Хронические заболевания — следствие промышленного производства еды
Кулинар, писатель, большой знаток восточной кухни Сталик Ханкишиев поделился своими размышлениями о мясном ценообразовании в Москве и некоторых нечистоплотных продавцах, торгующих плохими продуктами по сказочным ценам.
Я должен сделать важное признание.
Я не ставлю перед собою цель изменить весь мир, или хотя бы то общество, в котором я живу. Я довольно спокойно отношусь к богатству одних и бедности других. Во-первых, почти всегда всё в руках самого человека, а во-вторых социальное и имущественное неравенство было всегда. Ну не расстраиваться же из-за того, что люди бывают разного роста?
А сам я, пусть и ценою многих потерь, понял, что важно не количество денег, а простое условие — чтобы они не кончались. А ещё очень важно, чтобы каждая копейка, которая попадает тебе в руки сопровождалась благодарностью за твой труд. Или пусть вообще не заплатят, но поблагодарят. Ведь рано или поздно все попадут на тот свет и мне почему-то кажется, что там никто не спросит «сколько у тебя осталось денег?», а вот спросить «сколько раз тебе сказали спасибо» — вполне могут.
Наверное, благодаря именно этой позиции и возможности заниматься исключительно любимым делом я наконец-то стал счастливым человеком.
Но поговорить сегодня я хотел бы именно о деньгах и путях их заработка. И не только потому, что мне есть, что сказать на эту тему, а потому что московская жизнь преподнесла один пример, который я не в силах обойти молчанием.
Помните один из поздних фильмов Гайдая «За спичками»? Помимо приключений двух главных героев там встречается весьма колоритный персонаж: крепкий крестьянин, который в дополнение к своим сорока дойным коровам ищет жену, которая «должна работать так, чтоб кости трещали».
Думаете, тот финский крестьянин был каким-то комическим исключением? Ничего подобного! Во все века желавшие хорошо жить и вкусно есть крестьяне работали в поте лица. При чём работали не только руками да спиной, но ещё и головой. Именно из таких крестьян получались успешные российские купцы и предприниматели, чьи выкованные за десятилетия тяжёлого труда капиталы составляли основу благосостояния империи.
Но пришли радетели за угнетённый трудовой народ, да и рассказали сказку о том, что хорошо работать не надо, а чтобы жить хорошо надо просто разделить всё поровну. Такие идеи оказались соблазнительными для пьяниц и бездельников. Зараза этих идей привела наше крестьянство к величайшей трагедии о которой люди среднего и старше возраста знают отлично. Зажиточное и успешное крестьянство было изжито под корень, а голытьба осталась управлять колхозами.
В результате Россия стала покупать, а не продавать зерно и теперь о настоящей русской кухне мы можем только вспоминать да в книжках читать, потому что вкусная национальная еда должна начинаться в полях да на грядке, где выращиваются национальные продукты, потому что традиции национальной кухни не выдерживают разрыва на несколько поколений. Теперь на столе большинства россиян сосиски да колбасы, варенно-мороженные креветки да макароны и всё залито майонезом да засыпано дошираком.
Это всё очень печально, но сегодня я хотел бы поговорить не об истории, которую уже не изменить, а о дне сегодняшнем.
Уже двадцать с лишним лет умы многих россиян занимает идея лёгких денег. Ну, вы же понимаете о чем я, правда? Это когда бабки заколачиваются не трудом, а схемами, или не каждодневной упорной работой над своим делом, а болтовнёй и пиаром.
Что сказать? У некоторых — самых умных и талантливых — получается заработать деньги и так. Поверьте мне, я знаком со многими очень обеспеченными людьми, людьми, чьи успехи для современной России стали символами, эдакой российской мечтой. Это на самом деле умные и талантливые люди.
