Подписаться на обновления
20 октябряПятница

usd цб 57.5706

eur цб 67.9333

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Ольга Бурмакова   вторник, 26 марта 2013 года, 18:15

Культура не-изнасилования
Не-изнасилования принимают много разных форм, никто их не избежал


Фото: Norwegian/ //deviantart.com
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Я продолжаю пересказ идей и текстов книги «Да значит да: видение женской сексуальной силы и мира без изнасилований» под редакцией Жаклин Фридман и Джессики Валенти (Yes Means Yes: Visionsof FemaleSexual Powerand A World Without Rape, eds. Jaclyn Friedmanand Jessica Valenti).Я начну с небольшого напоминания о предлагаемой в книге новой модели понимания согласия и о ключевых концепциях и идеях.

Культура согласия– это феминистская модель построения сексуальных отношений и их понимания в обществе, предлагаемая как противовес торжествующей пока что культуре изнасилования. Она является центральной частью секс-позитивной культуры, в которой секс оценивается не по тому, кто с кем им занимается и в какой именно форме, а по тому, добровольно ли занимаются им все участники и получают ли они удовольствие от происходящего. В культуре согласия секс понимается как взаимодействие между людьми к взаимному удовлетворению всех участников, в обстановке безопасности, добровольности и информированности, а любые формы принуждения к сексу – физического, с помощью обмана или морального давления - признаются насилием и однозначно порицаются.

Термин «культура изнасилования» вызывает у столкнувшихся с ним шоковую реакцию, что, наверное, соответствует сути того явления, которое он обозначает. Это прямая калька с английского: rape culture — явление, уже давно и часто описываемое в западном феминизме. Он используется в рамках гендерных исследований для описания культуры, в которой распространены изнасилование и другие формы сексуального насилия (обычно против женщин) и в которой преобладают мировоззрение, нормы, практики и подача материалов в СМИ, которые нормализуют, оправдывают или поощряют сексуальное насилие. Предположительно термин появился сначала в форме «культура, поддерживающая насилие» в книге Сьюзен Браунмиллер «Против нашей воли: мужчины, женщины и насилие» (1975).

Ключевым понятием культуры согласия является активное согласие (enthusiaticconsent). Активное согласие – это осознанное и выраженное согласие на секс, которое вызвано искренним желанием секса именно с данным партнером и в данных обстоятельствах. Если предшествовавшая модель, «нет значит нет», заявляла о праве отказаться от нежеланного секса, то модель «да значит да», как нередко называют модель активного согласия, делает осознанное и выраженное желание обязательным условием для признания секса добровольным.

Это важно потому, что в современной культуре – культуре изнасилования – многие люди, в подавляющем большинстве женщины, соглашаются на секс не из искреннего желания, а под давлением, социальным и моральным, а иногда даже экономическим или физическим. Например, от жен ожидается, что они будут «удовлетворять потребности» мужей, а в рамках ухаживания нормальным считается «уламывать» девушку. Условие активного согласия делает видимыми и недопустимыми многочисленные формы, которые принимает культура изнасилования: например, секс с человеком, который не хочет секса как такового, но соглашается, чтобы «ублажить» партнера; или «использование ситуации» - секс с тем, кто не в состоянии в данный момент принимать решения, например, пьян; илидругиемногочисленные формы принуждения, которые пока что считаются допустимыми: «уламывание», спаивание, использование положения и так далее. В этом смысле «да значит да» - это не вымученное, выжатое сквозь зубы, вытянутое обманом, принужденное «да»; это искреннее, осознанное и выраженное вслух «да» человека, который не просто соглашается на секс, но хочет его именно в данных обстоятельствах и при этом имеет все возможности безопасно сказать «нет» в любой момент. Такое, и только такое, согласие будет активным согласием, и именно оно является обязательным условием для секса в культуре согласия.

