Дмитрий Медведев предупредил правительство и губернаторский корпус о том, что мировое сообщество вскоре может отказаться от российских нефти и газа. Запад тратит миллиарды долларов на разработку альтернативных видов топлива. Глава государства сделал вывод: отставать в этом вопросе недопустимо, поэтому необходимо сконцентрироваться на повышении энергоэффективности экономики.
Дмитрий Медведев в четверг провёл заседание президиума Госсовета на тему повышения энергоэффективности российской экономики у берегов Северной Двины. Энергосбережение президент включил в пять приоритетов экономического развития, которые обозначил на первом заседании недавно созданной им комиссии по модернизации экономики. Следующий шаг Медведева — лично донести месседж о необходимости энергосбережения в условиях кризиса до губернаторского корпуса.
Открывая заседание, глава государства напомнил, что Госдума приняла в первом чтении законопроект о повышении энергоэффективности, и, обращаясь к высокопоставленным чиновникам правительства, рекомендовал Кабинету министров синхронно работать с депутатами в подготовке документа ко второму чтению. По мнению президента, главное препятствие, мешающее перейти к энергосберегающим технологиям, — российское мышление. «Мы никогда не экономили на энергии, считали себя крутыми. Продолжаем топить нефтью, обогревая планету», — с горечью заметил Медведев. На его взгляд, тема энергосбережения особенно актуальна в сфере жилищно-коммунального хозяйства. «Ситуация с энергосбережением в жилищно-коммунальной сфере безобразная. Коммунальные структуры — чёрные дыры, где бесследно исчезают огромные энергоресурсы. Самая дорогая и неэффективная энергетика — в ЖКХ», — констатировал президент. Та же проблема в госучреждениях. Государство, на взгляд Медведева, должно начать экономить энергию с себя. Одновременно необходимо стимулировать к энергосбережению и призывать к ответственности под угрозой применения санкций собственников предприятий. «Антикризисная помощь бизнесу будет оказываться только в случае, если есть план по снижению энергетических издержек», — уточнил Медведев.
Развивая мысль, глава государства заглянул далеко в будущее: «>Сейчас, конечно, для нас это как будто бы задача не сегодняшнего дня и даже не завтрашнего, но надо понимать, как воспринимаются альтернативные источники. Надо заниматься этими альтернативными источниками, потому что рано или поздно в своих сегментах они заместят действующие традиционные углеводороды, как бы печально для нас это ни выглядело». По словам президента, ведущие государства тратят на создание водородного топлива миллиарды долларов — «чтобы только не покупать нашу нефть. И мы должны соответствовать уровню».
Вице-премьер Игорь Сечин сказал, что на реализацию программы энергосбережения потребуется от 320 до 360 млрд долларов. Однако практически реализовать проект, на его взгляд, удастся только посредством создания единого информационного центра и проведения масштабной пропагандистской кампании. Идея президенту понравилась. «Считаю, что надо поддержать идею создания целостной системы энергосбережения», — отреагировал он. Хотя работа, по его словам, должна строиться на базе рабочей группы, созданной при комиссии по модернизации экономики, и правительственной комиссии по топливу и энергетике. Задача перед ними стоит нелёгкая, она потребует сложных и жёстких рекомендаций, предупредил Медведев. «В ряде случаев придётся вводить запреты, например, на оборот лампочек накаливания, образовать систему контроля за оборотом ламп накаливания. Все эти требования попадут в стандарты, и за их нарушение будет наступать ответственность. Это так, для примера», — объяснил президент.
Министр экономического развития Эльвира Набиуллина объяснила, что президент имел в виду законопроект о повышении энергоэффективности, предполагающий введение с 1 января 2011 года запрета на лампочки накаливания свыше 100 киловатт. Это делается во всех странах, чтобы стимулировать потребление более энергоэффективных лампочек. По мнению министра, население само будет заинтересовано в использовании таких лампочек, поскольку это существенно сократит затраты на их приобретение. Запрет, по её словам, будет введён на производство и оборот.
Я поинтересовалась у министра, о какой ответственности говорил президент. «По разным направлениям энергоэффективности и энергосбережения должна быть ответственность. Мы предполагаем введение ответственности, например, застройщиков при строительстве — это предполагается с 1 января 2011 года, — чтобы вводимое жильё отвечало требованиям энергоэффективности. Застройщики должны отвечать за то, чтобы не только в момент сдачи, но и в процессе эксплуатации здание не теряло своей эффективности», — привела пример Набиуллина. Кроме того, по её словам, должна быть определена ответственность руководителей регионов и муниципалитетов за принятие программ энергоэффективности и за их реализацию. «Такая же ответственность будет и у федеральных министерств и ведомств. Вся программа энергоэффективности предполагает целостную систему управления этим процессом и задействование экономических стимулов», — заключила Набиуллина.
Читать @chaskor |