Но реально богатых людей не так уж и много — тысячи, может быть, десятки тысяч. Если сознательно не вести разговор о тех миллионах, которые не видят вообще никаких перспектив или кого устраивает то, что им дают, то остаётся ещё один значительный пласт населения — люди, которые о больших деньгах пока только мечтают, кто всё ещё, как теперь модно говорить, находится в процессе. Думаете, они глупее тех, первых? Или они ленивее лидеров российского бизнеса? Да ничего подобного! И эти тоже талантливы, умны, а порою ещё и хитры и изворотливы.
Для того, чтобы обеспечить себе безбедную жизнь многие из них готовы пойти на что угодно, вплоть до лжи. Да и вообще, ну что такое сегодня ложь? Да как бы ничего страшного, обычное дело! Не наебешь — не проживёшь, говорят многие. Не обманешь — не продашь, вторят вторые. А третьи просто берут и строят весь свой бизнес на лжи.
Взять хотя бы героев этой статьи — основателей и идеологов интернет-магазина «Лавка».
Радио, телевидение, глянец, весь интернет, да скоро утюг включи — отовсюду на тебя смотрят честные глаза главного лавочника — Бориса Акимова. Отовсюду льются мёд и патока рассказов о том, что якобы исключительно их и только их продукты — фермерские. А остальные продукты, что лежат на прилавках рынков и уж тем более в супермаркетах — едва ли не на химзаводе сделаны. Мол — натуральное всё пренатуральное, начнёшь их есть и лапти на ногах сами собой вырастут. И поэтому их продукты… так дороги.
Чтобы не говорить обо всём ассортименте их продукции, давайте начнём с баранины. Во-первых потому, что баранина для меня — главный продукт. А во-вторых потому, что я собрал для вас некоторые цены, действующие на баранину на сегодняшний день в Москве.
Для начала я позвонил знакомым дагестанцам, которые неподалёку от Москвы держат ферму. На эту ферму привозят баранов живьём, дают им передохнуть несколько дней после дороги, подкармливают, и, по мере спроса, по мере необходимости режут и продают целиком, тушами. Цена — 220 рублей. «Для тебя — 210, Сталик!». То есть, если вы постоянный клиент, то отдадут и по 210, а то и по 200, да ещё и с бонусами, о которых речь пойдёт ниже.
В дискуссии со мной лавочники напирали на то, что их баранина калмыцкая и потому такая дорогая — 590 рублей за килограмм, при условии, что вы покупаете всю тушу целиком и сами будете её разделывать.
Знакомый дагестанец ответил: «Сталик, как раз два-три дня назад машина пришла из Калмыкии, там сейчас мясо самое дешёвое, очередь из желающих продать стоит!» И это понятно — если баранину теперь выращивают едва ли не везде, то коммерсанты будут везти оттуда, откуда дешевле. И их выбор — Калмыкия!
Ладно, допустим, вам, как покупателям, не очень удобно мотаться по Подмосковью в поисках недорогой, но отличной, самой свежей баранины. Пошли на рынок! Минуя спевшихся барыг на Ленинградском, даже не заходя на звёзд-мясников на Даниловском, айда на Дорогомиловский!
Знаете, сколько стоит баранина в туше? Какая хочешь — с курдюком или без, эдильбай или романовская, дагестанская или и вовсе козлятина?
240-280 рублей за килограмм — 590 в «Лавке». Ягнята продаются поштучно, до восьми килограмм тушка. 3500 за тушу — 6800-9000 в «Лавке».
«Но они же разбираются, они привезут мне самое хорошее мясо! — воскликнут защитники «Лавки», — а не то, что мне подсунут на рынке».
Послушайте меня. Не разбираются лавочники в мясе и именно что «подсунут». Вот посмотрите: свиная шея — довольно популярное мясо, его все берут на шашлык. Но баранья шея — продукт очень особый, он пригоден только для долгого тушения, да для варки, как на холодец. Знаете, какова цена за килограмм шеи на рынке и в «Лавке»? Держитесь за стулья, чтобы не упасть! 130 рублей за килограмм на рынке — 750 в «Лавке».
