Подписаться на обновления
15 декабряСуббота

usd цб 66.4337

eur цб 75.3890

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Страны  Люди  Обычаи  События  Казусы  Места  Города  Вещи 
Роман Мамчиц   суббота, 3 апреля 2010 года, 09:26

Крымская Атлантида: соседи или чужаки?
Часть III. Современное мифотворчество


На митинге крымских татар в Симферополе // PhotoXPress.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог







Прежде чем решать в Крыму национальный вопрос, надо выяснить, как народы, проживающие там, относятся друг к другу. Солидные дяди в Москве и Киеве будут неприятно удивлены, если узнают, что в XXI веке представления людей о своих собственных соседях недалеко ушли от того времени, когда русские купцы считали, что Литва на них с неба упала.

Сочинение народностью исторических мифов про самих себя и про своих соседей — нормальное явление, во многом на этом строится фольклор любой национальности. Другое дело, когда вместо красивых легенд о происхождении или героическом прошлом народа сочиняются с чьей-то подачи в политических целях оскорбительные для других народов инсинуации.

Крымская автономия — самый многонациональный регион Украины. Крым ― родина всех нетитульных народностей страны, которых можно назвать автохтонными: они не украинцы, но другой родины, кроме Украины, у них нет. Сколько таких народностей, и знают ли про них за пределами Крыма?

Среди всех этнических групп Крыма по степени мифотворчества про них первое место держат гурбеты (тайфа), причём не столько по количеству (сдерживает компактное проживание гурбетов и их слабая репрезентативность за пределами своих общин и мест проживания), сколько по качеству. Значительная часть представлений о гурбетах среди их соседей носит характер классических городских легенд. Вот, например, настоящий шедевр «шанхайского» фольклора, рассказанный жителем Старого города в Симферополе («Шанхая»), 18-летним безработным урмачелем (записано дословно):

«Тут на районе один наркош зашёл к барыге, купил у него чек, и там же, в общем дворе зашёл в сортир вмазаться. Там на дальняке вмазался, видно, передознулся и помер. Лежит он там, а в общем дворе тайфалар живут. Один тайфушка зашёл на дальняк, видит, раметли (покойник. — Р.М.) лежит. Ну естественно вся семья тайфуганская на измену высадилась: типа менты приедут, шмон будет, зачем нужны лишние неприятности? Ихний бабашка (на русско-татарском жаргоне — отец, глава семейства. — Р.М.) решил наркоша по частям разделать, дождаться ночи и вывезти в Каменку на свалку. Затащил труп в сарай, голову отпилил ему, решил передохнуть, пару мокрых опустил (имеется в виду курение марихуаны через «бульбулятор», приспособление из двух пластиковых бутылок. — Р.М.) и забыл про него (сравните сюжет с «растаманским» фольклором 1970-х годов, где в аналогичном контексте часто фигурирует чайник, забытый на включённой плите по «накурке»). В сарай зашли ихние дети, взяли голову, вынесли её на улицу, и стали там головой в футбол играть. Едет Катюша (реальная личность, майор центрального райотдела милиции г. Симферополя Катюшин, участковый по Старому городу. — Р.М.) на своей «Таврии» красной, смотрит, дети тайфаларские человеческую голову футболят, ещё и смеются, весело ж им. Ну, в общем, посадили всех там, на сто второй (ИТК-102 в Симферополе) сидят».

Вместе с тем при таком негативном отношении, которое сквозит в городских легендах относительно гурбетов, люди, которые постоянно непосредственно общаются с ними, отмечают, что гурбеты сплочённые, у них большие семьи, они держатся друг за друга. Базовые представления о том, что из себя представляют тайфалар, чаще всего касаются хозяйственно-бытовой и культурной стороны жизни.

«Дайфушки — грязные, неаккуратные, они постоянно кричат друг на друга и страшно ругаются, причём материться умеют на нескольких языках. У них женщины страшно матерятся, среди настоящих татарок так не принято, — говорит респондентка, крымская татарка 20 лет, жительница Нижнегорского. — Тайфалар живут в основном в Исмаил-Бее (спальный район Евпатории) и в Новосёловке (посёлок городского типа Новосёловское, Раздольненский район), у них там бойни, они занимаются забоем и разделкой скота. Они грязные, матерятся всё время, вилками пользоваться не умеют, у них только ложки на столе. На свадьбах заказывают всё время песню «Попал мальчик под трамвай» (Действительно заказывают, по популярности она на втором месте после турецкой народной песни «На берегах островов». «Попал мальчик под трамвай» имеет нарочито примитивный текст, наложенный на гурбетскую танцевальную мелодию «Тайфа къайтармасы», исполняется на русском языке детским голосом с гротескным акцентом. По сути дела, это современная пародия на «оксюзлик йырлары», сиротские жалестные песни. — Прим. Р.М.)».

