Подписаться на обновления
24 ноябряПятница

usd цб 58.4622

eur цб 69.1783

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияПрозрачное
образование
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Право автора  Открытая библиотека 
  понедельник, 16 августа 2010 года, 13:23

Кшиштоф Занусси: «Я готовлю фильм против феминизма…»
Польский кинорежиссёр делится впечатлениями о последнем фильме Романа Полански и объясняет, почему Москва не справляется со своим кинофестивалем


Кшиштоф Занусси // PhotoXPress.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Занусси считает, что массовые движения — это лозунги и громкие акции, когда забывают о сути, о правде. Экологическое и феминистическое движения схожи. Да, проблемы женщин серьёзны. Проблемы экологии тоже. Но мы говорим о тех, кто занимается этими проблемами, как занимается и какие цели на самом деле преследует. Они зарабатывают деньги на горячих темах. Это недопустимо.

Кшиштоф Занусси приехал в Одессу после длительного перерыва ещё год назад, на собственный 70-летний юбилей. Здесь прошла ретроспектива его фильмов, мэр города лично поздравил мастера.

Теперь Занусси приехал в Одессу снова, на первый международный кинофестиваль, и его появление несказанно ободрило команду организаторов.

Первый Одесский международный кинофестиваль удался. Его отправные точки: комедийность кинолент, однако юмор должен быть не простой, а концептуальный; предпочтение отдаётся фильмам, балансирующим на грани артхауса и мейнстрима; специальные показы включают нашумевшие названия по принципу «история создания у всех на устах, но фильма никто видел»; мастер-классы с участием известных режиссёров, актёров, продюсеров.

— Чем продиктован ваш интерес к тому, что происходит на постсоветском пространстве?
— Есть разные причины. Украина — громадная территория, мой сосед. И сосед с непростой ситуацией. Украина колеблется, и неясно ещё, по какому пути она будет двигаться.

Все знают великого польского режиссёра Кшиштофа Кесьлевского, но мало кто помнит, что все эти годы рядом с ним стоял другой Кшиштоф — Кшиштоф Песевич. Адвокат, защищавший лидеров «Солидарности», сенатор, общественный деятель — и автор тонких, хрупких сценариев, отражающих бесконечную безнадёжность нашей жизни — и непременную надежду на спасение, на выход, на обретение себя рассказал «Частному корреспонденту» о работе с Кесьлевским, о вере и Евросоюзе, о политике и вере в «свет в конце тоннеля».

А Россия — это огромная загадка для всего мира. Я беспокоюсь, что Россия может идти в опасном для себя направлении, а если что-то угрожает России — это угрожает и европейским странам. Мы видим динамику Китая, подъём стран Азии. Увеличивающиеся проблемы для всей евро-атлантической цивилизации, к которой Россия тоже принадлежит, и мы вместе должны приложить силы для сохранения нашей привилегированной позиции.

А если кто-то в таких условиях начинает играть роль третьего полюса, это напоминает ситуацию с падением Константинополя, когда Византия заигрывала с турками из ненависти к Западу. И эта ненависть привела к необратимым последствиям. Потерян исторический шанс, и до сих пор Константинополь — это исламский город.

— О вас часто отзываются как о прирождённом дипломате, хорошо известны ваши экуменистические взгляды. Вы считаете, что возможно договориться в самых сложных ситуациях?
— Иногда бывает, что невозможно договориться. Я не так наивен и не считаю, что полюбовное согласие всегда достижимо. Столько людей имеет голос!

Раньше людей было меньше, а голоса почти никто не имел, можно было договориться между элитами. А сейчас огромные массы людей имеют влияние на историю. Небольшое, но имеют. Это интересное и опасное явление. Огромные массы имеют голос, огромные массы имеют опыт ядерной войны… Нужно искать способы общаться с этой сложной реальностью.

