Подписаться на обновления
24 октябряВоскресенье

usd цб 70.8623

eur цб 82.4979

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи  Выпускники и наставники России  Зеленый поворот 
Алиса Загрядская, knife.media   вторник, 16 марта 2021 года, 16:00

Культурная история леса
Как деревья кормили, пугали и вдохновляли человечество, а потом стали его жертвой


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Лес — это не только набор покрытых корой растений, которые позволяют современному горожанину отдохнуть от бетонного гетто, но и культурно-исторический феномен. На протяжении веков он обеспечивал необходимыми ресурсами целые страны — и пугал целые нации, прятал борцов за справедливость и разбойников, снабжал правителей материалом для покорения народов и континентов. А потом практически исчез, уступив место пашням и каменным городам. Чем был лес для наших предков, каким он остался в литературе и где превратился в национальную идею?

Отношения человека с природой зависят от особенностей национального менталитета, а ландшафт во многом определяет культурные черты народов, проживающих в той или иной местности. Ближневосточный мир был пустынным, а потому песок и камень стали неотъемлемой частью антуража библейских сюжетов. Процветание Юго-Западного Китая исторически связано с нагорьями, где располагались рисовые террасы. А ключевым культурным символом Европы считается лес. Его мифология неоднозначна: он дарил народам ресурсы для благополучной жизни — и таил в себе смутную угрозу. Королевское владение, фактор экономического роста, отражение национальной души, предмет заботы и природный объект, который нужно спасать, — на протяжении истории лес сменил много ролей.

Впрочем, сама экосистема ни о чём таком не подозревает, существуя в рамках своих непостижимых умвельтов.

Новый всплеск интереса к этим бытийственным пузырям отражают исследования о «таинственных» аспектах природы и самоощущении других видов — книги о том, как переговариваются деревья, а грибы объединяются в невидимую ризому.

Поиск непостижимых духов природы (и новых терминов для давно существующих понятий) продолжается. Лес — это инобытие европейской цивилизации, источник ее страхов и фантазий, пространство, где можно заблудиться — и найти себя.

Лес в европейской истории

Леса существовали задолго до того, как предок человека взялся за палку, чтобы сбить с ветки плод или ударить соплеменника, — то исчезали, стертые ледниками, то начинали новую жизнь. Первые сухопутные растения появились на Земле около 500 млн лет назад, радикально изменив состав почвы, климат и облик планеты. Древесина — не самый прочный материал, но пыльцевой анализ всё же позволяет ботаникам смотреть сквозь тьму веков. Оболочки спор и зерен не разрушаются в течение очень долгого времени, поэтому их следы можно обнаружить в окаменелостях.

Неотъемлемой частью хозяйственной деятельности европейцев лес стал с развитием земледелия и формированием оседлого образа жизни. Считается, что беспощадно эксплуатировать природу человечество начало в индустриальную эпоху, но в древности и Средневековье люди нуждались в дереве гораздо больше. В Европе оно превратилось в главный строительный материал, хотя камень был престижнее. Леса вырубались для выращивания сельскохозяйственных культур, шли на возведение зданий, укреплений, кораблей, производство телег, мебели — не говоря уже о растопке, необходимой для поддержания тепла, приготовления пищи и всех видов ремесел.

В Средневековье и в эпоху Ренессанса значительная часть Европы была занята древесными массивами, которые сливались в огромные зеленые «моря». От Альпийских гор Северной Италии до Карпат простирался древний и густой Герцинский лес. Один из его участков, Шварцвальд на юго-западе Германии, исследователи отождествляют с той самой чащобой из сказок братьев Гримм, в которой их персонажи подвергались страшным испытаниям.

Однако по мере того, как росли потребности человека, пространство дикого леса уменьшалось: люди отвоевывали у природы территорию. Когда древесины в окрестностях начинало не хватать, ее доставляли из других регионов, сплавляя по рекам. Глобальное похолодание (так называемый малый ледниковый период), длившееся с XIV по XIX век, активное развитие европейских городов и рост производства — всё это привело к нехватке ценного естественного ресурса.