Этноним «гурбеты» известен только самим гурбетам либо специалистам-этнографам. Респондентам, не имеющим отношения к этим категориям, вообще неизвестна такая этническая группа. Респонденты из Симферополя, Евпатории, Раздольненского района знают гурбетов только под названием «тайфа» («дайфа»). За пределами этих мест люди либо не знают вообще, кто такие тайфа (чаще всего такое встречается среди славянского населения), либо считают, что тайфа — этническая группа цыган. В степном Крыму многие респонденты крымско-татарской национальности употребляют этноним «дайфа» вместо «чингене» — названия цыган в литературном языке. Другие дифференцируют «дайфа» и «чингене» по роду занятий, считая, что «дайфа» побираются в Джанкое на вокзале, а «чингене» оседлые (либо наоборот). В более южных районах словом «тайфа» нередко называют урмачелей, тюркоязычных цыган; на предложение назвать известных представителей народа тайфа называют Энвера Шерфединова, Сабрие Эреджепову, реже — Эдие Топчи, Алима Фармазона или Зейнеп Люманову; все перечисленные персоналии — на самом деле урмачели.

Второе место по количеству мифов и легенд занимают караимы. Все легенды касаются происхождения караимов. Первоисточником этих мифов являются в первую очередь сами караимы, а также ряд дореволюционных учёных-этнографов, занимавшихся, выражаясь языком современного интернета, форсингом этих мифов. Дело в том, что слово «караим» можно толковать двояко: это может быть как приверженец караизма как религиозного учения, так и этнический крымский караим. Само название караимов — къарайлар, в единственном числе — къарай, то есть было бы правильнее их называть караями, а не караимами. Хотя их религией действительно является караизм, совмещающий в себе черты иудаизма, ислама, языческих тюркских верований и христианства. Исследователи постоянно путали караимов Крыма, Украины, Беларуси, Литвы и Польши с вавилонскими караимами, которые были, по всей видимости, этническими евреями. Усугубляет ситуацию то, что большинство караимов не владеет караимским языком. Подобные нюансы отражаются как в оценках самих караимов, так и в их оценке представителями других национальностей:

«Мы здесь древнейший народ, происхождение у нас ещё с Вавилона. С крымскими татарами мы не имеем ничего общего, а наш древнейший язык — иврит, но мы не евреи», — говорит респондент, 41 год, житель Симферополя, наполовину караим, наполовину украинец.

«Наша национальность передаётся по крови, но не по культуре. Родной язык нам учить негде, традиции, может, только в Евпатории живут. У многих ещё и фамилии русские или украинские, и именами христианскими детей стараются называть, потому что антисемитизм кругом», — говорит житель Симферополя, караим, 38 лет.

Более информированы о культуре и истории своей национальности евпаторийские караимы (основная часть из них проживает в евпаторийском Старом городе, как раз рядом с кенасой, которая и служит центром общения людей этой национальности). В их оценках меньше шаблонов, за исключением сохраняющегося ещё со средневековья мнения об антикараимском заговоре крымских татар, например, такое высказывание: «Попытки развивать нашу культуру тормозит Меджлис. Они хотят из нас сделать крымских татар, а к нашему вероисповеданию относятся враждебно, считая нас евреями и приравнивая к крымчакам».

Среди людей некараимской национальности также поддерживается миф об исключительности происхождения караимов, при этом русские часто противопоставляют караимов врагам — украинцам и крымским татарам:

«Здесь хохлов сроду никогда не было. Были евреи эти, караимы, и греки были. А татары, они сюда из Казани пришли в средние века, пусть туда и едут», — говорит пожилой житель Севастополя, выходец из России.

«Караимы — это самый древний народ в Крыму. У них вера еврейская, они тут на табачных фабриках работали», — говорит житель Севастополя, тоже пожилого возраста.

Нередко караимов путают с крымчаками — отюреченными сефардами, иудеями кафского обряда. Самих же крымчаков российские СМИ националистической направленности нередко путали с крымскими татарами, используя в адрес последних фразы типы «орды крымчаков». А в литературном украинском языке слово «кримчак» почему-то закрепилось в значении «крымчанин», хотя в классической украинской литературе оно никогда не употреблялось в таком контексте. Кстати, известный ресурс ari.ru записал в караимы и Владимира Ильича Ленина.

