Подписаться на обновления
22 мартаПятница

usd цб 63.7420

eur цб 72.7870

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Глеб Коломиец   суббота, 5 мая 2012 года, 08:16

Культура речи. Культура молчания
Люди культуры молчания спасают мир от страшной катастрофы


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Одинокое странствие без дорог и ориентиров всегда оканчивается встречей с неизведанным. Вдали от повелительных приказов авторитетов и стандартов вещи становятся уникальными. Культура молчания во многом или даже во всем противоположна культуре речи.

Долгое время я не знал, как правильно ставить ударения в именах философов. Говорил: Хайдéггер, Гуссéрль, Маркýзе, Сенéка, Гваттáри и т.д. Университетский курс философии не исправил моё произношение: преподаватели либо ставили ударение так же, как я, либо вовсе не знали таких философов. Более того, я не видел в этом никакой проблемы. Просто потому, что никогда не произносил эти имена вслух, только про себя. Во-первых, нет никакой необходимости говорить о феноменологической редукции с теми, кто ненавидит философию, а во-вторых, за такое безнравственное оголение интеллекта в нашем рабочем квартале можно получить по физиономии.

Проблема с ударениями проявила себя, когда я услышал речь московских, петербургских и иностранных философов. «Гýссерль, Хáйдеггер, Гваттарú, Сéнека, Маркузé» - доносилось отовсюду, словно я попал в зазеркалье…

Легче всего было бы разыграть этот сюжет в терминах тотализации: полудикий пролетарий, выучившийся читать по вывескам трактиров, впервые слышит голос Высокой Культуры. Однако истина, как всегда, оказывается гораздо изощренней угрюмой прямолинейности единого и исключающего.

Почему человек неправильно ставит ударения? Вероятно, потому что так делают все вокруг. Но случай, когда искажается имя философа или специальный термин – совершенно особенный. Например, имя Гваттари говорит что-то немногим жителям России. Знающий его, скорее всего, будет хотя бы поверхностно знаком с общеуниверситетским курсом философии, дискурсами психоанализа, марксизма и фрейдо-марксизма, он знает, чем отличается постмодерн от постмодернизма и постмодернизм – от постструктурализма, он сможет рассказать о событиях 1968 года (как показывает практика, даже выпускники Бауманки и ВШЭ ничего не знают о Красном Мае) и, услышав загадочное слово «шизоанализ», понимающе кивнёт. Все это как-то не вяжется с образом замкадного быдла. Вероятнее всего, человек, неправильно ставящий ударения в именах философов, все-таки не быдло. Он просто, во-первых, не знает все основные европейские языки (включая латынь и древнегреческий), а, во-вторых, никогда не слышал правильного произношения и никогда не заглядывал в словарь, потому что не было необходимости произносить такие слова, в-третьих, он не наделен той педантичностью, которая заставляет субъекта придавать своим знаниям совершенные формы. Людей, отвечающих этим условиям, довольно много. Более того, в масштабах страны и мира они создают целую культуру, культуру молчания, которая противостоит культуре речи, обладающей исключительным правом на легитимацию моделей образования и знания.

То, что угрожает сложившимся стереотипам, а уж тем более попахивает революцией и деформацией культурных норм, всегда сначала отторгается обществом. Как нечто ненужное, неактуальное, неудобное. Не совместимое с нормальной жизнью. Например, у произведения искусства, которое несёт с собой нечто для культуры новое и революционное, поначалу всегда очень мало шансов на популярность. Практически никаких. Ведь такое произведение угрожает самостоянию существующего душевного строя общества.

Культура речи – это школьная культура. Она создается в гимназиях, лицеях, музыкальных и художественных школах, в семьях потомственных интеллигентов, но, прежде всего – в самых престижных университетах страны (в других ВУЗах речь заменяется частушками и анекдотами, образование – дрессурой, культура – бескультурьем). Для воспроизводства этой ветви культуры нет ничего важнее голоса – теплый и доброжелательный голос преподавателя социальной феноменологии, взволнованные голоса студентов, обсуждающих Хайдеггера, медлительная речь отца, трактующего о дедушке-поэте, плавный, с аккуратно расставленными акцентами, рассказ матери о фугах Баха… Книги говорят лишь о том, на что голосу не хватило времени, и тут же становятся предметами живой дискуссии.