В результате в Центральной Европе к XVIII столетию вырубили практически все леса, на месте которых сегодня находятся поля.

В частности, так появились многие живописные вересковые пустоши в Великобритании и Саксонии. Одна из них, Люнебургская, возникла на месте вырубки для добычи соли.

В Средневековье леса принадлежали лично монарху и потому особо охранялись. В огромных английских королевских угодьях, образовавшихся после нормандского завоевания, запрещалось рубить деревья, расчищать территории для пахоты или охотиться, а браконьеров ждали суровые наказания. Тогда и была учреждена должность главного лесничего и начал развиваться институт егерства.

Но единого закона, регламентирующего использование природных богатств, в феодальном мире не существовало. С социальной точки зрения лес имел двойной статус. С одной стороны, он был альмендой (неподеленной землей) общины, с другой — собственностью феодала, который мог предъявить на него свои права. Для решения споров составлялись лесные установления — первые документы, регулирующие эти вопросы.

В Новое время формируется отдельная наука — лесоводство. К тому моменту стало ясно, что сохранность природных богатств находится под угрозой, и лес рассматривался как наиболее ценный ресурс, который нужно поддерживать и возобновлять. Теперь деревья начали не только вырубать, но и сажать, причем используя достижения науки. Так что многие «древние» зеленые массивы, сохранившиеся до наших дней, на самом деле представляют собой результат человеческой деятельности. Тем не менее реликтовые (не тронутые людьми) леса еще существуют, но в труднодоступных регионах.

Дерево и лес как культурные символы

Следы древних растений встречаются в слоях породы, относящихся к разным геологическим эпохам, но прочитать их в этой летописи Земли способен не каждый. Подлинная история леса складывается в области воображаемого: люди нуждаются в том, чтобы создавать нарративы и интерпретировать знаки.

Природа — дивный храм, где ряд живых колонн

О чём-то шепчет нам невнятными словами,

Лес темный символов знакомыми очами

На проходящего глядит со всех сторон.

Шарль Бодлер

С поэтом можно согласиться: дерево действительно имеет непосредственное отношение к символу, языку, мифу. Космогонический сюжет об осевом стволе, прорастающем через вселенную из нижнего мира в верхний, характерен для политеистических обществ. В шаманизме дерево — способ связи с умершими сородичами, портал, через который медиум может перемещаться в своих духовных путешествиях. К говорящим зеленым исполинам обращались за советом и друиды из ирландских сказаний.

Деревья становятся ключевым элементом в сакральных сюжетах. Например, у обществ, практиковавших человеческие жертвоприношения, они были главными орудиями казни. Если народы пустыни забивали приговоренных к смерти камнями, то, например, древние германцы вешали неугодных, неслучайно с языка скальдов титул Одина переводится как «бог висельников». Пронзенный копьем, он сам девять ночей висел на мировом древе, «чьи корни сокрыты в недрах неведомых», чтобы обрести знание рун. По мнению историков, оригинальный внешний вид таких символов, напоминающих своими очертаниями природные объекты, обусловлен тем, что они вырезались на стволах и досках: «...на это указывает характерная заостренная и угловатая форма рунических знаков, избегающих горизонтальных и округлых линий».

Слияние с деревом или превращение в него — один из классических сюжетов античной мифологии, как в случае с Дафной, которая оборачивается лавром. Существовали и собственные духи деревьев — дриады, лапифы. В древних южносибирских курганах бронзового века обнаруживали захоронения с телами, обернутыми корой. Так человек мог переходить из людского мира в древесный и устанавливать контакт с духами природы.

В христианские времена подобные «кровосмешения» стали расцениваться как языческие предрассудки и происки темных сил. По словам историка искусства М. Н. Соколова, «Средние века, опираясь на библейский завет, рассекают анимистическое единство дерева с человеком. То единство, в котором сам маг или шаман мог уподобиться Мировому Древу, народиться из дерева или уйти в него, в дерево превратившись». [Орфография оригинала сохранена. — Ред.]

В то же время христианство формирует новый центральный дендросимвол — библейские райские деревья жизни и познания.

