В среду правительство и Центробанк отчитались об антикризисных мерах. Руководители профильных комитетов, возглавляемых единороссами, высказались лояльно. Однако не только в выступлениях оппозиции, но и в официальных заключениях комитетов содержится серьёзная критика.
Соскучились по премьеру
Хотя правительство и хвалилось оперативностью своей работы, но его посланцы умудрились опоздать в Госдуму к началу рассмотрения главного вопроса дня. Это вызвало раздражение депутатов. Их взвинченность чувствовалась ещё во время «разминки» (рассмотрения повестки дня). Валентин Романов и Алевтина Апарина требовали трансляции на всю страну. Возмущались, что в Госдуму явится не премьер, а его первый зам. «Мы уже Владимира Владимировича только по телевизору видим», — тосковал по образу председателя Владимир Федоткин. Спикер Борис Грызлов утешал: по процедуре могли бы рассмотреть отчёт правительства и без присутствия его представителей. Придёт первый вице-премьер Игорь Шувалов, он как раз и возглавляет антикризисную комиссию... Договорились не переносить рассмотрение отчёта: за это мудрое и толерантное решение проголосовали 374 депутата.
Игорь Шувалов поднялся на трибуну на 12 минут позже намеченного часа. Ему, конечно, в конце добавили время и дали высказаться. Ещё бы — тема жизненно важная для всей страны: отчёт правительства России и информация Центрального банка о реализации мер по поддержке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики, социальному обеспечению населения и других мер социальной политики за четвёртый квартал 2008 года и первое полугодие 2009 года.
Впрочем, особых сюрпризов никто не ждал: вряд ли можно было предположить, что Госдума в её нынешней конфигурации может не принять отчёт правительства. Его, разумеется, приняли. По официальной формулировке — приняли к сведению.
Оказалось, что кризис не кончился
Игорь Шувалов констатировал, что «кризис в его острой фазе начал развиваться год назад». Он напомнил, как 16 сентября 2008 года правительство и Центробанк провели экстренное совещание и наметили самые активные меры по преодолению кризиса. Работали оперативно, единой командой с Центробанком.
Надо отдать должное первому вице-премьеру: он не стал убеждать депутатов, что кризис преодолён. В правительстве не согласны с утверждениями об окончании кризиса, заявил он.
А между тем в последнее время некоторые представители правительства сделали столько публичных заявлений, исполненных оптимизма, что можно было ожидать их и от главы антикризисной комиссии. Не таков он оказался, более выдержан в оценках. Сказал так: «Низшую точку российская экономика прошла». И добавил: медленно, осторожно, постепенно ситуация в экономике начинает выправляться. Острая фаза кризиса позади (эту фразу он повторил не один раз). Входим в период восстановления. Он может продолжаться около двух лет, а может и затянуться. «Период восстановления закончится к 2012 году», — осторожно заключил И. Шувалов. Но тут же уточнил: а может, и чуть позже. Вот какой урок политеса преподнёс он сидевшему рядом Алексею Кудрину, порой весьма несдержанному в оценках ситуации (причём как в плюс, так и в минус).
И. Шувалов перечислил нависающие над страной угрозы: «Инфляция, безработица, шоковое сокращение спроса на некоторые виды промышленности». Он предупредил: «Мы к таким негативным вариантам должны быть готовы». Из доклада следует, что всегда готовы.
Два мира — два образа жизни
После сдержанно-суровой преамбулы первый вице-премьер перешёл к перечислению свершений и достижений. Меры социальной поддержки не свёрнуты. В результате действий по преодолению безработицы создано от 0,5 млн до 1 млн рабочих мест. Сразу захотелось задать вопросы. Ничего себе разброс! Так полмиллиона или миллион? Если даже всего полмиллиона — где, в каких отраслях? Каким образом удалось их создать? За счёт открытия новых заводов? Или всех полмиллиона граждан пригласили на общественные работы — рыть траншеи, мести трамвайные пути? Конкретизации не последовало. Эта тема, видимо, не очень приятна правительству. Даже не сказали, сколько в стране безработных. Об этом сказано в отчёте комитета Госдумы по труду и социальной политике: более 10% экономически активной части населения.