Принцип активного согласия, казалось бы, простой и понятный, на поверку оказывается невероятной редкостью в культуре, в которой мы живем – в культуре изнасилования. Под сексом в ней нередко понимается насилие и принуждение, а сексуальное желание, особенно женское, окружено завесой молчания или нездоровым морализаторством. При этом женщинам в культуре изнасилования отведена роль жертвы, а мужчинам – насильника; и если женщины уже давно выражают свой протест против такого разделения, то мужские голоса звучат пока довольно редко. Тем не менее, эту публикацию я хочу открыть мужской критикой культуры изнасилования.

Брэд Перри. «Флирт и здоровая сексуальность: что мальчики узнают (и не узнают) о сексуальности, и почему секс-позитивная парадигма профилактики изнасилований приносит пользу всем».

В статье Перри две взаимосвязанных темы: сексуальная социализация мальчиков и мужчин, и сексуальное просвещение, развивающее понимание согласия. Он начинает с рассказа о своем собственном подростковом опыте, вспоминая ситуацию, в которой он и несколько его ровесников под впечатлением от рассказов старших ребят пытались сделать так, чтобы им «дали» одноклассницы. Они даже не думали о том, что девочки могут хотеть или не хотеть секса, многие из мальчиков не хотели секса как такового, а скорее стремились повысить свой социальный статус, потому что первый половой опыт представлялся им своего рода мужской инициацией. Метод, которому научил их старший приятель, в принципе не предполагал таких вопросов, как желание самих девочек, их добровольного и активного согласия; он состоял из хитроумного плана, согласно которому девочек нужно было подпоить и мягко давить на них, создавая при этом иллюзию, что все происходит как бы случайно. Если девочка не отказывалась, а поддавалась – значит, она не возражает и все в порядке.

Перри, который двенадцать лет занимается профилактикой сексуального насилия, утверждает, что насильниками не рождаются, а становятся – в результате того, как мальчиков учат воспринимать сексуальность и гендер. Возможно, мальчиков и учат не насиловать; но в то же время их не учат тому, что каждое сексуальное взаимодействие должно быть основано на взаимном уважении и взаимном удовольствии. Культура, в которой они социализируются, учит их тому, что секс – это вопрос их удовольствия, которое они должны получить от женщин любой ценой. Для мужской сексуальности характерны действие, контроль и достижение; ее цель – получить желаемое, добиться результата в игре, в которой женщины – их противники. Перри цитирует исследования, которые доказывают, что многие насильники –мужчины, которые играют по этим правилам. Они убеждены, что цель оправдывает средства, что «нет» - это предложение приложить больше усилий, что давление и обман – это нормальные способы добиваться секса, потому что культура, в которой они выросли и живут, не научила их ничему другому.

В школах учат математике и литературе; но понимание того, что такое отношения между полами, что такое сексуальность, и как можно существовать в культуре, в которой гендер играет такое большое значение, важно не меньше, а то и больше – это практический жизненный навык, на освоение которого уходит много лет, и сейчас подросткам приходится делать это методом проб и ошибок. Перри описывает эффективное сексуальное просвещение, которое уже применяется в ряде стран (Голландия, Франция, Германия), которое включает:

- правительственную поддержку долгосрочных программ публичного просвещения, основанных на научных фактах, прямолинейных и остроумных, которые фокусируются на безопасности и удовольствии

- школьное сексуальное образование, которое не обязательно занимает отдельное место в расписании, а включено в разные школьные предметы во всех возрастных группах

- открытые и честные дискуссии в семьях и поддержку семьями просветительских служб для детей и подростков

- и так далее.

Один из ключевых моментов такого всеобъемлющего подхода – то, что сексуальная мораль в нем основана не на том, какими актами можно или нельзя заниматься и в каком составе, а на ценностях ответственности, уважения, толерантности и равенства. Такое всестороннее сексуальное просвещение вместе с практиками профилактики сексуального насилия помогает снизить частоту изнасилований и создать более безопасную среду. Но и то, и другое зависит не столько от карательных и спасательных мер – хотя и они необходимы – сколько от изменения культуры и социализации в обществе. Программы по развитию здоровой сексуальности направлены на то, чтобы развить отношение к сексуальному взаимодействию как ненасильственной практике общения между равными, в которой взаимное удовольствие и активное согласие являются обязательными.