Ребята, по 750 рублей я покупаю деликатесную рыбу, утиную грудку из Франции я покупаю дешевле!
А та же шея без кости? 1050! За эту цену я беру мраморную говядину из Австралии или Америки, которую привозят охлаждённой, причём лучшие части туши! Авиатранспорт, таможня, налоги, оплата холодильников, прибыль продавцов, прибыль американских фермеров — всё здесь, в той цене, по которой «Лавка» продаёт мясо третьей категории.
Погодите, это ещё не все кульбиты, которые умеют совершать лавочники.
Бараний задок 260 р за кг, сами догадались где, на рынке — 890 в «Лавке».
Погодите, погодите, как это может быть? Ведь мясо тушей стоит 590, значит, и задок должен стоить столько же! Вот и цена на рынке именно такая — средняя температура по больнице. А как у вас задок, будучи отрезанным от туши становится на 300 рублей дороже за каждый килограмм? Как вы накидываете на этот задок 1500-2000 рублей за одно движение ножом? Кто у вас проделывает эту операцию? Может, Лео Бокерия приезжает со своей бригадой и проводит эту операцию на живом баране, с применением стерильных инструментов и при помощи анестезии? Клянусь, ему была бы выгодна такая работа!
На рынке некоторые части барана становятся дешевле после того, как их отделили от туши. Например, лопатка — 230 за килограмм — 790 в «Лавке»!
Опять подорожало — правда, всего на 200 рублей за каждый килограмм. Ну правильно всё — здесь же нет необходимости проводить ножом между позвонками, просто филейным ножом (стерильным скальпелем, извиняюсь) провёл разок по мякоти и вот — рубликов 500-600 в кармане.
На рынке рёбрышки становятся и того дешевле, 180 за килограмм — 690 в «Лавке».
Ай-яй-яй, так ведь и разориться недолго! Ведь для того, чтобы отделить рёбра от корейки и грудинки нужно поработать топориком, а вы здесь всего сотню накинули. Не жалеете себя, ребята с «Лавки»!
Дешевле всего на рыке стоят рульки-голяшки да грудинка. Так же, как и шея: 130 рублей за килограмм. Ну и в «Лавке» грудинка стоит дёшево — 490 рублей.
Налетай, подешевело, аттракцион неслыханной щедрости, «Лавка» продаёт себе в убыток, теряя сто рублей на каждом килограмме. Ладно, с лавочниками вам уже всё понятно, но я предвижу ваш вопрос «А как же на рынке продают части барана дешевле, чем сама туша?»
А вот почему. Все хотят шашлычок из баранины. Самый лучший шашлык — из корейки. И поэтому на рынке корейка из молодой, отборной баранины стоит 500 рублей за килограмм — 1350 в «Лавке».
Изменяя цены на различные части баранины рыночные торговцы попросту регулируют спрос, делают так, чтобы к вечеру никаких запчастей от баранов не осталось, чтобы всякое мясо нашло своего покупателя. А ребята из «Лавки» разделяя барана на части попросту набивают свои карманы. Вся эта сверхприбыль фермеру в карман никогда не попадёт, финансовые результаты этой разделки оседают в сейфах «Лавки».
Именно за эти деньги вы и слушаете болтовню о хороших кормах и хорошей воде, «которую ещё достать надо». Ну как можно поверить в эти разговоры? За такую разницу в ценах баранов можно поить контрабандной «Боржоми», но боюсь, что такую воду не пьют не только бараны, но и сами фермеры. А пьют за эти деньги неплохое французское вино сами лавочники.
Я тут поговорил с некоторыми из сотрудничающих с «Лавкой» фермеров, они признались: «Лавка» ставит минимум 100% наценку. Это, как мы убедились, в случае если лавочники и пальцем не пошевелили. А если пошевелят, так и 200, и 300 — это понятно любому, кто умеет считать.