Докладчик напомнил, что пособия по безработице выросли, пенсии проиндексированы. Реальные доходы населения «практически не понизились»! Эту фразу оставим на совести тех, кто готовил данные для первого доклада первого вице-премьера. Опять ловишь себя на том, что возникают вопросы: ходит ли докладчик в магазины, знает ли, как подорожали продукты и что можно купить на пособие по безработице? Тем более на его минимум (меньше 900 рублей)? Наверное, это и не деньги вовсе по меркам наших чиновников. Поэтому не стоят они упоминания.
Следующая фраза перечёркивает все предыдущие выводы о взвешенности оценок И. Шувалова. После того как он сообщил, что реальные доходы населения «практически не понизились», последовало утверждение, вызвавшее дружный ропот среди журналистов, слушавших отчёт: статистика у нас в этой сфере, оказывается, лучше, чем в странах Европы!
И вот кульминация: докладчик привёл данные по снижению ВВП. Правительство ожидало, что оно составит в 2009 году 2%, падение достигало в течение года более 10%, а по итогам года будет чуть более 8%. Инфляция ожидается на уровне 11%.
Мы всё время помнили про финансовый сектор
Далее И. Шувалов произнёс фразу, которая косвенно может передать глубинную суть нашей антикризисной борьбы: «Мы всё время помнили про финансовый и кредитный сектор». После этого ему отключили микрофон, но потом добавили ещё семь минут.
Первый вице-премьер сообщил, что зарезервировано 300 млрд рублей под выдачу госгарантий. Правительство распределит весь объём госгарантий по кредитам предприятиям реального сектора до конца октября. «Комиссии Минфина и Минэкономразвития в настоящее время работают очень активно, чтобы до конца октября, может, начала ноября эту работу закончить. Заёмщиков у нас достаточно, мы сейчас с банковскими учреждениями отрабатываем механизмы, чтобы проекты были очень эффективными и компании, которые получают госгарантии, представляли программы финансового оздоровления, с тем чтобы мы понимали, что мы не просто деньги закопали».
Подводя итоги работы правительства по преодолению кризиса, он сказал: «Формируя антикризисный план, мы ставили две задачи: сохранение денежно-кредитной системы и банковской системы страны, а также доведение её до состояния стабильной работы.
Во-вторых, необходимо было обеспечить как можно меньшее падение российской экономики, с выходом во втором полугодии 2009 года на начало роста.
Поскольку эти цели достигнуты, считаю, что меры были эффективными». Лучше бы, конечно, такую оценку дали депутаты, а не правительство самому себе.
По словам И. Шувалова, правительство готовит новый антикризисный план на 2010 год.
Отвечая на вопросы депутатов, почему государство не забирает пакеты акций, раздавая деньги собственникам компаний, первый вице-премьер заверил, что российское правительство постарается избежать национализации предприятий, даже в случае непогашения ими кредитов.
Государство — плохой менеджер
«Это вредно, и необходимо к этому прибегать только в исключительных случаях. Государство — плохой менеджер, у нас нет необходимых ресурсов, чтобы обеспечить надлежащее управление таким количеством сложных предприятий», — заявил он. Пожалуй, это было самым ударным местом в выступлении И. Шувалова.
Он считает, что помочь должникам правительство было обязано, чтобы стратегические пакеты акций, находящиеся в залоге, не были реализованы в пользу иностранных лиц. «Мы сохранили в российской собственности эти пакеты акций, выдали необходимые кредитные ресурсы, поддержали их на определённое время, и в случае если не будет возвращён кредит, тогда будем реализовывать эти пакеты», — пояснил первый вице-премьер.