Сара Калвики. «Настоящее сексуальное просвещение»

[Сторонники сексуального просвещения] обычно выступают за корректную медицинскую информацию о презервативах, беременности, контрацепции и профилактике ЗППП. Они также обычно предлагают включать уроки, на которых признается существование орального и анального секса, не-гетеросексуального секса и того, что насиловать плохо. Но я считаю, что настоящее сексуальное просвещение должно быть шире. В нем должно говориться о сексе. Оно должно не только объяснять, как предохраняться, но и учить, что секс – это нормальная и здоровая часть жизни, для которой свойственно разнообразие предпочтений в партнерах и в занятиях. Настоящее сексуальное просвещение учит, что секс – это не только гетеросексуальный половой акт, секс должен быть добровольным и приятным для всех участников

Калвики признает, что даже до первого варианта путь еще долгий; но все же выступает за второй, более развернутый и глубокий. Она утверждает, что только такое полное сексуальное просвещение предоставляет все инструменты для того, чтобы секс был по-настоящему безопасным и свободным от принуждения.

Первый ее аргумент – то, что иначе сексуальное просвещение остается дискриминационным. Можно дать полную информацию о том, откуда берутся дети, и о контрацепции, и при этом ни разу не упомянуть о существовании клитора или женского оргазма. В информации о беременности и предохранении обычно фигурирует только мужской оргазм и проникновение пениса в вагину; о женском удовольствии, об однополом сексе, о многочисленных сексуальных практиках, не включающих проникновение пениса в вагину, речи не идет. Получается, что мальчики оказываются более-менее проинформированы о технике, которая им доставляет удовольствие, и об удовольствии как таковом; а удовольствие девочек и техники его получения не затрагиваются.

В продолжение этой темы Калвики говорит о том, что информация о разнообразии сексуальных техник и о сексуальном удовольствии как таковом позволяет выбирать более безопасные практики – например, такие, которые не приводят к беременности. Более того, обсуждение всего сексуального разнообразия дает подросткам понять, что сексуальное удовольствие – это нормально и естественно, дает язык для его выражения, и развивает у них, особенно у девочек, понимание того, что если секс не доставляет удовольствия, от него можно и нужно отказаться, не стоит терпеть.

Она подчеркивает, что обучение активному согласию, за которое она агитирует, не станет стопроцентной панацеей от насилия. Большинство насильников все равно понимают, что то, что они делают, неправильно. Но они делают это, так как надеются, что им это сойдет с рук – и обучение активному согласию, пропаганда активного согласия как нормального и здорового отношения к сексу создает среду, в которой им это с рук не сойдет. Сейчас многие люди принимают за норму принуждение, и потому одни совершают насилие, другие его терпят, а третьи оправдывают насильников. Калвики выступает за изменение этой среды, за замену культуры изнасилования культурой согласия, чтобы дать жертвам инструменты осознания и защиты, а у насильников отобрать ту власть, которой они обладают сейчас.

Лиза Джервис. «Старый враг в новой шкуре: как изнасилование на свидании превратилось в «серое изнасилование», и почему это опасно».

Термин «серое изнасилование» стал популярным после сексистской статьи в Cosmopolitan, которая определяла его как «секс между согласием и отрицанием». Он регулярно используется для описания именно тех случаев, о которых немало говорилось выше – случаев, в которых жертва изнасилования не вполне понимает, что случилось, потому что происходившее принуждение попадает в рамки допустимого с точки зрения культуры изнасилования. Ее «уламывали», пока она не согласилась, хотя не хотела секса; или она была нетрезва и не могла четко и уверенно отказаться; или насильником был ее постоянный партнер, и она не стала отказываться из-за его эмоционального давления и из-за более широкого социального давления, которым окружен секс в постоянных отношениях. «Серым изнасилованием» называют насилие неочевидное, маскирующееся за поведением, которое считается допустимым, или вызывающее у жертвы сомнения в том, как именно трактовать произошедшее. Этот термин используется как прессой, так и политиками, и силовыми структурами в основном для того, чтобы переложить ответственность на жертву.