Сакральные рощи становятся пристанищем отшельников: в них удаляются святые, в дуплах чудесным образом обретаются иконы, в лесах закладываются монастырские сады. Будущему покровителю охотников Губерту Льежскому является олень, между рогами которого сияет крест (это чудесное животное можно видеть на бутылке ликера «Егермейстер»). Однако по мере того, как слабеет языческий культ деревьев, пропасть между человеком и диким лесом ширится.

В «Божественной комедии» Данте Алигьери путь героя начинается из «дремучей и грозящей» чащи и пролегает через потусторонние ландшафты, которые стали для христианской культуры художественным макетом загробного мира. «Призрачный лес» здесь — место, где человек остается наедине с собой, со своими страхами и надеждами.

Однако субъект создает не только «параллельные миры», но и реальное окружающее пространство, «придумывая» его и наделяя смыслами. На старых картах неисследованные дальние земли обозначались белыми пятнами и надписями «Здесь обитают львы». Для жителя крестьянской общины, который редко покидал даже свое село, такие «незакрашенные области» располагались за границами деревни, пашен, лугов и виноградников — в чаще, опоясывающей культивированный оазис. Немецкий палеоботаник Хансйорг Кюстер пишет:

«Лес за пределами общин воспринимался как неосвоенное, дикое пространство, грозное и глухое, «антимир» не только в абстрактном смысле».

В коллективном воображаемом преданий и народных ритуалов эта темная, загадочная территория служила местом инициации. Возможно, значимость леса (или кустарников) в обрядах посвящения объясняется тем, что мистерия должна была проходить в тайне, вдали от глаз профанов.

Исследователь мифологических корней сказки Владимир Пропп полагал, что «лес окружает иное царство... дорога в иной мир ведет сквозь лес». Неслучайно во многих сюжетах чащоба служит входом в ад, обитель мертвых.

В легендах приключения начинаются, когда герой попадает в лес, чтобы, совершив путешествие «туда и обратно», вернуться обновленным — или погибнуть.

Обитатели леса

Иногда смерть в сказках персонифицирована в образе живущей в лесной избушке славянской Яги с костяной ногой мертвеца. Или принимает обличье хищника, например волка, который готов съесть и Красную Шапочку, и ее бабушку.

Хотя страх живущих у леса людей перед дикой фауной был отчасти оправдан, звери нападали на человека не так часто, как это показано в фольклоре. Кюстер отмечает:

«Из документальных источников... явствует, что в Средние века, а особенно в раннее Новое время, волки в Центральной Европе встречались лишь единично. О волчьей охоте велись книги, то есть сведения о ней или о том, когда она планировалась, передавались последующим поколениям. Очевидно, была она не рядовым событием, происходила редко, вероятно, даже не каждый год».

В холодные зимы стаи волков приближались к селениям, а разбуженный медведь-шатун мог напасть на неосторожных, но профессиональные людоеды среди европейских зверей встречались редко — и попадали в легенды.

Например, в XVIII столетии на провинцию Жеводан наводило ужас существо, природу которого так и не удалось установить. Предполагают, что это был огромный волк или каким-то образом завезенная во Францию гиена, хотя крестьяне подозревали, что на них охотится оборотень.

Прозванный Жеводанским зверем людоед растерзал несколько десятков человек. И хотя есть мнение, что масштабы бедствия преувеличила пресса, сама шумиха свидетельствует о том, что почва для подобных слухов была весьма благодатной. «Дикие звери» и «лесные чудовища» для жителей европейских деревень олицетворяли опасный мир неизведанных пространств.

Там, за границей освоенных территорий, можно было встретить не только инфернального медведя или волка, но и прочих жителей «антимира», способных причинить вред христианской душе. В сказке Вильгельма Гауфа в Шварцвальде обитали хозяин клада Стеклянный Человечек и Михель-Великан, который приносил дары в обмен на людские сердца. В мифологии Северной Европы леса населяли антропоморфные исполины, тролли и гномы. В кельтских сказаниях в волшебной чаще живут фейри, которые забирают к себе затерявшегося путника. Здесь же стоят домики ведьм и колдуний. Не зря лес, неупорядоченная материя, связывается с женским началом, опасным для мужского организующего Логоса, а также со всяческим хаосом и нарушением закона.