— Не кажется ли вам, что искусство может объединять огромные массы более действенно, чем любая философская теория или политическая игра?
— Роль искусства — поиск правды и красоты. Это принцип, суть и единственная задача искусства. Необходимо, чтобы искусство принимало роль в развитии человека, это так. Гармонизировало хаос. По причине того, что человеку нужна помощь. Мы живём в условиях, в которых никогда и никто не жил.

— Вы многие годы активно работаете, размышляете, умеете последовательно отстаивать избранную позицию. Вы наблюдаете, как изменяются привычные понятия, трансформируются идеи. Если говорить об искусстве — в чём особенность текущего момента?
— Есть виды искусства, которые зашли в тупик. В изобразительном искусстве уже примерно с начала ХХ века идёт процесс распада. Чего никак не скажешь об архитектуре, она прекрасно держится и развивается.

Музыка в тупике — серьёзная музыка, я имею в виду. Да, мы наблюдаем гигантский подъём в популярной музыке, и никогда столько людей не слушало музыку, как сегодня.

Но высокая музыка — в тени. По моему мнению, критический момент наступил уже в начале истории с додекафонией. Мне кажется, что это был тупик, он продолжается.

Случилась остановка, задержка дыхания, а нового дыхания не произошло. У электронной музыки громадная аудитория, но сама музыка не привнесла ничего важного.

— А если говорить о кино?
— Огромный шаг назад. Тридцать лет назад язык кино развивался куда мощнее, был куда более развитым. Тоньше и образованней аудитория — это неоспоримый факт, ведь и Годара, и Антониони, и Рене, и Бергмана, и Феллини, и Тарковского показывали, как говорят в Париже, «на великих бульварах».

Значит, широкая аудитория ходила на эти картины. Сегодня кино в массе своей — фильмы для малышей и для необразованной публики. Такие фильмы всегда были, но сейчас их значительно больше.

Пару лет назад я выступал в Америке и очень осторожно и мягко, будто оправдываясь — ведь в этой стране любой пожилой человек воспринимается как консерватор, — напоминал моим слушателям в Сиэтле, это были работники концерна Boeing, что 20 лет назад я прилетал в США на самолёте «Конкорд» за три с половиной часа.

Это техника, о которой сегодня и мечтать невозможно, такой хорошей техники уже нет. Авиапромышленность сделала шаг назад, чтобы оправдать ожидания широкой публики. Я могу сейчас летать на Airbus A380, но его технология значительно примитивнее. Значит, в авиапромышленности тоже шаг назад. Значит, это не исключительно в кино, всё похоже.

Это общая тенденция в нашей цивилизации: стремясь к большим числам, мы потеряли. В качестве потеряли, гоняясь за количеством.

— В России сейчас снимают довольно много фильмов. Это хорошо или плохо?
— Российский кинематограф живой и интересный. Он возрождается. Как польский кинематограф узнаваем, так и российский, это о многом говорит.

А, скажем, Украина переживает огромные перемены на всех уровнях. Я не удивляюсь, что есть стремление возродить кинематограф в стране. Но здесь не обеспечены средства, система проката не обеспечена. Если нет рояля, зачем выпускать пианистов? Они не нужны. А здесь не на чем играть. Нет залов, где можно показывать отечественные картины, нет места, где можно демонстрировать продукт.

Потому что есть американские и российские компании, они будут показывать только американские и российские картины. Очень безответственно, что какие-то люди не поработали как следует, не продумали, не организовали прокат, чтобы дать украинским кинематографистам возможность показывать фильмы в своей стране. Это тревожно.

— Голландский актёр и режиссёр Рутгер Хауэр, специальный гость Одесского кинофестиваля, во время мастер-классов призывал слушателей к использованию цифрового фотоаппарата для создания фильмов. Вас такой подход не шокирует?
— Техника важна, но проведу простую параллель: когда появилась печатная машинка, стало проще писать романы. Многие решили, что роман может создать каждый.