Долой риски
Глава Центробанка Сергей Игнатьев признал, что беззалоговые кредиты, которые выдавались банкам, — это большие риски, и центробанки других стран таких кредитов не дают. Делал это ЦБ «для замещения выбывающих банковских ресурсов». По мере выхода экономики из кризиса такое кредитование должно быть свёрнуто, пообещал он. А пока беззалоговым кредитованием охвачено 217 банков, из которых задолженность по беззалоговым кредитам имеют только 75 (ничего себе — только!). Средняя ставка предоставления кредитов — 9,89%. Объём задолженности банков перед Центробанком по выданным кредитам достигал в феврале максимума 1,92 трлн рублей, а на 10 сентября составил 437 млрд рублей.
Однако такие бешеные долги не останавливают Центробанк. Его глава заверил: мировой финансовый кризис не закончился, поэтому до 31 декабря 2010 года этот механизм надо продлить.
Не боится государство рисков, однако. А вот за банки переживает: слишком под высокие ставки дают кредиты населению, аж 18—20%, «это очень высокие риски», сетует Сергей Игнатьев. По его словам, инфляция снижается и может оказаться даже ниже прогнозов. Кстати, когда депутаты задали вопрос о необходимости более длинных кредитов для реального сектора, г-н Игнатьев заметил: «Давать и получать длинные кредиты очень рискованно».
Критика отовсюду
Действия правительства оценивали представители всех фракций и четырёх профильных комитетов. Вполне предсказуемо, что единороссы (а именно они во главе экономических комитетов) выступали лояльно, хотя в официальных заключениях профильные комитеты высказались довольно критично (см. цитаты). Глава комитета по финансовому рынку Владислав Резник заявил, что «в России, как и во всём мире, кризис в финансовом секторе залит деньгами». Важно, чтобы эти средства не подменяли собой рыночные механизмы и не создавали иллюзию безупречности российского финансового сектора, считает г-н Резник. «Кризис оголил многие системные и структурные проблемы в регулировании финансового рынка, которые нам предстоит решать», — отметил он.
Оксана Дмитриева, представлявшая «Справедливую Россию», была наиболее очевидным оппонентом (правда, докладчик счёл, что она исказила статистику, потрясая политической программой). Из всех стран с развитым ТЭК у России самое значительное падение экономики, заявила она. В таких странах, как Саудовская Аравия, кризис вызвал падение всего на 1%. В Китае — рост 6%, в США — 3%, у нас — падение 8,5%. «Результат выхода из кризиса — самый плохой», — констатировала О. Дмитриева.
По её словам, средства, закачанные в экономику в ходе антикризисных мер, распределились так: 85% на поддержку финансового сектора, 15% — реального сектора и населения.
И вот, пожалуй, самый главный упрёк правительству. Неправильный выбор мер поддержки: вместо снижения налогов — режим ручного управления, поддержка определённых групп. «Деньги через верх до экономики не дошли», — сформулировала г-жа Дмитриева своё видение итогов работы правительства. По её убеждению, модернизации экономики не произошло, «мы выходим из кризиса с ещё более сырьевой экономикой», а собственников, которым давали деньги безо всяких обязательств и ответственности, ещё больше развратили. И последний аккорд: наше правительство кризис пережидает, ждёт выхода из кризиса мировой экономики, действуя по принципу «прошла весна, настало лето — спасибо партии за это».
О вредности торжествующей однопартийности, политического монополизма говорил и лидер ЛДПР Владимир Жириновский: «Главная проблема — в стране нет конкуренции политических сил». При монополии нет развития, заключил он.
Большие деньги, закачанные в финансовый сектор, не дойдут до реального сектора, убеждены и другие выступавшие представители фракций. Глава КПРФ Геннадий Зюганов заявил, что «ни копейки не дошло ни до поля, ни до станка». Такое же убеждение высказал и Жириновский. При этом некоторые их рецепты до боли похожи: Зюганов предлагает национализировать топливно-сырьевой комплекс, Жириновский — «вернуть государству всю тяжёлую промышленность и все сырьевые отрасли».
