Подписаться на обновления
21 июняЧетверг

usd цб 63.6175

eur цб 73.6118

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера. Запуск 
Даша Абрамова   среда, 11 сентября 2013 года, 11:00

Кто получает зарплату за лайки и шейры?
Как социальные сети брендов привлекают читателей и что ждёт профессию SMM в будущем


Фото: themusicalnomad/ deviantart.com
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Пожалуй, самая популярная из появившихся в медиа за последние годы профессия — SMM, вокруг неё уже успело появиться достаточно историй, недоразумений и мифов (SMM — это решение всех проблем заказчика; SMM действует только на тех, кому меньше 20-ти; SMM — это работа для школьников и т. д.), что уже пора взяться за их развенчание. Всех, впрочем, кроме одного — SMM-щиками, действительно, зачастую работают школьники. Look At Me решил разобраться в том, кто скрывается за профайлами брендов в социальных сетях, зачем и как они это делают.

SMM — ЭТО ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ К БРЕНДУ через социальные платформы, ведение сообществ в социальных сетях, их продвижение. Есть сообщества, которые ведутся не для брендов, а для последующей продажи рекламы (часто это «паблики» «ВКонтакте») — аудитория у них обычно несколько миллионов людей, и стоят за ними, как правило, энтузиасты-одиночки, а не агентства. Собственно социальные сети, с которыми работают SMM-щики, — это не только Facebook и «ВКонтакте». Социальные медиа — это любая площадка, на которой работают механизмы социального общения: лайки, комментарии, возможности поделиться. А бренды — это не только компании по производству одежды и продуктов, но и любая компания в принципе. Это может быть правительство города, певец или писатель, кафе и т. д.

ВЕДЕНИЕ ГРУПП БРЕНД ОБЫЧНО ЗАКАЗЫВАЕТ АГЕНТСТВУ — рекламному, digital, SMM. Креатив-стратеги агентства, ознакомившись с «лицом» бренда, придумывают, о чём бренд будет говорить с людьми в социальных сетях, каким языком, предлагают конкретные рубрики. Потом копирайтеры и дизайнеры создают контент, продумывают план на ближайшее время.

В самом низу находятся люди, которые всё это размещают в сети и общаются с пользователями, условно — модераторы.


SMM «Райффайзенбанка» — пример удачного, вежливого и внимательного отношения к читателям, без перебора со скучной вежливостью

«В ОСНОВНОМ ЭТО, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ШКОЛЬНИКИ, — рассказывает Илья Петров, директор по стратегии студии «Лето» (ArkGroup). — Это не значит, что руководят ими тоже школьники, это просто разница в уровнях. Бренды не ведут социальные сети сами, за очень редким исключением.

Официальный сайт сразу же предоставляет нам ссылки наTwitter, странницу Facebook, группу «Вконтакте», канал на YouTube, сообщество в ЖЖ. И что нетипично для российского SMM, такого бессмысленного и беспощадного, представители поддержки абонентов помогаютпользователям в этих социальных сетях, отвечая на их вопросы достаточно оперативно и адекватно воспринимая критику и багрепорты

В основном бренд-менеджер или диджитал-менеджер на стороне бренда поручает эту работу агентству, которое всё организует. При этом конечная реализация очень часто уходит на фриланс, потому что нужна дешёвая рабочая сила, а большая квалификация не нужна. За последнее время количество групп брендов выросло очень сильно, и всем этим группам нужен контент. Представьте: была рекламная индустрия, и тут она вдруг за два года стала в 4 раза больше, все эти люди, новые сотрудники, должны были откуда-то появиться — поэтому этим занимаются студенты. Работа не очень интересная, а те люди, у которых это получается, просто двигаются дальше, оставляя место новым партиям студентов».

«Школьникам» остаётся, действительно, не самая творческая часть работы. Когда продуманы рамки коммуникации с пользователями, план работы, рубрики и прочая деятельность группы, остаётся лишь ежедневно выдавать определённые порции текста (фотографий и прочего), сверяться с агентством, всё ли в порядке, отвечать на комментарии, быть онлайн и получать свои 15 тысяч рублей в месяц.

«Мне кажется, профессия SMM-специалиста всё ещё находится на стадии формирования, — говорит Настя Черникова, главный редактор cossa.ru. — Сегодня продвижением в соцсетях часто занимаются люди, у которых нет никакой специальной подготовки (это понятно, потому что SMM практически нигде не учат, есть только несколько digital-курсов, и спрос на них всё время возрастает), они просто хотят устроиться на работу в агентство и считают, что активного использования соцсетей вполне достаточно.


Частая причина ошибки SMM-щика: забыл разлогиниться из рабочего профайла, торопясь выразить наболевшее в соцсетях, — провал, плохо поддающийся реабилитации.