В дикой чаще живут и другие герои народных сказаний — разбойники. В лесах действительно прятались беглые каторжники и все, кому нужно было скрыться от властей. На дорогах, пролегающих через глухие участки, устраивались засады. В Шервудском лесу располагался штаб легендарного «социального бандита» Робин Гуда. Так дикие угодья становятся местом (само)вытеснения маргинальных, чужеродных элементов. В широком смысле лес — это и есть непостижимый Другой.

Положительные фольклорные персонажи: лесничие, лесорубы, охотники, плотогоны — тоже имели особый, таинственный статус. Они выступали своего рода парламентерами от мира людей в чуждом пространстве, связующим звеном между человеком и местными духами, поэтому часто в их образе просматривались черты нецивилизованной дикости. Но в то же время задачей таких персонажей было усмирение природы, приведение ее к понятному знаменателю.

Лес как национальная идея

Несмотря на то, что ни одно общество не мыслит себя вне природы, особую значимость концепция леса приобрела в немецком самосознании. Если окраины Европы покрывали пустоши, на востоке раскинулись степи, а на севере — хвойные леса, то значительную часть центральной области занимали классические чащи. Природные богатства региона исторически обеспечивали ему экономическое процветание и прогресс.

Во всяком случае на это указывает немецкий «лесной миф», который восходит к римским источникам:

«...читатели «Германии» Тацита, сориентированные на национальные ценности, сделали в XVIII–XIX веках вывод: лес сохранился лучше всего там, где впоследствии появилась страна Германия. С учетом всех обстоятельств, касающихся лесов во времена Римской империи, обнаруживается — отличие центра Европы от других ее регионов состояло, видимо, именно в том, что здесь успешнее всего восстанавливался лес». [Пунктуация оригинала сохранена. — Ред.]

Идея устойчивого развития оформляется в этих краях раньше, чем в других регионах. В XVIII веке саксонский горнопромышленник Ганс Карл фон Карловиц написал фундаментальный труд «Экономика лесоводства, или Руководство по выращиванию диких деревьев» — первый в своем роде.

Deutscher Wald («немецкий лес») как центральный символ германского культурного ландшафта и менталитета в полной мере оценили романтики.

Сумрачность, величие, витальная мощь, древние тайны — основные атрибуты «лесной» национальной идеи. Эти образы нашли отражение в искусстве, подернутом благородной патиной средневековых легенд.

В уединенной чащобе жил Парцифаль, пока не встретил рыцарей Артура. В Тюрингенском Лесу находится гора Герзельберг из легенды о Тангейзере, место обитания языческой богини. В основе баллады Гете «Лесной царь» лежит предание о короле эльфов (он же король ольхи), несущем смерть. Мифы и легенды нашли отражение в сказках, беллетризованных писателями; немецкий легендарный лес стал источником вдохновения для Франца Шуберта и Рихарда Вагнера; его виды запечатлевали художники.

Предполагалось, что особый народный характер сформировал именно Deutscher Wald. «Всякий, кому случалось побывать в Шварцвальде, скажет вам, что никогда в другом месте не увидишь таких высоких и могучих елей, нигде больше не встретишь таких рослых и сильных людей», — начинает Гауф свою сказку «Холодное сердце». Романтика загородных выездов и походов прельщала представителей немецких молодежных движений и скаутских ассоциаций конца XIX — начала ХХ века. Группы вроде «Вандерфогель» отправлялись в леса и горы, чтобы побыть наедине с природой.

Впоследствии эти движения оказались вне закона, замещенные гитлерюгендом, а «вечный лес» как символ политического и духовного единства стал частью идеологии рейха. Своим любимым назначением Герман Геринг считал должность главного лесничего и верховного егермейстера. На примере пропагандистского кино 30-х можно видеть, что природная мифология была призвана отображать народный дух и «первозданную чистоту» нации. В рамках теории «крови и почвы» крестьянство идеализировалось по сравнению с городским человеком. Но этот культ «естественности» тем не менее не мешал реализовывать проекты вроде высаживания лесов в форме исполинских свастик.