Но для создания полноценного литературного произведения важно не умение быстро печатать, но вовремя прочитать Софокла, Шекспира, Сервантеса. Важно образование.

Без опыта поколений, которые уже далеко пошли в развитии способов описания жизни человека, выражения сути существования, литература будет детской литературой.

Без опыта поколений кинематограф будет примитивным, уподобится граффити — популярному виду настенного творчества уличных художников.

— Трудно отрицать значение опыта поколений, но развитие национального кинематографа требует серьёзных капиталовложений — затраты на производство фильмов, на оборудование кинотеатров.
— Деньги — это вторично, это проблема организации. Нужны специальные привилегии для национального кино. Во Франции не деньги, а закон помогает тому, что французы прежде всего идут смотреть французское кино.

Закон, позволяющий развивать кинематограф в стране, существуют льготы для тех, кто кино делает. И во Франции смотрят отечественное кино больше, чем в любой другой европейской стране, закон способствует развитию кинематографа. Франция осознала, что кинематограф важен, что кино — способ воспитывать уверенность нации, способ интегрировать нацию.

Я удивляюсь тому, как в вашем правительстве не видят, что культура важнее всего — важнее танков. Даже важнее экономики. Ведь политика — это лишь слова и лозунги. А чтобы организовать нацию, надо дать ей соотносимые с реальностью рекомендации, отправные точки.

Я до сих пор не видел на киноэкране полноценного русского героя, а без него национальное кино невозможно. И по телевидению я не видел такого героя — запоминающегося, мгновенно выхватываемого сознанием. Даже сериал такой не создан.

Я бы сразу заметил характер: вот он, этот герой, не может быть поляком, это не молдаванин, такой человек может существовать только в России. Но нет такого героя.

А ведь крайне необходимо артикулировать менталитет нации, выразить его. Без этого национальный кинематограф существовать не может.

— В кинозале в буквальном смысле яблоку упасть было негде во время специального показа фильма Романа Полански «Призрак». Он будет иметь успех в прокате, как по-вашему?
— На мой взгляд, одного шага не хватает, чтобы фильм поднялся выше среднего уровня. Нет оправданности в поступках молодого человека — героя фильма. Книжка, по которой фильм снят, — низкого уровня. Это рассказ о Тони Блэре, чистой воды журналистика. Поэтому характер главного героя не продуман, нет развития предложенной ситуации. Не хватило динамики, многое недотянуто, и я не думаю, что фильм будет иметь успех в прокате. Но финал хорошо сделан. Напоминает хорошие времена хорошего кино.

— А что вы думаете о судебном расследовании, героем которого стал Роман Полански?
— О, я замучен уже этой темой, потому что в Польше я дежурный комментатор о случае Полански. Я разозлил феминисток, эти организации считают меня личным врагом.

Но есть моя личная позиция. Есть прекрасный повод выразить моё отношение ко всей ситуации так называемого прогрессивного мира, который ищет разрушения всего сущего, утопически надеясь, что после разрушения что-то возникнет. Утопии уже нет, никто не верит.

Дело в том, что я хорошо знаю Полански и хорошо знаю, что произошло: я тогда был в США. Реалии Голливуда того периода — это абсолютная безнравственность. Постмодернистская философия, что никаких ограничений не должно быть.

Как относиться к режиссёрскому нарциссизму? Похож ли фильм на секс между зрителем и режиссёром? Режиссёр ближе к рассказчику или к художнику? Что означает деление на фильмы (movies), картины (films) и кинематографические работы (cinema)?

Надуманный, нелогичный подход, что сегодня уже понятно. Но 33 года тому назад это ещё не было таким очевидным фактом, творческая элита отрицала правила, была очень далека от реальности. Царила вседозволенность — делай то, что хочется. Расширяй пространство свободы. То, что происходило тогда в Голливуде, — особая ситуация. Сейчас невозможно поднимать это старое дело.