И так, зачем вам SMM:
1. Наладить и поддерживать коммуникацию с потребителем?
2. Выстроить новый канал продаж?
3. Организовать on-line call centre?
4. Протестировать новую продукцию/сервис/услугу перед запуском на большой рынок?
5. Организовать дополнительные продажи уже существующим клиентам?
6. Увеличить сумму среднего чека от каждой покупки?
7. Нивелировать существующий негатив в отношении бренда, продукции или компании?
8. Предотвратить потенциальный негатив, если вы предполагаете его возникновение по тем или иным причинам?
9. Снизить опасения и развеять сомнения потребителей перед покупкой у вас?
10. Повысить узнаваемость бренда/товара/услуги?

Как мне кажется, разделение в агентствах происходит только «по брендам». То есть сейчас каждое агентство старается открывать такой отдел, потому что на SMM есть спрос, и чем больше брендов к ним обращаются, тем шире отдел (чтобы можно было обеспечить клиентов). Ни о каких специальных навыках речь не идёт, как и о разделении обязанностей. Я думаю, что идеально к одному проекту было бы подключать двух редакторов и одного технического специалиста. Редакторы составляют тексты (что является важнейшей задачей SMM), а когда есть два редактора, их работа продуктивнее: каждый может проверять другого, вместе они могут придумывать шутки. Учитывая, что задачи у брендов каждый раз различны, даже профессионал не всегда может справиться в одиночку, хотя может предварительно тестировать текст на фокус-группе. Если речь идёт о том, что каждый пост согласовывается с клиентом (такие случаи тоже есть), надобность во втором человеке не так ощутима. Хорошо, если в этой связке один человек есть на стороне бренда – он разбирается в предмете и понимает аудиторию так, как никогда не поймёт никакое агентство. Ещё один человек может быть занят сбором статистики, отслеживанием достигаемости постов, экспериментами с рекламой и так далее — всё, что касается цифр».

Есть разные теории на счёт того, что компании приносит SMM: в последние годы многие приходят в агентство в надежде получить ошеломительный результат, на самом же деле никто точно не может ответить на вопрос, какова монетизированная эффективность SMM. Что даёт группа с 20 тысячами пользователей бренду, чья целевая аудитория — вся страна?

«5 ЛЕТ НАЗАД НУЖНО БЫЛО УБЕЖДАТЬ ЛЮДЕЙ ПОПРОБОВАТЬ SMM, — говорит Илья Петров. — Несколько же лет назад началось повальное пришествие: раз у моих конкурентов и друзей, бренд-менеджеров, есть SMM, значит, мне тоже надо. Это доходит до абсурда: например, есть вода «Родники России», у них есть группы, где они постят просто красивые фотографии природы. Кто эти люди? Зачем им это?».


Образцовый пример печальных последствий невнимательности бренда к SMM-щику. Вошёл в историю. В историю русского SMM, во всяком случае, точно.

Генеральный директор коммуникационного интернет-агентства Yeti Злата Понировская смотрит на эффективность SMM более оптимистично: «Во-первых, можно следить за переходами. А главное — у нас есть спецакции, которые мы проводим только в соцсетях, отдача от них считается компанией, и она может понять, эфективно это или нет. Цены у нас невысокие, но при этом мы ведь изобретаем целый язык, которым компания будет говорить со своими клиентами. Часто наши клиенты не знают, о чём говорить с людьми в соцсетях, как говорить. Мы в этом помогаем».

Итак, получив от бренда его описание, агентство на его основе придумывает «язык» для социальных сетей, стараясь сохранить концепт компании, и, пользуясь им, решает постоянные задачи, которые появляются: рассказывать о новых продуктах или обновлениях в меню, рассказывать о том, почему именно данный продукт лучше других и так далее.

«Чтобы набрать подписчиков для страницы, SMM-щики, во-первых, связывают социальные сети со всем тем, что уже есть у бренда, — объясняет Илья Петров. — То есть поставить на столик в кафе карточку со ссылкой на «Фейсбук», дать ссылку на упаковке и тому подобное, при этом обосновать, зачем нужно вступать в группу, предложить что-то взамен. Второе — это друзья. В любом агентстве работают люди, у них есть друзья, у них — свои друзья... Тысяч двадцать друзей в сумме на тех, кто работает в агентстве, — так естественным образом и появляется аудитория, медленно, но верно, группа вырастает.

ЕСТЬ ПО-НАСТОЯЩЕМУ ПРОСТЫЕ ПРИЁМЫ, которые очень продуктивно работают: например, KFC угощал каждого, кто вступит в их группу, сэндвичем. Учитывая, что у этого сэндвича цена меньше, чем стоимость одного клика на «Фейсбуке» через объявление (а они набрали больше 100 тысяч людей), с точки зрения бизнеса это самая эффективная модель: очень дешёвая и, стопроцентно, работает на аудиторию, которая есть в KFC».


