Египет начинает лихорадить. Меньше чем за два года страна может кардинально изменить свой облик. В ноябре египтяне будут выбирать новый состав парламента. В 2011 году — нового президента.
Эпоха Хосни Мубарака подходит к концу. Воспользоваться ситуацией стремятся не только разнообразные политические, экономические и религиозные круги внутри государства, но и внешние силы.
Несмотря на сжатые сроки, операция «Преемник», похоже, ещё не началась. Остаться на шестой президентский срок после почти трёх декад у власти 82-летнему Мубараку может не позволить здоровье. А кандидатов, которые могли бы сменить его, очень мало. Собственно, реальных претендентов четыре. Это сын действующего президента Гямаль Мубарак, глава египетской разведки Омар Сулейман, генеральный секретарь Лиги арабских государств Амр Муса и бывший глава МАГАТЭ, а ныне ведущий оппозиционер Мухаммед аль-Барадей.
Каждый из этих персонажей способен прийти к власти в случае реализации некого сценария, контуры которого можно определить уже сегодня. Во всяком случае об этом свидетельствуют многочисленные публикации египетских политологов. Конечно, господствует мнение, что место президента-отца займёт сын. Но рассматриваются и другие варианты, а значит, они тоже имеют право на существование.
В действительности пока нет никаких чётких признаков того, что Хосни Мубарак желает видеть в качестве своего наследника именно Гямаля. Последний явно не пользуется широкой популярностью у народа. Голоса придётся подтасовывать. Закостенелый административный аппарат сделает это грубо и бесхитростно, что будет очевидно для более искушённых в выборных технологиях оппозиционеров. Элементарное «кумовство» явно не будет способствовать стабильной преемственности.
В этом контексте ходят слухи, что сам Гямаль пытается демонстрировать гибкость, ища союзников как среди правящей элиты, так и среди оппозиции. Якобы внутри госаппарата постепенно созревает бюрократическое поколение новой волны с новыми передовыми идеями. Мубарак-младший мог бы возглавить такую команду из детей высших армейских чинов, крупных бизнесменов и других высокопоставленных лиц, чтобы запустить перемены изнутри режима.
В то же время поговаривают, что Гямаль (с ведома или без ведома отца) пытается создать теневую коалицию с запрещённым в стране движением «Братья-мусульмане». По неподтверждённой информации, он ведёт консультации с «Братьями», чтобы те помогли или хотя бы не препятствовали его амбициям возглавить страну. Часть наблюдателей считает, что у него есть шансы договориться, поскольку он не относится ни к силовым, ни к религиозным кругам.
Если же никакой договорённости достигнуто не будет, Гямаль может разыграть план «Б», а именно выступить в связке с силовиками. Допустим, внутри правящей элиты действительно разворачивается борьба, перевес в которой за молодым инакомыслящим поколением. Оно успевает поймать момент и повести за собой улицу. Если Мубарак-младший сможет воспользоваться своим весом и убедить органы безопасности не подавлять жёстко протесты, то он обеспечит себе популярность как в массах, так и среди молодых бюрократов.
Другое дело, что во главе силовых структур стоит его потенциальный соперник в борьбе за место преемника. Это генерал Омар Сулейман. Не стоит исключать, что в скором времени сами силы, задействованные в обеспечении национальной безопасности, начнут вести свою независимую политику, отличную от той, которую проводит действующий режим. Они начнут непосредственно взаимодействовать с недовольными народными массами и в подходящий момент выступят с ними единым фронтом.
Впрочем, и лично Мубарак способен сделать выбор не в пользу сына, а в пользу человека из спецслужб, способного урегулировать любые брожения внутри правящей партии и хотя бы на время найти общий язык с чувствующими проблемы египтян реформаторами. На роль такого «реформатора» прочат того же Сулеймана. Он же обладает определённым весом и на внешнеполитической арене, будучи активным участником урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке.
В поисках альтернативы Гямалю действующий президент может обратить внимание и на других опытных политиков, пользующихся относительной популярностью в стране и известностью в мире. Это, к примеру, генсек ЛАГ Амр Муса или даже аль-Барадей, несмотря на то что сейчас он выступает жёстким критиком режима. Он вполне может оказаться той компромиссной фигурой, которая будет приемлема и для оппозиционеров, и для правящей элиты, и для мирового сообщества.
Про аль-Барадея ходят разные толки. Одни возлагают на него большие надежды. Другие видят в нём ставленника Запада, затевающего в Египте «цветную революцию». Третьи подозревают, что его критические выступления и призывы к бойкоту парламентских выборов — обманка, задуманная режимом для отвлечения оппозиционеров. Неудивительно, что ведущие оппозиционные партии «Аль-Уафд», «Аль-Гад», движение «Кефая» и другие не очень-то доверяют бывшему главе МАГАТЭ и не спешат присоединяться к его инициативам. Они уже заявили, что, скорее всего, примут участие в борьбе за депутатские места и не станут прибегать к радикальным мерам.
Похоже, многие политики готовы смириться с тем, что борьба за реформирование Египта развернётся в период очередного шестого президентского срока Мубарака. Режим продолжит загнивать, держась только за счёт тирании силовых структур. Последствиями террора и надеется воспользоваться оппозиция. Больше всего преуспеть в этом могут «Братья-мусульмане». И тогда облик Египта действительно кардинально изменится.
Есть и ещё один вариант развития событий: перемены наступают стремительно. Такое возможно в случае внезапной смерти Хосни Мубарака. Свой план по сохранению стабильности в стране при неожиданной кончине президента лоббирует один из самых известных публицистов и политологов в Египте, политик-ветеран Мухаммед Хейкель. Он предлагает сформировать «совет доверенных лиц», который бы возглавил государство, если оно лишится своего лидера.
Но для создания такого органа, впрочем, как и для проведения честных президентских выборов, нужно менять конституцию. Эту задачу и предстоит решать новому составу парламента, который будет избран в ноябре этого года.
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Уругвай обыграл Египет на чемпионате мира.
- Кидать золото нищим!
75 лет назад, 9 декабря 1941 года умер Д. С. Мережковский. - "Черный" рейс.
Версия о причине крушения Airbus А321 в Египте. - Синайская трагедия.
Возможные причины катастрофы в Египте. - Раздумья Акелы.
Египет без конспирологии. - Смена власти «как меньшее зло».
Что происходит в Египте сегодня и почему. - А была ли революция? .
Военный переворот в Египте подтвердил, что армейское руководство, как и последние 60 лет египетской истории, остается хозяином страны. - Или руки, или совесть запачкать придётся.
Военный переворот в Египте диктует свою собственную логику развития событий. - Конституционный процесс в Египте.
Позиции либеральных сил сегодня в Египте совершенно незащитимы. - Горыныч, тут к тебе муромские с предъявой. Яга .
Самое неприятное для любого политика - это возможная предсказуемость.