В последние десять-пятнадцать лет на смену «нет значит нет» постепенно приходит новая модель – «да значит да», основанная на активном, выраженном согласии. Появилось целое направление феминизма, развивающее эту модель не просто как метод, но как культуру согласия. В культуре активного согласия от участника взаимодействия требуется определенный уровень осознания своих желаний и потребностей, и умение выражать их, но в то же время быть готовым к отказу, понимая, что никто не обязан удовлетворять эти желания. Культура «да значит да» - это культура добровольного взаимодействия, которое возможно только на основе постоянного открытого диалога, само-осознанности и уважения к другим участникам процесса. Очевидно, что подобный подход актуален не только для сексуальных отношений, но и для любой другой формы взаимодействия.

Женщины, ставшие жертвами такого насилия, зачастую не могут назвать его изнасилованием, потому что как будто бы согласились на секс сами. Они испытывают чувство вины и стыда, обвиняют себя в произошедшем, и боятся, что никто не поймет их. Более того, они опасаются стигмы «изнасилованной», которая якобы подрывает их представление о себе как о сильных, самостоятельных женщинах, и в то же время боятся, что их обвинят в том, что они якобы пытаются «сделать из мухи слона», что они «сами напросились» и «сами виноваты». Любой специалист по работе с жертвами насилия знает, что чувства вины и стыда часто возникают у жертв. Это происходит потому, что культура изнасилования возлагает на них ответственность за произошедшее, да и сам насильник нередко говорит им, что это их вина – они так были одеты, так выглядели, так себя вели, что он не мог удержать себя в руках, и вообще, они этого хотели. Также это происходит потому, что в доминирующей культуре представляется, будто изнасилование – это когда незнакомец выпрыгивает из кустов с ножом, а отсутствие согласия – это когда жертва кричит и сопротивляется изо всех сил. [На практике подавляющее большинство изнасилований совершается людьми, которых жертва знает – мужчинами, с которыми она идет на свидание, друзьями и родственниками, любовниками и мужьями;жертва часто считает происходящее до какого-то момента неудачной шуткой или просто отказывается принимать то, что близкий человек может так с ней поступить, и даже когда она понимает, что не желает происходящего, то бывает парализована шоком и просто не может кричать и сопротивляться.]

Джервис демонстрирует, как использование термина «серое изнасилование» способствует усилению стигмы, дополнительно травмирует жертву, мешает ей исцелиться, и в то же время защищает насильника. «Серое изнасилование» - это фигура умолчания, в которой изнасилование представляется как бы ненастоящим, подвергается сомнению, и в центре внимания оказывается не насильник, а жертва – ведь это она интерпретирует «нормальный» секс как изнасилование, якобы из запоздалого стыда и неудовольствия; в конце концов, она ведь не сопротивлялась в момент секса? Этим термином любят манипулировать те, кто пытается оправдывать насильников, или предпочитает рассматривать сексуальное насилие как редкие и уникальные случаи крайнего насилия, отвергая систематический характер и многочисленные разнообразные формы, которые оно принимает.

К тому же его регулярно используют для того, чтобы указывать женщинам на их якобы неправильное поведение и стыдить за «блядство», которое можно найти в чем угодно: они не так себя ведут, слишком вызывающе одеваются, флиртуют и занимаются сексом, а потом испытывают «естественный» стыд и обвиняют мужчин в изнасиловании. Обвинение женщин в «блядстве» - еще одна сторона обвинения жертвы, которая в то же время лишает женщин права на сексуальное желание и сексуальную свободу. Там, где мужчина может вести себя как угодно и делать что угодно, женщин постоянно загоняют в узкие и противоречивые рамки «пристойного» поведения. Джервис критикует термин «серое изнасилование»,потому что его приверженцы утверждают, что причина изнасилований - флирт и случайный секс, и что женщины, которые после секса заявляют, что не хотели его, виноваты сами. Возражая им, Джервис говорит: «Причина изнасилований – насильники и культура, которая их создает своими конфликтующими посланиями и двойными стандартами».