В комментарии «Частному корреспонденту» В. Жириновский подтвердил свою позицию: «Производство надо передать обратно в руки государства. Без этого движения вперёд не будет. Реальный сектор не получает нужного дыхания. Надо восстановить обычный Госплан, Госснаб и заставить работать». Деньги, которые дали банкам, не дойдут до реального сектора? «Нет, не дойдут, потому что это частный сектор, он не хочет рисковать. А государство будет рисковать. Нужна национализация банков. Нужна национализация всей тяжёлой промышленности. Только так, и так будет», — с фанатической убеждённостью пророчит г-н Жириновский.
В народе есть поверье, что некоторые экстравагантные идеи, озвучиваемые Владимиром Вольфовичем, — это обкатка на публике отдалённых намерений власти, такие пробные шары. Если это хотя бы отчасти так, то его заявление о повальной национализации звучит угрожающе.
В заключительном слове И. Шувалов не стал однозначно отвечать, надо национализировать или нет. Он лишь заметил, что «не надо загонять себя в рамки догм». Главное, чтобы экономика была инновационной. «Мы считаем, всё хорошо, когда оно сбалансировано». Такое уклончивое заключение настораживает. По крайней мере вряд ли оно даёт инвесторам твёрдую гарантию: в России рынок необратим, а собственность священна.
Куда направлялись деньги
По состоянию на 1 июля 2009 года в ВЭБ размещены средства Фонда национального благосостояния в сумме 432,1 млрд рублей по ставке 7% годовых. Около 60% из них (257 млрд рублей) предоставлено шести кредитным организациям в виде субординированных кредитов без обеспечения сроком на десять лет по ставке 8% годовых с единовременным погашением в конце срока.
Оставшиеся 40% средств (174 млрд рублей) вложены ВЭБ в различные ценные бумаги российских компаний в целях поддержки национального фондового рынка. В четвёртом квартале 2008 года в уставной капитал ВЭБ внесён имущественный взнос РФ в сумме 75 млрд рублей на реализацию мер по поддержке финансового рынка.
Кроме того, во втором квартале 2009 года министерством финансов в уставной капитал ВЭБ внесены средства федерального бюджета в сумме 100 млрд рублей на реализацию мер по поддержке банковской системы. По состоянию на 1 июля 2009 года на рынке межбанковского кредитования ВЭБ было размещено 71,8 млрд рублей, привлечено — 11,8 млрд рублей
В целях поддержания ликвидности банковской системы страны Федеральное казначейство в рассматриваемый период разместило на банковские депозиты средства федерального бюджета в сумме 936,2 млрд рублей. Эти средства размещались в 32 кредитных организациях, заключивших с Федеральным казначейством соответствующие генеральные соглашения, на срок 7, 35 или 91 день.
Наибольший объём средств был размещён на депозитах ОАО «Банк ВТБ» — 381 млрд рублей, что составило 40,7% от общей суммы размещённых средств. Минимальная ставка размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты колебалась в пределах от 8% (2008 год) до 15% (2009 год) годовых.
В доход федерального бюджета от размещения средств за рассматриваемый период зачислено 4,2 млрд рублей, ожидаемые доходы по состоянию на 1 июля 2009 года дополнительно составляют 10,9 млрд рублей.
В части увеличения капитализации госкорпорации «АСВ» (Агентство страхования вкладов) в четвёртом квартале 2008 года в уставной капитал АСВ внесён имущественный взнос РФ в размере 200 млрд рублей. Как следует из отчёта правительства, по состоянию на 1 июля 2009 года для предупреждения банкротства 18 кредитных организаций АСВ выделено 180,8 млрд рублей. Из них 5,7 млрд рублей (3%) было направлено на выкуп АСВ акций (долей) в уставных капиталах двух банков; 20,45 млрд рублей (11%) направлено АСВ на приобретение активов (включая финансирование под уступку прав требования); 154,65 млрд рублей (86%) предоставлено различным юридическим лицам в виде кредитов для осуществления мероприятий по предупреждению банкротства указанных банков под 6,5% годовых на срок от двух до пяти лет. При этом 10,2 млрд рублей из указанной суммы были размещены АСВ по ставке 0,5% годовых на срок пять лет в двух кредитных организациях.