В 1970-х годах волна зеленого движения захлестнула и Германию. «Смерть леса» (Waldsterben), слоган экокампании тех лет, показывает, что именно эта опасность, а не угроза собственному здоровью или, скажем, мировому океану, беспокоила немцев больше всего. Хотя подобные разговоры велись в практической плоскости, а «лесной миф», «оскверненный» нацистами, уже вызывал неоднозначную реакцию, важность образа для культуры осталась прежней.

Сегодня в Германии набирают популярность похоронные леса — рощи, в которых биоразлагаемые урны помещаются в землю без надгробий. Так прах становится удобрением для деревьев, а гости кладбища могут совершать прогулки на природе.

***

Отношения человека с лесом запутанны в той же мере, в какой в самом субъекте переплетены между собой биологическое, духовное и социальное начала. Один из наиболее драматичных моментов в их прояснении — обнаружение «чащи» в собственной душе. Миф о первобытном сознании тесно связан с грезами о золотом веке, утраченном древе и забытом волшебном лесе. Неудивительно, что он вновь взволновал умы, когда Жан-Жак Руссо и другие деятели Просвещения вымечтали «благородного дикаря».

В ту же эпоху леса Европы превратились в пустоши, и даже благие идеи «разумного хозяйствования» и «восстановления естественных ресурсов» изобличают утилитарный подход управленца. Из самих терминов следует, что человек — властелин всего живого, а невозделанная, некультивированная природа — расходный материал, который можно и нужно осваивать, применять и формировать сообразно идее, мысли и слову.

Не менее прагматичным подходом следует считать и художественное любование. «Живописность» пейзажа означает, что он хорошо смотрелся бы на картине.

В то же время тяготение к «первозданному» лесу — это движение в сторону бессознательного. В некоторых архаических мифах считалось, что человек, помимо людской, имеет «лесную» душу, воплощенную в животном или дереве. Карл Густав Юнг видел в этом указание на то, что личность не такая цельная, как это может представляться рациональному сознанию: «Человеческая психика далека от полного синтеза, напротив, она слишком легко готова распасться под напором неконтролируемых эмоций». За освещенными полянами психических структур лежит темная чаща, где рождаются импульсы для диких поступков и внезапные озарения.

Владимир Бибихин предполагал, что стремление людей к «расширению сознания», будь то табак, алкоголь или другие психоактивные вещества, — это месть леса, тоска по неоформленному миру, по утраченному шаманизму:

«Современный городской и технический человек не подпускает к себе близко лес, отмеряет себе его чары безвредными дозами, посмотреть на пейзаж, прогуляться по парку. Но лес именно потому что он оттеснен въедается в человечество непоправимее и злее. Так сказать, человечество не разобралось с лесом, и начинается разборка». [Пунктуация оригинала сохранена. — Ред.]

Однако теоретическая «разборка» происходит только в области рационального. Современные экологические парадигмы предполагают пересмотр новоевропейских эксплуататорских отношений с природой. Парадокс в том, что нравственные уроки зеленого движения также касаются человеческого воображаемого, не имеющего ничего общего с умвельтом других живых форм. На смену фаустовскому мифу о возделывании природы пришел миф о ее опекуне и хозяине.

Лес-как-таковой цивилизованному человеку по-прежнему недоступен, а «внутренний лес» — то, что субъект силится объять разумом, но тщетно, потому что сущность бессознательного содержания противится осмыслению. Тем не менее мы не можем отделить культуру от природы, оставаясь ее частью и продолжая находиться в этих сложных отношениях.

Источник: knife.media




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Тюрьма как Космос

Рассказ о несгибаемом революционере

75 лет назад, 30 июля 1946 года умер будущий народоволец, член кружка «чайковцев», «Земли и воли», участник покушения на Александра II, профессиональный каторжанин и академик, близкий приятель Маркса и Ленина, а в 85-летнем возрасте солдат Великой Отечественной войны — Николай Александрович Морозов.