Латойя Петерсон. «Эпидемия не-изнасилований».

Петерсонописывает другую сторону «ненастоящего» изнасилования, черпая примеры из личного опыта и из опыта окружающих. В культуре, в которой она выросла, существовало понятие «изнасилования», имевшее вполне конкретные характеристики – вроде того самого «незнакомца из кустов» - а все под него не попадавшее не считалось проблемой, с которой нужно что-то делать, хотя и являлось насилием. В числе ее примеров - «добровольные» сексуальные отношения молодых людей с девочками-подростками на десять лет младше, принуждение к петтингу и другим сексуальным действиям, не считающимся «настоящим сексом», словесный харрасмент и тому подобное. Одна ее подружка в двенадцать лет встречалась с парнем двадцати пяти лет, и он спал с ней, хотя знал о ее возрасте. Другая в одиннадцать родила ребенка от девятнадцатилетнего парня, который рассказывал ей романтические сказки о высоких чувствах и обещал жениться, но бросил, когда она забеременела. Бывший парень самой Петерсон, узнав, что его девятнадцатилетний друг встречался и спал с одиннадцатилетней, не увидел в этом проблемы, только заметил, что «у нее тело взрослой женщины». Петерсон пишет:

Не-изнасилования принимают много разных форм. Никто их не избежал – у всех моих друзей был подобный опыт в подростковые годы.

Не-изнасилование – это когда твой парень, намного старше тебя, уламывает тебя потерять девственность в котельной при бассейне, чтобы он был счастлив и тебя не бросил.

Не-изнасилование – это проснуться посреди ночи и обнаружить в своей постели доверенного друга семьи; это видеть кошмары о чем-то, что не помнишь днем.

Не-изнасилование – это когда бойфренд твоей матери просит тебя о сексе.

Не-изнасилование – это когда одна и та же компания мальчишек лапает тебя на переменах, день за днем, год за годом.

Не-изнасилование – это когда тебе двенадцать, твоему парню двадцать четыре, и ты вымениваешь у него за секс поездки на машине, карманные деньги, новые кроссовки и место, где ты можешь переждать наркотический приход своей матери.

Петерсон рассказывает историю из своей юности: на нее совершил сексуальное нападение знакомый парень из района, который хотел подтвердить практикой свои слова, что он «может сделать с ней что захочет». Через несколько дней он, парень Петерсон и еще четверо ребят жестоко изнасиловали и избили другую девочку. На суде адвокат переключил все внимание на личность пострадавшей, обвиняя ее в том, что она «прогуливала школу», словно это было достаточной причиной, чтобы избить ее до полной неузнаваемости. Сидя в зале суда, Петерсон думала, смогла бы она предотвратить это преступление, если бы рассказала о своем «не-изнасиловании»; но кто бы ей поверил, если даже эту девочку обвинили в ее собственной трагедии? На этом примере Петерсон демонстрирует, как распространяется эпидемия «не-изнасилований»: через страх и молчание, через совместные действия насильников, общества и органов правопорядка, которые задают параметры того, что считать «настоящим» насилием и как на него реагировать, и которые регулярно обвиняют жертву в том, что с ней произошло. Она говорит о том, что подростков нужно учить тому, что такое согласие и что такое насилие, но это возможно лишь с одновременным изменением окружающей культуры, в которой «неизнасилования» наконец перестанут замалчиваться.

Жаклин Фридман. В защиту «Ушедших в отрыв», или Как я перестала волноваться и научилась любить удовольствие (и вы тоже можете).