Культура речи – это скоростная и серийная культура. Тот, кто окончит философский факультет МГУ в 16 лет, к 20 годам сможет стать пресс-секретарем президента, а его дети уже до наступления совершеннолетия будут преподавать в Сорбонне. Достичь таких волшебных результатов помогут всевозможные школы, которые порождают стандартного и легитимного субъекта знания, наделенного исключительными способностями к запоминанию информации и кровно заинтересованного в успешности их практического применения.

Культура речи – это культура статусов и конкуренции. Кто из субъектов знания будет заведовать кафедрой молекулярной генетики, если их личные качества, набор знаний, профессиональных навыков и креативных способностей сформированы одними и теми же школами и развиты в одинаковой степени? Конечно, тот, кто изначально наделен бóльшим статусом, тот, чья семья добилась большего, тот, кто по рождению – первый среди лучших.

Культура речи – это культура общности и душевной теплоты. Студенты, обсуждающие новейшие веяния французской философии с бокалами Chateau Petrus в руках, физически ощущают, как стена отчуждения, разделявшая их, превращается в прах. Референт министра культуры готов пожертвовать последним ради блага референта министра экономики (vice versa). В среде, где все возможные различия сняты, где нет неравенства, где во главу угла поставлены разумность и цивилизованность, нет места для страха и отчуждения. Люди культуры речи, стоящие на одном иерархическом уровне, абсолютно открыты, честны, всегда готовы к кооперации. Они вместе.

Культура молчания во многом или даже во всем противоположна культуре речи.

Культура молчания – это культура без четкой локализации. Она производится «нигде», то есть повсюду. Молчащему не нужно идти в университет, не нужно сидеть в аудитории. Его университет ограничен книгой, компьютером, блокнотом – эти предметы можно носить с собой повсюду. Культура молчания рожается из разгильдяйства. Самообразование молчунов отнимает время у работы-каторги, учебы-дрессуры и пустой коммуникации. Проиллюстрирую это положение примером из жизни: я изучал Аристотеля во время лекций по хирургии, меня не отпускали с практики раньше срока, потому что я смаковал Достоевского вместо того, чтобы мыть полы в пульмонологическом отделении, я никогда не участвовал в застольных беседах, потому что осмыслял прочитанное накануне. Как только начальник отворачивается, молчун открывает книгу. Важно подчеркнуть, что ничья речь не инспирирует молчунов, страсть к культуре в них разжигают творчество и книги.

Культура молчания – это медленная и штучная культура. Чтобы достичь уровня эрудиции и цивилизованности бакалавра Гарвардского университета, молчуну потребуется лет сорок. Его образование построено не на быстром переходе от одного массива информации к другому, а на медленном, полумистическом постижении внутренней сущности знания, на долгом и зачастую мучительном осмыслении, на проверке и перепроверке мысли. И вот почему: человек культуры молчания всегда один, никто не поможет ему советом, никто не даст ссылку на монографию, в которой необходимый материал разжеван и разложен по полочкам, никто не выявит его ошибки, кроме него самого. Это большая ответственность. И это требует времени. Важно и то, что самообразование – свободное занятие, не знающее программ, сроков, проверок. Знание проносится мимо человека культуры молчания, как трамвай, на полной скорости мчащийся по кругу. Нужно дождаться момента предельной собранности, чтобы вовремя вскочить на подножку. Книга может неделями и месяцами лежать нераскрытой: скорее всего, молчун прочтет её только тогда, когда звезды на небесах образуют одну, заветную, фигуру, притягивающую его к книге.

Любой учёный-визионер всегда сталкивается с предвзятым отношением к своим идеям и открытиям. Но где была бы сейчас наука и технологии без этих «безумных учёных», мечтателей и «научных еретиков»?