Большинство респондентов (не караимов) за пределами Евпатории не могут назвать ни одного известного караима. Жители Евпатории чаще всего называют городского голову Евпатории в предреволюционный период Семёна Эзровича Дувана. Из крымчаков самая известная личность — скандальный журналист Марк Пурим (Агатов), при этом для большинства респондентов является откровением, что поэты Илья Сельвинский и Яков Чапичев были крымчаками (многие вообще и фамилий таких не знают, хотя знают улицы, названные их именами). Самый оригинальный ответ по поводу известных крымчаков звучал так: «Со мной в школе пацан по фамилии Ачкинази учился, он сейчас в ГАИ работает, известный по Симферополю человек, вопросы решает».

В переводе с тюркских языков слово «гурбет» означает чужбину, чужую землю. В этнографии подобным термином принято называть целую совокупность проживающих в Крыму этнических групп, имеющих общую культуру, язык, сходные черты антропологического типа и особенности исповедания ислама. Гурбеты — это только одна из этих групп. В быту вся общность называется экзоэтнонимом «тайфа» («дайфа»), множественное число в крымско-татарском языке — «тайфалар». В русском языке крымчан преобладают зачастую уничижительные экзоэтнонимы «тайфушки», «тайфéнь», «тайфуганы». Сами же себя гурбеты стали называть словом «тайфалар» лишь в последнее время, по всей видимости, во время депортации вместе с крымскими татарами в Среднюю Азию.

По поводу крупнейшей из автохтонных национальностей Крыма — крымских татар мифы, распространяемые представителями нетатарских национальностей, довольно скучны и однообразны, зато поражают глубиной своего проникновения, причём зачастую даже за пределы Крыма. Из оригинальных образцов мифотворчества стоит отметить легенду о «заражённом палочками Коха молоке». Согласно этой легенде, нетатарам покупать молочные продукты у крымских татар нельзя, так как они специально подсовывают славянам и прочим людям нетатарских национальностей молоко, заражённое туберкулёзом.

«Они все туберкулёзом болеют, его привезли из Узбекистана. Видят, что покупатель не татарин (интересно, как это определить, если учесть, что городские крымские татары по-русски разговаривают без акцента, а внешность бывает обманчива, существуют как светловолосые и белокожие татары, так и смуглые и горбоносые крымчане славянского происхождения. — Р.М.), харкают в молоко под прилавком, пока его наливают, и продают его с палочками Коха. У них нам, русским, нельзя молоко покупать», — говорит жительница Симферополя, 35 лет.

По поводу разницы в антропологических типах крымских татар существуют тоже свои басни.

«Чистокровные крымские татары должны быть светлыми или рыжими. Ну, может, и не совсем рыжими, но кожа у них должна быть белая, как у славян. А вот эти вот, что из Узбекистана понаехали, они перемешались там с узбеками, туркменами и ещё чёрт знает с кем, все какие-то смуглые, узкоглазые», — говорит респондент, житель Симферополя, 50 лет, определяет себя неизвестной науке национальностью «русскоязычный».

«Вот эти узкоглазые — это татары, но не совсем. Их, ногайцев, раньше татарами не считали. Татары чистые — это таты, бахчисарайские и южнобережные. А вот те, что смесь с узбеками или туркменами, — это тайфа. Они вообще не татары», — говорит жительница Красногвардейского района, 18 лет, наполовину гречанка, наполовину русская.

В ответе отражаются определения, даваемые самими крымскими татарами, с использованием в переносном смысле экзоэтнонима «тайфа»: «Он наглый, как тайфа», «Хуже тайфы себя ведёт», «Матерится, как тайфа», «Ты, наверное не татарин, ты, наверное, тайфа, что так материшься». Соответственно, слово «тайфа» нередко используется для обозначения человека без рода и племени.

В остальном же доминируют, особенно среди некоренной части крымских славян, которые появились в Крыму после депортации, те мнения, которые были навязаны советской пропагандой: татары — нация предателей, татары засыпали водой родники и т.п. Распространена точка зрения о том, что крымские татары хотят создать в Крыму исламское государство и выжить оттуда славян. В Симферополе распространено мнение, что из Белогорского и Бахчисарайского районов в массовом порядке бегут русские, спасаясь от татарского террора.

Комментировать всё это сложно, так как многие их этих комментариев скорее представляют интерес для психиатра, чем для этнографа или политолога. Между тем мания преследования постоянно разжигается средствами массовой информации, причём из них крымские СМИ задействованы в этом процессе как раз в меньшей степени.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Проберёт до мурашек

7 жутких туристических направлений

Любители пощекотать себе нервы готовы отправиться в самые отдаленные уголки мира вопреки запретам и предупреждениям. «Вокруг света» рассказывает о семи жутких достопримечательностях.