Но я не расписался под письмом в защиту Полански, потому что пока нет решения суда. Когда будет решение суда и будет ясно, что он нуждается в защите, — тогда я подпишу это письмо. Я ничего не делаю из солидарности. Я не подписываю коллективных писем только потому, что кто-то считает это необходимым. У меня есть своя точка зрения на то, что происходит, я всегда её отстаиваю. Это моя свобода. И она безгранична.

Ситуация с Романом Полански меня глубоко взволновала, это не просто частная история. Вдумаемся — если всё было разрешено, то почему один только факт поднимают сейчас и трактуют как нарушение норм морали? Ведь та девочка, его жертва, была также жертвой своей матери. Девочкой торговали родители. Не вытанцовывается желаемый обвинителями азбучный треугольник «преследователь — жертва — спаситель». В этом треугольнике девочка представлена как жертва, но в то же самое время она была и преследователем.

Меня за эту точку зрения в Польше очень ругают. Но я готовлю картину против феминизма, так что мне не страшно. Всё это очень серьёзно.

Массовые движения — это лозунги, слова, транспаранты, громкие акции, но активисты забывают о сути, о правде. С экологией то же самое. Похожая ситуация. Экологическое и феминистическое движения технологически схожи. Никто не спорит — проблемы женщин серьёзны. Проблемы экологии не менее серьёзны. Но мы говорим о тех, кто занимается этими проблемами, как занимается и какие цели на самом деле преследует. Люди просто зарабатывают деньги на горячих темах. Это недопустимо.

Но это отдельный разговор. Моя точка зрения — в новых фильмах, они уже в работе. Я не вправе молчать о том, что считаю важным.

— Первый фестиваль всегда отчасти набросок, протокол намерений. Вы, по сути, благословили фестиваль, про который толком ничего не известно. Нет сомнений?
— Я с трудом выкроил время и не пожалел об этом. Фестиваль хороший, серьёзный. Одессу помню ещё по «Золотому Дюку» 90-х годов, хотя то был менее престижный фестиваль, развлекательный.

Моё наблюдение: здесь живёт огромное количество интеллигенции. И главное — размер города подходит для фестиваля. Москва ни разу не справилась с фестивалем, и никто не едет на Московский кинофестиваль с чувством радости: размеры города утомляют.

Я в этом году был на среднем по масштабу мероприятии в Санкт-Петербурге, не раз бывал в Киеве — там проходят фестивали Богдана Ступки, «Молодость» — и это на грани того, что можно выдержать. Важно, чтобы в городе фестиваль чувствовался, а в мегаполисах даже не видно, что проводится фестиваль.

— Какие перспективы у нынешнего кинофорума?
— В Одессу будут ездить с удовольствием. С моей точки зрения, этот фестиваль имеет будущее. Здесь может что-то произойти. Это зависит не только от того, какие вложены средства. Важно, как фестиваль будет развиваться, как выкристаллизуется его профиль. Это вопрос времени, пока ещё многое не определено. Но я думаю, что здесь столько умных людей, они выберут правильное направление.

Скажем, мастер-классы — позитивное начинание, без сомнения. Это и рассказ о творчестве, и авторская встреча. Когда я больше говорю о профессии, я меньше говорю о себе как о художнике. Но задавали много вопросов, был интерес. А когда есть заинтересованность — хочется приехать. Туда, где только приёмы, официальные мероприятия и красная дорожка, ехать не хочется. Это все знают уже.

Я могу делать выводы со стороны, ведь здесь не было представлено ни одной моей картины: живое общение во время мастер-классов определённо удалось. В будущем, если пойти дальше, можно сделать авторские мастерские, ведь мы говорили долго, а многое не успели даже затронуть, темы непростые поднимались.