Жаклин Фридман предлагает критический подход к понятию «рискованного поведения» применительно к сексу и к сексуальному насилию. Она указывает на двойные стандарты, которые применяются к рискованному поведению женщин, столкнувшихся с сексуальным насилием, и к другим рискованным ситуациям в жизни мужчин и женщин. Также она указывает на другой набор двойных стандартов, который часто упускается из виду, потому что секс отводится в «особую» сферу жизни: есть много рискованных действий, которые мы совершаем в жизни, но во всех этих сферах, с одной стороны, мы осознаем и готовимся к возможному огорчению от неудачи – а с другой, если в процессе на нас кто-то нападет, включая того, с кем вместе мы это делаем, никто не станет обвинять нас самих.

Если мы поступаем в колледж, или выступаем на публике, или играем в футбол, мы рискуем неудачей, огорчением и даже потерями. Но если в процессе на нас нападет экзаменатор, или слушатель, или другой игрок, виноват в этом он, а не мы сами. Однако к сексу почему-то применяются другие стандарты – особенно для женщин. Как пишет Фридман, изнасилование не является неотъемлемым риском таких занятий, как бурные вечеринки или сексуальное поведение. Почему? Потому что половина населения этому риску не подвержена. Я никогда не видела гетеросексуального мужчину, который боялся, что если будет пить и гулять на вечеринке, то рискует быть изнасилованным. …Этот риск существует только для женщин, потому что, скажем прямо, родиться женщиной – уже фактор риска для изнасилования. Вечеринки были бы тут ни при чем, если бы огромные куски социального порядка не опирались бы на контроль над женской сексуальностью.

Фридман критикует то, как угроза изнасилования делает значительную часть социального поведения и социальных удовольствий «рискованными» для женщин, но не для мужчин, а в сочетании с оправданием насильника и обвинением жертвы получается, что женщины, которые все-таки решаются заявить права на такие удовольствия, «сами виноваты». Когда женщины раз за разом вынуждены выбирать между своей безопасностью и удовольствием там, где мужчинам этого делать не приходится, урок, который все из этого выносят –удовольствие женщин не так важно, как удовольствие мужчин.

Как и многие другие феминистки, Фридман отмечает, что все рекомендации по мерам безопасности от сексуального насилия направлены на женщин, а не на мужчин-насильников. Это возлагает ответственность на женщин, одновременно лишая их права на осознанный риск, и проводит искусственную границу между «чистым» и «плохим» поведением; для преодоления культуры изнасилования нужен более сбалансированный подход и переосмысление «рискованного» поведения с учетом всех двойных стандартов.

Джессика Валенти. «Чистое изнасилование: миф о сексуальной чистоте, и как он подкрепляет культуру изнасилования».

Один из центральных мифов культуры изнасилования – это миф о сексуальной чистоте. Согласно ему, сексуальность, в частности, сексуальный опыт как таковой, определяет, насколько женщина «хорошая». Любая сексуальность, которая отступает от гетеросексуальной и определяемой мужчинами нормы, наказывается насилием. Отсюда законы о том, что если женщина хочет остановиться в процессе секса, а мужчина не останавливается, это не изнасилование, потому что проникновение уже совершилось, а значит, терять нечего. Отсюда перетряхивание прошлого жертв изнасилования, как будто если они уже занимались сексом, то изнасилование перестает быть таковым. Отсюда такое беспокойство о девственности, о том, чтобы у женщины был всего один мужчина, и тому подобное.

Джессика Валенти, одна из двух составительниц этого сборника, а также автор книги «Миф о чистоте», рассматривает представления о «чистоте» в современной культуре. Если раньше «невинная» девушка и вела себя соответственно, то поп-культура и новые социальные нормы представляют ее как сексуальную девственницу. В качестве примера Валенти приводит Бритни Спирс в ее ранних клипах: она визуально привлекательная, она сексуально дразнит зрителя, но при этом она – невинная школьница. Образ Спирс к тому же отлично соответствует стереотипному представлению о «чистой» девушке – юной, белой, среднего класса, стройной и привлекательной, сексуально выглядящей, но без сексуального опыта и даже без сексуальных желаний.