Когда молчун говорит (вернее, публикует тексты в Интернете, ибо глас его вопиет в пустыне), это вызывает аллергическую реакцию у культуры речи (если она, конечно, удостаивает эти тексты вниманием) и приступ глухой ненависти у людей некультурных, потому что он говорит вещи невиданные, возмутительные. Все, что он выносил в себе, своеобразно, потому что в человеке культуры молчания даже самые банальные, школярские знания отражаются, как в кривом зеркале – его фатальная самобытность вносит коррективы в любой дискурс. Искривленные линии никто не выпрямит, размытые пятна никто не превратит в узнаваемые фигуры и формы. Мысли молчуна, его творчество, его культура могут быть банальными, неумелыми, корявыми, могут страдать всеми мыслимыми недостатками, но они всегда ни на что не похожи. Если это ужас, то такой ужас, от которого волосы встают дыбом.

Одинокое странствие без дорог и ориентиров всегда оканчивается встречей с неизведанным. Вдали от повелительных приказов авторитетов и стандартов вещи становятся уникальными.

Культура молчания – это культура асоциальности и уклонения от конкуренции. Молчуны рождаются на задворках цивилизации. Они безнадежные провинциалы (даже в столице). Причины, по которым их голоса не вплелись в полифонию культуры речи, многообразны, но самая распространенная из них – отсутствие социализации. Тот, кого общество слушает, тот, кто визуализирован как участник той или иной социальной группы, не будет молчать, потому что его голос имеет позитивное значение для коллектива и для него самого. Молчун молчит даже тогда, когда говорит, потому что его голос не является голосом избирателя, эксперта, деятеля культуры, члена правления акционерного общества, профессора, отца, матери, священника, правозащитника, чиновника, депутата, мента или криминального авторитета и потому никому не интересен.

Участие в социальном соревновании всегда заканчивается плачевно для человека культуры молчания. Конкуренция – это то, от чего молчуну стоит держаться в стороне, потому что он фундаментально неконкурентоспособен. Победа асоциала в конкурентной борьбе, конечно, возможна, потому что у него все-таки могут быть некоторые социально одобряемые качества – упорство, трудолюбие, сила, выносливость, организаторские способности (ум и талант, насколько я понимаю, давно не входят этот разряд), да и фатальная самобытность молчуна может в некоторых случаях сослужить ему «добрую» службу. Однако, тем хуже для асоциала, если он побеждает. Попадание человека без роду и племени на пост, сколько-нибудь возвышающийся над уровнем плинтуса, общество воспринимает как оскорбление, потому что это говорит о несовершенстве субъектов, произведенных социальными машинами и призванных быть совершенными. Реакция отторжения последует незамедлительно, ведь асоциал не защищен ни статусом, ни связями, а, следовательно, и законом. Показательна в этом отношении судьба Вен. Ерофеева во времена его бригадирства: «Распятие совершилось — ровно через тридцать дней после вознесения. Один только месяц — от моего Тулона до моей Елены. Короче, они меня разжаловали, и на мое место назначили Алексея Блиндяева, этого дряхлого придурка, члена КПСС с 1936 г.» («Москва-Петушки»).

Культура молчания – это культура отчуждения и ссоры. Отсутствие стандартного метода познания, стандартного понятийного аппарата, стандартного набора авторитетов и образцов или стандартного способа их ниспровержения не позволяет молчунам найти общий язык и объединиться в группу. Если один из них прочел Канта как Гегеля, другой – как русскую народную песню, а третий – как математическую формулу (и никто из них не прочел его как Канта, т.е. как положено), коммуникация между ними никогда не будет обменом чем-то эквивалентным. Здесь многое зависит от степени озлобленности, которая неизбежно укореняется в том, кто везде ощущает себя чужаком: когда люди культуры молчания встречаются на просторах Интернета или в жизни (это маловероятно, но все-таки возможно), кто-то будет до хрипоты спорить, защищая свой уникальный язык, кто-то будет прятать его от посягательств пулеметной критики (предпочтя ей «грызущую критику мышей»), кто-то будет исступленно троллить собеседников и т.д. Даже самые разумные из них, те, кто способен в ходе дискуссии принять чужую точку зрения, наедине с собой будут отводить ей второе место, место бедного родственника их диких, самобытных концептов.