Если найдётся человек, который поставит себе целью исправить дурную репутацию «Почты России» в социальных сетях, он точно станет одним из асов в своей профессии.

В Yeti всё работает примерно так же: «Допустим, у группы нет никаких подписчиков, мы её только что создали, — рассказывает Злата Понировская, — и мы стараемся наполнить её хорошим контентом. Подписываются все 15 человек из агентства, делятся ссылкой на своих страницах, мы пишем на странице Yeti и начинаем точечно приглашать друзей, которым это может быть интересно. Потом делаем так называемые „засевы“: пишем администраторам групп, которым это может быть важно, ну и бренд рассказывает об этом на своих площадках. Дальше начинается естественный рост».

ЗАЧАСТУЮ SMM ВСТРАИВАЕТСЯ В ОБЩУЮ КАМПАНИЮ БРЕНДА, ОТРАЖАЯ ЕЁ ИДЕЮ. Тогда специалисту важно с помощью текста (и каких-то стимулирующих активностей) призвать людей в них участвовать. SMM-щик — это постоянный исследователь, т. к. на своём опыте фактически строит данные для будущего, — их всё ещё очень мало, большинство отслеживают западные кейсы. Работает хорошо то, что отражает текущие тенденции (при этом здесь важно успеть и то, что действует сейчас и уже не будет работать завтра). Ещё важно придумать хорошую шутку — это вообще один из важных навыков SMM-специалиста. В погоне за трендами бренды иногда перегибают, как было, например, когда американские бренды одежды предлагали скидки после урагана — многие тогда были возмущены тем, что компании пытаются нажиться на катастрофе.

НА БУДУЩЕЕ SMM ВСЕ СМОТРЯТ ПО-РАЗНОМУ. Илья Петров настроен не очень оптимистично: «SMM — не идеальная структура. На смену приходит картина, к которой некоторые уже стремятся, это называется CRM — client relationship management. Хороший пример для этого — сигаретные бренды. Им нельзя сейчас никак вообще рекламироваться, поэтому они создают базы данных, куда попадают клиенты, которые принимают участие в каких-то промо-акциях и т. д. С помощью этой базы бренд общается с аудиторией, так он помнит про человека, когда и что тот покупал, как реагирует на рекламу. Минус социальных сетей в том, что в группе, например, Nike, есть разные пользователи: есть те, кто только начинает бегать, и те, кто бегает уже профессионально. И их невозможно разделить: информация в соцсетях идёт одним потоком, идея же в том, чтобы общаться с каждым человеком индивидуально. Но CRM — это пока что, скорее, теоретическая история, нежели практическая, которая будет реализована в очень ограниченном числе случаев».

НАСТЯ ЧЕРНИКОВА СЧИТАЕТ, ЧТО У SMM ЕЩЁ ВСЁ ВПЕРЕДИ: «Пока ниша только формируется, важно всё время экспериментировать — выходить в разные соцсети, которые могут быть потенциально интересны, стараться понимать разную аудиторию и что для неё работает и пр. Мне кажется, к SMM можно будет относиться серьёзно, когда сформируется некая теоретическая база, появится больше хороших кейсов, на которые можно равняться, будет некий понятный набор навыков, которым должны будут обладать специалисты. Тогда же, возможно, появится разделение по сферам, например, имиджевый SMM и SMM продающий — это довольно разные вещи».

Источник: lookatme.ru




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Путеводитель по мемам

История и современность

Мемы и интернет просто созданы друг для друга. Не потому, что являются способами цифровой визуальной коммуникации (хотя и это, конечно, тоже), а потому, что представляют собой порождение коллективного разума. И да, друзья, коллективное интернет-бессознательное — место странное, зачастую забавное, а иногда и опасное.

11.04.2018 16:00, Анджела Уотеркаттер (Angela Watercutter) и Эмма Грей Эллис (Emma Grey Ellis)


Что следует сделать, прежде чем уйти из Facebook

Итак, вы на это решились. Что теперь?

Давайте посмотрим правде в глаза: мы все этого хотим. Но только у некоторых из нас это действительно получается: хотим мы или нет, а наша жизнь в значительной степени зависит от Facebook. Социальная сеть отслеживает за нас дни рождения друзей, помогает нам общаться с родственниками на другом конце страны, помогает в работе и в учебе. Уйти из Facebook гораздо сложнее, чем может казаться.

25.03.2018 16:00, BRIAN DE LOS SANTOS


Бойкот депутату

О решении комиссии ГД по депутатской этике, ситуации вокруг Слуцкого и солидарности СМИ

Последние месяцы в СМИ активно обсуждалась ситуация, связанная с домогательствами Леонида Слуцкого. Думская комиссия по этике не нашла нарушений в его поведении, в связи с чем ряд СМИ объявили о прекращении сотрудничества с Леонидом Слуцким и комиссией по этике. «Частный корреспондент» выражает поддержку этому решению, а также публикует отрывки заявлений.