02.12.2018 16:00, vokrugsveta.ru


Изумляющая Индия в объективе легендарного Рагху Рая

Фотографии, передающие индийский колорит

Говорят, что бедность – это стиль жизни в Индии. Страна ассоциируется с безденежьем, страданиями, болезнями, причудливым менталитетом и странной едой. Знаменитейший индийский фотограф Рагху Рай показывает, какова Индия на самом деле и как она выглядит с изнаночной стороны. На его фотографиях Индия – это не просто стереотип, а огромная, пестрая культура с бесконечным количеством граней.

14.10.2018 19:00, cameralabs.org


Одинокая смерть в Японии

Как работает сервис по ликвидации имущества умерших

Население Японии стареет и сокращается, поэтому в стране становятся все более популярными сервисы, помогающие избавиться от имущества умершего человека. Издание Bloomberg рассказало, сколько приносит этот бизнес и сколько в день платят «чистильщикам».

07.08.2018 13:00, Вероника Елкина, rb.ru


За что иностранцы любят и ненавидят русский язык

Изучающие русский рассказывают, почему шипящие звуки сводят с ума, слово «тапочки» ласкает слух, а сложные падежи учат смирению

Русский — один из самых сложных языков. Те, кто учит его как иностранный, ищут зацепки: за какие слова русский можно полюбить, чему нельзя найти аналог в родном языке, значение каких слов легко угадать. Ориентируются, как могут, в дивном мире кириллицы, спряжений и падежей. «Лайфхакер» раскопали самые странные и интересные лайфхаки тех, для кого русский не родной.

23.04.2018 13:00, Николь Морозова, lifehacker.ru


19 невероятных фотографий, сделанных дронами

И очень талантливыми людьми, конечно

Платформа SkyPixel подвела итоги своего конкурса фотографий с дронов, в котором приняли участие фотографы (как профессионалы, так и любители) из 141 страны. Вот 19 самых необычных и красивых работ конкурса.

18.02.2018 13:00, Вероника Елкина для rb.ru


Исчезают ли цивилизации?

Или это только красивые мифы

Популяризация идеи о том, что апокалипсис настиг народ Майя и жителей острова Пасхи — это результат хорошей работы телевидения и плохой работы археологов.

17.02.2018 13:00, inosmi.ru


Не в силах выразить

10 сложных языков со всего мира

Даже некоторые из европейских языков невозможно одолеть, не потратив на это как минимум год. И все же они невероятно просты по сравнению со специфическими языками, которые могут оказаться не по зубам даже самому квалифицированному лингвисту.

04.07.2015 15:30


Начать жизнь на Кипре

Руководство для переезжающих россиян

Переезд в чужую страну: решиться сложно, осуществить - кажется, реально. Как сделать это с Кипром? Пошаговая инструкция и ответы на часто задаваемые вопросы - работа, ВНЖ, цены на аренду, образование, медицина - от продюсера анимационной студии Toonbox и автора идеи Mr. Freeman'а Павла Мунтяна.

26.06.2015 13:00, Павел Мунтян


Преображение космополита

К чему я привык на Кипре

Свежие фрукты круглый год, отсутствие пробок и полицейских на улицах, взаимное доверие людей – все это похоже на прекрасную мечту жителя большого города. Однако встречается в реальности: Кипр готов многим удивить русского человека. Продюсер анимационной студии Toonbox и автор идеи Mr. Freeman'а Павел Мунтян о привычках островного жителя.

23.06.2015 09:00, Павел Мунтян


Очень много красивых людей

Тбилиси. Впервые побывав в этом чудесном городе, не могу не написать пары строк

Старый город - это самое больное. Он безвозвратно разваливается и, кажется, шансов на сохранение почти нет. Красивейшие тбилисские дворики и расписные подъезды домов - в полном запустении.

09.06.2015 18:00, Дмитрий Мендрелюк






 

Новости

Найден древнейший геоглиф на плато Наска в Перу
На плато Наска в Перу найден геоглиф, являющийся древнейшим среди всех, ранее обнаруженных в этой местности. Гигантский рисунок представляет собой изображение косатки, сообщает Welt.
В Чехии установили почтовый антирекорд. Письмо из Сочи в Прагу шло 28 лет
Чешское агентство рекордов «Добрый день» зарегистрировало факт самой длительной почтовой доставки в истории страны — письмо шло 28 лет и 19 дней
Небо-зеркало
В небе над Томском ученые зафиксировали уникальный оптический эффект
Умрем ли мы от супервспышки?
Астрофизики сообщили о возможности Солнца произвести супервспышку
Расселение протославян связали с Позднеантичным ледниковым периодом
Причиной больших исторических перемен в VI и VII столетиях мог быть неизвестный ранее период похолодания в Евразии

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.