Всякая женщина, которая не соответствует этим крайне узким параметрам, является «законной добычей», потому что она нечиста. Цветные девочки объявляются «гиперсексуализированными», и потому изнасилования цветных девочек и женщин оправдываются куда чаще, чем изнасилования белых. Девушки и женщины, у которых уже есть сексуальный опыт, в судах и в прессе представляются как шлюхи, которые «этого хотели». В то же время «невинные» девушки и девочки становятся фетишем в поп-культуре, подвергаясь постоянной и вездесущей эротизации и объективации с раннего детства. Фирмы выпускают объемные лифчики для девочек возраста начальной школы, а средний и высший класс США устраивает «балы чистоты», на которых девочки-подростки приносят клятву своим отцам, что сохранят невинность до брака, а те в свою очередь клянутся передать их мужу «чистыми», надевая им на палец кольцо, символизирующее это обещание. Как пишет Валенти: Так завершается зачарованный круг мифа о чистоте. Нет разницы, что говорят женщинам – что они должны быть невинными, потому что только так они сохраняют нравственность, или что они должны «уйти в отрыв», потому что только так будут сексуальными. Решение между двумя крайностями: в пространстве, где женщины сами решают, какой должна быть их сексуальность, публичная и приватная.

Продолжение следует…

Материал подготовлен в рамках программы "Гендерная демократия" Фонда им. Генриха Бёлля.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



В три шкуры

Почему ваш опыт работает против вас

Если вам кажется, что еще 5–10 лет назад конкуренция в вашей сфере была ниже, то вы правы. Особенно если вы работник умственного труда. Особенно если ваши навыки не уникальны, а степень одаренности не та, за которую средний работодатель/заказчик готов переплачивать.

18.10.2017 16:00, Александр Литвин, megaplan.ru


Жили они долго и счастливо

Старые смыслы брака начинают отмирать

Тонны классической литературы и километры пленки мелодраматических фильмов создали иллюзию большой и чистой любви, которая непременно заканчивается браком и дальнейшим «жили они долго и счастливо». И хотя последние голливудские кинофильмы (не только артхаусные) начинают ставить в центр сюжета то самое загадочное, что следует после фразы «жили они долго и счастливо», в коллективном бессознательном сильна идея об идеальном «сферическом коне в вакууме», идеальном браке, который «удается всем, кроме меня».

18.10.2017 10:12, Юлия Лапина, psychologytoday.ru


Все наоборот

Москвичи против провинциалов

В середине нулевых вдруг один за другим появились тексты “10 признаков того, то вы стали москвичом”, “Как стать москвичом” и так далее. Неплохие, но юмор в них заменяла обида, она же злость. Я хорошо помню сокрушительный ответ Сергея Минаева (писателя) на одно из таких эссе – кажется, это еще на сайте “Вгляда” было. Ответ собрал какие-то мега-тысячи-миллионы просмотров и комментариев.

17.10.2017 03:04, Арина Холина, журнал "Сноб"


Константин Циолковский: «Какое правительство я считаю лучшим»

Архив РАН, ф. 555 оп. 1 № 520

На склоне лет Константин Циолковский написал короткую заметку «Какое правительство я считаю лучшим». Ученый был не только изобретателем, но и философом-космистом. Мировоззрение мыслителя было тесно связано с его общественными взглядами. Эссе из 17 тезисов было опубликовано только в 1990 году.

16.10.2017 19:00, diletant.media


От агрессивного ухаживания до сексуального насилия

Истории жертв Харви Вайнштейна в 10 частях

Это один из самых громких скандалов в истории Голливуда, он затрагивает не только именитых актрис (в основном пострадавших от сексуальных домогательств) и актеров (до сих пор хранящих осторожное молчание насчет своего босса), но также и демократов в США, включая Хиллари Клинтон и Барака Обаму — Харви Вайнштейн оказывал немалую поддержку их партии и считался личным другом. В чем обвиняют одного из самых влиятельных голливудских кинопродюсеров и как происходило возведенное в норму насилие над женщинами — подробно изложено в статье Ронана Фэрроу опубликованной в издании The New Yorker.