22.03.2018 15:51, Редакция "Частного корреспондента"


Российские издатели в 2017 году

Рост и оптимизм

В очередном выпуске рубрики «Книги, деньги, восемь битов» Владимир Харитонов анализирует итоги 2017 года по версии «Книжной палаты» и версии холдинга «ЭКСМО-АСТ». Он объясняет, почему не стоит радоваться оптимистичным выводам и что на самом деле должно внушать оптимизм.

27.02.2018 19:00, Владимир Харитонов для gorky.media


Масштабная блокировка

Twitter сообщит 677 000 пользователям, что они стали жертвами российской пропаганды

Компания Twitter намерена оповестить почти 700 000 своих пользователей о том, что они получали сообщения от аккаунтов, которые впоследствии были признаны участниками российской пропаганды во время американских выборов 2016 года.

23.01.2018 14:00, Eli Rosenberg


Космические динозавры атакуют!

Бред с оговорками

Я счастливый человек. За два десятка лет моей работы научным журналистом почти ни разу не было такого, чтобы не хватало тем для статей. Скорее наоборот: идей так много — не знаешь, за что браться в первую очередь. Даже страшно бывает: вдруг завтра конец света, а ещё не обо всём важном написал.

19.01.2018 13:00, Григорий Тарасевич, kot.sh


«Добавьте золота»

Максим Ильяхов о том, как зарабатывать с помощью текста и расправляться с правками

Творческому человеку непросто дается работа с заказчиками: не каждое сердце выдержит правки, которые превращают созданный со всей душой проект в нечто с трудом узнаваемое. Максим Ильяхов, редактор и автор книги «Пиши, сокращай», вышедшей в издательстве «Альпина Паблишер», на лекции «Страх, боль и правочки. Как спокойно работать с клиентами, если вы творческий человек» рассказал о правилах, которые помогут справиться с любой работой. T&P опубликовали тезисы.

25.09.2017 19:07, Anna Lukachuk


Уход в себя

«Внутренняя эмиграция» по-английски

В Лондоне все чаще обращают внимание на то, что нарастающий объем информации, который обрушивается на современное общество и давит на человека, имеет обратный эффект и приводит к противоположному результату: потере интереса к новостной информации. Более того, эксперты отмечают драматическое наступление другого процесса — люди «отключаются» от информационного потока.

20.07.2017 13:00, Нана Яковенко


Спасибо Носику за это

Рунет лишился своего гуру. Не стало Антона Носика

Сейчас, когда к интернету в России подключено 70 миллионов человек, сложно представить, что лет 20 назад их было пару сотен тысяч, человек 100 из которых делали то, чем мы сегодня ежеминутно пользуемся. Антон Носик был одним из них.

10.07.2017 13:00, Антон Меркуров


Жизнь и смерть в цифре

О проблеме архивации и резервирования информации

По оценкам исследователей International Data Corporation, количество информации удваивается в мире каждые два года. На данный момент ее объем составляет несколько тысяч эксабайт, и лишь один процент из этого объема так или иначе проанализирован. Однако даже эта информация сохранена ненадежно: хрупкость аналоговых носителей и развитие ПО увеличивают риски ее потери.

30.06.2017 21:00, Евгений Механцев






 

Новости

Госдума лишила аккредитации СМИ, которые объявили бойкот из-за Слуцкого
Спикер Госдумы Вячеслав Володин объявил о приостановлении аккредитации журналистов тех СМИ, которые решили отозвать своих корреспондентов из Госдумы в связи с делом депутата Леонида Слуцкого.
На десяти основных европейских рынках 58% населения регулярно смотрели Олимпийские игры
Discovery и Eurosport отчитались о том, как европейцы смотрели Олимпийские игры в Пхенчане. Канал Discovery заплатил $1,4 млрд за покупку прав на трансляцию Игр в Европе на период с 2018 по 2024 года.
Европейский проект EU vs Disinfo обвинил три голландских ресурса в том, что они распространяют фейковые новости
Голландская ежедневная газета De Gelderlander, самый популярный в Голландии блог Geenstijl и сайт The Post Online обратились в суд Амстердама, чтобы он обязал Евросоюз выпустить опровержение собственных заявлений.
Трафик из Facebook на новостные издания снизился на 6%
С того момента, как Facebook объявил, что будет показывать меньше новостей в лентах, прошёл месяц. И, как и ожидалось, издания начали ощущать изменения в трафике и охвате.
New York Times впервые опубликовала материал с дополненной реальностью
Американская газета The New York Times впервые опубликовала материал с дополненной реальностью. Мобильное приложение газеты позволяет после чтения материала рассмотреть виртуальный вендинговый автомат по продаже газет самой The New York Times.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.