30.07.2021 16:00, Игорь Фунт


Ледники на Аляске исчезают

Таяние горных ледников увеличивает объем Мирового океана на ¼ — и даже больше

«Если ледники — это то, что вы ищите, тогда это место для вас», — сказал золотоискатель, исследовавший Аляску в 1879 году. Однако сейчас все совсем по-другому.

15.06.2021 19:00, Jonathan Watts, theguardian.com


Хранители чистой радуги

История и современность экологического движения в России

Весной 1921 года в Советской России начался НЭП — новая экономическая политика. Прошло ровно сто лет — страна отстроилась, развалилась и отстраивается заново. И вот весной 2021 года опять слышны разговоры о необходимости НЭПа. Но на этот раз речь о новой экологической политике, которая должна разрешить конфликт экологии и экономики. «Поворот к природе: новая экологическая политика России в условиях «зеленой» трансформации мировой экономики и политики» — так называется доклад, подготовленный НИУ ВШЭ под эгидой МИД России. Почему старая экологическая политика себя исчерпала? Какова история отношений с природой в нашей стране? Что собой представляет и за что борется экологическое движение в России сегодня? Разбираемся вместе с философом и журналистом Кириллом Забелиным.

16.05.2021 19:00, Кирилл Забелин, knife.media


Как на Руси отмечали Пасху

Главные традиции светлого праздника

Пасха, или Светлое Христово Воскресение, — главный православный праздник. На Руси и этот день, и всю последующую неделю проводили весело: готовили пасхальные традиционные блюда — куличи, творожные пасхи, — красили яйца, водили хороводы, качались на качелях, обходили дома с поздравлениями. Вспоминаем, как отмечали Пасху в старину.

02.05.2021 15:00, culture.ru


Когда продукты были полезными

И все для детей

Я такая старая, что помню прошлый век. Например, я помню времена, когда сливочное масло было полезным. Его клали в горячую кашу, намазывали на хлеб, смазывали блины. Очень полезным было масло, особенно для детей.

09.04.2021 19:00, Людмила Овчинникова, izbrannoe.com


Перенаселение Земли

Нам нужна еще одна планета или это миф?

Если сегодня вам, допустим, 30 лет, то за вашу жизнь население планеты уже дважды «добавляло» очередной миллиард. Когда вам было десять лет в 1999 году, население планеты достигло шести миллиардов. В 2011 году, когда вам исполнилось 22 года, была преодолена планка в семь миллиардов человек. Сегодня нас 7,7 миллиарда. Что же будет, когда пройдет еще 30 лет? По оценкам ООН, уже через пять лет, если динамика роста численности населения не претерпит разительных изменений, на планете появится восьмимиллиардный житель. А дальше что? Перенаселение, нехватка воды и пищи, не говоря уже о прочих ресурсах, и волны беженцев? Или все, на самом деле, не так страшно?

02.04.2021 19:00, naked-science.ru


Смытые данные

Какую информацию о нас собирают через канализационные трубы

Австралийские аборигены выбивали юношам зубы во время обряда инициации и отдавали их на хранение старейшинам. Они считали, что обладание частью человеческого тела позволяет управлять ее хозяином — а значит, нельзя допустить, чтобы зуб, ноготь или волос попал в руки недоброжелателей или колдунов. Сейчас эти представления не потеряли своей актуальности: полицейским достаточно грамма ткани или капли ДНК, чтобы опознать по ним преступника. Ногти или зубы мы теряем далеко не каждый день, зато другой биологический материал удержать в себе не так-то просто. Поэтому сегодня ученые отправляются за информацией о людях прямо в канализацию.

09.03.2021 16:00, Полина Лосева, nplus1.ru


8 марта: история праздника

С чего началось женское счастье

Международный женский день, по сути, — это некий презент нам от Соединенных Штатов Америки, Германии и Советского Союза.

08.03.2021 10:00, diletant.media


Гид по загрязнению воздуха

От средневековых теорий до современных реалий

По данным ВОЗ, девять из десяти человек на планете дышат воздухом с высокой концентрацией загрязняющих веществ. Микроскопические загрязнители могут проходить сквозь защитные системы нашего организма и вызывать различные заболевания, которые ежегодно уносят около семи миллионов жизней. О том, что воздух не только дает жизнь, но и вредит ей, человечество задумалось еще в античную эпоху. Эти знания перекочевали в средние века, а с развитием промышленности и науки приобрели новое прочтение.