— Вы говорили с молодыми украинскими кинематографистами. Какие проблемы вам показались первостепенными?
— Многие понятия не имеют, как правильно преподнести замысел. Молодым кинематографистам надо подсказать, как и что делать, какие правила игры в этом закрытом мире кинопроизводства. Здесь, на постсоветском пространстве, не умеют представлять свои идеи — это главная проблема.

Молодёжь должна в этом разобраться, никто же со стороны не подскажет. Я вижу, что здесь и пожилые-то люди не знают, как представлять свои работы. Например, приносят мне текст, как будто не знают, что тексты никто не приносит, это не принято. Никаких сценариев посылать нельзя — никто не будет читать.

Люди не знают техники питчинга, не знают, как это принято. Сами кинематографисты не знают. Поэтому я бы хотел, чтобы в следующем году здесь был большой конкурс питчинга, с предварительным отбором. Чтобы те, кто сумеет хорошо представить свой проект, получили возможность выступить перед продюсерами. Тогда будет польза.

В прошлом году, на Кавказе, я принимал участие в таком заранее подготовленном конкурсе. Всё происходило на английском языке. Были приглашены кинематографисты, продюсеры — и многие фильмы уже снимаются. Очень практичный ход, но надо заранее продумать. За два месяца начать отбор, организовать тренинг. Таков правильный путь.

В моём портфеле 50 картин, не меньше. На каждом фестивале вручают. Я везу с собой десятки картин, которые я не посмотрю, пока не будет на то причины. Вот я и пробую объяснять молодым технологию, как и что сделать, чтобы получить результат, разжёвываю по пунктам правила кинобизнеса. Но вижу, что люди находятся в плену сентиментальных иллюзий, не имеющих ничего общего с правилами, действующими в деловом мире профессии. И они не верят, что так не принято, вручают мне диски, а я эти фильмы никогда не посмотрю. Ведь в Варшаве ещё десяток картин ждёт.

Никто не смотрит чужие картины, на это просто нет времени. Если мне автор по-человечески интересен — тогда посмотрю. Или по какой-то другой причине.

— Как вы считаете, есть ли недоработки в самой концепции фестиваля?
— Повторюсь: закончившийся фестиваль мне кажется позитивным явлением. Да, иногда кажутся одиозными многократные упоминания, что здесь показывают фильмы с изрядной порцией хорошего юмора. Но ведь это могут быть любые осмысленные картины. Когда есть работа для мозга — этому уже можно радоваться. Юмор придаёт смысл происходящему. Интеллигентный зритель может улыбаться тому, что на первый взгляд вовсе не смешно, если фильм в целом снят мастерски.

Я понимаю формулировку так, что здесь мы увидим фильмы с изрядной порцией радостного отношения к происходящему. Это не обязательно должны быть комедии, но обязательно, чтобы работы требовали интеллектуальных усилий от зрителя. Понимание сложного киноязыка требует усилий, это не тупое смотрение в экран под жевание и глотание попкорна. Все фильмы, в которых есть смысл, могут быть представлены на фестивале.

Сегодня не так важно, где мы снимаем фильмы и где мы их показываем. Сейчас есть самолёты, поезда, — место фестиваля не имеет кардинального значения.

Но должны быть факторы, делающие точку проведения фестиваля притягательной. Тут правильно выбрана территория — это прекрасный город у моря. Есть гостиницы, кинотеатры, есть отзывчивая публика, есть молодые, есть студенты. Есть сложившийся менталитет Одессы, известный всему миру. Город-легенда притягивает. Такая совокупность факторов придаёт уверенность, что фестиваль может иметь развитие.