Трагическое одиночество, на которое обрекает человека молчание, само по себе – пытка. Вероятно, это прозвучит странно в наше прагматичное время, но невозможность реализовать альтруистические наклонности становится мучительным и деструктивным агентом, разрушающим личность и подрывающим витальность. Тот, кто неспособен поделиться с окружающими своими знаниями, мыслями, чувствами, душевной теплотой, ощущает себя дерьмом.

Молчуны одержимы ненавистью к обществу в такой же степени, как ненавистью друг к другу. Их может объединять только возможность хоть как-то выговориться. Но не следует ждать от нестойкого, раздираемого конфликтами, конгломерата молучнов чего-то продуктивного и эффективного. Создание совместной продукции представляется молчунам невозможным чудом. Их объединяет отверженность, т.е. негативное. Нет позитивной основы, которая послужила бы фундаментом для дружбы и совместной деятельности. Одиночество торжествует.

Таковы качества культуры молчания, однако, раз уж эта культура вся – разрыв, конфликт, страдание и хаос – то почему же я все-таки называю её культурой, если не единством, то хотя бы более-менее определенным множеством? Ответ прост: молчание наделяет «своих людей» фундаментальной общностью. Однако эта общность дает начало не Тотальности, а набору неэквивалентных и несовместимых объектов. Мету молчания каждый несет по-своему: кто-то с низко склоненной головой, кто-то – с высоко поднятой, кто-то с радостью, кто-то с плачем и скрежетом зубовным, кто-то как невротик, кто-то – как шизофреник, кто-то – как поэт, а кто-то как ученый, но именно она, эта черная метка, делает молчунов создателями и носителями одной и той же культуры, вопреки тому, что её проявления обладают фундаментальным несходством.

Есть ещё один важный вопрос, который я задаю сам себе (молча), когда думаю о двух культурах: если молчание и речь во всем противоположны, каковы формы их конфликта? Ответ удивляет меня: на самом деле, никакого конфликта нет. Голиаф не может конфликтовать с песчинкой (которую считает чем-то несуществующим), ему нужен, как минимум, Давид. Культура молчания лишена единства, а посему лишена лика и языка, которые могла бы различить культура речи.

Тем не менее, конфликт речи и молчания необходим, потому что границы общества становятся все шире, оно уже готово охватить всю живую материю: все асоциалы, а вместе с ними и молчуны, приперты к стенке. И культура речи, и народ уже вынесли им приговор: культура молчания – банальная, скучная, незначительная и, в общем, безопасная форма сумасшествия, которая, тем не менее, требует изоляции и нейтрализации. В недрах социума уже зреют проекты гетто и лагерей смерти для тех, кто неспособен выучиться говорить на всеобщем языке, поэтому людям культуры молчания стоит озаботиться если не собственным выживанием, то выживанием своей культуры. Шанс сформировать конфликт с обществом вообще и его культурой в частности дает то же средство, которое делает возможным всемерное расширение социума – интенсификация всех связей и ускорение информационного обмена (проще говоря, Интернет и все, что с ним связано). Возможность раствориться в сети всеобщей коммуникации дает людям культуры молчания неоценимое благо: они могут наделять общественным бытием свои тексты, изображения, видео- и аудиозаписи. Конечно, социум никогда не сделает молчунов своими «звездами». Миллионы просмотров, прочтений и прослушиваний зарезервированы культурой речи, но это молчунам только на руку. Пока культура речи орошает лоно масс своими тотализирующими высказываниями, произведения, рожденные безмолвием, атакуют локальные аудитории, малые группы, частных лиц.

Стратегия молчунов – партизанство духа. Элементы их культуры – это странные акты, которые возникают в произвольном месте, в любое время. Они не имеют причины, понятной обществу и его культуре, не имеют понятной им цели. Песчинка не может навредить Голиафу, но его может сбить с ног песчаная буря.