16.10.2017 05:55, newyorker.com


Спасти кролика

Как родители убивают детскую фантазию и любовь к чтению

«Вылезай! Вылезай из бассейна, кому сказала! Вылезай, а то еще одну главу будешь читать!” — пронзительный крик женщины разрезает расслабленную атмосферу пятизвездочного курорта.

14.10.2017 03:00, Masha Kurochkina, thedevochki.com


Не вставая с кровати

Работать из дома полезно для здоровья и продуктивности

Мобильное устройство с выходом в интернет — сегодня многим людям этого достаточно, чтобы выполнять свою работу, находясь в любой точке мира, в том числе просто сидя дома. Однако руководители, которые свято верят в идею «совместного инновационного рабочего места», воспринимают мысль о том, чтобы позволить подчиненным решать поставленные задачи вне офисных стен, исключительно как ересь, а стремление сотрудников взять часть работы на дом — как способ увильнуть от выполнения трудоемких дел, избежав пристального наблюдения начальства.

13.10.2017 03:00, Татьяна Турбал, megaplan.ru


Взгляд в спину

Почему кэтколл — это не норма поведения для мужчин

Многие женщины сталкивались с кэтколлом, даже не подозревая, что это. Припоминаете, как вы, такая вот юная студентка, идете по улице и вслед слышите мяуканье или «кис-кис-кис», которое издают рядом стоящие парни? Или, например, мчитесь на работу, а вслед вам громкое присвистывание? Вот это и называется кэтколл, который, как правило, женщинами игнорируется.

12.10.2017 02:40, womo.ua


Только не Иван

О «подкаблучниках» и «лохах» глазами американки

После моего развода с русским мужем, я поклялась себе, что больше никогда в жизни не свяжусь с русским. Хочу Джона, Хосе, Карла – только не Ивана. Не потому, что все Иваны – плохи, а потому, что они зажрались.

11.10.2017 03:17, Natalia Atif, liwli.ru


Хотел как лучше...

«Министерство культуры проводит политику лубочного патриотизма»

Иван Засурский, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, рассказал «Платформе» о том, как политика Владимира Мединского преломляется в информационной среде.

09.10.2017 17:20, pltf.ru






 

Новости

Открыт набор в Зимнюю школу университета КГИ
Какие темы федеральной и региональной повестки определят наше ближайшее будущее? С какими вызовами стране и гражданскому обществу придется столкнуться в скорой перспективе? Куда могут быть приложены усилия городов и территорий в лице активной части российского общества? Зимняя Школа Университета КГИ приглашает вас вместе с экспертами обсудить эти и многие другие вопросы 13-16 декабря 2017 года в подмосковном Звенигороде.
КГИ представляет новый проект «Открытые НКО»
12 октября 2017 года состоялась презентация нового проекта Комитета гражданских инициатив «Открытые НКО». Он был инициирован и реализуется АНО «Информационная культура». Представил проект директор АНО «Информационная культура», член КГИ Иван Бегтин.
Банки, электростанции, криптобиржи станут новыми наиболее вероятными целями хакеров в 2018 году
10 октября 2017 года на ежегодной международной конференции CyberCrimeCon эксперты мирового уровня в области кибербезопасности определили тренды будущего года в области развития киберугроз и ключевые стратегии для эффективной защиты от них.
8 октября прошла конференция Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов»

Почетным президентом МЦР избрана Ирина Бокова
Конференция приняла решения по вопросам дальнейшего развития МЦР, основанного великим русским художником Святославом Николаевичем Рерихом.

Совет ВАК проголосовал за лишение Мединского ученой степени
Экспертный совет Высшей аттестационной комиссии проголосовал за лишение министра культуры Владимира Мединского ученой степени, написал в фейсбуке участник «Диссернета» Иван Бабицкий.

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.