На парламентских выборах в Индии победу одержала группа партий «Объединённый политический альянс» (ОПА), представленная премьером Манмоханом Сингхом и лидером Индийского национального конгресса Соней Ганди. Обладающие правом голоса индийцы сделали ставку на «преодоление нищеты», обещанное ОПА, и укрепление влияния Индии на международной арене, гарантированное «конгрессменами».
Предвыборный расчёт кандидатов от ОПА был точным. Их зажигательные речи с телеэкранов, из динамиков агитационных трибун и в радиоэфире, основанные на фразе «И бедный станет богатым», возымели своей эффект. По всей стране проходили многотысячные митинги в поддержку премьера Манмохана Сингха и его соратников. Акции неизменно сопровождались массовыми народными гуляньями, бесплатными киносеансами в сельской местности и раздачей гуманитарной помощи в трущобах мегаполисов. Ещё примерно месяц назад эксперты в области пиара как в самой Индии, так и за её пределами отмечали, что именно такая политика идеально подкупает массы. Дескать, на этом фоне обещания главных конкурентов ОПА выглядят более чем тусклыми и малоубедительными. Политтехнологи от основной оппозиционной силы — Индийской народной партии — ограничились бесформенными обещаниями «со временем изменить жизнь к лучшему» и призывами к индийцам «проявить ещё немного терпения». Итоги выборов, окончательные результаты которых обнародованы 20 мая, были предсказуемыми. Согласно уточнённым данным, ОПА и партия Сони Ганди получили в 543-местном парламенте 274 места, оппозиция — всего 159. По единогласному решению победителей, которых, кстати, поддержали мелкие общественные движения, главой Кабинета министров Индии должен остаться Манмохан Сингх. «Это поистине правильный выбор, — не смог сдержать своих эмоций в прямой телевизионной трансляции из местного ЦИК мумбайский обозреватель Али Хан. — Реформы будут продолжаться, и каждый индиец почувствует гордость от того, что живёт в своей стране».
Чем же интересна победа команды Объединённого политического альянса, если её так эмоционально приветствуют даже те, кто по роду деятельности, казалось, должен бы сохранять если не нейтральность в суждениях, то по меньшей мере спокойствие? Ответ очевиден. Во многих мировых средствах массовой информации 76-летнего Манмохана Сингха открыто называют «отцом индийского экономического чуда». В начале 90-х годов прошлого века именно он создал «систему спасения государства». В стране резко вырос ВВП, появились миллионы дополнительных рабочих мест, а экономика Индии, переживавшая упадок, получила статус «одной из наиболее динамично развивающихся в мире» и теперь в своей категории составляет достойную конкуренцию Китаю. «Сытая страна — сильная страна» — лозунг эпохи финминистра Сингха в некоторой степени дублировал профессиональное кредо его китайского коллеги Дэн Сяопина.
Но на теперешнем посту Сингху как представителю победившего альянса, кроме задачи накормить и обеспечить страну, придётся решать ещё целый спектр иных проблем. Одна из главных в этом спектре — проблема терроризма. Слишком свежи в памяти события в Мумбаи в ноябре прошлого года, когда от рук пакистанских экстремистов погибло более 250 человек, преимущественно иностранцев. Слишком нестабильной остаётся обстановка в Кашмире, где индийская полиция и правительственные войска периодически несут потери, пытаясь остановить вражду между индуистами и мусульманами. И наконец, наверняка ещё слишком сложным для новых чиновников МИД Индии будет согласовать с Исламабадом чёткие границы в районе Джамму и Патханкота. Сейчас уже с точностью можно сказать, что с первого раза прийти к общему соглашению не получится. Соня Ганди отмечала, что для новых переговоров двух стран требуются в первую очередь желание и, что самое главное, возможности Пакистана покончить на своей территории с любыми проявлениями экстремизма.
По мнению Ганди, которую президент Индии Пратибха Патил считает не только приверженкой «либерализма клана Ганди», но и независимо мыслящим политиком, потепление во взаимоотношениях Нью-Дели — Исламабад зависит исключительно от того, как два государства, обладающих ядерным оружием, смогут распорядиться своим военным арсеналом. «Если мы будем видеть, что Пакистан не в состоянии противостоять незаконным вооружённым формированиям, включая талибов, мы будем вынуждены укреплять свои рубежи», — утверждают активисты партии Ганди. Но тут же оговариваются: надеемся, до этого не дойдёт. Такую же надежду уже выразили и Соединённые Штаты Америки, крайне заинтересованные хотя бы во временном политическом затишье в регионе. В американском Госдепартаменте всерьёз полагают, что ОПА сможет реализовать свой шанс на контакты с Пакистаном, в отличие от проигравшего на выборах движения «Бхаратия Джаната». Последние, считающиеся националистами, настаивали на исключительно силовом решении проблемы исламских сепаратистов Кашмира.
Отныне в своей международной политике Нью-Дели будет поддерживать «самые дружеские связи» и с США, и с Россией, и с Великобританией, и «со всеми теми странами, которые хотят Индии добра». Выражаясь проще — строить отношения на взаимовыгодном партнёрстве. Так, например, выгодная для Вашингтона поддержка своих интересов на полуострове Индостан отражается в дополнительных инвестициях в индийскую экономику и создание новых совместных промышленных предприятий. Лондон, заинтересованный в присутствии в Индийском океане, фактически прокладывает новые торговые пути и в Аравийском море, и в Бенгальском заливе. Москва же явно продолжит с Индией сотрудничество в области военных контрактов и модернизации угольных шахт и золотых приисков на плоскогорье Декан.
Впрочем, наиболее сложной для правительства Сингха станет проблема так называемых внутренних эксцессов. Сейчас на территории Индии действует около десятка не связанных между собой этнических и религиозных группировок. Организаций, в разное время бравших на себя ответственность то за убийство Индиры Ганди, то за расправу над её сыном Радживом, то за показательные взрывы в Дели и Калькутте, жертвами чего становились десятки тысяч ни в чём не повинных граждан.
Урегулировать локальные стычки проживающих в Индии радикально настроенных индуистов, мусульман и сикхов всегда было крайне непросто. «Консолидировать общество — вот с чего нужно начинать министрам Манмохана Сингха, — сказал международный обозреватель Али Хан. — От этого сейчас зависит судьба всего миллиардного (имеется в виду население. — «Часкор») государства». С идеей консолидации общества полностью согласны все силы, которые будут представлены в новом парламенте, включая оппозиционеров из «Бхаратия Джаната» и Индийской народной партии. Только вот какими методами они станут этого добиваться — остаётся лишь предполагать.
Но главное, в чём сходятся аналитики практически от всех местных движений и организаций, — ОПА в очередной раз в индийской политике использовал метод «лечения надеждой». На то, что страна станет сильной, а любой житель трущоб получит возможность стать миллионером. И отнюдь не в болливудском кино…
Читать @chaskor |