Задача молчунов – не объединение, не самоопределение (нас объединяет и определяет наше молчание), а максимальная интенсивность. Всякое доказательство их существования травмирует общество. Каждый, кто прочтет их тексты, услышит их музыку, увидит их визуальные и видео-работы, будет заражен презрением, ненавистью, возмущением, гнетущей скукой и даже отчаянием – эти переживания забываются сознанием, но долго живут в бессознательном. И чем больше сил, таланта, ответственности, доброй воли и сопротивленчества люди культуры молчания вложат в свое совершенствование, тем большую травму нанесут общественному бессознательному своими произведениями. И если удастся его как следует деформировать (как это сделали в свое время Сократ и Эпикур, Кант и Маркс, Фуко и Делёз), значит, эта травма, нанесенная оригинальностью, множественностью и самобытностью, будет тиражироваться до бесконечности серийными социальными машинами, налагая ограничения на идеологию расширения общества, и люди, обреченные на молчание, получат шанс спасти мир от страшной катастрофы – тотального диктата культуры речи и закупоривания всего, что к ней не относится, в гетто новой дикости.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



«Гражданин Кейн» Орсона Уэллса

Прототипом главного героя — газетного медиа-магната Чарльза Фостера Кейна, послужил Уильям Рэндольф Херст, который придумал «желтую журналистику» и в свое время создал целую медиа-империю. К моменту съемок Херст уже знал о планах Уэллса и попытался силами своих СМИ помешать выпустить картину. Впрочем, молодому режиссеру удалось доснять материал и отправить его в прокат, пусть и без планируемого размаха.

22.03.2019 19:00, Мария Молчанова, diletant.media


Антон Батагов: «Другое измерение бытия»

Композитор-минималист об Иоганне Себастьяне Бахе

Иоганн Себастьян Бах — автор более 1000 музыкальных произведений во всех значимых жанрах своего времени — родился 21 марта 1985 года. Одно из его самых значимых достижений — создание "Хорошо темперированного клавира", благодаря которому гармония стала одной из основ классической музыки. Спустя 334 года искусственный интеллект от Google проанализировал произведения Баха, и позволил создать свою музыку каждому пользователю. А мы публикуем беседу с композитором и исполнителем Антоном Батаговым о музыке Баха.

21.03.2019 10:24, Дмитрий Бавильский


Главные сериалы этой весны

Подборка самых ожидаемых историй

И снова мы рассказываем, что будет интересно посмотреть весной 2019 года, даже если у вас нет телевизора. (Подсказка: финальный сезон «Игры престолов» начинается в апреле, завершение 9 сезона «Ходячих мертвецов» уже идет, а второй сезон «Американских богов» стартует в марте).

16.03.2019 19:00, Родион Чемонин, tvkinoradio.ru


Братья-гении

12 фильмов братьев Коэн, которые точно стоит посмотреть

Едва ли найдётся человек, не смотревший ни одного фильма братьев Коэн. Джоэл и Итан вошли в число самых авторитетных кинорежиссёров современного кино. Кроме того, Коэны, как правило, сами пишут сценарии, режиссируют, продюсируют и монтируют свои фильмы. Братья работают совместно на протяжении последних 32 лет и за это время удостоились 4 премий «Оскар», Золотой пальмовой ветви и ещё свыше 70 ведущих кинематографических наград.

14.03.2019 19:00, cameralabs.org


Чудачества русских писателей

Почему Бунин искал по ночам ветчину, сколько лимонада выпивал Пушкин и зачем Набокову были нужны разлинованные карточки

Писатели и поэты для нас — недосягаемые светила. Но даже они были земными людьми — думали о насущных проблемах, кого-то любили и ненавидели и совершали порой довольно странные поступки.