В рассматриваемый период АСВ осуществляло также инвестирование временно свободных денежных средств имущественного взноса Российской Федерации в сумме 136,1 млрд рублей. Около 40% этих средств (54 млрд рублей) инвестированы в финансовые инструменты кредитных организаций с доходностью 12% годовых, а 57% (78 млрд рублей) размещено на депозиты в Банке России под 6,7% годовых.
За отчётный период Банк России предоставил более 5,2 трлн рублей кредитов без обеспечения кредитным организациям. Средневзвешенные процентные ставки по предоставляемым кредитам варьировались в рассматриваемом периоде от 10 % до 18 % годовых.
Источник: отчёт правительства
Как оценивает Госдума антикризисные меры
Сводное заключение на отчёт правительства и информацию ЦБ РФ представили четыре профильных комитета Госдумы: по бюджету и налогам, по финансовому рынку, по экономической политике и предпринимательству, по труду и социальной политике. По мнению депутатов, представленные в Госдуму сведения в основном соответствуют законодательству. Принятые меры позволили не допустить катастрофического развития событий в национальном финансовом секторе и сохранить контроль над основными финансово-экономическими процессами, считают депутаты.
По мнению Комитета, выделение кредитным организациям значительных объёмов средств для кредитования реального сектора экономики (в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства) и принимаемые в данной сфере меры не всегда были достаточно эффективны, в связи со значительным удорожанием кредитных ресурсов, а также существенным ужесточением требований банков к заёмщикам.
Они отмечают, что в представленных документах отсутствует некоторая информация об объёмах средств, предусмотренных в федеральном бюджете в составе антикризисных мер и фактически исполненных за первое полугодие года. В частности, не приведены сведения о расходовании 389,2 млрд рублей на предоставление межбюджетных трансфертов на мероприятия по повышению уровня пенсионного обеспечения граждан и индексации социальных выплат; 4,5 млрд рублей на осуществление индексации социальных выплат в связи с ростом уровня инфляции; 150 млрд рублей на предоставление бюджетных кредитов бюджетам субъектов РФ; 20 млрд рублей на иные мероприятия по поддержке оборонно-промышленного комплекса и т.д.
В представленных сведениях нет информации о количестве создаваемых рабочих мест; о перечне юридических лиц, объёмах и условиях предоставления им ВЭБом кредитов (займов) в иностранной валюте для погашения и (или) обслуживания кредитов (займов), полученных до 25 сентября 2008 года от иностранных кредиторов; об объёмах выданных Центробанком юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям банковских кредитов и о структуре таких кредитов по признаку их срочности.
Суммарная задолженность по заработной плате на 1 июля 2009 года составляла 7194 млн рублей, или 2% месячного ФЗП работников наблюдаемых видов экономической деятельности. Из них 96,3% задолженности образовалось из-за отсутствия собственных средств у работодателей.
Анализ реализации принятых мер по выводу страны из кризиса показал, что в отчётном периоде недостаточно эффективно решались проблемы доведения финансовых ресурсов до реального сектора экономики и повышения доступности банковских кредитов, отметили депутаты.
При дальнейшей реализации антикризисных мер рекомендовано особое внимание уделить повышению эффективности освоения бюджетных средств; дальнейшему развитию мер активной политики занятости на рынке труда в регионах; совершенствованию законодательства о банкротстве; подробному анализу потребностей в финансовых ресурсах госкорпораций в увязке с имеющимися в их распоряжении свободными денежными средствами и т.д.
Читать @chaskor |