда со всеми желающими. Запуск системы планируется в апреле 2017 года.

Публикация в рамках проекта «Общественное достояние». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Здесь вечной зиме не смениться весной

О расхождениях в законе, авторском праве в России и музейных страданиях

Принято считать, что охрана авторских прав создаёт проблемы для музеев. Однако при детальном анализе оказывается, что проблемы эти надуманные и решать их незачем, так как достоинства и недостатки находятся в равновесии. Чего не скажешь об авторском праве, затрагивающем пользователей.

16.02.2017 19:00, Андрей Фоменко


Новые радости и инициативы

Nooregistry.ru: о книгах, исландцах и неделе открытого доступа

85 тысяч исторических документальных фильмов, архив американских журналов по архитектуре и онлайн экскурсии по 50 музеям мира – в подборке профильного журнала Nooregistry.ru, вместе с последними новостями об авторском праве и о борьбе исландцев за принятие конституции, написанной самими исландцами.

20.11.2016 15:00, Дарья Новаторова


Nooregistry.ru: пираты среди нас!

О новых ресурсах открытого доступа, пиратах и инициативах

Как исландские интернет-пираты стали влиятельными политиками, почему молодые люди предпочитают пиратские интернет-ресурсы, и как упорно правообладатели сражаются за свои права – об этом в дайджесте профильного сайта Nooregistry.ru.

20.10.2016 16:00, Дарья Новаторова


Nooregistry.ru: открытые источники всего на свете

Самое интересное из мира авторского права

Редкие цветные фотографии старинного Парижа, карта мест, где проходили съёмки популярных отечественных фильмов, сатирические журналы 1905-1917 гг., 3000 иллюстраций произведений Шекспира и свежие новости авторского права – это и многое другое в подборке материалов профильного сайта Nooregistry.ru.

30.09.2016 16:00, Дарья Новаторова



Безграничная свобода

Nooregistry.ru: открытое и бесплатное на просторах интернета

Редкие цветные фотографии начала 20 века, советские иллюстрации книг Толкина, более 300 документальных фильмов и виртуальные прогулки по Нью-Йорку: профильный сайт Nooregistry.ru подготовил очередную подборку ресурсов, которые выкладывают интересный материал в открытый доступ.

24.09.2016 20:00, Дарья Новаторова


Рим в 1890 году

Цветные фотографии в открытом доступе

Колизей, Фонтан Треви и многие другие знаменитые места Вечного города в конце 19 века можно увидеть в цвете благодаря фотохромной технологии и Библиотеке Конгресса, выложившей редкие фотографии в открытый доступ.

23.09.2016 19:00, Josh Jones


Кому нужен открытый доступ?

Ответы на ключевые вопросы

Под термином «открытый доступ» традиционно понимается практика публикации отрецензированных научных статей в свободном доступе бесплатно и для всех желающих. Для кого и зачем это нужно – в кратком познавательном обзоре от opensource.com.

21.09.2016 19:00, nooregistry.ru


Опасная псевдореформа

В Европе готовится псевдореформа авторского права, которая парализует работу поисковиков и видеосервисов

Google, YouTube, DailyMotion, Pinterest и другим интернет-ресурсам, которые позволяют осуществлять поиск в сети и социальное взаимодействие с обменом видеоконтента между пользователями, возможно, придётся покупать лицензии и делиться доходами с авторами загруженного на них контента — такую норму уже этой осенью может узаконить Европейский союз.

20.09.2016 17:00, RKS_author, rublacklist.net


История в цвете

В открытом доступе цветные фотографии Российской империи начала 20 века

Первый цветной портрет Льва Толстого, щемящие душу русские пейзажи и житейские сценки Царской России – коллекция работ Сергея Прокудина-Горского, известного на весь мир как пионера цветной фотографии, доступна в Интернете.

19.09.2016 19:00, nooregistry.ru






 
Общественное достояние

Новости

Нью-Йоркский Метрополитен-музей передал 375 тысяч оцифрованных произведений в общественное достояние
The Metropolitan Museum of Art объявил о передаче всех изображений произведений из своей коллекции, являющихся общественным достоянием, под лицензию полного отказа от авторских прав - CC߀.
Третьяковка в интернете
На сервисе "Яндекс.Карты" появились панорамные снимки всех залов Третьяковской галереи, открытых для посетителей.

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.