А иногда «Лавка» и вовсе делает деньги из воздуха. Например, если я поеду за бараном к моим знакомым дагестанцам, то я заплачу только за вес самой туши барана. А его печень, сердце, лёгкие — просто отдадут даром. Если я попрошу, то мне и желудок почистят и кишки тоже отдадут — это бонус. Вот за языки деньги возьмут — их же добыть надо из головы, помыть, почистить, обрезать. Какая ни на есть — работа. Поэтому языки у дагестанцев 200 рублей за килограмм, а в «Лавке» — 1400. Печень в «Лавке» 600, на рынке 120 или в подарок, если мяса много купил, сердце 650, а на рынке я и не спрашивал, но точно знаю, что раз двадцать дешевле грибов, что в «Лавке» продают.
«Но ведь там качество! — воскликнут защитники «Лавки».
Я никогда ничего не покупал в «Лавке». Но там покупали продукты некоторые мои друзья, а это люди безусловно разбирающиеся в еде — Влад Пискунов и Елена Чекалова.
«Да, были и очень хорошие продукты, — в один голос сказали они. — Но процентов 70 — продукты самые обычные, вообще ничего особенного!».
Знаете, я вам в ближайшее же время покажу, что и на обычном московском рынке соотношение между замечательными и обыкновенными продуктами то же самое, а то и лучше. Но я разделал, приготовил и поел ту баранину, что Елена покупала в «Лавке». В самом деле — ничего особенного, кроме того, что на ноге отсутствовали печати ветнадзора и санврача, что для рынка — дело немыслимое. И у меня в связи с этим вопрос появился — а не экономит ли «Лавка» на контроле? Я своими глазами видел — на рынке ни одна туша не проходит мимо врача. Врач отвечает головой за то мясо, что на прилавке. Страшно представить, что сделают с рынком, если кто-то съест кусок плохого мяса!
Один мой родственник тоже, было, организовывал ферму для забоя и продажи баранов. Я его всё уговаривал сделать разделочный цех, чтобы продавать мясо не тушей, а частями, да фаршем и колбасками. Знаете, сколько документов потребовалось? Знаете, какие требования предъявляются к таким помещениям? Он начал это дело, да и бросил — ему оказалось не по силам. Скажите, вы верите в то, что баранина для «Лавки» разделывается в сертифицированном помещении? Оставим этот вопрос на их совести, а если она у них есть, то пусть вывесят скан разрешительных документов на сайте и не через месяц, а сразу.
«Ну зарабатывают люди деньги, а тебе-то что? Ты что, завидуешь? — больше нечего сказать защитникам «Лавки».
«Нет, ребята, не завидую! Я негодую, потому что деятельность «Лавки» наносит вред. Сейчас расскажу всё по порядку.
Даже если поверить, что они никогда не покупают продукты на Дорогомиловском рынке, а всегда только у фермеров, и покупают по намеренно завышенным ценам, то они наносят вред прежде всего этим самым фермерам.
Вот допустим, что «Лавка» покупает у некоего калмыкского фермера баранов по 300 рублей за килограмм туши. А другие фермеры в это время в очереди толкутся чтоб продать по цене чуть выше сотни. Случись что и не станет больше «Лавка» покупать у него мясо, что с ним произойдёт? Он разорится!
А вообще, чем отличается по-большому счёту такая деятельность от обычного бандитско-ментовского крышевания? Ты нам отстёгиваешь, а мы тебе тепличные условия. Что при этом происходит с остальными участниками рынка надо рассказывать?
А чем отличается деятельность «Лавки» от советско-партийной деятельности по обеспечению граждан страны советов? Вроде, методы другие, но результаты будут те же. Если они и в самом деле желают счастья трудовому народу, то опять, как коммунисты-революционеры, зашли не с той стороны.
Фермерство должно действовать в условиях свободного рынка и выживать должно в условиях свободы, а не в теплице. И живёт, и выживает, раз есть продукты ещё где-то, раз кто-то производит ту же баранину и без «помощи» лавочников.