13.03.2019 19:00


Педагогика Чуковского

7 главных тезисов в воспитании детей

Автор «Мойдодыра», «Айболита», «Мухи—цокотухи» и еще не одного десятка детских сказок был весьма скромным, не считал себя сверх талантливым писателем. Он просто писал сказочные истории для своих детей (воспитанием которых активно занимался), для соседской ребятни и для всех встреченных в жизни малышей. Пожалуй, главным талантом самого Чуковского было отцовство: его уроки могут послужить примером для многих поколений родителей, желающих развить в ребенке одаренность и тягу к искусству.

12.03.2019 19:00, Анна Федулова, moiarussia.ru


Товарищ Саахов, дантист Шпак и Карабас-Барабас

Вспоминаем лучшие работы выдающегося актера

На 97 году жизни скончался актёр, народный артист СССР Владимир Этуш. По словам его дочери Раисы, причиной смерти стали проблемы с сердцем. За свою жизнь Этуш сыграл более 60 разных ролей в театре, ещё десятки — в кино. Советского зрителя он удивлял широтой своего репертуара: ему одинаково удачно удавалось изобразить как комедийных, так и трагических персонажей.

11.03.2019 19:00, Иван Штейнерт, diletant.media


Исаак Эммануилович Бабель: как не умертвить текст

5 правил работы с текстом

Неподражаемый новеллист Исаак Эммануилович Бабель в 20-х годах прошлого столетия сотрудничал с одесской газетой «Моряк». Редактированием материалов газеты в то время занимался Константин Георгиевич Паустовский. Он, как и все члены редакции, «жил в легком отблеске таланта» Исаака Эммануиловича и о многих удивительных моментах его творческой жизни написал в своих воспоминаниях. Автобиографическая повесть К.Г. Паустовского «Время больших ожиданий» богата детальными откровениями Бабеля о «каторжной» работе возделывания собственного текста.

11.03.2019 16:00, Алена Дроздова, jrnlst.ru


Мошенники вместо бизнесменов

Предприимчивость в русской классике

Русские писатели XIX века не любили предпринимателей, не интересовались ими и не хотели о них писать — а если уж писали, то получалось известно что: мошенник Чичиков и жулик Германн. В очередном выпуске рубрики «Всевидящее око русской литературы» Светлана Волошина рассказывает о незавидной судьбе предприимчивости в русской классике.

10.03.2019 19:00, Светлана Волошина, gorky.media


Проклятия и пророчества «Духа огня»

Подробно о международном фестивале кинематографических дебютов

По итогам конкурса российских дебютов на 17-ом Ханты-Мансийском кинофестивале «Дух огня» в числе фаворитов оказались фильмы, снятые на хантыйском, якутском и армянском языках. Среди многочисленных конкурсных программ «Духа огня» — от детской до короткометражной — двумя основными считаются международный конкурс и конкурс российских дебютов.

10.03.2019 16:00, Вячеслав Шадронов






 

Новости

Пианист Борис Березовский построит «Артгородок»
21 марта в московском театре Et Cetera состоится театрально-музыкальный вечер, в котором примут участие пианист Борис Березовский, художественный руководитель театра Александр Калягин, телеведущий Александр Гордон, актёр и поэт Владислав Маленко, рок-музыкант Стас Намин, Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» и фольклорный ансамбль старинной казачьей песни «Вольница».
Умер Владимир Этуш
Народный артист СССР скончался на 97-м году жизни.
Ресурсный центр «Открытое наследие» в Нарьян-Маре
28 февраля 2019 года в рамках проекта Ресурсный центр «Открытое наследие» в Ненецкой центральной библиотеке им. А. И. Пичкова в Нарьян-Маре директор НП «Викимедия РУ» Владимир Медейко провёл семинар, на котором рассказал о теоретических и практических вопросах, связанных с авторским правом, общественным достоянием, открытыми и свободными лицензиями, особенностях работы библиотек в цифровую эпоху, представил проект «Открытое наследие» и созданные в его рамках материалы и передал несколько экземпляров книг.
В 2019 году вручат две Нобелевские премии по литературе
В прошлом году награду не присуждали из-за скандала, связанного с домогательствами.

 

 

Мнения

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.