Беседовала Светлана Храмова




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Александр Молочников: «В светских мероприятиях мало человеческого – это чисто бал сатаны»

Режиссер фильма «Мифы» – о московском бомонде, неоднозначном юморе и артистах, которых знает вся страна

По количеству звезд на один экранный метр «Мифы» обходят все российские фильмы, вышедшие в этом году. Единственный актер, лицо которого окажется зрителям незнакомым, – это исполнитель главной роли Яннис Пападопулос. Он играет грека, которого судьба забрасывает в зимнюю Москву. По чистой случайности новоявленный Одиссей попадает на вечеринку с участием столичных небожителей и тут же находит для каждого из них аналог в древнегреческих мифах. В кадре мелькают Иван Ургант, Федор Бондарчук, Паулина Андреева, Милош Бикович, Максим Суханов, Виктория Исакова, Сергей Безруков и еще десяток знаменитостей. Эту впечатляющую актерскую команду собрал 25-летний Александр Молочников, актер и режиссер, на счету которого – три спектакля в МХТ им. Чехова. «Мифы» – его дебют в большом кино.

18.11.2017 19:00, Ксения Реутова


Эвтаназия страны и людей

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

17.11.2017 18:00, Александр Чанцев


Почему мои дети не любят советские мультики

В советских мультиках нет детей. Там — маленькие взрослые, решающие взрослые проблемы

Сценаристы и писатели заложили в мультфильмы вовсе не воспитательный оттенок «будьте собранными, ребята, а не как эти», а напротив — крик души детей, потерявших детство и радость. Какой образ семьи мы видим в советских мультиках? Часто это семьи «однодетные», где замотанные родители с утра до ночи трудятся на предприятии, а ребенок предоставлен сам себе и часто обслуживает дом, при этом без надежды получить хоть каплю внимания и теплоты от родителей.

13.11.2017 09:00, Алеся Лонская


Революция 2.0

Фильмы ММКФ-2017, на которые не жалко потратить время

В прокат вышел «Последний вальс» – удивительная документалка о гениальном композиторе Олеге Каравайчуке, на которой запечатлен последний год его жизни. Кроме того, сегодня в Москве к столетию революции покажут «Раскалённый хаос» Сергея Дебижева. В связи с этим подвожу запоздалые итоги ММКФ-2017. Очень коротко – хит-парад просмотренных фильмов, моя субъективная оценка и еще пара строк.

11.11.2017 16:00, Павел Пересветов


Синематека столетней выдержки с каспийской «дорогой жизни»

В подмосковном поселке Белые Столбы состоялся XХI фестиваль архивного кино Госфильмофонда Российской Федерации, посвященный двум тематическим событиям — 100-летию Февральской и Октябрьской Революций.

07.11.2017 16:00, Ульви Мехти


Все фильмы Кристофера Нолана

Умное кино для души и разума

Обычно искусство противопоставляют коммерции, но только не в случае Кристофера Нолана. Став одним из самых кассовых фильммейкеров современности, он сохраняет статус режиссёра авторского кино, воплощает в своих картинах личное художественное видение и восхищает миллионы зрителей.

06.11.2017 19:00, cameralabs


«Бегущий по лезвию» Ридли Скотта

Как создавался один из шедевров XX века

Фильм Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» вышел 35 лет назад, когда еще не было ни интернета, ни мобильных телефонов, а люди не задавались вопросом об этичности использования искусственного интеллекта на благо или во вред человечеству. «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» – научно-фантастический роман Филипа Дика, легший в основу сценария будущего киношедевра, во многом отличается от оригинала.

02.11.2017 19:01, Мария Молчанова


Алиса Хазанова: «Энергия дебютантов может свернуть горы»

Актриса и режиссер фильма «Осколки» - об английском языке, зыбкой реальности, творческих амбициях и нестандартной внешности

«Осколки» — режиссерский дебют Алисы Хазановой, камерная англоязычная история о женщине и двух мужчинах, застрявших в дизайнерских интерьерах нью-йоркского отеля. Застрявших в буквальном смысле: петля времени постоянно сводит их друг с другом.

30.10.2017 19:00, Ксения Реутова


От Джима Керри до Юрия Никулина

10 актеров, преодолевших привычное амплуа

Карьера многих актеров порой складывается так, что они становятся «заложниками» однажды созданного образа. Вспоминаем несколько ярких примеров того, что бывает, когда исполнитель хочет изменить свое амплуа.