А вот пусть «Лавка» откроет свой магазин на том же Дорогомиловском рынке, пусть шагнёт навстречу народу, пусть воспользуется возможностями этого места, чтобы увеличить свои обороты, да ещё больше помочь фермерам! Как вы думаете, сколько времени этот прилавок простоит в торговом павильоне? Я знаю, сколько. До тех пор, пока продукты не стухнут.
И моему делу, делу, на которое я трачу свою жизнь, «Лавка» тоже наносит непоправимый ущерб. Вот смотрите.
Я, сотни других блоггеров, журналисты, издатели — не просто бабки зарабатываем. Мы рассказываем о хорошем питании. Мы хотим, чтобы люди питались хорошо. Я когда начинал писать об этом, то и вовсе о деньгах не думал — мне просто хотелось поделиться с людьми лучшим, что у меня есть для интернет-пространства. И здесь, в этом интернет-пространстве, мои основные читатели. И здесь же действует «Лавка».
Вот, допустим, убедил я кого-то, что надо питаться хорошо. Интернет-человек поедет на рынок? Да нет, конечно! Он в интернете начнёт искать баранью шею. И наткнётся на... алчную «Лавку». Что он скажет?
Он скажет:
— Да ну на фиг! Лучше я буду жрать доширак с сосиськами, а поддерживать алчных барыг не стану.
Вот какое дело! Торгуя объёмами с гулькин нос в «Лавке» кормятся десятки московских хипстеров. И получают они совсем не гастарбайтерскую зарплату. Им и одеваться нужно модно, и машинки время от времени менять, и в каком ни на есть митеборисовском ресторанчике посидеть с девочкой раз в неделю, да и во Францию-Испанию хоть раз в год съездить.
Когда они поедут в благополучные с гастрономической точки зрения страны, я хочу им пожелать: поешьте, ребята, хороших продуктов. Там вы поймёте разницу между курами по сотне рублей и курами по тридцать евро, там узнаете, сколько времени надо, чтобы из обычного мяса получить ветчину, а из молока — хороший сыр. Там вы поймёте механизмы наценок, там научитесь ценить чужой труд и чужие деньги. Не любить их, не хапать загребущими руками, а ценить.
Вот в этом я могу пожелать вам успехов, а в том, чем вы теперь занимаетесь — простите, нет!
Барыги на рынке хороших продуктов, обуянные алчностью деляги на пути у фермеров — мои идеологические враги, точно такие же, как производители сочно-хрустящей дряни и поддельной жратвы.
Текст публикуется с сохранением авторской стилистики и орфографии
С другими материалами автора и с их обсуждением вы можете ознакомиться в его блоге
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Уличная торговля в советской Москве на цветных фотографиях 1959 года.
Цветы, фрукты, мороженое, воздушные шарики, носки, мыло и книги. - Как нужно рассчитывать курс рубля к доллару и защищать им отечественных производителей.
Подробная инструкция. - От продразверстки до «выравнивания рентабельности по EBITDA».
Современное раскулачивание. - Дофаномика: как рынок обманывает наш мозг.
И как перестать проверять смартфон 80 раз в день. - Заброшенные торговые центры - символы уходящей эпохи.
Благоухающий кондиционированный мир элементов искусственной природы с системой слежения не хуже, чем у спецслужб. - Россия – ВТО: год завышенных ожиданий.
Разочаровавшись в отсутствии немедленного положительного результата от присоединения, многие тут же стали списывать на ВТО любые наши промахи. - «Будьте людьми, не гадьте в магазине».
40 откровений кассира супермаркета. - Тайные приёмы магазинов .
Или Почему покупатели безнадёжны в математике. - Новый мясной скандал.
Или Кто будет есть американский рактопамин. - 10 уловок маркетологов.
Какие ухищрения используются в супермаркетах и что можно предпринять для того, чтобы сделать процесс покупки более экономным?