14.02.2021 19:00, Анастасия Троянова, bellona.ru


Противоречия советского природопользования

Как создавалась инфраструктура в СССР

Первое, что приходит в голову многим, когда речь заходит об отношении государства к природе в СССР — это проекты поворота рек вспять и хрущёвские эксперименты с выращиванием кукурузы в российском Нечерноземье. Но это лишь вершина айсберга — в реальности Советский Союз занимался не только экологическими экспериментами и эксплуатацией природы, но и её защитой. Мы поговорили с Романом Гильминтиновым, кандидатом исторических наук, который сейчас пишет диссертацию на эту тему в Университете Дьюка (Duke University).

17.01.2021 19:00, Александра Алексеева, 22century.ru






 

Самое читаемое



Зеленый поворот
Путь в науку 2021

Новости

Примите участие в новом образовательном проекте «Школа драфтинга»
Это первый в России образовательный проект по комплексному освоению навыка юридического письма, необходимого для работы в юридическом консалтинге или in-house юристом.
«Викимедиа РУ» при поддержке «Иннопрактики» запускает онлайн-курс по работе с «Википедией»
Использовать материалы курса смогут все желающие, а с сентября начнётся обучение записавшихся на курс при поддержке менторов. Инициаторами создания онлайн-курса выступают НП «Викимедиа РУ» и негосударственный институт развития «Иннопрактика».
Объявлены победители конкурса «Путь в науку»

В «Научном корреспонденте» опубликован список лучших работ
Всего в двух номинациях конкурса «Путь в науку – 2021» награждено 54 человека, из которых 44 были отобраны в ходе экспертной оценки, а 10 – по количеству просмотров работы, то есть уровню внимания со стороны читателей. 13 авторов заняли первое место в своей предметной категории, 15 – второе место, еще 16 получили приз за третье место.

Итоги конкурса «Путь в науку» будут объявлены 30 августа
Жюри утвердили список победителей и призеров конкурса квалификационных работ «Путь в науку – 2021» (путьвнауку.рф). Всего в двух номинациях будет награждено 54 человека, из которых 44 были отобраны в ходе экспертной оценки. 13 авторов заняли первое место в своей предметной категории, 15 – второе место, а еще 16 получат поощрительную премию. В конкурсе приняли участие более 1,5 тысяч человек.
Состоялся заключительный вебинар по конкурсу «Путь в науку – 2021»
Участие в вебинаре приняли 119 конкурсантов, уже опубликовавших работы на портале «Научный корреспондент».

 

 

Мнения

Редакция «Частного корреспондента»

Почему «Часкор» позеленел?

Мы долго пытались написать это редакционное заявление. Нам хотелось уместить в него 12 лет работы, 45 тысяч статей (и даже чуть больше), несколько редакций и бесконечность труда и сил. А еще – постараться объяснить нашим читателям происходящие изменения.

Виталий Куренной

Традиционные ценности и диалектика критики в обществе сингулярности

Статья Николая Патрушева по поводу российских ценностей интересна сама по себе, но также вызвала яркий отклик Григория Юдина, который разоблачает парадигму «ценностей», трактуя ее, видимо, как нечто сугубо российско-самобытное, а само понятие «ценность» характеризует как «протухшее». Попробую выразить тут свое отношение к этой интересной реплике, а заодно и прокомментировать характер того высказывания, по поводу которого она появилась.

Иван Засурский

Пора начать публиковать все дипломы и диссертации!

Открытое письмо президента Ассоциации интернет-издателей, члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Ивана Ивановича Засурского министру науки и высшего образования Российской Федерации Валерию Николаевичу Фалькову.

Петр Щедровицкий

«Пик распространения эпидемии в России ещё не наступил»

Самой большой опасностью в условиях кризиса является непоследовательность в принятии решений. Каждый день я вижу, что эта непоследовательность заражает все большее число моих товарищей, включая тех, кто в силу разных обстоятельств работает в административных системах.

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.