28.10.2017 18:00, Павел Орлов


Борис Хлебников: «Я не верю в идеального героя»

Режиссер фильма «Аритмия» — о юморе врачей, медицинской реформе и увеличении громкости в российском кино

«Аритмия» задумывалась как романтическая комедия о молодой паре, которая решает развестись, но не может разъехаться, потому что квартира проплачена на три месяца вперед. Однако когда у персонажей появилась профессия, замысел изменился. Герои стали врачами, а фильм из легкомысленного ромкома мутировал в драму — лучшую в этом киносезоне и, возможно, лучшую в году. Картина Бориса Хлебникова в июне завоевала гран-при на сочинском «Кинотавре», а исполнитель главной роли Александр Яценко был признан лучшим актером. Теперь дело за зрителями: «Аритмия» выходит в широкий прокат.

11.10.2017 19:00, Ксения Реутова






 

Новости

«Открытая библиотека» в Добролюбовке
10 ноября в Архангельской областной научной библиотеке имени Н. А. Добролюбова состоялась презентация проекта «Открытая библиотека», проведенная координатором проекта Наталией Трищенко и президентом Ассоциации интернет-издателей Иваном Засурским. Участники узнали о возможностях взаимодействия с вики-проектами, условиях участия в конкурсе, новых правовых и технологических инструментах предоставления открытого доступа, а также определении срока перехода произведений в правовой режим общественного достояния.
Ресурсный центр «Открытая библиотека» в Йошкар-Оле
7 ноября проект НП «Викимедиа РУ» РЦ «Открытая библиотека» был представлен в Национальной библиотеке им. С. Г. Чавайна Республики Марий Эл. Мероприятие для сотрудников библиотек провели директор НП «Викимедиа РУ» Владимир Медейко и активист «Википедии» Дмитрий Рожков. Участники мероприятия не только узнали о новых правовых и технологических инструментах открытого доступа и проектах партнерства, обеспечивающих открытую публикацию произведений науки и культуры, но также получили экземпляры пособия, специально подготовленного в рамках ресурсного центра.
Проект «Открытая библиотека» представлен в Тюмени
2 ноября в информационно-библиотечном центре Тюменского государственного университета состоялся мастер-класс для представителей вузовских библиотек, который провели президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский и координатор проекта Ресурсный центр «Открытая библиотека» Наталия Трищенко. Основными темами мероприятия стали: использование открытых лицензий в библиотечной деятельности, особенности текущей системы авторского права в России, опыт открытия доступа к библиотечным коллекциям, повышение видимости оцифрованных массивов в интернете, а также возможность участия в проекте «Открытая библиотека».
НП «Викимедиа РУ» издало пособие для библиотекарей

Издание содержит рекомендации по использованию открытых лицензий и публикации произведений в режиме открытого доступа
Пособие подготовлено в рамках проекта Ресурсный центр «Открытая библиотека», основная цель которого состоит в организации правовой и методологической поддержки библиотек для открытия доступа к общественному достоянию. В настоящий момент множество произведений науки и культуры нельзя найти в интернете, однако издания, срок охраны авторских прав на которые уже закончился, можно и нужно оцифровывать, и библиотеки могут сыграть ведущую роль в этом процессе.

НП «Викимедиа РУ» запустило сайт проекта «Открытая библиотека»
Ресурсный центр для библиотечных работников Открытаябиблиотека.рф создан в рамках одноименного проекта партнёрства. Он предназначен для организации правовой и методологической поддержки библиотек по вопросам размещения в открытом доступе произведений, перешедших в правовой режим общественного достояния, а также использованию открытых лицензий. Сайт разработан командой проекта на основе вики-движка, его функционирование могут поддерживать любые участники проектов «Викимедиа».

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.